Декупаж. Мастер классы для начинающих пошагово с фото: из салфеток на бутылке, коробке, тарелке, стуле, по дереву, из обоев, фотографии, яичной скорлупы

Техника декупажа (от фр. слова decoupage обозначает «вырезать») — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название — салфеточная техника.

Украсить можно горшки для цветов, посуду, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель и т. д. Даже одежда и обувь могут быть украшены. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон — любые поверхности поддаются переменам. Однако надо учитывать, что поверхности должны быть однотонными и не слишком темными, чтобы просвечивающий рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.

Инструменты и материалы: трехслойные салфетки для декупажа (классический вариант, можно использовать и другие рисунки), плоская полужесткую кисть шириной 1—2 см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины.

Классические правила декупажа предполагают сначала приклеивание салфетки, для чего пользуются специальным клеем для салфеток. Затем аппликацию можно дополнительно обрабатывать красками с различными эффектами, после чего поверхность покрывают защитным лаком, но если не предполагается создание специальных эффектов, то можно воспользоваться клеящими свойствами самого лака или особой бесцветной краски. Рукодельницы же клеят: на неразбавленный ПВА, на разбавленный ПВА, на яичный белок, на клеящий карандаш и т.п. Это определяется опытом и склонностью к эксперименту.

Между специальным клеем и обычным нет разницы, если только узор не приклеивается на стекло или ткань.

Существует специальный состав для приклеивания салфеток путем проглаживания. Необходимо нанести состав на декорируемую поверхность (плоскую, поскольку предполагается приглаживать к ней салфетку утюгом; идеально использовать на бумаге, дереве и подобных поверхностях), оставить на некоторое время, чтобы состав чуть-чуть подсох, затем приложить салфетку и лист бумаги, через который прогладить еще влажную поверхность не слишком горячим утюгом так, чтобы не оставалось никаких складочек и аппликация хорошо закрепилась.

Также можно купить бесцветную акриловую краску Patio Paint на водной основе. Она может заменить клей для салфеток, и тогда работа не будет бояться влаги, солнечного света и прочих капризов природы, даже если ее не покрывать лаком.

Можно сначала нанести клей на подготовленную поверхность, сверху осторожно накладывать салфетку, аккуратно ее разглаживая кисточкой или пальчиками. Можно, наоборот, на сухую поверхность наложить салфетку, и уже на нее мазать осторожно клей. Следует учитывать, что слой с рисунком очень тонкий, он быстро намокает от клея и может порваться.

Если клеить на яичный белок, то изображения не расплываются, он подходит для больших поверхностей," получается мало складок и гораздо дешевле, чем по сравнению со специальным клеем. Можно клеить лаком для ногтей или на лак, которым покрывается поверхность. Покрывать изделие можно прозрачным, матовым или блестящим лаком кисточкой из банки или из баллончика. Если узор клеится на пластмассовую поверхность, то сначала лучше покрыть слоем ПВА и дать высохнуть полностью и только потом клеить на белок или клей.

Можно использовать для декупажа специальные лаки: глянцевый, матовый, лак с тройным блеском, с алмазным блеском, на основе акрила, в зависимости от эффекта, которого хочется добиться. А есть специальный глянцевый лак на водной основе, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти.

Если покрыть вещь несколькими слоями лака с алмазным блеском, создается впечатление, что она сделана из фарфора.

Вспомогательные материалы для обработки поверхности: шкурка для обработки шероховатостей деревянной поверхности, грунтовка и т.п. (если требуется).

Не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность предмета, выбранного для декупажа, лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

Грунтовку лучше делать светлую, потому что при накладывании на темный фон рисунок получится бледным или темный фон проступит через тонкий слой салфетки, и работа будет выглядеть некрасиво. Кроме того, если салфетка клеится на поверхность не белого цвета, то фон салфетки (ее цвет) теряется, не будет таким отчетливым и ярким.

Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется в процессе работы. Вырезают его аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезают только крупные элементы, а мелкие подрисовывают тонкой кисточкой. При желании узор с салфетки можно наклеивать и целиком, но следует учитывать, что большой узор трудно аккуратно разгладить, и могут остаться морщинки или он может порваться. Складок обычно удается избежать, если работать плоской синтетической кистью и быстро.

Мотив из салфетки прикладывают на оформляемую поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива.

Далее выкладывают отдельные элементы композиции на поднос, прикидывая положение разных персонажей и предметов. Если в процессе промазывания какой-то элемент пострадал или оторвался, то, воспользовавшись макетным или цанговым ножом, можно аккуратно отделить пострадавший элемент и вырезать его заново из другой салфетки.

После этого при необходимости дорисовывают красками мелкие элементы.

Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки. Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть его несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.

Если у трехслойной салфетки отделить от цветного слоя лишь один белый слой, а наклеивать на поверхность сразу два оставшихся слоя (с рисунком и монотонный), то слишком толсто не будет, а рисунок будет ярче. Так можно клеить узор на прозрачные банки.

После нанесения лака рисунок становится ярче. Сколько слоев лака наносить, лучше решать в процессе. Зависит от того, как ляжет первый слой. На некоторых поверхностях лак впитывается, и нужно несколько слоев. На других хватает и одного слоя.

После нанесения лака салфетка может местами вздуться, появятся морщинки, которых не было. После высыхания лака их можно разгладить пальцами, будет незаметно. Главное дождаться высыхания.

Кисти после акрилового лака (на водной основе) рекомендуется мыть скипидаром, но он отлично смывается простой водой.

Если узор клеится разбавленным ПВА, лучше наливать его побольше. Пусть мотив (или целая салфетка) практически плавают, тогда мокрыми пальцами очень легко разглаживаются все складки. И всегда под рукой пусть будут простые салфетки, которыми можно промокнуть излишний клей. Однако при этом салфетка размокает, и требуется очень много сноровки, чтобы аккуратно расправить салфетку и она не порвалась.

Еще вариант: ровную поверхность покрыть слоем клея; когда клей высохнет, приложить сверху салфетку и через бумагу для выпечки прогладить утюгом. И сверху покрыть еще слоем клея.

Если делается декупаж на деревянную поверхность, которая ничем не покрыта, просто чистое дерево, ПВА можно заменить акриловым или специальным лаком для дерева. Если лак густой, его разводят водой (эти лаки в большинстве водорастворимы, а после высыхания становятся водостойкими). Потом декупаж покрывают лаком — матовым или глянцевым, но лучше делать это на следующий день после высыхания картинки, чтобы при лакировании картинка не пошла складками.

Можно клеить вообще без кисточки — пальцами. Тогда после работы и тщательного смывания клея руки мажут жирным детским кремом для профилактики сухости кожи.

При работе пальцами намазывают поверхность разбавленным ПВА. Если фрагмент небольшой, то кладут его сразу весь. А потом пальцем наносят ПВА сверху на салфетку, капельками. Для этого нужно развести клей до такой консистенции, чтобы он был не густой, но и не срывалась с пальца капля. И разравнивают подушечками пальцев. Разглаживают, как бы выгоняя клей к краям.

Если салфетка клеится целиком, то прикладывают один край, потом постепенно кладут салфетку одной рукой, а второй щедро капают сверху ПВА. Вытягивают ее, укладывают и ровняют пальцами. Потом обычными салфетками убирают излишки клея.

Если при наклеивании больших фрагментов все-таки образовались складочки, их можно зашкурить маленькой шкуркой после полного высыхания, аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Потом наносят несколько слоев лака, и каждому слою давать высохнуть.

Чтобы большие фрагменты или целые салфетки приклеивались легче, нужно сначала слегка побрызгать на вырезанный фрагмент или салфетку немного воды и немного подсушить, а потом приклеивать. Можно для этого использовать распылитель для воды.

Вариант: нанести на поверхность тонким слоем клей, причем не на всю поверхность вообще, а на ту часть, куда приклеивается фрагмент в данный момент, аккуратно (не прижимая) наложить салфетку сверху и осторожно от центра ее прижимать, разглаживать к краям. Когда салфеточка наложена и ровно держится, быстро, но аккуратно, чтоб не порвать, наносить на нее клей. В данном случае лучше, чтобы клей был густой, тогда салфетка не сильно намокнет и, следовательно, меньше растянется. Наносить верхний слой лучше так: если мотив квадратный или прямоугольный — провести кистью полосу по центру, а затем от нее к краям, сначала в одну сторону, потом в другую. Если вырезан фрагмент — начинать с большей его части. Здесь важно клеить быстро, иначе морщинок не избежать.

Также можно, вырезав мотив и отделив лишние слои, нужный слой опрыскать лаком для волос, а потом прогладить утюгом. Тогда мотив не будет расползаться и тянутся.

Не обязательно пользоваться при декупаже салфетками. Можно распечатать на цветном принтере любую понравившуюся картинку, фотографию, мотив на обычной белой или цветной бумаге для копировально- множительной техники, потом вырезать клеить. Отличие в том, что салфетки выглядят так, как будто это рисунок на предмете, а картинки обычной бумаги выглядят как аппликация.

Можно использовать рисунки на кальке, на тонкой упаковочной бумаге или на цветочном фетре. Также можно из тонкой ткани вырезать разные мотивы и наклеивать на предметы, открытки. Декупаж из довольно плотного рисунка, типа открытки, можно сделать, предварительно обработав с обратной стороны (т.е. там, где рисунка нет) шкуркой нулевкой. Открытка становиться тоненькой, как салфеточка, и с ней можно работать. Или можно обратную сторону открытки намочить в блюдце с водой, а потом несколько слоев бумаги обдирается. Остается только верхний слой с рисунком, и он клеится. Рисовая бумага прекрасно, без складок ложится даже на изогнутую поверхность тарелки.

Чтобы самому создать салфетку с понравившимся рисунком, надо белую салфетку приклеить по краям скотчем к листу бумаги А4 и напечатать на цветном струйном или лазерном принтере. Салфетка должна быть хорошо натянута на бумаге, чтобы при печати не получились складки. Если распечатанный рисунок прогладить горячим утюгом или сбрызнуть лаком для волос, то при наклеивании рисунок не «поплывет».

Для работы на стеклянных поверхностях надо брать многослойные и яркие салфетки с отчетливым рисунком. Нежные тона и полутона на стекле будут теряться.

Можно сначала положить картинку на стекло и обвести маркером контур. Потом его и закрасить, вместе с этой обводкой.

Можно сначала стекло на месте декупажа закрасить белой красной (под основу), а можно наклеивать салфетку с прослойкой.

При работе с прозрачными тарелками лучше всего подходит разведенный клей ПВА. Специальный для декупажа по стеклу и фарфору и специальный для разных поверхностей, высыхая, дают блики с лицевой стороны. А на ПВА все разглаживается и он не дает блестящих фрагментов, видных с лицевой стороны. Однако у специальных клеев есть свои достоинства: клей для декупажа по стеклу и фарфору запекается в духовке, и рисунок становится практически вечным. Его хорошо наносить на белую поверхность (фаянс), тогда никаких бликов не будет. Клей для разных поверхностей более прочно приклеивает. Это клей-лак. Если салфетку, приклеенную на ПВА, легко сковырнуть случайно пальцем, то этот клей после высыхания дает прочную поверхность.

При декупаже на ткани технология та же самая, только ткань должна очень хорошо пропитаться клеем, чтобы впоследствии изображение и ткань стали одним целым. При работе под ткань подкладываюг клеенку. После полного высыхания ткань проглаживают утюгом около 3-х минут, без отпаривания (!), с изнанки и лица через тонкую тряпочку. После этого изделие выдержит ручную стирку при 40 градусах, отжимать аккуратно, расправить и высушить. Лучше всего декупаж делать на хлопке и льне.

Если планируется текстиль с нанесенным рисунком стирать и гладить, то лучше использовать специальный текстильный клей для декупажа, а если нет, то подойдет ПВА. Работать надо быстро и аккуратно хорошей плоской кистью. После полного высыхания надо пройтись по приклеенной картинке акриловым лаком, можно даже в один слой. Это защитит картинку от влаги, но такое изображение лучше не стирать, а протирать влажной тряпочкой при загрязнении.

Ткань перед работой лучше постирать и отгладить. Хлопчатобумажная ткань имеет обыкновение «садиться» при наклеивании салфетки даже после стирки, поэтому лучше выкроить с запасом. Чем больше салфетка, тем сложнее ее наклеить, так как салфетка при контакте с клеем начинает деформироваться (может растягиваться или сжиматься). В идеале перед наклейкой целой салфетки лучше сначала пропитать клеем ткань, потом наложить салфетку и аккуратно ее пригладить плоской широкой синтетической полумягкой кистью и пройтись еще клеем. После полного высыхания клея (этот процесс занимает сутки) ткань с приклеенным мотивом гладят сначала с изнанки в температурном режиме, который подходит для выбранной ткани, без отпаривания, несколько минут, тем самым закрепляя клей, что позволит в дальнейшем стирать эту ткань вручную при 40 градусах с мягким средством.

Пластмассу можно грунтовать клеем ПВА. А потом красить и делать декупаж, как обычно.

Особенности работы с пластмассой . Пластик под покраску лучше грунтовать. Можно ПВА, можно специальным праймером. Использование материалов зависит от применения вещи. На декоративный поднос можно наносить акриловую краску и лак без всякого опасения. Если же он предполагается как поднос для еды, то в верхнем покрытии акрила быть не должно. Если акриловую краску, нанесенную на пластик, не покрыть лаком, то она сходит той же пленкой при цеплянии любым острым предметом, от удара и пр. То есть покрывать лаком надо в любом случае. Акриловая краска скрывается под словами водоэмульсионной и аквакраски.

Декупаж на свечи кроме специального состава можно клеить горячей ложкой или клеем ПВА. Берется свечка и вырезанный мотив. Чайная ложка нагревается на плите и аккуратно круговыми движениями впаивается декор.

При нанесении краски можно пользоваться плоской кистью. Ее обмакивают в воду, стряхивают, а потом уже опускают в краску. Так краска ложится ровнее, нет «полосатости». Лак же лучше наносить «пушистой» кисточкой, можно самой обыкновенной, из детского набора. Ее обмакивают в лак (лака побольше) и разгоняют его по поверхности изделия в разные стороны, тогда лак хорошо покрывает и поверхность без рисунка, и с рисунком, следов от кисти не остается. Кисть тоже можно намочить, а можно и не мочить, в зависимости от густоты лака.

Чтобы хорошо нанести краску на стеклянную поверхность, нужно красить тонкими слоями краски несколько раз. Можно использовать кусочек губки — посудной или косметической, зажатый прищепкой, и промакивать поверхность. Чем мелкопористей губка, тем лучше. Можно (если поверхность ровная) прокатать краску валиком. И обязательно предварительно обезжирить поверхность средством для мытья посуды с горячей водой или спиртом.

Для того чтобы создать цветной фон сначала делают белый фон, затем приклеивают салфетку, потом как бы промакивают губкой с цветной краской. Сначала поплотнее, а потом все легче и легче, в конце почти не весомо, чтобы не осталось пузырьков от краски. Можно совсем слегка заходить на границы рисунка для большей естественности.

Если краска густая, то ее можно развести водой, но добавляют буквально по капелькам и тщательно размешивают.

Чтобы сделать на декупаж золотое напыление, нужно купить лак для стекла и в него насыпать золотой или серебряной пыли для дизайна ногтей, самой мелкой. Этим лаком покрыть изделие.

Можно также налить в ненужную посуду немного лака, потом насыпать туда золотой пудры, тщательно перемешать и покрывать кистью.

Чтобы кайму на изделии сделать ровной, нужно приклеить малярный скотч, а вдоль него нанести резиновый клей. Потом удаляют скотч, красят (можно даже залезать на клей кисточкой), а потом аккуратно скатывают пальцами клей. Он к поверхности не липнет, а образует толстую пленку. Все манипуляции надо делать после высыхания краски. Предварительно надо проверить клей где-нибудь на задней стороне — не вступит ли он в реакцию с покрытием дерева. Такое редко, но бывает.

Чтобы контурная линия была аккуратной, не получалось жирных точек в начале линии, надо подставить кусочек бумажки к началу, где должна начинаться линия, первая капля падает на нее, а потом уже идет ровная линия.

Припорох . Это техника перевода картинок с одного места на место нужное. Рисуется на бумаге картинка и толстой иглой прокалывается по контуру и по контуру всех фрагментов, находящихся внутри крыльев. Лист с нарисованным и проколотым эскизом кладется на нужную поверхность. Затем ведется кисточка с краской (можно использовать тени для век) по дырочкам. Можно использовать уголь или мягкий карандаш. Получается готовый оттиск. Можно раскрашивать.

Как старить бумагу (салфетки). Можно вымачивать ее в чае и отваре луковой шелухи. Можно бумагу помять и затонировать чем угодно, например акварелью, краска в жатые морщины зальется больше. Если декупаж делается на дереве, то его можно покрыть водорастворимой морилкой, тогда и салфетка «состарится» при наклеивании.

Одной из доступных и простых техник декора дома является декупаж, которой могут заниматься и начинающие декораторы, и любители особенно, если есть пошаговая инструкция выполнения работ. А несколько творческих идей декупажа на различных поверхностях и предметах в этой статье помогут новичкам освоить этот вид декора.

Декупаж - это декоративная техника работы по стеклу, дереву, ткани и другим поверхностям, которая состоит в вырезании узоров и иллюстраций и приклеивании их на декорируемую поверхность.

С помощью декупажа можно превратить старый потерявший вид комод в элегантную вещь с легким налетом старины в стиле шебби-шик. А из обычной бутылки сделать красивую вазу. Этот способ декорирования подходит тем, кто ценит красоту, но не обладает навыками художественной росписи.

В ходе работы создается своеобразный коллаж из фрагментов ярких красочных салфеток с нанесенным изображением. При этом художник придерживается задуманной композиции.

Декупаж с помощью салфетки

Для декупажа используются простые материалы, которые можно приобрести в художественных или строительных магазинах.

  • Столовые салфетки с напечатанным изображением. Для профессионального декупажа используются специальные тематические карты.
  • Клей ПВА.
  • Акриловые краски.
  • Лак. Можно взять обычный мебельный или же акриловый. Для создания эффекта старины применяется лак кракелюр.
  • Кухонные мочалки или спонжи разного размера.
  • Утюг. Годится для наклеивания салфеток на ровную поверхность. Им же разглаживаются салфетки перед приклеиванием.
  • Плотная прозрачная полиэтиленовая пленка или канцелярский файл для документов.
  • Ножницы.
  • Кисточки для нанесения лака, клея и художественной росписи.
  • Пульверизатор с водой.
  • Поверхность, которая будет оформляться.

Клей и лак наносится плоской мягкой кисточкой. При этом кисть должна быть достаточно мокрой, чтобы не царапать и не рвать тонкую бумагу.


Подготовка салфетки

Для декупажа используются двух- и трехслойные столовые бумажные салфетки и специальные тематические карты, которые можно приобрести в магазинах для рукоделия.

Отделяем слой с рисунком для дальнейшего декупажа

Тонкий слой с нанесенным изображением нужно отделить от остальных прослоек.

Для отделения рисунка салфетку лучше рвать руками, чем резать. Так меньше заметны края.

Далее аккуратно вырывается руками фрагмент, который будет наклеиваться на декорируемый предмет. Почему вырывать руками, а не вырезать ножницами? Дело в том, что когда вы рвете салфетку, образуются неровные края с истонченными зубчиками. Это даст возможность скрыть, замаскировать границу перехода от салфетки к обрабатываемой поверхности. Если вы вырежете розочку или листочек ножницами, то край будет отчетливо выделяться, и его ничем уже не получится скрыть.

Поскольку изначально салфетка по своей структуре немного напоминает вафлю, при приклеивании она распрямляется и увеличивается в размерах. Из-за этого образуются складки. Некоторые мастерицы предварительно проглаживают салфетку утюгом, чтобы распрямить салфетку и облегчить дальнейшую работу.

Подготовка основания

Чтобы салфетка ровно и крепко приклеилась, декорируемую поверхность нужно подготовить. По умолчанию предполагается, что границы наклеиваемого фрагмента будут замаскированы краской подходящего оттенка.

Основа покрывается исходным светлым или темным фоном, который будет немного просвечивать через салфетку, создавая нужный эффект. Потом, используя ту же самую краску, вам будет легче скрыть границу между основой и наклеенным фрагментом.

Деревянные заготовки для декупажа требуют особенной подготовки. Дело в том, что при попадании любого количества жидкости будет подниматься мелкий древесный ворс. Он не даст салфетке ровно лечь на поверхность. Поэтому его нужно убирать наждачной бумагой.

Заготовка может быть окрашена при помощи краски или морилки. В любом случае после высыхания нужно снять ворс и покрыть изделие двумя слоями лака.

Причем каждому слою необходимо дать полностью просохнуть и зашкурить. Только в этом случае вы получите качественную ровную поверхность.

Декупаж деревянной поверхности и покрытие лаком

5 способов наклеить салфетку

  1. Горячий . Для работы вам понадобится клей для декупажа или густой ПВА. Нанесите его на то место, где будет находиться наклеиваемый фрагмент салфетки. Дайте подсохнуть. Затем приложите фрагмент изображения на обработанное место и пройдитесь по нему горячим утюгом (без пара). Можно использовать подложку под утюг в виде листа бумаги.
  2. Клей сверху . Небольшие фрагменты удобно приклеивать, пропитывая клеем сверху. Для этого салфетка укладывается на нужное место. Затем ее нужно покрыть щедрым слоем клея, начиная от центра. Движения кисти должны быть направлены от центральной точки к краям.

    По мере намокания фрагмент растягивается. Его нужно аккуратно расправлять. Не жалейте клея. При высыхании он станет прозрачным. А во время работы он не даст порваться тонкой бумаге.

    Покройте изображение лаком.

  3. На лак . Суть способа такая же, как и в предыдущем случае. Единственное отличие – в центре фрагмента ставится точка, куда наливается небольшое количество лака, который дальше растягивается к краям. Покрывать вторым слоем лака салфетку уже не нужно.
  4. На воду . Действия те же, что и в предыдущем способе, только вместо лака и клея используется вода. С ее помощью салфетка расправляется на поверхности без складок. Когда она полностью выровнена, сразу же сверху изображение покрывается клеем или лаком.
  5. При помощи канцелярского файла . Файл нужно разрезать так, чтобы получились две плотные пленки. Размер нужно подобрать таким образом, чтобы они были больше, чем наклеиваемый фрагмент.

    На одну пленку кладется салфетка лицевой стороной вниз. Сверху щедро поливается водой, чтобы бумага буквально плавала. Пальцами осторожно расправляются все складки. Чтобы не порвать тонкую салфетку, сверху ее можно прикрыть второй пленкой, и уже через файл продолжить работу. Когда вы убедитесь в том, что ни одной складки не осталось, слейте излишки воды и аккуратно приложите салфетку на нужное место лицевой стороной вверх.

    Файл не даст ей порваться и позволит четко позиционировать фрагмент на предмете, который оформляется.

    После того, как бумага хорошо прилипла к поверхности, пленка осторожно снимается. Внимательно следите за тем, чтобы бумага не тянулась за файлом.

    Покройте изображение клеем или лаком.

Чтобы при составлении коллажа соседние фрагменты не пострадали от неосторожных движений кисти, обязательно защищайте их слоем лака.

Когда все элементы приклеены, залакируйте поверхность, чтобы можно было смело работать с красками. В этом случае любой неосторожный мазок можно стереть, не опасаясь повредить изображение.

А теперь рассмотрим декупаж для начинающих пошагово с фото примерами.

Декупаж шкатулки

Одной из самых популярных творческих идей для декупажа дома является декорирование шкатулки.

Картонные коробки не требуют предварительного ошкуривания. Достаточно их покрасить и залакировать. Технологию наклеивания салфеток мы уже рассмотрели. Теперь остается замаскировать края фрагментов.

Для этого используйте краску, которой покрывали основной фон, и спонж. Наберите на поролон немного краски и промокните его о дно пластиковой тарелки, чтобы убрать излишки. Осторожно закрашивайте границу салфетки, заходя на фон и на изображение . Такой простой прием помогает сделать тонкий переход между основанием и бумагой.

Если вы хотите сделать границу еще менее заметной, то аккуратно снимите наждачной бумагой тонкий слой бумаги по краям элементов.

Если оттенки фона на шкатулке и на салфетке немного отличаются, используйте метод сухой кисти . Он заключается в том, что на жесткую щетинную кисть набирается небольшое количество краски. Промокните кисть, чтобы краски осталось совсем немного. Движениями от салфетки к фону шкатулки сделайте плавный переход цвета за счет тонких штрихов, которые получаются при полусухой кисти.

Затем наберите на жесткую кисть немного темной краски или же битумного лака. Совсем немного. Пройдитесь по краям крышки и ребрам шкатулки. Оставьте темный след. Тонкую полосу миллиметра 3-5. Дайте высохнуть. Наждачной бумагой пройдитесь по закрашенным ребрам. Они станут более четко выраженными.

Декупаж бутылок

При оформлении бутылок начинающие декупажницы иногда встречаются со сложностью наклеивания салфетки на сферическую поверхность. В этом случае хорошо подходит метод нанесения клея поверх салфетки.

Стекло перед началом работы нужно обезжирить любым подходящим для этого составом . Затем можно приступать к тонированию. Кисть оставит полосы. А спонж создаст ровный тон.

Грунтуем поверхность бутылки

Если же вы хотите придать бутылке новую фактуру, обтяните ее куском колготок, предварительно обильно пропитав его клеем. Выкладывайте складки в том порядке, который вам нравится. Используя разные ткани, можно имитировать лепнину, кожу и другие материалы. Готовой фактуре нужно придать цвет, и можно приступать к наклеиванию салфетки.

Отрываем от салфетки нужный рисунок и с обратной стороны намазываем клеем ПВА

Приклеиваем рисунок к бутылке, затем накрываем целлофаном и разглаживаем салфетку на бутылке, что бы удалить все пузырьки воздуха

Покрываем рисунок сверху клеем ПВА и закрашиваем бутылку в серый цвет

При этом влажную салфетку нельзя трогать, она может легко порваться. Ждем полного высыхания и клея и краски. Можно дорисовать фон вокруг салфетки, чтобы не было видно границ оторванной бумаги. Декор красками на бутылке можно делать кому как подскажет фантазия.

Дождались высыхания, берем акриловый лак и покрываем им бутылку

Когда изображение закреплено на поверхности, работа покрывается лаком в три слоя. Каждому из них дайте просохнуть перед нанесением последующего. Далее по желанию можно наклеить кружева, бисер, фурнитуру.

Декупаж мебели

Это еще одна хорошая идея декупажа для начинающих. Если краска или лак на мебели в хорошем состоянии, то можно считать поверхность готовой к декорированию . При желании можно перекрасить основу, чтобы облегчить процесс вживления картинки.

МДФ в чистом виде нуждается в покраске. Поэтому его нужно подготовить, как было описано в начале статьи.

Для больших фрагментов декупажа хорошо использовать метод файла или наносить клей/лак поверх салфетки. Это зависит от формы фасада или корпуса. Для прямых стенок хорошо использовать файловую пленку. А на сферических или рельефных поверхностях придется брать в руки кисточку.

Как и при работе со шкатулкой изображение нужно будет вживить в общий фон при помощи спонжа или сухой кисти.

Эффект старины создает патина, наносимая на грани и различные рельефные элементы декора . Их можно изготовить из смеси обычной гипсовой шпаклевки и клея ПВА. Более опытные мастера используют специальные пасты для создания объемных элементов.

Имитация металла производится при помощи самозатвердевающей пластики. Эффект легкого налета окиси создается при помощи цветного воска.

При желании нанесенное изображение для натуральности можно слегка потереть наждачной бумагой.

Готовую работу нужно защитить тройным нанесением лака.

Видео, как самостоятельно сделать декупаж стула:

Как вы видите, никаких особых инструментов или материалов для декупажа начинающими не нужно. Достаточно начать с клея ПВА, обычных цветных салфеток и набора акриловых красок. Лак можно использовать любой.

Декорируя с помощью техники декупаж различные предметы в доме можно их вписать в такие стили интерьера как прованс, этно, кантри, викторианский стиль, шебби-шик, симплисити.

Фото примеры декупажа с разными идеями




Оформление элементов интерьера в восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки.

Секреты декупажа для начинающих

Декупаж – искусство декорирования интерьера, разных предметов, а также аксессуаров с помощью вырезанных орнаментов из бумаги, ткани или кожи. Начало его развития положено в XV веке в Германии. В средневековье умельцы применяли этот вид техники в мебельном деле.


Декорирование мебели при помощи декупажа

Он стремительно развивался и распространялся по миру, и уже в Викторианскую эпоху многие самостоятельно освоили это необычное искусство декорирования. Теперь декупаж своими руками может создать каждый.


Декупаж мебели своими руками — недорогой и эффектный способ обновить мебель

Стили и виды декупажа

Декупаж имеет большое количество стилей, множество из которых появились не так давно.


Техника декупаж часто используются при декоре небольших предметов

Самыми популярными являются:

  • Шебби — шик. Возник в конце прошлого века. Его особенности: цвета светлых нежных оттенков, цветочный орнамент, наличие эффекта потертости;
  • Прованс. Используют этот стиль при декорировании предмета под французскую старину;
  • Винтажный стиль. Характерными чертами является: эффект состаривания, использование в совокупности новых и старых предметов;
  • Этностили: японский, индийский, африканский и т.д. Украшение предметов в технике «этнический декупаж” опирается на традиционные мотивы каждой отдельной страны. Для индийского, например, характерны геометрические орнаменты, насыщенные и яркие цвета;
  • Симпл-сити. Стиль доступный всем, так как его особенность заключается в использовании всевозможных подручных средств: журналов, газет, детских рисунков и т. п;
  • Викторианский. Вещи декорируются под классический английский стиль эпохи королевы Виктории;

Старую или некрасивую мебель можно преобразить кардинальным образом, своими руками, применив технику декупажа
Техника декупаж – это стильные предметы интерьера без затрат, сделанные своими руками, и с удовольствием

Время не стоит на месте, поэтому многие виды декупажа сейчас уже не актуальны.

Самыми востребованными являются:

  • Классический. Именно с этого вида зародился декупаж. Его техника заключается в наклеивании бумажных орнаментов на поверхность;
  • Декопатч. Предмет украшается с помощью небольших кусочков бумаги;
  • Объемный. Для декорирования применяются объемные предметы;
  • Художественный. Особенность вида заключается в стремлении создать целостное изображение;
  • Обратный. Такой декупаж делается на прозрачные стеклянные предметы. Отличается от классического тем, что орнамент прикрепляется с внутренней стороны;
  • . Отличная альтернатива классическому виду. Такое декорирование делается лишь на вещах из материи, которые не нужно стирать при температуре выше 40 градусов.

Что и где приобрести для декупажа

Первые вопросы, которые встают перед начинающим творить в технике декупаж: что подготовить для работы и где все это приобрести.


Проблем с ассортиментом специальных средств для данного рукоделия в магазинах современности, как правило, не бывает. Но, если все же чего-то в них не хватает, то есть еще и многочисленные интернет-сервисы, торгующие необходимыми аксессуарами.


К самым необходимым материалам и инструментам при любом виде и стиле декупажа относятся:

  • заготовка – предмет или поверхность, выбранные для декора;
  • кисточки различной толщины и материалов, подбирающиеся в зависимости от вида работ;
  • акриловые краски и лак;
  • специальные декупажные аппликации, вырезанные самостоятельно фигурки и изображения либо другие элементы украшения;
  • клей;
  • бумага наждачная для затирки.

Декупаж — это техника декорирования предметов обихода, интерьера, мебели с помощью вырезанных мотивов

Техника декупаж позволяет преобразить поверхности и предметы, созданные из самых различных материалов. Это может быть: стена, кожаный кошелек или сумочка, стеклянная вазочка, металлическая или деревянная заготовка, тканевый мешочек для хранения трав и многое другое.

Материал, а также цветовая гамма будущего изделия подбираются в зависимости о того, какой стиль выбран для декорирования. Краски и лак берутся акриловые по причине их неприхотливости. А это очень важно, так как именно с них, как правило, начинаются все работы. Клей можно использовать как специализированный, так и универсальный ПВА.


Украшение предметов с использованием техники декупаж является одной из форм художественного выражения нашей идентичности, предпочтений и интересов

Все необходимые материалы доступны практически каждому, а технология не так сложна, поэтому декупаж вполне доступен для начинающих.

Можно, например, освоить несколько несложных приемов декорирования мебели либо бутылок и свечей.

Декупаж мебели

Мебель, умело декорированная в технике декупаж, выглядит очень богато и изысканно в независимости от того какой стиль для этого выбран.


Своими руками выполняется декупаж мебели двумя способами:

  1. С использованием всей поверхности предмета, в технике декопатч.
  2. С использованием части предмета – украшение делается с использованием одной или двух картинок.

Газетный декопатч на стульях

Очень легко и просто, к примеру, можно украсить старый комод.


Комод в технике декопатч из газет

Для этого подготавливаются следующие инструменты:

  • бумажные вырезки;
  • спирт;
  • ненужные тряпки;
  • герметик;
  • кисточка и губка;
  • полиуретановый лак;
  • кожаные полоски для ручек;
  • клей;
  • бумага наждачная.

Для декопатча подойдет комод любой формы и размера

Комод очищается тоненькой наждачной бумагой, затем протирается пропитанной спиртом тканью и хорошо вытирается ветошью. Подготовленная поверхность покрывается при помощи кисточки или губки клеем. Нарезанные газеты тщательно смачиваются водой, наносятся на поверхность. Очень важно при этом хорошо разгладить наклеенный материал так, чтобы не осталось пузырьков воздуха под ним. Делается это по направлению от центра к краям комода. После чего вся поверхность покрывается несколькими слоями лака, высыхание каждого слоя занимает час.


Декопатч — одна из техник, близкая к декупажу и часто использующаяся вместе с ним

На готовую высохшую поверхность к краям ящиков прикручиваются ручки, заранее задекорированные кожей и креативно украшенный комод готов.

Декупаж комода

Отличным поводом освоить технику декупаж может стать день рождения, свадьба, новогодние праздники или любое другое торжественное мероприятия.


Оригинальным подарком станут декорированные бутылки или свечи.


Декупаж бутылок — простой способ стильного декора дома

Прелесть таких презентов в том, что они всегда уникальны.


Несколько советов по декупажу праздничных аксессуаров:

  • Для выделения мелких деталей и контура лучше использовать контурные краски, для заполнения изображения – витражные, акриловыми хорошо работать на стеклянных и керамических изделиях;
  • Ткани лучше брать такие как шелк, атлас, велюр или бархат;
  • Гофрированная бумага не используется в декупаже бутылок, свечей и бокалов, так как быстро портится;
  • Перед украшением бутылки необходимо ее тщательно очистить и загрунтовать;
  • Для того чтобы декорированная бутылка хорошо открывалась, горлышко под пробкой обматывается тонкой проволокой;
  • На этот участок лучше не наносить много слоев лака, клея, фольги и салфеток;
  • Не стоит оставлять не задекорированным дно бутылки;
  • Для свечей отлично подходят орнаменты, вырезанные из салфеток.

Заготовка прикладывается к свече и с легкостью утапливается в нее с помощью горячей ложки. Но не стоит держать ложечку на свече слишком долго, чтоб не деформировать изделие. Освоив такой вид искусства, как декупаж, современные любители рукоделия могут не только преобразить старую мебель, аксессуары, но и хоть немного ощутить себя венецианскими мастерами.

Декупаж свечи

Декупаж привлекает относительной простотой и разнообразием эффектов. Из множества технологий всегда можно выбрать наиболее близкую для себя.

Творческие идеи и искания мастериц не стоят на месте, каждый год появляются новые техники декупажа, которые поскорее хочется изучить и испробовать, и с легкостью воплотить в жизнь самые смелые начинания. Чтобы ничто не мешало полету творческой фантазии, необходимо изучить теорию основных направлений и способов работы и получить немного практики. На сегодняшний день выделяют шесть видов декупажа: прямой, обратный, художественный (дымчатый), объемный (3D), декопатч.

Прямой декупаж – классический метод

Прямой декупаж – базовый и, пожалуй, самый основной и главный способ декора предметов. Новичкам он поможет научиться правильно и качественно приклеивать и обрабатывать изображения, понять и постичь все нюансы и тонкости работы, чтобы потом без труда освоить остальные техники декорирования.

Основные нюансы

Суть техники прямого декупажа заключается в приклеивании или вживлении изображения на заранее подготовленную поверхность. Поверхность для работы подойдет практически любая. Это может быть дерево, заготовки из ДСП и МДФ, фанера, пластик, стекло, ткань, кожа, плотный картон. Главное, правильно подготовить поверхность.

Дерево перед началом работы необходимо ошкурить и загрунтовать, стекло, пластик и кожаные изделия (обложка для документов, блокнот, сумка) – обезжирить спиртом, ткань – выстирать и прогладить утюгом. Для украшения подойдет любое изображение – мотив красивой салфетки, декупажная карта или распечатка картинки, сделанная на лазерном принтере или фотобумаге.

Салфетку необходимо расслоить и оставить верхний слой, декупажную карту (или ее фрагмент) на короткое время замочить в чуть теплой воде. При работе с распечатками существует несколько способов подготовки изображения к приклеиванию:

  • истончить с помощью канцелярского скотча и деликатной наждачной бумаги;
  • вживить изображение в поверхность, приклеив мотив лицевой стороной к поверхности, с последующим удалением верхних слоев бумаги с помощью воды;
  • покрыть картинку несколькими слоями трансферного лака, хорошо просушить, намочить водой и осторожно снять белый слой бумаги, оставив тонкий, прозрачный слой картинки, защищенной лаком;
  • перевести изображение на поверхность с помощью ацетона или кремообразного очищающего средства и обычной ложки.

Загляните в наш мастер-класс по декупажу разделочной доски, чтобы детально изучить технику с распечаткой (ссылка внизу статьи).

У каждого способа есть свои тонкости и нюансы, испробовав и изучив каждый из них, вы сможете выбрать тот, который вам больше нравится.

Особенности декорирования салфетками

Техника декупажа из салфеток идеальна для начинающих. Здесь существует несколько способов приклеивания (вживления).

Приклеивание мотива салфетки с помощью клея для декупажа или клея ПВА, разбавленного водой в соотношении 1:1. Приложите мотив к поверхности и плоской кистью начинайте приклеивать салфетку, нанося клей от центра к краям. Мягко разглаживайте мотив, расправляйте складочки и пузырьки воздуха. Не давите слишком сильно, чтобы не повредить салфетку.

Приклеивание с помощью файла позволяет без особого труда расположить изображение аккуратно, практически без складок.

  1. Выложите мотив салфетки (верхний слой) на файл рисунком от себя. С помощью пульверизатора хорошенько смочите салфетку водой, так, чтобы она почти плавала в ней. Расправьте неровности, складки, пузырьки. Сверху приложите другой файл и кусочком спонжа хорошо разгладьте салфетку, избавляясь от излишков воды.
  2. Аккуратно снимите верхний файл и приложите файл с салфеткой к поверхности. Еще раз разгладьте салфетку кусочком спонжа. Снимите файл так, чтобы салфетка осталась на поверхности. Промажьте клеем. Дайте высохнуть.

Этот способ прекрасно подходит для больших фрагментов и для «капризных» салфеток, которые могут расползаться от попыток приклеить их с помощью кисти и клея. Рекомендуется для изучения техники декупажа для начинающих.

«Горячий» способ идеален при приклеивании салфетки на ровную, гладкую поверхность (крышка деревянной шкатулки, купюрницы, разделочная доска), которая не боится высоких температур. Для работы понадобится клей ПВА, бумага для запекания, утюг.

  1. На подготовленную поверхность нанесите два слоя клея, дав каждому слою хорошо просохнуть.
  2. Расположите мотив на поверхности, сверху положите бумагу для запекания.
  3. Горячим утюгом проглаживайте поверхность.
  4. Снимите бумагу для запекания, дайте заготовке остыть, зафиксируйте салфетку лаком.

Обратный декупаж и его тонкости

Техника обратного декупажа применяется на стеклянных (прозрачных) поверхностях и отличается от прямого метода последовательностью действий.

То есть, сначала приклеивается салфетка или распечатка (лицом от себя), создаются дополнительные декоративные элементы (роспись контурами), наносятся прочие художественные эффекты и желаемый цвет, а потом поверхность грунтуют, по необходимости оформляют прямым декупажем внешнюю сторону и лакируют, чтобы защитить от истирания.

Рисунок оказывается под стеклом, что позволяет использовать посуду, задекорированную в этой технике, использовать по назначению. Если следовать несложным правилам ухода, такая посуда будет служить долго, и радовать глаз.

Подробно техника этого вида декупажа рассмотрена в нашем .

Художественный (дымчатый) декупаж для терпеливых

Многих начинающих рукодельниц пугает необходимость, вооружившись кистью и палитрой с красками, применить в работе художественный декупаж, особенно если совершенно нет опыта в рисовании. Но бывает так, что картинка, приклеенная на белую поверхность, просто кричит о том, что необходимо добавить цвет, переходы оттенков, тени, растушевку, объем.

Даже если последний раз вы рисовали красками, учась в школе, не стоит отказываться от изучения и осваивания этого вида техники декупаж, потому что именно с его помощью вы сделаете свое изделие по-настоящему эксклюзивным и дорогостоящим по восприятию.

Немного терпения в теоретическом изучении основных приемов художественной дорисовки, много (а может и совсем чуть-чуть) тренировок и ваши работы засияют новыми гранями. Обучаться этой методике лучше всего с помощью видео мастер-классов, пошаговых фото мастер-классов, под руководством преподавателя на живом мастер-классе.

Работать можно с акриловыми красками и замедлителем высыхания красок (позволяет делать мягкую растушевку, не дает краске слишком быстро высыхать, позволяет тщательно проработать фон, сделать плавные полутона, тени и переходы), и с пастелью.

Важно помнить, что художественную доработку лучше всего делать при дневном освещении и учитывать то, что акриловые краски после высыхания становятся чуть темнее. В художественном виде декупаже можно выделить три метода.

Растушевка (цветная дымка) создается с помощью акриловых красок или (ее необходимо предварительно наскоблить лезвием). Суть метода в том, чтобы вписать мотив с четкими краями в окружающий фон, путем создания вокруг мотива прозрачной дымки того же цвета, что и прилегающий участок рисунка.

Особенности работы с пастелью: лучше использовать матовый лак (на глянцевый лак пастель не нанесется), а рабочая поверхность должна быть максимально отшлифована, чтобы не было бороздок и бугров.

Дорисовку и прорисовку фона используют, чтобы усилить художественный эффект и исправить возможные дефекты.

С помощью этих приемов можно сделать блеклый рисунок ярче, выделить ключевые элементы, прорисовать мелкие детали, дорисовать недостающие элементы.

Тени придают рисунку объем и художественную завершенность.

Освоить навыки художественной подрисовки в технике декорирования декупаж будет легче, если вы потренируетесь это делать на листах обычной бумаги. Выберите яркий рисунок, зафиксируйте его на листе, и, подготовив на палитре оттенки и цвета, присутствующие в рисунке, постарайтесь заполнить белый фон цветом так, чтобы рисунок и фон стали гармоничным целым. Изучите способы создания различных оттенков, законы перспективы и светотени.

Декопатч – имитация лоскутной техники

Эта техника декупаж чем-то напоминает , так как декорируемая поверхность произвольно заполняется кусочками разноцветной бумаги, которую можно рвать вручную, или вырезать ножницами.

Для создания работ в этой технике можно использовать салфетки, рисовую бумагу, старые газеты и ноты, цветные картинки из глянцевых журналов, специальную бумагу для декопатча, которую можно приобрести в магазинах для творчества.

Этот стиль декупажа подходит для начинающих, так как довольно прост в исполнении и не требует особой подготовленности и наличие опыта. Размеры кусочков бумаги зависят от величины работы, могут приклеиваться слегка внахлест, образуя свободный и причудливый орнамент.

Бумага для декопатча обладает рядом преимуществ, в сравнении с остальными материалами. Она тонкая и эластичная, не растягивается, не образует складок. Выбор расцветок огромен, цвета яркие и насыщенные.

При использовании картинок из глянцевых журналов можно создать эффект старого камня – для этого нужно наклеенные и хорошо просушенные фрагменты картинок протереть ацетоном – часть красочного слоя смоется, придав декорируемой поверхности вид растрескавшегося мрамора.

Декопатч можно применять как для создания фона, так и как самостоятельный декоративный эффект. Материалами для декупажа в качестве заготовок могут послужить любые предметы, особенно эффектно смотрятся фигурки из папье-маше, которые можно задекорировать по вашему вкусу и желанию.

Перед работой не забудьте загрунтовать поверхность художественным грунтом или белой краской, законченную работу защитите несколькими слоями акрилового лака.

Объемный (3D) декупаж – современная техника

Это относительно новая техника декупажа поможет выделить фрагменты работы, подчеркнув их объемом.

Для создания объема можно использовать:

  • моделирующую пасту;
  • шпатлевку для дерева;
  • ткань;
  • художественные арт-гели;
  • 3D декупажные карты;
  • трехмерное моделирование Sospeso Trasparente.

Рассмотрим, как сделать декупаж с перечисленными материалами.

Как работать с моделирующей пастой

Из моделирующей пасты можно вылепить объемные элементы цветов, предметов, тело животного или птицы. Вам понадобится два одинаковых мотива.

  1. Приклейте первый мотив (допустим, это будет изображение петуха для изделия в деревенском стиле), хорошо просушите.
  2. Из моделирующей пасты вылепите туловище, перья хвоста. Приклейте к картинке и хорошо разровняйте, смягчите переходы (кистью или пальцем, смоченным водой). Моделирующая паста не должна доходить до границы рисунка на 1-2 мм.
  3. Из второго мотива вырежьте элемент, который нужно наклеить сверху на созданный объем.
  4. Совместите рисунки, тщательно проклейте. Просушите. При необходимости сделайте небольшую подрисовку.

Техника работы со шпатлевкой

Шпатлевкой также можно выложить отдельные объемные детали или же крупные элементы, если это соответствует вашей задумке.

  1. Наносить шпатлевку удобно мастихином.
  2. Не старайтесь сделать сразу толстый слой, пусть его высота будет 2-3 мм, неровности разглаживайте пальцами, смоченными водой.
  3. Не дожидаясь высыхания шпатлевки сразу начинайте приклеивание мотива.

С помощью шпатлевки можно создавать имитации кирпичной кладки, ствола дерева, деревянных досок. Практически все, что может украсить и выгодно подчеркнуть ваше творение.

Декор с помощью ткани

Ткань в декупаже применяется как декоративный элемент, чтобы придать работе дополнительный объем и эффект присутствия. Например, при работе с изображением женщины, тканью можно задрапировать юбку (платье) модели. Изображение станет более реалистичным и будет казаться, что героиня вот-вот сойдет с поверхности декоративного панно, тарелки или другого предмета.

Также можно создать эффекты моря, старого дерева, штор, других драпировок – в зависимости от поставленной задачи.

  1. Ткань необходимо хорошо пропитать клеем ПВА.
  2. Выложите ткань на декорируемый участок, придайте желаемую форму и объем.
  3. Хорошо просушите.
  4. Акриловыми красками прокрасьте элемент нужным цветом, добавьте дополнительные эффекты – патину, блестки, хрустальную пасту.
  5. Защитите несколькими слоями акрилового лака.

Применение арт-гелей

Художественные арт-гели придадут работе эффект масляной живописи.

  1. С помощью кисти создайте объемные мазки.
  2. После высыхания арт-гель становится прозрачным, а рисунок обретает новые грани.

Работа с объемными картами

3D-декупажные карты можно приобрести в магазинах, а можно создать самостоятельно. Для этого достаточно сделать цветную распечатку с выбранной картинкой в пяти-шести экземплярах.

Первый экземпляр – основной, из остальных копий нужно вырезать фрагменты, которые и будут создавать объем. Вырезанные фрагменты приклеивают друг на друга слой за слоем с помощью силиконового клея, добиваясь нужного объема. Объемный декупаж придает изделию скульптурность, но важно не переусердствовать с объемом, чтобы композиция в целом смотрелась гармонично хорошо воспринималась визуально.

Sospeso Trasparente – новейший способ объемного декорирования

Итальянская декупажная техника Sospeso Trasparente наиболее затратная, но очень эффектная и необычная. Для работы применяется специально разработанный и запатентованный нетоксичный термопластик.

  1. Выбранный фрагмент изображения наклеивается на термопластик и хорошо просушивается.
  2. Далее изображение необходимо вырезать и придерживая щипцами нагреть над свечой в течение нескольких секунд.
  3. Разогреваясь, пленка становится эластичной и податливой. В этот момент изображение моделируется специальными инструментами – бульками.
  4. Положив обрабатываемый фрагмент на латексный коврик, придайте ему желаемый объем и изгибы.
  5. Дайте застыть.

Декоративные элементы, выполненные в этой технике, выглядят роскошно и реалистично.
Если в качестве основы использовать салфетку (верхний слой) или рисовую декупажную карту – создается воздушный, полупрозрачный объем.

При работе с плотными декупажными картами или распечатками создается «фарфоровый» эффект, так как плотная бумага не пропускает свет.

Пусть эта публикация вдохновит вас на изучение основных техник декупажа и смелые творческие поиски и создание ярких работ. Возьмите за основу один из наших мастер-классов и не откладывайте творчество на завтра!

Пошаговые мастер-классы по декупажу в разных техниках

Несмотря на различия, все техники декупажа просты и доступны для начинающих. Следуя нашим мастер-классам, вы быстро освоите этот эффектный прием , посуды, шкатулок и других предметов для дома и личного пользования.

Для начинающих мастеров обязательно нужно знать разные технические приемы в работе по теме декупаж. Технология разработана, уже есть и ею пользуются многие. Но применить свою фантазию и использовать ее в работе, никто не отменял. Этот вид творчества на месте не стоит и комбинируется с другими. В предыдущей статье уже было сделано знакомство с . Сейчас нам интересен сам процесс.

Двухшаговый кракелюр в декупаже – технология для начинающих

Слово кракелюр в переводе означает — растрескивание красочного слоя или лака на произведениях живописи от перепадов температуры и влажности, что приводит к неравномерному старению.

Во многих мастер классах применяется и описывается популярная технология, такая как:

  1. Кракелюрная пара Maimeri № 739 и № 740

Указанные номера — это три цифры в артикуле продукта, его можно найти на этикетке вверху слева.

Эти составы именно пара, работают только друг с другом, нельзя заменить чем — либо один или другой шаг.

Порядок работы (технология):

  • Наносится первый шаг — № 739 — и сушим до отлипа. Наносить первый шаг лучше при помощи поролонового спонжа, потому что синтетическую кисть очень сложно отмыть от этого состава, он склеит ворсинки и кисть придется выбросить.
  • Потом пальцем наносится второй шаг — № 740. Можно наносить его и кистью, но при нанесении пальцем вы точно не оставите не промазанных участков, да и слой выйдет более равномерным.
  • Далее работа оставляется сохнуть в теплом сухом месте. Чем выше температура в помещении — тем крупнее трещины, поэтому при желании можно сушить работу у батареи зимой или на солнце летом. Феном сушить нельзя. Трещины проявляются в течение нескольких часов.
  • Затем мы проявляем трещины путем втирания во всю поверхность работы небольшого количества битума, масляной краски, красочных пигментов (особенно эффектны пигменты — металлики: золотой, бронзовый, серебряный), сухой пастели или даже теней для век.

Жидкие материалы втираем ватным диском, сухие — пальцем. После затирки трещин оставляем работу на 10 — 15 минут. Потом смываем второй слой вместе с излишками затирочного материала под тонкой струйкой теплой воды. Смываем только пальцами, аккуратно, но основательно — должен сойти весь второй шаг.

Стряхиваем капли воды или слегка промокаем вафельным полотенцем или тряпочкой без ворсинок — ничто не должно налипнуть на первый шаг.

После высыхания от воды работу покрывают любым финишным лаком — акриловым или яхтным.

2. Технология: Шеллак – Гуммиарабик

Эти материалы не являются парой, можете покупать шеллак и гуммиарабик разных производителей. Шеллак — это шеллачный лак на спиртовой основе.

Гуммиарабик — это средство для разбавления акварельных красок.

И то и другое можно купить в художественном магазине.

Порядок работы (технология):

  • Шеллак наносится в три слоя поролоновым спонжем (этот лак тоже может испортить синтетическую кисть).
  • Каждый слой просушивается в течение 10 минут. Последний слой лака сушим до отлипа.
  • Затем пальцем наносим и втираем гуммиарабик. Вначале гуммиарабик собирается на поверхности маленькими лужами и палец свободно скользит по нему, потом палец начинает вязнуть и гуммиарабик приобретает однородность и равномерно распределяется по поверхности. Чем лучше мы промассируем гуммиарабик. тем красивее. равномернее будут трещины.
  • Оставляем сушить на несколько часов в теплом сухом месте. Чем теплее и суше, тем крупнее трещины и быстрее проявится кракелюр.
  • После того как трещины проявились, затираем теми же средствами. что и при работе с предыдущей кракелюрной парой, и смываем таким же образом.
  • Но в качестве финишного лака мы можем использовать только яхтный лак. Акриловый лак, в лучшем случае, пойдет мелким трещинками, в худшем вообще поднимется шубой.

Технология двухшагового кракелюра в декупаже (видео)

Мы рассмотрели техники покрытия лакокрасочных составов. Это не есть панацея. Каждый мастер имеет свою изюминку и свои секреты.

Дальше рассмотрим применение в декупаже: салфетки, распечатки, декупажные карты, рисовая бумага. Самое главное в любой работе, созданной в технике декупаж — это картинка, изображение. Оно может быть напечатано на разной бумаге, вся разница в ее плотности. Салфетка — самый тонкий носитель изображения, не требующий истончения. Распечатка — самый плотный, но самый легкий в источении. Декупажные карты и рисовая бумага более дорогие — их рассмотрим в других статьях, в процессе мастер классов.

В этой статье разберем максимально интересные, простые и эффективные в использовании — это салфетки и распечатки.

Салфетка в декупаже с техникой нанесения

Никаких специальных салфеток для декупажа не существует. Покупать их вы можете где угодно, как в специальных интернет — магазинах, магазинах для художников и рукодельниц, так и в ближайшем продуктовом. Салфетки, как правило, трехслойные, для работы нам нужен только верхний, красочный слой, остальное отделяем и выбрасываем.

Основная сложность декупажа для начинающих — как наложить салфетку без складок и разрывов. Запаситесь терпением и временем, вы испортите пару салфеток и навык выработается.

Есть несколько способов нанесения салфетки на поверхность. Вам предлагается такой — нанести салфетку на воду, разровнять ее и потом распределить на поверхность с последующим промазыванием клеем для декупажа.

Процесс работы:

  • На обработанную поверхность кладем салфетку. Берем среднюю синтетическую плоскую кисть, обмакиваем в воду и капаем в центр салфетки. Слегка приподнимаем салфетку за края и снова опускаем на поверхность — смотрите, она легла совершенно ровно, без складочек. Теперь осталось не испортить хорошее начало.

  • Опускаем кисточку в воду, вынимаем и стряхиваем излишки воды (слишком мокрая кисть будет рвать салфетку). От центра к краям, равномерно по кругу, плавными, аккуратными движениями расправляем салфетку.

  • Кисть держите так, чтобы она касалась салфетки всей поверхностью щетины.

  • Регулярно смачиваем и отряхиваем кисть, и так движемся до самого края. Делать это нужно достаточно быстро, чтобы не дать салфетке просохнуть.

  • В идеале вся салфетка ляжет ровно, без единой складки. Как только мы нанесли салфетку на воду и разровняли, немедленно повторяем тот же процесс, но обмакивая кисть не в воду, а в декупажный клей. От центра к краям равномерно промазываем салфетку. Не надо набирать сразу много клея на кисть, лучше чаще обмакивать ее в клей. Кстати, клея при такой технике расходуется как минимум в два раза меньше, чем при приклеивании салфетки сразу на клей. Нанося клей, вы дополнительно разравниваете салфетку и убираете те складочки, которые все же где — то появились.
  • После окончания этого увлекательного процесса сушим салфетку. Можно естественным путем, при помощи фена.
  • После полного высыхания критично оглядываем работу. Если есть складочка, то это не беда. Берем наждачку средней жесткости и аккуратно, нежно стираем складочку, от нее не останется и следа. Не бойтесь. что вы сдерете салфетку — если вы равномерно промазали ее клеем и клей был качественный, содрать салфетку будет сложно. Края салфетки также срезаем наждачкой, держа ее под углом 45 градусов к краю поверхности.

Вы узнали один из способов применения салфетки в декупаже. Знайте, что есть и другие способы (другая технология). Для закрепления материала этой статьи посмотрите видео и оцените в нем другие способы и техники мастера.

Как приклеить салфетку разными способами в декупаж (видео)

Распечатки в декупаже и процесс применения (технология)

Использование распечаток технологически очень удобно и просто. Эта технология дает ресурс для выбора картинок и воплощения в жизнь ваших художественных замыслов. Все что вам нужно, это найти картинку в интернете, изменить ее размеры в любом графическом редакторе так, чтобы картинка точно соответствовала размерам поверхности, на которую вы будете клеить распечатку.

Единственная принципиально важная вещь — распечатывать картинку следует не на струйном, а на лазерном принтере, иначе чернила при соприкосновении с водой или клеем потекут и размажутся. Особых требований к бумаге нет и можно использовать как фотобумагу, так и хорошую офисную. Итак. у вас есть распечатка.

Порядок работы (технология):

  • Истончаем распечатку скотчем. Нам нужен простой канцелярский широкий скотч. Мы накладываем его с обратной стороны распечатки, несильно проглаживаем пальцем и тут же тянем в обратном направлении.

Вместе со скотчем легко отделится слой белой бумаги, оставляя красочный слой. Скотч надо клеить по направлению волокон, тогда при сдирании скотча отделится практически весь ненужный слой за один раз. Если вы наклеите скотч против направления волокон, то вместе с ним отойдет лишь малая часть белой бумаги и вам придется повторять процедуру несколько раз. Вы рискуете повредить нужный нам красочный слой распечатки.

  • Затем нужно слегка погладить истонченную распечатку наждачкой средней зернистости. Гладьте в одном направлении, от центра к краям, не трите бумагу.

Нам нужно только убрать лишние бумажные катышки и пыль. Обрезаем белые края распечатки при помощи канцелярского ножа и линейки.

  • Потом замочим распечатку в воде на минуту. Это позволит ей хорошо пропитаться.
  • Затем хорошо промажем клеем для декупажа поверхность, на которую будем наносить распечатку. Слой клея должен не слишком тонким и не слишком жирным, чтобы мокрая распечатка не порвалась при наклеивании.

  • Вынимаем распечатку из воды, промокаем полотенцем и накладываем на поверхность. Распечатка должна лечь ровно, без складок. Проходимся по распечатке малярным валиком от центра к краям, выгоняя из-под распечатки пузыри воздуха и излишки клея. Вот такая интересная технология этого способа.

  • Сверху промазываем распечатку еще одним тонким слоем декупажного клея и сушим.

  • Срезаем излишки распечатки по краям наждачкой. Держим ее под углом 45 градусов к краю поверхности и аккуратно трем, пока лишний краешек распечатки не отойдет.
  • Так заканчивается технология распечатки.

Как перенести распечатку на любую поверхность (видео)

На этом статья заканчивается. В других обзорах технология творчества декупаж будет показана от , предмета, поделки. Нужно учиться анализировать способы разных мастеров и прислушиваться к их советам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!