Как формируется иммунитет у ребенка. Формирование иммунитета у детей

Иммунная система человека выступает в качестве приобретенной в течение жизни защиты внутренней среды от различного рода заболеваний. Процесс формирования естественной устойчивости начинается еще в утробе матери, а после рождения проходит ряд периодов, в течение которых вырабатывается иммунитет. Ознакомиться с принципами формирования и укрепления иммунитета ребенка поможет представленная публикация.

Как формируется иммунитет у новорожденного ребенка?

В период развития плода ребенка в утробе матери осуществляется образование врожденного иммунитета. Под данным видом иммунной защиты предполагается выработка устойчивости, которая передается новорожденному от матери на генетическом уровне.

Процесс формирования защиты детского организма начинается с образования лимфоцитов типа В в период с 3 по 8 неделю беременности. Между 5 и 12 неделей беременности происходит выработка лимфоцитов типа Т. В третьем триместре у будущего малыша наступает этап образования глобулинов иммунитета. Поэтому дети, рожденные раньше положенного срока, подвержены частым простудным и инфекционным заболеваниям.

Наследственный врожденный иммунитет начинает действовать после рождения ребенка, защищая его от чужеродных вирусов и бактерий. Продолжительность действия иммунитета новорожденного составляет до 4-6 месяцев после рождения.

Сформированная в утробе матери иммунная устойчивость после появления ребенка на свет осуществляет защитные функции только на 50 процентов. Поэтому важным этапом, в течение которого закладывается основа здоровья малыша, выступает период грудного вскармливания. Переданные с молоком матери полезные вещества невозможно заменить искусственным питанием. Длительность кормления малыша материнским молоком не должна быть меньше года.

Основные этапы формирования иммунной защиты

Процесс формирования иммунитета ребенка проходит ряд периодов. Начальные этапы образования иммунной системы ребенка закладывают основу будущего здоровья человека. Поэтому во время взросления ребенка важно уделять особое внимание мероприятиям, направленным на повышение устойчивости организма малыша разного рода заболеваниям.

Основные этапы формирования иммунитета ребенка:

Первый этап начинается в первом триместре беременности , когда наблюдается первичная активность лимфоцитов типа В. Врожденный иммунитет ребенка наилучшим образом осуществляет защитные функции детского организма в первые месяцы жизни. До наступления полугода внутренняя среда ребенка оказывает сопротивление вирусам и бактериям за счет переданной от матери устойчивости.

Второй этап начинается с четырех — шести месяцев. Начиная с этого времени иммунитет новорожденного, переданный от матери, ослабевает, повышая риск проникновения болезнетворных микроэлементов во внутреннюю среду малыша. Благоприятное влияние на процесс формирования собственного иммунитета ребенка оказывает грудное вскармливание. С материнским молоком в организм малыша поступают полезные ферменты, глобулины типа А, создающие защитный барьер ребенка. В этот период времени детский организм наиболее восприимчив к заболеваниям, поэтому важно следить за его здоровьем и при необходимости провести вакцинацию от инфекций.

Третий этап начинается со второго — третьего года жизни ребенка. Он характеризуется, как первый критический период для иммунитета. Поскольку малыш начинает активно контактировать с внешним миром, повышается риск попадания во внутреннюю среду возбудителей заболеваний. Это создает основу для формирования специфической устойчивости и развития иммунной памяти малыша.

Четвертый этап имеет место после наступления ребенку пяти — семи лет. В данный период времени процесс формирования собственного иммунитета ребенка завершается. У малыша активно вырабатываются лимфоциты, действует клеточная и гуморальная защита. Благодаря сформированной иммунной памяти при повторном попадании чужеродных микроэлементов, иммунная защита оказывает активное сопротивление, что способствует предотвращению заболевания или его протеканию в более легкой форме.

Пятый этап наступает в подростковом возрасте, с 12 — 15 лет. Обозначенный период характеризуется перестройкой детского организма и изменением гормонального фона. Органы иммунной системы (лимфаузлы) изменяются в размере и снижают сопротивляемость чужеродным антителам, поэтому иммунитет ослабевает, что провоцирует проявление хронических заболеваний.

Признаки ослабленной иммунной защиты

Распознать ослабленный иммунитет у ребенка можно при обнаружении следующих признаков:

  • Частые простудные заболевания, которые отличаются длительностью курса лечения;
  • Наличие хронических заболеваний, провоцирующих снижение защитных функций малыша;
  • Утомляемость;
  • Сонливое состояние;
  • Неспокойный сон;
  • Развитие аллергии;
  • Еще одним признаком ослабленной иммунной защиты малыша является частое воспаление и продолжительный период заживления открытых ран;
  • Поднятие температурного режима без видимых причин.

При наличии одного из представленных симптомов рекомендуется обратить внимание на необходимость проведения мероприятий по укреплению ослабленной иммунной защиты малыша.

Как выработать иммунитет у ребенка?

Проводить мероприятия по укреплению защитных функций детского организма требуется с момента рождения малыша. Особое внимание важно уделять рекомендациям, позволяющим выработать иммунитет.

  • Избегать контактирования ребенка с болеющими людьми;
  • Не следует пренебрегать грудным вскармливанием новорожденных малышей;
  • Выработать иммунную защиту у ребенка можно посредством прививания полноценного и здорового питания;
  • Исключение стрессовых ситуаций;
  • Для укрепления иммунной системы не рекомендуется самостоятельно назначать лекарственные препараты для лечения или принимать продолжительный период времени антибиотики;
  • Важно соблюдать режим активности и отдыха малыша;
  • Уделить внимание процедурам закаливания;
  • Частые прогулки на свежем воздухе.

Поскольку использование полезных продуктов питания не помогает надлежащим образом восполнить нехватку полезных микроэлементов, дополнительному поднятию иммунитета способствует употребление препаратов, содержащих в составе комплекс полезных витаминов и минералов. Среди наиболее качественных лекарственных средств выделяют: ИРС 19, Настойка эхинацеи, Тималин, Виферон, Циклоферон, Иммунал, Йодомарин, Оциллококцинум, Имунорикс, Амиксин. Применять витаминные добавки в виде препаратов рекомендуется, соблюдая представленные советы.

Для приготовления лекарственных средств для укрепления иммунитета малышей и подростков используются: прополис, мед, женьшень, эхинацея, имбирь, лимон, орехи, сухофрукты, чеснок, алоэ, ромашка, шиповник. Приготовленные домашние лекарства на основе целебных растений и трав можно использовать для лечения или профилактики заболеваний.

Получить полезную информацию по данному вопросу можно по

Давайте разберемся, каким образом формируются основные механизмы иммунитета. Как так получается, что у некоторых людей эффективный иммунитет, а у других – слабый.

Все дело в том, что еще до формирования плода, когда начинает образовываться яйцеклетка и происходит ее оплодотворение, родительские гены комбинируются, в результате чего по наследству передается генетическая информация, которая тесно связана с возможностями иммунной системы.

Любопытно, что у человека насчитывается более 36000 генов, причем около половины из них по-своему связаны с работой как иммунной системы, как и всей биологической защитой организма. По этому факту можно сделать вывод о том, насколько большое значение имеет иммунная система.

На некоторых уровнях развития плода активируются разнообразные генетические программы, благодаря которым в первую очередь создаются центральные, а затем периферические органы иммунной системы. Со временем эти органы заполняются клетками, которые создаются сперва в печени, а затем и в костном мозге. Из этих-то клеток после проведения нескольких операций дифференцирования и образуются клетки, формирующие иммунную систему, в первую очередь, лимфоциты, разделяемые на две группы.

Первая группа является наибольшей. Это группа Т-лимфоцитов, представляющих собой клетки из костного мозга, которые перемещаются в вилочковую железу (он же тимус). Так как слово «тимус» начинается с буквы «т», такие клетки называются Т-лимфоцитами. В тимусе, являющемся основным органом иммунной системы, лимфоциты проходят этап созревания, обучения и смены профиля, после чего передаются в кровь. По крови лимфоциты перемещаются по всему организму и реализуют работу иммунитета на клеточном уровне.

Все лимфоциты, прошедшие школу подготовки в тимусе, могут особым образом реагировать на какой-либо конкретный агент-раздражитель. Клетки полностью готовы к защите «Родины», т.е. нашего организма. Другими словами, это абсолютно созревшие лимфоциты, но обладающие еще некоторой толикой «наивности», поскольку ни разу не сталкивались со своим реальным противником, а именно, агентом инфекции.

Другой отряд лимфоцитов поменьше, в него входят В-лимфоциты (от первой буквы словосочетания «bone marrow» – костный мозг). В-лимфоциты перемещаются из костного мозга в селезенку и лимфатические узлы, после чего постоянно дежурят по всему организму. Такие лимфоциты – тоже наивные ребята, поскольку еще не обладают достаточным опытом в работе.

Третья группа клеток возглавляет отряд иммунитетной защиты и управляет работой как Т-, как и В-лимфоцитов. К этим клеткам относятся моноциты и дендритные клетки. Такие клетки обладают прекрасной возможностью обезвреживать различных агентов благодаря процедуре фагоцитоза. При этом клетки захватывают чужих агентов, обрабатывают с помощью ферментов, разрезают и уничтожают. Полученная переработанная информация далее передается Т- и В-лимфоцитам. Последние имеют на своей мембране специальные рецепторы, с помощью которых распознают чужеродную структуру (пептид) и особым образом воздействуют на эти фрагментированные элементы (как правило, короткие полипептиды, состоящие из десяти или больше аминокислот). При этом активируются В-лимфоциты, перемещающиеся в особый отдел лимфатических узлов, а также специальные В-зависимые зоны. Аналогичные зоны присутствуют и в селезенке.

После контакта с макрофагами, моноцитами или дендритными клетками Т-лимфоциты также переносятся в ближайший лимфатический узел, но в свою область, которая обозначается, как Т-зависимая зона. Там лимфоциты начинают преобразовываться в более специализированные клетки, предназначенные для выполнения особых защитных миссий.

Так выглядит начальный процесс, с которого активируется профессиональная, совместная работа клеток трех типов. При последующем взаимодействии с антигенами вирусов и бактерий эти особые клетки увеличиваются в размерах, а затем многократно делятся, создавая из одной клетки потомство, которое также называется «клоном».

Каждый клон специально предназначен для борьбы с конкретными агентами: гельминтами, простейшими организмами, вирусами и бактериями. Более того, агенты выбираются не только по типу их структуры, но и по отдельным элементам, таким как нуклеопротеиды, белки, полисахариды и т.д. На данном этапе и создается иммунитет. Следовательно, иммунитет определяется количеством клеток всех трех типов, их умение мгновенно реагировать на чужеродные агенты, распознавать их и создавать антитела.

Обычный человек и не догадывается, насколько бурные и увлекательные процессы происходят в его организме. То, что связано с иммунной системой, можно расценивать как противоборство двух программ. Изучим это на примере инфекционного заболевания.

У агента инфекции есть одна программа и задача. Он должен проникнуть в организм и как можно быстрее размножиться. Вторая программа, а именно, генетическая программа иммунной системы, обязана оперативно отреагировать и использовать все имеющиеся защитные средства для противоборства размножающемуся агенту. Иммунная система использует своих «солдат» в виде Т- и В-лимфоцитов, которые оснащены специальными «автоматами», которые «пулями», представляющими собой особые молекулы, расстреливают агентов инфекции.

Если иммунитет у человека в полном порядке и имеет достойный отряд защитников, то солдаты легко найдут врагов в любой области организма, будь-то кровеносная система, бронхо-легочная область, урогенительный тракт или кишечник. Лимфоциты обыщут каждый уголочек, чтобы обнаружить, истребить и удалить чужаков из организма. Их основная цель – очистить территорию от неприятеля, провести зачистку организма от банд враждебных агентов. К сожалению, в большинстве случаев человек не в состоянии гарантированно избежать инфицирования, поэтому вся защита организма полагается на иммунную систему. Организм должен уметь за себя постоять.

После того, как битва выиграна и территория освобождена, чуть В- и Т-лимфоцитов не гибнут честью храбрых, а приобретают и долго хранят в «памяти» информацию об агенте инфекции и его особенностях. Такой процесс называется иммунологической памятью. В будущем, если агент наберется смелости вернуться, память поможет в развертывании защитной реакции, которая будет в 2-3 раза быстрее и эффективнее, чем раньше. Таким образом, иммунная система снова отразит удар.

Вот таким образом создается и работает иммунная система, стремящаяся сформировать устойчивость (иммунитет) организма к инфекционным агентам различных типов, оперативно выявляя и уничтожая выявленную угрозу для жизни человека. Такую информацию могут конечно предоставить и медицинские центры г москвы , но разве не лучше получить ее в развернутом виде, с подробными объяснениями и иллюстрациями?

Инфекционный агент – сальмонелла (группа кишечных палочек) :

Иммунная система у детей в период новорожденности находится в зачаточном состоянии, поскольку в ней отсутствуют так называемые маркеры различных инфекций. Особенности иммунной системы у детей позволяют ей активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и постоянно укрепляться. О том, как происходит формирование иммунной системы у детей можно узнать на этой странице – рассмотрены все этапы становления защитного механизма организма ребенка.

Как и другие системы организма ребенка, органы иммунной системы у детей изменяются в зависимости от возраста. Завершается формирование системы защитных факторов к 15 - 16 годам. Иммунная система и её развитие у детей в процессе взросления претерпевает ряд критических изменений, и, если не обращать внимания на некоторые из них, то высока вероятность развития хронических заболеваний.

Периоды формирования иммунитета (иммунной системы) у новорожденных и детей

В процессе формирования иммунитета у детей наблюдается ряд критических периодов, знание которых делает понятными рост и снижение заболеваемости в различных возрастных группах детей. Иммунитет и формирование иммунной системы представляют собой сложную совокупность гуморальных и биохимических факторов, обеспечивающих надежную защиту всех клеток организма от воздействия бактерий и вирусов, токсинов и ядов.

Первый критический период соответствует периоду новорожденности (первые 29 дней жизни). В этот период происходит первичное формирование иммунитета у новорожденных, заключающееся в следующих проявлениях:

  • отмечается состояние физиологической депрессии иммунной системы;
  • обеспечение защиты имеет пассивный характер (за счет материнских антител), система фагоцитоза неразвита (незавершенный фагоцитоз);
  • наблюдается слабая устойчивость ко многим микроорганизмам (условно-патогенная, гноеродная, грамотрицательная микрофлора, некоторые вирусы), а также склонность к вовлечению в инфекционный процесс всего организма (генерализация процесса) и септическим состояниям.

Второй критический период (3 - 6 мес.) характеризуется:

  • ослаблением пассивного гуморального иммунитета, что связано с уменьшением поступления с молоком материнских антител;
  • развитием активного первичного иммунного ответа на большинство антигенов, во время которого в основном образуются 1дМ, не формирующие иммунологической памяти.

Именно поэтому при вакцинации против детских инфекций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит и др.) на первом-втором году жизни вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти формируется только после повторных введений вакцины.

Слабость системы местного иммунитета (дефицит IgA) в это время способствует возникновению повторных заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; растет частота пищевой аллергии.

Третий критический период - это второй год жизни ребенка. В это время значительно увеличиваются контакты малыша с внешним миром. Иммунная система работает полноценно, функция лимфоцитов активируется, вырабатываются значительные количества IgG и формируется собственный долговременный иммунитет. Однако по-прежнему сохраняется дефицит факторов местной защиты, чем объясняется сохранение высокой восприимчивости детей к возбудителям бактериальной и вирусной инфекции.

Во все периоды формирования иммунитета следует внимательно отслеживать поражения органов защитной системы. В частности, нужно следить за нормальной микрофлорой кишечника и состоянием небных миндалин. Острые воспаления миндалин (тонзиллиты) в первые два года жизни связаны у детей преимущественно с вирусами (80%), в то же время среди патогенных бактерий преобладает стафилококк.

Бактериальное и вирусное воспаление ведет к разрастанию (гиперплазии) нёбных и глоточной миндалин. Постепенно происходит формирование лимфоглоточного кольца, которое состоит из нёбных, глоточной (трубной), носоглоточной и язычной миндалин, выступающих в качестве защитного барьера на пути инфекций за счет местного иммунитета.

Четвертый критический период приходится на возраст 4 - 6 лет. Синтез антител (кроме IgA) достигает уровня взрослого человека; отмечается повышение содержания 1дЕ. Однако у большинства детей система местного иммунитета еще не завершила свое развитие, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой. В этот период могут проявиться поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период соответствует подростковому возрасту (девочки- 12 - 13 лет, мальчики- 14- 15лет). Процесс полового созревания сопровождается уменьшением массы лимфоидных органов, так как половые гормоны, интенсивно вырабатываемые организмом в этот период, угнетают иммунные реакции. На фоне таких процессов могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, происходит повышение восприимчивости к микроорганизмам. Специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей в возрасте до 12- 15 лет обеспечивается преимущественно секреторным (местным) иммунитетом.

Увеличивается влияние на иммунную систему таких экзогенных факторов, как, например, курение.

Отклонения в развитии иммунной системы проявляются преимущественно как поздний иммунологический старт, причинами которого может быть ряд факторов:

  • малый вес ребенка при рождении;
  • вирусное инфицирование во внутриутробном периоде (вирусамицитомегалии, Эпштейна - Барр, герпеса);
  • желтуха (гипербилирубинемия);
  • малые наследственные аномалии иммунитета - дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона и др.;
  • экзогенные влияния - введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, отсутствие профилактики рахита, длительное применение гормонов (кортикостероидов), воздействие диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.;
  • рецидивирующие инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.), которые могут привести к развитию вторичной депрессии иммунной системы.

Влияние кишечника на иммунитет: как он зависит от этого органа?

Влияние кишечника на иммунитет невозможно переоценить, поскольку слизистая оболочка этого органа и обитающая в его полости полезная микрофлора составляют основу для защитного механизма организма человека. По сути кишечник и есть самый большой орган иммунитета и при любых нарушениях в его работе наблюдается резкое снижение резистентности организма к негативным воздействиям внешней среды. Также стоит понимать, что иммунитет зависит от кишечника не только в плане нормальной микрофлоры и защиты от токсинов и ядов. Этот орган регулирует процессы усвоения полезных питательных веществ и витаминов. А некоторые витамины, необходимые для иммунитета, кишечник вырабатывает самостоятельно.

Любой микроорганизм, попав в организм человека, должен преодолеть ряд защитных барьеров. Первой преградой на пути чужеродного агента являются кожа и слизистые ободочки. При этом общая поверхность кожи человека не превышает 2 м2, а общая поверхность слизистых - более 300 м2.

Слизистая оболочка кишечника на 25% состоит из иммунологически активной ткани и клеток. Около 10 миллионов клеток, продуцирующих иммуноглобулины, находятся в слизистой оболочке тонкой кишки.

Весь желудочно-кишечный тракт человека покрыт защитной биопленкой, в состав которой входят колонии бактерий-симбионтов.

Основные «жители» кишечника - это молочнокислые (лакто- и бифидо-) бактерии, а также энтерококки и некоторые штаммы колибактерий. Именно эти бактерии противостоят вторжению извне болезнетворных микроорганизмов. В тонком кишечнике функции стражей выполняют лактобактерии, а в толстом - бифидобактерии. Все они тесно связаны с самым важным компонентом защиты организма - ассоциированной со слизистой оболочкой кишечника иммунной системой. Здесь Т-лимфоциты получают специализацию и «натаскиваются» на чужеродные вещества, чтобы в дальнейшем выполнять контрольные и регулирующие функции. Именно отсюда «обученные» лимфоциты отправляются в свое путешествие по всему организму.

При участии бактерий-симбионтов образуются лизоцим и другие активные соединения, стимулирующие иммунную систему организма. Микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на формирование местного иммунитета. Поэтому если в результате разных причин нарушается баланс кишечной микрофлоры и развивается дисбактериоз, иммунная система страдает в первую очередь.

Одна из важнейших задач, стоящих перед всеми родителями – забота об укреплении иммунитета ребенка. Именно иммунитет является фундаментом здоровья человека на протяжении всей жизни, от рождения до глубокой старости.

Иммунитет ребенка – очень динамичная и пластичная система, которая имеет несколько стадий развития. От того, как она развивается, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии. Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.
Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода. Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатывается при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Он запоминает эти патогены и предотвращает развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организм ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.


Иммунитет – это способность организма защищать себя. И это особенно важно для детей, ведь организм ребенка активно развивается. Чтобы организм ребенка мог защищать себя, нужно укреплять его иммунитет. Укрепить иммунитет помогут: правильное питание, закаливание, физическая активность, сон и свежий воздух.
Здоровье – это одна из главных ценностей в нашей жизни. А здоровье подрастающего поколения еще более ценно. Поэтому следует следить за здоровьем ребенка, чтобы он рос здоровым и сильным.

Дети, посещающие детские учреждения, чаще болеют инфекционными болезнями чем те, кто до определенного возраста находится в условиях домашнего ухода. Вместе с тем, дети, которые болели чаще, вероятно, будут меньше подвержены болезням в будущем.

Считается, что дети, которые чаще болеют в дошкольном возрасте (а это, в большинстве случаев, именно те дети, которые ходят в детские сады) подвержены влиянию многих различных вирусов, «тренируя» свою иммунную систему. Поэтому они болеют в дальнейшем меньше.

Иммунитет - это умение организма осуществлять сопротивление различным факторам, которые могут вызвать заболевания, то есть вирусам, бактериям, некоторым грибам. Выделяют два типа иммунитета - неспецифический, то есть такой, какой есть у ребенка от рождения и специфический - приобретенный иммунитет, который производится после переноса определенного заболевания или после вакцинации. Главной особенностью этого типа иммунитета является запоминание различных патогенов (факторов, вызывающих заболевания), с которыми сталкивается организм ребенка с возможностью их последующего распознавания и борьбы с ними.

Сразу после рождения иммунная система ребенка является незрелой. Конечно, ребенок имеет определенную врожденную защиту, во многом благодаря антителам, которые он получил в утробе матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, также получают иммунные факторы защиты из молока матери. Но существенно иммунная система малыша начинает укрепляться, когда ребенок подвергается воздействию бактерий и вирусов из окружающей среды. Различные патогены активируют продукцию естественных антител, и ребенок получает возможность лучше бороться с инфекциями в будущем. Это означает, что дети, вокруг которых находится наибольшее количество источников инфицирования с раннего возраста, вероятно, будут иметь более сильную иммунную систему, когда они начнут посещать школу.

Представление о том, что дети, болея чаще в дошкольном возрасте получают от этого пользу для повышения иммунитета в дальнейшем, просто теория. Есть достаточное количество исследований, подтверждающих это. В частности, наблюдение за состоянием здоровья 4750 детей, проведенное в 2013 году Департаментом педиатрии США показало, что у тех, кто посещал детские коллективы и болел больше в течение первых пяти лет жизни, в дальнейшем было отмечено снижение уровня заболеваемости (по одним и тем же болезням) на 60 процентов.

Неизвестно точно, как долго антитела остаются в организме человека, так как их очень большое количество, а иммунные процессы являются достаточно сложными, однако одно недавнее открытие дает нам представление о потенциале защитных сил человека. Наблюдение за людьми, родившимися в 1955 году и выжили во время пандемии гриппа 1957-1958 годов, показало, что даже через 50 лет концентрация антител к этому вирусу в крови достаточно высока (речь идет о пандемии так называемого «азиатского» гриппа, унесшей около 70 000 жизней).

Некоторые родители ошибочно считают, что признаком значительно ослабленного иммунитета является, например, простудные заболевания, которые периодически возникают у ребенка. Но не следует забывать о том, что именно это и помогает формировать потенциально сильную защиту малыша. Во время заболевания детский организм учится адекватно реагировать в ответ на различные возбудители. Если ребенок болеет простудными заболеваниями всего три или четыре раза в год, то нет необходимости в искусственном укреплении иммунитета.

Организм человека настроен на борьбу с инфекциями. В любом случае, позже или раньше, наши дети будут подвергаться воздействию возбудителей различных болезней из окружающей среды. Это просто вопрос времени. Доказано, что здоровая жизнь во взрослом возрасте зависит от того, как иммунная система ребенка была укреплена в течение первых 3 лет, тогда как фундамент иммунитета закладывается в 1-й год жизни.

Поэтому не бойтесь сезонных болезней! Конечно, малыша очень жаль. Тем не менее, болезнь - что-то вроде зарядки для иммунитета. Он учится давать отпор вирусам и бактериям, производит защиту. При следующей встрече со знакомым противником организм моментально отреагирует, вспоминая метод борьбы. Это означает, что болезнь пройдет незаметно или в легкой форме.

Нельзя не отметить, как важны правильные действия с ребенком во время и особенно после заболевания для закрепления положительного эффекта в организме малыша. Когда ребенок имеет небольшой насморк несколько дней, причем без кашля, повышение температуры и значительному ухудшению общего состояния и ее ведут в детский сад сразу после окончания недомогание - это допустимо. Но не правы те родители, форсируют события после более серьезной болезни у малыша - гриппа, бронхита, отита и других.

Чем глубже болезнь действует на организм ребенка, тем длиннее должен быть период восстановления. В том числе, это касается и закрепления потенциала организма для дальнейшего сопротивления подобным заболеванием. О физических мерах, помогающих уберечься от болезни, помнят все родители. Подчеркнем, что необходимыми также являются и эмоциональный покой, и доброжелательное отношение к малышу в период восстановления.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!