Духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающихся как одно из направлений введения фгос. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся Ожидаемый результат работы

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий развитие и воспитание духовно-нравственного человека.

В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.

Поэтому сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Дети сейчас живут в условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Поэтому на сегодняшний день формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся является востребованной и актуальной задачей .

И духовно-нравственное воспитание должно решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Все это доказывает особую значимость и актуальность по внедрению и реализации в учебный процесс программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных традиций. Ведь сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Но как мы видим времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.

В реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

    Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.

2. Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.

3. Помочь найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

5. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

7. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

8. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Разработке темы опыта я посвятила около десяти лет. Первые годы накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в учебно-воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, встречи с духовными отцами, поездки по святым местам, вечера – встречи со старожилами села способствуют формированию духовно-нравственной личности.

Для эффективной работы по данной теме в начальной школе я учитываю психологические особенности младших школьников:

Так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

Опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

Для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной мудростью и народными традициями, сложившимися веками. Данную работу я провожу следующим образом. Говорю ребятам: « А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл. Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения».

Конец, кончил, дело, учись, смело, гуляй, смолоду, пригодится, в, старости, делу, венец

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

От бездельника и Бог отворачивается

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец . Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

От бездельника и Бог отворачивается. Бездельник – ленивый человек. А Бог не любит ленивых людей, поэтому от них отворачивается. Ведь Бог сам трудился и нам велел.

(Данная информация обогащает учащихся народной и духовной мудростью)

Дальше идет работа над развитием орфографической зоркости. Ребятам предлагается найти родственные слова и объяснить написание гласной о, найти проверочное слово во второй пословице (кончил). Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного. Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Учись см_л_ду - пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть - самому пом_л_деть.

Надеюсь, я вас убедила в том, что, работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной и народной мудростью.

Мною также был разработан инновационный проект , направленный на реализацию ФГОС «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Данный проект в нашей школе внедряется на протяжении трех лет и имеет свои положительные результаты.

Научная новизна инновационного проекта состоит в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Формирование духовно-нравственных ценностей невозможно без постепенного, целенаправленного и систематического использования в процессе обучения учебно-воспитательных заданий. Ведущая педагогическая идея данного проекта заключается в эффективности внедрения на уроках и во внеурочной деятельности с детьми средств и методов, направленных на формирование теоретического мышления и сознания, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности и социально значимой деятельности. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и недостаточной возможностью традиционного подхода к развитию и воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап : обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.

Второй этап : создание и апробирование на практике специальных учебно-воспитательных заданий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей и социально значимой деятельности на основе формирования теоретического мышления и сознания младших школьников.

Третий этап : обобщение исследовательской работы.

В качестве педагогического инструмента развития духовности и нравственности обучающихся в рамках данного проекта я выбрала ежедневное проведение «минуток духовности и нравственности». Пример нескольких минуток, которые проводятся на уроках в начальной школе. Такие минутки можно проводить на любых уроках: математики, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки.

Цель : ознакомить с понятием «бескорыстие »

Ребята, сегодня у нас в гостях сова. Кто знает, как еще называют сову в школе? Почему?

Сегодня Мудрая сова нам принесла задание, которое вы должны выполнить. Задание интересное, поучительное. Я надеюсь, что вы его выполните и узнаете, что Мудрая сова хотела вам сказать, чему научить.

Расшифруйте нравственное качество человека.

45: 15 = 3 б 13 * 4 = 52 с 72: 4 = 18 р

72: 12 = 6 с 14 * 7 = 98 е 96: 3 = 32 ы

91: 13 = 7 к 16 * 5 = 80 т 75: 5 = 15 о

70: 14 = 5 е 12 * 7 = 84 и

Запишите ответы и буквы в таблицу в порядке возрастания и у вас получится слово.

Какое слово вы прочитали?

Ребята, кто знает смысл данного слова?

А что надо сделать, если мы не знаем значения слова?

Посмотрите в толковом словаре значение слова бескорыстие.

А кого мы можем назвать бескорыстным?

А вы знаете, какие поступки можно назвать бескорыстными?

Вывод: бескорыстие – это качество человека, который совершает благородный, великодушный поступок.

«Минутка духовности и нравственности» (картина Совы)

Цель : осуществить посредством общеучебных действий содержательный анализ объекта.

Допишите подходящие по смыслу имена существительные, укажите их род, найдите лишнее словосочетание.

Теплое…, душистая …, звездное…, дружная …, хрустальная …, топленое …, бескорыстный….

- Прочитайте словосочетания и назовите род имен существительных.

Назовите лишнее словосочетание.

По какому признаку вы выбирали лишнее словосочетание?

Какое существительное вы подобрали к прилагательному бескорыстный? (поступок)

Разберите слово по составу.

Назовите корень в этом слове. Приставку.

Что обозначает приставка бес?

Как вы понимаете смысл этого слова? (не имеет корысти)

Какой поступок мы называем бескорыстным?

В каких ситуациях мы можем совершить бескорыстный поступок?

Вывод: бескорыстный поступок – это действие человека на пользу другого не имея при этом никакой личной выгоды.

«Минутка духовности и нравственности»

Цель : побуждение к нравственному действию.

Вывод при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик»

Ребята, над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

Какой совет вы бы дали героям рассказа?

А как бы вы поступили на месте ребят?

Как вы охарактеризуете ребят? Какие они? (легкомысленные, бездушные, злые)

Чтение учителем рассказа «Как быть доброй?» (журнал «Свечечка»)

Беседа: Как папа объяснил Ане: «Что нужно делать, чтобы быть доброй»

Кто людям помогает быть добрым?

Вывод : таким образом, дети приобретают элементы опыта поведения в жизни, что побуждает их к нравственному действию.

Диагностика показала успешность выбранных заданий для решения педагогической проблемы. На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния учебно-воспитательных заданий на уровень развития духовно-нравственных ценностей младших школьников. Установлено, что существует определенная связь уровней духовно-нравственного развития школьников с уровнем сформированности у них основ теоретического мышления.

Эффективность инновационного проекта в том, что постепенное, последовательно, целенаправленное и систематическое внедрение учебно-воспитательных заданий в учебно-воспитательный процесс формирует у обучающихся основы теоретического мышления и сознания, осуществляет воспитание в контексте жизнедеятельности школьников и усвоение духовно-нравственных ценностей в форме нравственно ориентированных поступков, создает необходимые условия для участия детей в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Дети приобретают элементы опыта нравственного поведения и жизни.

В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Семья остается основным институтом воспитания личности ребенка и развития нравственных ценностей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении. А еще веду знакомство с будущими родителями за долго до поступления ребенка в первый класс. Данных родителей приглашаю в школу на родительские собрания, где провожу лекторий «Школа родителей будущего первоклассника». Проводя индивидуальные беседы, консультации, лекции, рассказываю родителям о том, как необходимо воспитывать маленьких детей, прививая им нравственные нормы поведения. Ведь то, что заложено в раннем детском возрасте остается на всю жизнь. Данный лекторий проходит под девизом «Отвори ключи добра, красоты, любви».

Для повышения учебной мотивации обучающихся провожу внеурочную деятельность следующим образом: предлагаю детям поговорить о том, как должен относится к учебе православный человек. Но сначала предлагаю ответить на вопрос: «Зачем необходимо учиться?» После ответа говорю:

Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика. Дальше идет работа по группам.

Работа по группам.

Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).

Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.

    Ученье свет – не ученье тьма.

    Учиться никогда не поздно.

    Грамоте учиться – всегда

пригодится.

    Человек уму учится весь век.

    Есть терпенье, будет и уменье.

    Мало хотеть, надо уметь.

    Поживешь среди добрых людей –

сам подобреешь

    На Бога уповай, а без дела не бывай!

    Не хлебом живы, молитвою.

Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте и помогайте мне.

1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там

старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.

2)Святой равноапостольный Кирилл . (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым).

В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.

Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.

Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу, Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.

Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».

Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Литература», «Окружающий мир». Поэтому в нашей школе уже стало традицией проводить интегрированные уроки (ИЗО и музыка, МХК и ИЗО, чтение и ОПК, ОПК и история). Наша школа тесно сотрудничает с духовенством рыльских приходов. Поэтому в нашей школе уже стало традицией приглашать на уроки священнослужителей, выезжать на совместные праздники, проводимые в Свято-Николаевском монастыре.

Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского мы проводили в несколько этапов:

    Встреча со священнослужителем . Отец Николай (священник Вознесенского храма г. Рыльска) рассказал детям об Александре Невском, как святом. Показал изображение А. Невского на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах, спрашивая, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?

    Просмотр фильма «Житие святого благоверного князя Александра Невского».

    Рассказ о памятных местах и памятниках в разных городах, связанных с именем А. Невского.

    Работа с литературными источниками . В самом тексте жития выделяли несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.

На заключительном этапе вели работу по осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.

23 февраля, мы отмечаем праздник Защитников Отечества. Этот праздник посвящен героям и Святым людям. Защитники Отечества оберегали Землю, которую дал Бог людям. Русская земля всегда славилась своими защитниками.

В нашей школе духовные отцы частые гости. Священнослужители приходят к детям на уроки ОПК, истории, проводя беседы на различные темы: «Заповеди Божьи», «Иконописцы и иконография Божий Матери» и другие, а дети посещают храмы, святые места, источники.

Ребята нашей школы ежегодно участвуют в благотворительном концерте, посвященном женам мироносицам в городе Рыльске.

Совместно с настоятелем Свято-Николаевского монастыря отцом Панкратием и методистом Демидовой Л. Н. была проведена Рождественская елка в монастыре, где принимали участие дети нашей школы. Данная поездка оставила в душах детей самые теплые и добрые впечатления. А сколько было радости от врученных подарков с рук самого настоятеля. Поэтому я считаю, что такие поездки оставляют тепло в детских душах и делают их добрее и милосердней, духовно обогащают.

Сценарий данного праздника был направлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» в 2011 году, где был признан лучшим, и материалы были направлены на Всероссийский конкурс.

Коростелева Г. В. в 2012 году принимала участие в региональной научно-практической конференции «Проектирование региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» Курской области с опытом работы по теме «Духовно- нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций», где ее работа была напечатана в сборнике.

В школе также проводятся престольные праздники, посвященные святым, имя которого носит церковь в селе. Так в школе был проведен музыкально-театрализованный праздник «Святые Борис и Глеб».

В 2007 году материалы праздника были направлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагогическое исследование года», где получили высокую оценку и были направлены на Всероссийский конкурс.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся реализуется через проведение Пасхальных фестивалей, Рождественских елок, Святой Троицы, Рождество Богородицы. Стало традицией проводить совместные праздники в базовых школах. Так в школе был проведен Пасхальный фестиваль совместно с ребятами нескольких школ на тему «Заповеди Божии». Проводятся выставки «Пасхальные мотивы», «Пасхальный благовест», «Свет Рождественской звезды».

В школе создан краеведческий музей, руководителем которого является директор школы Шевракова Н. В.

Огромный труд вложен в создание музея, как руководителя, так и ребят. Проводилась большая исследовательская деятельность. Ребята создали летопись села Костровы, проводились творческие работы по теме «Моя малая родина». Работа Добыкина Игоря была направлена на областной конкурс, где была отмечена дипломом 1 степени. В музее создан раздел «Православная Русь», который пополняется экспонатами, сделанными руками детей. Членами краеведческого кружка проводятся экскурсии для обучающихся школы и района. Разработаны тематические экскурсии:

    История села, школы.

    Великая Отечественная война.

    Воины-афганцы – выпускники школы.

    Воинский путь генерала Добыкина.

    Русь Православная.

Члены краеведческого кружка принимают участие в ежегодной конференции юных краеведов.

Обучающиеся школы, учителя и жители села пополняют музей экспонатами, которые бережно хранятся в музее.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Для того чтобы учителя полюбили предмет ОПК и по–особенному относились к преподаванию этого предмета у нас в районе большую помощь оказывают духовные отцы и методист Администрации подразделения по образованию Демидова Л. Н. Очень часто Любовь Николаевна с отцом Владимиром организуют паломнические поездки по святым местам. Так для учителей были организованы поездки в Оптину пустынь, Коренную пустынь, Глинскую пустынь. За что мы искренне благодарим организаторов поездки. Ведь такие поездки делают человека духовно богаче, добрее, милосерднее.

Также в районе для учителей основ православной культуры дважды были организованы курсы повешения квалификации на базе Курского государственного университета.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся у нас в школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах православной направленности, где ребята показывают хорошие и отличные знания, занимая призовые места и являются победителями. Так в районе проводилась игра «Умники и умницы», посвященная Великому Христовому Воскресению. Коростелева Олеся заняла 2 место, а преподаватели участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства, где тоже являются победителями. Так Коростелева Г.В. и Алтухова Г. И. стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство».

Ребята вот уже много лет подряд становятся победителями и призерами муниципального этапа областной олимпиады по православной культуре.

МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» многие годы является социокультурным центром села. И это не случайно. Именно в школе воспитывается все: предметно-пространственная и событийная среда, социум, добрые отношения, взаимопонимание. Школа для детей является местом, где они осваивают и усваивают позитивные жизненные ценности. В команде с педагогическим коллективом в этом процессе участвуют многие родители, учреждения и организации села. Так совместно с директором СДК Добыкиным В. Ф. и заведующей поселенческой библиотекой Артамоновой Л. П. проводятся различные мероприятия, праздники, конкурсы на православную тематику. Так уже стало традицией 7 января в СДК проводить рождественскую елку для младшего школьного возраста. А 12 июня проводить праздник «День России».

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. В нашей школе почти все учителя - предметники через урочную и внеурочную деятельность реализуют программу духовно-нравственного воспитания обучающихся. На базе нашей школы прошел семинар учителей математики и физики района

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Удельнинская гимназия

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

    Выжелевская А.П., учитель начальных классов

    Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

    Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

    Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

    Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

    Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

    Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

    В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

    Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

    Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

    Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

    Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

    Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

    Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

    • Ученик – патриот и гражданин

    Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

    • Ученик и его нравственность

    Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    • Ученик и его интеллектуальные возможности

    Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

    • Ученик и его здоровье

    Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

    • Ученик и его карьера

    Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

    • Ученик и его семья

    Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

    • Общение и досуг

    Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

    В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:

    Сформировать у обучающихся:

    Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

    Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

    Ценностное отношение к своему здоровью;

    Ценностное отношение к природе;

    Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

    Дать представление:

    О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    Об эстетических ценностях отечественной культуры;

    О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

    О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

    Заложить основы:

    Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

    Социальной и межкультурной коммуникации;

    Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

    Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

    Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

    Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

    В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

    • Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
    • Беседы на этические темы.

    Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

    Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

    • Встречи с участниками и ветеранами войны.

    Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

    • Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

    Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

    • Экскурсии.

    Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

    Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

    При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

    Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

    Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.


    Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

    Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

    ·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

    ·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    ·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

    ·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

    ·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

    Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

    Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

    Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

    Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

    Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание - это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

    ·общеобразовательных дисциплин;

    ·произведений искусства;

    ·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

    ·духовной культуры и фольклора народов России;

    ·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

    ·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

    ·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

    ·других источников информации и научного знания.

    Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

    Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

    Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

    Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

    Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

    Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

    Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

    Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное

    будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!