Как помочь неуверенному в себе ребенку. Как научить ребенка быть уверенным в себе

Вера в себя, убежденность в собственных силах (стоит подчеркнуть, что адекватная и оправданная убежденность) – условие, обеспечивающее жизнеспособность индивида, успешное становление человека как личности и активного члена (субъекта) общества, профессионала, супруга, родителя.

Детский возраст наиболее подвержен упадническим тенденциям. Ребенок с самого рождения начинает знакомиться с собой и миром. Он пробует, ошибается, познает законы общества, правила общения, закономерности дружбы, любви и других отношений.

На каждом возрастном этапе велик риск потерять веру в собственные силы: неудачи в учебе, непринятие в коллективе, «разбитое» сердце и другое. Задача грамотного родителя – помочь ребенку или подростку пережить момент неудачи, найти силы верить в себя и действовать.

Суть веры в себя

Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.

Самооценка

Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:

  • самостоятельное сравнение себя с окружением;
  • чужая оценка;
  • убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
  • сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).

Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.

Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.

У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.

Воля

Воля – второй элемент веры в себя.

  • Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
  • Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.

Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть . Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции. Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться. Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.

Мотивация

Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.

Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.

Чем опасна неуверенность в себе:

  • замкнутостью;
  • агрессивностью;
  • пассивностью;
  • застенчивостью;
  • чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
  • страхом;
  • отсутствием целей;
  • неумением строить свою жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.

До 6-7 лет самооценка ребенка базируется на мнении о нем взрослых, на их репликах в адрес малыша. Потому в такой период проще скорректировать веру ребенка. Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте (до трех лет). Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка. Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поспособствовать формированию его веры в собственные силы?

Ранний возраст – период самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам. В психологии существует даже понятие кризиса 3 лет под названием «Я сам». Со стороны родителей важно предоставлять эту возможность. Фразы типа «Нет, ты еще маленький», «Тебе нельзя», «Ты не сможешь» порой оказываются губительны для уверенности ребенка. Конечно, нужно при этом учитывать безопасность.

Важно создавать ситуации, при которых вы сможете сказать ребенку: «Смотри, как у тебя хорошо получилось. Какой ты молодец. Я тебе даже не помогала» (на самом деле поможете, но незаметно). Например, нарисовать что-то вложив руку ребенка в свою или иначе направляя руку ребенка. Впрочем, непонятные «каляки» тоже должны удостаиваться похвал.

В быту это может быть открывание двери и даже банальное обучение ходьбе. Пожалуйста, наберитесь терпения, и позвольте ребенку учиться на собственных ошибках, вместе с тем приобретать веру в себя.

К другим общим правилам по взаимодействию с ребенком любого возраста для формирования его уверенности относятся следующие.

  1. Прививайте ценность жизни и чувство собственной уникальности. Хорошо бы каждый день произносить ребенку наставления. Например, «Ты хорош тем, что ты есть. Ты уникален. С тобой моя жизнь приобретает ценность. Я знаю, что сегодня в школе ты добьешься больших успехов. Я верю в тебя».
  2. Будьте логичны и последовательны в своих требованиях и поступках (сегодня ребенку можно гулять до 22:00, а на другой день его за это наругали, потому что мама устала на работе – так дело не пойдет).
  3. Проговаривайте успехи ребенка, отмечайте даже маленькие продвижения. Сравнивайте его с ним же (в хорошем смысле). Уместны также реплики типа «Ты молодец. Как хорошо получилось. А завтра будет еще лучше, да?».
  4. Примите тот факт, что ваш ребенок с рождения – уникальная личность. Не сравнивайте его с другими детьми, собой, героями фильмов. Он – это он. Тем и прекрасен.
  5. Всегда реагируйте на ребенка. Важно обращать внимание на каждое действие (плач, крик, улыбка, прямое обращение в позднем возрасте). «Мам, посмотри, что я сделал», – кричит радостный ребенок. «Мне некогда», – ворчит мама. Итог: пониженная уверенность ребенка (отвергли, не приняли, не поняли) и снижение авторитета мамы и доверия к ней.
  6. Составляйте с ребенком пошаговый план действий (актуально для всех возрастов начиная с дошкольного). Это может быть как график на каждый день, так и план достижения какой-то важной цели (потребности). Уверенный в себе человек умеет строить планы.
  7. Не делайте ничего за ребенка, но делайте все вместе с ним. Речь не только о материальных вещах, но и об эмоциях, ситуациях.
  8. Не «добивайте» ребенка оскорбительными репликами. Замените их на «Ничего, мы с тобой поработаем, и в следующий раз ты справишься. Это решаемо», «Смелее, у тебя получится».
  9. Изучайте своего ребенка. В эпоху развитого интернета не составит труда скачать сборник анкет для диагностик. Или можно обратиться к школьному психологу, классному руководителю и узнать о своем ребенке чуть больше. Способствуйте раскрытию его способностей. Забудьте про собственные мечты или оценки в школе, тем более про грезы о круглом отличнике. Далеко не все люди одинаково хороши во всем. Особенно остро это вскрывается в подростковом возрасте и при выборе профессии. Пример: ваша дочь получила два по химии, но она моментально заучивает стихи (ей это интересно), выигрывает олимпиады по литературе, пишет прекрасные работы. Поспособствуете раскрытию артистического или филологического таланта – получите уверенного успешного писателя, ученого. Отругаете за химию и станете требовать идеалов в этой сфере, игнорируя литературу – получите неуверенного и недовольного своей жизнью и профессией человека.
  10. Не разбрасывайтесь страшными возгласами «Это бред!», «Перестань, это ерунда и твои фантазии!» Часто такое возникает в подростковый период, когда дети самовыражаются, пробуют себя, ищут свой путь, полны идей. Всегда старайтесь найти рациональный элемент в идее ребенка или в крайнем случае говорите: «Твоя идея хорошая, но я пока не вижу инструментов и путей ее решения. Давай еще вместе подумаем и позже вернемся к этому».
  11. Любите своего ребенка и действительно верьте в него. Недостаточно прочитать сейчас эти рекомендации и начать потом «сухо», как по бумажке, их выполнять. Нужно жить идей веры в собственное дитя.

Общее для всех рекомендаций правило – не «перегибать». Не бросайтесь в крайность требовательности. Избыток похвалы на будущее («будет лучше, да?») иногда может спровоцировать чувство ответственности со стороны ребенка, ощущение отсутствия права на ошибку. Опять же важно улавливать тонкую грань между «Будет лучше, да, мой хороший?» и «Чтобы в следующий раз было лучше». Второй вариант не годится.

Нередко корень неуверенности кроется в чрезмерных наказаниях или порицаниях со стороны родителей. Итак, не нужно ругать детей, но иногда нужно наказывать. Притом следует знать, что наказание – целая наука. Оно не должно «уничтожать» ребенка. Оно должно играть уместную педагогическую роль. При наказании важно:

  • четко и спокойно обсудить с ребенком предмет наказания (за что, почему и насколько; причина и следствие);
  • избегать общеличностных суждений («Ты ужасный сын») и заменять их на локальные в отношении ситуации или поступка («Я люблю тебя, но меня расстраивает, когда ты дерешься. Это нехороший поступок, а ты же у меня хороший сын»);
  • не предпринимайте действий и решений в гневе (все мы люди, а ребенок порой может и самого спокойного человека разозлить; нужно успокоиться и только затем переходить к первому пункту);
  • нельзя наказывать дважды за одно и то же, вместо этого можно сказать: «У нас с тобой уже был похожий случай, помнишь? Мне очень жаль, что он снова повторился».

Если кратко подытожить весь материал статьи, то можно сказать, что становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:

  • любовь родителей;
  • их личный пример;
  • предоставление свободы;
  • помощь и поддержка;
  • выслушивание;
  • четкое объяснение требований и ожиданий;
  • адекватные и понятные поощрения и наказания (продуманная, единая система);
  • единство воспитательных позиций родителей («мама запретила, но папа разрешил, а, значит, можно» недопустимо).

Примеры тренинговых упражнений

В работе с подростками можно использовать тренинговые техники.

Поиск причины поступков

Существует один метод, который позволяет разобраться в себе, повысить уровень самоконтроля и самооценки, обнаружить истинные мотивы поступков, то есть поработать с тем, о чем говорилось в начале этой статьи.

Задача родителей – ознакомить сына или дочь с этим методом. Проводить методику можно наедине или с кем-то (при желании). Также по желанию можно потом обсудить результаты.

Итак, проводится упражнение в конце дня. На большом листе бумаги фиксируются все действия, осуществляемые за день (да, до банального «поел»). Далее от них пишутся причины (Почему я это сделал?). После чего фиксируются причины для причин и так далее. В итоге все действия всегда сводятся к нескольким основным причинам:

  • я должен это делать (обязанность);
  • случайность (сам не знаю и не понимаю, как так вышло);
  • это моя потребность;
  • это моя привычка, от которой я не хочу/не могу избавиться.

Если нет точной формулировки причины, то пишется «я так захотел, и я несу за это ответственность». Чем больше таких формулировок получается на выходе, тем более волевым и уверенным в своих силах можно назвать человека.

Самовнушение

Можно также попробовать использовать самовнушение. Это тренинговое упражнение, подтвердившее свою пользу во многих сферах психологии. Его суть в проговаривании (лучше вслух) словесных установок.

  1. Нужно занять удобное положение, расслабиться. Тут нет жестких требований по позе или окружающей обстановке, так как комфорт у каждого свой: кто-то расслабляется только с музыкой, кто-то в тишине.
  2. После чего нужно произнести: «Я имею право на успех. Я имею право на счастье. Я имею право на независимость. Я имею право быть замеченным и выслушанным. Я имею право получать то, что хочу и то, что заслуживаю. Я имею право совершать ошибки и отвечать за них. Именно поэтому я верю в себя».

Спор с собой

Еще одна хорошая методика по повышению уверенности – спор с самим собой.

  • На листе бумаги пишутся видимые человеком недостатки, а затем в противовес подбираются ответные аргументы. Например, «мне сложно принимать быстрые решения, но зато я взвешиваю и обдумываю каждый свой поступок».
  • Можно модифицировать этот метод и применять в отношении маленьких детей. Например, если маленький ребенок жалуется вам на то, что его называют «тугим», «скучным», «нудным» (зависит от ситуации), ответьте, что он рассудительный, а это хорошее качество, полезное для жизни.

Визуализация успехов

Следующая методика – визуализация успехов. Памятные фото с важных событий, грамоты, почетные письма, просто описание собственных успехов или положительных качеств в любой творческой форме оформляются в коллаж, который крепится на видное место.

На самом деле поспособствовать уверенности ребенка просто. Важно разговаривать с ним, быть самим открытыми, подавать личный пример.

  • Для уверенного в собственных силах человека нет границ. Предыдущие победы вдохновляют на новые.
  • Неуверенный человек напротив боится пробовать что-то новое и всегда ждет неуспеха в привычном.

В итоге получаются совершенно разные подходы к жизни и способы взаимодействия с миром. Неуверенный человек не бывает счастливым. Потому, дорогие родители, делайте счастливыми своих детей! Инвестируйте в их будущую уверенностью.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. В этой статье я буду говорить о том, как сделать ребенка уверенным в себе. Воспитание детей - это непростое дело. И многое в будущем вашего чада зависит от того, что и как вы в него вкладываете в детстве. Как почувствовать тонкую грань между уверенностью и самоуверенностью, как должны складываться отношения дома и многое другое.

Залог будущего успеха

Многие согласятся со мной, что достигают гораздо больших успехов в жизни, нежели забитые и неуверенные. И это задача именно родителей, помочь своему отпрыску стать сильным, решительным и .
Успех любит сильных. А эта самая сила зарождается с детских лет. Именно то, что вы вложите в своего ребенка будет помогать или мешать ему в дальнейшем.

Уверенность обычно идет вкупе с ответственностью, смелостью.
Неуверенные люди боятся, трусят перед сложностями, не берут на себя , выбирают более легкие и простые пути, уходят от развития. Такие люди редко добиваются успеха. Но некоторым удается изменить себя. Помогают обычно тренинги, сеансы у психолога, программы повышения квалификации.

Но этот путь достаточно трудный и не все с ним справляются. Так вот, чтобы вашему чаду было легко изначально, вы должны помочь ему стать уверенной в себе личностью.

Существует несколько правил, которые помогут вам понять, как нужно себя вести в отношениях с детьми.

Убрать с пьедестала

Первое - не восхваляйте своего малыша словно он царь и бог. Это поможет развить не уверенность, а бахвальство, наглость и . Я все чаще стала замечать, как родители превозносят своих детей на один уровень с небожителями. Такое чувство, что ребенок - это не просто человек, а какое-то сверхъестественное существо.

Не делайте так. Конечно, родителям кажется, что их сынок самый лучший, прекрасный, умный и, вообще, лучше всех. Только вот его уверенности это совсем не помогает. формируется во многом за счет отношения родителей к нему. И что можно ожидать в будущем, когда мальчика постоянно хвалят? За любое действие. Завязал шнурки - молодец, убрался в комнате - умница, нарисовал картинку - шедеврально!

Первое, что вам стоит запомнить - хвалить детей можно и нужно, но лишь за те вещи, которые не являются его обязанностями и нормальным поведением. Не устраивайте праздник из того, что ребенок умылся самостоятельно. Это нормальное поведение человека. И дети должны это понимать.

Нахваливание отбивает всяческую охоту развиваться дальше. Зачем? Ведь меня похвалили. Значит, я делаю все отлично, зачем мне расти еще дальше? Родители своими хвалебными речами сами стопорят развитие своего малыша. Поэтому перед тем как очередной раз сказать какой сын замечательный, задумайтесь, действительно ли это имеет место быть.

Помните, что уверенность сильно отличается от бахвальства. Не делайте из своего сына или дочери нарцисса. Помогайте развивать его сильные стороны и подтягивайте то, в чем ему трудно и тяжело.

Самостоятельность

Дети должны иметь возможность решать некоторые вопросы самостоятельно. Именно так , которое помогает создавать общий образ уверенного человека. Не бойтесь и доверяйте своему ребенку. Да, он может поначалу ошибаться, делать что-то неправильно, но именно так он учится быть самостоятельным.

Малыш должен чувствовать себя во власти делать что-то сам, без вашей помощи. Если что, он всегда попросит и спросит, но у него обязательно должны быть свои обязанности.

Одна моя знакомая разрешила сыну самостоятельно выбирать себе одежду. Таким образом, когда он выбирал что-то неподходящее - ему было холодно или неудобно. Вначале маме было очень тяжело смотреть, как он мучается. Но со временем, малыш понял, что зимой лучше в теплых вещах, что яркие и красивые вещи не всегда бывают удобными. Таким образом, сейчас ее сын сам себе покупает вещи и мать невероятно довольна результатом.

Про ответственность и самостоятельность ребенка вы можете подробнее узнать в книге «Ленивая мама» .

В ваши обязанности входит научить ребенка пользоваться чем-то, но не делать все вместо него. Отдавайте ему долю ответственности. Приучайте с детства, что за поступками идут последствия. Когда у него что-то не получается, расскажите, что в этом нет ничего страшного. Главное - это практика и опыт. Подскажите как сделать лучше. Донесите до него, что в ошибках нет ничего страшного.

Обратите внимание на себя

Помните о том, что дети следят за каждым вашим действием. Если вы сами , как малыш узнает, что такое уверенность. Он должен видеть в родителях пример. Следите за вашим собственным поведением.
Чем увереннее вы себя чувствуете, тем легче ребенку понять что это такое и как ему следует вести себя. Вы должны уметь принимать решения, быть ответственным и волевым человеком. Именно эти качество тогда и захочет забрать себе малыш.

У меня есть знакомый отец одиночка. Более неуверенного и слабого человека я еще не встречала, но все эти проблемы начались после ухода жены к более богатому мужчине. Его сыну шесть лет и он ведет себя точно так же, как и отец. И знакомый мне постоянно жалуется, что его сын размазня, нюня и совершенно ничего не может делать сам. Я посоветовала приятелю самому обратиться к специалисту, который поможет разобраться с его внутренними проблемами.

Через два года я встретила совершенно другого человека, который шел рядом с сыном и они весело что-то обсуждали. Я подошла поздороваться и была потрясена переменами в отце и сыне. Передо мной стояли уверенные, смелые, решительные и сильные мужчины.

Помните, что все ваши проблемы серьезно отражаются на детях. Не отбрасывайте свою жизнь с появлением детей в дальний ящик. Не переставайте заниматься собой, идите вперед и не останавливайтесь. Ведь вы для ребенка главный пример в жизни. Будьте таким человеком, которым ваше чадо сможет гордиться и захочет быть таким же.

Уверенность начинается дома

В ситуации, когда дети не доверяют своим родителям и не рассказывают о подобных вещах, они сами делают выводы и могут решить, что раз они стали объектом насмешек, то все из-за их глупости. И может получиться так, что ребенок станет все более закрытым и неуверенным в себе.

Чтобы этого не допустить - разговаривайте, доверяйте, слушайте. Будьте другом, оставаясь родителем. Подумайте, в каких ситуациях вам бы хотелось получить поддержку от своих родителей.

Воспитание - непростое занятие. От того, что родители вкладывают в чадо в детстве, зависит, каким будет будущее малыша. Уверенные в себе люди достигают больших успехов в жизни, чем неуверенные, стеснительные. Задача родителей - вырастить решительного человека с развитой силой воли. Успех любит именно таких. Эта задача закладывается с детского возраста. Что родители вложат в ребенка, то и будет в дальнейшей его жизни.

Ответственность, решительность, смелость - главные спутники уверенности. Люди, которые в себе неуверенны, боятся трудностей, не умеют брать на себя ответственность, предпочитают легкие пути, избегают развития. Во взрослом возрасте с этими проблемами можно справиться благодаря тренингам, психологическим встречам. Этот путь очень трудный, не каждый может (и хочет) идти им. Чтобы обеспечить малышу легкость во взрослой жизни, помогите ему обрести веру в раннем возрасте.

Уверенность необходимо прививать ребенку с самого детства, чтобы малыш стал в будущем успешным человеком

Правила общения с детьми

Не нужно хвалить ребенка, будто он - король, бог и небожитель. Это развивает самовлюбленность, наглость. Родители думают, что их чадо лучше всех. В жизни подобная философия только мешает, портит отношения со сверстниками. Следите за тем, когда вы хвалите ребенка и за какое действие (уборку комнаты, завязывание шнурков) или за достижения (получил медаль на олимпиаде, построил скворечник для зимовки птиц, организовал друзей для выступления на соревнованиях, др.).

Хвалите только за то, что не является обязанностью ребенка или нормальным поведением. Не празднуйте тот факт, что малыш сам умылся. Это нормально. Детей важно этому научить. Чрезмерная похвала отбивает желание развиваться. Для чего? Меня все равно любят и хвалят. Значит, я хорош только потому, что я есть. Зачем надо расти дальше? Безмерная родительская похвала мешает развитию ребенка. Прежде, чем сказать, насколько восхитительный у вас ребенок, подумайте: а так ли это? Уверенность отличается от самоуверенности, высокомерия. Важно развить в детках их сильные стороны, помогать им в трудных и тяжелых ситуациях, вдохновлять советом или напутствующим словом.

Важно научить решать многие вопросы самостоятельно. Так малыши учатся чувству ответственности. Доверяйте чаду. Да, поначалу он может ошибаться, делать неправильные вещи, но только так можно научиться самостоятельности.



Хвалить надо только за личные заслуги ребенка. А вот поддержка должна быть всегда, ребенку необходимо чувствовать родительское понимание и поддержку

О чем важно помнить родителям?

Ребенку крайне важно ощутить, что он может что-то делать сам без вашего участия. Маме и папе важно привить в малыше навык пользования своими ресурсами, а не делать это вместо него. Позвольте ему развить ответственность за себя. Пусть он с детства узнает, что поступки приводят к последствиям. Когда что-то не выходит, можете ободрить ребенка. Важнее опыт и практика. Ошибки нужны, чтобы сделать правильные выводы и найти лучшие варианты для выполнения каких-то действий.

Детки следят за тем, как поступают их родители. Если папы и мамы неуверенны в себе, как малыш может узнать о том, что такое уверенность? Родители должны стать примером! Следите за собой. Родительские проблемы отражаются на детях. Нельзя выбрасывать свою жизнь в далекий ящик. Надо заниматься собой, совершенствоваться, идти вперед. Главный пример ребенка - его родители. Нужно быть таким человеком, которым малыш сможет гордиться и захочет стать похожим на него.

Дома малыши должны чувствовать себя в безопасности. Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Общайтесь, доверяйте, слушайте. Станьте другом, но будьте родителем. Если у малыша есть трудности, ему нужна ваша поддержка, а не критика. Тогда вы сможете воспитать чадо уверенным. Важно с ранних лет научиться верить в себя и знать свою силу.



Если ребенок проявляет инициативу и делает что-то самостоятельно - радуйтесь, у вас растет уверенный ребенок. Ну а если не получилось у малыша выполнить задуманное, помогите советом, как сделать в следующий раз лучше

На это влияют многие факторы, в том числе:

  • отношения с родителями, педагогами, сверстниками;
  • удачи и поражения, отношение к ним;
  • проверка «прочности» качеств и способностей.

Психическое развитие детей: возрастные особенности

В возрасте 1-3 лет малыши уже должны получить часть самостоятельности, взаимодействуя с людьми и предметами, у них активно развивается речь. С 3-х до 7-ми лет ребенок различает свои состояния и эмоциональные переживания, возникает наглядно-действенное мышление, закладываются основы нравственного развития, дети активно играют, моделируя мир взрослых.

До 5 лет психика очень гибкая, память хорошая, поэтому крайне важно помочь ребенку раскрыть его способности и потенциал. С 7 лет развиваются волевые процессы, память, ребенок оценивает себя, планирует действия. С 3 до 7 лет важно проводить с чадом различные упражнения. Так вырастет человек, знающий себя, умеющий действовать, добиваться успеха во всех сферах жизни.

Развитие навыков коммуникации

Уверенность формируется при взаимодействии с окружающими людьми. Родителям необходимо научить ребенка выражать свои чувства и желания. Застенчивость способствует тому, что детки следуют за чужим мнением потому, что не умеют озвучивать свои потребности. Обучайте навыкам общения. Для этого подойдут сюжетно-ролевые игры, где каждый может играть главную роль.

Нельзя сравнивать людей, тем более не в пользу вашего чада. Так можно привить малышу комплекс неполноценности. Нужно поддерживать. Малыш должен знать: родитель придет на помощь в сложной ситуации, если это понадобится.



Часто родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты через ребенка, пытаясь навязать ему свое мнение и должное поведение. Но ваше чадо - это же самостоятельная личность, и он имеет право быть тем, кем захочет. Поддерживайте выбор ребенка

Право быть собой. Некоторые взрослые хотят, чтобы их малыши были какими-то. Смелыми, лидерами, харизматами и др. Попытки воспитать деток такими, как мечтают родители, чреваты негативными последствиями. Важно ценить в отпрысках их природные задатки, иначе это подорвет их уверенность в себе. Понимайте потребности малыша и его личность.

Необходимо развивать те задатки, которые есть у малыша. Занятия не должны проходить в принудительной форме, иначе это не принесет удовольствия и пользы. Нужно проявлять любовь: говорить, показывать действиями, тогда малыш сможет любить себя, ощутит безопасность.

Терпение, поддержка. Если у чада не сразу правильно все получается, ни в коем случае не критикуйте. Поддержите его, проявите терпение. Обучайте новым навыкам в игре. Ребенку важно чувствовать, что родители его поддерживают, тогда ему будет легче выполнять задачи, решать проблемы. Обнимайте чадо, говорите теплые слова.

Конечно, сломанные вещи - это неприятно. Перед тем, как ругать, поинтересуйтесь у ребенка, чего он хотел добиться своими действиями. Если в словах будет логика, а не вранье, помогите ребенку получить желаемый для него опыт. Объясните почему вы расстроены: «эта вещь важна в хозяйстве и теперь придется покупать новую, тратить время на поход в магазин» и др.



Находите время для общения с ребенком, отвечайте на вопросы. Игнорирование малыша может вызвать в нем чувство собственной ненужности и неуверенность в себе

Слушайте внимательно, объясняйте. Поддерживайте стремление ребенка экспериментировать. Если он ломает или разбирает свои игрушки, то за это нельзя критиковать. Это его вещи, и он вправе делать с ними все, что захочет.

Ребенок что-то хочет рассказать? Найдите для этого время, ответьте на его вопросы. Деткам важно чувствовать, что в любой момент они могут прийти к вам и пообщаться. Мир вокруг кажется сложным. Объясняйте его устройство простым языком, уточняйте, понятны ли деткам ваши пояснения. После первой победы или закрепления нового навыка, важно хвалить и поощрять. Теплыми словами, вниманием, интересным совместным досугом.

Личные границы

С каждым годом дети получают все больше самостоятельности. Это нельзя запрещать. Конечно, должны быть правила: всегда одевать шапку, когда холодно или брать с собой зонтик, если намечается дождь. А выбор одежды, например, ребенок делает самостоятельно. Должна быть система с четкими правилами: что ребенок может делать, а что ему пока запрещено. Например, гулять вечером разрешается только с родителями, а вот днем, возле дома, можно играть с друзьями, но не бегать к дороге.

Наличие четких правил поможет стать уверенным в своих силах, будет способствовать полноценному, всестороннему развитию психики.

Неуверенность - главная причина многих проблем. Можно научиться обратному, тогда человек сможет отстаивать свою точку зрения, поверит в свои способности и силу, не будет волноваться о мнении окружающих.



Выполняйте с ребенком упражнения для развития уверенности

Упражнения для развития уверенности в себе помогут укрепить волю, избавят от слабостей. Можно избавиться от страхов, получить хорошее настроение и стать уверенным в собственных силах. Выполняйте упражнения для развития в себе веры:

  • запишите положительные качества, достижения;
  • подумайте, чего бы хотелось добиться, что сделать;
  • выполняйте действия по движению к цели каждый день.

Рисунок себя

Данное упражнение поможет увидеть себя со стороны. Родители и дети рисуют себя так, чтобы никто не знал, где чей рисунок. Затем их творения перемешиваются и каждый получает изображение. Участники рассказывают, чего не хватает на том или ином рисунке. Детали рассказа позволят сделать правильный вывод о текущем эмоциональном состоянии малыша.

Описание изображения получится негативным или то, что нарисовало чадо, будет выглядеть уныло? Необходимо обращаться к психологу за детальным изучением психологических особенностей личности малыша, для проведения диагностики, коррекционных игр.

Воля

Упражнение развивает силу воли, веру. Чадо найдет внутреннюю свободу. Напишите на листочке все, что вы сегодня сделали. Пишите все, что пришло в голову. Теперь подумайте о том, сколько вы всего умеете. Можете научиться чему-то еще, при вашем на то желании.

Уверенность появляется благодаря знанию себя и своих возможностей. Исследуя себя, познавая свои способности, повышается уровень личностного роста. Иногда детки стесняются рассказывать о секретах, мечтах. Помогите им в этом, способствуйте раскрытию души малыша. Так можно помочь чаду открыться новым свершениям.



Хорошо, когда оба родителя занимаются с детьми. Пример близких позволит малышу понять, что он тоже может стать как мама или папа

Я в будущем

Упражнение укрепляет веру в свои силы. Тренинг важен для любого возраста. Предложите ребенку нарисовать себя в будущем. Каким он хочет стать? Изображение должно быть вдохновляющим, ярким. Нарисуйте не только себя, но также свои увлечения, хобби. Когда рисование будет завершено, можно рассказать о том, каким вы видите себя в будущем.

Подобная методика быстро раскрывает истинные душевные стремления чада. Когда малыш уже может четко представить себя в будущем, видит его позитивным, такой результат должен радовать. Если чадо показывает негативные стороны, а мысли наполнены пессимизмом, важно обратиться к психологу за коррекцией.

Быстрое решение конфликта

Упражнение поможет выработать быстроту реакции. Навык полезен в конфликтных ситуациях. Занимайтесь всей семьей. Один придумал конфликт, второй сказал, как он на него реагирует. Все происходит быстро. Предложите стороннему наблюдателю (или используйте диктофон) записать мысли участников. Спустя время проанализируйте с супругом результаты.

Негативное отношение к жизни, агрессивность, злоба - одни из основных причин, по которым человек не может полноценно реализовать себя в социуме. Помочь малышу можно, если вовремя обнаружить проблему. Такие игры-тренинги должны стать регулярными для всей семьи.

Круг комплиментов

Упражнения способствуют укреплению веры в себя. Можно научиться ценить свои положительные стороны и достоинства других людей. Участвуют родители и дети. Встаньте в круг. Скажите три комплимента другому человеку. Так по кругу. Вспоминайте, что вам друг в друге нравится: во внешности, поведении, характере.

Развитие является вечным процессом, поэтому оно возможно в любом возрасте. Для этого нужно действовать, ежедневно продвигаясь к поставленной цели, регулярно выполнять упражнения, применять психологические техники. Результат точно порадует. Когда детки научатся правильно и быстро выражать собственные мысли, чувства, ощущения, уровень их развития пойдет вверх. Успехи станут частью их жизни.​

Как помочь ребенку стать увереннее?

Пошаговая инструкция

Недавно к нам в редакцию пришло письмо от мамы школьницы, в котором она жаловалась на то, что ее дочка не уверена в себе: боится проявить себя в школе, избегает инициативы.

Проблема, описанная нашей читательницей, не нова. Множество родителей сталкиваются с подобным: ребенок замкнут, неуверен в себе, сложно сходится с одноклассниками, не отстаивает свою точку зрения. А в дальнейшем такая неуверенность может перейти в комплексы, усложнить социальную адаптацию, помешает ему раскрыть свои способности и найти себя в жизни.

Как родители могут помочь ребенку?

Шаг первый. Разведка

Прежде всего нужно понять причины неуверенности, осознать, а для этого проанализировать, в каких ситуациях она проявляется. Следует составить список ситуаций, в которых ребенок испытывает сложность. Например, он неуверен в новой ситуации, тушуется в незнакомом коллективе, боится вступить в контакт с незнакомым человеком. Я лично знаю несколько примеров, когда непреодолимым препятствием становится покупка хлеба в палатке, потому что ребенок стесняется заговорить с продавцом.

Или послушный ребенок становится агрессивным, когда к родителям приходят гости. Он неприветлив, огрызается, ведет себя эпатажно, убегает, не идет на контакт.

Может в школе он получает плохую оценку, хотя накануне рассказывал вам весь параграф наизусть. А в классе он стеснялся выйти к доске и внятно ответить на вопрос учителя. В итоге он предпочел двойку пяти «минутам славы».

Я привела разные с первого взгляда ситуации, но они могут быть объединены одной причиной - неуверенностью в себе. И если ребенок не может пройти ситуацию самостоятельно - ему нужна ваша помощь.

Шаг два. Разговор

Начинать разбор психологической проблемы следует всегда с доверительного разговора. Я подчеркиваю – доверительного и подчеркиваю особо - разговора. Мы все считаем, что разговариваем с детьми, но не всегда действительно говорим с ними с психологической точки зрения.

В данном случае не засчитывается разговор на эмоциях после полученной двойки, разговор по дороге в школу, на бегу за завтраком или телефонная беседа. Равно как это не должен быть монолог родителя, о том, как надо и не надо поступать. Мы должны стремиться к диалогу по душам в уютной обстановке, когда сам ребенок настроен на общение. Не привязывайте беседу к какой-то провинности, малыш не должен готовиться к тому, что его будут не ругать.

Ваша задача как чуткого родителя во время беседы - понять, что заставило ребенка совершить те или иные поступки, что он думал, какие чувства испытывал. При этом в основном говорить должен он. Если ему сложно – можете начать вы: постройте гипотезу, вроде «Мне кажется, ты не любишь, когда к нам в гости приходят Ивановы» или приведите вымышленную ситуацию, о том, как вам в детстве было страшно отвечать перед доской. Такой прием должен задать доверительный тон общению.

Когда ребенок делится с вами своими переживаниями, одобряйте его слова, кивайте в знак понимания, подтвердите, что и вам было бы страшно в подобной ситуации. Ваше внимание и доверие к ребенку – уже первый шаг к тому, чтобы он стал увереннее. Ведь если за ним стоит понимающая мама – то ему уже не так страшно.

Завершите разговор положительным примером о том, как люди, боролись со своей неуверенностью. Пообещайте ему, что в подобных ситуациях он всегда может делиться переживаниями с вами.

Шаг 3. Смотрим на окружение

Теперь, когда информация от ребенка получена, можно начать анализировать внешние факторы. Почему именно такие чувства, ощущения возникают у вашего малыша? Сразу скажу, что определенная стеснительность свойственна детям – это нормально. Кто-то активно осваивает мир, стремится к самовыражению, кто-то, напротив, обращен внутрь себя. Это индивидуальные особенности личности, которые надо уважать. Но при этом ребенку с этими особенностями должно быть комфортно в социальной среде, поэтому некие моменты можно и нужно корректировать.

Итак, после разговора с ребенком можно разобрать поведение других участников сложных ситуаций. Возможно, ребенок ведет себя неуверенно не вообще, а с определенными людьми – например, с теми, у кого властный, авторитарный характер. Он может испытывать страх не перед школой, а только перед определенным педагогом. Тогда переговорите с учителем. Многие дети боятся устных ответов у доски, особенно когда педагог строг и задает каверзные вопросы. Постарайтесь найти общий язык с преподавателем, объясните, что проверяете домашние задания ребенка, уверены в его знаниях и попросите проверять их в письменной форме при возможности.

Важно также посмотреть на собственное поведение: не секрет, дети впитывают модели действий старших. Как вы встречаете новые ситуации? Будьте честны с собой: может, вы тоже отмалчиваетесь в стрессовых ситуациях или перекладываете сложные задачи на родных. Уверенно ли вы общаетесь с незнакомыми людьми? Если нет – то ребенку просто не у кого учиться уверенности, и он на подсознании перенимает вашу модель поведения, считая ее нормальной и рабочей.

Шаг 4. Помогаем

Родители – авторитет для ребенка, поэтому ему нужна ваша поддержка в сложных ситуациях, которые вы обсуждали в первом шаге. Отправьтесь с ним в магазин, специально пообщайтесь с продавцом, посоветуйтесь в выборе товара – устройте мастер-класс перед детскими глазами, чтобы малыш понял, как может быть приятно общаться с новыми людьми и что, общаясь, покупать приятнее. Если ребенок боится говорить по телефону – звоните чаще при нем по своим делам, показывая ему модели общения. Возможно, он действительно не располагает шаблонами поведения.

Если звонок нужно сделать именно ребенку (например, узнать домашние задание у друга), пропишите с ним разговор на бумаге. Этот прием часто используют менеджеры, работающие с клиентами.

Неуверенность очень часто идет рука об руку с заниженной самооценкой, поэтому детей надо хвалить и ругать правильно. Хвалить нужно не только и не столько в общем, а за конкретные действия, чтобы они понимали, в чем преуспевают. Например, говорите, что ребенок молодец, потому что помогает вам по дому и убирает свою комнату. Поддерживаете его инициативу: «Умница, что подготовил интересный реферат».

Ругать нужно тоже содержательно. Нельзя ругать в общем, чем грешат в школах. Никогда не говорите, что ребенок - бездарь, неудачник и достался вам в наказание. Забудьте про это. Правильно ругать за конкретные поступки, избегая отрицаний, которые тоже мы так любим. При этом, критикуя, важно делать акцент на ваших чувствах и ощущениях. Например, «мне было неприятно, что ты грубо говорил с моей подругой», «если ты последуешь моему совету и съешь суп, ты всегда будешь здоров и сможешь гулять с друзьями». Такая форма намного эффективнее, чем привычные «Не ходи без шапки - заболеешь», «Зачем я тебя растила – ничего хорошего от тебя не дождешься». Мамы 21 века, забываем про негатив!

И, конечно, надо развивать сильные качества ребенка, которые будут повышать его самооценку. Обязательно поощряйте те занятия, которые ему нравятся (спорт, танцы, музыка, лепка и т.д.). Даже если вы не планируете растить будущего артиста, уважайте его увлечение и не препятствуйте ему. Любимое дело приносит положительные эмоции, дарит уверенность, повышает самооценку и помогает легче переносить неудачи.

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановится на том случае, когда ребенок растет неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены. Он моет вернутся к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное пониманию родителя поведения неуверенного в себе ребенка, выраженное в замкнутости, необщительности, стеснительности, робости.
Сразу же вспоминается самый известный американский сериал, название которого стало именем нарицательным – это «Санта Барбара». К чему я его вспомнила? Там показана жизнь другой нации и все что несвойственно нам, русским, резко бросается в глаза. Так вот в свое время меня поразило насколько герои умели быть уверенными в себе и своих чадах. Самая распространенная фраза – комплимент другу, жене, мужу, ребенку6 «Я горжусь тобой». Родила Иден Крузу дочку, он: «Я горжусь тобой». Описала новорожденная папашу, он счастливо улыбаясь: «Я горжусь тобой!» И так все и всем. Конечно, если не доводить дело до абсурда, то рациональное зерно в этом есть.

Родитель должен дать понять своей детке, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и взрослому.
Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Ребенок не ощущающий поддержки родителей страдает в первую очередь.

Итак, все что в жизни дано, от цвета волос, до походки и манеры поведения идет от родителей и из семьи.

Рассмотрите сквозь лупу и со стороны не детей а себя и своего супруга. А вы уверены в себе, в своих поступках и возможностях. А вы любите себя или корите и жалеете при любой неудаче?

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ее ребенку почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошел дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете право демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решение. Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку. Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Пример для подражания

Начните с того, что заострите внимание ребенка на том, что умеете делать вы, и умеете делать хорошо. Расскажите, на собственном примере, о своих достижениях. Если хватает фантазии и литературного таланта, постройте свою историю в виде занимательного рассказа. Тут тоже должен быть план, как, например, в написании интересной и захватывающей книги: как вы очень захотели, сначала не получалось, но потом герой (т.е. вы) справился со всеми трудностями и добился потрясающих результатов.

Маленькие дети любят сказки и любят отождествлять себя с героями, в этом плане русские народные сказки, а не современные рассказы очень хороши. Там всегда есть герой, встречающий на своем пути препятствия и побеждающий, в конце концов, страшное чудище или хитрую бабу Ягу. Итог этого можно выразить очень короткой фразой: «Я всех победю!»

Если ваш ребенок не прошел эту стадию, не побывал в образе Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, заставьте его примерить этот образ на себя, прочитали сказку – обсудите, сделайте выводы.

«Ну надо же, какая хорошая, добрая, прилежная, была девочка Белоснежка! Ты, заешь, в жизни тоже так бывает, случаются неприятности, попадаются нехорошие люди, но она какая молодец! Нашла друзей, не унывала, умела дружить и поэтому все закончилось хорошо, у нее все получилось!»

Задачи: от простого к сложному

В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы, самые простые с легким рисунком. Игра – с самого начального уровня.
Задачи всегда должны ставится соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

Важно:


  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:


  • Усложнять задачи, если ребенок к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Ребенок должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу.
  • Осуждать и ругать.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!