Компромисс во имя яркости: Цветовая Яркость и Зеленый Оттенок. Цвет в композиции

Насыщенность цвета - параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона. Чем ближе цвет к монохроматическому, тем более он насыщен.

В теории цвета насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный - приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность (saturation) - одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV. Насыщенность (цветовая насыщенность, chroma) в цветовых пространствах CIE 1976 Lab и Luv является неформализованной величиной, используемой в представлении CIE LCH (lightness (светлота), хрома (chroma, насыщенность), hue (тон)).

В физическом плане насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Наиболее насыщенный цвет образуется при существовании пика излучения на одной длине волны, в то время как более равномерное по спектру излучение будет восприниматься как менее насыщенный цвет. В субтрактивной модели формирования цвета, например при смешении красок на бумаге, снижение насыщенности будет наблюдаться при добавлении белых, серых, чёрных красок, а также при добавлении краски дополнительного цвета. ()

Чистота - это степень приближения дан-ного цвета к чистому спектральному, выражаемая в долях единицы.

Наибольшей чистотой обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов прини-мается за единицу, несмотря на их различную насыщенность. Наиболее насыщен синий цвет, наименее - желтый. Особенно насыщенные цвета наблюдаются в спектре, который не содержит примесей белого или черного.

Хроматическую композицию можно построить, варьируя насыщенность одного цвета постоянной светлоты. Это достигается добавлением к выбран-ному цвету нужного количества равного ему по светлоте серого. В результате варианты выбран-ного цвета образуют чистый ряд по насыщенности, в которой насыщенность закономерно изменяется, светлота остается неизменной, а цветовой тон ахроматизируется. ()

Когда к чистому цвету добавляется черный, то меняется его светлота:

Ещё пример, как изменяется насыщенность синего при добавлении к нему серого:

Изменение насыщенности и светлоты оттенков оранжевого и синего:

Как видно на картинке, при добавлении средне-серого и черного к оттенкам теплых цветов при уменьшении насыщенности получаются коричневатые оттенки цвета, холодные цвета становятся сероватыми. На этой картинке изменение чистого цвета идет по двум параметрам: насыщенности и светлоты. Светлота уменьшается с добавлением черного, насыщенность - серого.

Наименее насыщенные и наиболее светлые цвета - пастельные:

Различают несколько качественных характеристик насыщенности цвета:
- живая (vivid) насыщенность;
- сильная (strong) насыщенность;
- глубокая (deep) насыщенность.
Ненасыщенные цвета характеризуются, как тусклые (dull), слабые (weak) или вымытые.

Пример изменения цвета в зависимости от его светлоты (value) и насыщенности (chroma), на примере красного цвета из книги цвeта Манселла:

А так выглядит зеленый цвет с одинаковой светлотой, но с разной насыщенностью (даны процентные соотношения первичных цветов в системе CMYK).

Часть 2. Насыщенность и яркость

Насыщенность - это интенсивность или чистота цвета и она является одним из основных пособников уродливых цветорешений. Яркость - она имеет отношение к светлым или темным тонам красок.

Итак, давайте посмотрим вот на что, слева здесь - 100% насыщенности, очень трудно на это смотреть. Но если мы уменьшим её до 20%, то цвет станет почти телесно-розовым. И опять же, цвета я вообще не менял, просто уменьшил насыщенность, а в результате получилась такая разница.

Попробуем сделать то же самое с яркостью. 100% яркости слева, 20% — справа. В результате квадрат справа выглядит грязно-коричневым, чем красным.

Если вы разберётесь в обоих этих факторах и в насыщенности и яркости, то, как видите можете получить изобилие разных оттенков — и всё это из одного чистого цвета, который был вначале.

Пример вы можете увидеть в этой картине. Хорошо видно, что единственный цвет, который здесь есть — это красный. Простое смешивание его с белой и чёрной краской меняет насыщенность и яркость и обладает силой создать целое изображение из одного единственного цвета. Это очень интересно.

Что же касается мира компьютерной графики, насыщенность здесь является одним из главнейших «преступников».

Многие художники выбирают цвета с высокой насыщенностью, потому что думают, что результат будет превосходным. Однако это очень далеко от правды. Цвета с высокой насыщенностью выглядят не только ненатурально, но и не дают глазу отдохнуть. Особенно, если в рисунке они повсюду, а ведь такой «отдых» очень важен для изображения.

Что касается этого рисунка, то когда вы долго на него смотрите, он начинает вас раздражать. Поэтому участки с низкой насыщенностью цвета очень важны для изображения.

Но нельзя сказать, что использование ярко насыщенных цветов, это всегда плохо. В этом примере вы можете видеть, что ваше внимание невольно привлекают те ярко-красные-горы на заднем фоне.

Это было сделано осознанно и является частью композиционного элемента. Ваши глаза прослеживают весь путь, по которому идут верблюды, вперед и назад, отличное решение.

Что касается этой картины Клода Монэ, здесь автор явно хотел, чтобы вы заметили эти цветы, дикий мак, они называются. Ну, это и так видно. Их красный цвет здесь флуоресцентный, он практически выпрыгивает на вас с картины.

Очень выразительный и, наверное, единственный элемент, который вам запоминается на этой картины.

Цвет ещё используется и для того, чтобы рассказать историю. Если посмотреть на историю живописи, то на большинстве картин Иисус всегда одет в красное. И сделано это для того, чтобы ваше внимание останавливалось на нём. Также красный цвет делает его могущественным и значительным.

Что касается мультфильмов, то здесь насыщенные или яркие цвета играют в вашу пользу. Потому что незамедлительно притягивают внимание к ненатуральным объектам и это играет на руку нереалистичным и гипертрофированным качествам.

Яркость и насыщенность может даже подчеркнуть ваше настроение. Если помните начало мультфильма «ВВерх», то можете обратить внимание, что цвета там очень яркие: много оранжевого, розового, флуоресцентной травы. Это было сделано для того, чтобы обозначить радостные, счастливые моменты в жизни героев. Но далее последовали печальные сцены и цвета потеряли эту насыщенность, там появилось много серого, коричневого.

Если посмотрите на изображение справа, то увидите, что там почти нет цвета. Я имею ввиду, что там есть немного голубого, чуть-чуть коричневого, но они практически лишены насыщенности. Это сделано для того, чтобы вы ощутили те чувства холода и одиночества, которые переживают герои. Этот же эффект использовался в начале «The Incredibles» («Суперсемейки») и The Matrix (« Матицы»).

Цвета очень сильно влияют на смену настроения, и это очень часто используется в Голливуде, а также в видеоиграх. Например, «Call of Duty» практически лишён насыщенности.

Яркость и насыщенность так же влияют и на построение композиции. Посмотрите на эту картин, ваш взгляд, наверняка, привлекают вон те парни в красных штанах.

Действительно, это отводит ваш взгляд на задний план, снимая внимание с переднего, просто потому, что там есть насыщенные краски. Это очень важно.

Такой же эффект вы можете увидеть здесь. Если бы не ярко окрашенный попугай на переднем лане, вряд ли этот рисунок можно было бы назвать удачным.

Этот попугай даёт нам возможность остановить на нём своё внимание, а потом рассматривать всю остальную картину.

Если резюмировать всё о чём мы говорили, то насыщенность и яркость чрезвычайно важны:

  • не переусердствуйте с ними - не нужно делать весь рисунок насыщенным и ярким, иначе в результате вы получите ужасное изображение;
  • применяйте насыщенность и яркость, чтобы направлять внимание зрителя;
  • используйте из для того чтобы рассказать историю, показать кто является главной фигурой, к кому или к чему вы хотите привлечь внимание;
  • также с помощью яркости и насыщенности, вы можете менять настроение, в анимации применяют много ярких красок, а потом уменьшают их насыщенность для грустных сцен;
  • ещё вы можете использовать насыщенность и яркость для объектов, которые без них потерялись бы в картине.

Итак вот почему насыщенность и яркость, ведут нас к пункту номер 3 — Цветовым гармониям (цветовым гармониям)

Текст и изображения взяты из видео на YouTube канале «MAUZER696»:

Мы привыкли видеть цвет только как атрибут объекта, а свет - фактор, который может это изменить. Помидоры красные, трава зелёная, а свет может только немного поменять оттенок либо осветить объекта, правильно?.. Нет.

Цвет не существует сам по себе - это только эффект механизма нашего зрения. Нет света, нет и цвета - вы ведь не видите цвет объектов, когда темно? Это не значит, что темнота мешает видеть нам свет, это значит, что свет «создаёт» цвет. Если для вас это не очевидно, читайте далее, ведь художнику необходимо это знать. Рекомендую сначала ознакомиться с первой статьёй из серии, чтобы у вас не возникало много вопросов.

Что такое цвет?

Давайте вспомним физику. Не бойтесь, я разжую для вас весь материал настолько, насколько это возможно. Некоторые объекты являются радиоактивными, а это значит, что они излучают микрочастицы. Свет - как радиация, потому что каждый источник света излучает фотоны.

Поток фотонов формируется из волн разной длины волны.

Поток фотонов, вылетающий от источника света куда-либо, мы называем лучом.

Это всего лишь несколько фактов. Но что получается, если учесть человеческий фактор? Вокруг нас множество электромагнитных волн, но мы можем видеть только волны определённой частоты. Например, мы не видим тепло, ибо соответствующие электромагнитные волны лежат вне диапазона видимого света (однако, если накалить металл до определённой температуры, он становится красным для нас). Те электромагнитные волны, которые мы можем видеть, физики называют видимым светом, а мы - просто светом.

В наших глазах функционируют два вида фоторецепторов - палочки (rods) и колбочки (cones). Когда луч света попадает на них, они отправляют информацию в мозг.

Палочки очень чувствительны к свету, они отвечают за видение движения и форм, а также за ночное видение. С колбочками все интереснее. Они разделяют волны по частоте, так, чтобы мозг мог обработать их, на красные (длинные волны), зелёные (средние) и синие (короткие). Цвет, который мы видим, формируется в зависимости от того, в каких пропорциях смешаны эти типы волн в потоке света.

Но почему тогда в потоке света могут быть волны разной длины, если они исходят от одного источника света? Большинство лучей падают на какой-либо объект и отражаются далее (например, на сетчатку вашего глаза). Обычно объект не отражает лучи так идеально, как, например, зеркало. Волны некоторых частот полностью поглощаются объектами и они никогда не доходят до наших глаз. В итоге до нас доходит только часть изначальных волн. Эти «остатки» луча и интерпретируются нашим мозгом в цвет. Разные цвета получаются от того, что разные объекты поглощают и отражают волны разных частот.

Возможно, вы не понимаете, как это все связано с представлением понятия цвета в нашем деле. В конце концов, мы ведь рисуем только цвет, нам не нужно моделировать физические процессы, чтобы получить его. Скоро вам все станет ясно.

Оттенок, насыщенность, яркость

И все же, есть ли что-то более сложное? Мы знаем, что есть оттенок, насыщенность и яркость, но когда дело доходит до рисования, достаточно трудно догадаться, как управляться с этими параметрами. Оттенок это, хм...цвет, верно? Насыщенность - уровень яркости цвета... и яркость, собственно, говорит нам, темный предмет или светлый. Кажется, все достаточно понятно, верно? Но понятно это только тогда, когда мы говорим о готовой работе; разобраться в том, что же со всем этим делать бывает очень непросто. Так или иначе, нам лишь необходимо понять, откуда берутся эти величины!

Определение оттенка

Оттенок - это "тип" цвета. Красный, пурпурный, оливковый, малиновый - все это оттенки. Они возникают благодаря вышеописанному механизму - отражённые световые волны различной длины смешиваются в различных пропорциях и создают конечный цвет. Отсюда следует, что, оттенок, проще говоря, основан на "цвете предмета". Интересный факт - серебристый, золотистый и коричневый оттенками не являются. Серебристый - это блестящий серый, золотистый - блестящий жёлтый, а коричневый есть тёмный или ненасыщенный оранжевый.

Неважно, сколько названий мы придумаем для оттенков, все они основаны на трёх цветах: красном, зелёном и синем. Чем дальше вы на световом кольце от основного цвета, тем ближе вы к оригинальному оттенку. Например, 50% красного + 50% зелёного дадут жёлтый, но стоит нам эти пропорции чуточку изменить в сторону любого из основных цветов, мы уже получим красноватый или зеленоватый оттенки.

Оттенок не может быть сильнее или слабее, поэтому, на цветовом кольце мы определяем его не в процентной, а в градусной мере.

Определение насыщенности

Оттенок не значит цвет (по-крайней мере, формально). Круги, нарисованные ниже, имеют абсолютно одинаковый оттенок, одинаковую позицию на цветовом кольце, даже яркость у них одинаковая. Так почему мы воспринимаем их цвета как разные?

По общему определению, от насыщенности зависит, сколько белого содержится в цвете.
Но, постойте, разве это не о яркости? Вы хотите сделать цвет ярче и добавляете белого... но это сделает тёмные зоны более насыщенными. Запутанно, верно? Поэтому, нам нужно более подробное пояснение.

Насыщенность - это преобладание цвета. Три примера внизу имеют одинаковый оттенок и яркость, единственное, что меняется - это пропорции. Мы не добавляем белого, мы лишь сокращаем разницу между составляющими цвета так, что ни один из них не выделяется.

Как вы могли догадаться, там, где нет разницы между цветовыми компонентами, нет и насыщенности, и мы получаем белый (пока без учёта яркости).

Определение яркости

Яркость - это максимальное значение светового потока, который наш глаз может воспринять. Нет «более синего» цвета, чем 100% синий, нет ничего более светлого, чем 100% белый.

«Полоски» цветов не могут иметь значение больше максимума.

То есть чёрный получается тогда, когда мы не получаем информации об объекте вообще.

Интересный факт: когда темно, колбочки почти не получают информации, поэтому мы практически не можем различать цвета в темноте. Зато активизируются палочки, более чувствительные к свету. Так как они более чувствительны к синим и зелёным оттенкам, в темноте красные оттенки выглядят для нас много более темными. Этот эффект носит имя Яна Пуркинье.

Кроме абсолютной яркости, у каждого света есть своя яркость (прим. переводчика: в английском языке для этого существуют отдельные термины, в русском - к сожалению, нет). То есть яркость в этом значении - насколько цвет близок к белому.

Если мы обесцветим 100% яркий оттенок до оттенка серого, его яркость не останется стопроцентной. Синий при обесцвечивании превращается в очень тёмный серый, а зелёный - в очень светлый. Это зависит от чувствительности колбочек, и именно поэтому мы воспринимаем жёлтый (красный + ярко-зелёный) как самый яркий свет. Яркость цвета важна, когда мы рассматриваем его обесцвеченный аналог.

Модель HSB

Вам это может показаться запутанным. В реальности ведь мы не представляем цвет как такую сложную структуру с таким набором параметров. Тон, насыщенность и яркость объединяются в одну удобную цветовую модель. Посмотрите на схему ниже - для вас же очевидна ее закономерность? Так почему же вы не используете ее?

Если вы рисуете в цифре, для вас это будет более понятно. Итак, HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость) — цветовая модель . Как она работает?

Если вы понимаете, что эти параметры значат, вам будет нетрудно составить эту модель. Кольцо тона (либо полоса) и треугольник/квадрат яркости и насыщенности - модель SB.

Модель SB можно поделить на области. Если вы визуально выбрали нужный цвет, вам не нужно знать значения насыщенности и яркости.

Конечно, модель квадрата более интуитивна и понятна, но мне больше нравится работать с треугольником. Модель треугольника позволяет объединить насыщенность и яркость. Я пользуюсь вот этим плагином от Len White:
http://nerdchallenge.com/lenwhite/LenWhite.com/LenWhite.com/Entries/2012/9/16_PW_CS6.html

CMY и RGB модели

Вспомним на минуту о настоящих художниках. У них нет цветового кольца под рукой с удобным слайдером. Как, в таком случае, менять яркость, оттенок, насыщенность пигмента?

В первую очередь, давайте задумаемся, в чем же разница между реальным рисованием и рисованием на компьютере? В обоих случаях используется цвет, верно? Проблема в том, что в цифровом рисовании мы используем самые лучшие и яркие цвета, сразу бросающиеся в глаза, тогда, как в традиционном рисовании нас ограничивает свет, отражающийся от пигмента. Это как использовать посредника между тем, что нарисовано, и тем, что мы видим на самом деле. Можно долго дискутировать на тему, какой же тип рисования более близок к искусству; но, без сомнения, рисование на компьютере воспринимается лучше механизмом нашего зрения.

Итак, для традиционного рисования нам нужны краски. Они сами по себе цвет не излучают, вместо этого они впитывают свет на них падающий, и отражают световые волны различной длины, сочетаемые, собственно, с их названием. Так, например, краска красного цвета впитывает синий и зелёный, отражая только красный свет.

Проблема в том, что мы не можем создать идеальный цвет только путём отражения света. CMY спектр есть своеобразный компромисс: голубой не отражает красный, пурпурный не отражает зелёный, а жёлтый не отражает синий. То есть, если мы хотим стимулировать "синие" колбочки, нам нужно смешать голубой и пурпурный - эти цвета отразят как можно меньше красного и зелёного. Помимо этого, в CMY гамму добавлен ещё и чёрный, так как компоненты этого спектра не идеальны и их смешивание в равных пропорциях не даст чёрного.

В модели RGB (аддитивный канал) мы как бы добавляем оттенки к оригинальным; в CMY (субтрактивный канал) все наоборот: чем меньше оттенка мы добавим, тем ярче будет конечный цвет.

Четыре правила смешивания цветов

Правило #1. Смешивание оттенков

Если смешивать два оттенка, то мы получим оттенок где-то между ними, соответственно пропорциям. Применимо как в аддитивном, так и в субтрактивном смешивании.

Правило #2. Смешивание добавочных оттенков

Вы, возможно, слышали о добавочных цветах - это оттенки, лежащие друг напротив друга на цветовом кольце. Контраст между ними (когда оба оттенка имеют одинаковую яркость) настолько же сильный, как между белым и черным. Тем не менее, если их смешать, то они как бы нейтрализуют друг друга.

Смешивание добавочных оттенков даёт нейтральный цвет (серый или сероватый). Аддитивное смешивание 100% ярких добавочных оттенков даст белый, субтрактивное - чёрный.

В субтрактивном методе смешивания прибавление небольшого количества добавочного оттенка поможет наверняка уменьшить яркость.

Правило #3. Смешивание насыщенностей

В обоих методах пропорции при смешивании уравниваются, и в результате насыщенность уменьшается.

Правило #4. Смешивание яркостей

При аддитивном смешивании мы получаем более яркий цвет, при субтрактивном - цвет темнее, чем наиболее светлый из двух цветов.

Цветовая температура

Традиция делить цвета на тёплые и холодные устоялась давно. Мы знаем, что тёплые цвета активные и дружелюбные, а холодные - наоборот. Можно написать много книг о психологии цветов, но дело в том, что цвета делятся на холодные и тёплые спектрально. Какой цвет более тёплый, красный или жёлтый, вы можете сказать? Пурпурный цвет - холодный или тёплый? Где вообще находится эта граница разделения?

Посмотрите на схему. Получается, что теоретически все красные оттенки относятся к тёплым. Однако есть оттенки красного, которые выглядят холоднее. Все дело в контрастности. Цвет не может быть тёплым или холодным, только теплее или холоднее. Кольцо оттенков легче разделить на холодную и тёплую половину. Вырежем красный цвет из палитры, и тут не будет холодного и тёплого. Будет лишь красный.

Итак, как нам создать более тёплый или более холодный оттенок? Все тона на колесе - соседи. У каждого оттенка соседи с какой-либо стороны теплее, с другой - холоднее. Если нам нужен оттенок холоднее оригинального, просто двигаемся по кольцу в соответствующую сторону.

Основные правила затенения

Итак, мы подошли к самому главному. Дайте мне несколько минут и вы сами увидите, что это огромное вступление было необходимо. Если вы будете помнить только правила и не будете знать откуда они вытекают, ваши знания будут ограничены, но если вы правда будете понимать, как это работает, то для вас нет преград!

Основной цвет

Главный цвет, не подсвеченный никаким источником света, называют основным. Хм, мы же знаем, что так не бывает... Лучше сказать, что основной цвет - это цвет, на который не влияют сильно ни свет, ни тень. То есть вишня красная, даже если с одной стороны солнце ее подсвечивает до оранжевого, а с другой, темной стороны она бордовая. Сама вишня все равно красная.

Какие должны быть параметры насыщенности и яркости у основного цвета? Яркость определяется относительно целой картины. Чтобы увидеть настоящую яркость, положите ваш объект на лист белой бумаги. И объект, и бумага освещены одним источником света, и объект не может быть ярче бумаги.

Объясняется все просто - лист белой бумаги отражает 100% света. Если объект ярче бумаги, значит он должен отражать более ста процентов света, а это невозможно. Все дело в контрасте.

А что с насыщенностью? Если яркость зависит от интенсивности света, то насыщенность зависит от пропорций цвета. А пропорции цвета остаются статичными, если меняется интенсивность (есть одно исключение, о котором мы поговорим позже). Это как добавлять воды с каждой ложкой сахара - чай не станет слаще.

Прямой источник света

Давайте вспомним одну схему из прошлой статьи:

Начнём с совсем простенькой картинки. Трава зелёная, мяч красный, небо... неважно. Если фон далеко от объекта, он никак на него не влияет. Сейчас, без прямого источника света, картинка выглядит плоской. Мы называем цвета в таком случае «плоскими».

Когда прямой источник света присутствует, он заполняет все пространство. Его интенсивность - яркость - максимальная в точках, на который свет падает прямо, и минимальная в точках, на который свет почти не падает (теневые области).

Чтобы мяч не висел в воздухе, а лежал на поверхности, нам нужно нарисовать ещё и тоненькую тень между мячом и поверхностью. Мы обсуждали это в прошлой статье. Эта тень - самая тёмная область картинки.

Проблема в том, что картина все равно выглядит ненастоящей. Она красочная, но такое ощущение, что эта картинка из детской книжки. Что-то не так. Если вы внимательно читали первую статью серии, то вы понимаете, что мы использовали только диффузное отражение. Каждый луч света, падающий на мяч, частично поглощён и отражает только красный цвет. То есть в области, на который падает свет, мы получили 100% красный и мы не можем это изменить! Это нормально для матовых материалов, и уменьшать в таком случае насыщенность, чтобы получить яркий красный - это неправильно.

Тогда в чем дело? Дело в том, что полностью матовые материалы в природе большая редкость. То есть большинство матовых материалов также немного обладают способностью зеркального отражения. Немного переместитесь, глядя на какой-либо объект, и если оттенок в некоторых его областях будет хоть немного меняться, значит этот объект способен отражать и зеркально. Если вид объекта вообще никак не изменяется - значит он матовый полностью.

Зеркальное отражение, как мы уже выяснили ранее, это отражение источника света. Большую роль играет соотношение способностей объекта отражать диффузно и зеркально.

Когда мы уменьшаем насыщенность яркой части объекта (добавляем белого, так сказать), мы не увеличиваем его яркость - мы увеличиваем блеск.

Так или иначе, наш мяч все ещё ненастоящий. Теперь он выглядит так, как будто мы нашли где-то 3D модель. Дело в том, что мы использовали нейтральный белый - а в природе такого быть не может. Солнечный свет, пока доходит до наших глаз, проходит и через слои атмосферы. В общем, мы уже говорили об этом в первой статье серии.

Волны небольшой и средней длин рассеиваются легче всего. Чем больше их путь через атмосферу, тем более они рассеиваются, и, может даже вовсе не достигают ваших глаз (во всяком случае, не из изначального источника). Поэтому, "белый" луч становится в основном красным и зелёным, и даже в самой высокой точке наблюдается небольшой недостаток синего - солнечный свет тёплый.

Так почему же отражение из источника тёплого света нейтрально-белое? Чтобы избежать этот эффект искусственной 3D модели, понизьте насыщенность и увеличьте температуру, добавляя в то же самое время тёплый блеск (не важно, сильный или нет). Как мы заметили ранее, красный бывает тёплым и холодным, то есть поверхность не обязательно становится оранжевой или жёлтой.

Важно не приучиться постоянно использовать блеск, чтобы сделать вашу работу более привлекательной. Если вы чувствуете, что приближаетесь к белому, это значит, что ваш объект блестящий или мокрый. Помните об этом, когда будете рисовать кожу.

Непрямые источники света

Но что случается со всей этой синевой, которая рассеивается? Конечно, она делает небо голубым, но если мы видим яркую синеву, это значит, что цвет попадает в наши глаза, и не только глаза. Непрямой свет касается всего вокруг, и, отражённый, он становится виден и для нашего зрения. Он не такой яркий, как прямой солнечный свет, и все же, он может сделать поверхность чуточку ярче. Также, если поверхность не полностью матовая, цвет поверхности теряет насыщенность, приобретая холодный оттенок (так как наш непрямой источник света - холодный). Помните, что прямой свет намного сильнее света непрямого, и они никогда не смешаются - отражение непрямого света не может пересечь линию предела.

Гладкие и блестящие поверхности обладают наибольшей способностью отражать, но матовые, как наша "земля", так же влияют на объекты.

Как мы подметили в предыдущей статье, контраст с расстоянием уменьшается. Но что происходит с оттенком, насыщенностью и яркостью удаляющегося объекта? Здесь все немного сложнее. Когда объект удаляется к фону, цветовая информация, которую он несёт смешивается со светом, отражённым от неба, верно? Это значит, что:

Оттенок постепенно меняет температуру в направлении оттенка неба

Яркость постепенно растёт, пока не достигнет яркости неба

Насыщенность смешана с шумом, поэтому, она падает. Но, если источник света находится на заднем плане (а на переднем плане темно), то насыщенность постепенно возрастёт с приближением к нему.

Чем атмосфера чище, тем реже такой эффект имеет место быть. К примеру, там, где много пыли, дыма, или очень влажно, даже близко расположенный объект радикально поменяет свои свойства. Общеизвестная фишка многих художников (и, кстати, создателей фильмов) - создание глубоких перспектив даже на, по факту, небольших расстояниях, - к примеру, нарисовать одну ногу монстра более глубоким, ярким синим. Для нашего мозга это означает, что нога находится дальше,- то есть, мы достигли глубины. Как бы то ни было, помните, что такой трюк "утолщает" атмосферу, и на открытом воздухе не сработает.

Цвет и цветовая яркость

Правильное заполнение цветом создаёт правильную яркость, так сказать, непреднамеренно. Новички часто начинают свои рисунки с распределения яркости, чтобы все пошло, так сказать, как по маслу, но, на самом деле, с только что изученными нами правилами проблем с работой с цветом у вас больше быть не должно. Действительно, какие могут быть проблемы?
. Первоначальная яркость основного цвета устанавливает, так сказать, яркость для всего рисунка
. Рассеянные свет и тени так же насыщены, как и основной цвет
. Чем больше блеска - тем больше цветовой яркости
. Непрямой свет никогда не бывает ярче прямого, а значит, он не может быть спутан с основным источником света
. Основной цвет становится линией предела, с бликами с одной стороны и тенями с другой, создавая правильный контраст

Как проверить, стоит добавить больше света или теней? Все зависит от контраста, и тут вам самим нужно выбрать, какой лучше подойдёт атмосфере вашего рисунка. В общем, было бы хорошо, помести вы предмет на три фона: белый, чёрный и 50% серый. Если ваш предмет выглядит хорошо на всех трёх - все идёт отлично. Обесцвечивание вашего рисунка для сравнения -тоже хорошая идея.

То, что нужно запомнить

Очень насыщенные, яркие цвета крайне редки в природе, оставьте их для цветов, птиц, и магических предметов
. Помещайте свет на свет, и никогда свет на тень! Если вы хотите осветить тёмное место, делайте это постепенно.
. Если затенение выглядит слишком красочным, устройте небольшой перерыв для своих глаз, посмотрите на рисунок издалека. Велик шанс того, что после часов работы ваши глаза слишком сфокусированы на нем, и на самом деле с цветами все в порядке. Здесь может помочь вращение картинки или непрямой взгляд на неё, например, через зеркало.
. Оставьте 100% белый для бликов, а чёрный для так называемых "щелевых" теней. Их чрезмерное использование радикально уменьшит их силу.

Больше никаких догадок!

Как только вы поймёте, что цвет - это просто сигнал, вид информации, имитировать реальный мир в своих рисунках вам станет намного легче. Вам не нужно запоминать тысячи правил, как только вы поняли основы - вы можете просчитать реальность с удивительной точностью! Конечно, не принимайте их, как универсальный рецепт успеха, - искусство есть искусство, и иногда наилучший эффект может быть достигнут при нарушении правил.

Ожидайте последнюю статью из серии, в котором я покажу вам новые фишки, такие, как множественные и цветные источники света, прозрачность, распространение и преломление света, и расскажу обо всей этой суете вокруг текстур.

Цветовой тон, Насыщенность, Оттенок

Цветовой тон (оттенок цвета) обозначается такими терминами, как «желтый», «зеленый», «синий» и т. д. Насыщенность - степень или сила выражения цветового тона. Эта характеристика цвета указывает на количество краски или на концентрацию красителя.

Светлота - признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими.

Качественная характеристика хроматического цвета:

· цветовой тон

· светлота

· насыщенность. (Рисунок 8)

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.

Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".

Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый - апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

ЦВЕТОВОЙ ТОН НАСЫЩЕННОСТЬ СВЕТЛОТА

Цветовой тон определяет место цвета в спектре ("красный-зеленый-желтый-синий") Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны - красная часть спектра. Короткие - сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны - это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.

Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета. Это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный - это отсутствие цвета, белый - это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные - ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.

Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью . Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью - это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).

Светлота (яркость)- это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами "темный", "светлый". Сравните цвет кофе и цвет кофе с молоком. Максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной - черный. Некоторые цвета изначально (спектрально) светлее - (желтый). Другие темнее (синий).

В фотошеп: Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB . Растровые форматы не используют систему HSB для хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.

В системе HSB цвет разлагается на три составляющие:

  1. HUE (Цветовой тон) - частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
  2. SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.

· BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный. . (Рисунок 9)


(Рисунок 10)



Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов - явно различные тона.

Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная - одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей - серый = ахроматичный.

Контраст яркостей - полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие - это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного - уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света - доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» - «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» - «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» - «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!