Конспект целевой прогулки для старшей группы «Я и моя улица» - Неваляшки. Конспект прогулки старшая группа «Целевая прогулка по летней экологической тропе

Подготовила воспитатель Платонова Антонина Николаевна.

Цель: Развивать умение узнавать и называть растения родного края; развивать речь, мышление, наблюдательность; умение вести диалог. Воспитывать эстетические чувства; эмоциональную отзывчивость на красоту родного края; бережное отношение к природе. Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; учить выделять признаки лета.

Материал и оборудование:

Корзинка. Конверт с письмом.

Предварительная работа: Разработка маршрута. Заучивание стихотворений. Подбор игр, загадок.

Сюрпризный момент. Ведущий: ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу! Как красиво кругом, куда не бросишь взгляд! Скажите, какое время года сейчас? (Ответы детей). Правильно, лето! Самое яркое и тёплое время года. Послушайте, как красиво описала лето поэтесса Елена Трутнева:

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,

Если рано утром росы гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,

Значит это уже лето! Значит кончилась весна! Ребята, а какие признаки лета вы знаете,назовите их? (Высказывания детей). Очень хорошо, молодцы! Мы с вами сегодня отправимся гулять в очень интересную страну полную тайн и

загадок. Смотрите и слушайте внимательно во круг. Много нового и интересного узнаете сегодня. Давайте сначала поприветствуем окружающий нас мир.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнце и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим!

Отправляемся в путь. Первую нашу остановку вы узнаете, если отгадаете загадку:

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я!

Кто я такая? (Вода)

Ведущий: молодцы, отгадали. Ребята, а вы знаете о пользе воды? (Рассуждения детей). Правильно. Вода нужна всем: и людям, и растениям, и животным. Без воды всё живое вокруг нас погибнет. А посмотрите какой красивый цветок вырос и качается в этом маленьком водоёмчике. как он называется? (Ответы детей). Правильно, кувшинка!

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом.

И поплыла бы по реке

К задумчивым подругам.

Да вот беда – привязан плот, Он не куда не поплывёт.

Ведущий: ребята, а вы знаете о том, что вода – это дом для некоторых животных? Кто живёт в воде?(Ответы детей).

Молодцы, всё знаете и правильно ответили. Ну, что отправляемся дальше? А вот где мы остановимся вы сейчас догадаетесь. Отгадайте загадку:

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна,

Могу быть белой, жёлтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза).

Ведущий: ребята, давайте посмотрим внимательно на эти цветы. Пока на них только бутоны, но пройдёт время и распустятся прекрасные, ароматные цветы. А кто знает, как надо ухаживать за цветами? (Ответы детей). Правильно! Нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики. А какие ещё цветы вы знаете? (Ответы детей) Молодцы! Как много цветов вы знаете. А я предлагаю немного поиграть и превратиться в полевые цветочки — васильки. Начинаем превращенья!

Синие звёзды упали с небес. (Дети приседают).

Смотрит на них зачарованно лес, (Поднимаются на носочки, покачивают руками из стороны в сторону).

Ветер тихонько над ними кружит, (Кружатся на месте)

Смотрит на синие звёзды во ржи,

Нежно качает волну васильков, (Вновь покачивают поднятыми вверх руками)

Синих, как звёзды, волшебных цветков.

Ведущий: как хорошо мы от дохнули! Сколько красивых цветочков васильков выросло у нас на полянке! Давайте дальше пойдём гулять. Но сначала послушайте стихотворение, которое расскажет нам…Чтение стихотворения Ю. Насимович «Туя».

На первенство не претендуя,

Растёт медлительная туя,

И прячет веточки свои

В хвоинки в виде чешуи.

Она не местная гражданка,

А североамериканка!

Ведущий: ребята, а как вы думаете, на какое дерево похожа туя? Правильно, на ёлку. А какие у них сходства? (Рассуждения детей). Молодцы! Туя, так же как и ёлка, не сбрасывает свои хвоинки и остаётся зелёной круглый год. Обратите внимание, какие нежные и гладкие у неё хвоинки, потрогайте ручками, только аккуратно.

Ведущий: вот и закончилось наше путешествие. Что больше всего вам запомнилось? (Высказывания детей). Пора нам возвращаться в группу. А давайте обратно поедем в паровозике. Занимайте места в вагончиках.

Целевая прогулка в детском саду для детей старшего дошкольного возраста "Осень в гости к нам пришла".

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
- Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о явлениях, характерных для осени;
- Формировать умения осуществлять сравнительное наблюдение, выявлять в ходе него изменения, произошедшие с природными объектами;
- Учить применять умения разгадывать загадки, содержащие описание изменений, произошедших с природными объектами осенью;
- Активизировать в речи и уточнить понятия «портрет», «пейзаж», лексику, связанную с тепой прогулки.
Технологии : игровая, поисково - исследовательская, здоровье – сберегающая, личностно - ориентированная.
Оборудование и материалы: персонаж – Осень (кукла или роль взрослого), тексты загадок, блокнот для зарисовки плана и результатов работы, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности.

Мотивационно – ориентированный этап
Беседа «Таинственная гостья»
Педагог : Ребята, вы знаете, к нам сегодня пришла, необычная гостья, посмотрите вокруг, вы видите её? (Ответы детей)
Педагог : Как не видите? А ведь наша гостья уже давно, пришла в наши края. Скажите, пожалуйста, какие изменения произошли с природой? (Изменилась температура воздуха, окраска листьев, травы, не стало видно насекомых, птицы улетели в теплые края).
Педагог : Чтобы узнать имя нашей гости нам нужно отгадать загадку, вы готовы слушать внимательно загадку? (Ответы детей)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
- Это время года как, скажи, зовется? (Осень)
Педагог : Итак, кого же мы ждем в гости? (Осень)
Правильно – Осень.
Подтверждением правильности ответов детей становится приход Осени.
Осень : Здравствуйте, ребята. Я так давно хотела познакомиться с вами. Я очень рада, что вы догадались, кто я!
Бываю я лишь раз в году.
За летом жарким я иду.
Пред белою зимою.
Подружитесь со мною?
Дети отвечают гостье, знакомятся с ней.
Педагог: Ребята, а вы можете рассказать, какие цвета использует Осень, чтобы перекрасить листья деревьев. Посмотрите, какого цвета стали листья березы, дуба, осины, клена, каштана, а какого цвета - трава? (Ответы детей)
Вы молодцы, очень наблюдательны, все краски осени заметили, а знаете, как про нашу гостью еще ласково говорят:
Пришла волшебница прекрасная,
Листву без краски перекрасила.
Осень: И не только листву! Все вокруг должно измениться осенью, и все меняется каждый день! Именно поэтому мне хотелось бы вас попросить нарисовать мой портрет, запечатлеть Осень такой, какой она выглядит сегодня.
Вы согласны, нарисовать мой портрет?
Согласие детей выполнить просьбу гостьи определяет цель предстоящей работы: нарисовать «портрет» осени.
Поисковый этап
Беседа «Как помочь зайчишке?»
Педагог организует обсуждение: что может представлять собой «портрет» осени, подводит детей к выводу о том, что у них должен получиться пейзаж. Также обсуждается, что нужно сделать, чтобы выполнить просьбу гостьи, составить план:
1. В ходе прогулки выявить характерные признаки осени.
2. Познакомиться с произведениями художников, поэтов и композиторов об осени.
3. Нарисовать картины на тему «Осень», организовать выставку.

Практический этап
Дети прощаются с гостьей, приступают к реализации плана.
Сравнительное наблюдение «Признаки осени».
Игра – соревнование «Кто больше?»
Задание: Детям предлагается объединиться в команды по 4 – 5 человек и постараться найти как можно больше признаков прихода осени на своем участке. Выявляется команда – победитель.
Чтобы обеспечить ситуацию успеха для всех команд, необходимо выделить соответствующее их количеству число номинаций:
- кто найдет больше осенних превращений;
- кто интереснее о них расскажет;
- кто найдет самые необычные превращения;
- кто быстрее справится с задачей;
- самая дружная команда и т.д.
Организуя работу, важно подчеркнуть, что все собранные детьми сведения будут использованы ими при создании «портрета» осени. Именно поэтому итоги наблюдения и игры, зарисовываются и фотографируются.

Дидактическая игра «Найди отгадку»
Задание : Продолжая действовать в командах, детям нужно разгадывать загадки об осенних превращениях и находить отгадки на участке.
Примеры загадок:
С ветки в лужу упадет
И не тонет, а плывет. (Лист)

Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)

Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят,
В городе ясно и чисто,
В наших краях….(Листопад)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдят, его клюют. (Ягоды рябины)

Покуда было малым,
Не падало оно,
А выросло – упало.
Не правда ли, смешно? (Яблоко)

Педагог помогает детям придумать и нарисовать признаки наступления осени, выявленные ими при разгадывании загадок.

Рефлексивно – оценочный этап
Коллективный рассказ «Словесный портрет »
Детям предлагается с опорой на зашифрованные в рисунках результаты работы составить словесный портрет осени.
Педагог обращает внимание детей на план работы, организует обсуждение того, что удалось сделать, а что еще предстоит.
Педагог приглашает ребят посетить музыкально – литературную гостиную, подготовить выступление.
Последующая работа. Дальнейшая реализация плана, составленного педагогом с детьми, осуществляется в рамках работы музыкально – литературной гостинной.

Конспект целевой прогулки

Наблюдение за сезонными изменениями:

весеннее пробуждение природы

Старший дошкольный возраст

Бутолина Оксана Викторовна, воспитатель

Детского сада «Петушок» Артинский район с. Сухановка

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура.

Цель:

формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательные:

Закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах.

2.Развивающие:

Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать связную речь;

Расширять словарный запас детей: сокодвижение, проталины;

Развивать логическое мышление

Развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения

поставленных целей.

3.Воспитательные:

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.

Словарная работа: Сокодвижение, проталины.

Ход целевой прогулки:

Беседа – наблюдение.

Ребята, мы идём на прогулку. Послушайте стихотворение:

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки - кружева

Первые ПРОТАЛИНЫ,

Первая трава.

О каком времени года говориться?

А что происходит весной в природе? (Ответы детей по тексту.)

Много радости весна дарит детям.

А какие это радости ? (Тепло весной, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки.)

Весна приносит не только радость, но бывают и неприятности

    На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде.

    На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей.

    Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.

Как надо одеваться весной ? (Ответы детей)

Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада, полюбуемся красотой весенней природы, послушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц.

Чем пахнет весна? (Предположения детей.)

Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Они проснулись. На деревьях и кустарниках почки раскрылись ярко-зелеными молодыми листочками, зазеленели травы.)

Кто же их разбудил? (Теплое солнце растопило снег и лед.)

Во что они превратились? (Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы и они зазеленели.)

Почему воду назвали такой? Как вы думаете? (Предположения детей.)

Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?

Попробуем отыскать березу. Красивое дерево береза – символ России, про нее сочиняют стихи, пишут песни, послушайте стихотворение:

Береза, моя березонька

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька

Стоишь ты, кудрявая

Посередь долинушки;

На тебе березонька

Листья зеленые

Под тобой березонька

Трава шелковая.

Подарим березке хоровод? (Дети водят хоровод вокруг березы «Во поле береза стояла».)

Из каких частей состоит береза? (Корни, ствол, ветки, на ветках почки.)

Какого цвета кора, погладим рукой, какая она? (Гладкая).

Какую пользу приносит? (Березовый сок, летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух. За деревьями надо ухаживать, нельзя ломать ветки.)

Если удастся, то можно увидеть, как плачет береза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы (активизация словаря – СОКОДВИЖЕНИЕ) Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Но брать его у березы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большое, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной или пластилином.

Верно! Деревья - это дом для птиц.

Идем на спортивный участок. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Цель: Развивать быстроту, ловкость, реакцию.

Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий - горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

-Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

В небе, ребята, не только птиц можно увидеть, а что еще? (Ночью - луну, звезды; днем - облака, солнце.)

Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.

Какая она?

Где трава появилась, а где еще нет? (Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла.)

Почему, как вы думаете? (Предположения детей.)

Смотрите, вдоль дороги растет трава с выпуклыми круглыми листочками.

Что это? (Подорожник.)

Как выдумаете, почему его так назвали? (Предположения детей.)

Его листья прижаты к земле. Что прячется под ним? Посмотрим. (Подорожник не дает солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает влагу для своих корней.) Но вот подорожник поднял листочки.

Как вы думаете, почему? (Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник – растение доктор.)

Кого мы видели под цветками наших деревьев? (Пчелы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладким запахом. Летят они лакомиться сладким соком.)

Малой подвижности игра «Бабочки»

Дети изображают бабочек, «легко» летают по участку, и, затем, «садятся» на цветы (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.

Природа пробудилась от зимнего сна.

Что делаете вы, когда просыпаетесь? (Умываетесь. Земля и растения тоже хотят умыться.)

Но как? (Они ждут теплого весеннего дождя, он все вымоет и напоит всех.)

У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)

По лужам можно ходить? (Нет.)

Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)

(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)

Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми о проведённой целевой прогулке, разделить детские впечатления, высказать своё мнение.

КОНСПЕКТ

целевой исследовательской прогулки «Осенние цветы»

в старшей группе

для детей с общим недоразвитием речи

Разработали:

воспитатель

Бартенева Светлана Владимировна,

старший воспитатель

Чернышова Марина Николаевна

МБДОУ «Детский сад №65-

Центр развития ребенка»

города Бийска Алтайского края

2013 год

Целевая исследовательская прогулка.

Тема: «Осенние цветы»

Цель: создание условий для личностно – ориентированного образования дошкольников, посредством здоровьесберегающей среды. Включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Продолжать обучать детей наблюдению и экспериментированию.

Задачи:

    Уточнить представления детей о садовых растениях (бархатцы).

    Формировать представление о растении цветника(цынии).

    Учить задавать вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученную информацию, давать определение понятиям.

    Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе(сбор семян).

    Развивать правильное речевое дыхание и мелкую моторику.

Материалы и оборудование:

Мешочки для сбора семян.

Разноцветные пробки для составления цветов.

Ход прогулки:

Орг. момент.

Ребята посмотрите, какой сегодня хороший день. Какое доброе солнышко нам светит. Давайте подарим солнышку наши улыбки.

Обращаю внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбе. Предлагаю назвать цветы.

Речевое упражнение: Скажи со словом: цветочный, цветочная.

(Улица, аромат, клумба, магазин, город, лепесток, семена, выставка, букет)

Дети, как называются эти цветы? (бархатцы)

Рассматривание вместе с детьми цветов бархатцев.

    Стебель у бархатцев высокий или низкий?

    Какой формы цветок у бархатцев?

    Какого цвета цветы у бархатцев?

    Какого цвета листья?

    Какой формы листья?

Дыхательная гимнастика: Предлагаю детям понюхать цветы.

Проведение исследования:

    Выбор объекта исследования.

Дети, а вы знаете, как называются эти цветы? (обращаю внимание детей на циннии) Эти цветы называются циннии. Давайте все вместе скажем циннии.

    Определение предмета исследования.

Что вы знаете об этих цветах?

Что бы вы хотели узнать о цинниях?

Задайте вопросы, чтобы узнать новое об этих цветах. Вопросы детей.

Растут ли циннии зимой?

Почему циннии разного цвета?

Почему разной высоты?

Почему одни ещё цветут, а другие уже засохли?

Чем похожи на другие цветы?

Что нужно сделать, чтобы узнать больше об этих цветах?

Ответы детей (рассмотреть, сравнить с другими цветами, нарисовать)

Предлагаю детям сравнить растения.

Циннии выше или ниже бархатцев? (показ рукой высоты цинний и бархатцев)

Какой формы цветок у цинний?

Какого цвета цветы?

Какого цвета листья?

Какой формы листья?

Упражнение для развития слухового внимания: Предлагаю закрыть глаза и прислушаться к звукам клумбы. Что услышали? О чём разговаривают цветы?

    Постановка проблемного вопроса. Деликатно помогаю детям определиться с проблемным вопросом. Важно, чтобы у детей сохранилось представление, что вопрос они нашли сами.

    Проблемный вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы циннии расцвели весной?

    Выдвижение гипотезы.

Упражнение на развитие умений выдвигать гипотезы. Предлагаю детям назвать правдоподобные причины, почему циннии могут вырасти весной (принимаются все, даже самые фантастические гипотезы но для проверки выбираются две, три).

Гипотезы предложенные детьми:

    Их за сыпет снегом, а весной, когда снег растает они расцветут.

    Нужно выкопать цветок и посадить в комнате.

    Сорвать цветы и поставить в воду.

    Собрать семена и посадить их весной.

    Построить теплицу.

    Для проверки были выбраны следующие гипотезы.

Нужно выкопать цветок и посадить в комнате.

Сорвать цветы и поставить в воду.

Собрать семена и посадить их весной.

Проверяем гипотезу семенами.

7. Сбор информации для подтверждения гипотезы.

Упражнение на развитие умения классифицировать: в какие группы можно объединить цветы?

Цветы делятся на: разноцветные, высокие и низкие, сухие и зеленые.

Упражнение на развитие мелкой моторики: составь цветок- составление цветка на песке из пробок.

Упражнение на развитие умения наблюдать: на первый взгляд все циннии похожи. Но опытный наблюдатель обязательно заметит, что двух одинаковых цветов не бывает.

Предложить детям понаблюдать и ответить на вопросы:

Все циннии цветут летом?

Все циннии разноцветные?

Все циннии растут на клумбе?

Все циннии нужно поливать?

Где ещё можно узнать информацию об этих цветах (в интернете, в книгах, энциклопедии).

Подвижная игра «Чья клумба быстрее соберётся»

Проведение эксперимента по подтверждению гипотезы.

Осенью на цветах появляются семена. Показываю детям семена на цветах. Мы соберём семена, а весной посадим их в землю, и из них вырастут цветы.

Для того, чтобы сравнить какие цветы бывают осенью и весной мы их сфотографируем: этюд «Цветочные фотографии».

Спросить у детей как нужно обращаться с растениями (не рвать, не топтать).

Показываю детям, как собирать семена. Дети собирают семена в заранее заготовленные пакетики.

Подведение итогов прогулки:

Что было объектом исследования?

Какова была проблема и проблемный вопрос?

Какие были гипотезы?

Какую новую информацию узнали на прогулке?

Что больше всего понравилось?

Литература.

    Савенков И.А. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006

    Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 128с.

    Дыбина О.В. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятия. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.

    Программа воспитание и обучение в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6 –е изд. испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. - 208с.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -М., «Просвещение», 2000. - 208с.

(Старшая группа)

Задачи.

Наблюдение.

– Обратить внимание детей на красоту осенней природы;

– расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

– закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;

– развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать;

– расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка…)

– приобщать детей к русской народной культуре;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Трудовая деятельность.

– Закреплять умение трудиться сообща, распределять обязанности между собой; работать граблями;

– развивать у детей желание помогать друг другу;

– воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Подвижная игра.

– Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;

– Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;

– развивать быстроту бега и координацию движений;

– воспитывать привычку играть сообща;

Дидактическая игра.

– Закрепить знания плодов различных деревьев, умение разгадывать загадки;

– Развивать внимательность, логическое мышление.

Спортивное развлечение.

– закрепить навыки детей выполнять правила игры и действовать по сигналу;

– развивать быстроту бега и ловкость, умение детей бегать друг за другом (по очереди),

– воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах; взаимопомощь.

Индивидуальная работа.

– Совершенствовать умение завязывать бант;

– развивать мелкую моторику;

– воспитывать уверенность в своих силах.

Словарная работа: чечевичка, хвоинка, хвоинки, хвойное дерево.

Оборудование: костюм Лесовичка, корзина с плодами для дидактической игры, поднос, перчатки, корзинки для сбора шишек, коробка для шишек, грабли детские; маска или костюм волка, З куба, 3 подноса для цветных листьев, 3 вазы для букетов из листьев; 3 ленточки для букетов из листьев; спортивный инвентарь и игрушки для свободной деятельности.

Предварительная работа

Беседы: “Первый день осени”, “Сентябрь – первый осенний месяц”, “Почему желтеют листья”, “Октябрь – второй месяц осени”, “Береза – символ России”, “Лесная красавица”, “Осень ранняя и осень поздняя”, “Для чего нужны плоды деревьев”, “Листопад”, “Приметы осени”.

Наблюдение: за многообразием растений, за изменением цвета листвы, за травянистыми и древесными растениями, за листьями клена, за листопадом, за красотой осенней природы, приметы осени в природе, за сезонными изменениями в природе, за погодой, за долготой дня.

Рассматривание: опавших после ветра веток и листьев, семян и плодов растений, почек после листопада.

Опытно – эксперементальная деятельность: потребность растений в воде; – солнце высушивает предметы; – как вода поступает к листьям.

Чтение произведений: В.Чаплина “Лес осенний”, П. Бобьев “Друзья леса”, М. Скребцова “Ворчливая береза”, “Две сестры”, “Колючая упрямица”, “Разговорчивая березка”, “Белое платьице”, “Березки и лиственницы”; А. Лопатина “Жизнь дерева”, “Неутомимые труженики”, “Как деревья к зиме готовятся”; Ю.Дмитриев “Зеленое и желтое”, Э. Шим “Елкино платье”, “Пейте досыта”, Д.Кайгородов “Красавица елка”, Т.Шорыгина “Экологические сказки”.

– Стихи: А. Пушкин “Уж небо осенью дышало”, А.Толстой “Осень. Осыпается весь наш бедный сад”, Е.Трутнева “Улетает лето”, М.Дорофеева “Быстро лето улетело”, Ю.Капустина “В золотой карете”.

– пословицы, поговорки, загадки об осени, растениях.

Дидактические игры: “Найди ошибку”, “Доскажи слово”, “Так бывает или нет?”, “Какое время года?”, “Какая, какой, какое?”, “Закончи предложение”, “Узнай, чей лист”, “Отгадай, что за растение”, “Найди листок как на дереве”, “Третий лишний (деревья)”, “Дерево, кустарник и цветок”, “Лето или осень”, “Что это за растение”, “Кто больше придумает слов”, “Расскажи без слов (деревья)”, “Назови растение с нужным звуком”.

Подвижные игры:

“К названному дереву беги”,
“Найди листок, как на дереве”,
“Будь внимательным”,
“Кто скорее соберет (половинки),
“Найди листок, как покажу”,
“Найди себе пару (листья)”.

Рассматривание: иллюстраций о природе;

– картин: И. Левитан “Березовая роща”, “Золотая осень”, Долина реки”, “Поздняя осень. Усадьба”, “Дорога. Солгнечный день”, “Осенний пейзаж”, “Дубовая роща”, “Осень”; И. Шишкин “Рожь”, “Березовая роща”, “Осенний пейзаж. Парк в Павловске”, “Осень”, “Ручей в лесу”; В.Д. Поленов “Золотая осень”, “Осень в Абрамцево”, “Стынет. Осень на Оке близ Тарусы”, “Ока близ Тарусы”, “Долина Оки”.

Изодеятельность: “На яблоне поспели яблоки”, “Сказочное дерево”, “Золотая осень”, “Листопад”, “Осенний листок”, “Идет дождь”, “Осенний лес”, “На лесной полянке выросли грибы”.

Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди “Времена года”, П.И.Чайковский “Сентябрь”, “Октябрь” из альбома “Времена года”; слова и музыка Н.Вересокиной “Праздник осени в лесу” и “Листочек золотой”, М.Красев “Дождик”, музыка Ю. Слонова, слова В.Малкова “Здравствуй, осень!”.

Просмотр мультимедиа о природе.

Ход прогулки

Дети находятся в группе.

Воспитатель: Ребята, пора идти на прогулку. Чтобы на прогулке нам не было слишком жарко или холодно, нам нужно одеться по погоде. Тем более, что погода сейчас переменчивая. Подойдите, пожалуйста, к окну, и посмотрите на небо: солнышко там или тучи; на асфальт: мокрый он или сухой?

Дети подходят к окну и видят Лесовичка. Лесовичок машет им рукой, приглашая на прогулку.

Воспитатель: Как вы думаете, кто это? (ответы детей) По-моему, он приглашает нас выйти к нему. Вы хотите с ним познакомиться? (да) Тогда пойдемте одеваться скорее на прогулку.

Дети и воспитатель проходят в раздевалку. Дети одеваются самостоятельно, воспитатель помогает.

На улице дети и воспитатель подходят к Лесовичку.

Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?

Лесовичок: Я-Лесовичок. Живу в лесу и слежу там за порядком, знаю все лесные тайны, лесные сказки, понимаю язык птиц, животных и растений. Так вот, ко мне часто прилетают птицы и рассказывают, что вы такие молодцы – не рвете цветов, не обижаете птиц и насекомых, ухаживаете за растениями, кормите птиц зимой, а также знаете много интересного о природе. Вот и решил я посмотреть так ли это?

Воспитатель: Лесовичок, ребята у нас, действительно, хорошие: добрые, веселые, трудолюбивые. Мы очень рады, что ты к нам пришел. Мы тебе с радостью расскажем и покажем то, что мы знаем и умеем. Я приглашаю всех на нашу площадку.

Лесовичок, дети и воспитатель проходят на площадку.

Вот мы и пришли на наш любимый участок. Перед нами красивая поляна, на которой растут разные деревья. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Сколько удивительных красок дарит нам осень!

Воспитатель:

Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наши деревья внимательно.

– Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к березе) (береза)

– А как вы догадались? (у березы белый ствол)

Воспитатель: Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

– Давайте назовем березу красивыми словами. (ответы детей)

Воспитатель: Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.

Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.

Воспитатель: Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.

– Какой он на ощупь? (ответы детей)

– Какие части дерева вы еще знаете? (корни, ветки, листья)

– Какие ветки у березы? (тонкие, гибкие)

– Зачем нужен корень дереву? (ответы детей)

– Какой формы березовые листочки? (овальные, резные)

– Какого цвета были листья у березки летом? (зеленые)

– Какого цвета листья у березки стали осенью? (желтого, золотистого)

– С каким предметом часто сравнивают желтые березовые листья? (с золотыми монетками)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом? (нет, их стало меньше)

– Куда же делись листочки с веточек? (они облетели)

– Почему они облетели? (наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется)

– Мы с вами много раз наблюдали за березками в разное время года и отмечали, какие у нее красивые наряды. Многие поэты также любовались красотой березы и написали много стихов о ней. Предлагаю вам послушать один из них.

Дети: Эта модница лесная (И. Семенова)

Часто свой наряд меняет.
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом.
В день осенний – в плащ одета,
Если ветер налетит.
Золотистый плащ шуршит.

Воспитатель : Ребята, а что вы еще можете рассказать о березе? (ответы детей)

– А помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой?

Дети: 1. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще ест ь листья .

2. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным .

Воспитатель: Ребята, а помните, мы и хороводы около березы водили? Предлагаю вам встать в хоровод.

Хоровод около березы.

Воспитатель: На нашей поляне растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Если дети затрудняются ответить, можно загадать другую загадку:

Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто хочет, может погладить ствол ели.

– Какая у нее кора? (коричневая, шершавая)

– Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)

Воспитатель: Давайте их осторожно потрогаем. Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово).

1 иголка – “хвоинка”.

Много иголок – “хвоинки”.

На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.

– Каким деревом является ель? хвойным)

– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)

Лесовичок: Так-так, а что интересного вы знаете о еле, нашей лесной красавице?

Рассказ детей о ели.

Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на березу и на ель. Давайте их сравним.

– Чем они похожи? Что у них общего? (и у ели и у березы есть корень, ствол, ветки)

– А чем эти деревья отличаются? (у березы белый ствол, у ели – хвоинки, а у березы – листья, эти деревья разной высоты).

– Как называются плоды, которые растут на еле? (шишки)

– Мы с вами часто используем шишки. Для чего? (для поделок)

Трудовая деятельность .

Воспитатель : Ребята, вы обратили внимание, сколько шишек упало с наших елей на землю? Я предлагаю собрать шишки для поделок. А также убрать эти опавшие листья. Анатолий Семенович будет рад, если мы ему поможем. Вы согласны потрудиться? (да)

Воспитатель : Я знаю, вы ребята у меня трудолюбивые и добрые. Хорошо, но сначала вспомним вот что. Мы с вами уже много раз собирали опавшие листья. Напомните, пожалуйста, как это нужно делать?

Дети: Нужно грести листья и собирать в кучи. А потом сложить эти листья в корзину или мешки для мусора.

Воспитатель: А какой инструмент при сгребании листьев вы будете использовать? (грабли)

Воспитатель: Обратите внимания, как надо собирать шишки. Нужно собирать все шишки подряд: и хорошие, сухие, и испорченные, почерневшие. Собирать их будем в корзинки, а потом высыпать в большую корзину.

Лесовичок: Неужели вы сможете все это сделать? (да)

Воспитатель: Вы, лесовичок, сейчас убедитесь, какие умелые у нас ребята.

– Ребята, перед работой надо надеть перчатки.

Воспитатель. Сначала надо разделиться на две группы. Кто хочет убирать листья – подойдите к березе. А кто будет собирать шишки – к еле.

Воспитатель: Берите грабли и можете приступать к работе. Вы возьмите корзинки и начинайте собирать шишки.

Дети трудятся под музыку.

По окончании работы дети складывают перчатки в коробку.

Воспитатель: Ну что ж, мы с вами хорошо потрудились.

Лесовичок: Да, вы ребята, молодцы!

Появляется волк (ребенок)

Волк: Лесовичок, что ты тут делаешь?

Лесовичок: Я пришел к ребятам в гости. А ты, волк, что тут делаешь?

Волк: Я заблудился. Убежал из леса, решил посмотреть город да и заблудился. Хорошо, что я тебя тут встретил. Хочу я в свой лес обратно. Но сначала можно мне поиграть с ребятами? Я так давно не играл ни с кем в игры.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, этот волк очень добрый и не причинит нам зла. Давайте с ним поиграем. (Да!)

Подвижная игра “Волк и зайцы”

Волк: Ах, как же я хорошо с вами поиграл! Спасибо вам, ребята!

Лесовичок: Но нам пора возвращаться в свой лес. Лесные жители нас ждут.

Волк: И я уже соскучился по своему дому.

Лесовичок: Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые и трудолюбивые. Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку. То, что в ней лежит, собрал я в лесу, а вам это пригодится для поделок.

Лесовичок отдает корзину воспитателю. Все прощаются с волком и лесовиком. Они уходят.

Воспитатель заглядывает в корзину.

Воспитатель: Ой, ребята, чего туту только нет! Вам интересно? Хочется узнать, что тут лежит? (да)

Дидактическая игра “Что лежит в корзине?”

Воспитатель: А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете, отгадав загадки.

Воспитатель достает плоды из корзинки, а после отгадывания загадки кладет на поднос.

1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)

– Из этого плода вырастает дуб?

– Какие плоды растут на дубе?

2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)

– Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи.

3. Осенью на ветке Подрастают детки. Без рук, без ножек Каждый, как колючий ежик. (Каштан)

4. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели. (Рябина)

Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются.

Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник.

Воспитатель: Вот спасибо лесовичку! Он принес нам такое богатство! Ведь сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим новыми поделками нашу группу.

Воспитатель: Впрочем, одну поделку для украшения нашей группы мы можем сделать прямо сейчас. Дело в том, что утром я насобирала листья для букета. А сделать сам букет мне не хватило времени. Друзья мои, помогите мне, пожалуйста.

Спортивное развлечение.

Эстафета “Собери букет”.

Воспитатель. Какие же красивые букеты у нас получились! Они украсят нашу группу. Давайте самый красивый подарим Валентине Федоровне! (да)

Воспитатель: Ребята, но эти букеты могут рассыпаться по дороге в группу. Чтобы этого не произошло, я предлагаю перевязать их вот этими красивыми ленточками. А помочь мне в этом я попрошу … и … . Остальные ребята могут брать игрушки, инвентарь и играть.

Индивидуальная работа.

На одном букете воспитатель показывает сам. Два остальные букета помогает перевязывать детям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!