Конспект развивающего занятия "Внимание!"
Описание работы : данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 по 7 лет). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими показателями по уровню развития внимания).Цель : максимально содействовать развитию умения произвольного управления вниманием как познавательным процессом у детей
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. развитие произвольного переключения внимания как основы познавательной сферы у дошкольников;
2. развитие концентрации внимания у ребенка;
3. развитие распределения внимания ребенка.
Программа призвана обеспечить:
1. Познавательное развитие ребенка;
2. создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы;
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.
Занятия проводятся один раз в 2 дня.
Диагностика детей проводится в два этапа: февраль, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении периода занятий, своевременно скорректировать направленность развивающих усилий. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития внимания в произвольной сфере ребенка. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
По результатам первичной диагностики комплектуются подгруппы:
- со средним уровнем –3 - 4 человек;
- с низким уровнем – 3 человека.
Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 25- 30 минут каждое.
При планировании коррекционных занятий учитывались развивающие программы "Готовность к школе" под редакцией И.В. Дубровиной, курс занятий по подготовке детей к школе авт. О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой, рекомендации Р.А. Кирьяновой по комплексной диагностике дошкольников.
Тематическое планирование коррекционной-развивающей работы с детьми:
1. Занятие.
«Что изменилось?»Цель: развитие распределения внимания
Поставьте перед детьми 6-7 игрушек. Дать сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убрать одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Найди отличия».
Показать детям два почти одинаковых рисунка и попросить найти, чем один рисунок отличается от другого.
«Найди одинаковые».
Цель: развитие распределение внимания
На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
«Ухо-нос».
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Взрослый тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки.
«Карлики и великаны».
Цель: развить переключаемость внимания
Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
Похвалить.
2 Занятие.
«Замри».«Повторяй за мной».
Цель: развить переключаемость внимания
Под любую считалку взрослый ритмично выполняете простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют движения. Неожиданно для них поменять движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
«Найди отличия».
Цель: развитие переключаемость внимания
Показать детям два почти одинаковых рисунка и попросить найти, чем один рисунок отличается от другого.
«Найди одинаковые».
На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
3. Занятие.
«Платочек».Цель: развитие концентрации внимания
«Съедобное - несъедобное».
Цель: развить переключаемость внимания
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
4. занятие
«Игра с флажками».Цель: развитие переключаемость внимания
Когда взрослый поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте
«Замри».
Цель: развитие концентрации внимания
По сигналу взрослого дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
«Повторяй за мной».
Цель: развить переключаемость внимания
Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
5. Занятие.
«Что изменилось?»Поставьте перед детьми 6-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Карлики и великаны».
Цель: развить переключаемость внимания
Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Повторяй за мной».
Цель: развить переключаемость внимания
Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
«Съедобное - несъедобное».
Цель: развить переключаемость внимания
6. Занятие.
«Ухо-нос».Цель: развить переключаемость внимания
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Замри».
Цель: развить переключаемость внимания
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
«Платочек».
Цель: развитие распределения внимания.
Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.
«Игра с флажками».
Цель: развить переключаемость внимания
7. Занятие.
«Что изменилось?»Цель: развитие распределения внимания.
Поставьте перед детьми 6 -7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Ухо-нос».
Цель: развить переключаемость внимания
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Карлики и великаны».
Цель: развить переключаемость внимания
Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Замри».
Цель: развитие концентрации внимания
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
8. Занятие.
«Повторяй за мной».Цель: развить переключаемость внимания
Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,
выбывает из игры.
«Платочек».
Цель: развитие распределения внимания.
Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.
«Съедобное - несъедобное».
Цель: развитие концентрации внимания
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Игра с флажками».
Цель: развить переключаемость внимания
Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте
9. Занятие.
«Съедобное - несъедобное».Цель: развитие концентрации внимания
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Платочек».
Цель: развитие распределения внимания.
Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.
«Ухо-нос».
Цель: развить переключаемость внимания
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Что изменилось?»
Цель: развитие распределения внимания.
Поставьте перед детьми 6-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
Педагога – психолога Верховодовой Е.К.
Тип занятия – комплексное
Вид занятия – путешествие
Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.
Форма организации обучения:
- Организация обучения имела подгрупповую форму.
Цель занятия:
- Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
- Развитие фантазии
- Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
- Снятие эмоционально – психического напряжения.
Коррекционно-развивающее занятие носит коррекционно-развивающий характер
Задачи:
1. Образовательные:
- Закрепить знание понятий «доброта» , «добрый поступок» , «счастье» .
- Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
- Учить рисовать краской разными способами (руками)
- Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память)
- Развивать интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
- Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
- Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.
3. Воспитательные:
- Прививать любовь к сказкам
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
- Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
- Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
- Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
- Доставлять радость от совместной деятельности
Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения, рисование красками на тарелочках.
Методы наглядные: демонстрация сказочных героев на проекторе, демонстрация способов рисования на тарелочке, создание с помощью светомузыки шоу сказочного неба, что способствовало лучшему расслаблению.
Методы словесные: рассказ педагога-психолога сказки о Доброй Волшебнице и других сказочных героях, беседа с детьми в течении занятия.
Методы игровые: занятие полностью прошло в форме игры и воображаемой ситуации.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
- Организационный
- Мотивационный
- Практический
- Интеграция
- Рефлексия
- Ритуал «выхода» из сказки.
Материалы и оборудование:
- Стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога) .
- Детский стол (4 стола)
- Музыкальный центр.
- Музыка для упражнений.
- Клеенка для стола.
- Клеенка для пола.
- Баночка с мукой.
- Баночка с солью.
- Бутылочка с растительным маслом.
- Бутылочка с водой.
- Мисочка с клеем (клестер) .
- Мисочки для красок (горшочки) .
- Набор жидкой гуаши.
- Тарелочки из плотной бумаги для рисования.
- Одноразовые ложки.
- Бумажные салфетки.
- Фартучки для детей.
- Тазик и лейка с водой для мытья рук.
- полотенца (по количеству детей)
- светомузыка
- Проектор, ноутбук.
Ход занятия
1. Этап Организационный
Приветствие.
Дети заходят в музыкальный зал и встают в кружок. Для детей стоят стульчики вокруг столика, один стул для педагога-психолога. «Ингредиенты» для «волшебных красок» уже стоят на столе, покрытые тканью.
Здравствуйте! Ребята, наше сегодняшнее занятие будет очень необычным - мы отправимся в сказку. Но в сказку попасть не так-то просто. Для этого нужно, чтобы прозвенел волшебный колокол.
Ритуал входа в сказку (2 мин.)
Упражнение «Колокол»
Цель - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Ребята, давайте мы встанем в круг. Теперь поднимите сначала правую руку вверх, теперь - левую. А теперь соединим руки в центре круга в виде «колокола» и скажем громко хором «Бом! Бом! Бом!» и одновременно бросим руки вниз.
Итак, ребята, мы с вами попали в сказку! О чем же эта сказка? Сейчас я вам расскажу. (гаснет свет, включают светомузыку, на фоне играет музыка волшебства) .
2. Этап Мотивационный (Расширение) (5 мин.)
Цель - расширить представления ребенка о жизни.
Педагог-психолог набрасывает себе на плечи накидку, украшенную звездами, для создания загадочности и начинает рассказывать детям сказку о волшебных красках (модифицированная сказка Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) . Играет музыка (прогулка по сказочной стране из к/ф «Три орешка для золушки» , «Волшебные колокольчики» Дмитрий Луданный, мелодия «Динг донг» , В.А. Моцарт «Волшебная флейта» ) . На экране идет презентация с картинками сказочных героев.
Сказка:
Давным-давно жила-была на свете Добрая Волшебница. У Волшебницы было очень доброе сердце, ей хотелось, чтобы все люди по чаще улыбались и чтобы все они были счастливы. Много добрых дел сделала Волшебница, многих она осчастливила.
По соседству с ней жил злой страшный Король. Он всё время ворчал, всё время злился. У короля не было друзей и никто не хотел с ним дружить. Волшебница уже давно пыталась его развеселить, но у нее это никак не получалось. И вот однажды Волшебнице в голову пришла такая идея - произнести заклинание и оказала на месте злого Короля, увидеть мир его глазами. Волшебница произнесла заклинание. Мир Короля оказался черно-белым, без единой краски. Тогда Волшебница поняла, почему Король был такой злой – ведь в его мире нет ярких красок.
Надо приготовить волшебные краски, такие, чтобы мир Короля стал разноцветным. Дни и ночи волшебница трудилась над созданием волшебных красок, способных менять картину мира и сделать сердце короля добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа- из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?» По-разному отвечали люди на этот вопрос.
Одни говорили: «Если у нас будет много муки, мы сможем напечь много-много вкусностей и всегда будем сытыми» . И тогда Волшебница решила, что в волшебных красках обязательно должна быть мука.
Другие - что желают познать что-то новое, суть, или соль, как говорят в народе. Волшебница решила, что соль непременно должна оказаться в волшебных красках.
Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу, гладко. Поэтому масло тоже нужно добавить в краски. Четвертые- что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. Надо добавить воды, тщательно перетереть комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А пятые желали склеить разбитые отношения. Поэтому Волшебница решила добавить в краски немного клея.
Когда все ингредиенты были собраны, Волшебница замесила тесто, где были мука, соль, подсолнечное масло, вода и клей. И добавила туда немного обычных красок, которые взяла у неба- голубой, у леса – зеленый, у огня – красный и смешала все краски. И вот появились на свет настоящие волшебные краски!
Волшебница подарила их злому Королю. Король тот час же начал ими рисовать, и, о чудо, весь мир Короля стал цветным! И Король стал добрым, счастливым и улыбнулся…
Включается свет.
3. этап. Практический (закрепление) .
Цель - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Изготовление волшебных красок (10 мин.)
А сейчас, ребята, мы с вами тоже научимся делать «волшебные краски» . Для этого давайте подойдем к столу.
Для изготовления красок нам понадобится «волшебные горшочки» . (Педагог-психолог раздает детям горшочки) . Каждый возьмите двумя руками по одному «горшочку» . Чтобы они стали волшебными, нужно вспомнить «волшебные слова» . Какие вы знаете волшебные слова? (Ответы детей. Педагог-психолог помогает: «Это слова «спасибо» , «пожалуйста» , «я люблю тебя» и т. д.) Теперь тихонечко прошепчите их горшочку. (Педагог-психолог показывает, как это можно сделать.) Итак, наш горшочек готов.
А теперь нужно замесить наше тесто (краски) . Говорят, что в наших руках есть особая волшебная сила. Поэтому тесто мы будем месить руками. Сначала мы положим в горшочек несколько горсточек муки. (Педагог-психолог открывает баночку с мукой, протягивает каждому ребенку поочередно или помогает ложечкой..) Пусть муки будет побольше, ведь мука дает сытость, достаток. А теперь давайте приручим муку, сделаем ее волшебной. Для этого муку нужно хорошенько помять, помешать руками.
А теперь добавим горсточку соли. Соль – это знания, истина. Когда вы добавите горсть соли, пожалуйста, перемешайте муку и соль. Познакомьте каждую крупицу соли с каждой крупицей муки. При этом следите, чтобы наша чудесная мука не высыпалась из чудесного горшочка.
Теперь мы добавим немножечко масла. (Масло капает педагог-психолог.) Масло – это удача, чтобы все шло как по маслу.
А теперь добавим немножечко воды. (Педагог-психолог разливает воду в стаканчики.) А для чего нужна вода, ребята? (Ответы детей.) Теперь не торопясь перемешайте тесто. Мудрые люди говорят, что самое главное – это чтобы в тесте не было комочков. Поэтому воду мы будем добавлять постепенно. (Дети размешивают тесто.) Как только тесто начнет напоминать густую сметану, можно добавлять клей. Для чего нам нужен клей? (Педагог-психолог наливает каждому ребенку немного клея ПВА.) Наша краска почти готова.
А сейчас нам с вами нужно договориться, кто какой цвет будет делать. Краску можно взять маленькой ложечкой или пальцем и добавить в волшебное тесто. (Дети выбирают гуашь понравившегося цвета, набирают гуашь.) Теперь хорошенько размешайте краску. Волшебные краски готовы! (можно предложить детям нарисовать красочную, волшебную страну, в которой теперь живет король) .
Создание рисунка Волшебной страны (5 мин.)
Дети переходят к другому столу, на нем уже стоят тарелочки. По середине дети ставят горшочки с красками.
Выберите холст, на котором вы будете рисовать (Каждый ребенок выбирает.) Как мы будем рисовать красками? (Ответы детей.) Можно рисовать пальцами, можно выливать краску на холст, капать краску – устраивать дождик из красок, капать краской на краску. (Педагог-психолог включает спокойную музыку, дети рисуют.) На столе так же лежат салфетки. Психолог объясняет детям, что можно вытирать руки после использования одной краски.
Во время рисования педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, что они рисуют, побуждает разнообразить рисунок (нарисовать сказочных героев или их следы, побуждает детей использовать разные приемы рисования) .
После рисования идет обсуждение:
Давайте поставим наши горшочки на стол, помоем руки (рядом стоит столик с тазиком и лейкой с водой. Полотенца по количеству детей) и соберемся вокруг наших сказочных картин. Нравится ли вам то, что вы создали? Что же у вас получилось? (Дети отвечают на вопросы.)
4. Интеграция (1 мин.)
Цель – связать новый опыт с реальной жизнью.
Дети берут свои «картины» и идут к стульям.
Ребята, как вы думаете, можно ли и в обычной жизни использовать «волшебные краски» ? (Ответы детей.) Действительно, такие краски можно сделать, когда вы злитесь или расстроены, или подарить тому, кто перестал радоваться жизни и т. д.
5. Рефлексия. (2 мин.)
Цель – обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами попали в сказочную страну, познакомились с новой сказкой о волшебных красках, научились их делать и нарисовали ими сказочную страну. Теперь вы знаете, что можно делать, когда кому-то становится грустно или кто-то сердится.
6. Ритуал выхода из сказки (1 мин.)
Цель - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
А теперь, ребята, пришло время возвращаться домой. Нужно, чтобы снова прозвенел волшебный колокол. Для этого мы встанем в круг.
Итак, ребята, мы вернулись в детский сад. У вас теперь есть картинки волшебной страны, возьмите их с собой в группу. Скажем, друг другу –спасибо. До свидания!
ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО
(развивающее занятие для 2-й младшей группы)
Цель: сенсомоторное и речевое развитие.
Задачи:
· создание положительного эмоционального настроя в группе;
· развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
· развитие зрительного, тактильного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
· развитие слухового восприятия;
· развитие внимания, речи и воображения.
Оборудование:
Изображение Солнышка; фонарик - «солнечный зайчик» (или желтый клубочек - «солнечный зайчик», или ленточки желтого, красного, голубого цвета для изображения лучиков) ; домик-ширма (домик из настольного театра) с сосульками под крышей; маленькие игрушки, изображающие животных (корова, коза, баран, собака, кот и другие домашние животные); 3-4 металлофона (или треугольники, колокольчики на каждого ребенка ) и молоточки для игры на них на каждого ребенка; игрушка белка; «чудесный мешочек» с предметами (орешками, грибочками, кубиками) ; разноцветные шнуры, картонные изображения разноцветных воздушных шариков такого же цвета с отверстиями у основания; оборудование для музыкального сопровождения.
Условия проведения:
Занятие проводится в достаточно просторном помещении, которое должно быть оснащено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей. Все необходимое оборудование размещается до начала занятия таким образом, чтобы не привлекать внимания детей до нужного момента.
Работа с детьми осуществляется в игровой форме, игровое пространство организуется с использованием 4-х модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой). Большое внимание уделяется качеству дидактических пособий и игрового оборудования, а так же оформлению и организации пространства и подбору музыкального сопровождения (возможно привлечение к проведению занятия музыкального руководителя).
Взрослый должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.
Количество участников: 8-10 детей.
Длительность занятия: 20–25 минут.
Ход занятия:
1.Приветствие.
Психолог:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут …. Я пришла к вам в гости не одна. Само Солнышко решило вас навестить.
Зима прошла! Солнышко стало весенним, ласковым. Стало на землю поглядывать, в окошечки заглядывать.
Увидело, какие тут хорошие детки, красивые, добрые. Захотелось Солнышку к вам в гости прийти, с вами познакомиться.
(Психолог подходит к каждому ребенку, светит фонариком-«солнечным зайчиком» на ладошку или дает подержать клубочек, дети здороваются, называют свои имена).
Психолог:
Вот, Солнышко, ты и узнало, как деток зовут.
А мы давно тебя знаем, за тобой наблюдаем. Давайте покажем, детки, как солнышко по небу гуляет.
2. Упражнение «Солнышко» (Е. Макшанцева «Вот как солнышко встает»)
(Дети сидят на корточках)
Психолог:
Понравилось Солнышку, как вы про него песню спели. Стало оно весенними, теплыми лучиками всех гладить (можно посветить фонариком на ножки, другие части тела детей, называя их) . Послало Солнышко теплых солнечных зайчиков (солнечные лучики) посмотреть, ждут ли на земле весну, рады ли Солнышку. Давайте и мы пойдем за солнечными зайчиками.
(Пускает солнечных зайчиков по коврику, или раскатывает желтую ленточку)
Этот лучик не простой,
Посмотрите, золотой.
Мы за лучиком пойдём
По тропе лесным путём!
3. Прогулка.
Психолог:
Ой, какой горячий солнечный лучик оказался - снег растопил. Везде лужи!
Надо надеть сапожки (наклоны, имитируем надевание сапог) … Теперь нам лужи не страшны, можно прямо по ним шагать (ходьба с высоким подниманием колен) … А эти лужи побольше - нужно их перешагивать (ходьба широким шагом) , Вот теперь лужи такие большие, что и не перешагнешь! Будем перепрыгивать (прыжки) … Перед нами очень большие лужи - такие надо обходить (ходьба змейкой за психологом, можно взяться за руки) … Ну, вот, вышли на пригорок, кончились лужи.
Психолог:
Но, где же мы очутились? Как далеко нас солнечный зайчик завел!
(Подошли к домику: на столе ширма-дом с изображением сосулек под крышей, 3-4 металлофона (треугольники), молоточки по количеству детей; за ширмой-домом фигурки домашних животных)
4. Ритмическая игра «Капель»
Психолог:
Посмотрите, ребята, какой домик на пригорке стоит. Вы слышите? Какие-то интересные звуки! (Психолог играет на металлофоне: сначала более низкий звук четвертными длительностями, потом повыше - восьмыми, самый высокий шестнадцатыми).
Как вы думаете что это? (ответ детей)
Да это же капель: солнечные лучики растопили сосульки под крышей домика, капельки воды падают и звенят. Берите молоточки, будем музыку капели играть, Солнышку поможем сосульки растопить.
Ход игры «Капель»
Психолог играет на металлофоне:
сначала более низкий звук - четвертными длительностями «- Какие крупные капли падают»;
потом повыше - восьмыми «- Стали капельки поменьше быстрее капать»;
самый высокий - шестнадцатыми «- Совсем маленькие капельки, а как быстро падают».
(Дети повторяют ритм за психологом, проговаривая «кап, кап…»)
Психолог:
Вот и растаяли все сосульки
Интересно, кто же в этом домике живет?
5.Пальчиковая гимнастика «Дом» (CD « Развивалочки. Пять веселых поросят. Пальчиковые песенки - игры»)
Психолог:
Детки, вы поняли, кто в домике живет? Давайте в окошечко заглянем и посмотрим. (Переворачивает ширму, дети рассматривают животных, повторяют их голоса; называют животных, чьи голоса не звучали).
Затем повторение пальчиковой гимнастики.
(Пускает солнечного зайчика в сторону игрушки Белочки с мешочком, в котором лежат грибочки, орешки, небольшие кубики, либо раскатывает красную ленточку)
Посмотрите, красный луч,
Он мелькает из-за туч.
Мы за лучиком пойдём
В гости к Белке попадем!
6. Упражнение «Волшебный мешочек»
Психолог:
Ребята, посмотрите, какая Белочка грустная. Что случилось?
Я осенью запасы делала, торопилась. В свой мешочек все подряд складывала. А теперь никак не могу ни грибочек, ни орешек в мешке найти. Вот: один грибок и один орех остались. Не знаю, что и делать.
Психолог:
Детки, попробуем Белочке помочь?
(Детям сначала предлагается потрогать грибок и орешек, потом, не глядя в мешочек, вытянуть тот или иной предмет).
Психолог:
Молодцы, ребята, теперь белочке до лета еды хватит!
(Психолог пускает солнечного зайчика в сторону стола, на котором разложены картонные изображения цветных воздушных шариков, и цветные шнурочки, либо раскатывает голубую ленточку)
Этот лучик голубой.
Нас зовёт он за собой.
Кто за лучиком пойдёт -
В детский садик попадёт.
7. Упражнение «Подбери веревочку»
Психолог:
Солнечный зайчик привел нас в волшебную кладовую Солнышка.
Мы так далеко ушли от дома! Солнышко решило, что быстрее мы долетим назад на воздушных шариках - они волшебные.
Но есть один секрет. Шарики не могут взлететь, пока мы не подберем каждому веревочку нужного цвета - такого же, как и сам шарик. Тогда шарики поднимут нас в воздух, и мы сможем быстро на них долететь до своей группы.
(Дети подбирают веревочку, вставляют ее в отверстия на макете шарика и завязывают; если ребенок не может самостоятельно завязать веревочку, психолог помогает, но не делает это за ребенка)
8. Релаксация «Шарики»
Психолог:
Теперь можно отправляться в дорогу.
Звучит спокойная, «волшебная» музыка. (Дети повторяют за психологом плавные движения: полет, кружение, опускаются ниже, поднимаются вверх и т.п. Все движения психолог проговаривает и показывает.)
Ну, вот, мы и вернулись в детский сад! (Дети кладут шарики на стол)
Солнышку так с нами было хорошо и приятно, но ему пора возвращаться на небо. Давайте скажем солнечному лучику спасибо за путешествие и «До свидания!».
9. Прощание. (Психолог подходит к каждому ребенку, светит фонариком -«солнечным зайчиком» на ладошку или дает подержать клубочек; дети говорят: «До свидания».)
Можно изготовить из золотой фольги небольшие кружки-«солнечные зайчики» (в качестве прощального подарка от Солнышка) и вложить в ладошку каждому ребенку.
Автор: Кушлянская Юлия Николаевна
Должность: педагог-психолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 31 «Светлана»
Месторасположение: город Смоленск, Смоленская область
Конспект развивающего занятия педагога-психолога «Фантазеры»
Цель: Развивать воображение, умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
Задачи:
развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;
развивать речевую активность, обогащать словарь;
развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать свое мнение;
воспитывать в детях внимание к своему здоровью, дружеское отношение к сверстникам.
Ход:
1. Ритуал приветствия.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».
Доброе утро! Разводят руки в стороны и слегка кланяются
Улыбнись скорее! друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка»
Будет веселее. Поднимают руки вверх
Мы погладим лобик Выполняют движения по тексту
Мы погладим носик.
И щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому и левому плечу
Как в саду цветочки! поочерёдно.
Разотрём ладошки. Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье соберём.
Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны
2. Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
Кто в дом не идет,
Меня за ручку берет.
(Дверь)
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет -
Гвоздь упадет.
(Сосулька)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
(Карандаш)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я …
(Свекла)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
(Арбуз)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)
2. Развитие воображения.
Все участники садятся на стулья, поставленные по кругу.
- Ребята, какие сказки вы знаете?
Совместно выбирают одну из сказок, и взрослый предлагает ее поменять, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перемену сам педагог. Вот, например, во что может превратиться известная сказка «Красная Шапочка»: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Башмачок. Позвал его как-то папа и говорит: «Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты». - Пошел Желтый Башмачок, а навстречу ему рыжий заяц…» и т. д. Педагог участвует наравне с детьми и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию. Обязательно отметить наиболее удачные варианты переделки.
- Ребята, мы с вами меняли слова. Пришло время поменяться местами.
4. Подвижная игра «Менялки».
Количество стульев становится на один меньше, чем игроков. Тот, кому не хватило места – ведущий (на этапе знакомства с игрой роль ведущего берет на себя педагог). Ведущий находится в центре круга и предлагает всем игрокам:
- Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (на ком надеты шорты, рубашки, юбки, белые носочки, одежда с карманами и др.).
Дети, которые соответствуют высказанному условию, должны поменяться местами.
5. Ритуал прощания.
Все участники разбиваются на пары и образуют круг. Повернуться к партнеру, взять его за руки и улыбнуться ему. Повернуться к соседу, взять его за руки и улыбнуться.
- Настроение каково?
Во! (вытягиваем вперед правый кулачок с поднятым вверх большим пальцем)