Детский вопрос: если ребенок боится смерти. Ночные страхи у детей

Страх смерти - это одна из самых сильных фобий человека. Для многих она родом из детства. И только от родителей и близких ребёнка зависит, насколько правильно маленький человечек воспримет данность, что всё имеет свой конец, и жизнь в том числе. Как появляется боязни умереть у малышей, и можно ли избежать этой проблемы? Ответ на этот вопрос поможет мамам и папам найти правильный подход к такой серьёзной стороне воспитательного процесса.

До трёхлетнего возраста сознание ребёнка - это губка, которая впитывает окружающую информацию. Процесс восприятия напрямую связан с необходимостью всё новое пощупать и потрогать. С 3 лет, кроме получения знаний, малышу уже необходимо их анализировать. В этот период возникает ряд страхов, самым сильным из которых является страх смерти. При этом себя кроха считает неуязвимым, ведь рядом мама и папа, бабушка и дедушка - они не позволят никакой силе его забрать. Такая убеждённость сохраняется вплоть до подросткового периода и является характеристикой нормального психического развития детей. А вот за своих близких (родителей, родственников) ребёнок действительно сильно переживает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что боязнь смерти - естественная фобия, возникающая у детей после 3-летнего возраста, с наиболее активной фазой вплоть до 5 лет. Постепенно другие вопросы и интересы вытесняют тему ухода из жизни, и к 8 годам происходит осознание неизбежности. В противном случае начинается патологический процесс, который требует вмешательства детского психолога.

Это интересно. До подросткового возраста ребёнок также переживает и страх собственной смерти. В этот период он может пугаться царапин на своём теле, малейшего недомогания, ассоциируя это с возможной причиной ухода из жизни. Такая работа психики не считается отклонением от нормы, это этап взросления.

Все ли малыши подвержены страху смерти

Если у ребёнка нет страха смерти, то, вероятно, он воспитывается в неблагополучной семье, и поэтому у него наблюдается такая поверхностность чувств. Чуть реже встречаются случаи, когда у жизнерадостных, оптимистичных мам и пап растёт малыш, не сталкивающийся с этой боязнью вплоть до младшего школьного возраста. Такая задержка не считается отклонением от нормы. А также фобии не присущи детям, которых держат в тепличных условиях, оберегают от реальности, что является ошибкой: кроха, напрочь лишённый страхов, в том числе и страха смерти, заведомо обречён на сильнейший стресс при столкновении с неизбежными потерями в жизни.

Более сильный страх может наблюдаться у ребёнка, пережившего потерю близкого человека или любимого домашнего питомца.

Что делать, чтобы помочь ребёнку и избавить его от страха

Даже когда разговоры о смерти малыш заводит в раннем возрасте, главное правило для родителей - не лукавить. Другими словами, если в семье произошло горе, не нужно говорить, что старенький родственник крепко уснул - ребёнок может начать бояться засыпать. Неправильно также называть уход из жизни длительным путешествием - кроха будет ждать и со временем задастся вопросом, кто виноват в том, что близкий человек долго отсутствует. Кстати, вполне вероятно, что винить он будет себя: «Я не выучил уроки, вот он и не возвращается». А это уже благоприятная почва для развития комплексов.

Все слова и действия взрослых должны быть согласованными и направленными на поддержку крохи в процессе его взросления.

  • Любой страх - это слабость нервной системы, а она у маленьких детей только формируется. Так что постарайтесь оградить малыша от стрессов (ссор, в которых он даже просто наблюдатель, просмотра телевизора - это неполезно при любых обстоятельствах, чтения ужастиков и пр.). В то же время ваше тепло, забота и внимание дадут ребёнку почувствовать себя защищённым, имеющим опору в лице родителей.
  • Не замалчивайте тему. То есть не стоит избегать разговоров о смерти, как бы неприятно вам ни было. Если горе произошло в семье, и говорить о потере трудно, попросите близких ответить на вопросы малыша. Дело в том, что обговаривая свой страх, карапуз сживается с ним и перестаёт бояться.
  • Не обсуждайте при детях свои переживания по поводу смерти. Причём даже если вам кажется, что ребёнок этого не слышит. Он в любом случае чувствует все эмоции и примеряет их на себя. Вспомните: стоит вам только пожаловаться на мигрень, у сочувствующего карапуза уже через несколько часов начинается «сильная головная боль».
  • Дайте ребёнку новые впечатления, чтобы он отвлёкся. Это могут быть поход в зоопарк, поездка в парк аттракционов, развлекательный центр. Однако будьте осторожны: слишком много хорошего - тоже плохо, то есть перевозбуждение не улучшит состояние психики малыша.
  • Объясняйте. Самыми правильными истолкованиями смерти будут преклонный возраст или очень серьёзная неизлечимая болезнь.
  • Не оставляйте ребёнка наедине со страхом. Это значит, что во время проявления фобии не стоит отправлять малыша в летний оздоровительный лагерь (даже на море он не оздоровит свою психику!), по возможности, лучше отказаться и от походов в больницу (это учреждение у большинства детей ассоциируется с неприятными ощущениями).
  • Нацеливайте малыша на будущее. Другими словами, мечтайте вместе с карапузом о том, кем он станет, каким он станет, о его семье, детях. И обязательно говорите и стройте планы на настоящее.
  • Будьте готовы к дальнейшей борьбе с сопутствующими проблемами. Обычно боязнь смерти сопровождается страхом темноты, замкнутого пространства, одиночества. Если вы замечаете проявления этих фобий у ребёнка, то обязательно займитесь и их устранением.
  • Приёмы борьбы с боязнью

    Для ребёнка сложное понятие конечности жизни не имеет философского смысла, характерного для взрослого понимания. Так что простым объяснением значения слова в борьбе со страхом явно не обойтись.

    Есть несколько приёмов, которые детские психологи рекомендуют для преодоления страха смерти у ребёнка:

  • рисунки. Пусть малыш визуализирует свой страх. А затем вместе с ним порвите картинку на мелкие кусочки, сожгите в пепельнице;
  • сказкотерапия. Для начала стоит почитать сказки Андерсена, затрагивающие тему ухода из жизни: «Русалочка», «Ангел», «Красные башмачки», «Кое-что». Есть смысл также обратиться к историям, сочинённым сказкотерапевтами, которые посвящены избавлению от страха из-за конкретных потерь, например, смерти мамы;

    Высоко-высоко в горах было Зелёное озеро. Вода в нём всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек, красивая зелёная кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
    Но самая красивая и самая зелёная кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
    Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину водоёма. Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
    Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать её, но мама не откликалась. Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился всё гуще и больше, пока, наконец, не превратился в лягушку. Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Её кожица светилась серебром и золотом, а не была зелёная, как обычно. А ещё на её спине выросли крылышки - точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
    — Мама, это ты? - неуверенно спросил лягушонок.
    — Да, мой дорогой, - ответила волшебница.
    — Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая? Почему у тебя выросли крылышки?
    — Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
    — Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! - закричал лягушонок и горько заплакал.
    — Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, - успокоила лягушонка мама-ангел.
    — А как же я? Кто будет меня любить? - не успокаивался Ква-симка.
    — Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят ещё много других лягушек.
    — А когда я тебя снова увижу? - уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
    — Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Ещё я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
    — До свидания, мамочка, - ответил Ква-симка и грустно побрёл домой. Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и передёрнул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел. Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел

  • сны под зонтиком. Довольно часто дети, боящиеся смерти, видят кошмары ночью. Правда, специалисты утверждают, что 1–2 страшных видения в месяц в детском возрасте - это норма. И всё же помочь исключить сны такого содержания нужно. Расскажите малышу сказку про Оле-Лукойе, смастерите зонтик из картона и украсьте его цветными аппликациями. Каждый раз, укладывая ребёнка, раскрывайте над ним зонтик, чтобы крохе снились только добрые, сказочные и цветные сновидения.
  • Нельзя смеяться над фобией. Даже если представления о смерти у малыша комичны, ни в коем случае не показывайте это ребёнку. Иначе кроха перестанет быть уверенным в том, что вы относитесь к нему серьёзно.
  • Нельзя называть малыша трусом или наказывать за проявленный интерес. Многие дети в 5–8 лет начинают рисовать образы смерти. Это нормальная реакция сознания на то, что волнует в данный момент: просто ребёнку легче визуализировать проблему - так она перестаёт быть неразрешимой для него.
  • Нельзя постоянно говорить о смерти, диагнозах-прогнозах для знакомых (и не знакомых) больных.
  • Нельзя ограничивать свободу ребёнка. Он должен достаточно много времени проводить в окружении сверстников - так легче отвлечься.
  • Нельзя смотреть в присутствии малыша фильмы с кровавыми или трагическими сценами - даже во сне кроха воспринимает этот негатив.
  • Не стоит водить ребёнка, не достигшего подросткового возраста (12 лет), на похороны.
  • Страх смерти у детей: как вести себя родителям - видео

    5 – 7 лет – это возраст, когда ребёнок начинает понимать суть такого явления, как смерть. К этому времени у малыша формируются знания о том, что все живые существа сначала появляются на свет, а затем умирают. Ребёнок начинает осознавать, что и он, и его родители тоже уйдут из жизни.

    Как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?

    У детей, испытывающих страх за родителей, появляются высказывания следующего содержания: «Мама, а ты тоже будешь старой?», «Мама, я не хочу, чтобы ты старела и умерла.», «Я хочу, чтобы все, кого я люблю, жили долго-долго.». Если в речи малыша начали проскальзывать похожие фразы, значит, в данный момент у ребёнка происходит переосмысление прежних представлений о жизни . Малыш пытается принять реальность такой, какая она есть, без прикрас. Этот процесс происходит довольно тяжело. Ребёнок становится плаксивым, грустным, просится на руки, требует внимания родителей.

    Причины страха

    Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу. Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте.

    Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старости или от какого-либо очень редкого заболевания .

    Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх . Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.

    Когда ребёнок не испытывает страха?

    Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет .

    Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

    Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама и папа никогда не умрут.
    Дети жизнерадостных и оптимистичных родителей тоже могут не испытывать глубоких переживаний.

    Как действовать?

    Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

    Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные . Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

    Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями.
    Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

    Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

    Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

    Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

    В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

    Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

    Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

    Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

    Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

    Как избавить ребенка от страхов

    Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

    Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

    Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

    Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

    Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

    Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

    Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

    Для большинства детей представление о смерти не содержит никаких ужасов. Однако это противоречит утверждениям, что в 1,5- 2 года уже возникает мысль о смерти, которая может сопровождаться тревожными
    переживаниями.

    Проверить степень информированности детей о смерти, особенно в младшем возрасте, затруднительно. Значительно легче выявить их эмоциональное отношение к смертельному исходу жизни. С этой целью изучалось содержание существующих у здоровых и невротичных детей страхов.

    Оказывается, что распространенность страхов смерти составляет в дошкольном возрасте 47% у мальчиков и 70% у девочек, в школьном - 55% и 60%, соответственно. Страхи смерти родителей у дошкольников наблюдаются
    у 53% мальчиков и у 61% девочек, у школьников 93% и 95% соответственно. В младшем школьном возрасте у ребенка часты страхи остаться одному без поддержки родителей, испытывая чувства опасности и страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

    В старшем дошкольном возрасте чаще других наблюдаются страхи смерти у мальчиков (7 лет) в 62% и у девочек (6 лет) - в 90%. В этом возрасте эмоциональное и познавательное развитие достигает такой степени, что понимание опасности значительно возрастает. Для оценки этого факта следует знать и о большой распространенности в этом возрасте страхов войны, пожара, нападения, заболевания, смерти родителей и др. Все они связаны с переживанием угрозы жизни, что иллюстрирует высокую степень актуальности переживания смерти в этом возрасте. Вероятность появления страха смерти больше у тех детей, которые на первом году жизни пережили страхи незнакомых людей или имели трудности в овладении навыками ходьбы. Это также и те дети, у которых были в преддошкольном возрасте страхи высоты и так далее, т. е. обостренные проявления инстинкта самосохранения. Интересно также отметить персонификацию страхов, связанных с Бабой Ягой, Кощеем, Змеем Горынычем, олицетворяющими силы, враждебные жизни.

    Младший школьный возраст знаменуется резким увеличением распространенности страхов смерти родителей (в 9 лет у 98% мальчиков и у 97% девочек). Страх своей смерти, еще очень частый, реже встречается у девочек.

    У подростков страх смерти родителей наблюдается уже у всех мальчиков (к 15 годам) и всех девочек (к 12 годам). Почти так же часто встречается страх войны. Последний тесно связан с первым, так как и во время войны очень реальна потеря родителей. Несколько реже наблюдаются страхи собственной смерти, нападения и пожара.

    Еще одним доказательством в пользу большого значения для детской психики переживаний смерти могут стать данные о страхах, наблюдаемых у невротических больных. Невротический страх оказывается в данном случае показательным потому, что, не оправдываясь реальной ситуацией, все же имеет психологическую подоплеку, т. е. отражает то, что волнует ребенка. Действительно, жизнь невротика не подвергается постоянной опасности, однако он может переживать стойкий страх, происхождение которого определяется не только выражением инстинкта самосохранения, но и отражает трудности формирования личности в определенном возрасте.

    Страх смерти при неврозах встречается уже в старшем дошкольном возрасте. Ребенок при этом может бояться всего того, что приводит к непоправимому расстройству здоровья [Захаров А. И., 1988]. Из этого следует, что дети дошкольного возраста не только знают о существовании смерти, но уже в той или иной мере относят к себе, страшатся и переживают этот факт. Под влиянием тех или иных обстоятельств (повышенной эмоциональной чувствительности, психотравмирующих факторов, неправильного воспитания и др.) беспокойство о прекращении жизни может реализоваться в невротическом переживании, характеризующемся большей выраженностью и аффективным накалом.

    По мнению В. И. Гарбузова (1977), мысли о смерти лежат в основе большинства фобий детского возраста. Эти фобии проявляются либо непосредственно заявлениями о боязни умереть, либо завуалировано, - страхом заразиться, заболеть, боязнью острых предметов, транспорта, высоты, темноты, сна, одиночества и так далее. Страх смерти родителей также в конечном итоге трактуется как боязнь невозможности существовать без такой поддержки, как родительская забота, защита и любовь.

    Соматические заболевания, ослабляющие или угрожающие здоровью детей с фобиями, усугубляют невротическое состояние, особенно в тех случаях, когда еще присутствует информация об опасности для жизни или здоровья.

    У подростков, наряду с приведенными страхами, нередки страхи смерти близких, навязчивые опасения заболеть определенной болезнью (раком, сифилисом и др.), оказаться несостоятельным (подавиться при еде) и т. д.

    Дети в возрасте от 5 до 8 лет наиболее впечатлительны и имеют максимум страхов. Самым распространенным детским страхом является страх смерти. Это все страхи, которые несут угрозу жизни - темноты, огня, войны, заболевания, сказочных персонажей, войны, стихии, нападения. Причины этого вида страха и как с ним бороться мы рассмотрим в сегодняшней статье «Детские страхи: страх смерти».

    1 223478

    Фотогалерея: Детские страхи: страх смерти

    В этом возрасте дети делают для себя большое и важное открытие, что всему есть начало и конец, в том числе человеческой жизни. Ребенок начинает осознавать, что конец жизни может произойти и у него и у его родителей. Последнего дети опасаются больше всего, так как боятся потерять родителей. Детки могут задавать такие вопросы, как: «Откуда появилась жизнь? Почему все умирают? Сколько прожил дедушка? Почему он умер? Для чего все люди живут?». Иногда дети боятся страшных снов о смерти.

    Откуда возникает страх смерти у ребенка?

    До пяти лет ребенок воспринимает все окружающее его одушевленным и постоянным, он не имеет представления о смерти. Начиная с 5 лет, у ребенка начинает активно развиваться абстрактное мышление, интеллект ребенка. К тому же, в этом возрасте ребенок становится все более познавательным. Ему становится любопытно, что такое пространство и время, он разбирается в этом и приходит к выводу, что любая жизнь имеет начало и конец. Такое открытие становится для него тревожным, ребенок начинает беспокоиться за свою жизнь, за будущее свое и близких, он боится смерти в настоящем времени.

    Всем ли детям присущ страх смерти?

    Почти во всех странах дети в возрасте 5-8 лет бояться смерти, испытывают от этого страх. Но страх этот выражается у каждого по-своему. Все зависит от того, какие события происходят в его жизни, с кем живет ребенок, какие индивидуальные особенности характера ребенка. Если малыш в этом возрасте потерял родителей или близких людей, то он особенно сильно, в большей степени испытывает страх смерти. Также этот страх чаще испытывают те дети, кто не имеет сильного мужского влияния (выражается в форме защиты), часто переносящие болезнь и эмоционально-чувствительные дети. Девочки чаще и раньше начинают испытывать этот страх, чем мальчики, им снятся кошмары гораздо чаще.

    Однако есть детки, которые не боятся смерти, им не знакомо чувство страха. Иногда это происходит, когда родители создают все условия, чтобы у детей не было ни единого повода представить, что есть что-то, чего стоит бояться, вокруг них - «искусственный мир». В результате такие дети часто становятся равнодушными, их эмоции притупляются. Поэтому у них не возникает чувства тревоги ни за свою, ни за жизнь других. У других детей - от родителей с хроническим алкоголизмом - отсутствует страх смерти. Они не переживают, у них низкая эмоциональная чувствительность, а если такие дети и переживают эмоции, то только очень мимолетные.

    Но вполне реальны и такие случаи, когда дети не переживают и не испытывают страха смерти, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Дети без каких-либо отклонений просто не испытывают таких переживаний. Однако боязнь от того, что смерть может в любой момент наступить, присутствует у большинства детей дошкольного возраста. Но именно этот страх, его осознание и переживание, является очередным шагом в развитии ребенка. Он переживет свой жизненный опыт в понимании того, что же такое смерть и чем она грозит.

    Если этого не происходит в жизни ребенка, то этот детский страх может дать о себе знать позже, он не будет переработан, а, следовательно, будет мешать ему развиваться дальше, только усилит другие страхи. А там, где страхи, там больше ограничений в реализации себя, там меньше возможности чувствовать себя свободным и счастливым, быть любимым и любить.

    Что следует знать родителям, чтобы не навредить

    Взрослые - родители, родственники, старшие дети - часто своим неосторожным словом или поведением, поступком, сами того не замечая, наносят вред ребенку. Ему нужна поддержка в том, чтобы разобраться с временным состоянием страха смерти. Вместо подбадривания малыша и поддержки, на него нагоняют еще больший страх, тем самым нервируя ребенка и оставляя его один на один со своими страхами. Отсюда и вытекающие нерадостные последствия в психическом здоровье. Для того чтобы подобные страхи не принимали различные формы психического отклонения в будущем ребенка, а страх смерти не стал хроническим, родителям нужно знать, чего не стоит делать:

    1. Не подшучивайте над ним по поводу его страхов. Не следует над ребенком смеяться.
    2. Не ругайте ребенка за его страхи, не позволяйте ему чувствовать вину за страх.
    3. Не игнорируйте страхи ребенка, не делайте вид, как будто вы их не замечаете. Детям важно знать, что вы «на их стороне». При таком жестком поведении с вашей стороны дети будут бояться признаться в своих страхах. А после в дальнейшем доверие ребенка к родителям будет ослабевать.
    4. Не бросайте пустых слов вашему ребенку, например: «Видишь? Мы же не боимся. Ты тоже не должен бояться, будь смелым».
    5. Если кто-то из близких умер по болезни, не стоит этого объяснять малышу. Так как ребенок отождествляет эти два слова и всякий раз боится, когда заболевают его родители или он сам.
    6. Не затевайте частых разговоров с ребенком о болезнях, о чьей-то смерти, о чьем-то несчастье с ребенком такого же возраста.
    7. Не внушайте детям, что они могут заразиться какой-нибудь смертельной болезнью.
    8. Не изолируйте своего ребенка, не опекайте его излишне, пусть имеет возможность развиваться самостоятельно.
    9. Не позволяйте ребенку смотреть все подряд по телевизору и сами откажитесь от просмотра фильмов ужасов. Крики, вопли, стоны, доносящиеся из телевизора, отражаются на психике ребенка, даже если он спит.
    10. Не берите с собой ребенка до подросткового периода на похороны.

    Как лучше действовать

    1. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи - это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи.
    2. Относиться к страху ребенка уважительно, без излишнего беспокойства или абсолютной незаинтересованности. Ведите себя так, как будто вы его понимаете, давно знаете о подобных страхах и совсем не удивлены его опасениям.
    3. Чтобы вернуть душевное спокойствие, уделяйте больше времени ребенку, больше ласки и заботы.
    4. Создайте все условия дома, чтобы ребенок мог без предостережения рассказать о своих страхах.
    5. Создайте «отвлекающий маневр» от страхов ребенка и неприятных переживаний - сходите с ним в цирк, кино, театр, посетите аттракционы.
    6. Больше увлекайте ребенка все новыми интересами и знакомствами, таким образом, он отвлечется и переключит свое внимание от внутренних переживаний на новый интерес.
    7. О смерти кого-то из близких или родственников необходимо сообщать ребенку очень осторожно. Лучше всего, если вы скажете, что наступившая смерть произошла по старости или очень редкой болезни.
    8. Старайтесь не отправлять ребенка в этом периоде одного в санаторий на каникулы поправить здоровье. Постарайтесь отложить различные операции (аденоид у ребенка) в период страха смерти у ребенка.
    9. Постарайтесь преодолеть свои страхи и недостатки, такие как боязнь грома и молнии, собак, воров и пр., не демонстрируйте их ребенку, иначе он может «заразиться» ими.
    10. Если вы передаете на время своих детей родственникам, попросите их придерживаться тех же самых советов.

    Если родители понимают чувства и переживания детей, принимают их внутренний мир, то тем самым помогают ребенку быстрее справиться со своими детскими страхами, страхом смерти, а, значит, перейти на следующую ступень психического развития.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!