Как кормление грудью или его отсутствие влияют на психику ребенка? Кормление грудью с точки зрения психологии Польза грудного вскармливания с психологической точки зрения.

Я психолог и долгокормящая мама. Дочке 3 и 5.
Соглашусь с теми, кто писал вам о том, что вас не ГВ волнует. Факт сосания груди и питья грудного молока сами по себе не оказывают психологического влияния на ребенка (если не считать удовлетворенного сосательного рефлекса). Таким образом, речь идет о влиянии на развитие ребенка не ГВ как такового, а близости ребенка с мамой. ГВ действительно часто (не всегда) подразумевает высокую ее степень.

Теоретически высокую степень близости с ребенком, в том числе физической, можно поддерживать и без ГВ. Практика это опровергает. Не прижимают к себе ребенка так часто те женщины, которые не кормят грудью. Есть теория о том, что долгокормление - следствие готовности женщины к высокой степени близости с другим человеком, физической и психологической. Такая готовность встречается относительно редко, оттого и кормят подолгу немногие. Мало кто способен долго выносить тесную связь с другим человеком, потому что близость делает уязвимым. Это потенциальный источник боли. Тот, кто ближе всего, может сделать больней всего. Держать на расстоянии, избегая тем самым сильных чувств, проще. Мне часто кажется, что женщины отлучают именно по этой причине - чтобы вернуться в привычное "безопасное" отчуждение.
Добавлю, что первый опыт боли из-за близости люди получают именно в детстве, от родителей. Именно тогда начинается защитное душевное очерствение, не позволяющее позже иметь близкие отношения с собственными детьми.

Другой аспект - развитие самостоятельности и независимости и влияние на них высокой степени близости с матерью.
Присутствие матери в жизни ребенка - физическое и эмоциональное - залог ощущения безопасности у ребенка. Ощущение безопасности - предпосылка развития, всех его аспектов. Человек, который ощущает себя в опасности, тратит все ресурсы на идентификацию источника опасности и защиту, у него нет внутренней возможности развиваться. Это касается и взрослых. У детей же базовая потребность в безопасности удовлетворяется за счет контакта с матерью или возможности в любой момент установить этот контакт.
Чем в большей безопасности чувствует себя ребенок, тем раньше и охотней он начинает отделяться от матери и проявлять самостоятельность. Сначала он отползает на несколько шагов, потом отбегает на несколько метров и т.д. С 3 лет некоторые дети в состоянии безболезненно проводить несколько часов без близких.
Развитию самостоятельности препятствуют педагогические крайности родителей: либо гиперопека, при которой ребенку не позволяют действовать, чувствовать и мыслить самостоятельно и внушают ему мысль о его беспомощности, либо отказ родителей от заботы, при котором ребенку постоянно отказывают в помощи и поддержке, предлагая со всем справляться самостоятельно. И тот, и другой варианты возможны как при ГВ, так и без него.

Из личного опыта: у моей дочери грудь была в постоянном доступе по крайней мере до 2,5 лет, а в последний год я иногда отказываю в кормлении, когда я занята или мне неохота. Дитя не расстраивается по этому поводу (если бы расстраивалась, я бы не отказывала). Засыпает днем на груди. Она проявляет все навыки самостоятельности соответственно возрасту (еда, одежда, гигиена, уборка, игры) и хорошо привыкла к детскому саду, начиная с 3 лет и 2 месяцев. Она проводит там 3-4 часа в день (утром перекусывает, но обедает и спит дома).
Дочка всегда была очень ко мне привязана, очень от меня зависима, первый год не слезала с рук совсем (а первые полгода и спала, и мылась только на мне). Никто, кроме меня, ей не был нужен, ни взрослые, ни дети. И к 3 годам постоянный контакт и надежная привязанность сделали свое дело: она спокойно повернулась ко мне спиной (в переносном и буквальном смысле) и пошла исследовать мир и людей. Прибегает, конечно, в том числе и грудь пососать, но в целом она очень независимый малыш. Она самостоятельнее и сильнее как личность, чем большинство других детей. Я считаю, что это результат прочной привязанности, которой длительное ГВ стало большой поддержкой.

Близится к завершению то время в истории родительства, когда длительное грудное вскармливание (например, хотя бы до 1,5 лет) вызывало удивление и даже неодобрение окружающих, и всё большее число людей сдаётся под напором фразы «рекомендовано Всемирной Организацией Здравоохранения» и принимает то, что ещё вчера казалось по крайней мере странным. И всё большее число родительниц удлинняет период кормления грудью и даже становится приверженцами самоотлучения ребёнка. И теперь, когда решение принято и можно вздохнуть «уф! Ну всё, кормим!», настаёт время присмотреться повнимательнее к этому самому ГВ и разобраться в его тонкостях, психологических моментах. Потому как продолжительное кормление грудью - это, как уже доказано, хорошо и для мамы и для малыша, а вот комфортное и гармоничное кормление грудью, приносящее взаимное удовольствие - это планка, которую ещё предстоит взять многим из сегодняшних мам-первопроходцев.

Мать и ребёнок поначалу существуют в некоем симбиозе, и хотя малыш физически уже отделился от мамы, но эмоциональное и психологическое отделение ещё только в самом зародыше и продолжаться оно будет до подросткового возраста. А пока что недаром матери даже в речи частенько не отделяют себя от ребёнка, говоря «мы»: «мы поели», «мы погуляли».

Грудные дети чрезвычайно чувствительны к состояниям матери, её эмоциональному настрою. Они всё ещё продолжают пока «жить её жизнью» и питаться её «соками», хоть и не через пуповину, а из груди.

Существует также мнение, что чувствительны малыши до определённого времени и не только к самой матери, а к людям вообще. Ещё с давних времён не рекомендовалось показывать новорождённого в течение месяца после родов посторонним людям, считалось, что его могут сглазить. Сглаз же действует особенно сильно на натур впечатлительных и чувствительных (ребёнок же в 10 раз впечатлительнее любого взрослого). Да и сами матери чисто интуитивно стремятся уединяться в первое время, избегают ездить с малышами в общественном транспорте. А известный основатель ребёфинга (одного из методов психотерапии) Л. Орр говорит, что дети обладают экстрасенсорной чувствительностью и вообще не рекомендует показывать ребёнка даже родственникам как можно дольше…

Впрочем, любая мать, имеющая хоть небольшую склонность к самонаблюдению, подтвердит, что дети очень тонко чувствуют изменение её эмоционального состояния и моментально реагируют изменением своего.

Грудное вскармливание - это не только процесс насыщения, это таинство, и картины кормящих матерей известных художников говорят об этом без лишних слов… Когда мать кормит своё дитя, она сама становится на некоторое время Мадонной - любящей и принимающей своего дитя без всяких условий, абсолютно и полностью.

Никто из мам не станет отрицать, что кормление грудью - это общение мамы с малышом… Народная мудрость (а говоря психологическим языком, коллективное бессознательное) говорит: «впитать с молоком матери». Всё больше современных авторов, вплотную изучающих тонкости взаимодействия матери с малышом, считают, что во время кормления грудью ребёнок получает не только полезные вещества для своего тела, но и важную информацию, необходимую для его души: ему передаётся эмоциональное состояние матери, и даже её переживание всего мироздания. Для наилучшего контакта с ребёнком советуют уединяться для этого таинства и сосредотачиваться на ребёнке и своих ощущениях. А некоторые православные священники предлагают матерям молиться перед каждым кормлением.

В связи с этим интересно отметить одно не так давно сделанное открытие японского учёного Масаро Эмото. Вообще, уже давно известно, что вода - вещество, способное хранить и передавать информацию, а последние открытия этого учёного, которые приобретают всё большую известность, показывают это шокирующе наглядно. Вот как рассказывает о его исследованиях одно Интернет-издание:
«Масаро Эмото исследовал капельки разной воды под мощным микроскопом и зафиксировал результаты фотографически. Он изучил, как влияют на структуру воды различные звуки и даже слова. В лаборатории включалась музыка Бетховена, народная, тяжелый рок. Потом вода замораживалась, и обнаруживалось, что музыка Бетховена и народные песни приводили к образованию геометрически правильных, красивых снежинок, а тяжелого рока — к беспорядочному нагромождению игл льда.

Опыты «лингвистические» вообще были на грани фантастики! На емкость с водой наклеивалась бумага с напечатанными словами: «любовь», «мать», «Бог», «я тебя убью». Оказалось, что даже напечатанная информация воспринимается водой! Слова «мать», «любовь» отражались в красоте и правильности снежинок, причем форма их была идентичной. Слово «Бог» сопровождалось образованием снежинок с… ликом человека в центре. Фраза «я тебя убью» приводила к образованию уродливых снежинок, будто взорванных изнутри.»

Человек на 80% состоит из воды, а молоко матери тогда на сколько? Молоко «слышит» все мысли мамы и воспринимает её чувства и, конечно, передаёт и ребёнку. Видимо, молоко, это очень мощный носитель информации о состоянии матери, неудивительно, что малыши так охочи до него и в особенности, если они чем-то обеспокоены или испуганы. Ведь мама - это всегда напоминание о том безмятежном состоянии, когда малыш ещё был с ней одно целое.

Очень возможно, что у многих трудных моментов кормления грудью ноги растут из этой ситуации: отказ от груди, встречающийся у малышей в первые месяцы жизни, укусы груди, становящиеся для некоторых матерей реальной проблемой, когда у ребёнка появляются зубы.
Почему он кусается? Может потому, что мама сама в этот момент злится на кого-то или что-то. Не думаю, что сам ребёнок злится на мать или тем более мстит ей, скорее всего он просто как чувствительный радар славливает настроение матери и, видимо, входит в подобное состояние, а сдавливание челюстей непроизвольно происходит при переживании злости, вроде как сжимание кулаков…

Что же получается, малыш в курсе всего, что происходит с мамой? Но ведь у мамы столько забот и тревог и ведь неспроста. А так хочется оградить своё чадо от всего нехорошего - ради того и стараешься! А вот в какую ловушку попадаешь - ловушку своих же стараний!
Как же использовать эту информацию, чтобы она пошла на пользу и сослужила родителю службу, а не стала поводом для появления ещё одной головной боли? Ведь мамы - народ, порядочно нагруженный заботами и моменты кормления для многих - это одна из немногих возможностей ненадолго отвлечься от забот, отдохнуть или же подумать о чём-то своём, а оказывается, что и тут надо потрудиться - так и перетрудиться недолго! Хочу вас предостеречь от подобного отношения. Со всех сторон сыпется информация о том, какая должна быть идеальная мама, а как же можно не дать своему ребёнку лучшее! И вот приходиться родителю поднапрячься… только хорошо ли от этого ребёнку, в выигрыше ли семья? На самом деле то, что действительно нужно ребёнку - это счастливая мама, а не идеальная и поэтому мамам больше всего действительно необходимо позаботиться о себе и дать себе больше любви, а вовсе не напрячься ещё больше, чтобы быть ещё лучшей мамой. Позвольте дать вам совет, как обойтись с этой информацией, которую я предлагаю вам. Не пытайтесь заставить себя контролировать свои мысли, чувства во время кормления грудью, не насилуйте себя, когда чувствуете, что не можете пребывать в благостном состоянии духа - насилие над собой только усугубит ситуацию. Позвольте в такой момент всему идти, как оно идёт, и не обвиняйте себя в слабости. Когда же вы будете в настроении, о! вот тут-то можно и потренироваться. В этот благоприятствующий вам момент подумайте о том, что ваш малыш очень близок к вам, может ещё ближе, чем вы думали, подумайте обо всём том хорошем, что бы вы хотели бы передать ему. О том сокровенном, что лежит в глубине вашей души и приготовлено специально для вашего дорогого дитя. О том, что вы действительно по-настоящему хотите и что придаёт вам сил в трудные минуты на вашем родительском пути. Позвольте появиться перед вами этому прекрасному образу и просто побудьте, покупайтесь в его лучах. Подумайте о том, что ваш малыш сейчас купается в этих лучах вместе с вами, и в эту самую минуту вы передаёте ему всё то, о чём мечтаете. Представьте себе, как вместе с вашим молоком, течёт тепло вашей души. Сейчас ваше дитя находится у самого вашего сердца и может это неслучайно, что именно во время кормления грудью он ближе всего к сердцу мамы, так пусть из груди течёт к нему молоко, а из сердца - любовь. Побудьте вместе с этим образом столько времени, сколько вы захотите, сколько он будет питать вас. И повторяйте это упражнение каждый раз, когда будет возникать желание.

Позвольте этой информации помочь вам стать более уверенным в себе и счастливым родителем, и не заостряйте внимание на том, что не всегда можно быть в хорошем настроении во время кормления грудью, а лучше порадуйтесь тому, что теперь вы знаете что-то ещё, что поможет вам в заботе о вашем сокровище.

Плюсы грудного вскармливания

Итак, вы давно и с удовольствием кормите ребенка грудью, однако со временем к вам в голову все чаще и чаще приходит вопрос: как и когда отлучать ребенка от груди? В период возраста ребенка от года до двух лет наше общество начинает подталкивать мать к тому, чтобы разорвать тесную связь с младенцем. Связано это с установками предыдущего поколения, в жизни которого не было реальной возможности кормить ребенка грудью долго. Если мама попала под влияние идей длительного кормления, то она часто будет вынуждена защищаться от нападок окружающих и опираться на опыт людей, близких по мировоззрению.

На мой взгляд, отлучение ребенка от груди в год и ранее достаточно тяжело переносится ребенком, потому как связь с матерью в этом возрасте и грудное вскармливание как подкрепление этой связи еще очень важно для ребенка и мамы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, уверен в себе и самостоятелен. Материнское молоко и процесс кормления дает ребенку здоровье и уверенность в себе. Потому что молоко насыщено полезными микроэлементами, а процесс кормления снимает тревогу ребенка, страх быть покинутым и обеспечивает ощущение близости и контакта с матерью, от которой зависит все существование ребенка. И надо сказать, что без этих двух составляющих (здоровье и уверенность в себе) трудно становиться самостоятельным в этом мире.

Когда мы говорим о завершении кормления грудью, мы подразумеваем, что настал период, когда ребенок должен стать более самостоятельным в этой жизни и оторваться от той тесной связи, которую обеспечивает грудное вскармливание. Однако именно грудное вскармливание обеспечивает то основание, опираясь на которое ребенок может стать самостоятельным.

Когда заканчивать грудное вскармливание?

Каждая диада мать и малыш решают этот вопрос по-своему, и важно отметить, что очень ценно решение, выбранное самой парой. Что-то начинает происходить между мамой и малышом, что в результате либо ребенок отказывается от груди, либо мать принимает решение о том, что она больше не хочет кормить грудью. На мой взгляд, именно это решение, принятое в паре, а не социальные установки, делают процесс завершения менее травматичным для ребенка и более естественным для матери.

Я понимаю, что читателю важно узнать от специалиста информацию о четких ориентирах (например, «После 1 года и 6 месяцев не кормим» или «Точно не кормим после двух лет»). Однако мой опыт завершения кормления и общение с другими родителями как специалиста показывает, что четкий ориентир только мешает родителю, вызывает недовольство собой и чувство вины. Поэтому вопрос «когда?» задайте сами себе и прислушайтесь к ответу внутри - когда вы сами, как мать, хотите завершить столь тесные отношения с ребенком.

Единственный важный момент, который может помешать естественному отказу от кормления, - это отсутствие в жизни женщины близкого мужчины и интимной связи с ним. В этом случае каждый этап взросления ребенка, а следовательно, отделения от нее, может бессознательно тормозиться матерью. Если ребенку скоро три, а вам не захотелось остановить грудное вскармливание, задайте себе вопрос: что получаете вы сами от этого процесса?

Как завершать грудное вскармливание?

Здесь есть два аспекта: физиологическое состояние самой женщины, связанное с накоплением молока в грудных железах, и построение нового взаимодействия с ребенком, исключающее кормление грудью.

По поводу физиологии маме важно проконсультироваться у гинеколога или консультанта по грудному вскармливанию. Важно помнить, что вы можете облегчать свое состояние, сцеживая молоко, и что молоко перестает вырабатываться приблизительно через неделю. Однако при сильном дискомфорте обязательно обратитесь к врачу.

Как правило, к полутора годам ребенок уже получает полноценный рацион питания, не связанного с молоком матери, в этом случае кормление грудью происходит либо в случаях укладывания спать, либо как докорм после еды, либо как успокоительное средство. Ваша задача перестроиться в общении с ребенком и предложить ему другой способ контакта в этих ситуациях. Например, укладывая спать, можно петь простую колыбельную, после еды предложить сладкое питье, успокоить ребенка объятиями и поцелуями. Таким образом вы не лишаете ребенка контакта с вами и делаете этот переход наименее болезненным для малыша.

Ну и самый важный момент: ребенку надо объяснить причину, по которой вы больше не кормите его грудью. Эта причина должна быть весомой для вас и понятной для ребенка. Например, можно сказать, что «сися болит» (и это будет недалеко от правды), и поэтому вы больше не можете ее дать ребенку.

Ребенку спокойнее и понятнее, если вы, один раз приняв решение, стоите на нем твердо и вместе с ребенком переживаете горе потери, не возвращаясь назад к кормлению. То есть, приняв решение, вы твердо придерживаетесь его в течение всего времени. Надо сказать, что через два-три дня ребенок и ваши отношения с ним перестраиваются, и малыш уже не вспоминает о груди.

Удачи вам на этом непростом, но важном пути.

Анна Смирнова, психолог



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!