"цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в китае. Китайское искусство вырезания из бумаги Художественная вырезка из бумаги китай

Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется - "цзяньчжи" (jianzhi) .
В народе эти узоры из бумаги прозвали «оконными цветами» («оконные узоры»)
(Надо отметить, что в Китае в старину окна делали не из стекла, а из бумаги).

"Цзяньчжи" включено в список Всемирного нематериального культурного наследия.

Вырезание аппликаций из бумаги является одним из самых распространенных видов народного творчества и имеет древнюю историю.
Искусство вырезки из бумаги, создание бумажных узоров возникло в Китае еще при династии Хань , т.е. примерно в 200 году до нашей эры.



В древности, красиво вырезанные узоры, приклеенные к вискам красавиц, дополняли женские наряды того времени.

Известные древнейшие образцы узоров из бумаги были обнаружены в Турфане, Синьцзян - Уйгурского автономного района.
Они относятся к эпохе Тан. В древности фигурки, вырезанные из бумаги, широко использовались в религиозных обрядах.
Вырезанные из бумаги животные и фигурки людей хоронили вместе с усопшими или просто сжигали на похоронах, чтобы с дымом они ушли вместе с покойником в загробный мир.
Кстати, этот обычай до сих пор сохранился в некоторых местах Китая.
Но уже при династии Цин в случае проведения торжества, на свадьбах или просто в праздничные дни возрастал спрос на вышивки и бумажные вырезки и аппликации.

В настоящее время во многих старинных сооружениях можно увидеть много различных разноцветных узоров и изображения, выполненные по дереву, деревянную мебель, расписанную лаком.
Так вот, установлено, что они были сделаны на основе бумажных вырезок и аппликаций. А делали это так: рисовали нужный орнамент, вырезали из бумаги образец, а затем по нему резали или вышивали, или просто приклеивали его и раскрашивали.

В Поднебесной традиционно вырезанием узоров из бумаги занимались крестьянки-вышивальщицы, использовавшие их в качестве шаблонов.

Под умелыми и ловкими руками женщин появлялись вырезанные из цветной бумаги изображения различных зверушек, причудливых растений, прекрасные узоры и орнаменты.
В китайских деревнях после уборки урожая, женщины в часы досуга собирались вместе и вырезали различные композиции из бумаги. Для каждой девочки было просто необходимо научиться искусству бумажной вырезки.
Уровень мастерства вырезки показывал, насколько умелые у девушки руки. Однако, по мере общественнного развития, многие перестали заниматься вырезкой, так появились мастера, которые рассматривали это искусство в качестве профессии.

В канун Праздника Весны, в соответствии с народной традицией, люди наклеивают на окна, двери и рабочие места разнообразные красивые вырезки из бумаги, что придает окружающей обстановке еще более радостную атмосферу праздника.

Во время свадебных церемоний на двери, окна, дверцы шкафов и даже над кроватью новобрачных приклеивают вырезанный из бумаги иероглиф «двойное счастье».
Вот на картинке - "двойное счастье" счастливого красного цвета.


Это придает торжеству еще большую атмосферу радости и счастья.
"Денежный" символ (к успеху в бизнесе).

Как говорят мастера "цзяньчжи", в изготовлении аппликаций нет ничего сложного. Если немного попрактиковаться, то картинку из бумаги можно вырезать всего за несколько минут.
А делается это так: сначала берется цветная бумага, наносятся на нее контуры узора, затем вырезается острыми на концах ножницами или специальными ножами.


В Китае многие любители – умельцы даже не делают никаких рисунков, а прямо по памяти ловко и быстро вырезают бумажные орнаменты.

Китайские мастера в своих бумажных прямо таки «произведениях искусства» иногда не очень строго придерживаются реалистичного изображения, а создают причудливые линии контура или орнамент, придавая своим работам неповторимость.

Есть еще другой способ вырезки, когда можно сразу изготовить до десятка одинаковых аппликаций.
Этот способ тоже совсем не сложен. Берутся тонкие листы цветной бумаги, кладутся на специальную доску, сверху на них накладывается трафарет и все вырезается острым ножом.
После вырезки остается лишь разделить сложенные листочки.
Иногда вырезки из бумаги могут состоять из нескольких фрагментов, составляющих целую композицию. Например, в центре окна располагается центральный узор, а по углам приклеиваются угловые аппликации,
а над окном прикрепляется свободно подвешенная аппликация, которая колышется от легкого ветерка.
Вырезка из бумаги делается исключительно вручную и бывает двух видов: первый, когда вырезают при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз).
Мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства. Второй способ: вырезают при помощи ножа.
Сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на состав рыхлого клея, сделанного из пепла и жира животных.
Потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу.
Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В Китае "цзяньчжи" делятся на одноцветные и разноцветные, а по тематике - на южный и северный стили.

Разноцветные (раскрашенные) вырезки.

Между этими двумя стилями существует большая разница. Даже в аппликациях сделанных в разных провинциях Китая имеются отличия.
Вырезки, сделанные в северном Китае отличаются размашистыми линиями, их тематика достаточно обширна. Южные вырезки более тонкие, им присущ южный китайский колорит.
Так, например, в провинции Шаньдун издавна было принято вырезать из бумаги различные изображения животных и растений. А в провинции Фуцзянь бумажные аппликации отличаются своим особым стилем.
В горных районах, таких как Наньпин, и др., большинство аппликаций – это изображения диких и домашних животных.
В районах морского побережья, вырезки в большинстве своем, представляют собой изображения морской флоры и фауны.
А в местности Путянь, в основном, вырезают красивые узоры и цветы.
Также издавна славится своими уникальными аппликациями провинция Аньхой.
В последнее время аппликации, именно этой провинции часто экспонируются на выставках не только внутри страны, но и за рубежом. Они даже публикуются в журналах и демонстрируются по телевидению.
Не только в деревнях, больших городах Китая, и даже в столице, во многих домах и даже в витринах магазинов можно увидеть красивые бумажные аппликации красного цвета.
Ведь в Китае именно красный цвет символизирует счастье, успех и благополучие. С давних времен красный цвет ассоциируется с праздниками, свадьбами или другими торжествами.

В настоящее время в Китае по-прежнему работают мастерские по изготовлению бумажной вырезки.

Национальные общества по развитию искусства бумажной вырезки проводят регулярные выставки и «круглые столы» по обмену опытом, издают книги, посвященные этой тематике.


Сегодня искусство бумажной вырезки уже превратилось из прикладного в самостоятельное направление народного творчества.
Непрестанно расширяется и тематика композиций.


Неслучайно, что и другие виды творчества почерпнули много уникального и полезного в искусстве бумажной вырезки, например,
картинки-комиксы, проекты сценографии, журнальные и газетные заголовки, книжная иллюстрация, кинематограф.

Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.
В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.


Произведение из бумаги мастер Ли Цзинчжу (64 года) - вырезала пять лет.

Длинная вырезка из бумаги «Гармоничный Китай» была показана в Фуянском педагогическом институте провинции Аньхой.

Длина данной вырезки – 223 м.
Она состоит из 3 частей: «Радостная встреча Олимпиады», «Традиционная добродетель» и «Национальное единство».
Мастера искусства "цзяньчжи" из города Фуян трудились над вырезкой более 2 лет.

Платье современного дизайнера, сделанное из "цзяньчжи"

Работы известной мастерицы Ма Гоюй

Всем доброго дня и хорошего настроения!

Меня зовут Ксения, и это мой первый пост в Стране Мастеров. Я работаю в технике цзяньчжи (китайское вырезание из бумаги), и по совету друзей, знакомых и клиентов, постепенно стартую "из тени". И начинаю это делать со знакомства с вами, дорогие мастера. Надеюсь, мой МК про зайчика цзяньчжи будет интересным.

Для того, чтобы вырезать такого зайчика, нам понадобятся:
- Распечатанная схема* (можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/QnKhRJd82lJg3)
- Красная бумага (1 лист)
- Маникюрные ножницы с прямыми кончиками
- Степлер со скобами
- Клей – карандаш для бумаги (самый слабый из доступных)
- Белая (или жёлтая) офисная бумага формата А4 (для подложки)
- Файл А4 (для готовой работы)
(подробности о подборе инструментов и бумаги есть в блоге jianzhi-ru.blogspot.ru)

Складываем схему и работу вместе: красную бумагу вниз, схему наверх (если листы у вас разной формы и размера, то следите, чтобы края красного листа полностью закрывали края схемы).

Скрепляем листы степлером по краям, как можно ближе к рисунку. (Можно также скрепить какой-нибудь участок внутри рисунка. Главное следите, чтобы это была область, которую мы потом вырежем).

Обрезаем всё лишнее по краям. Новички обычно боятся отрезать слишком много, и оставляют большие края. Этого делать не нужно, т.к. они потом мешают в работе. Целесообразно оставлять край около 1 см, а впоследствии, возможно, даже меньше.

Ну вот, теперь всё готово, и мы можем начать вырезать нашего зайку. Однако прежде, чем мы начнём, хотелось бы уточнить один момент:
Не сочтите за занудство, но очень важным является контроль за тем, как вы сидите. Это вопрос здоровья, и на мой взгляд, пренебрегать этим нельзя. Чтобы вам было удобно, чтобы глазки не портились, ножки не затекали, и спина не отваливалась, постарайтесь с самого начала приучить себя работать в правильном положении.
Итак, садимся прямо, держим спинку. Ножки на полу. Локти в стороны не разводим, стараемся держать поближе к бокам (чтобы не перегружать плечи и спину). Работу держим приблизительно на уровне груди (это для глаз).

Теперь перейдём непосредственно к зайцу. Как мы видим, весь узор на нём формируется с помощью 5 видов отверстий. Назовём их условно: кружочек, галочка, лепесток, бородка и треугольник. Давайте посмотрим, как следует вырезать каждый из них.

Кружочек: острием одного конца ножниц делаем прокол в центре, в таком месте, чтобы этот прокол мы обязательно срезали в результате. Затем по спирали доводим окружность до нужного нам размера, и плавно завершаем кружок. Если сразу не получилось - не расстраивайтесь. Кружочки - самый трудный элемент для вырезания ножницами.

Лепесток: от прокола аккуратно вдоль границы лепестка доводим разрез до границы, и далее вырезаем по линии границы. Если доведёте разрез до границы плавной линией, то не будет бахромы на стыке, и потом не придётся ничего исправлять.

Бородка: это важный и очень часто применяемый приём в цзяньжи. С помощью таких элементов обычно вырезают шерсть и перья у животных и птиц, а также «пестики-тычинки» у цветочков. Сегодня я расскажу, как вырезать такие бороздки ножницами, т.к. здесь есть свои тонокости (если вы работаете ножом, то там техника немного другая).

Итак, сначала мы вырезаем «улыбочку», которая одной гранью проходит по ровной стороне границы элемента, а второй – по кончикам шерстинок.

А затем уже мы вертикально вырезаем треугольнички «бородки».

Такая техника вырезания здесь наиболее эффективна, т.к. она позволяет нам не повредить «шерстинки». Возможно, в рамках нашего конкретного зайчика это не самая большая проблема, но в будущем, когда треугольнички превратятся в тоненькие полосочки, это станет очень важно. Так что нарабатываем правильные навыки с самого начала!

Галочки: Тут всё просто. Прокол в центре. Далее 2 разреза к уголкам центра, и дальше 2 треугольничка (по примеру треугольничков бородки).

Ну вот, собственно так, от элемента к элементу, вырезаем все внутренности зайчика. Я лично, начала с цветочка, потом сделала лепестки на спинке, потом галочки на грудке, затем носик, глазик и "бородку" на головке, потом лапки и затем ушки. Но вы можете менять эту последовательность по своему желанию.

И наконец, вырезаем контур. Здесь всё, как обычно. Я, как правило, вырезаю от скрепки к скрепке (чтобы работа не расходилась). Но я работаю медленно и основательно, поэтому, если вы любите делать всё побыстрее, и уверены в своих навыках, можете вырезать последовательно по контуру.
Единственная рекомендация здесь, «бородки» лучше вырезать в конце, чтобы случайно их не затрепать и не оборвать.

Теперь можно отделить работу от схемы и полюбоваться на результат.

На листик работу мы не приклеиваем. Можно чуть-чуть прихватить с одного края (лучше сверху или один из верхних уголков) бумажным клеем, чтобы она держалась. Но ровно настолько, чтобы можно было легко её отделить, не повредив.
Обычно для работ из красной бумаги используют жёлтый или белый фон. Выбираем ту, которая вам больше нравится, прикрепляем к ней зайку, вставляем в файл, и отрезаем у файла белую грань крепления.

Всё, можно на стенку или дарить.

Ну и в завершении немножко о символике: зайчик (или кролик, разницы нет) в символике цзяньчжи означает «долголетие». Имейте в виду, что китайское понятие долголетия, это не то же самое, что наше размытое «ниочём». У китайцев вообще нет абстрактных понятий. Всё очень конкретно.
Так вот китайское «долголетие» означает «долгая жизнь и естественная смерть от старости». Это и будет являться вашим пожеланием тому, кому вы подарите своего кролика цзяньчжи!

Более подробный МК (с деталями по материалам и технике) можно посмотреть у меня в блоге (jianzhi-ru.blogspot.ru). Всем спасибо за внимание. Надеюсь, было интересно и полезно. Буду рада комментариям и вопросам.

С уважением,
Ксения Рахманова

*Схема для МК взята из личного архива и с разрешения мастера Жао Баолян

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Искусство вырезания по бумаге появилось в Китае, ведь она изобретена именно там. До этого азиаты активно резали по золотой фольге, коже и шелку. В Китае вырезание по бумаге считается престижным увлечением, оно даже внесено ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия человечества.

Как выбрать инструменты для вырезания?

Очень важно правильно выбрать хороший канцелярский нож. Для создания действительно ровной вырезки, бумага которой не будет лохматиться по концам, одними ножницами не обойдешься. Чем сложнее ваша работа и чем больше в ней мелких, тем критичнее должен быть выбор ножа. Многие люди, пытающиеся начать заняться вырезанием в китайском стиле используют обычные ножницы для бумаги, а потом удивляются почему у них ничего не вышло.

Подходящий нож не должен быть слишком широким или тонким и не должен иметь лезвие больше 20 миллиметров длинной. Такие лезвия используются для монтажных работ, а не для тонкой бумаги. Очень ровные и узкие ножи тоже не подходят, их не удобно держать в руке и это не даст сосредоточиться на процессе вырезания. Лучше всего найти удобный инструмент с расширяющейся ручкой. Хорошо, если у него есть прорезиненная вставки по бокам, тогда нож не будет скользить в руке и пальцы не устанут. Это действительно важно, потому что вырезание большой картины может занять несколько часов. Иногда в продаже встречаются специальные китайские ножи.

По мере процесса вырезания нож всегда должен оставаться острым. Лезвие канцелярского ножа состоит из нескольких секторов, которые надо отламывать по мере затупления, чтобы нож оставался острым и не цеплял бумагу. Будьте осторожны. Когда отламываете лезвие, держите нож далеко от своих глаз.
Держать нож в руке стоит не так, как ручку или ложку. В таком положении рука слишком быстро устанет. Старайтесь при использовании не держать всю руку на весу, а немного положить ее на стол.

Хорошо подойдет плотная цветная бумага для поделок с глянцевой поверхностью. Она должна быть плотнее обычного альбомного листа, но тоньше картона. Из слишком толстой бумаги очень трудно сделать аккуратную вырезку. Бумага должна обязательно иметь красивый и яркий цвет. Идеально подходит самоклеющаяся бумага. Она и плотная, и красивая и можно потом наклеить рисунок. Традиционно используется бумага красного или черного цвета. В различных регионах Китая используется различная цветовая гамма. Настоящие китайские вырезки бывают даже многоцветные. Они делаются путем вырезание нескольких частей рисунка из разных листов и их склеивания.
Перед тем как вырезать рисунок можно либо сделать набросок по бумаге, либо приложить трафарет. В случае использования трафарета вы будете более точно представлять то, что получится в конце.

Под бумагу сделайте твердую подложку. Она должна быть максимально ровной. Обычно люди используют для этого ненужное зеркало, стекло от книжной полки, коврик для мышки. Хорошая подложка очень важна, бумага не должна даже немного погнуться и помяться в процессе.
Начинайте вырезать с верхнего левого угла и двигайтесь вниз направо. Это позволит не испортить случайно работу рукой. Аккуратно доводите линии до конца, иначе кончики бумаги будут лохматиться, оставляя заусенцы. Чтобы сделать сложную картину, китайцы сначала вырезают трафареты нескольких деталей отдельно, потом соединяют их вместе.

Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.


Вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера. В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.
по материалам Китайского информационного интернет-центра

Такая картина вырезается за 5 лет.

Вырезание из бумаги – «цзяньчжи» - это один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Из инструментов используется только нож или ножницы и бумага. Вырезанием в основном занимаются женщины-крестьянки. В древнем Китае каждая женщина должна была владеть этим искусством. Раньше вырезанные из бумаги фигурки использовали для различных ритуалов, а в наши дни они в основном служат предметом украшения интерьера.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!