Конспект игры-занятия «Курочка и цыплятки. Занятие по сенсорному воспитанию в младшей группе доу Конспект занятия по сенсорному воспитанию по форме

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки»

Программное содержание:

Развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений;
- учить детей воспринимать небольшие по объему песенки, потешки, заклички, загадки; эмоционально откликаться на эти произведения;
- продолжать учить детей двигаться соответственно тексту и музыке;
- учить строить заборчик, сравнивая и группируя предметы по цвету, закреплять знания красного и зеленого цвета;
- закреплять представления о воде: льется, капает, плавают игрушки.

Материалы, оборудование, атрибуты:

У воспитателя шапочка курицы, у детей желтые перелинки, 2 домика (красного и зеленого цвета); игрушки: кошка с красным бантиком, собачка с зеленым бантиком, заводная рыбка; кирпичики: по 2 красных и 2 зеленых на каждого ребенка; пластмассовые шарики красного и зеленого цвета, сачки для аквариума, таз с водой, салфетки, на стене туча и солнышко за ней (на леске).

Ход занятия:

В группе оформлена центральная стена: 2 домика красного и зеленого цвета, за ними находятся кошка и собачка с бантиками соответствующего домику цвета, туча, закрывающая солнце, заборчик из кирпичиков (образец).
Приготовлены столы, на них кирпичики по 2 красного и 2 зеленого цвета на каждого ребенка. Таз с водой стоит на столике, в нем плавают красные и зеленые пластмассовые шарики. Дети входят под музыку «Курочка хохлатка». Воспитатель - курочка собирает детей-цыплят около себя:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко – кличет мама курочка,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко – кличет мама курочка.
Все сюда, все сюда и сынки и дочки,
Все ко мне, все ко мне и сынки и дочки».

Воспитатель:

Я – мама курочка, а вы мои цыплятки. Как пищат маленькие цыплятки?

Дети:

Воспитатель:

Ребятки – цыплятки, а к нам сегодня гости пришли. Они хотят посмотреть как мы будем играть. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель подводит детей к центральной стене и рассматривает с детьми домики, какого цвета эти красивые теремочки? Кто в них живет?

Воспитатель:

Терем-теремок, кто в тереме живет? Кто в расписном живет? (Подходят к красному домику).

Воспитатель:

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Кто это? (Кошка) Правильно. Вот она (показывается из-за домика, мяукает, дети ее гладят).
Воспитатель обращает внимание на то, что кошка живет в красном домике и бантик у нее такой же.

Воспитатель:

А в этом домике интересно кто живет? (С лаем показывается собачка). Дети, кто это? (Собачка). Собачка живет в зеленом домике и бантик у нее такой же. Посмотрите, какой красивый заборчик у этого домика. Он сделан из кирпичиков.
Воспитатель показывает одну деталь (кирпичик), обращает внимание, что кирпичики чередуются: красный, зеленый, красный, зеленый; один, другой, один, другой. Давайте сделаем кошке такой же заборчик. Я буду делать, а вы посмотрите.

Показывает: Чтобы заборчик получился такой же высокий, мы будем ставить кирпичик на маленькую грань. Сначала поставим красный кирпичик, возле него зеленый, потом опять красный и снова зеленый. Один, другой, один, другой. Красивый заборчик получился? Кошка радуется. А вы, ребятки-цыплятки, хотите такие же заборчики сделать? Вы цыплятки смелые, умелые, подходите, начинайте, а кошка с собачкой будут смотреть какие вы молодцы.

Дети строят заборчики, воспитатель подсказывает, поправляет, обращает внимание на цвет. По окончании работы воспитатель предлагает поиграть с кошкой и собачкой в прятки. (Дети, держась за края стола, приседают и прячутся за свои заборчики, радуются).

Воспитатель:

А мои цыплятки, славные ребятки! Потрудились, а теперь пойдем поиграем.

Игра с движениями под песню «Вышла курочка гулять»

Воспитатель:

Ребятки-цыплятки, а у нас во дворе есть прудик, в котором живет рыбка.
Пойдемте, посмотрим вместе, одним к прудику нельзя ходить. Ой, ко-ко-ко, что случилось? Наверное, кошка с собачкой играли, баловались, и шарики уронили в пруд. Рыбке даже плавать негде. Возьмем сачки и будем вылавливать, и раскладывать: красные шарики – кошечке в красное ведерко, зеленые – собачке в зеленое ведерко. (Во время работы воспитатель напоминает детям, чтобы они были аккуратны). Все шарики выловили, теперь наш прудик чистый. Молодцы, мои цыплятки, смелые, умелые.
Отдают красное ведерка с шариками кошечке, а зеленое – собачке.
Потрудились, помогли собачке и кошечке, давайте поиграем с водичкой.
Опустим ручки в воду и поднимем, посмотрим, как водичка капает. Под музыку дети играют с водой.

Воспитатель:

Вот водичка капает: кап-кап-кап. А я вам покажу как водичка из кружки льется. Поиграли? Давайте вытрем ручки.

Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды.
Сухо вытираемся, друг другу улыбаемся.

(Можно повторить 2 раза).
Вот и рыбка приплыла. Посмотрите, как она плавает и резвится в чистой воде (показ заводной игрушки).
Воспитатель собирает детей в центре зала у стены:

Где цыплятки? Ко-ко-ко, возвращайтесь с улицы!
Разве можно, ко-ко-ко, беспокоить курицу.
Идите все ко мне.

Цыплятки, посмотрите, какая тучка. Она закрыла наше солнышко, а без солнышка грустно. Давайте его позовем:

Выйди солнышко, выйди красное,
Хватит спать тебе в мягком облаке.

Воспитатель говорит, затем просит помочь детей.
Солнышко «выходит» из-за тучки. Дети радуются.

Воспитатель:

Солнышко, солнышко, посвети немножко
Выйдут детки поиграть, выйдут детки поплясать.

Народная пляска (движения произвольные).

А пока мы с вами плясали, кошечка с собачкой угощение для вас приготовили, знают, что мы любим. А мне и кормить вас уже пора. Пойдемте кушать. Прощаются и уходят.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «Развитие»

Программное содержание: Ознакомление детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник(фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с « лицами» по одному набору на каждого ребёнка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход занятия:

Воспитатель:-«Дети, давайте вспомним названия знакомых вам фигур-человечков.(Воспитатель поочерёдно показывает фигуры:круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель выясняет, кто помнит имя фигурки-человечка).

-«Кто помнит, какая это фигура?»

Ваня:-«Круг».

Воспитатель:-«Правильно. Ваня, скажи, пожалуйста, у круга есть уголочки? Ваня: «Нет»

Воспитатель:-«Верно, уголочков у круга нет. Дети, а это какая фигура? Кто скажет?»

Арина:-«Это овал».

Воспитатель:-«Верно. Арина, скажи у овала есть уголочки?

Арина:-«Нет уголочков».

Воспитатель:-«Правильно. Уголочков нет. А какой формы овал?»

Арина:-«Вытянутой».Воспитатель:-«Верно, Арина, садись. Ребята, какая следующая фигура?»

Дети:-«Треугольник».

Воспитатель:-«Молодцы. А скажите, у треугольничка есть уголочки?»

Дети:-«Есть».

Воспитатель:-«Да, есть.Когда мы с вами ведём свой пальчик по контуру фигуры, он у нас с вами натыкается на уголочки Следующая фигура какая?»

Дети:-«Это квадрат».

Воспитатель:-«Всё верно. А у этой фигуры есть уголочки?

Дети:-«Есть уголочки».

Воспитатель:-«Почему вы так решили?»

Дети:-«Потому что, когда мы ведём пальчик по контуру фигуры, он натыкается на уголочки.

Воспитатель:-«Молодцы. Какая последняя фигура?»

Дети:-«Прямоугольник».

Воспитатель:-«Хорошо. Скажите, у прямоугольника есть уголочки?»

Дети:-«Да, есть».

Воспитатель:-«А какой формы прямоугольник, дети?»

Дети:-«Вытянутой».

Воспитатель:-«Верно. А сейчас, ребята, давайте нарисуем контуры этих фигур в воздухе.(Дети вместе с воспитателем рисуют контуры фигур в воздухе).

-«Молодцы. Дети, а сейчас давайте поиграем с маленькими фигурками-человечками.(Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок).

- «Ребята, на столах у вас лежат карточки, на которых изображены «кроватки» для каждой из фигурок. Вам надо будет «человечков» уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т.е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.(Дети выполняют задание воспитателя).

Воспитатель:-«Дети, на этом наше с вами занятие подошло к концу. Спасибо всем за работу».

Цель: развитие сенсорных способностей детей в изо творчестве.

Материалы, оборудование: 2 домика (красного и зеленого цвета) ; паетки: красного, зеленого, желтого, синего цвета, клей пва, поляна из ткани.

Игрушки: кошка, собачка.

Задачи: «Познание» (развитие сенсорной культуры)

Ход занятия:

В группе на столе 2 домика красного и зеленого цвета, за ними находятся кошка и собачка. Между домов поляна из ткани, зеленого цвета.

Воспитатель подводит детей к столу и рассматривает с детьми дома.

Воспит. : Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся (дети здороваются) .

Ребята какие красивые дома.

Давайте подойдем к домам.

Каким цветом этот дом? (зеленый).

Правильно, этот дом зеленого цвета.

Кто живет в доме? (показывается кошка) .

Ответы детей: кошка.

Воспит. : правильно, кошка живет в зеленом доме.

Лапки у кота мягки,

А на лапках – коготки.

Коготочки котик точит,

Он поймать мышонка хочет.

Нашу кошку зовут Мурка.

Это кошка Мурка, можно погладить Мурку.

Воспит. : А этот дом какого цвета? (красный).

Скажи Костя, Катя, Артем, Настя.

Правильно, этот дом красного цвета.

В этом доме кто живет? (показывается собака)

Ответы детей: собака.

Воспит. : Пес рычит и громко лает,

И чужих он прогоняет.

Воспит. : Нашу собаку зовут Шарик. Шарик живет в красном доме, погладьте Шарика.

Ребята кошка с собачкой грустные. Возле домов поляна, а на поляне нет цветов, поэтому они грустные.

Поможем мы Мурке и Шарику?

Ответы детей.

Воспит. : Цветы на поляне будут разного цвета.

Мы цветы сделаем из красивых бус и пайеток.

Катя, каким цветом у тебя бусы? (синего). Правильно, это синий цвет. Катя будет клеить синий цветок из бус.

Костя, каким цветом у тебя бусы? (красного). Правильно, Костя будет клеить из красных бус цветок.

Артем каким цветом у тебя бусы? (синего). Правильно.

Настя, каким цветом у тебя бусы? (зеленого). Правильно.

Каким цветом середина у цветка? (желтая) .

Ребята, я капну клей на белые кружки, а вы приклеите бусы.

Воспит. : ребята посмотрите, кто это прилетел на поляну к Мурке и Шарику? (божья коровка). Правильно, это божья коровка.

А каким цветом божьи коровки? (желтого и красного) .

Божьей коровке понравилась поляна и она хочет остаться.

Капну каплю клея, и посажу на поляну ее (приклеиваю божью коровку) .

Ребята а еще на поляну прилетела бабочка, каким цветом бабочка (синяя). Правильно, бабочка синего цвета.

Бабочке понравилась поляна и она хочет остаться.

Капну каплю клея, и посажу бабочку на поляну.

Воспит. : Ребята какая красивая получилась поляна. Вам нравится?

Ответы детей.

Воспит. : И Мурке с Шариком поляна нравится.

На лугу-лужочке

Выросли цветочки.

Вот какие, вот какие

Выросли цветочки.

Они рады и вас благодарят, больше они грустить не будут.

Мурка с Шариком приготовили угощенье (показываю детям конфеты) .

Воспит. : что это? (конфеты). Угощайтесь.

Каким цветом у тебя Катя конфета? (ответ) .

А у тебя Костя? Ответ. Правильно.

Каким цветом у тебя Настя? Ответ.

А у Артема каким цветом? Ответ.

Правильно, молодцы.

Давайте наших гостей тоже угостим.

Программное содержание:

Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;
Формировать представление о форме, величине и цвете;
Вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);
Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

Лук, чешуйки, лучики.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Занятие по сенсорике, фото

Ход занятия:

Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей. Скажите своим глазкам:
«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.
Греет нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:
На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.
Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».

2.3. Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности используют дидактические игры. В практике сенсорного воспитания накоплен большой опыт использования разнообразных игр. На каждом этапе используются свои игры в соответствии с задачами воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни .

1. Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4-10 дней жизни)

Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.

Материал. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60--70 см.

Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7-5 см, частота - одно - два колебания в секунду. Задача взрослого - привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, то есть сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка. После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют. Размер игрушек диаметром 5-7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.

2. Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5 - 5 месяцев).

Дидактическая задача: упражнять ребёнка в приспособлении движений рук в форме схватываемого предмета.

Материал: по три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5см. Толщина предметов равна 1,5см. В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».

Перед ребёнком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того, как ребёнок схватит игрушку, взрослый кладёт перед ним ещё один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Перед ребёнком помещается ещё один брусок.

Игра длится около 5минут и в течение дня может проводиться дважды. Через день - два среди трёх знакомых брусков размещается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имеющимся в распоряжении ребёнка предметам ещё две треугольные призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдаёт предпочтение ребёнок. Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному материалу, особенно к предметам новой формы. Взрослый хвалит ребёнка, гладит его по головке, берёт на руки, улыбается ему.

Игра проводится в течение 3-4 дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь целесообразно проводить 2 - 3 раза.

3.Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев).

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину.

Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (четыре больших и пять маленьких). Высота большого ведерка 16 см, маленького 10 см. Размер большого кубика -- 4,5X4,5X4,5см, маленького -- 3X3X3см.

Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий он хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, взрослый просит ребенка сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости помогает выполнить задание.

Похвалив ребенка, взрослый ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем взрослый выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много.

Он вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Продолжительность игры 5- 10 минут.

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни .

1. Нанизывание больших и маленьких колец на стержень.

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5см, маленького 3см.

Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Продолжительность игры-занятия 5-8 минут.

2. Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуя слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.

Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке «погулять»: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное объяснение).

В конце игры-занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая: «топ-топ-топ». Игра-занятие проводится два раза, длится 5-8 минут. Одновременно занимаются три-четыре ребенка.

3.Нанизывание колец, убывающих по величине.

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец. В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.

Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)

Анализируя далее свою работу, мысленно переношусь в начало 2000-ых годов. Важно то, что к этому времени шахматы, как говорят, "помолодели". Это значит, что появилось первенство Москвы, России, Европы и Мира до 8-ми лет...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи...

дидактический игра дети Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

2.1 Цель: исследовать особенности использования дидактической игры для формирования представлений о домашних животных и разработать методику их использования в работе с детьми 3-го года жизни Провели диагностику предложенную Е.В...

Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В дальнейшей работе с детьми экспериментальной группы были проведены подвижные, словесные и дидактические игры, а так же игровые приемы и ситуации, направленные на эстетическое развитие детей, ознакомление с окружающим миром...

Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи и методики изучения особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Особенности слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием

У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих...

Психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста во время прогулки

прогулка дошкольный образовательный двигательный Ранний возраст (от 1 до 3 лет) - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка...

Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

Изучив особенности и содержание работы по формированию сенсорной культуры в раннем детстве была проведена диагностика. Для диагностики знаний о качестве и свойствах предметов с детьми раннего возраста использовалась методика Пилюгина Э.Г....

Развитие игровых умений у детей раннего возроста

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно...

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

В нашем дошкольном учреждении работа по развитию речи начинается с раннего возраста. Поставлены следующие задачи: 1. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью. 2...

Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы ДОУ

Для современной образовательной системы проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайна важна...

Формирование инициативности в игре детей раннего возраста

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии...

Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!