Календарь развития малыша от рождения до года. Как развивается малыш по месяцам до года – основные этапы

Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

Развитие ребенка до года по месяцам

В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

Год:месяц Месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. Макс. мин. Макс. мин. макс.
0:00 0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
0:01 1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
0:02 2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
0:03 3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
0:04 4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
0:05 5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
0:06 6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
0:07 7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
0:08 8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
0:09 9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
0:10 10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
0:11 11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
1:00 12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4

Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.

Нормы для девочек

Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.

Год: Месяц месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. макс. мин. макс.
мин. макс.
0:01 1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
0:02 2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
0:03 3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
0:04 4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
0:05 5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
0:06 6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
0:07 7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
0:08 8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
0:11 11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
1:00 12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
Месяц Прирост веса, грамм Прирост роста, см
Интервал мин макс мин макс
0-1 611 1161 6,8 9
1-2 744 1290
2-3 502 944 4,2 6,1
3-4 383 796
4-5 293 695 2,7 4,5

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц) Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Зубы у детей до года таблица

Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) Зубы в порядке появления Средний срок появления (месяцы)
1. Нижние центральные резцы 6–10
2. Верхние центральные резцы 7–12
3. Верхние боковые резцы 9–12
4. Нижние боковые резцы 7–16
5. Первые моляры (верхние) 13–19
6. Первые моляры (нижние) 12–18
7. Клыки 16–23
8. Вторые моляры (нижние) 20–31
9. Вторые моляры (верхние) 25–33

Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

Размеры (обхват) головы у детей таблица

У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.

Возраст
в месяцах
Девочки Мальчики
Окружность
головы, см
Окружность
головы, см
0 33,9 34,5
1 36,5 37,3
2 38,3 39,1
3 39,5 40,5
4 40,6 41,6
5 41,5 42,6
6 42,2 43,3
7 42,8 44,0
8 43,4 44,5

Нормы для проверки зрения у детей

Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

1 месяц 0,008–0,03 (до 3 %)
3 месяца 0,05–0,1 (5–10 %)
6 месяцев 0,1–0,3 (10–30 %)
1 год 0,3–0,6 (30–60 %)

Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

Что должен уметь делать ребенок

Возраст ребенка (месяц) Что умеет малыш
1

Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается.

2 Может улыбнуться, агукает.
3 Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.

На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

4 Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
5 Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
6 Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
7 С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
8 Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
9 Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
10 Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
11 Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
12

Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

Таблица роста и веса малышей

Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

Возраст, месяцев Мальчики Девочки
Рост, см Вес, кг Рост, см
0 (новорожденный) 49,9 3,3 0 (новорожденный) 49,9
1 54,7 4,5 1 54,7
2 58,4 5,6 2 58,4
3 61,4 6,4 3 61,4
4 63,9 7,0 4 63,9
5 65,9 7,5 5 65,9
6 67,6 7,9 6 67,6
7 69,2 8,3 7 69,2
8 70,6 8,6 8 70,6
9 72,0 8,9 9 72,0
10 73,3 9,2 10 73,3
11 74,5 9,4 11 74,5

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: ).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.



Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.



Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.



На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.


С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.


В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.


Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: ).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.


Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

  • он ходит без поддержки;
  • кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;
  • разговаривает на своем языке, пока непонятном взрослым;
  • он коммуникабелен - любит общаться с родителями и не любит, когда они уходят;
  • несколько минут может поиграть один своими игрушками;
  • понимает и запоминает названия предметов, может их показать или взять в руки;
  • пытается повторить за мамой названия предметов;
  • он любопытен – с удовольствием перебирает вещи в шкафу;
  • ему нравятся животные, он может за ними наблюдать некоторое время, улыбаться и выражать свое восхищение.
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.


    Сразу после рождения малышу нужно адаптироваться к окружающему миру, и лучше всего ему в этом поможет мама

    Основные этапы развития

    Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

    • Начинают работать легкие , а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
    • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
    • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком . У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
    • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.


    В большинстве случаев кожа новорожденного имеет красноватый оттенок, который проходит к концу первой недели жизни

    • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
    • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
    • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие , вызванное слабостью глазных мышц . Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
    • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
    • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

    Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

    На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

    Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

    К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

    Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.


    К началу второго месяца кожа малыша приобретает розовый цвет, голова выравнивается, а на лице исчезает родовая припухлость

    Календарь развития по неделям в таблице

    Возраст

    Умения

    1 неделя (7 дней)

    Удерживание головки несколько секунд.

    Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см.

    Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек.

    Непроизвольная улыбка.

    Узнавание запаха грудного молока.

    Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз.

    Оживление при приближении родителей.

    2 недели (14 дней)

    Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы.

    Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см.

    3 недели (21 день)

    Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха.

    Узнавание мамы и папы.

    Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см.

    Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках.

    Захватывание ручками пальцев и волос родителей.

    4 недели (28 дней)

    Активные движения ногами и руками.

    Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м.

    Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным).

    Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд.

    Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время.

    Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого.

    Крепкое удерживание пальцев взрослого.

    Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд.

    Агукание.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Первая неделя

    В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.


    После рождения кроху очень важно как можно раньше приложить к материнской груди

    Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.

    Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.

    Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:

    • Мышечный тонус на первой неделе повышен.
    • Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
    • На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
    • К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
    • Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
    • Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
    • Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).

    О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео:

    Вторая неделя

    Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.

    Отмечаются и такие нюансы:

    • Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
    • Терморегуляция пока еще не наладилась.
    • Ладошки и стопы покрыты сухой кожей .
    • Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
    • Кожа многих деток начинает шелушиться.
    • Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
    • Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.


    В двухнедельном возрасте ребенок большую часть времени проводит во сне

    Третья неделя

    Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.

    Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.

    Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.

    Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:

    • Обоняние крохи становится острее.
    • Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
    • Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
    • Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
    • Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.

    Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.


    21-дневный малыш большинство действий и движений совершает по-прежнему рефлекторно

    Четвертая неделя

    Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.

    Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

    И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

    Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

    Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

    Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

    Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

    2-й месяц жизни

    Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

    • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
    • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
    • Различает звуки и цвета;
    • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

    Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

    3-й месяц жизни

    Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

    На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

    • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
    • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
    • Находит свои кулачки и обсасывает их.

    Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

    4-й месяц жизни

    Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

    Отмечаются следующие навыки:

    • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
    • Со спины переворачивается на бочок;
    • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
    • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
    • Начинает смеяться;
    • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

    Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

    5-й месяц жизни

    Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

    Отмечаются следующие умения:

    • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
    • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
    • Может произносить отдельные слоги;
    • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

    Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

    6-й месяц жизни

    Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям. Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени. Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

    Совершенствуются следующие навыки:

    • Может перевернуться с живота на спинку;
    • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
    • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
    • Стоит с поддержкой.

    Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

    7-й месяц жизни

    Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика. Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать. Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

    Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

    Умеет он тоже уже довольно много:

    • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
    • Сидит с поддержкой;
    • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
    • Повторяет один и тот же слог много раз;
    • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
    • Хорошо держит голову из любого положения.

    Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

    8-й месяц жизни

    С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

    Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

    Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

    Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

    • Активно ползает;
    • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
    • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
    • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
    • Может сидеть и стоять у опоры.

    Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

    9-й месяц жизни

    Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

    Развитие ребёнка на данном этапе:

    • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
    • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
    • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

    На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника. Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

    10-й месяц жизни

    Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

    Его навыки всё более совершенствуются:

    • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
    • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
    • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
    • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

    Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

    11-й месяц жизни

    Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

    На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

    • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
    • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
    • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

    Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

    12-й месяц жизни

    Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

    Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

    • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
    • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
    • Знает предназначение большинства предметов;
    • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
    • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.

    Видео — календарь развития ребенка по месяцам до года

    Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

    До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

    Таблица физических параметров до года

    Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

    Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

    Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
    49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
    1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
    2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
    3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
    4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
    5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
    6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
    7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
    8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
    9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
    10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
    11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
    12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

    Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

    От рождения до 3 месяцев



    Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

    Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.



    2 МЕСЯЦА

    Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

    3 МЕСЯЦА

    На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

    Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!



    С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

    Физические особенности

    Месяц Движения и навыки Зрение Слух
    1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
    2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
    3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.



    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
    2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
    3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

    От 4 месяцев до полугода

    4 МЕСЯЦА



    Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

    5 МЕСЯЦЕВ

    Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

    6 МЕСЯЦЕВ

    На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.



    В речи также происходят заметные изменения:

    • начинает выражать первые просьбы;
    • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

    Физические особенности

    Месяц Движения и навыки Зрение Слух
    4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
    5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
    6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

    6-7 месяцев - время для первого прикорма

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
    5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
    6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

    От полугода до 9 месяцев

    7 МЕСЯЦЕВ

    Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

    8 МЕСЯЦЕВ



    Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

    С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

    9 МЕСЯЦЕВ

    Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

    Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.



    В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

    Физические особенности

    Месяц Движения Навыки
    7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
    8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
    9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
    8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
    9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

    От 10 месяцев до 1 года

    10 МЕСЯЦЕВ

    После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

    11 МЕСЯЦЕВ



    Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

    Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

    1 ГОД

    После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

    Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

    Физические особенности

    Месяц Движения Навыки
    10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
    11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
    12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

    Нервно-психическое развитие

    Месяц Эмоции Речь Интеллект
    10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
    11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
    12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

    Мнение доктора Комаровского

    Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

    (4 оценили на 5,00 из 5 )

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!