Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Какой Я необыкновенный!". Психологические игры для дошкольников

Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.

Цель - коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление -

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся -

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

красный - бодрое, активное настроение -

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый - веселое настроение -

хочется радоваться всему;

зеленый - общительное настроение -

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий - спокойное настроение -

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый - скучное настроение -

не знаю чем заняться;

коричневый - сердитое настроение -

я злюсь, я обижен;

черный - грустное настроение -

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать - будем дружно танцевать.

Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета - быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.

Конспект группового развивающего занятия педагога-психолога ДОУ с детьми 5-7 лет «Солнышко в ладошках»

Князева Людмила Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №163» комбинированного вида, город Барнаул, Алтайский край.
Описание материала: Психолого-педагогическое занятие подготовлено для развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе 8-10 человек, продолжительность занятия 25 минут. Материал может быть интересен педагогам-психологам, воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы посредством работы с красками.
Задачи:
o создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное эмоциональное единство группы;
o стимулировать творческое воображение;
o развивать мелкую моторику кистей рук;
o развивать произвольное внимание, усидчивость.
Оборудование: пиктограммы эмоций, бумажное солнышко (без лучей), ватман, ладошки из бумаги, краски, кисти, клей, спокойная музыка.

Ход занятия:

Психолог приглашает детей встать в круг.
1.Вводная часть.
Приветствие
Психолог: Дети давайте поздороваемся, но поздороваемся необычно, сначала поздороваются наши ручки (Касаются руками друг друга в середине круга) , затем ножки, теперь спинки.
«Солнце, камешки, заборчик» коррекционно-развивающее упражнение (развитие произвольного внимания)
Психолог: Поднимите ручки вверх и раздвиньте шире пальчики – это у нас солнышко, сожмите кулачки – это камешки, сложите обе руки вместе – это заборчик. Теперь, внимание! Я произношу слова, а вы соответственно складывайте руки. (Темп постепенно ускоряется) .

2.Основная часть.
Беседа
Дети садятся за круглый стол.
Психолог: Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на разложенные на столе пиктограммы эмоций и выберите ту которая больше всего подходит вам сейчас. Давайте поделимся друг с другом почему у нас сегодня такое настроение.
Дети поочередно рассказывают, почему они выбрали данную пиктограмму.
Психолог: А как вы думаете, что у нас:
Встает рано, ложится поздно,
Светит ярко, греет жарко
Дети: Солнце!
Психолог: К нам сегодня в гости пришло вот такое солнышко (Показывает солнце без лучиков) А как вы думаете, чего же не хватает этому солнышку?
Дети: Лучей!
Психолог: А давайте поможем нашему солнышку засиять своими лучиками! Как вы думаете, как это можно сделать?
Все варианты ответов обсуждаются.

«Дружба» пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок, несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы, начиная с мизинчика, поочередно соединяют друг с другом)
Начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями)
«Зажигаем солнышко» коррекционно-развивающее задание (развитие мелкой моторика кистей рук, творческого воображения).
Психолог: Чтобы наше солнышко засияло, заискрилось, давайте сделаем ему необыкновенные лучики, поделимся с солнышком частичкой своего тепла?
Психолог раздает бумажные ладошки.
Психолог: Предлагаю вам на этой ладошке обвести свою ручку и раскрасить ее тем цветом, который вам нравится. Это и будут лучики нашего солнца.
Мы разместим солнышко на листе ватмана и каждый из вас приклеит к нему ладошки-лучики.
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение (спокойная музыка, можно звуки природы).
Психолог располагает солнце в середине листа ватмана, дети по мере готовности приклеивают ладошки вместо лучиков.


3.Заключительная часть.
Психолог: Как вы думаете, дети, какое настроение у нашего солнышка? Почему вы так решили?
Слово дается каждому ребенку.
Психолог: А вам понравилось занятие? А что понравилось больше всего? Почему?
Слово дается каждому ребенку, психолог так же высказывает свое мнение, обращая внимание на достижения каждого ребенка.
Ритуал прощания
Дети встают в круг, держась за руки.
Психолог: Давайте передадим через пожатие ладошки соседу частичку своего тепла и хорошее настроение. А теперь хором скажем друг другу «До свидания»!

Педагог-психолог Сорокина Ольга Анатольевна

Специальность: педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста. Образование - высшее. Педагогический стаж и стаж работы в дошкольном учреждении - 15 лет. Имеет высшую квалификационную категорию. Стаж работы в данном дошкольном учреждении 11 лет.

Клятва детского психолога

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

В нашем детском саду № 44 "Журавушка" в коррекционно-развивающей работе используются:

    Сенсорная комната - маленький рай, где журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, это место, в котором происходит обогащение чувственного опыта ребёнка. В такой комнате создаётся ощущение полной безопасности, комфорта, загадачности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений.

    Центр воды и песка - место, где у каждого ребёнка есть возможность исследовать свой внутренний мир, получить приятные тактильные ощущения, чувствительность, раскрыться творчески и эмоционально, повысить мотивацию на занятии.

    Кабинет психолога - оснащенный разнообразным, красочным, диагностическим и развивающим материалом для каждой возрастной группы детей.

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ ВИДЕОРОЛИК

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Проблемы семейного воспитания

1. Дефицит ласки, которую испытывают наши дети.

2. Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы.

3. Пренебрежение нуждами ребенка.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Дорогие родители необходимо знать и помнить, что дети от жестокого обращения взрослых защищены законодательно!

Это :

Всеобщая декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – где дается определение понятию жестокого обращения и определены меры защиты и признания прав ребенка.

Уголовный кодекс РФ (ст. 106-136, ст. 150-157, который предусматривает уголовную ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних.

Семейный кодекс РФ (ст. 54, 56, 69, 77, который гарантирует права ребенка, вплоть до лишения родительских прав при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей.

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

ФЗ РФ «Об образовании » .

Воспитание детей в семье – важный и ответственный процесс. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия . Иногда эти последствия влекут за собой страшные последствия (правонарушения наших детей, ранения и даже, самое ужасное гибель детей) .

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!

Советы для родителей:

  • Наука расставания. Ознакомиться
  • 6 шагов к нежному воспитанию Ознакомиться
  • 10 ошибок, которые приводят к детским истерикам Ознакомиться
  • Что ожидать родителям от ребенка во время кризиса 3-х лет Ознакомиться

Открытые занятия:

  • Открытое занятие для педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Цветик-семицветик". Ознакомиться.
  • Игра-занятие во 2 младшей группе по сенсорному развитию с экспериментальной деятельностью "Волшебные клубки" Ознакомиться
  • Открытое развивающее занятие в подготовительной группе "Мы к друзьям спешим на помощь" Ознакомиться
  • Открытое коррекционно-развивающее занятие с "трудными детьми" (с признаками агрессии и гиперактивности) "Научи меня дружить!" Ознакомиться

Детские заповеди для Мам, Бабушек, Пап и Дедушек!

· Дорогие родители, помните, что вы сами пригласили меня в свою семью.

· Когда-то Я оставлю родительский дом, но к тому времени научите меня, пожалуйста, искусству быть человеком.

· В моих глазах мир выглядит иначе, чем в Ваших.

· Прошу вас, объясните мне, что, когда, почему каждый из нас в нем должен делать.

· Мои ручки еще маленькие, не требуйте от меня совершенства, когда я застилаю постель, рисую, пишу или бросаю мяч.

· Мои чувства еще не созревшие – прошу, будьте чуткими к моим потребностям. Не упрекайте меня целыми днями.

· Чтобы развиваться, мне нужно Ваше убеждение, а не напор.

· Мягко критикуйте и оценивайте, но не меня, а мои поступки.

· Дайте мне немного самостоятельности, разрешите делать ошибки, чтобы я на них учился. Тогда я смогу самостоятельно принимать решения во взрослой жизни.

· Я учусь всему у Вас. Ваши слова, чувства и поступки будут возвращаться к Вам через меня. Так справедливо устроила природа связь между поколениями. Поэтому научите меня, пожалуйста, лучшему.

· Помните, что мы вместе не случайно! Мы должны помогать друг другу в этом безграничном мире.

· Я хочу чувствовать вашу любовь, хочу, чтобы Вы чаще брали меня на руки, обнимали, целовали. Но будьте внимательны! Необходимо, чтобы Ваша любовь не стала опекой, которая будет мешать мне делать самостоятельные шаги.

Дорогие мои, я Вас очень люблю!!!

Покажите мне, что Вы любите Меня тоже.

Ваш ребёнок

Цель: развитие произвольности и психических процессов, необходимых для успешного усвоения образовательной деятельности

Задачи:

  • Развитие зрительного внимания, зрительной и тактильной памяти.
  • Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
  • Развитие логики, памяти, интеллекта.
  • Развитие воображения.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Содействие возникновению в игре дружеских и партнерских отношений.
  • Развитие способности видеть положительное в себе и других.
  • Снизить проявление симптомов агрессивности.
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
  • Развитие способности к эмоционально-волевой регуляции
  • Снятие психоэмоционального напряжения, создание положительных эмоций.

Оборудование: интерактивный стол; кубики Никитина (по количеству детей); карточки к игре «Найди по описанию»; SMART-доска для игры «Чего не стало»; «Сенсино» с геометрическими фигурами; прозрачный мольберт; листы цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага («Салют»); песочница с мелкими игрушками; ковер (желательно); 4 изображения домиков с замками (на каждое задание).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит интересное путешествие в необычную страну. А какую, я скажу чуть позже. Для начала давайте с вами поприветствуем друг друга. Мы будем говорить добрые и приятные слова своему соседу, и на нашем солнышке с каждым теплым словом будут появляться лучики.

Добрые слова не лень
Повторять нам целый день.
Галя выглядит опрятно,
Разве это не приятно?
Сколько раз сегодня Настя
Друзьям сказала слово «здравствуй»?
А добряк наш Алексей
За все благодарил друзей.
Замечательный народ
В детском саду живет!

Дети, называя ласковое слово, рисуют на интерактивном столе лучики солнышку.

Молодцы, от красивых слов и на душе стало теплее.
- Итак, я приглашаю вас в страну, которая называется «Я все могу». Это необычная страна, и попасть в нее не так-то и просто. По дороге нам предстоит выполнить сложные задания, но я надеюсь, что все преграды нам нипочем.

Педагог-психолог: Для начала нам нужно проложить дорожку в страну «Я все могу», дорожку не простую, а сложенную определенным образом. У каждого из вас на столе лежит образец, ориентируясь на него, выложите каждый свою дорожку.

Дети, ориентируясь на предложенный образец, выкладывают «дорожку» из кубиков Никитина.

Молодцы!

Звучит «волшебная» музыка (Классика для малышей - «Волшебная флейта» В.А.Моцарт), открывается занавес. Дети видят нарисованные домики, представленные на мольбертах, на каждом домике висит замок - всего 3 домика и вертикальный «Сенсино».

Педагог-психолог: Ну вот мы и оказались в стране «Я все могу!» Посмотрите, как тут красиво! Здесь много замечательных домов, но почему-то они все на замкАх…Кажется, я начинаю понимать… Злой волшебник Замок Кодировкин заколдовал все дома этой страны. И чтобы их расколдовать, нам нужно справиться со сложными заданиями. Ну что, ребята, поможем жителям волшебной страны «Я все могу»?
Дети: Да!

Педагог-психолог: Тогда слушайте первое задание. Я буду описывать предмет, а вы должны угадать, что же это за предмет.

Яркие, разноцветные, акварельные (краски);
- серая, пугливая, маленькая (мышка);
- круглое, сладкое, сочное (яблоко);
- рыжая, хитрая, пушистая (лиса);
- желтый, овальный, кислый (лимон);
- бурый, косолапый, неуклюжий (медведь);
- зеленый, сочный, длинный (огурец);
- желтый, кленовый, осенний (лист);
- хрупкий, прозрачный, стеклянный (стакан);
- острый, длинный, деревянный (карандаш).

После каждого отгаданного слова, педагог показывает картинку с этим предметом

Молодцы! Сумели расколдовать домик, справились с заданием!

Педагог снимает замОк с домика

Педагог-психолог: Отправляемся к следующему домику! Чтобы снять замок с него, нам нужно подойти к доске. Посмотрите, какие красивые игрушки здесь находятся.

Игра «Чего не стало?»

Ход игры. Педагог обращает внимание на картинки, изображенные на SMART-доске - игрушки (5-6 шт.), просит детей запомнить их. Затем предлагает детям закрыть глаза, убирает одну игрушку. Дети должны назвать, чего не стало. Затем психолог меняет игрушки местами на доске, а дети называют, что изменилось.

Очень внимательные ребята! Замок на этом доме мы тоже смогли убрать!

Педагог-психолог: Следующий дом - необычный. Он словно высокая башня (Игра «Сенсино») . А чтобы справиться и с этим замком, нам необходимо найти на ощупь такой же предмет, какой укажет нам эта башня. Если рулетка попросила найти собаку, мы должны найти собаку.

Правила игры:

Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке. Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки.
Несколько детей ищут на ощупь заданное животное.

Молодцы, ловко и быстро справились с заданием!

Педагог-психолог: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Посмотрите, злой волшебник разлучил малышей с их мамами. Давайте скорей поможем им соединиться.

Дети на прозрачном мольберте проводят маркером дорожки по пунктирным линиям от детеныша к маме.

Педагог-психолог: Ну вот теперь все спокойны и довольны! И последний домик освобожден. И мы можем смело себя похвалить. Давайте тихонечко скажем слова «Я», «очень», «хороший».

Педагог-психолог: Давайте устроим в честь освобождения города «Я все могу!» от злого волшебника салют.

Дети в течение нескольких минут рвут бумагу на части. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки - изображает свой салют, а остальные ему хлопают

Педагог-психолог: Мы прошли с вами сложные и интересные испытания, и теперь с уверенностью можем сказать про себя: «Я все могу!» Жители этого города решили нас отблагодарить и приготовили нам подарки, которые мы должны найти сами.

«Найди в песке подарок»

Дети подходят к столу с песком и находят в песке маленькие стеклянные шарики, исполняющие желания.

Звучит приятная музыка (Карунеш «Океан»), педагог-психолог предлагает детям занять удобную позу на ковре, можно прилечь, закрыть глаза.
Релаксационное упражнение «Сказка». Психолог тихим, спокойным голосом говорит слова упражнения.

Педагог-психолог:

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.
Мы глаза закроем, сказка нам приснится…
Шар приснится голубой…
И Мишутка маленький…
Светлый месяц за горой,
И цветочек аленький…
Лепестки ласкает ветер,
Чуть цветок качается…
Это сказка снится детям…
Дети расслабляются…
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

Наше путешествие подходит к концу

Ритуал прощания.

Дети произносят хором слова и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся (обнимают за плечи)
И над землей поднимемся (руки вверх)
Тепло сердец соединим (руки на груди)
И станем солнышком одним (берутся за руки)

Педагог-психолог: До свиданья, до новых встреч!

Используемая литература

1. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Конспекты практических занятий - М: Владос, 2014 - 183с.+CD.
2. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки — М.: Генезис, 2005. — 176 с.
3. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов-на-Дону, 2005.

Цели:

  • способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой;
  • учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества;
  • развивать самосознание;
  • развивать вербальное и невербальное общение;
  • развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память;
  • тренировать мелкую моторику рук;
  • формировать отношения доверия, умения сотрудничать;
  • снять телесное и эмоциональное напряжение.

Материалы:

  • музыкальное сопровождение “Волшебная дорога”, “Таинственный сон”;
  • цветной песок;
  • белая бумага формата А3 (по количеству детей);
  • декоративные элементы: бусины, камушки, пуговицы, ракушки;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • бумага (по количеству детей);
  • волшебный стул.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра – приветствие “Я сегодня вот такой...”

(источник – Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011)

Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: “Здравствуйте. Я сегодня вот такой” – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: “Здравствуй, - называют имя водящего. Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: “Игорь сегодня вот такой” – при этом, стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключении все берутся за руки и хором говорят: “Здравствуйте ВСЕ!”.

Задание “Мое необыкновенное имя”

Педагог-психолог: Ребята, у каждого из нас есть имя, оно то и отличает нас от других людей. Давайте мы сейчас с вами произнесем наши имена, но не просто так, а необыкновенно... Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои имена... Дети произносят свои имена, передавая друг другу мячик. Молодцы! Ребята, а бывает и такое, что мы встречаем человека с таким же именем как у нас и это не удивительно... Что делать в этом случае? Ответы детей. Конечно, самое главное, не расстраиваться. Мы же можем себе в этом помочь... А как? Ответы детей. Правильно, сделать свое имя необычным. Для начала, мы с вами попробуем видоизменить наши имена, например, можно сократить свое имя, или сделать его ласковым, или даже назвать себя каким-то другим приятным словом...Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои видоизмененные имена... Дети произносят свои придуманные видоизмененные имена, передавая друг другу мячик. Молодцы!

А сейчас мы попробуем нарисовать наши имена и сделать их самыми необычными...

Упражнение-игра “Рисование цветным песком своего необыкновенного имя”

Педагог-психолог: Ребята, а Вы любите рисовать? Ответы детей. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на цветном песке пальцами, руками. Давайте нарисуем наши красивые и необыкновенные имена на песке, а потом их украсим их волшебными предметами: бусинами, камушками, пуговицами, ракушками. Вы согласны? Ответы детей. Придумайте свой образ вашего имени. Дети рисуют под музыкальное сопровождение “Волшебная дорога” свои имена на бумаге формата А3 цветным песком и украшают декоративными элементами. Замечательно! Какие у вас получились красивые и необычные имена! Посмотрите на имена своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!

А сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную и волшебную игру...

Игра “Волшебный стул”

На “волшебный стул” приглашается один из детей: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными все его достоинства; остальные ребята рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах (например: красивые волосы, глаза).

На стуле должен посидеть каждый ребенок. Дети играют в игру. После того, как все дети посидят на “волшебном стуле”, обсудить с ними:

  • что они чувствовали, когда сидели на “волшебном стуле”;
  • понравилось ли им слышать в свой адрес приятные слова и комплименты.

Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики”

Мои пальчики расскажут, (Поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь
Все умеют, все покажут. и наружу, затем хлопать в ладоши).
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют, (Далее подражать движениям, соответствующим
Мячик бросают, содержанию текста).
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.

Визуализация “Волшебный цветок”

(источник - Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011)

Педагог-психолог: Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Итак, начнем...

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Дети под музыкальное сопровождение “Таинственный сон” удобно устраиваются на мягком диване, мягких креслах или ковре. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще не распустившееся бутоны...

Представьте теперь, что вы - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг вас, постарайтесь почувствовать, как вам хочется чтобы эта оболочка раскрылась и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

А теперь вы можете представить себе, как ваши бутоны постепенно раскрываются. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются такими прекрасными цветами... Слышите, они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне! Восхищайтесь и вы этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела. Например, вы можете вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения....

А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь ко мне в кабинет бодрыми и отдохнувшими.

Ребята, вы запомнили свои красивые и необыкновенные цветы? Ответы детей. Тогда я вам предлагаю нарисовать их.

Упражнение “Рисование волшебного дерева”

Педагог-психолог: Давайте нарисуем волшебные и необыкновенные деревья, на которых и будут расти все те прекрасные цветы и бутоны, которыми вы были. Вы согласны? Ответы детей. Тогда начнем... Дети рисуют цветными карандашами и фломастерами под музыкальное сопровождение “Таинственный сон”. Замечательно! Какие у вас получились необыкновенный деревья и цветы! Посмотрите на рисунки своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!

Упражнение “Необычное прощание”

Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним.

Список использованной литературы

1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.

2. Монина Г.Б., Е.К. Лютова-Робертс Е.К. “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!