Девушка в военно морской форме. «Без нас армия – не армия»: хрупкие девушки мечтают служить в ВМФ на Севере и на Камчатке

Это было одно из самых курьезных формирований Первой мировой войны. 35 бодрых, коротко стриженных барышень в матросской форме учились строю, зубрили устав, слушали отделенного командира и мечтали умереть за Родину. На ленточках их бескозырок золотилась надпись: "Морская женская команда".

РАПОРТ МИНИСТРУ

1 июля 1917 года помощник Морского министра капитан 1 ранга Борис Дудоров получил прелюбопытное прошение. Ему писали "истинные патриотки", организаторы кружка "Русские женщины, сплотитесь". Они требовали сформировать женскую морскую команду, которая беззаветно послужила бы флоту и Отечеству.

Подобные сумасбродные рапорты периодически поступали на имя Военного и морского министра. То дамы просили организовать ударные части "для борьбы с анархией в деревнях", то создать "женский полк черных гусар". Но замахнуться на святая святых - русский флот?!

В любое другое время каперанг Дудоров не придал бы значения странной бумаге. Но время было взрывоопасное, Юго-Западный фронт пытался организовать наступление, в то время как в тылах царили лень и пораженчество. И всего лишь неделю назад под Крево отправился нестройный "батальон смерти" Марии Бочкаревой, чтобы показать мужикам, как надо воевать.

Александр Керенский рвал горло на митингах, кричал о "женском факторе" и пользе, которую он должен принести. Главковерх Алексей Брусилов и командующий Петроградским военным округом генерал-лейтенант Петр Половцов тоже приветствовали формирование женских частей. Дудорову не оставалось ничего другого, как одобрить прошение.

Он едва ли представлял, что женщины могут делать на флоте. Но сами они это знали отлично: служить наравне с матросами, быть, если потребуется, "и морячками, и прачками".

"СТРАНА ЛЕТАЮЩИХ СОБАК"

В середине июля 1917 года Главный морской штаб официально объявил о формировании Морской женской команды. Сразу навалились проблемы. Приказ есть, желающих вступить в команду хоть отбавляй, а флот против.

"При нынешних обстоятельствах присутствие женщин считаем нежелательным", - отвечали на запросы Дудорова военно-морские экипажи. Неизвестно, чем бы все это закончилось, но с Кольской морской базы вдруг пришел обнадеживающий ответ: начальник готов принять женскую команду на должности... поварих, прачек, машинисток, уборщиц.

Но никакого моря!

Кольскую базу называли "страной летающих собак" - из-за постоянных ветров, делавших и вовсе невыносимой жизнь в этом гиблом месте. Многие "морячки" поспешили забрать свои заявления. Не прельстило даже обещанное министерством высокое жалованье - 90 рублей в месяц, заработок младшего унтер-офицера флота!

В итоге вышел конфуз: планировалось рекрутировать 150 человек, на поверку к середине августа набралось лишь 35 заявлений. Но обратного пути уже не было: надо готовить отважных женщин к службе. Их разместили в Ораниенбауме, в специально отведенном помещении, и зачислили на довольствие Морской учебно-стрелковой команды. Первым делом выбрали официального представителя в комитет команды - Евдокию Меркурьевну Скворцову, учительницу и, если верить справочнику "Весь Петербург", потомственную дворянку.

"БАБЫ В ШТАНАХ"

В то тревожное лето, аккурат между Февральской и Октябрьской, произошла еще одна революция - в военной экипировке. Впервые в европейской истории женщины надели форменные мужские брюки. До сего момента русские светские дамы обходились исключительно бриджами (катаясь на велосипеде) и галифе (занимаясь верховой ездой). Бриджи, впрочем, носили и подчиненные Марии Бочкаревой, и личный состав 1-го Петроградского женского батальона.

Но брюки считались неприличной формой одежды - в этом сходились и простолюдинки, и аристократки. Однако в Морском министерстве рассудили: коль скоро барышни будут матросами, то и форму должны носить матросскую - бескозырки, тельняшки, рабочие блузы, бушлаты, шинели и брюки. Так на флоте, где трепетно чтут традиции, и появились "бабы в штанах". В начале августа всем прибывшим на службу выдали полный комплект обмундирования. Блузы, брюки, сапоги и бескозырки сшили на заказ специально выписанные из Кронштадта портные: ни в одном цейхгаузе не нашлось "женских размеров".

Барышни новой формой были чрезвычайно довольны, особенно широкими матросскими брюками с "лацбантом" - откидным клапаном спереди. И с большим удовольствием позировали фотографу, не забыв сдвинуть на затылок "беску" и закурить "цигарку". Матросы получились что надо.

Но беда пришла к ним, откуда не ждали.

БУНТ НА КОРАБЛЕ

"Мы, матросы Морской учебно-стрелковой команды, протестуем против формирования женских морских команд", - так начиналось гневное послание моряков своим сослуживицам. Матросы постарались лаконично объяснить, почему женщинам не место на флоте. "Баба в море - команде горе!" - припомнили и старую поговорку. И во многом морские волки были правы. Барышни только что выпорхнули из стен гимназий, не знали и толики морского искусства, абсолютно не были подготовлены к службе. К тому же их присутствие могло возбудить ненужные мысли, что также мешает мужчинам исполнять воинский долг.

Матросы вежливо предложили альтернативу: "Сплотитесь не в морские женские команды, не в ударные батальоны, не в батальоны смерти, а в батальоны труда и взаимопомощи!"

Барышни внимательно прочли послание и отправили его копию с возмущенными комментариями в Главный морской штаб. Дудоров отчитал начальника Морской учебно-стрелковой команды, после чего тот поговорил с матросами на понятном им языке. Бунт в команде затих.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТЕРКА

А тем временем между Главным Морским штабом и начальником Морской учебно-стрелковой команды шла интенсивная переписка: чему учить морячек? И следует ли, к примеру, выдавать им винтовки для ружейных приемов? В итоге сошлись на военном минимуме: хождение в строю, повороты, отдание чести.

Расписание дня девушек напоминало матросское. Просыпались в 7.30, мылись, одевались, убирали помещение и пили чай. После молитвы в девять часов начинались занятия - гимнастика, строевая подготовка, грамота. В 19.00 - ужин, в 21.00 - вечерняя молитва.

Занятия длились до середины сентября. После чего Морскую команду... расформировали из-за ее малочисленности, а научившихся печатать шаг распределили по сухопутным частям. И только шесть амазонок, переодевшись в армейскую полевую форму, отправились на Кольскую морскую базу - "хлебопекаршами". Они продолжали с гордостью именовать себя "Морской женской командой" вплоть до Октябрьской революции...

Странное женское формирование многим казалось капризом Керенского. Но сегодня этот проект воспринимается по-другому. Морская женская команда - первая, пусть наивная, попытка женщин бороться за право служить на флоте. Они завоюют его много позже. Сегодня тысячи женщин достойно служат на российском Военно-Морском флоте. Семь футов под килем!

ПАРАЛЛЕЛИ


А сколько женщин служат на флоте сейчас?

По данным отдела информации и общественных связей ВМФ, в период с 2009 по 2010 год на флоте служили около девяти с половиной тысяч представительниц прекрасного пола, при этом пять тысяч имели должности старшин и матросов, четыре тысячи были прапорщиками и мичманами, более пятисот имели офицерские звания. По данным Главного управления кадров МО РФ на 2015 год, в военных вузах учатся около 700 курсанток, летом военные вузы должны пополнить еще 210 девушек, а кадетские корпуса - около тысячи воспитанниц.

Впрочем, как и в 1917 году, россиянки не служат на кораблях, а работают на береговых объектах в тыловых и военно-медицинских службах, в частях связи. В ВМФ России служила лишь одна женщина-капитан - Вера Курочкина. 13 лет она "судоводила" гидрографический катер БГК-28. Но в сентябре 2013 года получила приказ об увольнении "в связи с изменением условий трудового договора".

Всего же, по данным управления пресс-службы и информации МО РФ за 2015 год, в рядах Вооруженных сил служат 35 тысяч женщин. Среди них 2600 офицеров, из которых 900 - старшие. Командные должности занимают 72 женщины.

Фотографии 1-й Морской женской команды публикуются впервые.
Автор сердечно благодарит заведующую читальным залом ЦГАКФФД Любовь Николаевну Пыжову за помощь в поисках иллюстраций.

Событие, революционное для Военно-Морского Флота России: впервые за триста с лишним лет его существования женщинам предоставлены равные права с мужчинами. Полигоном эксперимента стали Балтика и Дальний Восток.

Событие, революционное для Военно-Морского Флота России: впервые за триста с лишним лет его существования женщинам предоставлены равные права с мужчинами. Полигоном эксперимента стали Балтика и Дальний Восток. На Дальнем Востоке 18 курсанток приняты в Тихоокеанский военно-морской институт имени адмирала Макарова. На Балтике 27 девочек пополнили ряды Нахимовского военно-морского училища.

На построении на плацу в честь первого звонка они все выглядели решительными, а некоторые — очень строгими (в новой морской форме дамского образца, из которой выхолощены даже намеки на кокетство). Темная юбка ниже колена, черные туфли на низком каблуке, белый берет, под который тщательно убраны волосы. Никаких косичек, бантиков и мини-юбок, которыми любят, например, щеголять курсантки школ милиции.

Обращаются к «новобранкам» на равных, по-мужски: «нахимовец такая-то». Бить в рынду — корабельный колокол, возвещая начало нового учебного года, им, правда, не дали. Эта честь по традиции досталась самому маленькому из вновь поступивших — 11-летнему мальчику Глебу.

Вокруг девочек были, конечно, толпы счастливых родственников. Разговорились с одной из мам, учительницей истории Ириной Илюшиной.

— Наша девочка родилась на берегу Берингова пролива, на Чукотке, — гордо сообщила Ирина Васильевна. — Под минус сорок тогда было! Где мы только с мужем не служили! На Камчатке, в Приморском крае, на Диксоне в Арктике, в Казахстане. Окончили службу в Ленинградском военном округе. Были и на Тихоокеанском флоте, и в разных родах войск.

Сейчас Ирина Илюшина преподает в школе поселка Ваганово, что под Всеволожском. Там она руководит и школьным музеем боевой славы Краснознаменной Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства.

— А Виктория наша, — увлеченно продолжила Ирина Илюшина, — в течение семи лет была активисткой музея. Девочка у нас очень энергичная. Она была и вице-спикером парламента старшеклассников. На областных конкурсах ее научно-исследовательские статьи по истории флота занимали первые и вторые места. Вся ее школьная биография связана с моряками — ветеранами Ладожской флотилии. Также она занималась уборкой братских воинских захоронений на Ладоге. Ее судьба — флот и море!

— Здесь все девочки из семей военнослужащих, — объяснила Елена Черняк, представительница родительского комитета и мама нахимовца Юли Черняк. — Они из самых разных городов и флотов. Мой муж, например, служил на Северном флоте. А девочка наша занимается спортивным ориентированием, окончила четыре класса музыкальной школы по фортепьяно. У нас в семье все морской направленности. И старший сын закончил Нахимовское, а теперь военно-морской вуз.

Мамы поделились, что отдавать дочерей на казарменное положение им вовсе не боязно:

— Бытовые условия очень хорошие. В кубрике кровати новые, комоды красивые, шкафы-купе, зеркала. У них шестиразовое питание. Жить от мальчиков будут изолированно, а учиться вместе. Пройдут курс средней школы, освоят азы морской подготовки, с которыми пойдут потом хоть в военно-морской вуз, хоть в гражданский.

Начальник училища капитан первого ранга Николай Андреев был тоже в приподнятом настроении:

— Мы приняли более 150 человек. Все замечательные! А девочек сразу хвалим даже за то, что они сделали такой интересный для себя выбор. И бытовые условия создали им достойные, у многих нет таких и дома.

— Николай Николаевич, а чем все же закончилась история с мальчиками?

Напомним, что в Нахимовском праздник, увы, омрачен тем, что около десяти мальчиков-нахимовцев остались «за бортом». Внезапным решением министра обороны все поступившие в 6-й класс были перезачислены в… Суворовское училище. Сухопутное.

— Я не уполномочен комментировать, — произнес Николай Николаевич.

В точности то же самое он говорил и две недели назад, когда вышел довольно бездушный приказ министра обороны. Те мальчишки ведь тоже были активные и мечтали о море. Но министры задний ход давать не умеют.

Имеет свою достаточно длинную историю. На протяжении десятилетий она претерпевала немало изменений. В статье мы рассмотрим краткую историю формы, различные ее варианты и принципы ношения.

История флотского платья

История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается днем основания Российского флота.

С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки, изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли. Этот комплект заменялся также повседневным рабочим костюмом. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.

Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее надевалась форменная белая рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом 1874 года.

О тканях формы ВМФ

Вплоть до 80-х годов XX столетия военная повседневная рабочая форма для военнослужащих ВМФ России шилась из облегченной парусины, легко поддававшейся очистке от самых трудно выводимых пятен. Черноморский флот был облачен в белые рабочие одежды, остальные – чаще всего в голубые. Немного позже расцветка формы изменилась на синий/темно-синий, а материалом стала преимущественно хлопчатобумажная ткань. Новая форма шьется в самых разных ателье, с использованием всяческих и не всегда добротных материй. Новая (утвержденная на настоящий момент) форменная одежда может быть любых расцветок в диапазоне от оттенков чёрной и синего.

Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2019 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:

  • Рубаха.
  • Брюки.
  • Матросский воротник.
  • Обувь.
  • Головной убор.

Рубаха моряка

Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман. Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.

Брюки моряка

Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.

Воротник матроса

Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.

Головной убор моряка

Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.

В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.

Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.

Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.

Обувь

К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2019 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.

Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.

Повседневная форма одежды офицеров и мичманов

Военная повседневная форма, предназначенная для офицеров и мичманов, включает в себя: черную или белую шерстяную фуражку, тужурку из того же материала, черное пальто, кремовую рубашку, черный же галстук с золотого цвета закрепкой, кашне, черные брюки, поясной ремень, перчатки и полусапоги, полуботинки или ботинки в качестве обуви. Также позволено включать в повседневный комплект черную пилотку, шерстяной свитер той же расцветки, демисезонную куртку или плащ и китель из синей шерсти.

Повседневная женская форма одежды ВМФ

Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.

Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.

Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.

Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:

  • Парадная.
  • Офисная.
  • Дембельская.

Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.

Видео: обзор офисной формы офицеров ВМФ нового образца

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

Парадная форма для старшин и матросов ВМС

Обязательными предметами одежды является полосатая тельняшка (форма контрактника предусматривает ношение кремовой рубашки с галстуком), шерстяные черные брюки и черный же поясной ремень. Головным убором может служить белая (летняя) фуражка-бескозырка или же черная шерстяная, или же меховая шапка-ушанка (зимний вариант). Для контрактника также предназначена белая либо черная фуражка. Имеется также белая форменка (для контрактника – тужурка из черной шерсти), или же синяя фланелевка. В составе формы имеется шерстяное черное пальто (на которых также носятся погончики, равно как и на тужурках, бушлатах, фланелевках и форменках), кашне и перчатки. Также разрешено ношение бушлата. Обувь – ботинки/полуботинки, полусапоги.

Женская парадная форма ВМФ

Такой комплект по своему составу почти полностью повторяет повседневный, за исключением того, что жакет парадный, пояс также парадный, золотистый, а в зимняя версия имеет в комплекте белое кашне.

  • Синей или черной фуражки либо повседневной кепки тех же цветов.
  • Костюма, состоящего из брюк и куртки с длинными (короткими) рукавами.
  • Тельняшки или белой/синей футболки.
  • Также офисная форма ВМФ содержит в своем комплекте и белую фуражку.

Видео: день ВМФ и парадная форма

Дембельская форма ВМФ

Дембельская морская форма – совершенно особенная «неформальная» форма для служащего. Это не просто комплект одежды – а проявление фантазии и гордости солдата. Оформляется такой комплект по личным предпочтениям служащего. Традиция изготавливать форму специально для увольнения в запас пришла к нам еще из СССР.

Дембельскую форму также можно разделить на несколько типов:

  • Строгая.
  • Украшенная.

Украшенную дембельскую форму в свою очередь можно неофициально разделить на:

  • Умеренно украшенную.
  • Средне украшенную.
  • Богато украшенную.

Соответственно, имеет смысл более подробно рассмотреть строгую (уставную) дембельскую форму, ввиду вольности составления комплекта украшенной формы. Она, чаще всего, состоит из ушитого кителя, с пришитыми эмблемами родовых войск, золотыми пуговицами, наградами и значками, аксельбанта и традиционной обуви, пояса и фуражки (берета).

Видео о форме ВМФ

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

То героическое время рождало героев, а точнее настоящих героинь... Они были разные, но всех их объединил флот. От капитанов судов, до морских пехотинцев и водолазов, женщинам везде находилось место. Они доказали свое право быть там и то, что женщина на флоте может все!

А еще, глядя на эти фото, я вспомнил слова классика: "Да, были люди в наше время..." Были!!!

"Валентина Яковлевна Орликова (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
.....................
В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 - 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе "Двина". "Двина" возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
.....................
Во время первого интервью ей задали такой вопрос:

Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?

Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.

Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:

Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.

Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной"

"Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине - капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, "широкоплечая гражданка", высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом.

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях.


Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек.

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа.

Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер "Айсберг". С его борта просили оказать помощь.

"Какая помощь вам нужна?" - на английском спросила Орликова. "Мне нужен господин капитан" - последовал ответ. "Я слушаю вас"- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан "Айсберга" и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке - капитана огромного океанского траулера..."

Герман Ануфриев. "Капитан дальнего плавания В. Я. Орликова"


В Мурманске


Экипаж тральщика ТЩ-611

«Семеро смелых», как прозвали экипаж ТЩ-611 сталинградцы. В истории военно-морского флота известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, а на мачте был поднят Военно-морской флаг. Командиром корабля назначили Антонину Куприянову, командиром отделения-Дусю Пархачеву, рулевым — Тамару Декалину, матросом-Веру Фролову, минером-Анну Тарасову, пулеметчицей — Веру Чапаву и мотористом — Агнию Шабалину. «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.

О.Тонина.

Вспоминает Ю.А. Пантелеев Командующий Волжской флотилией в 1943 году:

«Вскоре после гибели тральщика ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

— А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии».


На флоте тоже нужны девчата!


Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова. Новороссийск. 1943г.


"Евдокия Николаевна Завалий единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты. Вот лишь небельшой фрагмент из ее воспоминаний:

Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.

В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У второго колодца услышали грохот и лязг. Осторожно отодвинули крышку и сразу закрыли - наверху вся улица запружена танками и бронемашинами. Господи, подумалось, а что же ожидает нас у четвертого колодца? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат! У четвертого колодца остановила взвод. Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.

Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.

Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали..."


Евдокия Завалий


Командир взвода Евдокия Завалий. 83 бригада морской пехоты. Болгария. 1944г.


Евдокия Завалий. За годы войны была четыре раза ранена и дважды контужена


Комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых


С орденом Боевого Красного Знамени


Екатерина Дёмина. Герой Советского Союза.

"Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е.И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев"


Екатерина Демина


Ушла на фронт в 15 лет...


Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина, командир отделения разведки морпехоты


Две морячки


На пути в Порт-Артур. Август 1945г.


Балтийский флот


Санинструктор морской пехоты Козлова. Вынесла с поля боя 70 раненых бойцов. Октябрь 1942г.


Сестричка


Медсестры Северного флота


На госпитальных судах (лицо)


На госпитальных судах (оборот)


Неизвестные. Возможно фото довоенное

Военно-морская академия Кузнецова в Санкт-Петербурге является старейшим светским вузом нашей страны. В последние годы число желающих стать курсантами этого престижного высшего учебного заведения значительно возросло. Истории Военно-морской академии Петербурга, правилам поступления и образовательным программам посвящена эта статья.

ВМА им. Кузнецова: как все начиналось

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» — наследница знаменитой московской Навигацкой школы, учрежденной по Высочайшему указу царя-реформатора Петра Великого в 1701 году. В 1715 году ее старшие классы были переведены в Петербург, где на их основе была создана Морская академия.

Важной вехой в истории вуза является учреждение Офицерского класса при Морском кадетском корпусе по приказу императора Николая Первого, ознаменовавшее начало академического военно-морского образования в Российской империи. В 1862 году состоялось его преобразование в Академический курс морских наук по решению Александра Второго.

В 1907 году в Санкт-Петербурге построили специальное здание с аудиториями и лабораториями, куда и перевели академию.

Дореволюционная история первого морского вуза России

В 1910 году Военно-морская академия, получившая название Николаевской, стала самостоятельным научно-образовательным учреждением. Была также учреждена должность начальника вуза в ранге вице-адмирала, который непосредственно подчинялся Морскому министру. На тот период в академии действовало 4 факультета или, как тогда их было принято называть, отдела:

  • военно-морской;
  • механический;
  • гидрографический;
  • кораблестроительный.

В первые годы Первой мировой войны учебные занятия в Военно-морской академии не велись. Очередной набор состоялся только в 1916 году.

С 1919 года занятия в вузе возобновились в полном объеме, а в 1931 году ему присвоили имя К. Ворошилова.

В годы ВОВ академия была перебазирована в Астрахань и Самарканд и вернулась в Ленинград только в 1944 году. Тогда же за заслуги в подготовке кадров для флота и героизм выпускников ее наградили орденом Ленина.

После окончания войны на основе артиллерийского, гидрографического, минно-торпедного, кораблестроительного и факультета связи Военно-морской академии им. К. Ворошилова была создана ВМАКВ. Военно-морская академия кораблестроения и вооружения заняла здание на набережной Большой Невки, и ей было присвоено имя академика А. Крылова.

Однако в 1960 году, в связи с сокращением численности ВС СССР, ВМА им. К. Ворошилова была объединена с несколькими другими учебными заведениями того же профиля. Новый вуз стал именоваться Военно-морской академией ордена Ленина, а в 1968 году он был награжден Первой степени.

В 1990 году состоялось очередное переименование Академии. С этого времени она стала носить имя Н. Кузнецова.

Как вуз развивался после распада СССР

В 2008 году, в соответствии с президентским поручением о формировании перспективной сети военных вузов, было создано федеральное государственное военно-образовательное учреждение «Военно-морская академия им. адмирала Н. Кузнецова». Оно стало результатом реорганизации ГОУ ВМА им. Н. Кузнецова путем присоединения к нему таких образовательных учреждений, как:

  • Балтийский ВМИ им. адмирала Ф. Ушакова, дислоцирующийся в Калининграде.
  • Петербургский Военно-морской инженерный институт.
  • ВМИ радиоэлектроники им.
  • Тихоокеанский ВМИ им. С. Макарова (г. Владивосток).
  • Морской корпус Петра Великого и др.

Филиалы

В 2009 году были созданы филиалы Военно-морской академии Кузнецова в городах Владивосток и Калининград, а также три в Санкт-Петербурге. Кроме того, с 2012 года в качестве ее структурных подразделений осуществляют свою деятельность специализированные центры по подготовке моряков-подводников в городах Обнинск и Сосновый Бор (находятся в Калужской и в Ленинградской области).

Каждое из учебных академии России внесло существенный вклад в укрепление боевой мощи и обороноспособности нашей страны. Все они имеют собственную историю и хранят давние традиции.

Правила поступления

Процедура приема в Военно-морскую академию (г. Санкт-Петербург), в том числе в ее филиалы, представляет собой комплекс различных мероприятий по отбору кандидатов на обучение в качестве курсантов, соответствующих требованиям, которые установлены законодательством РФ и порядком поступления в российские вузы.

С целью зачисления наиболее способных и подготовленных молодых людей по результатам вступительных испытаний проводится конкурс.

Количество кандидатов, которые могут быть зачислены курсантами на первые курсы по каждой специальности, определяется ежегодно ГПМУ Генштаба по согласованию с ГУК Минобороны РФ.

Требования к абитуриентам в зависимости от программы обучения

Кандидатами на зачисление в институты, включая филиалы ВУНЦ ВМФ, являются россияне, отвечающие требованиям, для граждан, которые поступают на военную службу на контрактной основе, имея среднее общее образование, и относятся к одной из следующих возрастных групп:

  • от 16 до 22 лет (для лиц, не прошедших военную службу);
  • моложе 24 лет (для находящихся на военной службе по призыву);
  • моложе 27 лет (для военнослужащих-контрактников, не являющихся офицерами).

Кандидатами на поступление по программам со средней ВСП являются российские граждане моложе 30 лет, имеющие атестат о среднем общем образовании.

Предварительный отбор кандидатов на поступление в Военно-морскую академию Санкт-Петербурга им. Кузнецова

Для допуска к конкурсу претенденты проверяются на предмет соответствия следующим критериям:

  • уровень образования;
  • наличие гражданства РФ;
  • возраст;
  • уровень физической подготовки;
  • состояние здоровья;
  • профпригодность.

Учебные программы

В Санкт-Петербургской военно-морской академии организуется обучение в соответствии со стандартами высшего образования по следующим направлениям:

  • Военное управление.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 5 лет. По окончании вуза курсантам (за исключением направления «Военное управление») присваивается специальность инженера.

Кроме того, там проводится обучение по программам среднего профобразования по направлениям:

  • Управление в техсистемах.
  • Техника и технологии кораблестроения.
  • Информатика и вычислительная техника.
  • Эксплуатация судовых энергоустановок.
  • Ядерная энергетика и технологии.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 34 месяца. По окончании учебного заведения курсантам присваивается звание техника с соответствующей специализацией.

Военно-морская академия: факультеты

Основными подразделениями ВМА им. Кузнецова на данный момент являются:

  • Командно-штабной факультет. Был создан в 1896 году. На данный момент готовит офицеров для соединений ВМФ по нескольким специальностям. Все нынешние руководители российского являются выпускниками этого факультета.
  • Командно-инженерный факультет. Ведется преподавание таких предметов, как физика, геодезия, метеорология, гидрография, теория кораблестроения, организация техобеспечения кораблей и судоремонта, оптика, радиотехника, система маячного освещения и пр.
  • Факультет повышения квалификации и профпереподготовки.

Научно-исследовательская деятельность Военно-морской академии имени Кузнецова

Вуз имеет большой научный потенциал для решения любых вопросов, связанных с наращиванием мощи российского ВМФ.

В числе наиболее значимых результатов в этой сфере можно отметить проекты программно-уставных и других важнейших документов, разработка теоретических основ применения сил и средств в составе группировок сил, состоящих из нескольких видов войск, научное обоснование развития отдельных видов военной техники и вооружения военно-морского флота, а также всех видов обеспечения.

Кроме того, специалисты вуза участвовали в работах по созданию всех новейших подводных лодок российского ВМФ, включая субмарины «Ясень» и «Борей», а также надводных кораблей, комплексов вооружения и современного оружия, включая «Булаву», «Калибр» и др.

Вся эта многогранная деятельность осуществляется при тесном взаимодействии с предприятиями и организациями ВПК, РАН и другими организациями.

Преподавательский состав вуза

Педагогами Военно-морской академии назначаются офицеры флота, которые имеют академическое образование и практический опыт службы на судах и в штабах разного уровня. Среди них есть немало преподавателей, имеющих ученые звания и степени, в том числе в области естественных и технических наук.

Особенностью образовательного процесса в этом учебном заведении является широкомасштабное внедрение электронного обучения. Особо следует отметить усилия научно-педагогического коллектива вуза, направленные на создание самой современной обучающей среды, а также применение новейших информационных технологий.

Теперь вы знаете, когда была основана и какую образовательную деятельность ведет Военно-морская академия. Важность этого вуза для ВМФ России трудно переоценить, поэтому остается надеяться, что он в будущем сможет достигнуть еще больших высот в деле подготовки командных и научных кадров высокой квалификации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!