Как быстро развить память и внимание. Как развивать память и лучше запоминать

Используя методы развития памяти, вы существенно улучшите мыслительные функции и измените свою жизнь к лучшему!

Не знаю, как для вас, а для меня недавно настоящим открытием стало, что один из главных компонентов успешной учебы, работы, является хорошая память.

Нет, вы подумайте, насколько легче ведется в жизни тем, кто легко запоминает новую информацию и способен надолго сохранять ее в своей голове.

Увы, кто-то от природы владеет таким даром, а кому-то нужно изучить методы развития памяти , чтобы демонстрировать подобные результаты.

Но главное, что всем нам под силу обрести способность легко запоминать новую информацию.

Что такое память и из каких основных элементов она состоит?

Первое, что вы должны понимать, – это то, что память – не какой-то особый дар, который кому-то подарили высшие силы, а кому-то нет.

Все гораздо проще: память – вид умственной деятельности, основное предназначение которого – сохранение, накапливание и воспроизведение информации.

А раз это вид умственной деятельности, значит владение им под силу любому человеку и все, что нужно делать, – развивать свои умственные способности.

Память состоит из 4 основных элементов:

    Запоминание.

    Вы воспринимаете новую информацию и записываете ее на «жесткий диск» мозга.

    Запоминание, пожалуй, важнейший процесс и именно над этим элементом чаще всего работают те, кто хочет .

    Хранение.

    Если вы запомните информацию и тут же ее забудете, то толку от нее будет мало.

    Важно работать над тем, чтобы данные сохранялись в идеальном состоянии в вашей голове и в нужный момент вы могли ими воспользоваться.

    Воспроизведение.

    Очень часто этот элемент называют воспоминаниями, хотя это и не совсем верное определение.

    В вашей голове хранится какая-то информация, в нужный момент вы извлекаете ее из закромов и используете по назначению.

    Забывание.

    Увы, но без этого элемента описываемого вида умственной деятельности обойтись никак нельзя.

    Те данные, которыми вы редко пользуетесь, сначала забиваются в самые дальние уголки, а затем и вовсе исчезают за ненадобностью.

    Часто эти данные можно реанимировать, если «освежить» данные, но бывает, что они канут в лету, если никогда ими не пользоваться.

Бытовые методы развития памяти


Часто мы тренируем нашу память, даже сами того не замечая.

Например:

  • перебирая в памяти то, что нам нужно купить в магазине, потому что ленимся составить список или просто не хотим с ним носиться;
  • старясь запомнить побольше имен, оказываясь в новой компании или в новом рабочем коллективе;
  • пересказывая кому-то содержание книги или фильма, который нас особо впечатлил;
  • запоминая бренды одежды или косметики, чтобы казаться сведущей перед подругами;
  • осваивая те знания, что касаются нашей работы, чтобы делать карьеру и т.д.

И таких примеров можно привести сколько угодно.

Запоминание новой информации, которая касается нашей бытовой жизни, – один из наиболее популярных и эффективных методов развития способности запоминать.

Постарайтесь составлять поменьше списков, тех же покупок, к примеру, а если и составляете, то лишь для того, чтобы подстраховаться и убедиться, что вы все правильно запомнили.

Я вот сейчас пишу эту статью и вспоминаю свою одноклассницу Олю, которая поражала и нас, и учителей своей великолепной памятью, на лету усваивая информацию.

Все стихи, которые нам задавали выучить наизусть по украинской и зарубежной литературе, она учила на перемене перед уроком.

Оля, смеясь, говорила, что ей просто лень дома тратить на это время.

Но теперь я думаю, что таким образом девочка подсознательно или сознательно изобрела свой метод развития памяти.


Развивать память можно и нужно в любом возрасте.

Важно, использовать для этого все методы.

А еще придерживаться полезных советов психологов:

    Откажитесь от вредных привычек, таких как сигареты и алкоголь.

    Вся эта гадость убивает мозговые клетки.

  1. Проводите хотя бы час в день на свежем воздухе , чтобы клетки вашего получали достаточно кислорода.
  2. Занимайтесь спортом.

    Так вы улучшите кровообращение и активизируете мозговые процессы.

    Высыпайтесь.

    Да, те самые 8 часов, о которых я так часто упоминают в статьях.

    Без них ваша память просто не сможет работать на полную мощность, а мозг не успеет отдохнуть и восстановиться.

    Питайтесь правильно.

    Вы будете гораздо труднее запоминать новую информацию, если ваш организм будет испытывать нехватку фосфорной кислоты и солей кальция.

    Их вы можете получить вместе с твердым сыром, кисломолочными продуктами, яйцами, орехами, печенью, мясом курицы и телятины, жирной рыбой, овощами, фруктами и зеленью.

Методы развития зрительной памяти


Зрительные образы большинство людей запоминает лучше, чем слуховые, тактильные или ароматы.

Поэтому тренировать вид умственной деятельности, о которой мы говорим, нужно именно с запоминания зрительных образов.

Наиболее эффективные методы развития зрительной памяти:

Методы развития слуховой памяти

Слуховая память не менее важна, чем зрительная.

Услышанная информация более длительный срок сохраняется на «жестком диске» мозга, нежели увиденная.

Три наиболее эффективных метода развития слуховой памяти:

    Чтобы тренировать слуховую память, попробуйте читать книжки вслух.

    Если вы будете уделять такому чтению хотя бы 10 минут ежедневно, то уже совсем скоро будете гораздо лучше воспринимать информацию на слух.

    Учите стихи.

    Историю о своей однокласснице Ольге я рассказала вам не случайно, поскольку заучивание стихов, а потом их воспроизведение вслух – отличный метод развития памяти.

    Начните с того, что каждую неделю выучивайте небольшой стих (2–3 строфы), постепенно переходите к более длинным поэзиям, а затем – к поэмам.

    Объясняйте себе и другим людям то, что хотите запомнить сами, например, когда обучаете нового сотрудника.

    Чаще всего этим методом развивают слуховую память учителя, которые вынуждены неоднократно объяснять новый материал ученикам.

Предлагаем вам пройти простенький тест,

насколько хорошо у вас развита слуховая память.

Включаем видео:

Как видите, используя столь простые и бесплатные методы развития памяти , можно существенно улучшить свои мыслительные функции, да и вообще – изменить жизнь к лучшему.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Для того чтобы мозг активизировал все виды памяти, вам необходимо включить в режим дня занятия, направленные на запоминание. Чаще разгадывайте кроссворды, шарады, логические загадки, нужно играть в шахматы и по максимуму заниматься умственным трудом. Старайтесь насыщать мозг кислородом. Для этого оптимально подойдут ежедневные прогулки на свежем воздухе. Тренировать память и внимание можно в любом месте. Например, по дороге на работу или в магазин запоминайте количество людей, которых вы встретили, номера машин, цвет домов и т.д. Позже попробуйте повторить все, что запомнили ранее.

Способ 2

Если вам трудно сосредоточиться и организовать время, то стоит приучить себя фиксировать план на неделю вперед. Такой простой способ позволит не забывать важные детали и все делать вовремя. Достаточно удобно использование гаджетов с функцией напоминания. Подробное расписание, список покупок и дел помогут вам быстро ориентироваться в динамичном современном пространстве.

Способ 3

Рецепторы мозга имеют способность реагировать на запахи, звуки и вкусовые ощущения. Используйте эту возможность для развития памяти. В магазине попробуйте запомнить название парфюма по запаху или разложить на составляющие. Также можно запоминать вкус блюд и ингредиенты.

Эффективными вариантами улучшения внимания являются заучивание стихов наизусть, освоение иностранных языков в течение жизни и метод ассоциирования.

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ

Трудное - запомни!

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые Вы вперед собой. Эти опорные слова все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите, находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных слов.

Начали!

1. Виноград

2. балкон

3. сигареты

4. облако

5. барабан

6. кошка

7. йод

8. бубенчик

9. платье

10. огород

11. полюс

12. визит
13. карман

14. станок

15. агрессия

16. шхуна

17. кобра

бусы

19. пчела

20. баррикада

21. глянец

22. линия

23. марганец

24. шум

25. вьюнок

26. забияка

27. бигуди

28. веселье

29. сметана

30. указка

31. мышь

32. адмирал

33. астероид

34. фарфор

35. кит

36. брат

37. мастер

38. дивизия

39. барышня

40. марка

41. шея

42. гиря

43. аукцион

44. ферзь

45. баян

46. консенсус

47. форма

48. сессия

49. зигзаг

50. телефон.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство слов исходного списка Вам удалось воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно воспроизведенных Вами слов. Это и будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которое Вам удалось вспомнить правильно.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в разговор в сторону. Он перескакивает в одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому, и так далее.

Память помогает нам воспроизводить некогда воспринятую информацию в ситуациях, когда она нам особенно необходима. Считается, что развивается память примерно до 25 лет, затем наблюдается стабильный период, а лет с 50 она постепенно начинает угасать. Однако при постоянной умственной работе трезвая память сохранятся до глубокой старости. При этом ее можно еще и улучшить. Итак, как развить память и стимулировать умственные процессы?

У каждого из нас она развита в разной степени: кому-то чтобы запомнить информацию, нужно ее всего лишь раз услышать или увидеть, а кому-то для этого потребуется определенное время. Поэтому люди часто задаются вопросом о том, как улучшить свою память.

Способов ее развития существует довольно много. Еще вывели мнемонический способ, помогающий запоминать названия предметов с помощью ассоциаций. Они считали, что для лучшего запоминания понятие нужно наполнить чувствами. Вспомните, как мы научились запоминать цвета радуги с помощью фразы, в которой, по сути, охотник и фазан имели очень условное отношение к самой радуге. Однако придумывание таких коротких рассказов и даже сказок - очень эффективный способ для запоминания довольно сложных явлений, понятий и законов.

Один из популярных сегодня способов, помогающих найти ответ на вопрос, - это «умственные карты», разработанные Тони Бьюзеном. Здесь необходимо задействовать мышление, воображение и цвета. Для создания карты информацию нужно записать на листе бумаги в виде солнечного круга с расходящимися лучами, которые детализируют основную информацию, помещенную в круг. Так можно успешно составлять планы, которые быстро запоминаются и удерживаются в голове.

Чтобы быстрее запоминать сложную информацию, переформулируйте ее своими словами и, желательно, проговорите ее вслух. Так вы запомните все гораздо быстрее и надольше.

Комбинируйте способы, используйте упражнения и вы почувствуете, как все сработает.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!