Индивидуальная коррекционная программа «Коррекция застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста. Как избавить дошкольника от застенчивости

Дорогие родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о детской застенчивости. «Мой ребенок скромный, застенчивый, необщительный» - часто говорят родители. А ведь причины такого поведения ребенка могут быть самые разные.

С точки зрения психологии застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести. Застенчивость – широко распространенное явление, которое встречается во всем мире. Формы проявления застенчивости и степень ее тяжести разнообразны в различных странах. Так, например, в Китае застенчивость не является повсеместно распространенной проблемой, в России же это явление встречается весьма часто.

У разных людей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от возраста, вызвавших застенчивость причин и реакции окружающих, застенчивость может проявляться в той или иной степени – от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избежания всяческого общения и появления глубоких неврозов. Основная масса застенчивых людей испытывает застенчивость средней степени тяжести – эти люди в обычном своем состоянии способны нормально общаться, а испытывают затруднения в определенных ситуациях или сталкиваясь с определенным типом людей. Бывает, что застенчивость пытаются прятать за внешней раскрепощенностью, иногда излишней, что может производить неприятное впечатление на окружающих людей.

По внешнему проявлению трудно констатировать наличие у человека такого качества как застенчивость. Тем не менее, такие проявления все же есть.

Выделим основные внешние поведенческие признаки застенчивого человека:

  • человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • стесняется начать и поддержать беседу;
  • не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый человек не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника. Поведение застенчивых людей препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе.

Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей. Вероятно, это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям же недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние, позволяющее бороться с проблемой.

В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников:

Во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях.

Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда.

В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.

Как черта личности, застенчивость начинает функционировать уже в младенческом возрасте, а закрепившись в дальнейшем, приносит много страданий своему владельцу. Есть данные, которые позволяют утверждать, что внешние проявления застенчивости наблюдаются уже в 3–4 месяца, однако с уверенность можно говорить об обнаружении этого качества на втором году жизни. Американские ученые утверждают, что, согласно их исследованиям, дети, которые проявляли крайнюю застенчивость на втором году жизни, обнаруживают ее и в семь с половиной лет.

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Бывает, что такие детки разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естественно, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм». Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого «мутиста» железная воля и очень властный, упрямый характер.

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п.

Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей и недовольство воспитателя.

На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, т.о. он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.

Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр.

Ребенок может быть не застенчивым по природе, а наоборот обладать неуемной жаждой лидерства. Но, не умея ее реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочитает уходить от контактов (подсознательно). Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивый ребенок очень часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать. Таким детям требуется достаточно много времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат. А если взрослый начинает торопить, то ребенок, как правило, вообще прекращает работу. После нескольких таких случаев дети начинают отказываться или отклоняться от выполнения любых заданий.

Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой.

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию.

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают знания о людях, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес. Таковыми могут выступать друзья, родители, родственники, люди старшего возраста, незнакомцы, представители противоположного пола, авторитетные личности (вызывают у детей застенчивость через свое положение или знания).

Застенчивые дети всегда волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-либо действия в незнакомых обстоятельствах, где имеет место возможность критических высказываний других людей, которые излишне требовательных и влиятельных. Можно выделить ряд наиболее характерных для дошкольника ситуаций, вызывающих проявление застенчивости:

  • Нахождение в центре внимания большой группы людей (выступление на утреннике);
  • Более низкий статус, чем у окружающих
  • Решение проблемных ситуаций (ситуации, которые требуют уверенности в себе, новизна обстоятельств, ситуации, требующие оценки, выбора, самостоятельного решения);
  • Нужда в помощи;
  • Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  • Необходимость активной деятельности в кругу людей (сверстников, незнакомых взрослых и пр.)

Между тем помимо личностных и ситуационных факторов развития застенчивого поведения, можно отметить наиболее типичные проявления воспитания, способствующие развитию застенчивости.

Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее.

Гиперопека. Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе. Пуповинная связь с матерью сохраняется долго: до 3 – 4 лет, а у нервных детей и до школы. Взволнованность родителей предается детям и это оказывает влияние на его поведение. Родители часто передают детям свои тревожные ожидания, авторитарность, что порождает детскую застенчивость.

«Кумир» семьи (эгоцентрик). Ребенку внушают, что он – смысл жизни семьи. В такой семье скорее всего наблюдается неадекватно завышенная самооценка и уровень притязания, а не застенчивость.

В результате такого подхода к семейному воспитанию, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов – агрессивные или застенчивые.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.

Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками – мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к стеснительному ребёнку. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача педагога и родителей. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Литература

  1. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть детскую застенчивость – Ярославль/Академия развития, 2007.
  2. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова - М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - С.94-95.
  3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- с. 116-120.
  4. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989, - №3. - С. 71 – 78
  5. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. - Ярославль, 2001.
  6. Луговская А. Если малышу трудно подру­житься – Научная книга, 2012
  7. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка – СПб.: Речь, 2007 – 120 с.

Курсовая работа
Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения застенчивости детей старшего дошкольного возраста...………………… ………………………………………..5
1.1. Понятие застенчивости в современной психологии……………. .….5
1.2. Причины и факторы формирования застенчивости………… …...….9
1.3. Проявления застенчивости у старших дошкольников………..... ....12
Выводы по Главе…………………………………………….………………. 18
ГЛАВА 2. Содержание эмпирической работы по исследованию преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте……………………………...20
2.1.Диагностика застенчивости старших дошкольников…………….... 20
2.2. Игры и упражнения для преодоления застенчивости… …………...25
2.3.Советы родителям застенчивого дошкольника………………..........31
Выводы по Главе……………………………………….……….……….… .…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… ……………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… …………….41

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное - не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
Стеснительность ребёнка в процессе воспитания и обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед группой – стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка страхов.
Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Теоретическое обоснование проблемы застенчивости рассматривается в работах Ф. Зимбардо, Бруно и Д. Бретт, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана, А.Б. Белоусовой, И.В. Дубровиной, И. Зиминой, Н.В. Клюевой, Б.Д. Эльконина и др., но несмотря на это, вопрос остается актуальным. Поэтому мы выбрали данную тему.
Тема: «Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте».
Цель исследования: теоретически обосновать, в процессе эмпирической работы апробировать феномен формирования застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: явление застенчивости.
Предмет исследования: психологические особенности коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:

    Изучить теоретические аспекты застенчивости дошкольников.
    Рассмотреть проявления застенчивости у старших дошкольников.
    Проанализировать диагностический инструментарий изучения застенчивости.
    Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения застенчивости детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие застенчивости в современной психологии
Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем. В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность. Современный вариант теории врожденной застенчивости принадлежит Р. Кеттелу. Согласно этой теории застенчивые люди (тип Н-) рождаются с более чувствительной нервной системой, чем носители Н+. Эта повышенная чувствительность приводит к тому, что человек стремится избегать конфликтов и угрожающих ситуаций. Р. Кеттел считает, что поскольку черты Н- являются врожденными, то никакие события, составляющие опыт человека, не могут их изменить. Р. Кеттел рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он считает, что застенчивые люди отличаются особой чувствительностью и высокой возбудимостью нервной системы, которая особо уязвима для социального стресса .
Бихевиористы полагают, что человек представляет собой продукт того, чему он научился. Он усваивает те действия, которые вознаграждаются, и воздерживается от тех, которые влекут негативные последствия. Согласно этой теории, застенчивость представляет собой приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Она может возникать в силу следующих причин:
- негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах либо на наблюдении за другими;
- отсутствия адекватных навыков общения;
- предчувствия неадекватности собственного поведения, и – как следствие – постоянной тревоги по поводу своих действий;
- самоунижения из-за своей неадекватности .
Психоаналитические подходы к застенчивости оперируют сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил. Застенчивость расценивается как некоторый симптом. Она представляет собой реакцию на неудовлетворенные первичные потребности Ид. Д. Каплан рассматривает застенчивость отчасти как результат ориентации Эго на самое себя (так называемый нарциссизм) .
Травмирующее влияние некоторых событий на застенчивого человека определяется перемещением «большой опасности» из той сферы жизнедеятельности, где эта опасность реально существует. Страх, воплотившийся в симптомы застенчивости, а именно быть отвергнутым, также соотносится с некоторыми событиями, в которых он может воплотиться в более смягченной форме, нежели в связи с реальной опасностью в какой-то иной сфере жизни человека. Другие авторы акцентируют внимание на процессах психологического обособления ребенка от матери и становления ощущения собственной индивидуальности. Если такое обособление осуществляется преждевременно, то в будущем возможно формирование у человека страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх - отличительная черта глубоко застенчивых. Здесь следует отметить, что психоаналитические рассуждения о возникновении застенчивости базируются на примерах патологической застенчивости.
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И.А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:

    В желании спрятать лицо, закрыв его руками или опустив его книзу или в сторону.
    В желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю.
    Глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда.
    Умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, движения совершаются тихо, бесшумно, украдкой» .
К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических рассуждений. К. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия. При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость - как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности .
По определению В. Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на «я» или на некотором аспекте «я», который оказывается «несоответствующим». Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд. Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении .
Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. И.С. Кон определяет застенчивость как «акцентуированное самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие». В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций: возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «Я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности .
Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.

1.2. Причины и факторы формирования застенчивости
Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость. К природным факторам относится темперамент, обусловленный типом нервной системы. Подавляющее большинство застенчивых людей относится к типу меланхоликов и флегматиков. Однако существуют и застенчивые холерики и сангвиники.
К социальным факторам относят тип семейного воспитания.
Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:
Непрятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, либо робкого.
Гиперопека. Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. Ребенок может протестовать против такого положения, что выливается в агрессивность, а может покориться, становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.
Тревожно-мнительный тип воспитания. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.
В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные и застенчивые .

- порядок рождения детей в семье;
- застенчивость родителей.
Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети.
«Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.
Можно выделить комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых:

    локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления;
    эмоциональный дискомфорт, испытываемый при общении с посторонними;
    боязнь любых публичных выступлений; 4) избирательность в контактах с людьми.
    Причины застенчивости также разнообразны, как и ее определение.
Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно-застенчивых.
Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить « перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.
Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.
Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность) .
Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех физическое и нервно-психическое здоровье, личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории «псевдозастенчевых» .
Таким образом, феномен застенчивости имеет чрезвычайное распространение и вызывает озабоченность у застенчивых людей, возникающими у них трудностями в общении и, как следствие, возникновение таких негативных последствий как невротизация, алкоголизм и наркомания.

1.3. Проявления застенчивости у старших дошкольников
Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются в детском саду, где ребёнку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях ребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой.
Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняются на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого .
Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми - и взрослыми, и сверстниками - мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе . Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.
Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребёнку . Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача воспитателя и родителей. Однако в старшем дошкольном к ней приступать может быть поздно. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше .

- эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с посторонними взрослыми (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);
- боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации);
- избирательность в контакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднение в общении с посторонними.
Проявление застенчивости у ребёнка нетрудно заметить. Застенчивость как устойчивая характерологическая особенность выступает в поведении ребёнка достаточно рано. Для ребёнка, не посещающего детский сад или ясли, говорить о застенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапе иногда отмечаются такие её предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-то изменениями обычного распорядка жизни - переезд на дачу, поездка в гости и т.д. .
Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребёнка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан). В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе .
Положение такого ребенка среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, одиночество. В лучшем случае дети не замечают его, безразлично отстраняют, в худшем обращаются с ним насмешливо и грубо. Слабый, беззащитный, застенчивый ребенок не только не в состоянии дать обидчику сдачи, но не может даже пожаловаться, так как скован стеснительностью и страхом перед местью обидчика .
Беззащитность таких детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода, насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт.
Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.
В связи с тем, что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания могут привести к появлению у ребенка невротических расстройств .
Несмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родители часто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нарушение поведения и, более того, личностного развития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видят у других детей, относят к проявлению невоспитанности или нескромности. Обычно они довольны своим ребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Такие родители не различают скромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность - действительно положительное качество, то застенчивость, основанная на полной неуверенности в себе, - недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям в развитии личности .
Уязвимой у застенчивого ребёнка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребёнок одновременно испытывает желание вести себя непринуждённо и страх перед спонтанным выражением чувств .
Для застенчивого ребёнка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным, сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна .
Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.
Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребёнка с другими людьми лежат в сфере его отношения к нему других людей.
Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка (оценивание человеком своих собственных, психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков) , что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивый ребёнок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него к себе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых- родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.
Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребёнка. Её особенность заключается в том, что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога о своём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения .
Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний .
Если не допустить развития застенчивости в старшем дошкольном возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в младшем школьном и юношеском возрасте.

Выводы по Главе
Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем. В психологии существует несколько подходов к этой проблеме.
Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.
Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.
Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы:
- порядок рождения детей в семье;
- система воспитания в семье;
- застенчивость родителей.
Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве.
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности.
Феномен застенчивости имеет чрезвычайное распространение и вызывает озабоченность у застенчивых людей, возникающими у них трудностями в общении и, как следствие, возникновение таких негативных последствий как невротизация, алкоголизм и наркомания.
Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняются на протяжении всего старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Критерии застенчивости детей старшего дошкольного возраста:
- эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с посторонними взрослыми (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);
- боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации);
- избирательность в контакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднение в общении с посторонними.
Если не допустить развития застенчивости в старшем дошкольном возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в младшем и юношеском возрасте.

ГЛАВА 2. Практические рекомендации преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте
2.1. Диагностика застенчивости старших дошкольников
Психологи А.Б. Белоусова, И.В. Дубровина, И. Зимина, Н.В. Клюева,Б.Д. Эльконин и др. считают, что для проведения эффективной коррекции застенчивости необходимо соблюдать принцип единства диагностики и коррекции – как один из принципов психокоррекционной работы.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах:
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение, и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе тщательного предварительного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий».
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.
Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на ребенка. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.
По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется проективная методика «Звери пришли на водопой» .
Описание методики:
Испытуемые делятся на группы по пять-шесть человек. Им предлагается придумать рассказ, начало которого дается: «Звери пришли на водопой и...». Каждый придумывает по одному предложению, не советуясь друг с другом. Далее предлагается инсценировать свой рассказ каждой группе. После этого испытуемые рассказывают, какие чувства они испытывали, и
и т.д.................

Екатерина Артамошкина
Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста (наряду с проблемой страха , агрессивности и др.) является достаточно серьезной, т. к. она может оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка и его социализацию.

Дошкольный возраст – это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость , сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей , которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

Чем старше становится застенчивый ребёнок , тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке» . Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость , поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

Психологи выделяют следующие источники застенчивости :

Страх перед людьми (главный источник застенчивости ) ;

Представления застенчивого ребенка о самом себе;

Очередность рождения (старшинство) ;

Чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу ;

Наследование застенчивости .

Но, как известно фундамент застенчивости , конечно же, закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Проявление застенчивости очень разнообразно : от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

Отношение к себе у застенчивых детей дошкольного возраста характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы : личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя» , а иногда в принятии «маски равнодушия» .

Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.

Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.

Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т. д.) .

На сегодняшний день, разработаны различные программы, направленные на коррекцию застенчивости у детей . В настоящее время за рубежом большой популярностью пользуется так называемый «метод сенсорной интеграции в диалоге» , который предложен и используется немецким эрготерапевтом У. Кислинг.

Под понятием «сенсорная интеграция» она понимает взаимодействие всех органов чувств. В работе со стеснительными детьми У. Кислинг фактически использует андропедагогическую модель сотрудничества, в которой ребенок, родитель и педагог являются своеобразными сторонами равностороннего треугольника.

В России создатели программ, направленных на преодоление застенчивости в дошкольном возрасте , единодушно считают, что преодоление застенчивости у детей данного возраста , прежде всего, связано с поведением педагогов и психологов. В связи с этим педагогам рекомендуется постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением; расширять круг знакомств; дать ребенку определенную (в разумных рамках) свободу действий. Психолог обязан выявить причины данного состояния; направить ребенка в случае необходимости (при обнаружении явной патологии) к соответствующим специалистам; создать благоприятную для него среду.

Кроме этого в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется активно использовать игру. Анализ существующих программ коррекционных занятий позволил выделить несколько групп игр и игровых упражнений, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников . Среди них игры и игровые упражнения, направленные на овладение паралингвистическими, неречевыми средствами общения, речевыми средствами, методами выражения своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей (детей и взрослых ) ; снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу.

В то же время, игры и игровые упражнения каждой группы могут быть разделены жестами на две категории. К первой мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых не регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий детей . Например : игра «Колдун» (игра описана Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной в сборнике «Учим детей общению » )

Содержание. Колдун заколдовывает детей так , что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Другие дети рассказывают словами то, что он показывает.

Игровое упражнение «Различная походка» (предложено В. Леви и описано Л. Строгановой в статье «Как «расколдовать» застенчивого »)

Ко второй категории мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых строго регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий. Например, игра «Живая иллюстрация» .

Игры, регламентирующие время выполнения игровых заданий, являются более сложными для освоения, однако практика показывает, что дети дошкольного возраста любят эти игры , особенно музыкальные. Это притом, что в музыкальной игре музыка является основным «действующим лицом» , определяющим характер, темп, ритм, динамику реакций и движений участников игры.

Многие ученые признают, что музыка, как вид искусства, оказывает влияние на биологическую сущность человека (В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, В. Леви и др.) . Еще И. М. Сеченов указывал на взаимосвязь слуховых и мыслительных ощущений. Б. М. Теплов уточнял : восприятие музыки сопровождается теми или иными двигательными реакциями.

Таким образом, музыка, минуя сознание, способна вызвать определенные реакции человека. Наличие данных реакций, а также их стимуляция извне (в виде похвалы родителей или других людей) являются факторами, побуждающими организм к развертывающейся как во внутреннем, так и во внешнем плане познавательной, а также коммуникативной деятельности.

В освоении музыкальной игры дошкольниками особая роль принадлежит педагогу, организующему этот процесс. Педагог выявляет уровень подготовленности (музыкального развития) ребенка к той или иной музыкальной игре, проводит и разучивает ее с детьми.

Предлагая ребенку новую музыкальную игру, педагог должен знать несколько вариантов ее проведения (легких и более трудных) . Начинать, безусловно, нужно с более легких. Разученную игру необходимо исполнять на занятиях достаточно длительное время. Повторение разученной игры не просто развлекает ребенка, а способствует развитию и формированию различных умений и навыков (в том числе познавательных и коммуникативных) . Каждый вариант музыкальной игры представляет собой определенный уровень развития.

Музыкальная игра «Комплимент» . Дети встают в круг, поют первый куплет песенки, производя необходимый движения. Затем один из детей делает комплимент рядом стоящему ребенку, последний благодарит его за него. Вновь звучит музыка, поется песенка, и ребенок только что получивший комплимент, делает его рядом стоящему и так далее по кругу (возможны и другие варианты игры) .

В коррекционных занятиях с застенчивыми детьми музыку необходимо использовать не только в качестве фона или средства, позволяющего снять психо-эмоциональное напряжение дошкольников . Музыкальная игра способна быть средством вовлечения застенчивого ребенка в коммуникативный процесс, а значит, музыкальные игры должны занять достойное место в коррекционных программах, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников .

Список литературы :

1. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 256 с.

2. Популярная психология : Хрестоматия / В. В. Мироненко. – М.:Просвещение, 1990. – 253 с.

3. Практикум для детского психолога – Изд. 5-е. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 314 с.

4. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е . Е. Алексеева. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

5. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л . И. Катаева. – М.: Книголюб, 2005 г. -156 с. 7.

2 6 249 0

Стеснительность ребенка – это проблема более глубокая, чем думают многие родители. Зажатость, напряженность и подавленность – частые ее спутники. Такому ребенку тяжело общаться с детьми, а в будущем избегание общения может вылиться в неумение выстраивать взаимоотношения с людьми. Поэтому бороться с застенчивостью малыша нужно начинать сразу же, а для этого родителям потребуется особый тактичный подход.

Существует предостаточно причин, почему ребенок стеснительный.

Стеснительность может быть связана с особой восприимчивостью ребенка к критике, с его ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям.

Также отправным пунктом может стать единичная стрессовая ситуация или страх перед ней (например, боязнь выступить перед публикой), непризнание ребенка в коллективе.

Часто стеснительность вызывается неблагоприятным эмоциональным климатом в семье, который подавляет ребенка: чрезмерным контролем, постоянной критикой, запретом выражать свои эмоции. Родители также могут подливать масло в огонь, подчеркивая, что их чадо постоянно стесняется. Ища способы, как побороть стеснительность у ребенка, необходимо искоренить ее причины и помочь подрастающей личности раскрепоститься. Давайте рассмотрим пути, как это сделать.

Вам понадобятся:

Поговорите по душам

Любой ребенок мечтает откровенно разговаривать с родителями.

Когда папа или мама рассказывают случаи из своей жизни, как они прошли через те или иные трудности, вера ребенка в себя укрепляется.

Расскажите своему чаду, как вы смогли справиться с неловкостью и зажатостью (наверняка хоть раз в жизни у любого человека бывают подобные ситуации).

Ребенок должен чувствовать вашу поддержку – скажите, что вы понимаете его страх и неуверенность, нежелание куда-то идти и с кем-то общаться, что вы сами иногда ощущаете нечто подобное.

Своими разговорами вы также должны мотивировать малыша к общению. Покажите все преимущества общения. Например, скажите, что если ребенок переступит через свою робость и заговорит с детьми на площадке, то он сможет найти новых друзей.

Второе направление откровенного разговора – постараться разговорить самого ребенка.

Чаще поощряйте его рассказывать о его делах, делиться эмоциями.

Если ребенок будет раскрывать свой внутренний мир, рассказывать о своих чувствах дома, то это поможет ему раскрепоститься и за его пределами.

Не вешайте ярлыки

Забудьте о том, что ваш ребенок очень стеснительный и не напоминайте ему об этом – без этого побороть застенчивость, скорее всего, не удастся, какой бы комфортной ни была бы домашняя обстановка.

Не называйте свое чадо тихоней, застенчивым ребенком и попросите своих родственников и друзей не отзываться о нем подобным образом.

И вообще избегайте разговоров на эту «скользкую» тему – вы не обязаны отчитываться перед окружающими, почему ваш ребенок «боится людей» или не хочет с кем-то разговаривать. Этим вы закрепляете определенные установки в его поведении.

Используйте ролевые игры

Ролевые игры – отличное средство для тренировки недостающих качеств и умений. В работе с застенчивым ребенком они также уместны. Предложите малышу использовать его игрушки, которым якобы нужно помочь справиться с застенчивостью. Пусть ваше чадо почувствует себя уверенно и продемонстрирует эталон желаемого поведения зайке или мишке.

Больше фантазируйте и проигрывайте ситуации, которые могут напугать или смутить ребенка в реальной жизни.

С детьми постарше можно репетировать ответы у доски или выразительное чтение стиха.

Также ненавязчиво подсказывайте ребенку, какими фразами легче начинать и заканчивать беседу. Репетируйте диалоги до тех пор, пока ребенок не научится свободно ими пользоваться в разных ситуациях общения. Если ребенок испытывает чрезмерную стеснительность и неловкость, можно начать подобные упражнения с телефонных разговоров.

Поощряйте ребенка

Указывать на стеснительность, упрекать ребенка за нее – шаг в никуда. Это только усугубит проблему. Зато поощрение – просто волшебное средство в этой ситуации. Если ребенку удалось переступить через свою застенчивость – обязательно похвалите его, ведь даже малейший шаг стоит для него огромных усилий.

Чтобы усилить мотивацию, оговорите систему поощрений и наград, которые будет получать ребенок за каждую свою победу. Это может быть поход в кино, приготовление любимого блюда малыша и т.д.

Ставьте перед своим чадом доступные цели и мотивируйте его на их достижение, заранее назначая определенную награду к каждой из них.

Не торопите в общении

Особенности застенчивого ребенка таковы, что ему нужно время для привыкания к новым знакомым, к ситуации на детской площадке. Такие дети подолгу наблюдают со стороны, прежде чем включатся в общение. Если такого ребенка торопить и пытаться насильно сблизить с другими детьми, то это надолго оттолкнет его от коллективных игр и взаимодействия с окружающими.

Пусть малыш «прощупает» обстановку, присмотрится к каждому ребенку. Вполне возможно, что через несколько дней он легко пойдет на контакт.

Вы сразу заметите, что он к этому готов: он будет стараться находиться ближе к детям, пытаться играть в те же игры, что и они.

Общение с младшими

Он чувствует свое психологическое превосходство и может прекрасно раскрыться в совместных играх, взяв на себя главенствующую роль.

Если среди ваших знакомых есть маленькие дети, можете предложить своему ребенку-подростку понянчиться с ними, обучить их какой-либо интересной игре, тем самым дав почувствовать себя наставником. Как правило, стеснительные парни и девушки с удовольствием соглашаются на такие предложения, ведь они позволяют им раскрыться полностью, чего не происходит в компании сверстников.

Меньше требовательности и опеки

Чрезмерный контроль и опека – явно не лучшая тактика в воспитании детей.

Если вы задумались о том, как помочь стеснительному ребенку, предоставьте ему свободу действий, эмоций и мысли.

Зажатость, которая взращивается в ребенке дома, легко переходит на его жизнь вне родных стен. Еще с раннего детства давайте малышу возможность делать свой выбор, решать проблемные ситуации, отстаивать собственную точку зрения, чтобы его самооценка в любых обстоятельствах была стабильно высокой (но не завышенной!). Отсюда будут исходить и смелость, и готовность к преодолению преград, и уверенность в себе, и комфортность в любых жизненных условиях.

Другая педагогическая беда – обвал критики на ребенка и высокая требовательность. Это – верный путь к закомплексованности и самоуничижению.

Подчеркивайте успехи ребенка и закрывайте глаза на его неудачи.

К сожалению, многие родители делают все наоборот, считая, что их чадо будет стремиться к большему. Это – глубочайшее заблуждение. Маленький ребенок очень скоро выбьется из сил и не будет больше никуда стремиться, обреченно вздохнув и сделав выводы о своей ничтожности.

Контролируйте потенциальных друзей ребенка

Следите за тем, с кем ваш сын или дочь завязывает дружбу. Часто к стеснительным и робким детям «приклеиваются» абсолютно противоположные личности, подавляя их в психологическом смысле. Эта неравная дружба скорее напоминает рабство: застенчивый ребенок попадает в зависимость от таких ребят. Чтобы избежать таких ситуаций, родители должны контролировать друзей своих детей.

Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.

Особенности застенчивости у дошкольников

Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.

Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.

Природа состояния

Застенчивость - психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.

Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:

  1. Дискомфорт от присутствия в компании других людей.
  2. Неудобство перед самим собой.

Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость - это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.

Признаки застенчивости

Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.

  1. Недостаток лёгкости, спонтанности и раскованности, а также необоснованная напряжённость и импульсивность в общении.
  2. Зажатость, скованность.
  3. Концентрация на своей личности.
  4. Страх совершить ошибку.

Проявления робости в поведении дошкольников:

  • взгляд исподлобья, уход от контакта «глаза в глаза»;
  • молчаливость, затруднение речи;
  • скудная игровая деятельность;
  • отстранённость от событий, которые в действительности вызывают интерес;
  • тихий голос, шёпот;
  • ёрзание на стуле;
  • сутулые плечи.

Ситуации, вызывающие застенчивость:

  • пребывание в центре внимание;
  • выступление с речью перед людьми;
  • новая обстановка;
  • общение с представителями противоположного пола;
  • выполнение задач/игра в группе детей.

Причины чрезмерной скромности у детей

Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:

  1. Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  2. Отсутствие социальных навыков.

Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:

  • наследственность;
  • внутренние психические противоречия;
  • естественная реакция на нарушение установленных границ приличий;
  • самовнушение;
  • слабость центральной нервной системы;
  • стремительное развитие общества, резкие технологические изменения в жизни;
  • кризис внутрисемейных отношений, неполноценные семьи, сосредоточенность родителей на материальных аспектах воспитания;
  • особенности темперамента, нервной системы;
  • чрезмерная опека родителей, полное отсутствие участия в жизни малыша.

Возрастные особенности

Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Последствие развития застенчивости:

  1. Отсутствие радости общения.
  2. Проблемы с поиском друзей.
  3. Недостаток поддержки при коммуникации.
  4. Формирование комплексов, развитие фобий.
  5. Трудности в процессе обучения.
  6. Невозможность полноценной реализации в профессиональной деятельности и личной жизни.

Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.

Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.

Условия коррекции детской застенчивости

В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.

Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:

  1. Постепенно расширять круг общения, формируя и закрепляя необходимые навыки. Важно грамотно работать с остальными участниками коммуникации.
  2. С помощью индивидуального подхода следует укреплять уверенность малыша в себе, учитывая особенности детской личности.

Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:

  • постоянно подпитывать уверенность малыша в себе;
  • привлекать к различным видам деятельности, постепенно усложняя коммуникативную составляющую с другими детьми;
  • расширять круг знакомств - бывать в новых местах, ходить в гости, приглашать знакомых к себе домой.

Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:

  1. Создание мотивации на общение и освоение навыков коммуникации. Для решения этой задачи отлично подходят терапевтические занятия с применением игр, сказок, расслабляющих упражнений.
  2. Обучение навыку самостоятельного установления контакта. Здесь применяются расслабляющие упражнения, коллективные игры, ролевые представления, рисование.
  3. Расширение границ мира эмоций малыша путём разнообразных игр.
  4. Применение освоенных умений коммуникации в творческой среде. Задача решается свободным общением детей, групповыми играми творческого характера с минимальным вмешательством взрослых.

Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:

  • периодичность занятий: 1-2 раза в неделю;
  • фиксация всех поведенческих изменений дошкольника на занятиях;
  • продолжительность одного занятия не более получаса;
  • коррекция длится 7 месяцев;
  • оптимальный возраст: 4-6 месяцев;
  • количество детей в группе: 4-6.

Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.

Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:

  1. Кто вперёд. В центр помещения по кругу ставят стулья. Количество стульев на один меньше, чем число играющих детей. Суть игры проста - дети начинают ходить вокруг стульев. По сигналу они садятся на них. При рассаживании нельзя толкаться. Малыш, не успевший сесть, получает штрафной балл. Проводится несколько раундов. Воспитатель каждый раз объясняет, что оставшийся стоять малыш не садится из-за своей вежливости и воспитанности. Такой подход позволяет сохранить интерес и мотивацию детей в игре, у них пропадает неуверенность и страх.
  2. Поиск сходства. Дети поочерёдно перекидывают друг другу мячик или игрушку. Малыш, кидающий мячик соседу, должен успеть сказать сходство, связывающее его с получающим соседом. Цель игры - сплочение коллектива, выработка привычки свободно общаться в группе.
  3. Динозаврики. Дети изображают динозавров. Игра снимает скованность и убирает страхи при обращении к публике.
  4. Рычание львов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили себя львами. По сигналу: «Рычи, лев, рычи!», дети должны зарычать. Главное, чтобы рык был как можно громче. Игра позволяет помочь очень застенчивым детям преодолеть скованность, замкнутость, нерешительность.

Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:

  • расширять варианты коммуникативного самовыражения малыша;
  • укреплять устойчивость и регуляцию психического состояния;
  • спроектировать систему отношений ребёнок - родитель.

Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:

  1. Активное общение на паритетных, равноправных, уважительных началах. Родители хвалят детей за игровой и познавательный интерес. В процессе общения «не замечаются» неточности или ошибки. Малыши воспринимают себя самостоятельными, способными решать свои вопросы посредством общения.
  2. Формирование тёплых, доверительных и безопасных отношений между детьми и родителями, путём активного участия родителей в жизни малышей (беседы, игры, прогулки).
  3. Повышать самооценку - выстраивать деятельность детей с их частыми успехами в деятельности.
  4. Не сравнивать с другими детьми, не упрекать и не стыдить.
  5. В общении не подрывать авторитет важных людей (бабушки и дедушки, воспитателя, другого родителя).
  6. Проявлять воспитательную последовательность в поощрениях и запретах.
  7. Максимально частое совместное времяпрепровождение.

Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.

Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!