Дидактические игры. Рисование поролоновым тампоном «Баранки»

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Ирина Игошина

Игра является эффективным средством воспитания и обучения малышей.

В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

За полтора года работы в этом детском саду мною были изготовлены дидактические игры для раннего возраста от 2-3 лет.

Игры с цветом:

1) Цветные фишки



Цель: Формирование у детей цветового восприятия. Развитие внимания детей на цветовые свойства предметов.

Игры сортировки:

1) Дикие и домашние животные

2) Фрукты и овощи



Цель: Развитие у детей представлений об окружающем мире. Развитие у детей памяти, внимание, мышления.

Игры с прищепками :

1) Солнышко



Цель: Развитие у детей моторики рук, пальцев. Формирование у детей пространственных представлений, воображения.

Игры с пуговицами:

2) Поросенок

3) Цветочная поляна




Цель: Развитие у детей мелкой моторики. Развитие у детей знаний об окружающем мире.

Игры на определение величины:

1) Насекомое

2) Большой, средний, маленький




Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.

Собери картинку:

1) Сказочные герои

2) Овощи фрукты

Цель: Упражнение детей в составлении целого предмета из его частей. Развитие у детей зрительного восприятия. Воспитание усидчивости, внимания.

Найди игрушку:

1) Пингвины

Цель: Развитие у детей сенсорных навыков, пространственных представлений. Развитие моторики рук, пальцев.

Игра на развитие слуха:

1) Шумелки

Цель: Развитие у детей способности воспринимать и различать все нюансы звучания.

Игры на развитие дыхания:

1) Мини-футбол

2) Листики

Цель: Формирование у детей речевого дыхания - увеличение объема дыхания. Активизация работы мышц губ. Развитие у детей пространственных представлений. Развитие внимания.

Картотека пальчиковых игр.

Картотека артикуляционной дыхательной гимнастики.

Большую помощь в подготовки дидактических игр, атрибутов и пособий оказали родители воспитанников.

Публикации по теме:

Авторы Байгулова Светлана и Шапанова Наталья Дидактическая игра «К зайке – на чай» Ход игры: В гости к детям пришли зайчики. Обратить внимание.

Авторы Светлана Байгулова и Наталья Шапанова Дидактическая игра «Робин-бобин-барабек» Ход игры: Дети рассматривают Робина-бобина-барабека,.

Игра "Собери пирамидку". Цель: Учить детей собирать предмет по образцу. Задачи: 1. Упражнять детей в составление пирамидки по образцу из.

Я сделала для детей своей младшей группы дидактические игры. 1 игра: " Поймай рыбку". Задача этой игры заключается в том, что мы учим.

Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких.

Подойдут для воспитателей детских садов. Музыкально - дидактическая игра для детей 3 - 5 лет. "Назови музыкальный инструмент" Цель игры:.

Дидактические игры являются одним из важных компонентов в развитии детей дошкольного возраста. Дети очень любят играть, а если еще игра.

Дидактические игры, как средство развития сенсорных способностей детей

Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, родителям.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Я занимаюсь проблемой развития сенсорных способностей детей с 1,6-3 года не случайно, так как роль всех психических процессов в развитии ребенка огромна. Считаю главное- наглядность в сочетании со словом., постепенность обучения и повторность.Вашему вниманию предлагаю следующие игры.

Дидактическая игра «Подари козочке платье»
Цель: соотносить цвет с цветовым изображением.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (не более 4 человек). Воспитатель выкладывает платьица в центр стола. Затем раздаёт детям козочек одетых в платьицах разного цвета. Дети подбирают к своим козочкам платьица такого цвета, что и козочка.


Дидактическая игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей различать и называть явления природы (идёт дождь. Светит солнце).
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (не более 4 человек). Воспитатель показывает картинку с изображением солнышка. Дети повторяют. И наоборот. Например: Какая сегодня погода? Дети показывают солнышко (дождик).



Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: учить детей узнавать и называть предметы на картинке, понимать и выполнять инструкции воспитателя.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (не более 4 человек). Дети сидят за столом. Воспитатель показывает и называет картинки (гриб, чашка, цветок, пирамидка, ведро, ваза, матрёшка), затем показывает, как по образцу можно составить из двух половинок – целое. Постепенно задание усложняется, и дети составляют картинку из трёх частей.





Дидактическая игра «Волшебный волчок»
Цель: развивать память и музыкальный слух у детей, воспитывать желание повторять знакомые песенки
Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию и пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры. Вариант 1. Исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребёнок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребёнок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.
Вариант 3. Ребёнок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения.
Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно, в свободное от занятий время.

Усовершенствование сенсорных систем и психических функций малыша следует начинать с самого раннего возраста. В этом родителям и воспитателям на помощь приходят дидактические игры на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, логического мышления и творческих навыков.

Из опыта работы дошкольных педагогов во многих странах мира следует, что эффективность дидактических игр очень высока. Они помогают ребенку освоить базовые представления об окружающем мире, стимулируют формирование интеллекта.

Посредством пальчиковых игр у младших дошкольников улучшается мелкая моторика, стимулируются зоны головного мозга, где формируется речевой навык. Логопедические позволяют детям научиться правильно и четко говорить.

  • «Комары летают»

Дарики-шарики,

(Малыши хлопают в ладони)

Летели комарики: «Зу-зу-зу!»

(Детки складывают пальцы на ладошках в щепотку и показывают, как летит комар)

Летали, вились

Звенели, кружились,

(Вращение кистями в лучезапястных суставах, движениями руками во все стороны)

Раз! В твоё ушко (щечку, ножку)

Уцепились! «З-з-з-з!»

(Легонький щипок за ухо, щеку, ногу или руку).

Используется наглядный материал – цветная иллюстрация, где изображен большой комар.

  • «Сапожник за работой»

Эй, сапожник, помоги!

Совсем стерлись сапоги.

Ты забей получше гвозди –

Ведь идем вечером в гости!

(Во время прочтения детки одной рукой показывают движения молотка, а другой – гвозди, и имитируют работу сапожника).

Это познавательная дидактическая игра, профессии сапожника и других мастеров дети осваивают в веселой игровой форме.

  • «У бабушки Уляны…»

У бабушки Уляны

10 дочерей, 10 сыновей.

(Дети по одному загибают пальцы на правой и левой руке)

(Малыши растопыривают пальцы на двух ладонях)

Все с во-о-о-о-т такими глазами,

(Малыши показывают на глаза, сжимают пальцы щепоткой и распрямляют)

Все с во-о-о-о-т такими ушами,

(Взмахи кистями рук рядом с каждым ухом с двух сторон головы)

Не танцевали, не пели,

(Показывают 2 и 3 пальцами обоих рук ходьбу по столу, покачивают головой)

(Прикладывают 2 палец правой руки к губам)

Все на бабушку глядели.

(Касаются 2 пальцами обоих рук внутренних уголков глаз).

Игры на развитие слухового восприятия

Рассмотрим дидактические игры и упражнения, которые учат распознавать звук, у детей 2-4 лет.

  • Подвижно-развивающее упражнение «Внимание!»;

Малыш выполняет команды педагога, какие начинаются со слова «Внимание!» Например: «Внимание! Иди налево!», «Внимание! Возьми игрушку!» и т.д.

  • «Плотник работает»

Ребенок стучит игрушечным молотком по столу громко, если нужно забить большой гвоздь и тихо, если гвоздик крошечный. Взрослый в произвольном порядке говорит: «Большой, маленький…» Малыш учится различать громкий и тихий звук.

  • «Кто как говорит?»

Одному из деток завязывают глаза. Группа детей по очереди воспроизводит голосом тот или иной звук, что издают домашние животные. Задача игрока – сказать, кто из четвероногих так общается.

  • «Звукоугайдайка»

Ребенок поворачивается спиной к взрослому. Педагог стучит карандашом по разным поверхностям (стекло, метал, дерево, пластик) и просит услышавшего звук малыша угадать, какого предмета коснулись.

  • «Откуда звук?»

Игра помогает развивать слуховую ориентацию в пространстве. Кроха стоит посередине комнаты, закрыв глаза. Педагог перемещается по комнате и в разных местах звонит в колокольчик. Малыш должен указать рукой, с какой стороны он услышал звук.

Рассмотрим дидактические игры по развитию речи, которые тесно связаны с аналогичными упражнениями для слухового восприятия.

  • Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

На столе лежат мелкие разноцветные игрушки. Задача ребенка – рассортировать предметы двумя способами: сначала по цвету, а потом в зависимости от грамматического рода слова, отвечая на вопрос взрослого. Например, «Колесо от машинки какое? Зеленое», – в первую группу, «Кораблик какой? Синий», – во вторую группу, «Юла какая? Красная», – в третью группу.

Организация игр для развития речи часто не требует специального оборудования, она основывается на тесном взаимодействии педагога и детского коллектива. В это время изучаются новые лексические темы, дети осваивают грамматические категории речи. Особенности дидактических игр этого класса состоят в их универсальности, так как такие игры можно проводить в любой обстановке.

Упражнения на закрепление цвета

Настольные дидактические игры на знание четырех базовых цветов (красный, синий, желтый, зеленый) помогают улучшить цветовосприятие. Возраст детей – от 2 до 4 лет. Дидактические игры и упражнения этой группы дают малышам простейшие знания по геометрии и цветовому анализу.

  • Дидактическая игра «Домики-1»

Ребенок совмещает изучение основных цветов и простейших геометрических фигур. Есть разноцветные прямоугольники – стены домов, и треугольники – крыши. Задачи малышей – подобрать каждому дому крышу нужного цвета.

  • Дидактическая игра «Домики-2»

После выполнения первого задания, педагог выдает деткам перемешанные палочки разных цветов. Ребенку нужно рассортировать их и построить вокруг домиков заборчики того же цвета, какого у них стены и крыша. После этого дети раскладывают по тому же принципу картинки, где изображены домашние животные различных оттенков.

  • «Разноцветное домино»

Характеристика этого упражнения следующая. Используют деревянные фишки-прямоугольники, половинки которых раскрашены в какие-то два из четырех базовых цветов. Цели игроков – продолжить ряд фишкой того же цвета, в какой окрашена крайняя половинка фишки, положенной на стол предыдущим игроком.

  • Дидактическая игра «Подбери прищепку»

Игровой комплекс, развивающий цветовосприятие и мелкую моторику. Детки должны прикрепить на 4 разноцветных картонных кругах прищепки четырех базовых цветов, которые перемешаны в одну кучу.

  1. Дидактическая игра «Подбери все синие предметы»;
  2. Дидактическая игра «Подбери все красные предметы»;
  3. Дидактическая игра «Подбери все желтые предметы»;
  4. Дидактическая игра «Подбери все зеленые предметы».

Развивающие Занятия для Детей 2-3 лет

Формирование элементарных математических представлений

Развитие основ логического мышления, усвоение понятий величины и формы, навыков сравнения нескольких предметов происходит через , где объясняется простейшая математика. Ролевые игры из этого раздела можно применять в младшей, в средней и старшей группах детского сада.

  • Дидактическая игра «Фрукты (фруктовый магазин)»;

Используются разноцветные картинки с фруктами. Детям необходимо подобрать покупателю фрукты только определенного цвета или формы, либо выбрать определенное количество фруктов одной группы. Много разных карточек делают эту игру полезной и увлекательной.

Интересный экологический вариант упражнения – использовать вместо фруктов разноцветные картинки растений. Тогда можно предложить малышам играть в аптеку. Дети запоминают изображение и название растения, вспоминают цвета и осваивают счет. Вместе с этим на ознакомительном уровне изучается экология.

Подобные сюжетно-дидактические игры для малышей в 2-4 года:

  • Дидактическая игра «Транспорт»;

Используются карточки с изображением транспортных средств. Правила аналогичны вышеописанной игре.

  • Настольные дидактические игры «Одежда (Ателье)», «Зоомагазин (Зоопарк)»;

Атрибуты этого упражнения – карточки, где изображены предметы гардероба, дикие и домашние животные. Дети изучают форму, цвет, понятия «один-много».

  • Универсальная дидактическая игра «Больше-меньше»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть две разные группы предметов. Малышу нужно посчитать количество вещей в каждой группе, и сказать, в какой куче предметов больше. Используются бусины, палочки, фишки.

Музыкальное воспитание

Младший дошкольный возраст – отличное время для начала изучения музыки. Музыкально-подвижные игры стимулируют развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, улучшают координацию движений, учат детей взаимодействовать друг с другом. В игровой форме проводится урок, развивающий психические функции и восприятие. Песни, выученные на музыкальных занятиях, можно представить на празднике, пригласив родителей на утренник.

  • «Зайчик и гроза»

Оформление занятия требует наличия большого и маленького барабанов. При ударах в большой барабан – звуках грома – дети («зайчата») прячутся в норке (садятся на корточки), а при ударах в маленький барабан – звуках мелкого дождя – прыгают по ковру (бегают по лесу). Может быть использован музыкальный инструмент.

  • «Осенняя погода»

Оформление занятия требует наличия двух треков – веселой активной и тревожно-грустной мелодии, а также большого зонта. Когда на улице солнечная погода, педагог включает веселую мелодию и дети гуляют в парке – бегают по комнате. Если погода портится и начинается ливень – звучит грустная музыка, то воспитатель открывает зонт, дети бегут к взрослому и прячутся под зонтом.

Игры на развитие тактильных ощущений

Для стимуляции тактильного восприятия существуют простые настольные дидактические игры:

  • «Слепой следопыт»

Ребенок погружает руку в коробку, где должен взять один предмет, на ощупь определить его фактуру и назвать её вслух (гладкий, шершавый, с пупырышками и т.д.);

  • «Геометрия на ощупь»

Малыш погружает руку в коробку и должен, используя тактильное восприятие, назвать, какую геометрическую фигуру (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), он взял внутри.

  • «Всякой вещи по паре»

В коробке лежат пары различных мелких вещей. Задача ребенка – погрузить две руки в коробку, на ощупь найти два одинаковых предмета и назвать их.

Тактильная коробка, мешочек

Тактильная коробка (мешочек) – универсальное пособие для детей дошкольного возраста, что применяется для игр на развитие тактильного восприятия. Она делается очень просто из любой небольшой коробки. Готовый мешочек или коробочка украшаются гофрированной бумагой и лентами.

Внутрь помещаются камешки, бусины, маленькие игрушки из пластика, дерева и металла, ключи, стеклянные шарики, образцы тканей и т.д. Типичное описание дидактической игры по этой методике приведено в предыдущем разделе. Коробка может использоваться на групповых занятиях, так и способствовать самообразованию детей под присмотром взрослых.

Дидактические игры для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которых собрана здесь, помогут каждому воспитателю правильно организовать учебно-игровой процесс для мальчиков и девочек, разбудить их любознательность и улучшить разные виды восприятия.

Игры для детей 2-3 лет. Мамина школа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!