Делает ребенок в 1.5 года. Психическое и эмоциональное развитие

Все родители следят за развитием и взрослением своего ребенка, он с каждым годом становится все интереснее. На втором году жизни малыши уже постигли основные азы мироздания, они умеют сидеть, стоять и ходить. Теперь родителям остается только помочь ребенку развиться интеллектуально и физически, чтобы он стал полноценным членом общества.

Основные показатели физического развития малыша

Один из основных моментов, который беспокоит родителей, - тот ли вес имеет ребенок в полтора года? Возможно, он ниже нормы или, наоборот, слишком большой. На этот вопрос достаточно тяжело ответить, так как не существует норм, нарушение которых свидетельствует о каких-либо проблемах. Существует лишь таблица ориентировочных размеров для малышей и их веса:

Показатели

Данные Российских медиков

Данные ВОЗ

Нижняя планка

Верхняя планка

Нижняя планка

Верхняя планка

Мальчики

Окружность головы, см

Окружность груди, см

Окружность головы, см

Окружность груди, см

Как видно из таблицы, показатели развития ребенка в 1,5 года достаточно варьируются, то есть нет четких рамок. Считается, что вес и рост малыша во многом зависит от генетической предрасположенности, поэтому посмотрите на себя, если у родителей рост под 2 метра, то, скорее всего, что и ребенок будет высоким.

По статистике, на втором году жизни детки «вытягиваются» от 10 до 13 см, а прибавляют в весе до 4 кг. Именно второй год от рождения характеризуется изменениями в пропорциях тела, оно вытягивается, и размер головы уже соответствует росту.

В 1,5 года развитие ребенка характеризуется улучшением координации, малыш уже начинает бегать, так как нервная система активно развивается.

За какими показателями должны следить родители?

Несмотря на то что не существует строгих показателей роста и веса, все же родители обязаны с первого года жизни прослеживать, как они меняются. На первом году жизни рост и вес определяется каждый месяц, на втором году показатели уже можно «снимать» 1 раз в квартал. Помимо данных таблицы можно использовать формулы для расчета оптимального веса и роста ребенка.

мальчики

число лет

число лет

для деток обоих полов

число лет

Формулы можно использовать, пока ребенку не исполнится 7 лет. Естественно, что полученные данные будут субъективными и могут иметь большие отклонения от описанных норм.

Когда необходимо беспокоиться?

Рассчитав показатели своего ребенка в полтора года и получив значения, отличающиеся от общепринятых, родители начинают сразу же волноваться. Но для начала необходимо учесть некоторые факторы:

  • какой рацион соблюдала мама в период вынашивания плода;
  • как она питалась в период лактации;
  • в какой срок родился ребенок.

Это не исчерпывающий перечень факторов, влияющих на развитие малыша.

К тому же есть показатели отклонения от нормы, которые могут стать причиной обращения к врачу:

  1. Для мальчиков предусмотрено, что их рост может отличаться от нормы на 7 см, как в меньшую, так и большую сторону, для девочек это 6 см.
  2. Для девочек предусмотрено отклонение в весе на 3 кг, как со знаком плюс, так и минус, для мальчиков - 2,5 кг.

Если отклонения в росте, весе ребенка к 1,5 годам слишком большие и выше предусмотренных, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы выяснить причины таких изменений в развитии. Если же отклонения минимальные и четко прослеживается наследственный фактор, то, скорее всего, беспокоиться не стоит.

Что делать родителям для правильного развития малыша

Естественно, что ребенка необходимо приучать к самым элементарным правилам:

  • сформируйте у малыша «правильные» вкусовые пристрастия;
  • обеспечьте правильное и сбалансированное питание;
  • ребенок должен соблюдать режим дня;
  • развивайте физические возможности;
  • приучайте к занятиям спортом и закаливанию.

Естественно, контролируйте себя и соблюдение правил малышом, которые вы пропагандируете ему.

Питание и режим дня

Уход за ребенком в полтора года уже намного проще, он уже, как правило, спит только один раз в день, по 2-3 часа. Если же малышу по прежнему требуется больше времени для сна, то не стоит спешить и приучать его к другому режиму. Все изменения в жизни должны происходить плавно и комфортно.

На ночной сон у детей уходит 10-11 часов, а период активности увеличивается до 5-6 часов.

Питание ребенка в полтора года должно быть с перерывами в 3-4,5 часа, то есть 4 раза в день. Завтрак не должен быть позднее, чем через 1,5 часа после того, как произошло пробуждение. Последний прием пищи, перед сном, не позднее, чем за час.

Психическое и эмоциональное развитие

Именно на втором году жизни у малыша два основных желания:

  • удовлетворить свои собственные желания;
  • общение, в особенности с мамой.

Малыш в 18 месяцев стремится найти ответы на все вопросы и на самый главный - "почему?". Помимо этого, развитие у ребенка в 1,5 года на пике активности. Малыш уже называет всех членов семьи, спокойно воспроизводит звукоподражательные слова, "му-му" (корова), к примеру, и прочие. Может произносить не полностью слово, а только начальные слоги, ударные, кошка - ко.

В этом возрасте детки делятся на два типа, одни предпочитают существительные, а другие глаголы. Все зависит от его естественного окружения. Существительные из уст малыша могут обобщать множественные предметы, связанные родовыми признаками. «Ням-ням», может означать, как желание кушать, так и стол, ложку.

Не стоит бояться звука «ы», сопровождающего указание пальца на конкретный предмет. Это ребенок делает очередное открытие и просто спрашивает: «Что это такое?». Он уже понимает, что это за предмет, но не может выговорить слово, поэтому лучше назовите предмет, на который указывает ваше чадо.

В среднем в полуторагодичном возрасте крохи активно используют порядка 20 слов, в пассивном словаре у них примерно 250-300.

Также уже замечено, что так называемые "молчуны" начинают говорить чуточку позже, но словарный запас и чистота речи у них отменная. Мальчишки по обыкновению начинают говорить позже девочек.

Отношение к окружающему миру

Дети в 1,5 года отдают предпочтение всему яркому. Красивую и яркую одежду они готовы постоянно демонстрировать взрослым. Им нравятся игрушки, и неважно, какого они качества, главное в большом количестве и красочные.

Малыши к 18 месяцам ведут себя очень деловито и достаточно спокойно. Уже нет страха перед внезапными звуками, которые беспокоили в младенчестве. Теперь звонок по телефону его не пугает, он знает, что никакой опасности нет. Хотя по-прежнему неизвестные люди и нестандартные ситуации заставляют спрятаться за маму.

Кроха уже прекрасно различает близких людей, воспринимает родственников и лиц, которые часто появлялись дома. Однако если пришли гости, то первые минуты встречи с ними требуют обязательного присутствия мамы. Родители уже могут постепенно знакомить ребенка с новыми людьми, можно отправить малыша на развивающие занятия, определить в детский садик, но если придется лечь в больницу, то определение в стационар будет проводиться только с мамой или папой.

Детки в 1,5 года четко копируют поведение родителей, максимально им подражают. Поэтому родителям необходимо быть ответственными и следить за своим поведением. Хотя уже начинают самостоятельно играть, не только копировать поведение мамы, когда она кормит ребенка, но и придумывать другие действия, то есть играют самостоятельно, «включая» фантазию.

Эмоции дети еще не умеют скрывать, если какое-либо действие не получается, то они искренне огорчаются, и, скорее всего, откажутся от задуманного.

Развитие ребенка в 1,5 года уже позволяет ему ярко выражать свои эмоции. Однако из-за малого словарного запаса кроха еще не может высказать свой гнев, поэтому размахивает ручками и ножками, валяется на полу, кричит. В этом случае не должно быть никаких мер воспитательного характера, это не истерика, а попытка донести информацию о своей неудовлетворенности. Успокоить можно только лаской и вниманием, переключив малыша на другие вещи.

Малыши в этом возрасте уже выражают интерес друг к другу, но не ищут дружбы и партнера по игре. Для каждого из них в мире есть только один главный человек - это он, поэтому кроха не поделится своими игрушками с другим, а только попытается отнять чужую. Никаких мер против «жадности» не требуется, это нормальное эмоциональное состояние и с возрастом пройдет.

Физические навыки в 18 месяцев от рождения

Многих родителей беспокоит вопрос о том, что должен уметь ребенок в полтора года. По правде говоря, уже многое:

  • прямо и ровно ходить, с легкостью огибать все предметы, встречающиеся на пути;
  • не должен практически спотыкаться;
  • смотреть себе под ноги;
  • понемногу бегать;
  • обладать ловкостью, играя с мячиком, подбрасывать его вверх, вниз, бросать вперед;
  • сидеть на корточках;
  • свободно открывать межкомнатные двери.

В быту детки уже проявляют определенные навыки, они уже пьют самостоятельно из чашки и практически ничего не проливают. Уже не надо никого кормить из ложки, в особенности, получается кушать аккуратно, когда полужидкая или жидкая пища. Крохе не нравится собственный неопрятный вид. И естественно, что должен уметь ребенок в полтора года - проситься на горшок.

Интеллект

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Легкие тесты в домашних условиях

Проверить развитие ребенка можно при помощи несложных тестов:

  1. Покажите несколько фотографий или картинок разных животных, малыш должен назвать большую половину из них, или хотя бы сымитировать их звуки.
  2. Определить, насколько ребенок понимает слова, можно, задавая вопросы, по типу «Где лежит машинка?» или «Где стоит стол?». Он уже должен четко называть наименование предмета и указывать на место, где расположен предмет.

Для любых родителей их дети самые лучшие и гордость всей жизни. Поэтому любите малышей, отдавайте им душу, занимайтесь их развитием.

Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм.
Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития.
Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.

1.Тесты на уровень знаний и речевую сферу.
Тест с предметами.
Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно.
Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются.
Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы.
Тест с картинками.
Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки.
Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова?
Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха - это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц.
Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно - короткие стихи про знакомые вещи - игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых - 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая - это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит - маму, папу, бабушку, себя и т.д.
Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается.
Количество слов.
Пассивный словарный запас ребёнка - около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно.
Активный словарный запас - не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п.
Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» - заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» - хлопает в ладоши.

2. Тесты на развитие мелкой моторики.
Зёрна и банки.
Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному.
Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие.
Иное задание - насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен - арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком - это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват - когда три ведущих пальца - большой, указательный и средний - формируют «щепотку».

Скрепки.

Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы.
Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер - хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы.
Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.

3. Тесты на связь моторики и зрительной сенсорики:
Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.
Усложните задание - попросите его построить поезд (дорожку) - последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии.
Тест с пирамидкой.
Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов.
Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень.
Тест с колокольчиком.
Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз».
со второго раза у ребёнка должно уже получиться.

4. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).
Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.
Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.


5. Развитие эмоциональной сферы.
Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Ребёнок не должен проявлять:
- склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела или хождение по кругу;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей;
- чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону);
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.

Надеемся, что ваш малыш справится со всеми этими заданиями.
студия "Арлекин"

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

Двигательное развитие


К полутора годам малыши обычно уже хорошо самостоятельно ходит и даже бегаеют: прямо, по кругу, обходя предметы. Легко преодолевает неровности на земле, перешагивает через невысокие препятствия. Ребенок без затруднений ходит, держа в руках игрушки и размахивая ими. Может нести ведерко за ручку, коробку, мяч или корзину двумя руками.


Малыш может самостоятельно сесть и сидеть на стуле, скамеечке. Залезает на диван, взрослое кресло и садится в нем. Может влезть куда-то, используя дополнительный предмет, например скамеечку, чтобы достать понадобившуюся вещь. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.


Уверенно ходящий малыш уже не только может катить перед собой игрушечную коляску, тележку, или игрушку каталку, но и тянуть за собой игрушку на веревочке . Малыши, которые рано начали ходить начинают это делать на несколько месяцев раньше.


Бытовые навыки


Если малыша к этому приучали, к 1,5 годам он уже уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Ложку чаще держит еще в кулачке. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой, может пользоваться вилкой. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.
Ребенок в 1,5 года уже можно снимать с себя некоторую одежду: шапку, варежки рукавички, носки может снять самостоятельно. Может расстегнуть молнию на кофте или куртке и попытаться ее снять Может пробовать снять колготки или штанишки. При умывании малыш подставляет ручки под струю воды и может тереть их друг об друга, и даже по личику, также может в ванной подставлять по струю воды ножки.


Полуторогодовалый малыш стремиться помогать взрослым по дому и очень важно это поощрять. По просьбе взрослого он может выкинуть мусор в мусорное ведро, подать продукты из пакета на полу, убрать игрушки в ящик, принести горшок, вытащить постиранную одежду из стиральной машинки, кастрюльку из шкафа и подать маме, закрыть дверь и пр.


Развитие моторики:


Малыш начинает еще уверенней откручивать крышки, поворачивать ручки дверей.
У ребенка в 1,5 года более активно начинает проявляться интерес к кубикам и строительным блокам . Малыш уже может построить башню из 3-4 кубиков, хорошо надевает колечки на пирамидку : 3-4 колечка подряд или больше, но без учета их размеров.Если малыша этому учили, может с помощью взрослого собрать матрешку из 2-3 вкладышей.


Ребенок может рисовать карандашом, фломастером, оставляя на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.


Развитие памяти


Малыши помнят о часто повторяющихся бытовых действиях. Когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок. А когда говорят пойдем покушаем, бежит на кухню к своему столику.


Многие дети в 1,5 года по просьбе взрослого и без показывают не меньше 3 частей тела (нос, ухо, глазик) на себе, игрушке или взрослом. Причем уже могут показать подряд носик, например, у куклы, мишки и у себя, то есть переносят одно понятие на разные объекты.


В игре ребенок может изобразить несколько простых действий, как по просьбе взрослого, так и самостоятельно: покормить, покачать, расчесать куклу например.

Развитие речи:

До полутора лет наиболее активно развивается понимание речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи.Малыш начинает выполнять просьбы, содержащие два последовательных указания: пойди на кухню и принеси чашку, подними шапку и положи ее на стул.

У ребенка значительно обогащается жестовая речь и мимика. Повторяя за взрослым, малыш может хлопать в ладоши, топать ножками, раскачиваться, махать ручкой «пока, пока». Рассматривая картинки ребенок может жестами показать, что шапочку он одевает на голову, а носочки и тапочки на ножки, изобразить как он пьет из чашки или машет руками как птички крыльями.

Активный словарный запас в полтора года обычно не меньше 8-10 слов, но у некоторых детей он значительно больше. Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

Ваш карапуз постоянно растет, взаимодействуя с миром, который его окружает. С такими быстрыми темпами развитиями как у него, каждый день — это новое, интересное приключение и достижение. Ознакомимся с основными навыками и достижениями малышей в возрасте от года до полутора лет, чтобы вы знали чего ожидать от вашего чада.

Плюшевая привязанность

У ребенка в этом возрасте начинает развиваться особая привязанность к таким предметам, как мягкие игрушки или одеяло. Эти предметы дают ему ощущение комфорта и защищенности. Обычно малыш выбирает какой-то один предмет и непременно тащит его с собой в кровать перед сном или же в ванну на купание... Если он выбрал игрушку, которую нельзя мочить или же вы не хотите брать с собой на обед или и вовсе за пределы дома, объясните крохе, что эта игрушка живет только к примеру, в той комнате, в которой он спит. А в ванну можно взять влаголюбивую резиновую квакшу, она всегда будет рада водным процедурам.

Левша или правша?

К году дети, как правило, начинают демонстрировать предпочтение левой или правой руки как доминантной в выполнении действий. Усадите ребенка за стол и дайте ему ложку. Каждый раз берет правой ручкой? Значит, вероятность того, что он будет левшой совсем мала.

Любит играть в игры

Даже если это простая игра в прятки — ребенок просто светится от счастья и удовольствия играя с вами. Очень часто он придумывает игры сам, устанавливая правила. Например, ребенок подает вам строительные кубики и командует куда вы должны их поставить. Ослушаетесь и получите порцию праведного гнева от отпрыска.

Помогает одеваться

Отныне координация движений работает все лучше и лучше. И вот одеваться по утрам уже намного проще, ведь ребенок сам протягивает ручки и перешагивает с ножки на ножку чтобы облегчить вам бой со штанишками.

Мастерски использует 2 слова

Это могут быть самые простые «мама», «папа», «дай», «пока». Разговаривайте с малышом почаще, чтобы улучшить развитие речи ребенка.

Зеркальные забавы

Ребенку нравится смотреть на себя в зеркало, он с удовольствием проводит время у него. Подберите ему детское зеркальце и пусть чадо играет.

Наклоняется за предметом чтобы его поднять

И при этом даже не падает! Теперь малышу не нужно садиться чтобы поднять предмет или становится на четвереньки.

Следует простым инструкциям

Мозг ребенка растет и развивается семимильными шагами. Дайте крохе простые указания и он сможет им следовать. Еще немного и ему будут доступны и более сложные игры.

Ест руками

Ребенок все лучше и лучше пользуется пальчиками, теперь он может использовать их для того, чтобы захватывать пищу. Ничего страшного, если ребенок наотрез отказывается есть с ложки/вилки и стремиться принимать пищу самостоятельно — так он будет чувствовать себя более независимым и навык будет развиваться быстрее.

Быстрее отвлекается

Да-да, вам не показалось, в этом возрасте у ребенка действительно гораздо более короткий период сосредоточенности, чем прежде. Немудрено что пока вы читаете ему сказку он отвлекается и игрушки надоедают ему быстрее.

Показывает пальцем на предметы

Полезный навык общения — теперь ребенок показывает пальцем на те предметы, которые хочет достать или рассмотреть ближе, или просто находит интересными. Просите время от времени показать вам папу/маму/бабушку/собачку, любой знакомый ребенку предмет.

Встает из позиции сидя

Усадите ребенка посреди комнаты, сможет ли он встать самостоятельно? Это один из основных показателей развития крупной моторики в этом возрасте.

Хватает мелкие предметы

Родители, берегитесь! Монетки, бусинки, даже крошки, вашему крохе подвластно все и он невероятно любопытен (а что если засунуть этот мелкий предмет в рот/нос и т. д.). Это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторике, а также о том, что нужно быть предельно внимательными во время уборки и следить за малышом с двойным усердием.

Каляка-маляки

Дайте ребенку карандаш и он сосредоточенно будет возить им по бумаге. Это супернавык, который он будет отрабатывать еще несколько лет для того, чтобы научиться правильно и красиво писать.

Может прожевывать кусочки пищи

Безусловно, еще рано интересоваться как ребенку понравилась отбивная, однако, он уже способен прожевывать более крупные кусочки пищи. Более того, многие дети, даже при отсутствии должного количества зубов, наотрез отказываются есть перетертую пищу и настаивают на том, чтобы пища была подана в нарезанном, а не пюреобразном, состоянии.

Слушается взрослых

Наконец-то настает момент, когда ребенок понимает и выполняет инструкции и приказы.

Любит помогать маме

Иногда дети такого возраста — лучшие помощники, просто нужно научиться направлять их неуёмную энергию и любопытство в нужное русло. Он с интересом будет раскладывать носочки или же сбрасывать вещи в стирку, загружать стиральную машину вместе с вами, складывать игрушки, список бесконечен.

Бегает

Пора маме и папе покупать пару беговых кроссовок, ведь теперь ваш ребенок будет не просто ходить, он будет очень быстро бегать. При этом особое удовольствие ему будет доставлять игра в догонялки — либо вы бегаете за ним, либо он за вами.

Разборчив в еде

Да, малыши от года до трех бывают маленькими снобами, что касается еды. При этом единогласных предпочтений, как правило, нет. Сегодня он плачет от одного вида овощей и налегает на мясо, а завтра он исключительный вегетарианец и отталкивает вилку с котлеткой. Проявите терпение и не настаивайте, лучше подумайте как можно разнообразить его меню, чтобы его требования и потребности совпадали в одном блюде и оно было принято благосклонно.

Стремится покорять новые вершины

Это новое умение порой пугает, иногда раздражает, но ребенку очень нравится — виснуть на перилах, переступать через низкие заборы, пытаться карабкаться вверх по любому большому предмету, как горная коза. Чтобы позволить ребенку насытиться вдоволь новым умением — отведите его на детскую площадку, оснащенную для таких целей. Пусть кроха практикуется.

Любит играть с друзьями

Ребенку нравится общаться со взрослыми и детьми, последних он может иногда стесняться, но не нужно расстраиваться. Практика общения и время исправят эту ситуацию. Такое времяпрепровождение также полезно и тем, что дети учатся новым навыкам друг у друга быстрее, чем когда в процесс вовлечены взрослые.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!