День аграфены купальницы древние славяне. Приметы и поговорки

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.

Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.

Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.

Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"

Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".

Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.

К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.

Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."

Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.

Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...

Мало кто знает, но большое количество восточнославянских праздников представляют собой некий симбиоз христианских и языческих праздников. Именно поэтому многие славянские праздники практически не имеют аналогов в мире. Дело в том, что огромное количество праздников появилось на Руси еще задолго до прихода на наши земли христианской веры.

Когда Христианская Церковь начала распространять свое влияние на территории Руси, она попыталась бороться со всеми языческими праздниками, которые тогда существовали. Стоит отметить, что ей действительно удалось избавиться от многих языческих традиций и обычаев. Но, несмотря на все запреты церкви, люди продолжали отмечать немалое количество особенно полюбившихся в народе праздников. Представители церкви поняли, что не смогут бороться с этими праздники, поэтому они решили подстроиться под них. Именно поэтому многие восточнославянские праздники являются смесью христианства и язычества. И как бы церковь не пыталась избавиться от языческих корней тех или иных славянских праздников, им не удается сделать это и по сей день.

Одним из наиболее популярных восточнославянских праздников является Аграфена Купальница. От этого праздника христианской церкви также не удалось избавиться. Именно поэтому этот народный праздник был объединен с днем памяти о святой Агриппине.

Агриппина причислена Христианской Церковью к лику святых мучениц. Дело в том, что она с раннего детства воспитывалась в христианстве. Агриппина добровольно призналась в своей вере, за что была подвергнута страшным мученьям. Ее избили палками и закидали камнями так сильно, что переломали все кости. После этого ее раздели и заковали в кандалы. Однако девушка не умерла от этого, так как явился ангел и придал ей смерти. После этого ее мучения прекратились. Впоследствии она была приговорена к смерти. Согласно приданию ее разрубили и захоронили в Риме. Произошло это в середине третьего века. Спустя несколько веков ее мощи перенесли Минео. Именно поэтому принято считать, что она является покровительницей этого сицилийского городка.

День памяти этой святой мученицы проходит в православных церквях 6 июля. В этот же день славяне отмечают и праздник Аграфены Купальницы, который являет собой некую подготовку к купальской ночи.

История праздника

Особенность большинства восточнославянских праздников заключается в том, что крайне сложно определить, когда именно они появились. Это же касается и народного праздника Аграфены Купальницы. Точная дата появления традиции отмечать этот праздник неизвестна. Доподлинно известно лишь то, что свою историю Аграфена Купальница начала еще задолго до прихода христианства на Русь. То есть, этому празднику больше тысячи лет, ведь он появился до 988 года.

Несмотря на то, что этот праздник появился еще задолго до христианства, Церковь решила объединить его с днем памяти святой Агриппины. При этом христианская церковь не привнесла в этот праздник ни одной из собственных традиций и обычаев. Именно поэтому Аграфена Купальница и по сей день отмечается так, как это делали восточные славяне тысячу лет назад.

Стоит отметить, что сейчас этот праздник не так распространен, как былые времена. Дело в том, что в условиях города его не так просто праздновать. Хотя в некоторых деревнях люди по-прежнему соблюдают восточнославянские традиции и отмечают этот праздник так, как это делали раньше.

Как отмечать и праздновать праздник Аграфены Купальницы

Так как этот день является некой подготовкой к купальской ночи, то совсем неудивительно, что практически все обычаи, которые принято соблюдать в этот день, связаны с мытьем в бане, купанием в водоемах, сбор трав и цветов, гаданием, плетением венков и народными гуляньями. То есть, праздник этот очень похож на Ивана Купала.

В некоторых населенных пунктах существовала традиция, согласно которой купаться в реках, озерах и других водоемах начинали только на Аграфену Купальницу. Более того, в этот день проходили общие купания, в которых принимали участие не только взрослые, но и дети. Стоит отметить, что особой популярностью такие купания пользовались именно среди детей, так как это действительно веселое занятие.

Практически все обычаи, которые принято соблюдать на Аграфену Купальницу, связаны с водой или травой. Одним из наиболее популярных обрядов было обливание каждого встреченного человека на улице. Что примечательно, людей обливали не только чистой, но и грязной водой. Согласно найденным летописям, в некоторых местах молодые парни надевали на себя самую грязную одежду и шли к водоему. Там они набирали в ведра наиболее мутную и грязную воду. С этой водой они ходили по деревне и обливали всех подряд. Исключение они делали лишь для маленьких детей и стариков. При этом больше всего доставалось девушкам. Можно смело предположить, что таким образом парни флиртовали с молодыми красавицами. Иногда доходило до того, что парни врывались с ведрами в дома, в которых жили молодые девушки, дабы облить их там. Заканчивались подобные обряды тем, что перепачканная молодежь шла на водоемы для совместного купания.

Как отмечают некоторые историки, несмотря на весь интимные подтекст подобных обрядов, в водоемах парни и девушки купались в одежде. Однако они предпочитали скрываться от взрослых, дабы те их не увидели. То есть, подобные традиции, которые принято было соблюдать на Аграфену Купальницу, имеют под собой некий интимный подтекст.

Что касается девушек, то в этот день они в обязательном плане гадали на своих суженых. Делали это они с помощью подорожников и других трав. Кроме того, в некоторых деревнях девушки собирались в ночь на Аграфену Купальницу, дабы побеседовать. Во время этой беседы они толкли в ступке ячмень. Продолжалось подобное занятие всю ночь. Наутро из толченого ячменя варили кашу и угощали ею нищих

В этот же день девушки надевали свои наиболее красивые наряды и ходили по домам. Во время таких похождений дамы просили у хозяев всевозможные девичьи украшения. Щедрые хозяева давали им серьги, кольца, ленты, бусы, ожерелья и прочие украшения.

Восточные славяне считали, что если на Аграфену Купальницу умыться вечерней росой, то весь год болезни будут обходить стороной. Поэтому многие на Руси собирали в этот день вечернюю росу и умывались ею. Кроме того, они также собирали всевозможные травы, делали из них веники и вешали в своих домах. Славяне полагали, что в этот день травы заряжены особой силой.

Помимо того, что в этот день делали веники и венки для украшения дома, на Аграфену Купальницу славяне также заготавливали веники, чтобы применять их в бане. Более того, они старались заготовить этих веников столько, чтобы их количества было достаточно на целый год. Делали их в основном из березовых веток. Но иногда также использовали ветки и других лиственных растений. Что примечательно, ветки для веников собирали исключительно лишь девушки и женщины.

С одним из сделанных в этот день веников люди парились в этот же день. Другие веники использовали для того, чтобы окропить с их помощью дом, скот и огород.

Ну а главной традицией, которую соблюдали на Аграфену Купальницу, являлось мытье в бане. Этим занимались практически все.

(23 июня по старому стилю). Аграфеной праздник назван в честь христианской мученицы Агриппины Римской, чью память поминает церковь в данный день.

Агриппина проживала в 3 веке в Риме, исповедовала христианство и выбрала путь целомудрия и безбрачия. В годы гонения на христиан девушку заставили отречься от Христа, однако та твердо верила в Бога и отказалась от идолопоклонства. За это ее мучительно пытали и били, после чего она отдала душу Господу. Тело мученицы похоронили, а впоследствии от него исходили чудодейственные свойства.

На Руси Агриппину прозвали Аграфеной, Купальницей ее нарекли за традицию. Жители отправлялись купаться на водоем, также водные процедуры проводили в бане, используя целебные травы. Как раз подходил день Ивана Купала , и жители верили, что в этот период все травы наделены особыми лечебными свойствами. Обычно для купания в бане использовали крапиву, мяту, чертополох, полынь, иван-да-марью, папоротник, лаванду, зверобой.

Также травами украшали жилье. Они истощали приятные ароматы и защищали от вторжения нечистых сил, активно разгулявшихся на Ивана Купалу. Травы раскладывали у порога и на подоконниках, чтобы злые духи не забрались в дом. Возле калитки и у входа в хлев втыкали ветки осины, дабы нечисть не пугала скот.

Утром в день Аграфены умывались росой для укрепления здоровья. Хозяйки отправлялись на сборы березовых веток, из них плели специальные веники. На Аграфену Купальницу изготавливали веники впрок до следующего лета. Иногда их готовили из веток разных деревьев и кустов: черемухи, липы, ольхи, рябины, калины, ивы. Сплетенные веники использовали для бань, для защиты отелившегося скота или для гадания.

В целом день являлся праздничным, потому жители устраивали народные гулянья. В складчину накрывали стол на всю деревню. Обязательным блюдом была обетная каша, ее варили из толченого ячменя и раздавали беднякам и путникам. В некоторых регионах молодежь устраивала обливание водой, затем шла купаться на речку. Вечером разжигали костры, прыгали через них, пели песни и водили хороводы.

Девушки наряжались в лучшие наряды и ходили по соседским домам, говоря хозяевам: «Умойте». Такая фраза означала просьбу дать девицам нарядные ленты, бусины или ткань. К ночи девушки устраивали гадания на судьбу.

Самые смелые жители отправлялись в полночь на поиск цветущего папоротника. По поверью, папоротник цвел лишь в ночь на Ивана Купалу. Житель, увидавший его цветение, впоследствии мог находить места, где зарыты ценные клады.

Если на Аграфену Купальницу примечали сверкание зарницы на закате, то на следующее утро ожидали грозу. Видя, как муравьи прячутся в домик и дыры закупоривают, жители готовились к скорому дождю. Замолкающий соловей сулил о наступившей поре для сбора ячменя.

Летнее солнцестояние это один из поворотных моментов года, который просто невозможно не заметить. Еще с древних времен, практически, все народы планеты Земля отмечали праздник вершины лета в конце июня. У россиян он зовется Иван Купала.

Однако, важно отметит, что это торжество присуще не только русскому народу. Этот праздник известен во всем мире. Например, в Литве он известен под название Ладо, на Украине - как Купайло или Купало, в Польше - Соботки. В ночь с 23 июня на 24 все жители района, простирающегося от Карпат до севера Руси, праздновали этот поистине мистический праздник. Хотя, по правде говоря, из-за отставания календаря Юлианского от Григорианского и прочих сложностей праздник летнего солнцестояния стали праздновать только через две недели от правильного срока.

У наших предков существовало божество, которое носило имя Купало и олицетворяло собой летнее плодородие. Именно в его честь по вечерам разжигали костры, прыгали через них и распевали песни. Позже такое обрядовое действо переросло в ежегодную традицию, которое до сих пор хранит в себе смешение христианских и языческих традиций. Известно, что после крещения Руси божество Купало получило имя Иван.

Один из самых важных, разгульных и почитаемых праздников в году - Аграфена Купальница, после нее Иван Купала и несколько дней отведенных на празднование рождества Павла и Петра, под влияние времени сливаются в один большой праздник. Он наполнен для русских людей огромным смыслом. Именно поэтому он включает в себя большое количество правил, песен, примет, поверий, легенд гаданий, приговоров и обрядовых действий.

На Агафену Купальницу обычно обязательно парились и мылись в банях. Русские обычно заготавливали веники на год вперед именно в этот праздник. В ночь на Агафену существовал обычай: что бы год принес максимальный урожай, мужики посылали своих жен помять рожь, в народе это называлось как «выкатывание ржи». Так же обычно в этот день собирали всевозможные лечебные травы. и считалось, что в ночь на этот праздник деревья начинают переходить с места на место и разговаривать друг с другом. Считалось, что в эту ночь все вокруг наполняет какой-то неведомой волшебной силой и все начинает беседовать друг с другом.

Так же считалось, что все ведьмы в ночь на Ивана Купала тоже собираются, что бы отпраздновать свой праздник, во время которого стараются как можно больше бед принести людям. Якобы у ведьм хранится вода, которая вскипяченная с пеплом костра разожженного на этот праздник. Обрызгав себя этой водой, любая ведьма получает силу, позволяющую ей летать.

Самый распространенный из купальских обрядов - это обливание всех водой. После чего вся молодежь направлялась к реке купаться. Очень часто после таких совместных купаний у молодых завязывались любовные отношения.

Невозможно ночь на Ивана Купала представить себе без костров, через которые прыгали и плясали вокруг них. Считалось, что кто выше прыгнет, тот будет больше всех счастлив. Так же известно, что люди верили в то, что, если зачать ребенка в эту ночь, то он родиться красивым, счастливым и здоровым.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!