Фз по устройству приемной семье. Положение о приемной семье

21 и 28 августа 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрены две кассационные жалобы опекунов, жителей Москвы П. и К., которым районными отделами социальной защиты населения города Москвы отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семью из других регионов и не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве.

П., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном подопечной Елизаветы Д., 2003 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Челябинской области. Несовершеннолетняя зарегистрирована в квартире попечителя по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Беговой САО г. Москвы от 01.11.2016 г. опекуну П. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. в связи с тем, что город Москва, по мнению руководства ОСЗН района Беговой, не является местом жительства несовершеннолетней.

Кроме того, ОСЗН района Беговой отказал П. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной — ребенком-инвалидом Д., предоставляемой из средств бюджета города Москвы на основании пункта 3 части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований П. к УСЗН САО г. Москвы об оспаривании решений об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной, являющейся ребенком-инвалидом.

Определением Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. судебные постановления Тимирязевского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу П. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

К., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, братьев-близнецов Ильи и Даниила З., 2010 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Московской области. Подопечные зарегистрированы на площади опекуна по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Солнцево ЗАО г. Москвы от 02.12.2016 г. опекуну К. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З. в связи с тем, что, по мнению руководства ОСЗН района Солнцево, город Москва не является местом жительства несовершеннолетних.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований К. к УСЗН ЗАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З.

Определением Верховного Суда РФ от 28 августа 2018 г. судебные постановления Никулинского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу К. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Главные выводы Верховного Суда Российской Федерации по этим делам:

1. Вопросы создания приемной семьи положениями Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», прямо отнесены к компетенции Российской Федерации . К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»).

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в заключение договора о приемной семье в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлена актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах.

Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.

В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а именно — представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.

2. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.

Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Т.е. с момента постановки подопечных на учет в органе опеки и попечительства города Москвы, полномочия в отношении подопечных осуществляются этим органом опеки и попечительства (ведение личного дела подопечного, проверка условий его жизни, надзор за осуществлением опекуном (попечителем) своих обязанностей).

Следовательно, из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что в силу ст. 20, п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, с момента постановки подопечного на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, местом жительства подопечного является жилое помещение, расположенное на территории, относящейся к компетенции этого органа опеки и попечительства.

Кроме того, Верховный Суд РФ согласился с доводом о том, что на содержание подопечных П. и К. назначены и ежемесячно выплачиваются денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

Назначив выплату указанных денежных средств на содержание подопечных П. и К. уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа установили, что их местом жительства является город Москва.

Юридическое сопровождение дел и представительство интересов опекунов П. и К. во всех судебных инстанциях осуществляли юристы Центра «Соучастие в судьбе» Алина Селиханова и Александр Николаев, руководитель организации Алексей Головань.

С февраля по август 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации уже рассмотрено 10 дел, касающихся неправомерных отказов органов социальной защиты населения Москвы в предоставлении мер социальной поддержки в отношении подопечных, принятых на воспитание в семью жителями Москвы из других регионов, и в заключении договоров о приемной семье в отношении таких подопечных.

Восемь из указанных дел сопровождаются Центром «Соучастие в судьбе».

Центром была разработана правовая позиция по этим категориям дел (о месте жительства подопечных и недопустимости отказов в заключении договоров о приемной семье).

Кроме того, два дела об оспаривании решений органов социальной защиты населения Москвы об отказе в заключении договоров о приемной семье рассмотрены в июне-июле т.г. Президиумом Московского городского суда. Незаконные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сложилась устойчивая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел, которая позволит добиваться предсказуемых судебных решений по аналогичным искам.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Положение о приемной семье определяет возможность детям сиротам попасть на воспитание в семью. Дети, которые по каким-то причинам остаются без любви и заботы отца и матери – это проблема общества. Детский дом, каким бы он ни был замечательным, не дает ребенку ощущения надежного тыла, защиты со стороны близких людей, поэтому у выпускников детских домов бывают проблемы социального плана. По возможности, органы опеки стараются передать детей в приемные семьи, под опеку, на усыновление. Что такое приемная семья и чем она отличается от опеки и усыновления?

Правительство РФ на основании статей 150-155 Семейного кодекса, разработало Положение(17.07.1996г, постановление № 829), которым принято руководствоваться при определении детей в приемную семью.

В приемные семьи определяют детей, родители которых по разным причинам нарушали их права:

  • не обеспечивали нормальные условия жизни: питание, одежду, обучение;
  • не занимались воспитанием своих детей, то есть проявили педагогическую несостоятельность;
  • родитель или родители тяжело больны и эта ситуация может продлиться долго, не давая им осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
  • дети, пострадавшие от любого вида насилия.

Что касается желающих стать приемными родителями, то к ним предъявляются требования:

  • это может быть семейная пара с детьми или без детей, одинокий человек или пара, живущая в гражданском браке.
  • Приемный родитель или родители должны быть полностью дееспособными;
  • Их не лишали прав на опеку, родительских прав, не отменяли судом усыновления;
  • Они не должны быть алкоголиками и наркоманами;
  • Должны быть достаточно здоровыми, чтобы ухаживать за детьми и воспитывать их.

Ребенок принимается в приемную семью временно, у него остается возможность вернуться к родным, если изменятся обстоятельства. Сроки помещения в семью могут быть от месяца до нескольких лет, но не позже его совершеннолетия.

Назначение приемной семьи

Приемные родители должны создавать ребенку, принятому в семью, все условия для полноценного развития.

  • Они получают права опекунов (до 14 лет) или попечителей, их задача – воспитание ребенка без излишних эмоциональных привязанностей, чтобы ему легче было вернуться в родную семью. За процессом воспитания ведут наблюдение и контролируют его органы опеки, поместившие ребенка к приемным родителям.
  • Если ребенок болен, имеет генетические отклонения или перенес насилие, приемные родители должны оказывать ему медицинский и психологический уход, консультироваться со специалистами, обеспечивать лечение и оздоровление ребенка.
  • Они имеют право защищать интересы ребенка, быть его представителями в суде.

Что обязаны делать приемные родители, и какие у них права


Приемные родители, в отличие от опекунов и усыновителей, считаются медико-педагогическим персоналом и получают зарплату за свой труд. На этом основании перед приемом ребенка они проходят профессиональную подготовку в течение 5 рабочих дней (или 10 дней по 4 часа), и в дальнейшем должны посещать занятия по повышению квалификации.

Они имеют следующие права:

  • Указать, мальчика или девочку они хотели бы воспитывать, возраст ребенка, состояние его здоровья. Хорошо, если у кого-то из приемных родителей медицинское образование, и они согласны взять ребенка с диабетом, астмой или другими тяжелыми заболеваниями, из-за которых усыновление этого малыша было невозможным;
  • Воспитывать ребенка рекомендованными методами и приемами;
  • Получать консультации, если возникают проблемы в поведении ребенка;
  • Обмениваться опытом воспитания с другими приемными родителями;
  • Поменяться детьми с другой семьей, если возникли проблемы психологической несовместимости, но только с разрешения органов опеки.

Приемные родители должны:

  • Защищать ребенка, создавать ему нормальные условия для жизни и развития, способствовать его умственному, физическому развитию;
  • Воспитывать ребенка с учетом особенностей детской психики и его поведения;
  • Объяснять ребенку, что он живет в их семье временно, до того, как обстоятельства жизни родителей изменятся к лучшему, помогать ему встречаться с отцом и матерью;
  • Не применять насилия ни в каких видах;
  • Быть готовыми принимать у себя органы опеки и отчитываться перед ними о процессе воспитания приемного ребенка;
  • Стараться, чтобы все члены семьи участвовали в воспитании;
  • Никому не рассказывать об обстоятельствах, которые привели ребенка в приемную семью.

Приемных родителей для ребенка подбирают органы опеки, давая информацию о такой возможности. Из нескольких желающих они отбирают наиболее подходящих по следующим признакам:

  • Качества личностей родителей;
  • Желание членов их семьи принять чужого ребенка;
  • Желание самого ребенка идти в эту семью (при возможности);
  • Конечно, если взять ребенка хотят знакомые или друзья его родителей, которых он знает, то предпочтение отдается им;
  • Родственникам ребенка могут отдать только под опеку, так как забота о брошенном ребенке входит в их обязанности, в соответствии с СК РФ, и оплата за их труд в этом случае не предусмотрена.

Органы опеки собирают справки о родителях, пожелавших взять ребенка в приемную семью из органов правопорядка, их материальному обеспечению, из поликлиник (сюда входят и справки из психдиспансера, кожно-венерологического и наркологического), обычной поликлиники об общем состоянии их здоровья. Проводят обследование условий быта, возможности предоставить отдельное место новому члену семьи.

Затем родителями заполняются анкеты разных направлений, и лишь потом им показывают детей, которые подлежат приему в семью. Но и это еще не все. Органы опеки проводят беседы и опросы с соседями, сослуживцами, друзьями будущих приемных родителей, результаты всей работы представляются специальной комиссии, которая решает, разрешить ли именно этим родителям принять в семью ребенка.

Приемная семья или опека?

Приемная семья – это своего рода воспитательное учреждение, в котором родитель выполняет роль воспитателя, но не отца или матери, и получает за это зарплату, с учетом квалификации, возраста ребенка, работы в выходные и в ночное время, а также пособие на нужды ребенка.

Опекунами чаще всего становятся родственники ребенка, попавшего в трудную ситуацию, им платят пособие на ребенка, а зарплата родне не положена, так как они и так должны о нем заботиться, о чем прямо указано в Семейном кодексе.

Иногда опекуны хотят поменять статус на приемного родителя, объясняя это необходимостью получать зарплату и больше времени проводить с ребенком, к чему органы опеки относятся настороженно. Тщательно проверив все обстоятельства, они могут принять положительное решение, если такая перемена будет в интересах ребенка: например, если он болен и нуждается в дополнительном уходе.

Положение о приемной семье рекомендует также составить паспорт приемной семьи, в котором будет отслеживаться состояние здоровья, учебы, общественной жизни детей, принятых в семью. Этот паспорт может в каком-либо узком моменте жизни сыграть важную роль.

Опека и попечительство предоставляется родителям, если приемная семья включает в себя не более 8 детей, в том числе родных, приемных или усыновленных.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

28.10.1999 № 000

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

17.07.2012 № 000)

ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и
попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях
воспитания и содержания детей и , заключаемых
управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного
комитета, местной администрации района в городе (далее - управление
(отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и
попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а - с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи. Управления (отделы) образования, учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее - приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.

Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования. Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в приемные родители, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, организует проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленных на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов приемных детей (далее - обучающие курсы). Кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие в браке, указывают в заявлении, кто из супругов ходатайствует о приеме на работу в должности приемного родителя.

В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 000 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр Республики Беларусь, 2010 г., № 000, 1/11590) (далее - перечень).

При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования организует учет кандидатов в приемные родители.

9. Управление (отдел) образования либо уполномоченные им
организации проводят обследование условий жизни кандидатов в
приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и
традиции семьи, межличностные в семье, оценивают
готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные
потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных
интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов
в приемные родители.

При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и детей, продолжительность срока и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).

10. Для подготовки проекта решения органа опеки и попечительства
о создании приемной семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью управлением (отделом) образования истребуются из
соответствующих органов и организаций следующие документы и (или)
сведения:

копия документа, подтверждающего кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;

сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

На основании обследования условий жизни кандидатов в приемные родители и документов и (или) сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей, и информирует заявителей о сроках прохождения обучающих курсов. Освоение обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью кандидатов в приемные родители.

По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей обучающих курсов не включаются. В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей может вернуть им документы, не вынося вопрос на рассмотрение органа опеки и попечительства. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в приемные родители может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.

15. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения
профессионально-технического, среднего специального, высшего
образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь
выявленного ребенка обязана ознакомить кандидата в приемные родители
с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о
состоянии его здоровья.

Администрация учреждения, в котором находится ребенок, управление (отдел) образования несут ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

Наверняка многие граждане нашей страны задумываются над вопросом о том, что лучше выбрать – статус приемной семьи либо же ?

Если об опекунстве знают наши граждане практически все, то о приемной семье практически ничего.

По этой причине данный статус рассмотрим подробней. Как его оформить? Кто может стать приемной семьей и так далее.

Понятие приемной семьи. Какими законодательными актами оно регулируется

Под определением “приемная семья” подразумевают граждан, которые зарегистрированы в официальном браке либо же одинокие лица, которые изъявили свое желание и при этом готовы взять на себя ответственность в воспитании несовершеннолетних детей либо же пожилых людей.

Стоит также отметить, что несовершеннолетний ребенок, который передан на попечительство, с точки зрения действующего законодательства РФ называется приемным ребенком.

Если говорить о самом законодательстве, то вопрос о формировании приемной семьи регламентируется такими законодательными актами , как:

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №152, которая описывает четкий регламент реализации программы “приемная семья”;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №153, которая предусматривает возможность расторжения договора о приемной семье;
  3. Постановлением Правительства РФ, которое предусматривает условия для получения статуса приемной семьи.

Эта законодательная база является ключевой в этом вопросе. На самом деле, законодательных норм в вопросе о приемной семье на территории РФ существует немалое количество, но они лишь дополняют эти главные законопроекты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что приемная семья формируется на базе подписания договора между будущими родителями и органами опеки и попечительства.

Отличительные особенности от опекунства

Многие граждане нашей страны полагают, что разницы между приемной семьей и опекунством нет. Но так ли это на самом деле? Попробуем с этим разобраться в таблице разницы.

Приемная семья Опекунство
Требования к приемной семье лояльные Жесткие условия отбора
Сложный документальный процесс, который требует подписания договора Достаточно только предъявить необходимый пакет документов и все
Гарантированное получение пособия Расплывчатая формулировка в законодательстве о возможности получения пособий
Допускаются свидания попечителя со своими родными и близкими Органы опеки и попечительства могут не разрешить свиданий со своими биологическими родственниками

Как видно, как таковой весомой разницы в этих двух формах устройства нет и они мало чем отличаются между собой. По сути, можно сказать, что вопрос заключается только в юридическом документальном оформлении и все.

Условия назначения

На вопрос о том, кто может быть приемной семьей, действующее законодательство дает четкий ответ.

В частности, приемной семьей могут выступать :

Помимо этого, обязательными условиями принято считать:

  • наличие официального места работы;
  • отсутствие каких-либо ограничений по причине медицинских заболеваний.

Процедура оформления

Необходимо понимать, что приемной семьей можно стать как для несовершеннолетних детей, так для пожилых граждан нашей страны.

По этой причине рассмотрим процедуру оформления приемной семьи для каждой категории по отдельности.

Для несовершеннолетнего ребенка

В первую очередь необходимо помнить о том факте, что для того чтобы стать приемной семьей необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту своего проживания.

Алгоритм оформления приемной семьи для несовершеннолетнего ребенка заключается в следующем:

Для пожилого человека

Если говорить о процессе формирования приемной семьи для пожилого человека, то алгоритм заключается в следующем:

Из этого алгоритма можно с уверенностью говорить о том, что процесс формирования приемной семьи полностью одинаковый, как и для несовершеннолетнего ребенка.

Перечень необходимых документов для оформления

Как уже было указано раньше, претенденты на статус приемной семьи должны написать в присутствии органов опеки и попечительства соответствующее заявление .

Но помимо этого документа, необходимо предоставить и другие, основными из которых принято считать:

  • с последнего места работы;
  • справку из отдела кадров о наличии официального трудоустройства;
  • , которая указывает на состав семьи;
  • документ, который подтверждает право собственности приемной семьи на квартиру либо же дом;
  • справку из правоохранительных органов о том, что у каждого члена приемной семьи отсутствует судимость;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если таковой имеется;
  • автобиографию (пишется на каждого члена приемной семьи);
  • письменное согласие каждого члена семьи на получение этого статуса;
  • копии паспортов приемной семьи.

Условия договора

Основные условия четко прописаны в статье №152 Семейного Кодекса Российской Федерации.

В частности, в договоре в обязательном порядке указываются :

  • условия содержания, воспитания и образовании (если речь идет о несовершеннолетних детях);
  • непосредственно сами права и обязанности приемной семьи;
  • какие обязанности накладываются на органы опеки и попечительства по отношению к самой приемной семье;
  • период действия договора о приемной семье;
  • на каких основаниях и какие последствия могут быть при досрочном прекращении действия данного договора.

Необходимо брать во внимание тот факт, что этот перечень является не окончательным и органы опеки и попечительства имеют право дополнять его своими определенными пунктами.

Если говорить о самих обязанностях приемной семьи, то они прописаны в статье №137 Семейного Кодекса РФ.

В частности речь идет о таких обязанностях , как:

По сути, приемные родители должны соблюдать все прописанные в договоре права и обязанности в полном объеме, в противном случае, договор может быть расторгнут.

Как происходит сопровождение

Сопровождение приемной семьи осуществляется следующим образом: за приемной семьей закрепляется определенный социальный работник .

В свою очередь социальный работник:

  • оказывают всю необходимую помощь, которую могут попросить члены приемной семьи;
  • осуществляет в первые годы действия договора визиты с проверкой на предмет условий проживания и обращения со своим подопечным;
  • оказывает помощь в организации провождения свободного времени попечителя. Это может быть и помощь с приобретением билетов на концерт или же театр и так далее.

Стоит также отметить, что с периодичностью раз в полгода приемная семья проходит так называемые курсы, которые позволяют улучшить их понимание в вопросе оказания необходимой помощи для своих попечителей и адаптации их в обществе.

В том случае, если социальный сотрудник обнаружит факт наличия каких-либо неправомерных действий приемной семьи по отношению к своему подопечному, он вправе инициировать расторжение действующего договора и в таком случае может наступить уголовная либо же административная ответственность.

Пример создания приемной семьи смотрите в следующем видеоматериале:

Издавна в России было принято брать на воспитание в семьи детей-сирот. За прием такого ребенка семья получала выплаты из государственной казны. На какое-то время данная практика потеряла свою масштабность, но вскоре вновь возродилась в виде детских домов семейного типа. На сегодняшний день приемная семья может стать для ребенка единственным шансом вырасти полноценным, законопослушным и морально устойчивым гражданином.

Приемной семье в Семейном кодексе РФ посвящена целая глава, содержащая в себе основные законодательно закрепленные нормы, которые касаются правил оформления ребенка в приемную семью, заключения договора о приеме ребенка в семью и условий прекращения данного договора.

Дети, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью:

  • оставшиеся без попечительства родителей;
  • сироты;
  • родители, которых лишены родительских прав, признанные не дееспособными, осуждены, ограничены в родительских правах, безвестно отсутствуют;
  • родители, которых не известны.

Договор о передаче ребенка в приемную семью

Помимо СК РФ приемная семья и все что ее касается, регулируется Положением о приемной семье, Гражданским кодексом и другими нормативными документами. Образование приемной семьи начинается с заключения договора между лицом, желающим принять ребенка или нескольких детей в семью, и органом опеки и попечительства.

Основание для заключения данного договора - просьба (заявление) лица, заинтересованного в создании приемной семьи и заключение органа опеки и попечительства о возможности для такого лица стать приемным родителем, а так же необходимые документы.

Договор о передаче ребенка в приемную семью должен содержать:

  1. условия воспитания, содержания и образования ребенка;
  2. срок, на который ребенок передается в приемную семью;
  3. основания и последствия прекращения договора.
  4. права и обязанности приемных родителей;
  5. обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье.

Перед заключением договора, орган опеки о попечительства проводит анализ предоставленных заявителем документов и обследование условий жизни последнего. Перечень документов необходимых для вынесения решения об определении ребенка в приемную семью можно найти в п. 7 Положения о приемной семье.

После подачи заявления и необходимых документов орган опеки и попечительства в двадцатидневный срок должен вынести решение о передаче ребенка в приемную семью или об отказе в передаче. Если будущий приемный родитель (родители) хочет взять в семью ребенка с ослабленным здоровьем (ребенка-инвалида) ему необходимо указать это в заявлении.

Руководствуясь интересами ребенка, орган опеки и попечительства может выдать письменный отказ (документы, переданные для оформления договора о приеме ребенка в семью, должны быть возвращены) заявителю в передаче ребенка в приемную семью, в таком случае последний имеет право обжаловать такое решение в суде.

Приемная семья. Выплаты

Создать приемную семью могут отдельно взятые граждане и граждане, состоящие в браке. Принимая ребенка в приемную семью, родители приобретают права и обязанности попечителя (опекуна). Но в отличие от опекунов (попечителей) приемные родители (родитель) ребенка находятся в договорных отношениях с органом опеки и попечительства, то есть за исполнение своих обязанностей они получают определенное вознаграждение и денежные средства на содержание ребенка.

Расчет сумм на содержание приемных детей и вознаграждение приемным родителям осуществляется для каждого города индивидуально, исходя из возможностей городского бюджета и экономической политики отдельно взятой исполнительной власти на местах. Для примера, рассмотрим вознаграждение приемным родителям и размер денежных средств на содержание детей в г. Москва.
Решением правительства РФ, полномочия по выплате денежных средств на содержание детей и вознаграждения приемным родителям, а так же патронатным воспитателям, переданы органам социальной защиты населения. Передача полномочий произведена с 1 января 2012 года.

Ежемесячное вознаграждение приемному родителю или патронатному воспитателю:

  • 25 763,50 за ребенка-инвалида;
  • 15 155 рублей за каждого ребенка.

Денежные средства, выделяемые на содержание детей:

  • 15 тыс. рублей на ребенка-инвалида;
  • 15 тыс. рублей на каждого ребенка при нахождении на воспитании у одной семьи трех или более детей;
  • 12 тыс. рублей на одного ребенка;
  • 13 тыс. рублей на каждого воспитуемого ребенка, при нахождении на воспитании двух детей.

Суммы денежных средств на оплату вознаграждения приемным родителям и на содержание детей пересчитываются ежеквартально, исходя из изменений индекса инфляции и цен на услуги и товары.

Учет расходов средств на содержание детей ведется приемными родителями в письменном виде. Каждый год такой учет передается для проверки в орган опеки и попечительства. Средства, которые удалось сэкономить в течение года, изъятию из приемной семьи не подлежат.
Продукты питания для приемных детей (ребенка) приобретаются в специализированных магазинах, базах, снабжающих образовательные учреждения.

Приемная семья может насчитывать только восемь человек детей, в это число входят родные, усыновленные и находящиеся под опекой дети. Приемными родителями могут стать лица, достигшие совершеннолетия в не зависимости от их пола.

Не могут являться приемными родителями:

  • лица, имеющие заболевания (при наличии которых не допускается передача ребенка в приемную семью);
  • лица, ранее являвшиеся усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, признанные судом ограниченно или полностью недееспособными;
  • бывшие опекуны (попечители) опекунство (попечительство), которых прекращено за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • лица, лишенные по суду родительских прав (ограниченные в родительских правах).

Как и в случае с опекой и попечительством передача ребенка в приемную семью до 10-ти летнего возраста осуществляется с учетом его мнения, а с десяти лет только с его согласия.

В результате приема ребенка в семью между ним и приемными родителями не возникает наследственных и алиментных связей. После передачи ребенка (детей) в приемную семью за ним сохраняется право на алименты, пенсию компенсации и другие социальные выплаты. Так же за ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение, которое в перспективе им может быть получено от государства. В отличие от усыновленных детей, приемные дети не теряют своего льготного права на получение жилого помещения по достижению ими 18-ти летнего возраста.

Казалось бы, государство позаботилось о приемных семьях и детях, передаваемых на воспитание приемным родителям. Прежде чем, такой ребенок окажется в семье, будущие приемные родители пройдут сложный путь оформления документов. Что бы облегчить себе задачу, воспользуйтесь помощью адвоката по семейным делам. Адвокат по семейным делам не только поможет оформить необходимые документы, для желающих создать приемную семью, но и окажет неоценимую поддержку в последующей защите прав и интересов, как приемных родителей, так и нового члена их семьи.

Правильная постановка вопроса - это уже половина ответа. Не добавляйте себе хлопот - доверьте свое дело профессионалам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!