Что делать с ребёнком лентяем. Как быть с ленивым ребенком? Неожиданные советы психолога

Когда кажется, что ребенок ленивый, мы стараемся сделать все, чтобы побороть это: наказываем, ругаем, заставляем. В борьбе с этим «недугом» важно понять, что лень - не болезнь, она взращивается из самых, казалось бы, благих намерений. Да, даже самые «правильные» методы воспитания могут «помочь» вырастить .

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: 6 ПРАВИЛ, КАК ВОСПИТАТЬ ЛЕНИВОГО РЕБЕНКА

Для того, чтобы воспитать лентяя, необходимо иметь определённый набор правил, не подлежащих сомнению и пересмотру. Правила, о которых я расскажу ниже, являются универсальными руководствами к действию. Придерживаясь их, вы гарантированно получите на выходе доброкачественного лентяя.

На первый взгляд может показаться, будто эти правила, наоборот, помогают закалить в ребёнке самые лучшие качества: усидчивость, настойчивость и целеустремлённость. Но это не так.

Правило №1: Каждый ребёнок рождается лентяем

И если его не принуждать к труду, инициативу он никогда не проявит. Заставляйте ребёнка делать через «не хочу». Он привыкнет к принуждению и, в конечном итоге, станет трудолюбивым и успешным человеком. Если ребёнка не заставлять, то он превратится в тунеядца, который не готов ко взрослой жизни.

Правило №2. Ребёнок должен быть послушным

Если ребёнок не слушается, необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться его послушания. Если сказали сделать уроки, убрать в комнате или помыть посуду, он должен выполнить приказание немедленно. В результате такого воспитания ребёнок станет трудолюбивым, хозяйственным и дисциплинированным.

Правило №3. Лучший способ отучить ребёнка от нежелательного поведения — это наказания и лишения

Заберите компьютер, и ребёнок начнёт хорошо учиться. Запретите гулять на улице, если он плохо себя вёл, и тогда, в страхе перед наказанием, он обязательно исправится.

Если ребёнок капризничает, идя против вашей воли, то делает это лишь потому, что вредничает. Каковы причины капризов? Никакие. Просто он ещё маленький и глупенький. Лучше наказать его без вопросов и выяснений. Тогда ребёнок перестанет вредничать.

Правило №5. Задача родителей — защитить ребёнка от ошибок

Если ребёнок что-то делает неправильно, сообщите ему об этом заранее. Объясните ребёнку, что способ, которым он хочет достичь своей цели, неверный. Покажите ребёнку лучший вариант, которого он не увидел сразу. Защищайте ребёнка от подобных ошибок и тогда он возьмёт от жизни гораздо больше, чем смогли взять вы.

Правило №6. Высокие требования сделают из ребёнка настоящего человека

Ребёнок должен быть послушным, честным, умным, целеустремлённым. Должен хорошо учиться в школе, не быть эгоистом, должен помогать по дому, уважать старших, заниматься спортом и приносить радость. Постоянно сравнивайте ребёнка с более успешными детьми или указывайте ему на его недостатки. Это мотивирует ребёнка стать лучше и он обязательно изменится.

Все эти правила настолько мощны, что применение даже одного из них даёт стабильный и надёжный результат в воспитании лентяя. Они как зёрна — посадите их в благодатную детскую почву и однажды маленький стебелёк вырастет в могучее дерево. Посадите все зёрна — и вы получите роскошный сад.

ПРИВИВАЕМ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Людям нравится заниматься делами, которые заставляют их переживать приятные эмоции. И, наоборот, чем больше негатива связанно с конкретным действием, тем меньше желания его делать. Соответственно, негативные переживания по отношению к учёбе тоже отбивают желание учиться.

В первую очередь, родителям рекомендуется ругать ребёнка за плохие оценки. Получил двойку — плохо, получил пятёрку — так и должно быть. За низкий балл ребёнок должен получать больше негатива, чем позитива за хорошую успеваемость. То есть, наказание должно быть более ощутимым и запоминающимся, нежели поощрение.

Вот несколько хороших примеров для наказаний: подзатыльник, ремень, запрет гулять на улице, запрет на компьютер или телевизор. Наказание желательно сопровождать чтением нотаций, подавляющих ребёнка. Чем хуже он себя чувствует, тем больше ненавидит школу.

Ругать и наказывать

Плохие оценки обязательно должны ассоциироваться с негативными переживаниями. Это постепенно убивает интерес к получению знаний. Если ребёнок получил двойку и, возвращаясь домой, мучительно думает: “Родители меня за это убьют!”, значит часть воспитательной задачи выполнена. Тех, кто добился подобного результата, можно поздравить с успехом!

Заставлять

Для получения более ощутимых последствий, рекомендую заставлять ребёнка делать домашнее задание сразу же после наказания. В этом случае, подсознание быстро устанавливает связь между уроками и такими эмоциями как подавленность, безысходность, обида и злость на родителей, а также ненависть к школе. Теперь, как только ребёнок подумает о домашнем задании, автоматически будут возникать негативные переживания и дискомфорт в теле.

Метод "дворника"

Следующий подход называется «метод дворника». Это подход, в котором родители говорят нечто вроде: “Будешь плохо учиться — на работу не устроишься. Станешь дворником или уборщиком”. Негативная мотивация является хорошим подспорьем в воспитании будущего лентяя, потому что, в большинстве случаев, действует подавляюще. Не стоит говорить ребёнку о том, что произойдёт, если он будет хорошо учиться. Позитивная мотивация не помощник в воспитании лентяя. Поэтому лучше сразу о ней забыть.

Сравнение с успешными

Напоследок ещё один приём — сравнивание с успешными. Родители, сравнивающие ребёнка с более успешными детьми, добиваются прекрасных результатов. Они дают понять ребёнку, что он хуже других. Частое сравнивание укрепляет в нём эту убеждённость.

ПРИВИВАЕМ ЛЕНЬ К УБОРКЕ

Взрослый зашёл в детскую комнату и увидел бардак. Ребёнок играется в игрушки. Что должен делать ответственный родитель, желающий воспитать лентяя? Правильно. Нужно дать распоряжение, чтобы ребёнок немедленно навёл порядок. Конечно, он будет сопротивляться и высказывать своё недовольство, но заставить его необходимо.

Не следует идти на компромисс, если ребёнок просит убрать позже. Также родителей не должно интересовать, что ребёнок занимается интересным для него делом. Уборка должна быть сделана немедленно. В случае сопротивления стоит применить любой доступный способ принуждения: накричать, дать подзатыльник или отшлёпать по заднице.

Регулярное применение данного подхода даёт очень хорошие плоды — ребёнок возненавидит уборку и при первой же возможности будет избегать её.

В подсознании ребёнка отпечатывается шаблон: я играю — мне интересно — приходят родители — заставляют убирать — ругают — у меня нет выбора — я раздражён и подавлен — я не могу делать то, что хочу — я вынужден убирать. Уборка — это плохо. Уборка — это препятствие перед любимым занятием. Как только родительский контроль ослабеет, я буду наслаждаться возможностью не убирать!

Таким же образом в ребёнке можно пробудить лень к мытью посуды или хождению в магазин. Конечное явление данного подхода — внутренний саботаж и негативные эмоции при одной мысли, что сейчас предстоит сложить разбросанные вещи, подмести и помыть пол. Когда ребёнок станет взрослым и начнёт жить отдельно, то велика вероятность, что бардак в его квартире станет нормой: вещи на стульях, мусор на ковре, пыль на мониторе и, конечно же, гора грязной посуды.

А сейчас предостережение о возможной ошибке!

Родителям не стоит убирать и мыть посуду слишком часто, так как дети впитывают родительское поведение словно губка. Если взрослые вообще не заставляют, а делают всё сами, то дети копируют их поведение. Тогда мотивация к наведению порядка становится внутренней, а не внешней. То есть, рано или поздно дети начинают самостоятельно наводить порядок если видят, что пора убрать.

Это не в наших интересах. Поэтому отвлекайте ребёнка от важных для него дел и заставляйте. Как вариант, вы можете сказать: “Мы целый день зарабатываем для тебя деньги, а ты пол дня сидишь дома и даже не убрал в квартире”. Чем больше негатива получит ребёнок от родительских нотаций, тем меньше его желание.

Также источником лени могут быть неуверенность в себе и сомнения в своих действиях. Поэтому, чтобы искоренить лень, .

Интересно было бы провести опрос среди родителей на тему: «Когда они впервые заметили проявления лени в своем ребенке?». Кто-то датирует первые ростки лени возрастом поступления в школу. Кто-то – начинает замечать такие проявления в ребенке в детсадовском периоде развития. И, наверняка, найдутся родители, которые найдут проявления лености даже у малыша 2-3 лет. Но, скорее всего, день рождения лени у конкретного ребенка будет совпадать с тем днем, когда у него появись обязанности.

То, что лень – это вредное свойство человеческой натуры знают все. О вредных последствиях лени в жизни человека тоже никому не нужно рассказывать – это все взрослые отлично знают по собственному опыту. А вот откуда лень берется, и что делать для профилактики ее возникновения задумываются немногие родители. Чаще, проблема лени встает пред родителями в полный рост в подростковый период развития ребенка, когда уже непросто что-либо изменить, да и менять это «что-либо» должны уже не родители, а сам взрослеющий человек. Поэтому, как и при решении многих других педагогических проблем: лучше профилактика, чем лечение.

Сначала разберемся в самом явлении. Итак, что же такое лень? Википедия пишет о лени следующее: «Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия , предпочтение свободного времени трудовой деятельности». Другие определения лени: «лень – это потребность в экономии энергии», «лень – это стойкое нежелание совершать волевое усилие», «это стремление отказаться от преодоления трудностей». Традиционно в обществе лень рассматривается, как порок.

Все эти представления о лени хорошо нами усвоены, поэтому взрослые могут считать ленивым ребенка тогда, когда он борется за свое свободное время, отлынивает от дел, порученные дела выполняет вполсилы, не желает напрягаться и пытается избегать трудностей.

Вроде бы все понятно. Есть порок, — надо найти способы его искоренить (подавить, вылечить, заменить, перевоспитать и т.д.). Но если копнуть глубже и посмотреть на внутренние причины, которые скрываются за проявлениями лени, то вопрос окажется гораздо сложнее.

Попробуйте посмотреть на лень, как на симптом. Симптом, за которым скрывается сложная запутанная причинно-следственная цепочка ситуаций, состояний и последствий.

Итак, что скрывается за ленью?

Первое, это – недостаток мотивации . Известный космонавт Герман Титов говорил: «Отношение к работе как к обязанности, а не как к творческому процессу приводит к тому, что работа становится в тягость…». Действительно, принуждение может испортить отношение к любому делу даже у взрослых. Что же говорить про ребенка, у которого только происходит становление волевых процессов? Очень грустно, когда ребенок имеет мало опыта взаимодействия с людьми, которые могут увлечь, заинтересовать, вдохновить его на творческое отношение к делу. Обычно, такими педагогическими талантами обладают люди, которые сами умеют зажечь в себе творческий огонь. При недостатке такого опыта происходит снижение мотивационной энергии: человеку становится трудно ставить цели и стремиться к ним, а иногда даже трудно порадоваться результату, потому что очень много сил уходит на процесс. Ребенок, редко испытывающий вдохновение, часто говорит о том, что ему скучно, что он не знает чем заняться, и ждет от взрослых, чтобы те придумают ему какое-то дело или развлечение.

Мотивация может быть не только недостаточной, она может быть отрицательной . Т.е. ребенок может сознательно не хотеть что-либо делать. Часто это происходит в семьях, где взрослые делают свои дела потому, что «надо», а не потому, что им этого «хочется». С детства наблюдая эту картину, ребенок вообще может отказаться от такого стиля жизни, как вредного для себя: «я так жить не хочу и не буду!». А чего «хочу и буду» он еще не придумал, поэтому зависает в состоянии бездействия, а иногда и активного безделья. Родителям такого ребенка полезно чаще задавать себе вопросы: «а чего я действительно хочу?», «хочу ли я делать то, что делаю?», «часто ли я испытываю состояние радости, счастья?». И если ответы не удовлетворяют, значит, пора что-то менять.

Нежелание что-либо делать может быть бессознательным. Т.е. ребенок говорит: «я хочу это уметь», «я буду это делать», но на практике не доводит дело до конца, забывает об обещаниях, просыпает, опаздывает, а потом не может объяснить,
почему такое произошло. В таких ситуациях за ленью скрывается сопротивление . Сопротивление – это такая форма психологической защиты, которая неявным способом выводит человека из нежелательной для него ситуации и позволяет ему быть самим собой. Сопротивление помогает ребенку не вступать в открытый конфликт со взрослыми, потому что все видят, что он – хороший, он не хотел, просто так случайно вышло. Сопротивление может проявляться даже в форме болезней и травм: «только действительно собрался это сделать, но… заболел». Один из самых ярких примеров сопротивления – это частые заболевания ребенка при поступлении в детский сад. Т.е. ребенок болеет не потому, что у него слабый иммунитет или непривычная нервная нагрузка, а потому что он действительно не хочет туда ходить. Снять сопротивление может только искренний диалог с ребенком о его настоящих побуждениях. Понять малыша, позволить ему испытывать и выражать отрицательные эмоции, рассказать о своих переживаниях, найти вместе общее решение – это тот путь, который не только гасит сопротивление, но и развивает способность к самоанализу и эмпатии.

За ленью может скрываться мотивация избегания неудач . Если малыш не уверен в себе, застенчив, психологически сильно зависим от родителей, то он может по-настоящему бояться каких-то дел, поступков и обязанностей. Родители, которые злоупотребляют выражениями типа «ты, что такое простое дело не можешь сделать – это же элементарно!» рискуют создать условия для развития заниженной самооценки у ребенка. Даже нам взрослым не хочется браться за дела, в которых мы чувствуем себя «слабаками», «троечниками» и «неспособными». А избегание ребенком таких дел влечет за собой последствия в виде приклеивания родителями к нему ярлыка лентяя: «ничего делать не хочет – вот лентяй!» Великий русский психолог П.Я.Гальперин говорил о том, что вначале развития любого умения (способности) стоит формирование мотивации, и это проблема педагога, а не ребенка. Именно родители должны заинтересовать ребенка каким-то занятием, и помочь ему пройти несколько кризисов падения мотивации, чтобы у него сформировалась настоящее собственное внутреннее желание этим заниматься. Если это получиться, то ребенка не просто не надо будет заставлять – вы его оттянуть от этого занятия не сможете.

Такую проблему как неорганизованность и неумение планировать тоже нередко называют ленью, а это разные вещи! Способность к организации своего пространства и времени, умение планировать дела не являются врожденными и наследственными качествами. Эти качества ребенок может демонстрировать самостоятельно, только если он подражает любимому взрослому или его кто-то этому обучил. Неорганизованность действительно может быть очень похожа на лень. Дело в том, что в жизни каждого человека всегда присутствует конкуренция дел и занятий. Взрослые разбираются с этой проблемой путем построения иерархии и планирования своих дел. Если не иметь в голове этой иерархии и не строить планы, то нас уведут в сторону более легкие занятия, которые приносят удовольствие прямо сейчас. Каждому знакомо, когда вместо того, чтобы писать работу, делать генеральную уборку и т.д. мы пьем кофе с шоколадкой, сидим за компьютером, вяжем, лежим в ванне, готовим еду, а потом уже и времени ни на что не остается.

В некоторых случаях лень может выполнять действительно полезную – защитную функцию для нашего организма. Т.е. лень становится защитой от перегрузок, усталости и плохого самочувствия. Чаще такое бывает со взрослыми, но встречаются дети, которым свойственны гиперответственность, контроль, честолюбие и перфекционизм. Такой ребенок тоже может перегружаться и «загонять» себя, не замечая потери сил. Неожиданный «приступ лени» может накрыть такого ребенка в самый неподходящий момент. Если перегрузки — обычное явление в жизни ребенка, то его «лень» может быть даже похожа на апатию или депрессию.

Лень может быть следствием игрового и двигательного дефицита в жизни ребенка. Такое случается, когда из ребенка слишком рано делают взрослого, не давая малышу насытить свои нормальные возрастные потребности в игре и движении.

Лень заразительна. Поэтому ребенок может просто впитывать подобный жизненный стиль в своей собственной семье. Если это так, то это – не его лень.

И, наконец, лень – это нормальное состояние всех живых организмов , преодолеть которое можно только по очень уважительным причинам. Именно о создании таких причин (мотивов) родителям и следует позаботиться.

Слово «мотивация» происходит от латинского корня «двигать» и означает внутреннее побуждение, интерес, стремление к чему-либо. Существует и обратный процесс – демотивация, что значит уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения.

Итак, чтобы победить лень – надо, во-первых, не мешать развитию мотивов к действию у ребенка, а во-вторых, помогать ему развивать такие мотивы. И существуют особо вредные ошибки родителей на этом пути:

  1. Такой родительский стиль, как потворствующая гиперопека создает для ребенка почти «внутриутробные условия»: ешь, пей, расти, а остальное мы за тебя сделаем. Несколько лет такого воспитания потребуют и несколько лет перевоспитания.
  2. Контролирующая гиперопека – тоже приводит к развитию лени, только другим путем. Когда родители не прислушиваются к желаниям ребенка, а руководствуются принципом «надо и все!», ребенок учится что-либо делать по принуждению, а не по собственной инициативе.
  3. В период раннего детства, когда у всех детей горят глаза, их личную инициативу нередко тормозит лень родителей. Если ребенок хочет помочь маме вымыть посуду, постучать вместе с папой молотком, покопаться на огороде вместе с бабушкой – не стоит прогонять его словами «если хочешь мне помочь – не мешай!» или «мал еще!». Пусть в малыше зреют ростки активности, инициативы и трудолюбия.
  4. Безрадостный и изнуряющий труд родителей – тоже не лучший пример для подражания. Более того, это скорее, антипример.
  5. Иногда родители просто не знают, как развиваются волевые качества у ребенка. Поэтому поиск знаний для повышения своей родительской компетенции в этой области – хороший опыт для развития собственных волевых качеств.
  6. Типичной ошибкой родителей является недостаточное понимание ими возрастных особенностей и возможностей ребенка. Переоценка и недооценка родителями детских возможностей дезориентирует ребенка – он не понимает своих задач и путей их решения.
  7. В процессе обучения ребенка у родителей всегда возникают поводы для критики и недовольства. Иногда полезно представить на месте своего ребенка какого-нибудь чужого малыша, чтобы ваша критика стала более тактичной и деликатной.
  8. Избыток в педагогическом арсенале родителей «кнутов» и «пряников» тоже приводит к угасанию мотивации. Совместные дела, чувство юмора, интерес и творческий подход – отлично заменяют подачки и наказания.
  9. Родителям важно научиться творчески подходить к задаче организации семейного досуга, потому что «ленивые» способы заполнения свободного времени усваиваются ребенком, как жизненная норма.
  10. Приклеивание ярлыков типа «ты такой же ленивый как твой отец» совсем не стимулируют ребенка к тому, чтобы срочно начать с ленью бороться, а наоборот, создают внутреннюю уверенность в том, что бороться бесполезно, потому что «такой же».

В лени есть и позитивные свойства . Например:

— Лень – двигатель прогресса: «Если ты ленив и упорен – ты непременно чего-нибудь добьешься» — Фейдо Ж.

— Честность: «Лентяй – человек, который не делает вид, что работает» — Альфонс.

— Изобретательность: «Особенно трудную задачу поручи лентяю – он найдет наиболее легкое решение» — закон Хлади.

— Средство психологической защиты: «Лень простого русского человека - это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков» — С. Янковский.

— Внимание к собственным желаниям: «Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем» — Тацит.

— Умение мечтать: «Глупо думать про лень негативно, и надменно над нею смеяться: лень умеет мечтать так активно, что мечты начинают сбываться» — И.Губерман.

— Умение оставаться ребенком: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков» — В.Гюго.

Используйте позитивные свойства лени для того, чтобы даже из этого вроде бы вредного качества выжать максимум пользы. И, в своем обращении к ребенку, заменяйте слово «ленивый» на все что имеет более позитивное значение: изобретательный, мечтательный, честный, хитрый и т.д..

А подход к проблеме лени, как и всегда в родительской практике, начинайте с себя. Не осуждайте ребенка за леность, дайте ему понять, что и вам и всем другим людям это качество знакомо не понаслышке. С ленью не надо бороться – из нее надо вырастать. Для этого существуют некоторые полезные родительские приемы:

— не доделывать дела за ребенка,

— не гасить его инициативу,

— не прилеплять к нему ярлык лентяя,

— включать соревновательные моменты,

— выделять специальное время для лени,

— не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор.

— закрепить за ребенком ряд посильных дел,

— не использовать труд в качестве наказания,

— помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

И если ваш ребенок с головой «ушел» в решение какой-то важной задачи, забросив на время другие дела – не переживайте, потому что вы уже победили лень.

«Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо».

В. Леви «Лекарство от лени»

Литература:

  1. Амонашвиили «Гуманно-личностная педагогика»
  2. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  3. Леви В. «Лекарство от лени»
  4. Соловейчик С. «Учение с увлечением»

Далеко не все родители могут похвастаться тем, что их сын или дочка не ленятся выполнять процедуры по уходу за собой, наводить порядок в комнате, мыть посуду и бегать в магазин.

Детская лень – довольно распространенное явление, грозящее осложнениями в будущей жизни. Ведь то, что не получится вложить в ребенка до пубертата – ответственность, пунктуальность, способность к принятию решений, умение правильно распорядиться своим личным временем – обернется нереализованностью, низкой адаптивностью и неконкурентоспособностью во взрослой жизни.

Поэтому проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, и следует не отмахиваться от неё, а поискать причины поведения ленивого ребенка и постараться мягко их скорректировать.

Почему ребенок ленится

Любая черта характера имеет под собой какое-то основание. Психологи советуют внимательно отнестись к своему малышу, проанализировать его поведение и разглядеть истинные причины, заставляющие его лениться.

Флегматичный темперамент ребенка не позволяет ему все делать быстро, а родителям это представляется нежеланием. Подгонять, а тем более ругать, таких детей нельзя – можно их только стимулировать быстрейшим наступлением результата.

Медлительность – не всегда плохо, такие дети отличаются собранностью, упорностью, тщательностью и кропотливостью на занятиях чем-либо. В таком случае лучше такой «ленивый» ребенок, чем деятельный друг-одноклассник, который не может сосредоточиться ни на одном из своих многочисленных дел.

  • Мотивация – горючее для активности даже у взрослых, а у детей – тем более.

«Правильно стимулировать» не включает в себя материальную заинтересованность, иначе ваши отношения с ребенком рискуют скатиться в пошлую сферу рынка на всю оставшуюся жизнь. На то они и родители, что должны постараться превратить обыденную домашнюю рутину в интерес для малыша, а не нудную повинность.

  • Критически следует пересмотреть загруженность ребенка обязательными занятиями.

В последнее время модно во что бы то ни стало вырастить преуспевающего вундеркинда, не приняв в расчет ни способности ребенка, ни его интересы. Беспрерывная череда «школа – секция – иностранный язык – танцевальный кружок» приводят рано или поздно к неминуемому физическому и психологическому истощению. Банальная усталость и проявляется нежеланием что-либо делать.

  • Повысить уверенность в своих силах.

Если от природы ребенок не уверен в себе, стеснителен и зажат, психологически зависим от старших, то он элементарно может бояться, что не справится с делами, а вовсе не ленивый, как считает мама. Чтобы такие дети не ленились, поможет только постепенное повышение уверенности в своих силах и постоянное внимание к его успешности, пусть, для начала, и в маленьких начинаниях.

Наиболее распространенная ошибка родителей заключается в том, что своим поведением они сами атрофировали у него способность к самостоятельности.

Всем знакома картина, когда малыш, по мнению мамы, лентяй, не может быстро собрать игрушки или доесть кашу, и начинает это делать за него – убирает их сама и кормит из ложечки.

Конечно, у него это становится установкой – «мне не обязательно это делать самому – мама сделает». Такую установку поменять сложно, но необходимо, иначе это чревато образованием в будущем привычки, что кто-то должен сделать его работу за него.

Пути решения проблемы

Как видим, поведение родителей – главный фактор в происхождении лени, в создании «тепличных» условий, при которых нет необходимости проявлять инициативу и ответственность.

Ленивый ребенок – это не приговор навсегда, а стимул к решению педагогических и психологических вопросов: «что делать, чтобы воспитать успешного и трудолюбивого человека».

Ежедневно и упорно нужно приучать детей к труду:

  1. Личным примером трудового участия, привлекая их к сотрудничеству.
  2. Присутствием творческого подхода во всякой неинтересной деятельности. Со временем эта необходимость исчезнет, а привычка у малыша останется.
  3. Стимулирование самостоятельности – пусть он сделает что-то неумело, но сам. Не забывайте хвалить даже за разбитую нечаянно тарелку – важно, что он сам захотел её помыть.
  4. Избегайте неконструктивной критики, не называйте ребенка обидными эпитетами, если он не справляется. Лучше вместе обсудите причины его неудач и поддержите его, вселив уверенность
  5. В домашнем хозяйстве составьте определенный список поручений, требующих его участия. Пусть небольших, но обязательных. Их выполнение не потребует много времени, но позволит выработать организованность, самостоятельность и ответственность.

Ребенка трудно заинтересовать? Он нелюбознательный, вялый и не хочет помогать родителям по дому? Как бороться с такой проблемой и как растормошить маленького ленивца, который ничему не хочет учиться, вы узнаете в этой статье.

Почему ребенок ленивый

Прежде чем винить малыша в отсутствии активности и любознательности, вам предстоит разобраться в причинах такого явления. Из-за чего же малыш ленится?

  • Отсутствие мотивации и интереса.

Даже взрослые знают, что любое дело, не подпитанное мотивацией и стимулом, становится скучной обязанностью, выполнять которую приходится через силу. Так же происходит и у маленьких детей. Унылое и неинтересное занятие, не приносящее удовольствие, вряд ли сможет увлечь кроху.

ВАЖНО! Любую скучную обязанность можно превратить в увлекательное приключение, используя фантазию и творческие способности.

  • Особенности характера.

Медлительность карапуза может быть особенностью его темперамента. Важно не забывать, что все дети разные. Флегматичный малыш не сможет быть таким же активным, как его сверстник-сангвиник.

  • Боязнь неудач и ошибок.

Некоторые занятия могут быть интересны ребенку, но он никак не решится их выполнять из-за стеснительности или боязни ошибок. Если родители часто ругают малыша за плохую успеваемость, медлительность и отсутствие результатов – он становится безынициативным и еще больше замыкаться в себе.

  • Усталость.

Многие дети помимо того, что перегружены школьными уроками, они еще и посещают различные секции, курсы. На это уходить много энергии, усталость постепенно накапливается. С таким плотным графиком у маленького человека просто не остается сил, работоспособность его падает, а желание чем-то увлечься пропадает. Если ваш малыш не хочет учиться, вполне возможно вам стоит пересмотреть его расписание и дать немного отдыха.

  • Чрезмерная опека.

Очень ленивый ребенок вырастает тогда, когда имеют место быть чрезмерная инициатива родителей и постоянное вмешательство в попытки чада осваивать мир, тем самым мама и папа лишают его самостоятельности и желания учиться новому.

  • Завышенные требования.

Зачастую родители ждут от своих детей выполнения непосильных задач, забывая, что у каждого ребенка свои возможности. Это вовсе не значит, что малыш неспособный. Если он не силен в математике, быть может он станет успешным лингвистом.

  • Болезнь.
  • Отсутствие правильного распорядка дня.

Что делать? Как воспитывать ленивого ребенка и мотивировать к учебе

Если ребенок очень ленивый, что делать родителям? Мы подготовили советы, которые помогут вам побороть лень малыша.

  • Подаем пример. Дети впитывают в себя все, как губки. Прежде чем винить свое чадо в лени и неактивности, начните с себя. Активный родитель станет лучшим примером для подражания.
  • Не мешаем самостоятельности. Не спешите помогать своему карапузу. Он легко может справиться сам. Поощряйте его желание помочь вам во взрослых делах – помыть посуду, полить цветы. Хвалите его даже, если у него будет плохо получаться. Если все-таки малыш не справляется, попробуйте немного помочь ему.

ОСОБЕННОСТИ! Родителям важно чувствовать тонкую грань: не делать ребенка самостоятельным слишком рано, но и не участвовать слишком долго и навязчиво в делах, которые уже под силу малышу.

  • Учитывайте интересы и увлечения крохи. Не заставляйте его углубленно заниматься математикой, если он предпочитает гуманитарные предметы.
  • Не навязывайте карапузу свои желания . Дайте ему возможность самостоятельного выбора.
  • Поощряйте даже самые небольшие успехи ребенка. Хвалите не самого малыша, а его поступки и действия. Кроха должен знать, что им гордятся. Однако не переусердствуйте, карапуз должен и сам получать удовольствие от занятий и своих умений, а не стремится все время стараться ради похвалы.

  • Дайте малышу возможность побыть взрослым , даже если ему пока что 3 года или 5 лет. Разговаривайте с ним на равных.
  • Проявляйте инициативу , попробуйте сами разжечь интерес малыша.
  • Даже если вам кажется, что у вас самый ленивый ребенок на свете, не сравнивайте достижения своего чада с возможностями других детей, такое поведение лишь ухудшит положение дел.
  • Не подкупайте малыша вознаграждениями за хорошее поведение.
  • Попробуйте сделать скучные занятия веселыми. Например, посоревнуйтесь, кто быстрее справится с уборкой игрушек.
  • Будьте терпеливы , не ругайте малыша, если он медлителен. Разговаривайте с ним спокойным тоном.
  • Советский психолог Л. С. Выготский рекомендует помогать детям в освоении нового круга обязанностей с помощью использования записок, схем и списков дел. Например, если подросший карапуз постоянно забывает что нужно надеть на улицу, от этого еще больше ленится, можно составить наглядный список необходимой одежды, используя рисунки и иллюстрации.
  • Придерживайтесь режима . Неправильно организованный день может увеличить утомляемость крохи.
  • Попробуйте заинтересовать свое чадо. Быть может, вы найдете то занятие, которое по-настоящему увлечет малыша.

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я - Родитель».

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека

Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку - разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?

2. Особенности темперамента

Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на . Может быть, ваш малыш - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука

Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию - он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.

4. Непонимание: зачем это делать?

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность

Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи

Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

    Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!