Конспект занятия по ознакомлению с социально-предметным миром для детей подготовительной группы. Конспект занятия по социальному миру в подготовительной группе

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Приобщение к социокультурным ценностям»

Тема: «Путешествие в прошлое книги»

Возрастная группа: подготовительная группа

Выполнил:

Воспитатель Маннанова Г.Д.

Стаж: 21 год

Какрыбашево 2015

Программное содержание:

Образовательные задачи:

    познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

    показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;

    вызвать интерес к творческой деятельности человека;

Развивающие задачи:

    развивать познавательный интерес, умения делать выводы, обобщать, размышлять

    развивать устную речь.

Воспитательные задачи:

    воспитывать бережное отношение и интерес к книгам.

Словарная работа: бамбуковые пластины, папирус, береста, пергамент, свиток, летописи, летописцы, печат­ный станок, типография, переплет, издательство;

Материалы: современные книги разного формата, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, набор картинок от прошлого к настоящему книги, портрет первопечатника И.Ф. Федорова, чистые листы, штампики, разные виды бумаги, ноутбук, презентация

Ход ООД:

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

О чём идёт речь?

Дети: Книга

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. Сегодня как настоящие учёные, мы будем исследовать книгу. Пожалуйста, внимательно рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей?

Дети: корешок, листы, обложка.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Сейчас у нас Алмаз будет в роли живого письма – гонца, я через него отправлю письмо Лилии Робертовне. Алмаз, передай, пожалуйста, что 6 ноября в пятницу в 10 часов будет осенний праздник в средней группе, и что старшую группу приглашают на праздник.

А теперь вернемся к тому времени, когда только появились люди. (Подходим с детьми к изображению наскального письма.)

Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

(Раздают детям маркеры, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

Воспитатель: Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время. Куда это мы попали? К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ - узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

(Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.)

Физкультминутка:

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать в ладоши влево - вправо.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так… Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Потом, люди изобрели письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Давайте, мы тоже попробуем нарисовать такое письмо, возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение. (Дети рисуют)

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Но так как бумаги в те времена ещё не было , то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

Воспитатель: Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

Дети: Нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места.

Воспитатель: Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, а на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста? (ответы детей). Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

Но папирус рос не везде. И там где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. А давайте мы сейчас это и проверим. (Пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех. Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, которые вы видите на выставке. Людям помогают машины печататькрасочные обложки.

Мы живем в современном мире, в 21 веке – веке инноваций, новых технологий. Существуют не только книги из бумаги, а даже аудиокниги –эти книги мы не можем держать в руках и читать. Их слушают. Задание: прослушайте отрывки аудиосказок и отгадайте их название. Воспитатель: Еще существуют электронные книги – их можно читать с компьютера, в интернете, перелистывая страницы с помощью кнопки. (Просматривание электронных книг по ноутбуку)

Таким образом, история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал. Какой материал вы запомнили?

Ответы детей сопровождаются показом картинок (камень, дерево, металл, кожа, папирус, пергамент, береста, бумага).

Воспитатель: Для чего существуют книги? Что они нам дают? Для чего мы их читаем?

Воспитатель: Книги хранят историю прошлых лет, повествуют о том, как раньше жили люди, как изменяется мир. Они учат нас жить, рассказывают различные поучительные истории, дают знания, книги хранят мудрость народа.

Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и о космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия. Читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Воспитатель: Существует много пословиц и поговорок о книгах.

Давайте поиграем в игру.

Задание: нужно закончить фразу.

Начало фразы

Кто много читает,
С книгой поведешься,
Ум без книги,
Нет умного соседа –
Написано пером,
Книжку читай,
Будешь книги читать –
Прочел хорошую книгу –
Книга подобна воде,
Книга твой друг,
Хорошая книга

окончания

тот много знает
ума наберешься
как птица без крыл
с книгой побеседуй
не вырубишь топором
разуму набирай
будешь все знать
встретился другом.
дорогу пробьет везде
без нее как без рук
ярче звездочки светит

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично знаете пословицы и поговорки о книгах.

Воспитатель: Чем болеют книги? Чем и как их лечить?

Книга, как и человек – может заболеть и умереть – разрушиться полностью.

Главными причинами этих несчастий являются время и небрежное отношение к книгам.

«Заболеть» книге помогают вода, свет. Это природные враги. От них книгу можно беречь и охранять. А как быть с теми, кто целенаправленно своими руками разрушает книгу – небрежными читателями?

Книгу портит перегибание, резкое открывание, загнутые углы страниц, следы грязных пальцев…

Дорогие дети! На вопрос: «Что такое книга?» вроде бы и отвечать не надо. Об этом знает каждый. Но мы сегодня открыли с вами что-то важное, новое. Одним словом, мы совершили увлекательное путешествие по стране книг. Вы у меня просто молодцы! Я хочу подарить вам новую книгу в ваш книжный уголок, путешествие окончено. Отдыхайте. Всем спасибо!

Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной к школе группе, раздел: «Ознакомление с трудом взрослых», тема: «Путешествие в Солнечный город – город профессий»

Подготовили: старший воспитатель высшей квалификационной категории Нежданова З. А., воспитатель 1 квалификационной категории Каханкина М. А., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Пикунова Н. Н., муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30» г. Сергиев Посад.

Программное содержание:

Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий;
Расширять и конкретизировать представления о профессиях (библиотекарь, художник, автослесарь, кондитер, лесничий, архитектор);
Развивать речевую активность, диалогическую речь, расширение словарного запаса;

Предварительная работа:

Экскурсии: в библиотеку, Дом Творчества «Родник», Дом Художника, музеи города;
Беседы с детьми о профессиях родителей;
Рассматривание картин, иллюстраций на тему: «профессии»;
Рисование, аппликация на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»;
Оформление фотовыставки на тему: «Профессии моих родителей»;

Чтение художественной литературы:

Д.Родари «Чем пахнут ремесла»;
С.Я.Маршак «Пожар»;
С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа»;
К.И.Чуковский «Айболит» и др.;

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я хотела бы предложить нам сегодня, совершить увлекательное и познавательное путешествие в удивительный Солнечный город, «город профессий».

Профессии бывают разные –
Все они очень важные:

Дети:

Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр, монтер …

Воспитатель и дети (вместе):

Все профессии важны,
Для нашего города все нужны!

Воспитатель:

А поможет нам в нашем путешествии очень интересный и умный собеседник, литературный герой сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». А кто он, догадайтесь, послушав мою загадку!

«У этого персонажа книги лежат и на столе, и под столом, и даже на кровати. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора». Догадались, о каком герое идет речь?

Дети:

Входит Знайка.

Знайка:

Здравствуйте, ребята! Узнали меня, я пришел к вам из Солнечного города, я очень люблю читать разные книжки, из книг я узнаю много нового, они всегда рядом со мной, поэтому меня все зовут - Знайкой. Сегодня мне очень хочется пригласить в свой любимый Солнечный город, познакомиться с моими друзьями и их профессиями.

Воспитатель:

Ребята, принимаем Знайкино приглашение?

Дети:

(Ответы детей).

Знайка:

Ну вот и хорошо, путешествие начинается! (Звучит музыка). Раз, два, три, повернись, в Солнечном городе очутись!

Знайка:

Вот мы и на месте, посмотрите вокруг, как красиво! Вам нравится?

(Ответы детей).

Знайка:

Для начало ребята, я хотел бы пригласить вас в свое самое любимое место, туда, где я люблю бывать чаще всего!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много здесь книг, журналов! Как вы думаете, что это за место? Почему Знайка любит бывать здесь чаще всего?

Дети:

Это библиотека – дом, где живут книги, Знайка очень любит их читать.

Знайка:

Ребята, а вы знаете, кто работает в библиотеке и чем он занимается?

Дети:

Библиотекарь оказывает помощь в выборе книг, журналов. Все книги стоят на полках и стеллажах, на каждого читателя заполняется читательский билет, куда записываются все книжки, которые люди выбирают домой для чтения.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, чем профессия библиотекаря так важна для нас?

Дети:

Эта профессия помогает всем нам узнавать из разных книг, энциклопедий и журналов много всего интересного, например, какие бывают разные страны, города, люди, животные. А Вы знаете, уважаемый Знайка, у нас в группе есть тоже небольшая библиотека, в которой тоже есть очень много книг и журналов, ребята с удовольствием любят там играть!

Знайка:

Молодцы ребята, Помните всегда, что книги – это наши друзья, берегите их! А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть к моему другу и познакомить вас, у него очень интересная профессия.

Воспитатель:

(Обращает внимание детей на дом художника). - Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Какой необычный домик! Как вы думаете, кто здесь живет!

Дети:

Художник.

Знайка:

Это дом моего друга Тюбика. Он художник, он пишет красивые картины.

Воспитатель:

(Обращает внимание детей на стол). - Что использует художник в своей работе?

Дети:

Кисти - для того, чтобы рисовать, мольберт-чтобы держать бумагу или холст, разные краски, палитру-чтобы смешивать краски.

Воспитатель:

Ребята, художники очень талантливые и одаренные люди, своими роаботами-картинами они приобщают нас к прекрасному, дают нам возможность увидеть красоту природы, и многое другое. Это замечательные портреты, натюрморты, пейзажи.

Воспитатель:

Уважаемый Знайка, наши ребята тоже талантливые художники, у нас есть своя детская, художественная галерея, куда мы выставляем свои работы. Посмотри, пожалуйста. Воспитатель обращает внимание на детские рисунки.

Знайка:

Молодцы, у вас получились хорошие работы, если вы и дальше так будете стараться из вас могут получиться настоящие художники. А сейчас, мои юные друзья, я предлагаю вам превратиться в необычных художников и рисовать мы сейчас с вами будем не на бумаге, а в воздухе.

Физминутка «В небе облако плывет»

(выполнение движений под музыку со словами)

В небе облако плывет,
А внизу цветок растет,
Справа дерево и речка,
Слева домик и крылечко.

Знайка:

Посмотрите, какой у нас с вам получился воздушный, легкий пейзаж, я думаю, что Тюбик обязательно изобразит его на бумаге (звучит звук клаксона).

Воспитатель:

Ой, что это, вы слышите, ребята, вон от туда раздается звук. Пойдемте, посмотрим.

Знайка:

Вы узнали, кто из моих друзей живет в этом необычном домике? На что похож этот домик?

Дети:

(Ответы детей: В этом домике живут Винтик и Шпунтик).

Знайка:

Ребята, а вы знаете какая профессия у моих друзей, кем они работают?

Дети:

Эта профессия называется автослесарь, они работают автослесарями.

Воспитатель:

Расскажите ребята, чем занимается автослесарь?

Дети:

Автослесарь ремонтирует машины, вначале он внимательно осматривает все детали машины, находит неполадки, потом начинает ремонт, если надо, автослесарь еще и покрасит ее, и тогда машина снова как новая может выезжать в рейс и доставлять людей и грузы по месту назначения.

Знайка:

Вы знаете чем важна для людей эта профессия?

Дети:

Если бы не было такой профессии, то все машины стояли бы сломанными, людям пришлось бы ходить пешком, они не смогли бы переносить тяжелые грузы.

Знайка:

Ребята, у моих друзей очень много работы, давайте им поможем. Выберите только те инструменты, которые понадобятся Винтику и Шпунтику для ремонта машин.

Дидактическая игра «Собери инструменты»

(Игрушечные пластмассовые инструменты лежат на столе, картинки на фланелеграфе).

Знайка:

Спасибо вам ребята, вы очень помогли моим друзьям! Я думаю, они будут очень довольны! А сейчас запомните самое главное – в каждом деле должен быть порядок, все вещи всегда должны лежать на своих местах.
(По залу разносится запах ванилина).

Воспитатель:

Ой как вкусно пахнет! Откуда этот вкусный запах? Посмотрите у нас на пути еще один домик, чей он узнали, кто в нем живет?

Дети:

Да узнали, в этом домике живет Пончик.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, как называется профессия Пончика, кем он работает?

Дети:

Пончик работает кондитером.

Знайка:

Кто такие кондитеры, вы знаете?

Дети:

Кондитеры пекут для людей разные сладости: торты, рулеты, кексы, пряники, печенья, пирожки, пирожные.

Воспитатель:

Кондитеры делают нашу жизнь радостнее, веселее, Вспомните, ни один праздник не обходится без торта или пирожных, которые с любовью они готовят и мастерят для всех нас. Дорогие ребята, и вы, уважаемый Знайка, скажу вам по секрету, что в конце нашего увлекательного путешествия нас ждет сюрприз.

Знайка:

Спасибо, сюрпризы я люблю. А пока прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? (звучат голоса птиц)

Дети:

Это поют птицы.

Воспитатель:

Как вы думаете, куда мы пришли? (Ответы детей)

Знайка:

Мы с вами оказались на лесной полянке, а вот и домик лесничего. Кто из вас знает, кто такой лесничий и чем он занимается?

Дети:

Это человек, который заботится о лесе, птицах и животных, которые живут в лесу, следит, чтобы не было пожаров в лесу, люди не вырубали деревья, елки, не разоряли гнезда птиц и норы животных.

Знайка:

Ребята, все правильно вы сказали, лесничий – это доктор леса, он бережет и охраняет здоровье и жизнь леса, а еще он следит за тем, чтобы люди соблюдали правила поведения в лесу. А вы знаете эти правила, как надо вести себя в лесу, в природе?

Дидактическая игра «Правила поведения на природе»

Вы в поход пошли, ребята?
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться...

Коля гнёт большую ветку,
Ян в мешок собрал объедки.
И кого из них ругать?
Коле - два, а Яну - пять!

Вокруг вас остались банки,
Целлофан, железки, склянки?
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой -
Унесём его с собой!

Воспитатель:

Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете все правила, давайте вместе беречь и любить нашу природу и никогда не загрязнять ее. Лес-это наше богатство. Если погибнут леса, погибнет все живое.

Знайка:

Лесничий теперь будет точно уверен, что вы ребята, никогда не нанесете вред лесу, окружающей среде. И он всегда будет рад видеть вас с родителями в лесу.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня получилось очень интересное, познавательное и увлекательное путешествие, вам понравилось? (Ответы детей) Вы обратили внимание, какие в этом городе необычные и красивые дома? Скажите, пожалуйста, Знайка, кто построил их?

Знайка:

Я думаю вы ребята знаете, кто строит дома? (Ответы детей) А вам известно, что прежде чем построить здание, его необходимо сначала нарисовать на бумаге, а по-научному - спроектировать.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, чем занимается архитектор?

Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет
И чтоб был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.

Знайка:

Ребята, а вы хотите построить свой дом в нашем Солнечном городе? (Ответы детей) Тогда приступайте, вот вам материал для строительства (дети под музыку строят из конструктора дом).

Знайка:

Большое спасибо вам, вы все дружно, ловко потрудились, теперь в нашем городе будет новое, красивое здание.

Воспитатель:

Как вы думаете, что будет расположено в этом красивом здании? (Ответы детей).

Вот и подошло к концу наше путешествие по Солнечному городу, Вы познакомились с новыми профессиями, узнали о работе людей этих профессий. Все они очень нужны и важны для людей, и надо много знать и хорошо учиться, чтобы получить хорошую профессию и стать настоящим специалистом. Трудом создается все необходимое человеку и люди работают друг для друга.

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова
Стало быть, так и выходит
Все что мы делаем нужно
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Воспитатель:

Спасибо тебе, Знайка, что ты пригласил нас в свой замечательный город, и был нашим собеседником. А сейчас наша очередь пригласить тебя к нам в гости.

Знайка:

Спасибо, с большим удовольствием.

Воспитатель:

Как я вам и обещала, нас ждет вкусный сюрприз, который приготовила для всех нас наш уважаемый повар (в зал входит повар с пирогами и тортом).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по разделу «Социальный мир» (ОО - Социально - коммуникативное развитие, Художественно - эстетическое развитие) по теме «Доброе сердце» (с использованием сказкотерапии)

Цель: Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Задачи: Отработка эмпатийного слушания, понимания принятия чувств другого человека. Учить мимикой показывать свое состояние, состояние героя рассказа, делать умозаключение. Формировать привычку оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Развитие творческих наклонностей, способности к сопереживанию и сочувствию, формирование позитивного отношения к людям. Воспитывать у детей желание делать и творить добро.

Ход занятия:

Воспитатель: «Иногда про сердце говорят, что оно «доброе». Иногда говорят «золотое». А как ещё можно сказать о сердце? (Большое, горячее, равнодушное, холодное, любящее, каменное, равнодушное.) « Что значит золотое? Что значит каменное?» Ответы детей. У человека с золотым сердцем очень доброе, любящее сердце. Оно бывает у бабушек, у мамы, может быть и у обычных людей, если так воспитывали с детства. Человека с каменным сердцем я пока не встречала. Это человек, который рос без мамы и папы, он не знает, что люди и животные - это живое, значит нужно за ними ухаживать, любить и жалеть. А наши мамы, папы нас учат так делать?

Воспитатель: Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце. Вот, например, какое сердце у Золушки? Дюймовочки, крота, Кощея, Бабы яги? Ответы детей. Воспитатель: Сегодня мы отправимся в сказку, а помогать нам в путешествии будет наше сердце. Ведь оно обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое, радостное. Я надеюсь, что у каждого из вас оно такое. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце...

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.

Начнем нашу сказку. Жил-был мальчик со своими многочисленными игрушками. Он очень любил их и часто с ними играл. (Звучит тихая, спокойная музыка). Среди них был один странный слоненок по имени Кузя. Он вызывал много насмешек своим необычным, нелепым видом. Краска на нем потерялась, на боках были вмятины, хобот наполовину отломлен. Никто с ним не играл. Долго лежал Кузя на дне ящика, горько размышляя о том, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни хозяин, ни другие дети. Все остальные игрушки - красавцы как на подбор, а он - ободранный, потертый: ни красоты, проку. Как ему было обидно!!! « Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует». Дети показывают.

Воспитатель: Шло время, но никто так и не играл со слоненком. А в конце концов его просто выбросили в мусорное ведро. Специальная машина подобрала Кузю вместе с другими ненужными предметами, и весь мусор поехал к реке, где машина выгрузила все содержимое в воду. «Наверное, это конец», подумал Кузя... и немало был озадачен тем, что не утонул, а, наоборот, закачался на волнах и даже поплыл. Послушайте звуки воды и покажите, как поплыл Кузя. Дети расслабляются в свободной позе (по выбору), слушают звуки воды и плывут, не сходя с места.

Воспитатель: Оглянувшись вокруг, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса, чаек, реющих над водой в поисках пищи, ласковые волны. На душе у него стало радостно. Так он плавал, пока его не выбросило на берег. Погревшись на солнышке, слоненок незаметно уснул под равномерный шорох волн. Проснулся от соприкосновения чьих-то ласковых рук. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки, которая говорила: «Это чудо! Настоящее чудо!» На него никогда никто не смотрел с такой любовью. Никогда он не слышал столько похвал в свой адрес. Никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. И Кузя почувствовал себя самым прекрасным слоненком из всех слонят на свете!

Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует. Дети показывают.

Давайте, нарисуем слоненка таким, каким вы его видите - счастливого или грустного. Постарайтесь показать, как изменились его глаза, бровки, хоботок, какие он стал делать движения руками и ногами, даже может хвостиком. Работа детей (под песенку « Розовый слон»).

Обсуждение. Дети сами вывешивают свои работы. После короткого просмотра дети делают вывод: «Доброта всегда изменяет всё вокруг: и животных и людей и всё-всё-всё. Тогда хочется бегать, скакать, веселиться и громко-громко смеяться».

Да, дети, и я тоже желаю, чтобы вас в жизни окружали только добрые, понимающие детские души, взрослые люди.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

МБДОУ детский сад№12 комбинированного вида г.Искитим Новосибирской области

Конспект занятия по труду

в подготовительной к школе группы «Ромашки» на тему: «Наши добрые дела для космоса» .

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни - от человека.

М.Пришвин

воспитатель: Т.С. Левкович

Предмет: Социальный мир.

Образовательная область: «Труд»

Интеграция образовательных областей: «З доровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Математический диктант», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Продолжительность: 30 минут

Группа: подготовительная

Аннотация:

Дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни с помощью труда, в связи с этим тема года для нашей группы была сформулирована « Год добрых дел». В цикл занятий для закрепления знаний дошкольников с социальным миром входит занятие по теме «Наши добрые дела для космоса». Данное занятие так-же закрепляет знания детей с событиями, исторически важными не только для нашей Родины, но и для всего человечества – это покорение космоса; с людьми, прославившими Россию. Используемые методические приемы: игра-приветствие, сюрпризный момент; чтение стихотворения; самостоятельная работа детей; проведение гимнастики; тест-опрос; проведение дидактических игр;

Конспект занятия:

Программное содержание:

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Образовательные задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт) и проверить усвоение пройденной темы: « Космос». Продолжать формировать трудовые навыки, интерес к труду взрослых, учить четко и точно выполнять задания воспитателя. Закреплять навыки ориентирования в пространстве и отработки навыков счета по клеточкам, подготовка руки к письму.

Развивающие задачи: Развивать стремление трудиться, способность самообслуживания в процессе одевания и раздевания. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей. Воспитывать у мальчиков желание заботливо относиться к девочкам. Закрепить представление детей о значении добра, воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать культурно-гигиенические навыки, продолжать прививать любовь к труду.

Речевые задачи: активизировать речь детей, закрепить активный словарь следующих слов: космонавт, скафандр, орбитальная станция, спускаемый аппарат.

Материал: горшки для посадки цветов, пуговицы, картон, нитки, ножницы, иголки, фартуки, листы-презентации теста, посылка-чемодан с вложенным письмом.

Аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»,песня В.Шаинского «Улыбка». звук самолёта.

Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «День космонавтики», «Первый космонавт планеты», «Небесные тела». Работа в уголке природы: посадка семян цветов, проращивание корней у черенков сенполии. Работа в тетрадях в клетку на задания ориентировки по клеточкам, работа с иголкой и ниткой в творческом уголке. Беседа с родителями на тему: «Как рассказать ребёнку о космосе». Рассматривание иллюстраций по теме «Космонавтика». Заучивание стихов по теме.

Методические приемы:

    Организационный момент;

    Игра-приветствие;

    Сюрпризный момент: посылка-чемодан,чтение письма;

    Чтение стихотворения «Доброта»,Н.Тулупова;

    Самостоятельная работа детей (посадка цветов);

    Физкультминутка;

    Д/и « Ответь на вопросы» (в форме теста);

    Самостоятельная работа детей (пришивание пуговиц);

    Д/и «Доскажи словечко»;

    Самостоятельная работа детей (строгание карандашей);

    Самостоятельная работа (рисуем ракеты, в форме графического диктанта);

    Итог занятия.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель (ведёт всё занятие в роли солнышка):

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, поиграем в

игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Сюрпризный момент:

под звук самолёта подходим к чемодану -посылке,под самолётом(который образно сбросил самолёт).

Воспитатель читает письмо:


«Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь! Дело в том, что мы космонавты и наблюдаем за Вами и видим как Вы любите трудиться! Пожалуйста, помогите нам! Нам нужны пуговицы, но так как у нас невесомость, пришейте их к картону, чтобы мы их не потеряли, а ещё мы соскучились по комнатным цветам отправьте их нам в нашем космическом чемодане!

С уважением,

Космонавты корабля «Союз ».

Воспитатель: Ребята, поможем космонавтам? Соберём посылку в космос? Сделаем доброе дело? Ответы детей.

А кто знает, что такое доброта?

Чтение ребёнком стихотворения:

Стихотворение “Доброта”. Н.Тулупова

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Самостоятельная работа детей в парах

посадка черенков сенполии в горшки с землёй. (одеть фартуки и нарукавники, посадить, полить, помыть руки после работы с мылом.)

Физкультминутка

Жалюзи открываются (руки согнутые в локтях разводятся)

Вжик-вжик,

выезжает телескоп, (тянем шею)

протёрли стёклышко. (рукой)

Видим звёздочку,одна звёздочка -чпок, (вытягиваем руку и соединяем пальцы)

две звёздочки -чпок-чпок, (2-раза)

много звёздочек -чпок-чпок-чпок, (много раз)

летающие каметы -уа,уа,уа.... (показываем плавными движениями руками)

летающие инопланетяне лу-лу-лу-лу (указательным пальцем обеих рук круговые движения)

жалюзи закрываются вжик-вжик. (руки согнутые в локтях сходятся)

Проведение теста-опроса (каждый вопрос можно оформить на одном листе или оформить в виде презентации на компьютере)

Воспитатель: Ребята, а давайте, проверим ваши знания о космосе?



2.Укажите первого космонавта

Гагарин Юрий Алексеевич НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич

3.Выберите самый быстрый транспорт на Земле

4. Выберите одежду космонавтов

4.Выберите дом, в котором живут космонавты в космосе?

Воспитатель: Молодцы, Вы много знаете, а теперь продолжим собирать посылку.

Самостоятельная работа детей

пришивание пуговиц к картону; (провести беседу-инструктаж о безопасности, как пользоваться иголкой и ножницами)

Очень просто,не играй предметом острым!

При работе обратить внимание на осанку.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Я начну предложение, а вы должны закончить его.

1.Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3.Когда вас ругают за шалости, вы говорите…(простите, пожалуйста)

4.Если друг попал в беду… (помоги ему)

5.Решай споры словами,… (а не кулаками)

6.Не одежда красит человека, а его … (добрые дела)

7. Худо тому, кто добра...(не делает никому)

Воспитатель : Ребята, а Вы хотели бы нарисовать ракету для космонавтов?

Ответы детей

Воспитатель: У, Вас есть листки в клеточку, карандаши, можем приступать?

Ответы детей: Нет, карандаши не строганые!

Самостоятельная работа детей (заточка карандашей с помощью строгалки).

Воспитатель: А теперь можем приступить к рисованию ракет!

Самостоятельная работа детей

Г
рафический диктант , при работе обратить внимание на осанку.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что мы, сегодня, сделали?

Ответы детей

Мы хорошо потрудились! А как, Вы думаете, почему так хорошо всё получилось?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а как Вы понимаете пословицу?

Без труда нет плода и добра.

Ответы детей.

Воспитатель: И в нашей группе живут добрые и трудолюбивые дети, так как вы согласились помочь космонавтам!

Скажем гостям доброе слово: До свидание!

Список использованных источников:

    «Берегиня» -Общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. Искитим: МБДОУ детский сад №12, 2011г.

    Комарова Т.С., Куцакова Л.В, Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2007.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.

    Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.

    Казинцева Е.А,Померанцева И.В. ,Терпак Т.А.Формирование математических представлений.Волгоград: Учитель,2009.

    Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

    Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.

    Скорлупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006

    Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005

    Ковальчук Я.И.,Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольниов.Минск:Народная асвета,1983.

    Буре Р.С.Дошкольник и труд.-М.:Мозаика-Синтез,20011.

    Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

    Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/

    Интернет-сайт «Педагогическая олимпиада»- http://www.pedolimp.ru/

    Фото из личного архива.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!