Как раскрыть таланты у ребенка.

Говорят, что каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родителям нужно будет просто помочь малышу развить его способности.

Как определить таланты ребенка

Психологи утверждают, что уже в самом раннем возрасте у ребенка начинают проявляться специфические способности. Для того чтобы своевременно их распознать, необходимо внимательно проследить за малышом. Понаблюдайте, чем занимается малыш в свободное время. Как он себя ведет в окружении других ребят. Предложите ему несколько видов занятий и проследите, чем он чаще всего предпочитает заниматься – вот как раскрыть талант ребенка. Если у вас не получается самостоятельно сделать это, вам поможет семейный психолог – специалист сразу же увидит, чем отличается именно ваш отпрыск.

Если ребенок в процессе разговора любит жестикулировать, выражает собственные чувства мимикой и активными движениями, то это явные признаки артистических способностей. Такие ребята часто пытаются вызвать какие-либо эмоции у окружающих собственными рассказами и действиями. Очень любят выступать перед аудиторией. Зачастую передразнивают других детей, копируя их привычки и действия. В данном случае родителям важно вмешаться и объяснить ребенку, что так вести себя некрасиво.

О том, что у вашего дитя незаурядный интеллект можно догадаться по манере его рассуждений. Обычно такие ребята понимают недосказанные вещи, легко усваивают школьные предметы, понимают истинные побуждения поступков других людей. Если ваш малыш обладает неординарным интеллектом, то он будет преимущественно выделяться среди его ровесников. Его отличительными чертами будут являться: широкий кругозор, хорошая память, рассудительность, наблюдательность. Психологами было отмечено, что такие детки зачастую очень восприимчивы к новым изменениям в жизни.

Как развить талант ребенка

Как же быть, когда ваше дитя очень энергичное и активное? Не сердитесь на него. Его всего лишь нужно отдать в спортивную секцию. Возможно, у ребенка проявится спортивный талант. Изучите его поведение и сделайте соответствующие выводы о выборе определенного вида спорта для него. Как правило, дети с ярко выраженным спортивным талантом смелые и отважные. Синяки, ушибы и шишки их не пугают. Они прекрасно физически развиты. Очень любят различные соревнования и спортивные состязания. Порой кажется, что они никогда не устают…

Ребята с музыкальным талантом всегда будут стремиться туда, где звучит музыка. Они прекрасно чувствуют ритм и напевают мелодию. Когда же они поют, они вкладывают в музыкальные произведения собственные эмоции и чувства. Обычно ребенок с хорошо развитыми музыкальными способностями либо сам выучивается играть на музыкальном инструменте, либо настаивает, чтобы родители купили ему инструмент и отвели его в музыкальную школу.

Как выявить талант у ребенка к рисованию? Художественные способности проявляются в желании ребенка постоянно что-то рисовать, лепить, чертить. Обратите внимание на рисунки вашего малыша. Если у него есть художественные способности, то он вместо того, чтобы рассказать о каком-либо происшествии или событии, постарается это изобразить на бумаге. Он будет вдумчиво комбинировать различные краски и материалы, с которыми работает.

Технические способности, в отличие от всех предыдущих, проявляются гораздо позднее. О том, что у вашего юного дарования есть данные способности, можно догадаться по его стремлению к разбору и сбору конструкций и предметов. Они очень любят находить самостоятельно причину неисправности различных механизмов. С легкостью чинят поломавшиеся игрушки, поделки, приборы. И, конечно же, увлекаются взрослой технической литературой.

В заключение следует отметить, что, к примеру, музыкальные и художественные способности проявляются намного раньше, чем литературные либо технические способности. Для развития последних недостаточно просто увлечения ребенка, необходима помощь специалистов, родителей и учителей.

Не стоит также забывать и о том, что у детей таланты и способности могут проявиться не в детстве, а в юношеском возрасте. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» – это своевременная поддержка родителей и учителей. В первую очередь, родителей, потому что именно они больше времени проводят со своими малышами. Знают их привычки, вкусы, предпочтения, манеры поведения, которые в присутствии других людей, зачастую, проявляются в иной форме. Задача родителей заключается не в навязывании ребенку собственных целей и желаний, а в выявлении его собственных талантов и их целенаправленное развитие.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях .

Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.

Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.

Как помочь развитию таланта ребенка


Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.

У ребенка музыкальные способности, если он:

  • при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
  • пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
  • чувствует ритм;
  • очень эмоционально поет;
  • учится играть на музыкальном инструменте;
  • сочиняет сам мелодию.

Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.

Ребенок обладает художественными способностями, если он:

  • любит рисовать, раскрашивать или лепить;
  • осознано комбинирует краски и материалы;
  • любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
  • со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.

В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.

У ребенка – спортивные способности, если он:

  • очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
  • спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
  • любит различные состязания;
  • физически сильный;
  • чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.

Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.

Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:

  • любит слушать, читать и листать книги;
  • имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
  • обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.

Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.

Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:

  • умеет говорить ярко и эмоционально;
  • владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
  • любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
  • хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
  • любит, чтобы его слушали.

Как развивать артистический талант ? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.

Ребенку присущи технические способности, если он:

  • обожает собирать и разбирать механические предметы;
  • старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
  • может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
  • конструирует;
  • увлекается специальной литературой.

Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта , а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.

Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:

  • демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
  • увлекается настольными играми и ребусами;
  • разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
  • может легко концентрироваться;
  • обладает способностью к абстракции и обобщениям.

Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.

Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?


Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.

Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности . Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению. Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.

При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях. Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника. Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка .

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества. В пять - шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи - восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности. Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.

Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.

Рассказываем, как понять, к чему у вашего чада есть способности, и как определиться с выбором кружков и секций.

– Моей дочке 2 года, и я начала задумываться о том, как определить, к чему у неё есть способности. Как не ошибиться с выбором дополнительных занятий и кружков? В каком возрасте лучше отдавать в них ребёнка?

Каждый родитель рано или поздно задумывается о том, какие способности есть у его ребёнка, к какой деятельности он больше всего склонен, в какие кружки и секции отдать своё чадо, чтобы это было ему на пользу, а не во вред. Для большинства родителей их ребёнок талантлив. Но иногда отличить талант от обычного увлечения бывает очень непросто. Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, мы обратились к практическому психологу кировского Центра социально-психологической помощи, кандидату педагогических наук Виктору Ефремову.

В чём разница между склонностями, способностями и талантом?

Сегодня многие психологи утверждают, что у 10 - 15% детей устойчивые интересы к чему-либо обнаруживаются до трёх лет, а музыкальные и художественные склонности формируются ещё раньше - в возрасте до года. Но для начала важно разобраться, в чём разница между способностями, склонностями и талантом.

Способности формируются под воздействием внешней среды, они развиваются через воспитание и условия, в которых растёт ребёнок. Чаще всего они связаны с трудом человека и представляют собой высокий уровень развития как общих, так и специальных знаний, умений и навыков. Именно они обеспечивают успешное выполнение той или иной деятельности.

Однако нельзя отрицать и природные предпосылки способностей.

Например, в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной обстановке. И наоборот, при равных условиях, в каких находятся, например, братья и сёстры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях и темпе их развития, - поясняет Виктор Ефремов.

Склонности - это первый и наиболее ранний шаг на пути развития способностей. Нередко они зарождаются довольно рано, а увлечение какой-либо деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях. Если ребёнок даже вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и самостоятельно пытается музицировать, то, конечно же, это говорит о наличии определённых природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.

– При этом следует различать истинную и ложную склонности, - уточняет психолог. - При истинной склонности можно наблюдать непреодолимое влечение к деятельности и достижение значительных результатов. При ложной же результаты будут весьма посредственными.

Ну и, наконец, самое интересное и вместе с тем самое редкое явление - талант . Это наличие способностей, которые превышают средний уровень. В психологии талант определяется как природная одарённость и выдающиеся способности.

Каждый ли ребёнок талантлив?

В современной психологии существует принцип «каждый ребёнок в чём-то да талантлив». Однако по этому вопросу часто возникают разногласия как среди самих психологов, так и среди родителей. Виктор Ефремов отмечает, что у всех детей есть способности к чему-нибудь и в какой-то степени, но талант - это объединение нескольких таких способностей в комплексы. Только тогда это проявляется как некая особенность.

В каком возрасте проявляются таланты?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У некоторых талант проявляется уже в самом раннем возрасте, а у кого-то это происходит намного позже.

– Известно много случаев, когда люди, про которых в школе думали, что они ни на что не способны, потом раскрывали свой талант в более позднем возрасте. Возможно, что сначала способности никак не проявляются, а просто идёт «накопительный эффект». У некоторых и в 50 лет обнаруживаются весьма незаурядные таланты, - рассказывает Виктор Ефремов.

Приходят на ум и другие примеры. Скажем, на тестировании перед первым классом для определения профиля обучения ребёнок продемонстрировал весьма посредственные результаты, а в последствии показал недюжинные способности в этой же области. Психолог поясняет, что здесь во многом играют роль не столько способности самого ребёнка, сколько ситуация, в которой он оказался. Если перед ним сидит «страшная» строгая тётя, то малыш может просто замкнуться и испугаться. То есть в данном случае важна стрессовость ситуации. Поэтому не спешите корить и упрекать ребёнка, а уж тем более разочаровываться в нём.

По каким признакам можно определить одарённость ребёнка?

Если мы говорим о признаках конкретных способностей, то их можно перечислять очень долго, и зачастую бывает очень трудно самостоятельно определить, действительно ли какие-то признаки говорят о наличии способностей или тем более таланта. Но всё же несколько примеров можно привести. Скажем, если ребёнок стремится быть там, где звучит музыка, пытается играть на каком-нибудь инструменте, хорошо запоминает мелодию и чётко повторяет ритм, то можно говорить о развивающихся музыкальных способностях. А если ребёнок рисует «чертежи», любит разбираться в механизмах и их поломках, то можно говорить о наличии технических способностей.



В помощь родителям разработано множество специальных тестов и анкет, которые помогают определить способности детей. К примеру, тест-анкета позволяет определить 8 групп способностей. Заполняется она взрослыми на основании их личных наблюдений за ребёнком.

Но гораздо интереснее поговорить о том, как у детей можно определить наличие серьёзной одарённости. В дошкольном периоде первыми, базовыми признаками наличия таланта можно назвать хорошо развитую речь и отличную память. Ребёнок может быть чрезвычайно любопытен: его может интересовать, как устроен тот или иной предмет, или почему происходит то или иное явление.

– О наличии одарённости говорят и другие признаки. Например, ребёнок может отслеживать сразу несколько процессов: играть, озвучивать свои действия и одновременно с этим слушать и вникать в то, что происходит вокруг него. Живое воображение, изобретательность и богатая фантазия тоже говорят о том, что ребёнок обладает развитыми способностями, - поясняет Виктор Ефремов.

Удивительно, но рано формирующееся чувство юмора тоже является признаком проявления одарённости. К примеру, малыш любит смешные несоответствия, игру слов, шутки.


Некоторые дети говорят: «Мама, ты несправедливо поступила», или: «Почему папа так сказал бабушке? Это ведь неправильно!» Это говорит о том, что у ребёнка развито чувство справедливости, что является показателем опережающего нравственного развития и, как следствие, задатком одарённости.

Ещё один характерный признак одарённости ребёнка - несложившиеся отношения со сверстниками.

– Если вы видите, что у ребёнка выдающиеся умственные способности, но вместе с этим он никак не может установить контакт с другими детьми, то это вовсе не значит, что у него нарушение поведения. Просто у ребёнка есть определённые качества, которые на порядок выше, чем у других, и поэтому он не может найти общий язык со сверстниками, - поясняет Виктор Ефремов.

Ещё одним показателем даровитости ребёнка может служить высокий энергетический уровень. Нет, не нужно размахивать над ним маятником, всё куда проще. Например, ребёнок может отказываться спать днём уже в раннем возрасте (с такими часто «мучаются» воспитатели в детских садах), но при этом он активен в течение всего дня и хорошо встаёт по утрам. То есть запаса энергии ему хватает на долгое время и ему не нужно его «пополнять».

– У одарённых детей, к тому же, часто бывают проблемы со зрением просто потому, что они много фокусируются, много читают, рассматривают мелкие детали и так далее. Но это, конечно, совсем не обязательный критерий, - отмечает Виктор Ефремов.

У школьников начальных классов наличие высоких способностей и, возможно, таланта можно примерно распознать по следующим признакам:

    высокий интеллект (можно определить по успеваемости в школе);

    умение самостоятельно принимать решения;

    повышенное чувство ответственности («Я уже сделал домашнее задание, но позанимаюсь ещё»);

    настойчивость;

    энтузиазм;

    терпение;

    широкий круг интересов.

– У одарённых детей есть проблемные зоны: у них может проявляться эгоцентризм, может быть неприязнь к школе, потому что им там скучно, ведь их способности выше, чем у одноклассников. Такие дети могут отказываться принимать участие в коллективных играх. У одарённого ребёнка может отсутствовать культура диалога (кто-то начал говорить, а ему уже всё понятно, и он перебивает), он может исправлять ошибки в чужой речи. Из-за всего этого такой ребёнок может стать изгоем среди сверстников. Поэтому очень важно найти ему компаньона - такого же способного ребёнка, - отмечает Виктор Ефремов.

В каком возрасте отдавать ребёнка на дополнительные занятия?

Если родители видят, что у ребёнка есть склонности или способности, или это отмечают воспитатели в детском саду, то вполне логично начать создавать благоприятные условия для их развития. В любом случае, ребёнок ничего от этого не теряет.

– В совсем маленьком возрасте очень сложно предугадать, насколько большая от этого будет польза. Если вы точно определили склонности ребёнка, то, конечно, их надо поддерживать и развивать. А для общего развития вполне достаточно занятий дома и в детском саду, - поясняет Виктор Ефремов.
Психолог также отмечает, что первые успехи можно оценить уже через 1,5 - 2 месяца после начала занятий. Если у ребёнка не пропал интерес, ему нравится ходить в секцию или кружок, то можно спокойно продолжать занятия. Спросить совета можно у педагогов, которые занимаются с ребёнком: они отмечают успехи и достижения или, наоборот, говорят об отсутствии прогресса. Можно попросить их назвать какие-то признаки, по которым можно самостоятельно в домашних условиях определить, есть ли подвижки в занятиях, и стоит ли вообще продолжать или лучше обратить внимание на что-то другое.
– Бывают и такие случаи, когда ребёнок долгое время занимается, например, спортом, а потом вдруг отказывается ходить на тренировки. Такие истории не редкость. Это может быть первая волна отказов. Её надо преодолеть и сказать ребёнку: «Хорошо, давай позанимаемся ещё немного, до конца года, а потом посмотрим». И бывает, что ребёнок преодолевает этот «потолок», и у него снова появляется интерес. Потом может быть вторая волна, она может появиться не сразу, а через год или даже два. В таком случае нужно постараться ещё удержать ребёнка. А вот когда начинается третья волна, то, скорее всего, это уже конец. Но здесь нужно разбираться отдельно в каждом случае: возможно, что ребёнок просто поссорился с друзьями по секции, или педагог сильно наругал, или это просто протест родителям, или ещё какая-то проблема, о которой мы пока ничего не знаем, - приводит пример Виктор Ефремов.


Психолог также отмечает, что нередки случаи, когда на ребёнка просто сильно давят родители, говорят, что так надо, что так будет правильнее, или, к примеру, они сами всю жизнь занимались этим и достигли определённых высот. А на деле сам ребёнок не испытывает к этому никакого интереса и хотел бы заняться чем-то совершенно другим, но боится сказать об этом.

– Запомните, главный принцип воспитания любого качества - это такое отношение к ребёнку, словно у него это качество уже есть. В семьях, где на первом месте стоит уважительное отношение друг к другу, личность маленького человечка обязательно проявится во всех гранях. Любите вашего ребёнка в детстве, и он станет вашей отрадой и гордостью в старости, - советует Виктор Ефремов.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, вы можете задать их , а мы обязательно на них ответим.

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

У каждого человека есть талант, но не всякий смог его раскрыть. Замечательно, если талант выявлен ещё в детстве. Поэтому задача каждого родителя распознать способности своего ребёнка и помочь ему в их развитии.

«И какой же у нас талант?..»

Способности ребёнка начинают проявляться в самом раннем возрасте. Выявить их не сложно. Нужно только внимательно наблюдать за его поведением. Лучший вариант предоставить малыша самому себе и посмотреть чем он будет заниматься. Желательно проследить, во что он играет со сверстниками и как меняется его поведение в окружении других детей. Нелишним будет и самим родителям поучаствовать в процессе. К примеру, можно предложить ребёнку несколько занятий на выбор и тем самым выявить его предпочтения.

Разумеется, за один день талант ребёнка выявить не получится. Наблюдать за малышом и его склонностями нужно постоянно. Можно даже завести небольшой дневник, где записывать пристрастия маленького человечка. Придёт время и эти записи могут значительно помочь в принятии решения, когда встанет вопросе «Куда же отдать ребёнка для его развития?».

Вот пара примеров того, как по поведению можно определить способности и склонности малыша.

Если при общении малыш активен, ярко выражает свои эмоции, иллюстрируя рассказы жестами и мимикой, то это указывает на присутствие артистического таланта. Дети с такими склонностями очень любят много и подробно рассказывать что-либо, вызвать у окружающих интерес к своему рассказу, подогревая его активными действиями. Эти ребята не стесняются и с большим удовольствием участвуют во всех мероприятиях, где нужно выступить перед публикой.

Тихий, спокойный и всё правильно понимающий ребёнок с большой долей вероятности обладает неплохими интеллектуальными способностями. Такие дети рассудительны, легко запоминают информацию и пользуются вновь приобретёнными знаниями. Они усидчивы и даже консервативны. Нередко дети с высоким уровнем интеллекта выглядят более замкнутыми и малообщительными чем их сверстники, предпочитая шумным забавами тихое времяпровождение.

Развитие таланта

Выявить талант ребёнка – это только половина дела. Способности способностями, но без базовых знаний и специальных навыков они так ими и останутся. Любой талант требует развития. К счастью сейчас для этого у родителей есть масса возможностей.

Если ребёнок активен, хорошо развит физически и стремится участвовать во всех активных играх, то его однозначно надо отдавать в спортивную секцию. Тут придётся дополнительно присмотреться и понять, в каком виде спорта дитятко сможет проявить себя наиболее ярко. Определиться в данном вопросе поможет человек, занимающийся физическим воспитанием в образовательном учреждении. Учитывать надо и мнение самого маленького человека, поскольку нельзя сделать хорошего футболиста из того, кому нравится плавать.

Дети, у которых присутствуют музыкальные способности, часто что-то напевают. При этом они стараются вложить в мелодию собственные чувства и эмоции. Обычно таких ребятишек даже не надо спрашивать о том, хотят ли они заниматься музыкой. Эти ребята сами на этом настаивают или просят приобрести им какой-то музыкальный инструмент, чтобы научиться играть.

Малыш постоянно рисует или лепит? Значит, у него есть художественные способности. Таким детям зачастую проще нарисовать что-то, чем рассказать. Попросите ребёнка пересказать сказку. Если он не захочет этого делать, но с удовольствием нарисует к ней картинку, то художественная школа как раз для него.

С техническими способностями сложнее. Они проявляются несколько позднее других. Но если ребёнок вдруг заинтересовался техникой, с удовольствием строит какие-то механизмы из конструктора или чинит поломанные игрушки, то он явный технарь. Так что придётся поискать для него соответствующий кружок. Хотя подобный талант может развить и папа, если уделит своему чаду должное внимание.

Таланты у детей проявляются в разном возрасте. Художественные или музыкальные способности можно выявить значительно раньше, чем склонность к технике или гуманитарным наукам. Многое в этом вопросе зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, у которых таланты становятся видны только в подростковом возрасте. Так что, если у малыша не видно никаких способностей, то это не значит, что их нет. Возможно, родители их просто не видят, и стоит обратиться за помощью к специалисту – семейному психологу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!