Как звали родных братьев отца Пророка Мухаммада(ﷺ)? Характеристика братьев из сказки "Конек-Горбунок" П. Ершова: описание и образы

СТАРШИЙ БРАТ

СТАРШИЙ БРАТ

(Big Brother) Воплощение государственной власти в книге Джорджа Оруэлла (Orwell) "1984 год", устрашающий символ государственной власти в художественной литературе. "Старший брат" – мужчина средних лет, портреты которого висят повсюду и который, как полагают, постоянно за всеми следит. Его влияние на умы людей столь велико, что в конце книги диссидент Уинстон Смит полюбил его. В глазах Оруэлла, "старший брат" воплотил в себе черты Гитлера и Сталина, а возможно, и лорда Рейта (первого руководителя Би-Би-Си), Бога и Уинстона Черчилля. Образ "старшего брата" вошел в политический жаргон и пропаганду и используется в качестве символа всевластия государства.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "СТАРШИЙ БРАТ" в других словарях:

    Публ. 1. Устар. Патет. или Ирон. О русском народе по отношению к другим народам СССР. Мокиенко, Никитина 1998, 63. 2. Ирон. О народе, государстве, занимающем главенствующее положение по отношению к менее крупному, зависимому. Мокиенко 2003, 10 …

    Ср. Приказывай, учи меня, ты старший, Родименький, ты мне в отцово место. Островский. Тушино. 3. Н. Редриков старшему брату. Ср. Ты наш старший брат, нам второй отец; Делай сам, как знаешь, как ведаешь, А уж мы тебя, родного, не выдадим. М.Ю.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Старшій братъ, какъ второй отецъ. Ср. Приказывай, учи меня, ты старшій, Родименькій, ты мнѣ въ отцово мѣсто. Островскій. Тушино. 3. Н. Редриковъ старшему брату. Ср. Ты нашъ старшій братъ, намъ второй отецъ; Дѣлай самъ, какъ знаешь, какъ вѣдаешь,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СТАРШИЙ, старшая, старшее. 1. Раньше других родившийся или появившийся, имеющий сравнительно с кем чем нибудь больше лет. Старшее поколение. Наш старший товарищ. Твой старший брат, моя старшая сестра (всякий мой брат, который старше меня; всякая… … Толковый словарь Ушакова

    Brother … Википедия

    Или ага султан (каз. Аға сұлтан (слово ага буквально старший брат, уважительное обращение к старшему) – должность в казахских степях в царский период, для замены ханской власти. Ага султан избирался лишь султанами на три года для управления… … Википедия

    - «БРАТ 2», Россия, СТВ, 2000, цв., 126 мин. Иронический боевик, сиквел. В этом блокбастере перемешаны жанры боевика, приключенческого фильма и пародии. В фильме продолжается история Данилы Багрова (Сергей Бодров младший). Он приезжает в Москву,… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брат. Эта статья о российском фильме 1997 года. О советском фильме 1982 года см. Брат (фильм, 1982). Брат … Википедия

    Белый брат (братец). Жарг. мол. Шутл. Унитаз. Вахитов 2003, 14. Большой брат. Волог. В свадебном обряде родной или названый брат невесты, который перед согласием на выдачу невесты “продает и пропивает” её. СВГ 1, 38. Брат брата на вилки поднял.… … Большой словарь русских поговорок

    брат - а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений

Книги

  • Старший брат , Алексин Анатолий Георгиевич. Это очень здорово, когда у тебя есть Старший брат! Потому что он не только старше, он - сильнее и мудрее, и к нему ты всегда можешь пойти за советом и утешением. Но бывает и так, что старший…

    В русских сказках часто можно встретить об упоминании богатырей. Даже картины рисовались на тематику русского фольклора про богатырей. Васнецов картина так и называется Богатыри. Богатырей этих звали: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша попович. Жен их звали: Поляница Савишна, Настасья,Елена Петровна. Коней: Бурушка, Белюшка, Гай Юлий Цезарь. Про богатырей русских и мультфильмы современные снимают.

    Трх богатырей звали -

    1. Илья Муромец из города Мурома, жена - Поляница Савишна (конь - Бурушка).
    2. Добрыня Никитич из города Рязань, жена - Настасья (конь - Белюшка).
    3. Алша Попович из города Ростов, жена - Елена Петровна (конь - Гай Юлий Цезарь).
  • Есть даже современный мультфильм про приключения трех богатырей. Есть картина в Третьяковской галлерее в Москве.

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Аленушка

    Настасья Филипповна

    Тремя богатырями из русских сказок являются:

    1) Самый старший Илья Муромец ,

    2) Средний по возрастной категории Добрыня Никитич

    3) Самый младший из трех богатырей Алши Попович .

    Женами этих богатырей являются:

    1) Самого старшего - Аленушка ;

    2) Среднего богатыря - Настасья Микулшна ;

    3) Младшего - Любава .

    Коней соответственно: Бурушка , Белюшка и Гай Юлий Цезарь .

    Три богатыря - это собирательное название героев из русских былин. Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алша Попович. У каждого богатыря было по одной жене и коню... xD

    В общем, жн звали Алнушка, Настасья Филипповна и Любава. Ну, а у коней были имена - Юлий, Бурушка и Вася.

    Трех богатырей звали Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Коня Алеши Поповича звали Гай Юлий Цезарь, Добрыни - Белюшка, Ильи Муромца - Бурушка. А вот жен не знаю как звали.

    На Руси было много богатырей, но самыми известными, вошедшими в историю, стали только трое. О них слагались легенды, рассказанные в былинах, их изображали на картинах, снимали фильмы.

    Считается , что богатыри жили на Руси на самом деле и служили в городе Киеве князю Владимиру, по прозвищу Красное Солнышко.

    картина В. Васнецова Богатыри

    Старшим из троих был Илья Муромец , проживавший до тридцати лет в городе Муроме (на картине изображен по середине). Илья родился в крестьянской семье, долго не мог ходить, но обладал могучей силой и волей. Когда он поднялся на ноги, пошел защищать землю русскую от врагов.

    Средним богатырем был Добрыня Никитич , родом из города Рязань (он слева, на белом коне). Добрыня был умным и рассудительным, смелый воин, воевода и советник князя.

    Младшим из тройки богатырей был Алеша Попович , сын священнослужителя из Ростова (нарисован справа). Про Алешу говорили, что он был хитроумный и коварный, большой силой не отличался, и очень любил женщин.

    Три богатыря вновь стали популярными героями после выхода на экраны серии мультфильмов. Сейчас снято уже шесть полнометражных картин, первый вышел в 2004 году.

    Персонажи мультиков схожи внешне и по характеру с настоящими богатырями.

    В мультфильме у богатырей есть жены: Илья женился на Алнушке, Добрыня на Настасье Филипповне, Алеша взял в жены Любаву.

    Богатырский конь Ильи звался Бурушка. Как и в былинах, в мультфильме показали что Илья очень дорожит своим конем.

    Добрыня в мультике ездит не на коне, а на смешном верблюде, которого зовут Вася.

    У Алеши Поповича есть конь Юлий, а ещ осел по имени Моисей, на котором Алеша сражался с Тугарином Змеем.

    Имена трех великих русских богатырей знают многие. Это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Известная картина, где мы можем их увидеть висит в Третьяковке.

    А вот про их коней информация не так распространена. Их звали Гай Юлий Цезарь, Бурушка и Белюшка.

    И мало кто знает про их жен. Если только из не так давно вышедших мультфильмов. Их имена - Любава, Настасья Микулишна и Аленушка.

    Имя самого первого сказочного героя русских былин, с которым знакомятся дети Илья Муромец. Силач, просидевший 33 года на печи и который смог стать в один миг, чтобы спасти русскую землю от нашествия половцев и других племен. Под стать ему своими славными подвигами русские богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич. Три русских воина, три богатыря, есть даже известная всем картина пера Виктора Васнецова Три богатыря, создано немало мультипликационных фильмов, рассказывающих о силе и славе богатырей.

    Как рассказывают историки, все три сказочных персонажа имели настоящих прототипов и в былинах, русском эпосе они приобрели черты сказочных персонажей.

    Многие про богатырей русских узнали из современных мультиков, а не из сказаний былинных.

    У Богатыря Ильи Муромца была супруга Савишна Поляница и верный конь Бурушка.

    Добрыня Никитич взял в жены Настасью Микулишну. Подвиги совершал на коне Белюшке.

    А Алеша Попович любил Елену Петровну. Богатырского коня звали Гай Юлий Цезарь.

    Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алша Попович - три богатыря. Богатыри сильные, храбрые люди, защитники земли русской. Их имена знает каждый ребенок.

    Кличка Коня Ильи Муромца - Бурушка, Добрыни Никитича - Белеюшка Алеши Поповича, согласно мультика, - Юлий.

    Имея жены Ильи Муромца - Поляница Савишна, Добрыни Никитича - Настасья (дочь Микулы Селяниновича), жена Алеши Поповича Елена Петровна (она же Аленушка).

Стихотворная сказка Петра Павловича Ершова "Конек-Горбунок" была написана им, когда автор был студентом Санкт-Петербургского университета, и опубликована в 1834 году. Сам автор говорил, что сказка по-настоящему народная, поскольку он записывал ее, слушая в исполнении русских сказителей. Свою работу, как говорил Ершов, он видел лишь в том, что придал этой истории литературную форму.

Однако в настоящее время среди литературоведов еще не окончены споры об авторстве. Есть даже мнение, что либо вся сказка, либо некоторые ее фрагменты принадлежат перу А. С. Пушкина.

Так это или нет, но сказка "Конек-Горбунок" стала настоящей жемчужиной сказочного литературного творчества. При этом произведение содержит в себе и бытовавшие в русской речи присказки, и черты самобытного народного юмора, и хорошо знакомых фольклорных персонажей, и типовые сюжетные повороты.

А теперь приступим к характеристике трех братьев из сказки "Конек-Горбунок".

Начало сказки

Первая часть начинается с традиционного в одном селе жил-был старик. Было у него три сына: Данила, Гаврила да младший Ванюшка.

В общей характеристике трех братьев из сказки "Конек-Горбунок" старшему дается следующая характеристика: "умный был детина". Средний из братьев был "и так, и сяк" - это, видимо, значит, что сказать о нем особо нечего, а третий был, конечно, назван автором дураком.

Если помнить о том, что в русской сказке к счастливому финалу всегда приходит как раз дурачина, который и оказывается самым сообразительным, то умный - худшая из характеристик 3 братьев из сказки "Конек-Горбунок". Это - логика наоборот, антитеза, характерная для русских сказочных историй. Стало быть, дураком-то в итоге окажется старший брат.

Как-то повадился вор к ним на поля шевелить пшеницу. Решили сыновья караулить по ночам посевы по очереди. Начал старший Данила, да струсив, зарылся в сено. Продолжил Гаврила, да замерз и продрожал всю ночь под забором у соседки. Но оба соврали отцу, что сторожили исправно и все было в порядке.

Дошла очередь до Ивана. Уговорили его пойти на поле, лишь посулив купить подарков. Младший из братьев, наверное, должен показаться читателю то ли совсем мальчишкой, то ли дурачком, то ли страшным лентяем. Но в образе Ивана эти черты могут быть слиты воедино, даже учитывая общую характеристику братьев из сказки "Конек-Горбунок".

Выследил Ваня ночью на поле белую кобылицу и смог ее оседлать. Кобылица неслась как стрела, над полями, но так и не смогла сбросить седока. Пообещала она тогда Ивану, что отдаст в обмен на свободу трех своих сыновей-коней. Двух рослых золотогривых и одного ростом в три вершка (вершок равен 4,45 см), с двумя горбами и с ушами длиной в аршин (аршин - 0,7 м). Вполне сказочные, нереальные габариты, не правда ли?

Характерно, что Ваня не говорит правды ни отцу, ни братьям о приключении на поле, а врет по привычке. Но ведь старшие братья соврали, потому что им стыдно было признаваться в своей трусости, а почему соврал младший брат? Дурак должен быть прост и не уметь врать. Но младший брат, оказывается, совсем не прост, стало быть, и не дурак вовсе. Этот возникший вопрос (то ли дурак, то ли нет) позволяет читателю рассматривать и характеристику братьев из сказки "Конек-Горбунок" с новой, неожиданной стороны.

Ночью в лесу

Увидели братья двух чудесных коней у Ивана и увели их, решив продать столичным боярам. Это, конечно, дает характеристику братьям из сказки "Конек-Горбунок" как личностям хитрым и жадным. Но на то и сказка, чтобы герою-дурачку противостоял целый мир, и даже близкие люди предавали, а он играючи одерживал победу и всех прощал.

Иван на своем Коньке-Горбунке догнал братьев. Стал совестить, а они ему ответили, что работают целыми днями, а едва хватает на жизнь, отец старый уже, не помощник. А что если неурожай случится, как жить? Надо продать коней за хорошие деньги, все полегче будет. У Вани душа добрая, он, конечно, согласился, и поехали они все вместе в город.

Встали на ночлег в лесу. Вдруг приметили невдалеке свет и послали старшие младшего брата наудачу, разжиться огнем. Между тем подумали: вдруг случится ему пропасть, туда бы ему и дорога. Этот эпизод позволяет дать характеристику двум старшим братьям из сказки "Конек-Горбунок" еще и как жестоким людям, не испытывающим к младшему брату никаких родственных чувств.

Сел на своего Конька Иван, и понеслись они над лесом. Видит: сверкает на земле перо Жар-птицы. Горбунок советовал не брать его, но Иван взял, завернул в тряпку, сунул в шапку и вернулся к братьям, сказав тем, что это горел в лесу трухлявый пень.

В столице

Приехали они и встали в конный ряд, то есть там, где торговали лошадьми. Их вороные кони с золотыми гривами и алмазными копытами вызвали всеобщее изумление. Городничий доложил царю о необыкновенных скакунах, тот и купил их, дав Ване десять шапок серебра.

Но не дали кони увести себя царским конюхам, пришлось царю брать Ивана на службу.

А два старших брата, получив от Ивана деньги, отправились в родное село, где вскоре поженились и стали жить-поживать.

На этом заканчивается первая часть сказки и начинается вторая, где о старших братьях мы уже не услышим.

Часть вторая. На службе царской

Не по нраву пришелся царскому спальнику, Иван. Задумал он его извести. Украл у Вани перо Жар-птицы и отнес царю, прибавив, что достанет Иван, будь на то царский наказ, и саму птичку. Царь приказал. Иван закручинился было, но обещал помочь ему верный его Конек.

Достали они Жар-птицу, дело оказалось нехитрым. Царь на радостях назначил Ивана царским стремянным. Но недруг Вани не дремал и пришел к царю с очередной придумкой: мол, хвалился новый стремянный, что привезет заморскую невиданной красоты Царь-девицу, если царь прикажет.

Благодаря чудесному своему Коньку, который все знает, Ваня исполняет и это поручение. Царь решил жениться на Царь-девице, но та прежде потребовала отыскать свой перстень, оставленный в океане. Царь, конечно, снова посылает Ваню, и тот отправляется в путь.

Часть третья. Дальнейшая служба Ивана

Ему пришлось выручить из невольного заточения гигантского Кита, заглянуть в гости к Солнцу и Месяцу, но и это поручение Иван выполнил. А девица снова отказала царю - слишком уж он стар. Пусть прежде помолодеет. Но как это сделать? Очень просто: искупайся сначала в кипящем молоке, потом прыгни в котел с кипятком, а потом в ледяную воду.

Царь решил, пусть сначала Иван попробует, а там посмотрим. Ваня хотел отказаться, но тот пригрозил запытать парня насмерть. Как обычно, Ваня закручинился и отправился на сеновал к своему Коньку.

Утром, прежде чем оказаться в котле, по совету Конька он попросил разрешения проститься со своим другом. Конек хвостом взмахнул, морду в котлы опустил, Иван встал в молоко и воду, и оборотился статным и ладным добрым молодцем. Царь, подивившись, прыгнул тоже в котел, да и сварился. А Царь-девица объявила Ивана своим женихом и будущим царем. На сцене народного ликованья сказка заканчивается.

Итог. Характеристика братьев

Чтобы дать итоговую характеристику братьям из сказки "Конек-Горбунок", надо заметить, что образ Иванушки обязательно напомнит читателю Емелю из русских сказок. Тот тоже был большим лежебокой, но при этом добродушным и благородным юношей. Природная смекалка и при этом наивность и простота помогает ему, ничему не удивляясь, осваивать самые разнообразные пространства мира - и реальный, и сказочный, необыкновенный.

Иван был близок народному сознанию и тем, что ничему особенно не противился, плывя по течению. Но был добросовестным и честным. Надо исполнять царское поручение - что же делать? А тут и необыкновенный помощник нашелся и выручил из беды. Надо ехать за тридевять земель - поехали.

Но при всем этом он может и схитрить, и соврать, и напридумывать многого, не изменяя, впрочем, своей основной доброй сущности.

В целом Иван несильный человек, ему не приходится принимать сложных и трудных решений. Он во многом действует, доверяясь волшебному помощнику. А получил он этого помощника, потому что честно исполнял свою работу. Только таким людям, по мнению русского человека, и может повезти в жизни.

Как же дать характеристику старшему брату из сказки "Конек-горбунок"? Очень просто. Вспомним для этого вторую сторону крестьянской души - скаредность, хитрость, когда надо, жесткость. И лень. Лень вообще для русского человека характерна: ведь все три брата в сказке ленивы. И не только в данной сказке.

Данило - антипод Ивана. Но он его брат, и это, конечно, неспроста.

Не обойтись в этом анализе и без характеристики среднего из братьев из сказки "Конек-Горбунок". Почему о нем сказано так невразумительно: "и так, и сяк"? Видимо потому, что он во всем слушается старшего брата, подчиняется ему и считает старшим в семье.

Такова характеристика 3 братьев из сказки "Конек-Горбунок".

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Как звали старшую сестру императора Петра Первого?

  • Надежда
  • Любовь
  • Софья

Правильный ответ: Софья

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657–1704) – правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев, которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396–453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич, на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича, последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15–17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 – «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским – Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын – умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят, потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья – неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры – «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре , 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого – Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694–1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным, Н.А.Полевым, Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О’Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева

ЛИТЕРАТУРА

Щебальский П.К. Правление царевны Софьи . М., 1856
Молева Н. Царь-девица . Знание – сила. 1971, № 1
Pushkareva N. Women in Russian History from the Tenth to the Twentieth Century . London, 1999
Хьюз Л. Царевна Софья . СПб, 2002

«Мы не знаем, кто вы, и не станем драться с людьми, носящими подобные имена. Это имена каких-то пастухов».

А. Дюма. «Три мушкетёра»

Известно, что три мушкетёра – Атос, Портос и Арамис – существовали на самом деле. Их настоящие имена – Арман де Силлег д’Атос д’Отвиль, Исаак де Порто и Анри д’Арамиц.
Прототип Арамиса получил своё имя в честь аббатства Арамиц, дарованного его предкам в 14-м веке. Не потому ли он в романе мечтает стать священником?
А книжный Портос недаром сетует в романе на то, что «приходится убивать бедных гугенотов, всё преступление которых состоит в том, что они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поём по-латыни». Ведь Исаак де Порто происходил из гугенотской семьи.
Ну и наконец Атос – обладатель приза девичьих симпатий, самый старший из мушкетёров (в романе ему около тридцати лет), самый бледный, самый загадочный… В жизни бедняга не дожил до литературного возраста. Реальный Арман де Силлег д’Атос д’Отвиль был убит на дуэли в двадцать восемь лет.

Именем салата

Кстати, кто знает, как звали книжного Атоса? Самый романтический из трёх мушкетёров носил самое «русское» из всех французских имён, – ну-ка, угадайте с одного раза…

Оливье.
Так называет его в написанной Александром Дюма пьесе «Юность мушкетёров» жена Шарлотта (она же Анна де Бейль, она же леди Кларик, она же миледи Винтер, она же Элла Коцнельбоген, она же Валентина Понеяд, – шутка для взрослых). Оливье и Шарлотта («шарлотка», яблочный пирог) – вкусные имена!
Имя книжного Арамиса – Рене. Имя книжного Портоса, увы, неизвестно. А вот д’Артаньяна (в жизни Шарль де Батц) в книге должны были звать Натаниэлем. Это имя упоминается в черновиках, но потом Дюма от него отказался – вероятно, чтобы избежать переклички с Соколиным Глазом Фенимора Купера. Того звали, если помните,
Натаниэль Бампо.
Итак, Оливье, Рене, Натаниэль и добродушный здоровяк без имени. Будем знакомы.

Кем ещё были мушкетёры

«Три мушкетёра» – это эталонный роман о дружбе. Своего рода шаблон, по которому строятся такие истории. В начале столетия у нас был суперпопулярен сериал «Бригада». Главных героев там тоже четверо. Валера Филатов – простодушный силач-здоровяк. Как и Портос. Витя Пчёлкин – хорош собой и нравится девушкам. Как и Арамис. Космос – благородного происхождения (у него папа академик) и так же, как Атос, неравнодушен к «излишествам нехорошим». Ну а кто д’Артаньян, и так понятно. д’Артаньян – главный. Теперь возьмём другой пример.

Имя главного героя «Бригады» Александр Белов, прозвище Саша Белый.
Точно так же – Александр Белый – звали рецидивиста из фильма «Джентльмены удачи». Это в его образе Евгений Леонов рвёт на себе майку и показывает «козу» Николе Питерскому.
А теперь внимание, только не смейтесь. Вернее, смейтесь, потому что это на самом деле смешно!
В романе Дюма действуют три героя-мушкетёра, выступающие под прозвищами, и один волей случая примкнувший к ним не мушкетёр – под своим настоящим родовым именем.
В «Джентльменах» то же самое! Здесь действуют трое рецидивистов (закоренелых преступников), которые выступают под прозвищами: Доцент, Хмырь, Косой. И плюс один случайно примкнувший к ним не рецидивист, мелкий жулик, выступающий под своим настоящим именем, да ещё и с отчеством (что делает это имя «родовым»): Василий Алибабаевич…
Мало того! У самого «благородного» из рецидивистов (у Хмыря, он даже в Большом театре был, бывший интеллигентный человек) какая-то тёмная история с бывшей женой, помните?
«– Умерла?» – «Я умер…»
Точно как у Атоса.
И все вчетвером участвуют в поисках похищенной драгоценности…
Вряд ли сценаристы «Джентльменов удачи» Виктория Токарева и Георгий Данелия вспоминали роман Дюма, сочиняя свою историю. Но читать-то они его читали! Стало быть, засел в подсознании…

Химическая формула дружбы

Дружба – очень важное человеческое умение. Без него наши хилые предки, прятавшиеся на полусогнутых ножках в высокой траве на границе степи и леса, никогда бы не построили пирамид, не запустили спутник и не придумали журнал «Лучик».

Однажды учёные провели такой эксперимент: добровольцев попросили сесть, опершись спиной на стену и расположив колени под прямым углом. Без стула, естественно. Через некоторое время эта поза начинает причинять довольно болезненные ощущения. Участвующим в эксперименте пообещали платить по рублю за каждую секунду, проведённую в этой позе. После этого правила игры изменились: добровольцам предложили сидеть для того, чтобы заработать деньги для своего соседа. В эксперименте участвовали 17 человек, и 10 из них показали лучший результат, когда сидели не за себя, а «за того парня»!

Недавно учёным удалось даже выявить «гормон дружбы» – окситоцин. Повышенное содержание этого вещества в крови ответственно за уровень доверия, которое мы оказываем друг другу, за нашу готовность жертвовать своими интересами ради других.
Проведены эксперименты, в ходе которых разным группам людей поручались одинаковые задания для совместной работы. Те группы, в крови участников которых искусственно повышалось содержание окситоцина, справлялись с заданием лучше!
А теперь представьте, что будет дальше.
Скоро додумаются делать людям инъекции окситоцина – бригадам рабочих на сложных производствах, космонавтам на орбитальных станциях, солдатам на боевом задании и так далее. Хорошо ли это? Как вы считаете?
Мне кажется, искусственная дружба – это как-то немножечко страшновато.
Но человеческий организм способен вырабатывать окситоцин самостоятельно. И ему в этом можно помочь.
Знаете, как?

Простой рецепт

Человеческий организм – обучаемый. Скажем, если у кого-то что-то болит, то правильным питанием, упражнениями, массажем и, если надо, приёмом лекарств можно «перезапустить» работу организма в течение всего сорока дней. И проблема уйдёт. Нужно только эти сорок дней не отлынивать.
Так вот, когда мы читаем про любовь, или про опасность, или про дружбу, – у нас в организме вырабатываются те гормоны и синтезируются те вещества, которые «ответственны» за соответствующее поведение. Что это
означает?
Что те, кто много читал про любовь, окажутся более способными на это чувство, когда подоспеет время. А кто читал про дружбу – скорее научится дружить в жизни.
Вот так книги влияют на нашу судьбу. Очень даже просто!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!