Гражданско-правовое регулирование энергоснабжения. Глава1

Договор энергоснабжения как отельный вид договора купли-продажи занимает особое место среди других ᴇᴦο видов, что обусловлено ярко выраженной спецификой ᴇᴦο предмета - энергии. "Именно особенности объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть"*(294). Снабжение энергией отличается от продажи обычных товаров главным образом тем, что передача энергии как товара покупателю (потребителю) возможна только с использованием специальных технических средств. К их числу в первую очередь относится сеть проводов, по которым энергия, принадлежащая снабжающей организации, течет в сеть потребителя. Следовательно, для осуществления энергоснабжения требуется наличие проводов (электрических, тепловых), соединяющих продавца и покупателя энергии, - присоединенной сети. Снабжение энергией происходит через присоединенную сеть.

Энергия не может рассматриваться как обычный предмет материального мира, как телесная вещь; она представляет собой свойство материи, причем материи, которой придано определенное состояние (напряжение тока, температура воды и т.п.). Это свойство обнаруживается в способности производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для трудовой деятельности и отдыха людей (освещение, вентиляция, отопление и т.п.).

Энергию, с учетом её физических свойств, невозможно накопить в значительных количествах, сохранять ее, подобно другим товарам, на складах, в специальных емкостях. Полезные свойства энергии реализуются в процессе её использования, потребления. Результатом использования должна быть выполненная работа, технологическая операция и т.д. Но сама энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или в инои̌ форме. То, что она существовала и была использована, фиксируется в показаниях приборов учета. Однако энергия, пока она находится в сети, принадлежит тому, кто является собственником сети и (или) источника, вырабатывающего энергию*(295). Среди правомочий снабжающей организации как собственника главное значение имеет право распоряжения энергией, которое реализуется в форме её продажи (отпуска) покупателям (абонентам) либо путем совершения других сделок (например, займа). Наряду с этим некоторое количество энергии снабжающая организация потребляет обычно на собственные нужды.

Правомочия владения, пользования и распоряжения, которые осуществляет абонент в отношении получаемой им энергии, означают возможность направить её по своему усмотрению, с соблюдением действующих правил и условий договора, на обеспечение работы оборудования, различные технологические нужды, на отопление, горячее водоснабжение и т.д. Возможно также и распоряжение энергией (в особенности электрической) путем её перепродажи абонентам.

Кулеша Г. И.

Использование электрической и тепловой энергии является необходимым условием жизни практически любого человека и деятельности предприятия. В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного и бесперебойного энергоснабжения граждан, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. В решении этой задачи немаловажное значение имеет не только оргнизационно-экономические меры, но и надлежащее правовое регулирование. Однако, в настоящее время концептуального правового акта, регулирующего правоотношения, возникающие при энергоснабжении, к сожалению не существует. Содержащиеся в Гражданском кодексе 9 статей (ст.539-548 ГК РФ), касающиеся договора энергоснабжения, не могут полностью урегулировать тот пласт отношений, которые возникают при поставке и использовании электрической или тепловой энергии. Разрозненность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере энергоснабжения, их различный правовой статус, подчас даже противоречивость друг другу, отсутствие единого нормативного акта, подобного отмененным Правилам пользования электрической и тепловой энергией, приводит к многочисленным спорам между энергоснабжающими организациями и абонентами (потребителями) энергии, и, как следствие, совершенно противоположным решениям судов.

В настоящей статье не представляется возможным раскрыть все особенности правового регулирования отношений энергоснабжения. В связи с этим, остановимся лишь на наиболее проблемных вопросах, возникающих при поставке и использовании электрической и тепловой энергии.

Особые свойства электрической энергии: невозможность зрительно обнаружить ее как вещь, неотторжимость процессов ее получения (производства) от потребления - как единого во времени процесса - вызывали и продолжают вызывать дискуссии не только в цивилистической, но и в уголовно-правовой науке. До сих пор нет единого мнения о том, является ли энергия вещью (товаром), которую можно купить или продать как объект права собственности.

Так, еще великий российский цивилист М.М. Агарков отмечал, что электрическая энергия не является ни правом, ни вещью, следовательно, по договору на электроснабжение электростанция обязуется совершить работу, необходимую для доставления потребителю энергии, а не передавать последнему какое-либо имущество. Таким образом, по мнению М.М. Агаркова, договор электроснабжения следует считать договором подряда.

Среди западных цивилистов распространенным является мнение о том, что «юридически энергия может быть выражена только в форме обязательства. Это вещь, определенная всегда родовыми признаками, которые выражаются только в результатах ее использования, и продается в соответствии с единицей измерения. Представляя собой важный объект обязательства, она никогда не может быть объектом права собственности».

Несмотря на существующие споры о юридической природе договора энергоснабжения, законодатель все же отнес его к разновидности договора купли-продажи, хотя и со своими специфическими особенностями. А именно:

Публичность правоотношений, возникающих между сторонами по договору энергоснабжения;

Особенный субъектный состав правоотношений - энергоснабжающая организация является особенным субъектом гражданского права, т.к. относится к субъектам естественных монополий;

Специфический товар - энергия (электрическая или тепловая (горячая вода, пар);

Способ передачи товара - через присоединенную сеть;

Наличие у Абонента энергопринимающего устройства, отвечающего техническим требованиям;

Обязанность Абонента соблюдать предусмотренный договором режим энергопотребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей, приборов и оборудования;

Обеспечение учета поставляемой (потребляемой) энергии;

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;

Взаимозависимость и взаимосвязанность деятельности энергоснабжающей организации и Абонента.

Рассмотрим указанные выше особенности более подробно, при этом останавливаясь лишь на наиболее наболевших и актуальных вопросах.

Как уже отмечалось выше, договор энергоснабжения является публичным. Какие же правовые последствия влечет публичность договора? В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.д.) Пункт 3 этой же статьи предусматривает, что при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора, применяются положения п. 4 ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которыми если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Однако на практике возникает очень много споров, связанных с тем, что не энергоснабжающая организация, а абонент, к сетям которого подключены субабоненты, не желая «обременять» себя обязанностями по передаче и распределению энергии субабонентам, отказываются заключать договор энергоснабжения, ссылаясь на то, что они не являются энергоснабжающими организациями, не являются монополистами, а, следовательно, свободны в заключение договора (ст. 421 ГК РФ), или на то, что они осуществляют не энергоснабжение, а оказывают услуги по передаче энергии, которые не носят публичный характер.

Выше отмечалось, что в настоящий момент отсутствует нормативный акт, подобный Правилам пользования электрической и тепловой энергией, что в свою очередь, еще больше усугубляет и без того незавидное положение субабонентов.

Кроме того, в последнее время совершенно не понятную позицию занял законодатель в сфере лицензирования. Как это не парадоксально, но в соответствии с действующим Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» такая потенциально опасная деятельность как производство электрической (тепловой) энергии лицензированию не подлежит. В то время как «прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии» лицензируется в рамках деятельности по эксплуатации электрических или тепловых сетей. Что это? Законодательный «ляп» или успешное лоббирование интересов производителей электрической и тепловой энергии. Складывается достаточно «забавное» положение» - ТЭЦ, котельным в части производства лицензия не нужна, а несчастным Абонентам, к сетям которых присоединены субабоненты - лицензия нужна. В сложившейся ситуации можно понять тех абонентов, которые не хотят обременять себя договорными отношениями с субабонентами.

Несмотря на то, что Правила пользования электрической и тепловой энергией отменены, все-таки представляется возможным их использование, но в качестве обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ - обычаем делового оборота признается сложившееся в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством).

Так, в соответствии с пунктами 1.2.6, 1.4 указанных Правил потребитель был обязан по требованию энергоснабжающей организации, при наличии установленной ее технической возможности, присоединять к своим сетям энергоустановки других потребителей (субабонентов). К сожалению, в настоящий момент указанная норма не нашла своего отражения ни в одном нормативном акте. Хочется верить, что в новых Правилах пользования электрической и тепловой энергией подобная обязанность абонента все же будет предусмотрена. При этом структура взаимоотношений между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом может быть совершено различна:

Тройственный договор, котором энергоснабжающая организация подает энергию, абонент ее частично использует для собственных нужд, а частично «передает» (транспортирует) субабоненту, субабонент оплачивает энергоснабжающей организации стоимость фактически потребленной энергии, а абоненту стоимость «услуг по передаче» или компенсацию за эксплуатацию сетей абонента;

Два совершенно самостоятельных договора - энергоснабжающая организация - Абонент, Абонент- субабонент;

Комплекс договорных отношений - 1. договор энергоснабжения между Абонентом и энергоснабжающей организацией; 2. договор энергоснабжения между Субабонентом и энергоснабжающей организацией; 3 договор ограниченного пользования присоединенной сетью между Абонентом и Субабонентом.

Однако, в рамках действующего законодательства реализация подобных договорных связей наталкивается на отказ Абонента заключить договор энергоснабжения (оказания услуг по передаче энергии и т.д.) со ссылкой на то, что отношения между абонентом и субабонентом - это отношения не энергоснабжения, а оказания услуг, которые не являются публичными. Сложность данной ситуации усугубляется еще и необходимостью для Абонента получить лицензию на прием, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Арбитражная практика в указанном случае весьма противоречива. Очевидным представляется решение Арбитражного суда только в случае отказа от заключения договора энергоснабжения (оказания услуг по передаче энергии) со стороны специализированных организаций, входящих в реестр организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2002 г. № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и те

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Гражданское право"

"Гражданско-правовое регулирование энергоснабжения"

Хабаровск 2011

договор энергоснабжение гражданский кодекс

  • Введение
    • 2.1 Понятие и виды договора энергоснабжения
    • 2.2 Элементы договора энергоснабжения
    • 2.3 Содержание договора энергоснабжения
    • 2.4 Изменение и расторжение договора энергоснабжения и ответственность за его нарушение
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

На рубеже XIX--XX вв. энергоснабжение стало необходимым элементом жизни общества, обязательным условием развития экономики. В снабжении энергией в той или иной форме нуждается большинство используемых современной цивилизацией предметов: электрические машины, производственное оборудование, жилища, электронные устройства и др. Правовой формой, опосредующей процессы потребления энергии, и выступает договор энергоснабжения.

С точки зрения классификации объектов гражданских прав энергия является движимой, простой, делимой, потребляемой вещью, определяемой родовыми признаками. Естественная специфика этого товара обусловливает ряд существенных особенностей его оборота. Это - непрерывность (неразрывность) процессов производства, транспортировки и потребления энергии, ограниченная возможность ее хранения (складирования), влияние деятельности потребителей на качество товара, наличие единых систем энерго- и газоснабжения в масштабах страны. Обычно передача энергии потребителю невозможна без использования специальных технических средств, соответствующей инфраструктуры: линий электропередач, газо- и водопроводов, трансформаторных и насосных станций и т. д. Потребление энергии также требует специального оборудования: инженерных коммуникаций, контрольно-измерительных приборов, средств обеспечения безопасности. Система технических устройств, обеспечивающих получение и безопасное использование энергии потребителем, называется присоединенной сетью.

Возможность передачи и потребления энергии только через присоединенную сеть является одной из главных особенностей договора энергоснабжения. Этот признак присущ и другим договорам - о теплоснабжении, газоснабжении, снабжении нефтепродуктами, водой и т.д., что позволяет говорить о существовании особой группы договоров о снабжении продукцией через присоединенную сеть (в число которых входит и сам договор энергоснабжения).

Энергоснабжение рассматривается законодателем как деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности населения (ст. 142 Трудового кодекса РФ).

Столь масштабная роль энергоснабжения предполагает развернутое и детальное правовое регулирование, которое пока вряд ли можно считать достаточно разработанным и адекватным складывающимся социальным потребностям.

Современный цивилизованный человек не представляет себе жизни без энергии. Это так естественно - тепло и свет в доме, газовая или электрическая плита на кухне, работающий лифт, электрические бытовые приборы, персональный компьютер, бензин в баке автомобиля, больницы, банки; но все это не может работать без энергии. Энергия проникает во все сферы человеческой жизни. Потребление энергии стало условием существования человечества.

Актуальность темы исследования также определяется рядом теоретических и практических вопросов, которые возникают в правовом регулировании отношений по электроснабжению.

Электроснабжение в России является вопросом национального масштаба в силу своего экономического веса и социальной значимости. Электроснабжение во многом определяет качество жизни населения.

В этой связи становится очевидной важность договора электроснабжения, который заключается по поводу специфического товара - электрической энергии и требует особого правового регулирования.

Целью моей курсовой работы является изучение правового регулирования энергоснабжения.

Для достижения данной цели мною решались следующие задачи: была обозначена сфера применения договора энергоснабжения; дано понятие договора энергоснабжения, перечислены его виды; рассмотрены элементы договора энергоснабжения, изучено его содержание; а также условия изменения и расторжения договора энергоснабжения и ответственность за его нарушение; в последней главе изучены проблемы правового регулирования энергоснабжения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных авторов в области гражданского права, в частности в области изучения договоров энергоснабжения.

Глава 1. Сфера применения договора энергоснабжения

Договор энергоснабжения рассматривается в Гражданском кодексе РФ (далее ГК) в качестве одного из отдельных видов договора купли-продажи (§ 6 гл. 30).

В юридической литературе преобладает мнение о том, что договором энергоснабжения охватываются все отношения, складывающиеся при снабжении электрической, тепловой энергией и газом. Во всяком случае, все соответствующие договоры рассматриваются как однотипные, что позволяет выделить самостоятельный договор энергоснабжения. Вряд ли, однако, можно согласиться с тем, что договоры на снабжение тепловой энергией, газом и другими товарами через присоединенную сеть представляют собой разновидности договора энергоснабжения. Дело в том, что передача (доставка) энергии (нефти, газа, ресурсов, других товаров) через присоединенную сеть является технической особенностью исполнения обязательств, вытекающих из подобных договоров, и сама по себе никак не может служить видообразующим признаком для выделения самостоятельного типа или даже отдельного вида гражданско-правового договора (например, вида договора купли-продажи). Так, в правоотношениях, объектом которых является не энергия, а иные ресурсы и другие товары, передача их покупателю (потребителю) через присоединенную сеть является лишь одним из возможных способов исполнения обязательств. Ту же нефть или нефтепродукты можно доставить покупателю в цистернах, а газ - в баллонах. Подобные отношения будут регулироваться договором поставки или купли-продажи. В качестве критерия выделения в отдельный вид купли-продажи договора энергоснабжения ГК рассматривает объект данного договора - энергию. Именно особенности данного объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 539 ГК договором энергоснабжения регулируются лишь такие отношения снабжения через присоединенную сеть, когда через нее передается энергия, а не любые ресурсы или товары. Что же касается положений ст. 548 ГК о распространении действия правил о договоре энергоснабжения на некоторые другие правоотношения (по терминологии ст. 548 ГК - "иные договоры"), то это не более чем прием законодательной техники, призванный компенсировать отсутствие норм, регулирующих соответствующие договоры.

Необходимо также обратить внимание на различный подход законодателя к договорам, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, и к иным договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами. В первом случае, учитывая, что речь идет о договоре энергоснабжения, объектом которого является тепловая энергия, законодатель предусмотрел возможность регулирования указанного договора иными федеральными законами и иными правовыми актами, имея в виду, что в них могут содержаться правила, относящиеся к специфическим особенностям тепловой энергии. Во втором случае, когда законодатель говорит об иных договорах на снабжение товарами, не являющимися энергией, которые объединяет с договором энергоснабжения лишь то, что при их исполнении также используется присоединенная сеть, применяются нормы о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, договором энергоснабжения охватываются лишь те правоотношения, которые складываются при снабжении потребителей через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией. Что касается иных договоров, предметом которых является снабжение потребителей через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, то они формально не относятся к договорам энергоснабжения. Например, применительно к отношениям по снабжению газом через присоединенную сеть (по трубопроводам) еще в 60-е годы ХХ в. Были высказаны серьезные возражения по поводу выделения самостоятельного договора на снабжение электрической, тепловой энергией и газом через присоединенную сеть в связи со значительным сходством условий договора поставки и снабжения газом, а также практическими трудностями, вызываемыми квалификацией договора на снабжение газом промышленных предприятий как договора особого вида, а не разновидности договора поставки. Правовое регулирование отношений по снабжению потребителей газом в последние годы также исходит из того, что такие отношения (с участием юридических лиц) должны опосредоваться именно договором поставки газа, а не договором энергоснабжения.

Вместе с тем, подобный подход к регулированию отношений, связанных с поставками (снабжением) газа через присоединенную сеть, вызывает серьезные возражения, поскольку по своему содержанию положения, содержащиеся в Правилах поставки газа, по сути, представляют собой детализацию правил ГК о договоре энергоснабжения, а применение к указанным правоотношениям норм ГК о договоре поставки может породить немало проблем. К примеру, непонятно, как к этим правоотношениям должны применяться нормы ГК об обязанности поставщика, допустившего недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде поставки (ст. 511); об обязанности покупателя в определенных случаях принять поставленный товар на ответственное хранение (ст. 514); о правомочиях покупателя в случае поставки ему товаров ненадлежащего качества требовать замены поставленного товара (ст. 518, 475) и некоторые другие. Логичнее было бы допустить субсидиарное применение к правоотношениям, складывающимся при снабжении газом через присоединенную сеть, правил ГК о договоре энергоснабжения. Однако это -- вопрос целесообразности, а не юридической квалификации соответствующего договора. Кроме того, необходимо отметить, что к правоотношениям, складывающимся при снабжении газом через трубопроводные сети физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, при отсутствии специальных правил, их регулирующих, подлежат применению правила ГК о договоре энергоснабжения.

Еще одним критерием, позволяющим определить сферу применения договора энергоснабжения, является субъектный состав регулируемых им отношений: в качестве обязательного участника таких правоотношений выступает лицо, потребляющее энергию (потребитель, абонент) (п. 1 ст. 539 ГК).

В отношениях между различными энергосистемами, а также между энергосистемами и производителями энергии, наряду с договором на снабжение электроэнергией, заключаемым между энергоснабжающей организацией и организацией-потребителем электроэнергии, используются договоры на переток электроэнергии и на снабжение энергосистем электроэнергией от блок-станций, которые не могут квалифицироваться в качестве договора энергоснабжения (или его разновидности), поскольку в них не участвуют потребители энергии. В связи с этим невозможно согласиться и с мнением о том, будто договор энергоснабжения имеет такие "разновидности, как: договор снабжения электрической энергией, договор о реверсных перетоках электроэнергии, договор о взаимном резервировании электроснабжения, договор снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и другие".

Глава 2. Гражданско-правовое регулирование энергоснабжения

2.1 Понятие и виды договора энергоснабжения

Договором энергоснабжения называется договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту), которая обязуется оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (п. 1 ст. 539 ГК).

Договор энергоснабжения является консенсуальным, возмездным, взаимным. В силу прямого указания п. 1 ст. 426 ГК это - договор публичный, однако требовать его заключения абонент вправе лишь при наличии у него необходимого энергопринимающего оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК).

В зависимости от предмета и состава участников договора энергоснабжения выделяются такие его разновидности, как: договор о реверсивных перетоках электроэнергии, договор о взаимном резервировании электроснабжения, субабонентский договор энергоснабжения и др. Выделение особых видов энергоснабжения, обусловленных только личностью потребителей (производственных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений, других некоммерческих организаций и т. п.), нецелесообразно, поскольку эти особенности влияют в основном лишь на цену договора. Однако специфика энергоснабжения абонентов-граждан проявляется и в особом характере прав и обязанностей сторон по договору, что позволяет выделить его в особый вид договора энергоснабжения.

Существующая конструкция субабонентского договора, предусмотренная ст. 545, неудачна. Ведь субабонентский договор существует в сфере, которая всегда была естественной монополией: потребителям электроэнергии обычно не приходится выбирать, с каким именно контрагентом вступать в договорные отношения.

Существенно важно и то, что огромное множество потребителей (и физических, и юридических лиц) может получать энергию не иначе как с помощью инфраструктуры (сети, подстанции и т. п.), принадлежащей другим абонентам, поскольку во многих случаях получить энергию напрямую от энергоснабжающей организации технически невозможно. Эта особенность энергоснабжения конечных потребителей принципиально важна для судьбы субабонентских договоров. Ведь в отличие от договора энергоснабжения, который является публичным (следовательно, от его заключения энергоснабжающая организация уклониться не может), субабонентский договор к числу публичных не относится.

Поэтому конечный потребитель не может понудить другого потребителя заключить с ним субабонентский договор. С другой стороны, и энергоснабжающая организация не может официально заставить абонента предоставить его сети для передачи (транзита) энергии субабоненту - конечному потребителю. Как же в таком случае организовать энергоснабжение?

Решить эту проблему помогло бы выделение в ГК самостоятельного вида договоров на передачу и распределение (транзит) энергии. Для организаций-владельцев электросетей такой договор, очевидно, носил бы публичный характер. Обязательность заключения договоров транзита энергии для иных владельцев электрических сетей (потребителей) можно было бы специально предусмотреть в законе аналогично договорам с участием сетевых организаций. При таком подходе существование субабонентских договоров с участием "промежуточных потребителей", владеющих собственной сетевой инфраструктурой, окажется излишним.

2.2 Элементы договора энергоснабжения

Сторонами договора энергоснабжения могут выступать граждане и юридические лица. Продавцом по договору обычно является предприниматель - энергоснабжающая организация (электростанция, производитель или перепродавец газа). В целях развития конкуренции на отдельных товарных рынках (например, электроэнергии) государство устанавливает специальные требования к субъектному составу договоров энергоснабжения. Так, продажа и покупка электрической энергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляются на основании договоров с Российским акционерным обществом "ЕЭС России" или уполномоченными им организациями. Соответственно, "ЕЭС России" выступает либо как покупатель, либо в качестве продавца электроэнергии. В отдельных случаях продавцом по договору энергоснабжения может выступать первичный потребитель, передающий принятую им энергию другому лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжающей организации.

Покупателем (абонентом) по договору может быть как юридическое лицо (в том числе перепродавец), так и гражданин.

Предметом договора энергоснабжения (в более широком смысле - договора о снабжении продукцией через присоединенную сеть), который является его единственным существенным условием, обычно выступает энергия (в различных формах) или энергоносители, т. е. вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ). В силу прямого указания п. 2 ст. 548 ГК предметом этого договора могут быть также и другие товары: нефть, нефтепродукты, вода, причем этот перечень является открытым. Как же определить круг товаров, которые могут продаваться на основе договора энергоснабжения? Если передача и использование продуктов получателем возможны только с помощью специальной присоединенной сети, их оборот будет осуществляться в форме договора энергоснабжения.

Цена договора в большинстве случаев определяется не самими сторонами, а утвержденными государством тарифами. Они различаются в зависимости от субъектного состава договора и периодически индексируются с учетом темпов инфляции.

Договор энергоснабжения, по общему правилу, считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 540 ГК). Однако договоры с участием юридических лиц обычно содержат условие о сроке, продолжительность которого определяется самими сторонами. Пункты 2 и 3 ст. 540 ГК устанавливают специальные правила о сроках, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей энергией. Так, договор, заключенный на срок, считается продленным на тот же срок, если до его окончания ни одна из сторон не заявит об обратном. Если же стороной внесено предложение о заключении нового договора, то прежнее соглашение продолжает действовать вплоть до замены его новым.

Форма и порядок заключения договора различаются в зависимости от личности абонента и целей использования товара. Так, договор на энергоснабжение юридических лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети в установленном порядке (п. 1 ст. 540 ГК). Это правило имеет двоякое значение. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может заключаться путем совершения конклюдентных действий - подключения к сети (без облечения в письменную форму). Во-вторых, такой договор, совершенный в письменной форме, вступит в силу лишь с момента фактического подключения к сети.

2.4 Содержание договора энергоснабжения

Главной обязанностью продавца является подача абоненту энергии (энергоносителей): а) в определенном количестве; б) с соблюдением согласованного режима подачи; в) установленного качества.

А. Количество подаваемой энергии, как следует из толкования пп.1 и 2 ст. 541 ГК, относится к существенным условиям договора лишь тогда, когда абонентом является юридическое лицо или гражданин, использующий энергию для предпринимательских целей.

Одна из особенностей условия о количестве в договоре энергоснабжения состоит в том, что оно определяет предельное количество энергии, которое вправе получить абонент. Фактическое количество потребленной энергии, как правило, меньше установленного договором максимума и определяется в соответствии с данными учета (например, показаниями электросчетчика).

В большинстве случаев договор энергоснабжения дает абоненту право изменить количество принимаемой энергии в одностороннем порядке (условие "около"), возместив при этом дополнительные расходы продавца.

Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе получать ее в любом необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК). Следовательно, в таком договоре энергоснабжения условие о количестве не относится к существенным.

Особенность энергии в физическом смысле - в тесной взаимосвязи ее количественных и качественных характеристик. Поэтому любое нарушение условия о количестве неизбежно влечет изменение качества (при прочих равных условиях). Таким образом, подача энергоснабжающей организацией меньшего, нежели согласованное сторонами, количества энергии означает либо перерыв в подаче (т. е. нарушение режима), либо ухудшение качества энергии1. Соответствующим образом определяются и последствия такого нарушения.

Б. Режим подачи энергии, т. е. количество и качество энергии, передаваемой в разное время, определяется соглашением сторон.

По общему правилу, снабжение энергией должно производиться путем ее непрерывной подачи абоненту. Однако договор может предусматривать и условия о перерывах (прекращениях) и ограничениях подачи (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 546 ГК). Также снабжение энергией может прерываться (прекращаться) или ограничиваться энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке для предотвращения или ликвидации аварий (п. 3 ст. 546 ГК).

В отличие от условий об ассортименте купли-продажи и периодичности поставок режим (график) подачи энергии является существенным условием договора (если абонент - юридическое лицо или гражданин-предприниматель). Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе потреблять ее в любом режиме.

Нарушение согласованного режима подачи энергии влечет применение к энергоснабжающей организации мер гражданско-правовой ответственности. Однако основания ответственности зависят от причины нарушения. Так, ответственность энергоснабжающей организации за перерыв в подаче энергии наступает только при наличии ее вины, если перерыв произошел по причинам, допускаемым законодательством (например, вследствие аварии в присоединенной сети). В остальных случаях энергоснабжающая организация несет ответственность на началах риска.

В. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям государственных стандартов и другим обязательным правилам. Отдельные качественные показатели устанавливаются соглашением сторон договора (например, напряжение электроэнергии, температура горячей воды, давление газа). Способы определения качества энергии, учитывая их техническую сложность, обычно регулируются в императивном порядке специальными нормативными актами (как правило, ГОСТами), реже - соглашением сторон.

Нарушение энергоснабжающей организацией условия о качестве дает абоненту право отказаться от оплаты такой энергии, а также взыскать убытки в форме реального ущерба. Но, если он все же использовал недоброкачественную энергию, энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что он неосновательно сберег вследствие использования этой энергии по правилам о неосновательном обогащении (п. 2 ст. 1105 ГК).

Дополнительные обязанности энергоснабжающей организации предусмотрены для договоров с абонентами-гражданами, использующими энергию для бытового потребления. В этих случаях энергоснабжающая организация должна обеспечивать безопасность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 543 ГК), а также несет другие обязанности.

Обязанности абонента по договору энергоснабжения значительно отличаются от обязанностей покупателя при купле-продаже и включают: а) обеспечение безопасности потребления энергии; б) соблюдение установленного режима потребления; в) оплату принятой энергии; г) информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Отдельными разновидностями договора энергоснабжения могут устанавливаться дополнительные обязанности абонента. Так, при снабжении абонента тепловой энергией он обязан возвращать энергоснабжающей организации обратную сетевую воду (при получении горячей воды) или конденсат (при получении пара).

А. Потребитель обязан обеспечивать безопасность использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п. 1 ст. 543 ГК). Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих энергию для бытовых нужд (п. 2 ст. 534 ГК). Однако граждане-потребители должны соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией (п. 4.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг), в том числе поддерживать в исправном состоянии соответствующие устройства и приборы (краны, газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т. п.).

Б. Соблюдение абонентом режима потребления энергии, установленного законодательством и договором, необходимо для обеспечения интересов других абонентов. Так, перерасход энергии одними абонентами (особенно в период пиковых нагрузок энергосистемы) может сказаться на подаче ее другим в необходимом количестве.

Кроме того, вследствие несоблюдения режима потребления может пострадать и качество энергии. Применительно к электроснабжению законодательство специально регулирует обязанность промышленного потребителя поддерживать качество электроэнергии на соответствующем уровне.

Нарушение установленного режима потребления дает энергоснабжающей организации право на взыскание с абонента реального ущерба, а в некоторых случаях - неустойки.

В. Абонент должен оплачивать принятую им энергию. Поскольку обязанности принятия энергии по договору энергоснабжения не существует, абонент оплачивает только фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета (п. 1 ст. 544 ГК).

Порядок и сроки расчетов за энергию определяются законодательством или соглашением сторон. Так, оплата электрической и тепловой энергии, а также газо- и водоснабжения гражданами-потребителями производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за оплачиваемым (п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг). Сроки расчетов по договорам между юридическими лицами определяются соглашением сторон.

Просрочка оплаты энергии абонентом свыше определенного срока дает энергоснабжающей организации право прекратить подачу энергии. Кроме того, возможно взыскание с абонента неустойки, размер которой определяется либо соглашением сторон (в договорах с участием юридических лиц), либо нормативным актом (в договорах энергоснабжения граждан).

Г. Абонент обязан немедленно сообщать энергоснабжающей организации обо всех авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п.1 ст. 543 ГК), независимо от того, по чьей вине они произошли. Это - своеобразный аналог условия, предусмотренного ст. 483 ГК. Закон не устанавливает специальных последствий нарушений этой обязанности. Следовательно, они влекут применение общих мер гражданской ответственности в форме возмещения реального ущерба.

В дополнение к общим правам покупателя, предусмотренным § 1 главы 30 ГК, по договору энергоснабжения абонент имеет право: во-первых, принять нужное ему количество энергии в пределах, предусмотренных договором, что означает и возможность одностороннего отказа абонента от принятия энергии; во-вторых, с согласия энергоснабжающей организации передать принятую им энергию субабоненту (ст. 545 ГК).

2.5 Изменение и расторжение договора энергоснабжения и ответственность за его нарушение

Для отношений, связанных с энергоснабжением потребителей, особое значение имеет обеспечение стабильности договорных связей. Поэтому в случаях, когда истекает срок действия договора энергоснабжения и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, договор энергоснабжения считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Не допускается пауза в договорных отношениях и в тех случаях, когда по предложению одной из сторон заключается новый договор. До этого момента условия старого договора сохраняют свою силу.

Гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Обязательными условиями реализации гражданином этого права являются уведомление энергоснабжающей организации об одностороннем расторжении договора, а также полная оплата использованной энергии (п. 1 ст. 546 ГК).

Когда абонентом в договоре энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 546 ГК). Согласно ст. 523 ГК существенным нарушением договора поставки, которое может служить основанием для одностороннего отказа от исполнения договорных обязательств и применимо к договору энергоснабжения, является неоднократное нарушение сроков оплаты товаров. Следовательно, энергоснабжающая организация вправе отказаться от договора энергоснабжения только при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты полученной энергии.

Порядок совершения действий по одностороннему отказу от исполнения договора и их последствия определяются на основании п. 4 ст. 523 ГК, согласно которому договор считается измененным и расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

Вместе с тем законом или иными правовыми актами могут быть установлены случаи, исключающие одностороннее расторжение договора энергоснабжения по инициативе энергоснабжающей организации (абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК). Ряд правовых актов, не допускающих прекращения энергоснабжения определенных групп потребителей, были приняты Правительством РФ в виде перечней стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению (воинские части; исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы, воинские части и другие объекты МВД России; федеральные ядерные центры и организации, работающие с ядерным топливом и материалами; организации по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, выполняющие государственный оборонный заказ; системы, обеспечивающие противопожарную безопасность и сигнализацию, и некоторые другие) или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов. В настоящее время Правительством РФ с этой целью установлены особые условия поставок газа и их оплаты, обязательные для включения в договоры на его поставку таким бюджетным организациям.

В отношении некоторых потребителей энергии, допустивших неоднократное нарушение сроков ее оплаты, предусмотрен специальный порядок действий энергоснабжающих и газоснабжающих организаций по ограничению и прекращению подачи (подачи) топливно-энергетических ресурсов.

Так, к предприятиям, подача топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит прекращению или ограничению ниже аварийной (технологической) брони, применяется Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1 (с изменениями от 17 июля 1998 г.).

Согласно названному порядку при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения. Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем.

Традиционно ответственность энергоснабжающей организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств носила ограниченный характер, причем регламентировавшие эти отношения ведомственные правила зачастую сводили ее к чисто символическим значениям. Определенные ограничения ответственности энергоснабжающей организации устанавливает и действующее законодательство (ст. 547 ГК). Однако теперь в случае нарушения обязательств по договору и энергоснабжающая организация, и абонент несут одинаковую (ограниченную) ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба. Таким образом, как в отношении энергоснабжающей организации, так и абонента не допускается взыскание убытков в виде упущенной выгоды.

В случаях, когда энергоснабжающей организацией допущен перерыв в подаче энергии абоненту в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, она отвечает за нарушение договора при наличии ее вины (п. 2 ст. 547 ГК). В остальных случаях при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств сторон, вытекающих из договора энергоснабжения, подлежат применению общие положения об основаниях и условиях ответственности за нарушение гражданско-правового обязательства. Энергоснабжающая организация при исполнении своих обязательств по договору энергоснабжения находится в положении стороны, осуществляющей предпринимательскую деятельность, поэтому в случае нарушения договора она несет ответственность независимо от своей вины, как, впрочем, и ее абоненты, являющиеся коммерческими организациями или гражданами-предпринимателями, если они получают энергию для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК). Если же в роли абонента выступает некоммерческая организация, например учреждение, финансируемое из бюджета, то ответственность такого абонента за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору энергоснабжения (к примеру, за несвоевременную оплату полученной энергии) строится на началах вины, бремя доказывания отсутствия которой возлагается на абонента.

Ответственность сторон по договору энергоснабжения может применяться не только в форме убытков (прямого ущерба), но и в форме законной или договорной неустойки. За несвоевременную оплату полученной электрической или тепловой энергии абонент может быть привлечен в ответственности как за нарушение денежного обязательства. В данном случае это означает его обязанность по требованию энергоснабжающей организации (продавца товара) уплатить проценты в соответствии со ст. 395 ГК (п. 3 ст. 486 ГК).

Глава 3. Проблемы правового регулирования энергоснабжения

Анализ действующего в области энергоснабжения законодательства, а также практики его применения со всей очевидностью свидетельствует о его несовершенстве. Обращают на себя внимание традиционная множественность и низкое качество нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Большинство норм данных актов в силу их несовершенства и двусмысленности настолько запутаны, что порой разобраться в них невозможно даже правоприменителю.

Имеет место неопределенность во многих существенных аспектах энергоснабжения, среди которых особо нужно выделить вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетике, в частности отношений между абонентом и субабонентом.

Некоторые специалисты считают эти взаимоотношения неурегулированными, поскольку в соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, в Гражданском кодексе передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность абонента. Это означает, что абонент может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основной и не носит публичного характера.

Следует отметить, что проблема квалификации договорных отношений между абонентом и субабонентом не решена и с принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", подвергшего коренному изменению правоотношения в рассматриваемой области.

По мнению многих исследователей, анализ указанных изменений свидетельствует о стремлении законодателя "уйти" от привычных терминов (энергоснабжающая организация, абонент, субабонент), соответственно отказавшись от принципа разграничения субъектов рассматриваемых отношений в зависимости от последовательности расположения (присоединения) энергетических объектов в цепочке прохождения электрической энергии. Между тем изменение терминологии само по себе не является решением проблем, возникающих у субабонентов и абонентов. Например, нет возможности однозначно решить, какой тип договора должен быть заключен между субабонентом и абонентом с учетом того, что абонент не является энергоснабжающей сбытовой организацией и может не отвечать признакам территориальной сетевой организации.

По-прежнему не урегулированной остается проблема с так называемыми неотключаемыми потребителями электрической энергии. Примером тому может служить Указ Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства. В целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и др.), а также исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, любое ограничение или прекращение отпуска им топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, воды, газа) классифицируется этим Указом как действие, нарушающее безопасность государства.

Таким образом, поставщикам энергии сформулирован имплицитный запрет на ограничение или прекращение отпуска энергии организациям, обеспечивающим безопасность государства. В данной связи вполне обоснованным представляется вопрос о соответствии упомянутого нормативного положения п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ в части невозможности прекращения (ограничения) при определенных обстоятельствах подачи энергии данным организациям.

Так, согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Помимо этого прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче (прекращение) или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускается также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления абонента (п. 3 ст. 546 ГК РФ).

Исходя из приведенных норм ГК РФ, ограничение или прекращение отпуска электроэнергии организациям, обеспечивающим безопасность государства, представляется правомерным при условии: 1) когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан; 2) нарушения абонентом обязательств по оплате энергии; 3) необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации.

К недостаткам нормативного регулирования энергоснабжения можно отнести также следующие обстоятельства.

В пунктах 2 и 3 ст. 546 ГК РФ установлена обязанность энергоснабжающей организации по предупреждению абонента о предстоящем перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии. Между тем законодателем не определены конкретные сроки данного уведомления. В данной связи энергоснабжающая организация вправе проинформировать абонента о предстоящем перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии в любой удобный для себя срок, и маловероятно, что при этом энергоснабжающей организацией будут учтены интересы и технологические особенности деятельности абонента. Очевидно, что подобные "правомерные" действия энергоснабжающих организаций могут повлечь нанесение абоненту непоправимых убытков, выход из строя дорогостоящего оборудования и даже смерть людей.

И без того не простую ситуацию в энергоснабжении усложнило принятие Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", дополнившего ст. 539 ГК РФ п. 4, в соответствии с которым к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила ГК РФ о данном договоре применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Другими словами, положениям ГК РФ о договоре энергоснабжения придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер, а роль данных положений ГК РФ, по сути, сведена к восполнению пробелов в законодательном регулировании электроснабжения. Учитывая фундаментальный характер ГК РФ, а также не самый высокий уровень проработанности подзаконных актов в данной сфере, сложившееся положение дел, по меньшей мере, неоправданно.

Вместе с тем нельзя не отметить и положительные тенденции в законодательном регулировании энергоснабжения, в частности в решении вопроса, связанного с расчетами за потребленную энергию.

Отмечая недочеты в законодательном регулировании энергоснабжения и сопряженные с этим серьезные отрицательные последствия для всей страны, следует обратить внимание на необходимость комплексного решения данной проблемы посредством изменения (дополнения) действующих норм ГК РФ о договоре энергоснабжения, унификации соответствующей нормативной базы, а также минимизации регулирования энергоснабжения подзаконными актами.

Заключение

Таким образом, я завершил исследование правового регулирования энергоснабжения в современных условиях. В прежнем гражданском законодательстве СССР и России данные договоры не нашли своего закрепления. Действовали лишь многочисленные подзаконные нормативные акты, которые основной массе потребителей не предъявлялись и не публиковались.

С принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года впервые в истории отечественного права договоры энергоснабжения получили правовую регламентацию на уровне общесоюзного закона. Затем в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики. Это обусловлено принятием и вступлением в силу Особенной части Гражданского кодекса РФ, который в параграфе 6 Главы 30 законодательно закрепил комплекс правовых норм о регулировании договоров энергоснабжения.

Характеризуя особенности договора энергоснабжения по сравнению с общими положениями о купле-продаже, необходимо еще раз обратить внимание на то, что договору энергоснабжения не свойственна обязанность абонента принять "товар", то есть обусловленное договором количество энергии. Обычная для таких видов купли-продажи, как поставка, контрактация и других, указанная обязанность договору энергоснабжения не присуща. Поэтому определение договора энергоснабжения в ГК не содержит указания на, эту обязанность. Достаточно предусмотрение в ГК того, что энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Это означает, что возможность получить энергию должна быть у абонента в любое время, и оплачивать он должен ту энергию, которую фактически получил.

В настоящее время в Российской Федерации рассматриваемым договорам придается очень большое значение, они занимают важное место в жизни каждого гражданина, в деятельности любого предприятия, учреждения, и в целом для государства.

Сегодня общество постепенно приходит к пониманию договорного права как средства достижения согласия и компромисса. Мы становимся свидетелями того, что участники договорных отношений начинают постепенно поворачиваться в сторону переговорного процесса. Государство создает механизм, нацеленный на взаимный учет интересов сторон - участников договорных отношений. Тем не менее, нельзя переоценивать роль договора, который сам по себе не в состоянии решить многих проблем в договорной области энергоснабжения.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // СПС КонсультантПлюс. Версия 4000.00.52.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // СПС КонсультантПлюс. Версия 4000.00.52.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС "Консультант плюс". Версия 4000.00.52.

5. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) // СПС "Консультант плюс". Версия 4000.00.52.

6. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 26.03.2003 N 37-ФЗ// СПС "Консультант плюс". Версия 4000.00.52.

7. О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства: Указ Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 (с изм. от 15.03.1999) // СПС "Консультант плюс". Версия 4000.00.52.

Научная литература и материалы периодической печати

8. Алексеев С.С. Гражданское право: учеб. / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. - 528 с.

9. Андреева Л. Энергоснабжению - четкое правовое регулирование / Л. Андреева // Российская юстиция, N 8, - 2001.

10. Грудцына Л.Ю. Гражданское право России: учебник для вузов / Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор. -- М.: ЗАО Юстицин-форм, 2008. -- 560 с.

11. Жанэ А.Д. Правовое регулирование энергоснабжения / А.Д. Жанэ // Право и экономика, N 1, 2005.

12. Зайченко Н. Значение предмета договора энергоснабжения для правового регулирования обязательств в электроэнергетике / Н. Зайченко // Юрист, 2008, - N 4.

13. Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации: учебно-практическое пособие, практикум по курсу, учебная программа по дисциплине / И.А. Зенин. - 9-е изд., перераб. и доп. Выпуск 10-й / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2007. - 537 с.

14. Рецлов С. Применение договора энергоснабжения в электроэнергетике и его правовое регулирование / С. Рецлов // Юрист, 2008, - N 9.

15. Рузакова О.А. Гражданское право / О.А. Рузакова // Московская финансово-промышленная академия. - М., 2004. -422 с.

16. Сергеев А.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект. 2010. - 912 с.

17. Сергеев А.П. Гражданское право: учеб. : в 3 т. Т. 2. -- 4-е изд., перераб. и доп. / Е. Ю. Валявина, И. В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 848 с.

18. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 "Юриспруденция" и по специальности 021100 "Юриспруденция" / [Витрянский В.В. и др.]; отв. ред. - Е.А. Суханов. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Волтерс Клувер, 2005. - 800 с.

19. Чаусская О.А. Гражданское право: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / О.А. Чаусская; М.: Дашков и К, 2007, - 480 с.

20. Шевчук Д.А. Гражданское право: учебник для ссузов / Д.А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009. - 386 с

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие договора энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи, теоретические исследования вопроса. Содержание и элементы договора энергоснабжения. Особенности ответственности сторон по договору энергоснабжения, специфика его прекращения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Заключение договора энергоснабжения, его особенности и существенные условия. Предмет договора, цена и порядок расчетов. Содержание и эксплуатация сетей, приборов и оборудования. Ответственность по договору энергоснабжения, его расторжение и изменение.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Сфера применения договора энергоснабжения. Порядок заключения, изменения и прекращения договора энергоснабжения. Порядок расчетов тарифов на энергоснабжение. Ответственность сторон по договору энергоснабжения. Правовое регулирование розничного рынка.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2013

    Понятие и основные виды энергоснабжения. Исследование системы правового регулирования энергоснабжения в отношении снабжающей организации и потребителя-абонента. Изучение обязанностей и ответственности сторон договора энергоснабжения, его прекращение.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Общая характеристика договора энергоснабжения, его отличительные признаки и классификации. Анализ правовой природы, существенных условий и процесса заключения договора энергоснабжения. Правовое регулирование прав и обязанностей договора энергоснабжения.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Значение и сущность договора энергоснабжения. Порядок заключения договора и разрешение разногласий. Условие о количестве и качестве. Тарифы на энергию и порядок расчетов. Ответственность по договору энергоснабжения.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Исследование правовых аспектов снабжения воинских частей в условиях реформирования энергетики. Понятие договора энергоснабжения. Порядок заключения договора и его существенные условия. Особенности содержания контракта, заключенного с воинской частью.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Изучение, конкретизация, содержания понятия договора энергоснабжения по Российскому гражданскому праву. Предмет договора, содержание и эксплуатация сетей, приборов и оборудования. Ответственность сторон, а также порядок расторжения и изменения договора.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2012

    Общие положения договора энергоснабжения и его нормативное регулирование. Понятие субабонента энергоснабжающей организации как потребителя, непосредственно присоединенного к электрическим сетям абонента и имеющего с ним договор на пользование энергией.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Подрядные обязательства в системе договорных обязательств: понятие и правовое регулирование, признаки и виды договора подряда. Договор подряда и иные виды гражданско-правовых договоров. Изменение и расторжение договора подряда, ответственность сторон.

Энергоснабжению - четкое правовое регулирование

Л. АНДРЕЕВА
Л. Андреева, доцент МГЮА, кандидат юридических наук.
В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного энергообеспечения промышленности, жилищно - коммунального и сельского хозяйства. Помимо организационно - экономических мер, в решении ее немаловажное значение имеет и надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере.
В ГК РФ назван только один из договоров, заключаемых при обеспечении энергией потребителей, - договор энергоснабжения. Объектом его является электрическая и тепловая энергия, которая, исходя из заложенной в ГК концепции, считается товаром. Соответственно такой договор рассматривается Кодексом как один из видов договора купли - продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный. Вследствие этого субъектный состав договора энергоснабжения нуждается в самостоятельном терминологическом определении. Договор этот имеет строго ограниченную сферу применения. Его заключают энергоснабжающая организация и абонент. Однако однозначное понимание энергоснабжающей организации и абонента отсутствует (как в ГК, так и в науке), и на практике возникает много споров.
Определяя понятие энергоснабжающей организации, следует учесть, что ст. 426 ГК рассматривает договор энергоснабжения как публичный. Следовательно, энергоснабжающей организацией является коммерческая организация, осуществляющая такого рода деятельность в качестве основной и не имеющая права отказываться от заключения договоров. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству электрической и тепловой энергии, по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии подлежит лицензированию. В Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии. Думается, понятие энергоснабжающей организации должно содержаться именно в ГК, поскольку оно имеет существенное значение.
Если понятие энергоснабжающей организации все же имеется в нормативном акте, то понятие абонента в нормативном порядке вообще не предусмотрено. В законодательстве о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию потребитель энергии определяется как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Но это определение не отражает договорной сущности складывающихся отношений. В ст. 539 ГК, регламентирующей договор энергоснабжения, отождествляются абонент и потребитель. Но эти понятия необходимо разграничить, определив абонента как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической и (или) тепловой энергией по присоединенной к энергоснабжающей организации сети.
На практике множество предприятий и организаций получают электроэнергию не непосредственно от энергоснабжающих организаций, а от их абонентов, т.е. являются субабонентами. Однако взаимоотношения между ними не урегулированы. В ст. 545 ГК говорится лишь, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, в ГК передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность абонента. Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основой и не носит публичного характера.
В настоящее время происходит формирование федерального оптового и потребительского рынков электроэнергии. Основные принципы функционирования федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) заложены в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", где предусмотрено, что электрическая энергия должна поставляться на условиях конкуренции производителей. Развитие ее в сфере производства электроэнергии путем создания ряда независимых генерирующих компаний предусмотрено в Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий, утвержденных Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. Конкуренция же в сфере передачи и распределения электроэнергии признана нецелесообразной.
К субъектам федерального оптового рынка относятся РАО "ЕЭС России", Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России, концерн "Росэнергоатом", электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации, крупные потребители электроэнергии (т.е. организации, осуществляющие куплю - продажу электроэнергии (мощности) и предоставляющие услуги на данном рынке).
Определены в общих чертах и основные функции субъектов федерального оптового рынка. Организатором его является РАО "ЕЭС России", которое координирует деятельность всех субъектов рынка в вопросах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии; обеспечивает надежную работу и развитие технической базы функционирования рынка; осуществляет координацию и контроль топливообеспечения производителей энергии, выполняет ряд других функций организатора рынка.
Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы выполняет функции оператора - диспетчера процесса производства и передачи электроэнергии на рынке.
Государственное предприятие - концерн "Росэнергоатом" организует участие атомных электростанций в работе федерального оптового рынка электроэнергии, координирует их деятельность в области производства электроэнергии и т.д.
Государственное регулирование на федеральном оптовом рынке электроэнергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия. Она устанавливает тарифы на поставку электроэнергии на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, размер абонентской платы за услуги, оказываемые РАО "ЕЭС России" по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, размер абонентской платы за услуги, оказываемые концерном "Росэнергоатом" по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций. Комиссия формирует и утверждает баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, который является основой для заключения договоров на федеральном оптовом рынке электроэнергии (мощности).
Таким образом, в настоящее время появился и функционирует своеобразный феномен - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). Он функционирует как единое рыночное пространство и является сферой купли - продажи электроэнергии, осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. Вместе с тем данный рынок характеризуется жестким государственным регулированием, заданностью параметров и субъектов рынка, что обусловлено как функционированием в данной сфере естественных монополий, так и ограниченностью мощностей энергетических ресурсов. В сфере купли - продажи электроэнергии ограничена конкуренция, отсутствует свободное ценообразование.
В Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. предусмотрен ежегодный созыв общего собрания субъектов рынка для подведения итогов деятельности. В период между проведением общих собраний вопросы деятельности рынка рассматриваются наблюдательным советом, избираемым его субъектами. Эти положения приводят к мысли о том, что по своей организационной структуре данное формирование сходно с биржей.
Взаимоотношения между субъектами оптового рынка электроэнергии строятся на договорной основе. Однако содержание договоров не раскрывается.
Сказанное свидетельствует о том, что деятельность формирования, называемого федеральным оптовым рынком электроэнергии, нуждается в изучении и глубокой научной проработке. Для его успешного функционирования требуется принятие нормативного акта более высокого ранга - федерального закона.
В ГК, как уже говорилось, предусмотрен только один договор по обеспечению энергией - договор энергоснабжения. Однако в данной области заключаются и другие договоры: на переток энергии, на резервирование электроснабжения, на снабжение электроэнергией от блок - станций и т.д.
Одним из наиболее острых вопросов энергоснабжения является неоплата энергии. Во многом это вызывается действующей нерациональной структурой договорных связей. Так, энергоемкие организации - субъекты оптового рынка осуществляют прямые платежи за полученную энергию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. "О порядке организации прямых платежей на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)". Однако многочисленные предприятия и организации получают энергию через посреднические организации, такие, как АО "Городские электросети", и деньги за реализованную энергию надолго оседают на их счетах.
Профессор Б. Сейнароев предлагает изменить структуру договорных связей энергоснабжения следующим образом. В качестве энергоснабжающей организации будут выступать региональные АО "Энерго", с которыми абоненты будут непосредственно рассчитываться за потребленную энергию. Поскольку же линии электропередачи находятся в ведении горэлектросети или аналогичных организаций, с ними энергоснабжающая организация будет заключать возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли - продажи энергии (Сейнароев Б.М. Кто платит за электроэнергию? // Эж-Юрист. 2000. N 44).
Данная структура договорных связей представляется оптимальной. Однако возникает вопрос о правовой природе заключаемых договоров. По этому вопросу нет единой точки зрения. Между тем верная квалификация правоотношений в энергоснабжении позволит правильно применить к заключаемым договорам правила о том или ином договоре. Так, ряд специалистов полагают, что если сетевладелец примет энергию для передачи ее другой организации без приобретения продукции в собственность (оперативное управление), то такие договоры следует отнести к договорам перевозки. Однако представляется, что заключаемые договоры между энергоснабжающими организациями и посредниками - сетевладельцами на передачу энергии абонентам являются договором возмездного оказания услуг, носящим публичный характер, что необходимо отразить в нормативном порядке. Соответственно правила гл. 39 ГК должны применяться к таким договорам с учетом публичного характера деятельности посредников - сетевладельцев.
Не решен в законодательстве и вопрос о квалификации договора между абонентом и субабонентом. В действовавших ранее, а теперь отмененных Правилах пользования электрической и тепловой энергией 1982 года данный договор характеризовался как договор на пользование энергией. Такая же точка зрения преобладала и в литературе.
Между тем с учетом изменения договорных связей одним из вариантов договорных отношений с участием субабонентов может быть предложен следующий. Энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение, в котором регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению субабоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту. Подобное использование должно осуществляться на возмездной основе.
Конечно, такого рода трехсторонние соглашения нуждаются в тщательной проработке. Представляется, что они будут носить смешанный характер. При этом правоотношения между энергоснабжающей организацией и абонентом являются договором купли - продажи энергии, отношения же между абонентом и субабонентом опосредуются договором, конструируемым по модели договора аренды.
В последнее время, как известно, рассматривается вопрос о реформе РАО "ЕЭС России", обсуждаются различные концепции реформирования. Но независимо от того, как будет решен вопрос, необходимость более четкого регулирования деятельности всех субъектов рынка электроэнергии остается весьма актуальной.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.04.1995 N 41-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И
ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 10.03.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
УКАЗ Президента РФ от 28.04.1997 N 426
"ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.07.1996 N 793
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ (ОБЩЕРОССИЙСКОМ) ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.1996 N 1358
"О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЯМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
(ОБЩЕРОССИЙСКОМ) ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОРЯДКОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЯМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОЕМКИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
(МОЩНОСТИ) И УСЛУГ ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ),
ПОСТАВЛЯЕМУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ, И ЗА УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ДРУГИМИ
СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)", "ПЕРЕЧНЕМ ЭНЕРГОЕМКИХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И УСЛУГ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЯМЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ АТОМНОЙ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ", "ПЕРЕЧНЕМ ЭНЕРГОЕМКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ В
ПРИОРИТЕТНОМ ПОРЯДКЕ ПРЯМЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ")
ПРИКАЗ Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ
ЭНЕРГИЕЙ"
Российская юстиция, N 8, 2001



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!