Как заставить ребенка поесть: психологические уловки. Ребенок плохо ест или вообще отказывается от пищи: что делать

Как заставить ребенка кушать? Ну хоть ты тресни! Он совсем ничего не ест и есть не хочет!
В детском саду воспитатели жалуются на то, что ребенок отказывается кушать. И били его и ругали - ничего не помогает. Как его заставить есть? Доктора говорят, что кормить надо, надо заставлять, иначе больным вырастет. Даже не знаю что делать...

Правильно ли заставлять ребёнка есть? К чему приводит насильственное кормление в детстве?

Большинство из нас имеют негативные воспоминания, связанные с насильственным кормлением в детстве. Многие помнят,как еще в детских садах их насильно кормили рыбьим жиром, поили вареным молоком с пенкой, заставляли есть печенку, солянку, вареный лук и множество других блюд, которые вызывали отвращение.

Оправдано ли было такое кормление?

На протяжении всего этапа развития человечества пища являлась главной нехваткой человека и ее добыча играла решающую роль. Именно добавочное желание к пище управляло человеком и толкало его из пещеры - на развитие, на охоту и изобретение дополнительных орудий труда: копий, стрел, колеса, а сегодня компьютеров и айфонов, способствуя технологическому прогрессу. Другими словами, единственное желание к пище управляло нами на протяжении тысяч лет.

Как заставить ребенка кушать? (фото:prokarapuza.ru/kakuyu-kashu-luchsh e-vvodit-v-vide-prikorma/)


П оследние несколько десятков лет мы впервые вышли из под прямого управления природой. Голод нас не беспокоит, пища уже не является главной проблемой человека, все супермаркеты набиты до отказа, рестораны и кафе находятся чуть ли не на каждом шагу, в любой момент можно удовлетворить свое желание поесть. Пища перестала иметь особую ценность в глазах человека, мы насытились ею и ожирение стало массовой проблемой среди взрослых и детей. Некогда важный элемент нашей жизни стал занимать второстепенное значение. К чему ведет лишнее потребление пищи?

Наши бабушки и дедушки выросшие в те давние военные и пост военные времена до сих пор имеют особое отношение к пище, сытые, накормленные внуки для многих бабушек так и остаются приоритетной целью. Такой взгляд на проблему устарел и сегодня он не работоспособен. С наступлением новой, кожной фазы развития , роль пищи в нашей жизни изменилась. Сегодня природа не управляет нами через пищу,как это было ранее, у каждого человека появилось свобода выбора и воли, и уже наши желания, а не голод толкают человека на работу. Нам сегодня мало быть сытыми, мы хотим испытывать психологическое удовлетворение. Поэтому, если раньше пища была на вес золота и детей заставляли съедать все целиком, то сегодня в ней нет недостатка, и оправдания такому действию нет.

Психология питания

Насильственное кормление приносит колоссальный вред психическому человека. Самое первое добавочное желание у человека было желание к пище и от того как человек принимает и распределяет пищу,выстраиваются все его отношения в обществе. Ощущая голод, мы хотим его утолить, а утоляя, мы наполняем наше желание и испытываем от этого удовольствие. Если этот процесс проходит естественным путем, то он успешно фиксируется в психике ребенка и переносится и на другие области жизни.


Насильственное кормление (Фото:www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/66/d 6/a7/DETAIL_PICTURE_673266_71611708.jpg)


Б удучи взрослым, человеку будет проще реализовывать другие желания, испытывая при этом наслаждение, как это было в процессе питания когда-то в детстве. Наоборот, заставляя ребенка есть против его желания, мы нарушаем программу природы, которая способствует наиболее благоприятному развитию. Вместо удовольствия, пища начинает ассоциироваться со страданием. Прием пищи, единственная нехватка человека перестает ассоциироваться с удовольствием и ребенок закрепляет это чувство у себя в психике. Уже взрослым, он может испытывать проблемы с получением и других благ от жизни, потому что не может точно определить где его ожидает наибольшее удовольствие. В итоге берет не свое, не то, что для него уготовлено в жизни - и ошибается.

Как заставить ребенка кушать - отрывки из детства

Вспомните пролитые слезы над манной кашей, количество часов, просиженных на кухне наедине с полупустой тарелкой. Сколько ненависти к нелюбимым блюдами и мучителям, которые заставляли все это есть? И это все формирует наше отношение к пище, одной из главных нехваток человека. Маленький ребенок получает самые сильные психологические травмы именно от насильственного кормления. Если вы задаетесь вопросом о том, как заставить ребенка кушать, то - это ошибка, заставлять его есть насилием. Это ведет к неполноценному развитию.

Большинство современных родителей перекармливают своих детей. Еще в раннем возрасте до 3 лет они стараются заткнуть их крики, слезы или другие проблемы кормлением. Не зная базовых потребностей своего ребенка и той пищи, которая ему предпочтительна, они тем самым приносят вред. Самый лучший способ - это прислушиваться к желаниям вашего ребенка, а не слухам и рекламе.

"Ложечка за маму, ложечка за папу" - сегодня это не пройдет. Сегодня у детей гораздо больший объем психического, объем желаний, который уже не наполнить только пищей, нужны другие формы наслаждений. В прошлой фазе развития была необходимость в крепком и сильном теле, потому что преобладал физический труд. Сегодня предпочтителен труд интеллектуальный. Нарушая баланс насильственным кормлением, мы отнимаем у ребенка способность развиваться и адаптироваться в будущем. Неправильно будет копировать отношение к еде наших бабушек и дедушек. Те времена давно прошли, ребенку должна нравится потребляемая пища, если есть возможность, то ему можно дать альтернативу выбора.

Насили в кормлении (фото:www.ansar.ru/uploads/imagesb/2012/0 3/10acb584.jpg)


Общие советы:

Лучше недоедать, чем передать. Пища должна ассоциироваться с удовольствием. Оставляя желудок немного пустым, на 10-20% мы тем самым сохраняем в себе желание к пище, желание к действию.

Мы должны испытывать благодарность за пищу. От пищи мы получаем второе по величине удовольствие, по этой причине множество людей добирают свою неудовлетворенность от жизни именно через нее. В стрессе людей тянет потреблять жирную пищу, так как она ослабляет работу мозга, постоянное жевание тоже говорит о стрессе, неспособности решить стоящие перед собой проблемы. Чаще всего ожирением страдают самые не адаптированные слои населения, люди которые попросту не могут реализовать себя и получить удовольствие. А удовольствие - это то, что движет человеком, приходится довольствоваться пищей.

С громадным предложением вкусностей на каждом шагу очень трудно отказаться от соблазна что- либо перекусить, тогда когда мы не голодны, и все-таки стоит пытаться избежать этого соблазна. Дети очень часто стремятся повторить пример взрослых, очень часто потребляя лишнию пищу в виде чипсов, конфет и шоколадок. Потребление пищи отнимает у нас желание и влечение к жизни, наполняет его самым естественным путем, не прилагая никакого усилия для развития. В современный век у нас есть гораздо больше возможностей получать удовольствие более высокого порядка.

Правильное отношение к пище желательно формировать с детства, и не заставлять ребенка кушать если он не хочет. А если вы выросли на этом опыте? Всегда есть возможность изменить свое отношение к пище. Всегда можно почувствовать глубокую благодарность внутри себя, ограничить себя в лишнем потреблении, ощутить настоящий голод и потом наполнить его. Даже будучи взрослым, мы вновь можем поставить себя под управление природой, что за собой повлечет лучшую реализацию в жизни и как следствие большее удовольствие от нее. Для того чтобы не переносить свои предпочтения и желания на ребенка, необходимо отличать его по векторам, понимать его желания и предпочтения к пищи. Таким образом вы вырастите здорового и полноценного ребенка, способного наполнять свои желание в будущем.

Когда у женщины рождается ребенок, жизнь новоиспеченной мамы преображается. Первые дни и месяцы с момента рождения ребенка, весь мир заключается в этом маленьком живом комочке: чтобы он поел, чтобы покакал, чтобы не плакал. И потом, хотя время идет и ребенок растет, все же для мамы самое главное, чтобы ребенок был накормлен, не замерз, чтобы ему было хорошо. И как везет тем мамам, у которых ребенок с самого раннего возраста имеет прекрасный аппетит и никаких проблем с пищеварительной системой. А если нет? Если ребенок плохо ест или вообще ничего не ест, что тогда делать?

Проблема отказа ребенка от пищи или же плохого аппетита - это один из самых больших вопросов, которые возникает у мамы, особенно, если ребенок первый, и женщина вообще не опытна в вопросах питания малыша. Сразу же возникает тысяча вопросов: почему ребенок не ест? Ему не нравится еда или не подходит питание? Как заставить ребенка кушать? И вообще нужно ли заставлять ребенка кушать? Давайте поищем ответы в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Нужно ли заставлять ребенка кушать?

Правильней перефразировать этот вопрос и спросить "МОЖНО ли заставлять ребенка кушать?" Ответ категоричный: нет, ни в коем случае. И связано это как с физиологией ребенка, так и с его психологией. Нарушая это правило, мама рискует нанести ущерб как здоровью своего малыша, так и его психике. Причем этот ущерб напрямую зависит от степени закармливания.

Для понимания ответа на этот вопрос, достаточно разобраться в том, что же такое голод? Как расценивает эту потребность наш разум? Если говорить на физиологическом уровне, то все просто, голод - это сигнал нашего мозга о том, что нам необходимо принять пищу. Появляется он в тот момент, когда наш желудок опустел, а в кровь уже поступили и разошлись по ней питательные вещества от предыдущего приема пищи. И именно голод толкает нас на то, чтобы встать и что-то сделать: хотя бы открыть холодильник и найти там еду. Это пока мама ее готовит. А во взрослой жизни нужно будет не просто встать и пройти к холодильнику, а и купить еду, и приготовить из нее пищу самостоятельно.

В каждом из нас есть заданные свойства и желания (это зависит от векторов) и все они развиваются именно от нехваток. Конечно, в современно мире пища - не является главной нехваткой. Нам хочется больше денег, красивой жизни, уютного дома, огромной любви, найти ответы на вопросы мироздания и так далее. Но все это формируется именно на базе нехваток, желаний. Если у ребенка отбирают самое простое желание насытиться, уйти от голода, то ему сбивают весь жизненный путь, все ориентиры.

Только представьте себе человека, который не знает простого правила "хочешь чего-то - добейся этого, сделай шаг к этому". Его желание упреждается, не успевая создаться. Тогда ничего не хочется, тогда нет развития, тогда наступает застой, из которого человек рискует никогда не выйти. Ладно, еще в детстве - ведь действительно есть рядом мама, которая приготовит еду и накормит с ложечки. А дальше что? Во взрослой жизни? Как такому человеку жить?

Нельзя заставить ребенка хотеть чего-то - это невозможно. Но можно научить ребенка реализовывать свои желания, добиваться того, чего хочется. Развивать эти желания, увеличивать их, можно уже с младенчества - на базе природного, простого желания - голода.

Мать, если она хочет добра своему ребенку, должна кормить его исключительно тогда, когда у него возникает потребность в еде. И ни на минуту раньше. Даже когда ребенок ест точно по расписанию, обязательным условием приема пищи должен быть его собственный аппетит. Если оного нет - значит лучше пропустить прием пищи, чем есть "через не могу". Рано или поздно, а желание кушать появится - и тогда ребенок сам попросит еду.

Психология потребления пищи

Ребенок в самом маленьком возрасте имеет только физиологическую потребность в пище. Любой ребенок по собственному желанию никогда не умрет с голоду - рано или поздно он захочет кушать и только тогда его физиологическую потребность необходимо удовлетворить. Казалось бы - это так очевидно. Почему же тогда часто бывает так, что мама заставляет ребенка кушать невзирая на его отказ от пищи? А потому что возникает распространенная ошибка: нам кажется, что мы лучше знаем, как ребенку лучше. Оценивая его организм через свой, мы рискуем понять его неправильно. Дело в том, что физиология у людей разная и потребность в пище ребенка может отличаться от мамы или от стандарта.

Например, у мамы может быть замедленный метаболизм, с детства постоянные проблемы с пищеварительной системой. А вот у ее ребенка таких проблем и в помине нет. Но, невзирая на это маме постоянно кажется обратное, ведь она оценивает малыша через себя - и задает знаменитый вопрос "нужно ли заставлять ребенка кушать?" И начинает запихивать в ребенка кефир, заставляет много пить, чтобы "не было запора". Да ведь если присмотреться, у малыша и быть его не может. Что же делает мама? Проявляя подобную сверхзаботу, она только вредит ребенку.

Часто бывает и так, что в одной семье двое детей имеют совершенно разный темп и желание к пище: например, один ребенок любит долго сидеть за тарелкой, тщательно пережевывая пищу, а другой - хватает все слишком быстро. Один ребенок обожает еду с ярким вкусом и запахом, а другого - просто тошнит от такой еды, он предпочитает безвкусные кашки . Стандартный, одинаковый подход к обоим детям приводит к той же ошибке - у одного, а то и сразу у двоих детей формируется неправильное отношение к еде.

Конечно, ребенок должен кушать так, чтобы он был здоров. Формировать правильное меню и график потребления пищи необходимо отталкиваясь от потребностей ребенка, от его психологических особенностей. Помочь в этом может знание векторов ребенка .
Правильное отношение к пище

На базе желания к насыщению можно сформировать правильное, позитивное мировозрение у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Так, своим примером надо показывать, что за приготовленную еду обязательно необходимо от души благодарить: например, папе было бы хорошо взять за правило всегда говорить "спасибо" маме в конце трапезы, похвалить ее за труд. Ребенок с раннего возраста должен видеть, что приготовление вкусной пищи - это целый процесс, что это все не просто так.

Помните, что почувствовать вкусность еды можно только предварительно испытав голод. Ощутить наслаждение можно только, испытав нехватку. Не доводите страдания от голода до максимума, но и не лишайте своего ребенка настоящей радости от насыщения. Это самое простое счастье, доступное любому человеку, и каждый малыш заслуживает на него. И не забудьте научить ребенка, что пища - ценная, важная вещь в нашей жизни и необходимо быть благодарным за то, что она есть.

Сформировав прием пищи по нехватке, а также чувство благодарности за еду, у ребенка не только будет больше шансов правильно питаться всю взрослую жизнь (что очень хорошая привычка в современном мире, где растет количество людей с проблемой ожирения), но и в будущем сделает проекцию на остальные, более сложные желания. Он будет достигать своих стремлений, и наслаждаться удовлетворением их, он будет ценить свой и чужой труд.

Как все же заставить ребенка кушать?

Невзирая на все вышеперечисленные причины невозможности насильно кормить ребенка: проблема ведь у мамы остается проблемой - ребенок ничего не есть или плохо ест и с этим что-то надо делать.

Конечно, с самого начала необходимо разобраться с меню ребенка. Возможно, действительно в еде есть какие-либо компоненты, которые не нравятся ребенку, например, чисто визуально. Многие дети ненавидят свеклу или гороховый суп просто за их вид. От других ингредиентов им может быть плохо физически, например, возникает тяжесть в желудке, запор или пучит - ребенок может стесняться говорить об этом. Он показывает маме свои проблемы отказом от такой пищи и необходимо к нему прислушиваться.

Бывает и так, что ребенок ест плохо приготовленную, не вкусную еду, например, в детском саду. И от тех же блюд отказывается и дома тоже. Причем этот страх фиксируется на всю жизнь - наверное, десятки тысяч наших современников ненавидят кисель, только, потому, что его не умели готовить в учебных заведениях, но заставляли пить "через не могу". И хотя тот кисель не имеет ничего общего с настоящим, вкуснейшим напитком, ребенок может не употреблять его и у мамы. Ничего страшного в этом поведении нет – необходимо с понимаем относиться к желаниям и потребностям ребенка. Тем более что не бывает такого, чтобы ребенку ну вообще ничего не нравилось.

Прояснить, что в меню не так, достаточно просто. Необходимо прислушаться к ребенку, более тщательно проанализировать его поведение после той или другой еды. Неплохо было бы разобраться и в его векторах , тогда можно лучше понимать замедленный или ускоренный у него метаболизм, что лучше он усваивает, а что хуже. Да и вообще, какие у него предпочтения в еде. Необходимо попросту исключить то, что не нравится, что вредит. Составить правильное меню, которое будет подходить.

Конечно, очень многие дети хотят кушать только шоколад, а также есть тогда, когда вздумается, а не в определенные часы. Задача мамы мягко подтолкнуть, направить к правильной еде, показать преимущества, но, ни в коем случае насильственно не кормить. Хотя некоторые женщины умудряются путать две столь разные вещи.

Придерживайтесь простого правила: если ребенок не хочет есть - пусть не ест, даже пропускает прием пищи. Рано или поздно, голод появится у ребенка, и он примет столько пищи, сколько будет для него оптимально. Помните, что лучше недоесть, чем переесть. И никогда иначе.

Ребенок ничего не ест, а мама изводит себя

Если возникла ситуация, когда мама слишком тревожится от того, что у ребенка плохой аппетит, и даже насильственно его кормит, необходимо разбираться уже в психологии самой мамы.

Конечно, она беспокоится о ребенке, но если у него нет никакой болезни, а лишь отсутствует аппетит - это не повод изводить себя и его. Мама, запихивающая в ребенка через силу еду, кормящая его до такой степени, что он набирает вес и болеет - это уже психологическая проблема самой женщины. И в этой ситуации срочно надо менять саму маму, а не ребенка и его аппетит.

«Мой ребенок не хочет есть» - как часто мы слышим эту фразу от родителей. Конечно, есть дети, у которых не возникает проблем с аппетитом, но не всем родителям так повезло. Итак, как же приучить ребенка кушать согласно режиму питания?

1. Прежде всего, стоит придерживаться диеты и распорядка дня. Это вовсе не значит, что нужно кормить ребенка исключительно диетическими продуктами: просто прием пищи должен происходит в одно и то же время. Такое действие стабилизирует работу пищеварительной системы: в определенное время у ребенка будет начинаться секреция желудочного сока, а значит, появится и аппетит.

2. Предлагайте ребенку еду только по распорядку. Не злитесь, если малыш отказывается от блюда. Просто уберите тарелку со стола и подождите следующего кормления. Не стоит раздражаться, если съедена только часть еды. Позже ваш ребенок съест больше. Не волнуйтесь, если ребенок пропускает несколько приемов пищи: в организме есть необходимый запас питательных веществ (они накапливаются в печени и других внутренних органах, мышцах тела).

3. Избегайте «перекусов» между приемами пищи.

4. Проводите больше времени на улице. Если ребенок долгое время проводит в помещении, недостаток кислорода замедляет процессы метаболизма, а как следствие, пропадает и аппетит.

5. Старайтесь разнообразить питание ребенка, но новые продукты вводите постепенно и то, если вы уверены в их качестве. Позвольте малышу самому выбрать себе блюдо, предложив несколько вариантов. Однообразие может привести к развитию заболеваний: анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, авитаминозу и других.

Если вы обедаете за столом всей семьей, старайтесь в присутствии ребенка есть с большим аппетитом: даже если это ненавистные вам каши, брокколи и прочие нелюбимые продукты.

7. Старайтесь разнообразить процесс еды. Например, бульон ребенок может выпить через соломинку, а отбивную котлету можно красиво завернуть в обертку, тогда малышу будет интереснее. Если ребенок проявляет желание поучаствовать в процессе приготовления еды - дайте ему такую возможность. Ему обязательно захочется попробовать «творенье своих рук», возможно, он даже съест всю порцию.

8. Вовлекайте ребенка в процесс сервировки стола. Чадо будет обедать с большим аппетитом за столом, на который они вместе с мамой постелили новую скатерть или если ребенок сам уже орудует вилкой или ложкой.

9. Не уделяйте слишком много внимания процессу кормления. Капризное поведение детей за столом - это распространенное явление в семьях, где ребенка кормят чуть ли не насильно. Ребенок понимает, что для его мамы очень важно, чтобы он поел и в итоге превращает процесс кормления в шоу, где родителям отведена роль наблюдателей. Постарайтесь не показывать ребенку, что вы наблюдаете за тем, что происходит, лучше уделите малышу больше внимания в процессе игры.

10. Ходите в кафе. Иногда дети обожают обедать вне дома, тогда у них просыпается аппетит.

11. Посадите ребенка за стол рядом с детьми, которые хорошо кушают. Их пример может оказаться заразительным.

Многие родители превращают отказ ребенка от еды в настоящую трагедию. Если никто в семье не отличается хорошим аппетитом, почему ребенок должен есть много? Если ваш сын или дочь всегда кушает мало - вчера, неделю назад, месяц назад, но при этом ребенок радостный, активный и развитый, вам стоит успокоиться - с его аппетитом все в порядке!

Часто родители сталкиваются с проблемой кормления детей, отказывающихся употреблять определенные продукты. И тогда у мамы возникает вопрос – как заставить ребенка кушать? А ведь в некоторых случаях родители сами виноваты. По первому капризу сыночка несут ему конфету или йогурт, и тогда он понимает, что манипуляции работают, и начинает добиваться желаемого, устраивая капризы.

Приведем пример из жизни. Жила в одном селе девушка, которая очень сильно любила свое дитя и ни в чем не могла ему отказать. Мальчику было уже 3 года, а заботливая мама кормила его с ложки. Сын к этому привык, и став чуть старше, напрочь отказывался идти обедать на кухню. Ему было интереснее есть перед телевизором, там сейчас идут интересные мультики, и мама может покормить его сама. А две свободные ручки в это время с удовольствием займутся построением конструктора.

Уставшая мать решила приказом отправить сына на кухню и грозилась лишить сладкого, но и это не помогло. Сыночек сидел за столом и медленно ковырял ложкой в тарелке. Сейчас мальчику 8 лет, и перед тем как обедать, он заказывает маме желаемое блюдо, а получив его, комментирует: сколько минут жарилась яичница, кашу мы есть не будем – она горячая, а теперь она холодная и т.п.

Наверное, все родители сталкивались с такими проблемами, но сегодня мы устраним их раз и навсегда.

Как заставить своего ребенка в 2 года кушать

Чтобы процесс кормления не стал для вас откровенным мучением, приготовьтесь морально к временным трудностям с едой, а также примите и простите малышу его некоторые детские слабости, например:

  • Редкий малыш в возрасте 2 лет ест все продукты, предлагаемые родителями;
  • Капризы были и будут, главное, запастись терпением и не заставлять кушать насильно;
  • Каждая ложечка будет отвергаться по 20 раз, а то, и вовсе отправится в мусорное ведро;
  • Пробуя новый продукт, малыш оценивает его на цвет, запах, вид и только потом на вкус;
  • Постарайтесь вызвать интерес. Например, съешьте ложечку сами, сделайте довольный вид и предложите очередную ложку ребенку;
  • Если малыш снова отказался, подождите и спустя некоторое время, попробуйте накормить снова. В течение дня голодный желудок даст о себе знать, и еда будет принята.

Разумеется, вы должны стать добросовестным поваром и с любовью готовить пищу к детскому столу только из свежих, вкусных продуктов, не переварив и не пересолив её.

Как заставить ребенка кушать в детском садике


Когда мы приводим детей в садик в первый раз, им нужно привыкнуть к новому окружению. Конечно, они будут стесняться, отдаляться от других ребят, а про обед и вовсе говорить нечего. Даже взрослые люди иногда стесняются за столом в гостях.

Найдя подходящего друга или подругу, малыш почувствует себя увереннее и, чтобы не отставать от других, станет перенимать их повадки. Утром лучше не кормить его дома и не давать сладости.

Если капризы возникают по поводу предложенной еды в детском саду, попросите воспитателя не обращать на это внимания. Не разрешайте собой манипулировать. Когда малыш поймет, что его капризы не действуют, он потеряет к ним интерес.

Как заставить ребенка кушать свежие фрукты

Не хотим есть фрукты! ” И не нужно. Ребенку можно и не говорить о только что съеденном банане. Все дети любят молочные коктейли и йогурты, можно без проблем измельчить фрукты и подмешать туда. Хорошо воспринимается фруктовый салат, заправленный йогуртом или сметаной с сахаром. Хочет сладкого, так пусть ест.

Измельчите разные виды фруктов: банан с яблоком, добавьте киви или грушу. Это отличное сочетание продуктов. Заправьте фрукты. По желанию добавьте к составу ягоды или орехи. Многие мамы часто приучают детей к фруктам подобным способом.

Как заставить ребенка есть овощи


Часто маленькие ребятишки отказываются есть лук и картошку в супе, вареная морковь тоже мало кому нравится. Поэтому приходится ингредиенты переминать ложкой в тарелке, и да, это работает.

А еще лучше, если начать первый прикорм твердой пищей со свежих или вареных овощей. Морковь можно натереть на мелкой терке и заправить сметаной или присыпать сахарком.

Каши быстрого приготовления лучше не использовать, а варить домашние с добавлением зеленого горошка или кукурузы.

Покупая продукты, предоставьте выбор овощей своему малышу. Дети всегда выбирают то, что им нравится на вид. Можно попробовать готовить одни и те же овощи по-разному, варить, жарить, запекать, готовить на пару или вовсе дать в сыром виде. Попробуйте сделать сок или овощное пюре, приготовьте овощное рагу.

Как заставить ребенка есть самостоятельно


Каждая мама учит малыша кушать самостоятельно, но не всегда достигает быстрого результата. У детей с 6 месяцев до года еще плохая координация, и ложечка с кашей часто отправляется мимо рта. Чтобы было легче научить дитя кушать самостоятельно обзаведитесь пластмассовыми или игрушечными столовыми приборами, это облегчит задание и предотвратит травмы.

”:

Яна

Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть . Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи , надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам .

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще... еще разочек...за маму, за папу...». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый — быстро покончить с бутылочкой . Как это лучше сделать?

1 этап — Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно , как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап — Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет . Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап — Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций , а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится) . Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном .

2 этап — Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки .

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап — Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки .Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить .

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!