Брак в древней греции. Религиозные церемонии брака

В конце прошлого века мужской костюм жителей Пирея, по наблюдениям русских путешественников, выглядел следующим образом: на голове у мужчин - красная феска, «...узенький белый воротничок ложится на красный или голубой красиво расшитый камзол с висячими разрезными рукавами. Из-под нарядного камзола видна белая рубашка, стянутая у талии цветным кушаком; от него до колен спускается белая широкая фустанелла (юбка). Ниже колен ноги затянуты в узкие гамаши..., пурпурно-красные или голубые, с синими кистями и шитьем, а ноги обуты в красные башмаки с узкими концами или в сандалии. Плащ из мохнатой козлиной кожи с висячими рукавами, а у богатых - голубое пальто с красным воротником служит им верхним платьем в суровое время года» 1 . Еще на рубеже нашего века большинство горожан носило подобный костюм и лишь немногие - пиджачную тройку. Главное, что бросалось в глаза путешественникам, это красочность национального костюма и его богатая орнаментация. Что касается фустанеллы (см. главу «Албанцы)», то это- принадлежность старинного костюма, общего для греков и албанцев; его и сейчас носят королевские гвардейцы. Крестьяне материковой Греции обычно носили не только фу- станеллу, но и узкие сравнительно короткие штаны.

Ныне национальный костюм встречается редко, главным образом в сельской местности. Разумеется, чаще его можно видеть на пожилых людях. Костюм общеевропейского образца, появившийся в Греции накануне революции 1821 г., теперь почти вытеснил народную одежду. Например, молодые рабочие носят сравнительно узкие брюки и хлопчатобумажную цветную рубаху навыпуск - костюм, удобный для работы.

Народный костюм и его отдельные элементы встречаются у населения островов, где национальные черты быта сохранились в большей степени, чем на материке. Мужчины носят черные или синие широкие шаровары (Jpaxsg, белую рубашку jtovxafxiGo, жилет со множеством пуговиц yeXixo, красный или черный широкий пояс и красную феску (в прошлом к феске прикрепляли короткую шелковую черную кисточку). На Крите носят сапоги с высокими голенищами, куртку темного цвета - из толстого сукна у горцев и из тонкого - у обитателей равнин. Киприоты иногда, подобно туркам, обматывают феску платком. Куртки у них цветные. В прошлом веке знатные лю ди и на‘материке надевали длинные шаровары и носили тюрбаны.

Зимой мужчины надевали плащи из козьей шерсти, очень широкие, с длин ными рукавами и капюшоном. Такие плащи носили почти по всей Греции^ а раньше их экспортировали и в другие страны Средиземноморья. Состоятельные люди носили плащи из сукна, подбитого овчиной. Старинная обувь - типа мокасин из телячьей, бычьей или свиной кожи (простой плоский кусок кожи, привязанный к ноге кожаными ремнями) - сохранилась лишь в горах, так как она удобна для ходьбы по горным тропам.

Женский народный костюм, также как и мужской, в значительной степени заменен теперь городским европейским платьем. Традиционный костюм имеет много вариантов. Основной комплект состоит из длинной белой рубахи туникообразного покроя с длинными широкими рукавами. Вышитый подол рубахи виден из-под длинной и широкой юбки ероозга. Поверх рубахи надевают короткую шерстяную или шелковую безрукавку яркого цвета или же куртку с длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. В некоторых областях этот костюм сменили длинные платья с широкими рукавами.

Во всех вариантах женского костюма фартук остается его неизменной принадлежностью. Пояс- широкий, с большими серебряными или позолоченными пряжками. На голову женщины раньше надевали вышитую феску с двумя помпонами, позднее ее заменили двумя фабричными платками. Один платок повязывали под подбородком, а второй складывали сборками и обвязывали вокруг головы. В последнее время женщины носят один платок, сложенный треугольником и завязанный на левом виске бантом. В Аттике платок повязывают вокруг головы, спуская из-под него на лоб несколько рядов подвесок в виде монет. У жительниц Эвбеи платок лежит свободно вокруг шеи, а его концы спускаются по спине. В других районах Греции приняты иные головные уборы: на острове Корфу женщины носят высокие белые накрахмаленные шапки, в Македонии шапочки маленькие, остроконечные, отделанные вуалью, бахромой, спускающейся с верхушки, и цветами сбоку. Иногда шапочки украшают монетами и бусами. Волосы в праздничные дни оставляют распущенными, в будни заплетают в косы.

Весь женский костюм, особенно праздничный, богато украшен вышивкой и золотым позументом. Из украшений носят серебряные или позолоченные пряжки на поясе и цепочки со старинными монетами на груди.

Обувью женщинам служат башмаки на кожаной подошве с матерчатым - шелковым или хлопчатобумажным - верхом, часто покрытым вышивкой.

Общественная жизнь

В настоящее время общественная жизнь греческого народа, имеющего древние демократические традиции, развивается в тяжелых условиях.

Жизненный уровень трудящихся чрезвычайно низок. Спад и застой производства привел к безработице (в 1959 г. не имели работы около 25% всех рабочих в стране) со всеми ее последствиями - нищетой, болезнями.

Национальная интеллигенция пополняется в основном молодежью средних классов. Но многие из имеющих высшее образование не могут получить работы ни на государственных, ни на частных предприятиях. Безработица вынуждает тысячи молодых трудоспособных людей покидать родину и искать работу за границей.

Наиболее массовые общественные организации страны - профессиональные союзы, возникшие еще в конце XIX в. Большинство их объединено ныне во Всеобщую конфедерацию труда Греции. Необходимость борьбы за жизненные интересы привела к усилению забастовочного движения. Из года 4 В год растет количество забастовок, в которых участвуют горняки, каменщики, кожевники, работники печати и городского транспорта, государственные служащие, учителя, студенты. Они требуют повышения заработной платы, восстановления демократических свобод, отмены антирабочих законов, прекращения преследований прогрессивных общественных деятелей, проведения мирной внешней политики. Усиление забастовочного движения в Греции свидетельствут о росте классового сознания трудящихся.

Значительную роль в общественной жизни страны играет православная церковь, имеющая большое влияние на верующих, особенно в деревнях.

Для политической жизни современной Греции характерна многопартийность. Новые политические буржуазные партии возникают обычно накануйе парламентских выборов. Продолжительное время у власти стоял Национально-радикальный союз, который был создан в 1956 г. В целом это - проамериканская партия, хотя в ее составе есть сторонники английской и западногерманской ориентации. Большинство буржуазных партий объединилось в так называемый Союз центра. Основное ядро его составляет либеральная партия (основана в 1910 г.). В результате парламентских выборов 1963 г. Союз центра пришел к власти.

Рабочие, передовые интеллигенты, сознательные слои крестьянства, мелкой, а отчасти и средней буржуазии сплачиваются вокруг Единой демократической левой партии (ЭДА) - наиболее передовой демократической партии в Греции (создана в 1951 г.). Она стремится к объединению всех демократических сил страны. Печатный орган этой партии - газета «Ай^р]» - ч<Авги» («Заря»).

Коммунистическая партия Греции, как уже говорилось, с 1947 г. находится на нелегальном положении.

Семья, семейные обычаи и обряды

В греческих семьях до сих пор сильны патриархальные традиции. Подчиненное, зависимое положение женщин в городе поддерживается в значительной степени тем обстоятельством, что женщины средних классов в большинстве случаев не работают на предприятиях и в учреждениях, следовательно, экономически целиком зависят от мужа. Чрезвычайно тяжело положение женщин-горожанок, вынужденных работать по найму, например в табачной промышленности. Труд фабричных работниц оплачивается ниже, чем труд мужчин. Рабочий день работниц длится по 12 и более часов. Несколько общественных организаций женщин Греции борются за улучшение условий их труда, за демократические права женщин.

В среде горцев, занимающихся главным образом скотоводством, женщины сравнительно более самостоятельны, чем у жителей долин - земледельцев по премуществу. Но и здесь и там женщины ведут тяжелую трудовую жизнь. Крестьянка встает утром раньше всех в доме, делает уборку, готовит пищу для всей семьи, потом берет на плечи самого маленького ребенка и идет в поле, где работает до позднего вечера. Вернувшись домой, женщина не отдыхает. Пока муж сидит в кофейне, она занимается хозяйством - печет хлеб, стирает, присматривает за детьми.

Мужчины в Греции вступают в брак чаще всего в возрасте около 23 лет, а девушки-в 18-20 лет. В крестьянских семьях родители обычно стараются выдавать дочерей замуж очень рано. С пятнадцатилетнего возраста девушки начинают работать за ткацким станком, с этого возраста они называются «фантина» (ткачиха). Это значит, что они уже взрослые, готовят приданое и могут выходить замуж. С малых лет девушек учат вышиванию. Вышивка занимает особое место в жизни женщины, так как доходы от продажи вышитых изделий составляют часть семейного бюджета.

Даже в настоящее время в некоторых селах Фракии и Олимпа родители не считаются с мнением дочери или сына и часто устраивают браки вопреки их желанию. Обычно крестьяне женятся на девушках своего села. Свадьбе у греков, как и у других народов, предшествует обручение. Часто по общему согласию родителей обручают детей очень малого возраста - шестисеми лет.

Когда одевают невесту к венцу, ее подруги поют, а она должна плакать, выражая этим печаль расставания с родным домом. Жених приходит в дом невесты в сопровождении музыкантов. Жениха и невесту провожают в церковь с пением и танцами. При приближении свадебной процессии к церкви раздается звон церковных колоколов, друзья жениха стреляют в воздух из ружей, взрывают динамитные шашки. Во время обряда венчания, помимо шаферов, которые стоят рядом с венчающимися, фигурируют так называемые xovjiJtapog (кумпары), три - пять человек, стоящие позади них. Кумпаров выбирают невеста или жених среди холостой молодежи; они считаются пер- вьши лицами на свадьбе после молодых. Впоследствии кумпары должны крестить детей этой четы - в этом смысле греческий кумпар соответствует русскому куму. Во время бракосочетания кумпары держат большие свечи, заменившие в современном обряде факелы, которые в античности были эмблемой Гимена - бога брака. Из церкви новобрачных ведут в их новый дом. Путь освещают свечами (свадьба начинается всегда вечером). По дороге к дому молодежь танцует.

Вступая впервые в дом мужа, молодая совершает магический обряд, который должен обеспечить благополучие новой четы: в некоторых местностях Греции она наступает на сошник, в других - на тарелку и разбивает ее. На острове Крит молодой подносят блюдо с медом и она, окунув палец в мед, чертит на дверях знаки креста. В некоторых районах материковой Греции мужчины чертят на дверях знаки креста кинжалами.

Начинается пир, который длится до утра, а иногда и несколько дней (традиционный срок свадебного обряда - восемь дней). Пир сопровождается пением, танцами, стрельбой.

Греческая свадьба сохранила много интересных пережитков далекой старины. Таково, например, курение фимиама во время традиционного кругового танца, в котором участвуют новобрачные. Их осыпают конфетами, монетами, зерном, лимонными и миртовыми листьями. Это - пережиток античного свадебного жертвоприношения или магического обряда, символизирующего плодородие, богатство, изобилие. Пережитком патриархальных отношений является обычай, по которому невеста должна целовать ноги родителям и родственникам жениха. Лицо невесты закрывают белым покрывалом; его подымает дружка во время свадебного пира.

Девушек нередко похищают. Поводом для этого бывает отказ родителей выдать дочь за просящего ее руку или же нежелание самой девушки выйти за нелюбимого. Иногда похищение происходит по обоюдному согласию сторон, с тем чтобы избежать свадебных расходов.

Невеста обязательно должна иметь приданое, которое мать начинает готовить для дочери, когда той исполняется шесть-семь лет. В день свадьбы приданое, уложенное в сундуки, перевозят в дом мужа. Землю и недвижимое имущество отец передает только сыновьям. На Кипре обычай требует, чтобы деревенская невеста имела к свадьбе свой дом.

В крестьянском быту вплоть до второй мировой войны местами сохранялись древние родильные обычаи и обряды. После родов женщине не полагалось выходить из дома в течение сорока дней.

На Крите и в других местах Греции как только женщина разрешится от бремени, к ней собираются родственницы и подруги, которые песнями и танцами стараются развлечь молодую мать. По местному поверью, она будет страдать от злых духов, если останется одна. На острове Карпафос принято, чтобы новорожденного обнял самый красивый человек и чтобы ему первый раз дала грудь красивая, сильная и мудрая женщина. В этих народных обычаях заложены древние представления о возможности передачи красоты и силы с помощью магии.

Детей пеленают туго для того, чтобы они выросли стройными. Этот обычай, по-видимому, не греческий, а появился под влиянием других народов, потому что произведения античного искусства всегда изображают детей голыми и в описаниях древних авторов не упоминается обычай пеленания.

На шею ребенку вешают так называемые фо^а%тарьа (филахтирия) - обереги, амулеты, чтобы сохранить его от злого глаза, от лихорадки и других болезней. Многие из этих болезней обозначаются, как у древних греков, эв~ фемическими именами. Например, колики у ребенка называются «его сладкое», оспа - «благословение» и т. п. Крестный отец (кумпар) готовит необходимое белье для крестин и подарки гостям. Первого в семье мальчика называют по имени дедушки, а девочку - по имени бабушки. Это продолжается веками, поэтому в семье повторяются одни и те же имена.

В погребальных обрядах заметно, как христианство приспособилось к языческому ритуалу.

Греки верят, что душа покойника покидает тело через рот. Как только человек умрет, тотчас же открывают окна и двери, чтобы облегчить душе умершего путь на небо.

Перед погребением тело умершего обмывают вином и заворачивают в саван. В доме разбивают все сосуды, употреблявшиеся покойником при жизни, или льют воду во дворе. На улицах, по которым проходит погребальная процессия, закрывают все окна, чтобы злой дух не проник в дома, льют воду или разбивают сосуд для воды. На Кипре, как в Греции, бьют посуду над могилой. Вероятно, этим обычаем можно объяснить находки большого количества черепков при раскопках захоронений в древних Микенах.

Духовных лиц от архимандрита и выше хоронят в сидячем положении. Присутствовать на похоронах считается долгом каждого жителя села. По окончании литургии в церкви раздают г|)г)%бл;т]та (психопита) - пирог с сыром, а также инжир, маслины, по стакану раки. Кутью делают через три дня после смерти и в последующие годы в дни поминок.

После возвращения с кладбища все провожавшие тело идут в дом умершего и там пьют кофе и раки. Во Фракии все умываются после похорон, чтобы не явился во сне умерший. По народному поверью, души остаются на земле не меньше 40 дней, поэтому на протяжении этого срока каждый вечер над могилой зажигают светильник.

Через три года после похорон родственники раскапывают могилу и вынимают останки. Кости обмывают вином, затем их кладут в особый деревянный ящик или полотняный мешок и хранят их в общем ассуарии кладбища. Вещи покойного раздают тем, кого он больше всех любил при жизни. Раз в год поминают усопших. В народе верят, что если живые почему-либо не -сделают поминок, то умершие станут звать их к себе или тревожить во сне.

Греки — гостеприимный, дружелюбный и довольно суеверный народ, хотя в последнем мало кто из них признается. Они будут всячески отрицать свою веру в силу дурного глаза, но обязательно трижды постучат по дереву и сплюнут через левое плечо, прежде чем выразить свое восхищение чьей-либо элегантностью или красотой.

Многие традиции греков уходят корнями в античные времена и напрямую связаны с приемом гостей. Ни один праздник в стране не обходится без шумного застолья, танцев и песен. Что-что, а вот отдыхать здесь умеют и любят:

за год отмечается только 12 государственных праздников, а еще ведь именины, карнавалы, фестивали и множество других культурных мероприятий.


Святая Пасха

Самые важные официальные праздники в Греции — Пасха и Рождество . С ними связано множество обрядов и правил, которых старается придерживаться каждая семья. За 40 дней до Пасхи греки начинают поститься — из рациона питания исключаются масло, молоко и мясо. Первый день поста называется Чистый Понедельник, или Саракости. Трапезу в этот день стараются провести в кругу родственников, а на обеденном столе присутствуют только постные блюда — овощи, хлеб и рыба. Вечером принято выходить всей семьей на улицу и запускать в небо ярких воздушных змеев.


В день Святой Пасхи крестные должны подарить своим крестникам красивую свечу и новую одежду. Каждая семья заранее готовится к празднику: варит яйца, печет пасхальные кексы и готовит всевозможные блюда. В пятницу гулять и веселиться не принято, на улицах царит тишина. В субботний вечер вся семья красиво одевается и идет в церковь, где каждый обязан в 12 часов ночи зажечь лампадку от священного огня и принести ее домой. По возвращению со службы лампадкой поджигают все свечи в доме и приступают к трапезе за столом. Празднование Пасхи длится всю неделю.


Зимние праздники

Множество интересных обычаев и традиций греческого народа связано, прежде всего, с Рождеством. В этот день каждая семья выходит во двор и разбивает там гранат. Считается, что красные зернышки фрукта символизируют счастье и богатство. Вечером детишки отправляются колядовать, получая в благодарность монеты и сладости.


На празднование Нового года хозяйка печет каравай, внутрь которого укладывает серебряную монету . Нашедшего ее в новом году ждут счастье и удача. Завершает цикл зимних праздников Крещение Господнее. Во всех церквях и храмах освящают воду, проводя один интересный обряд: священник забрасывает в реку или любой водоем крест, а все присутствующие мужчины плывут за ним. Первый, кто достанет его, будет счастлив и здоров весь год.


Именины

В Греции ребенку принято давать имя того святого, чей праздник совпадает с днем его появления на свет. Греки спокойно воспринимают, если их забывают поздравить с днем рождения. Но пропустить именины неприемлемо и считается знаком проявления крайнего неуважения. Чтобы помочь своим соотечественникам избежать неприятных ситуаций, каждое утро радиотрансляция начинается с напоминания, чьи имена сегодня «празднуют».

Самыми популярными именами в стране считаются Георгий, Константин, Янис, Дмитрий, Мария и Елена. В дни их празднования кафе и таверны переполнены посетителями, а кондитерские продают столько же конфет и печенья, как на Рождество. Это связано с одним древним обычаем: именинник обязательно должен угостить чем-нибудь сладким всех своих родственников, знакомых, сослуживцев и соседей. А вот подарков взамен никто не ожидает. Лучшим вознаграждением за щедрость считаются пожелания здоровья, счастья и долгих лет жизни.


Обручение и свадьба

Греки очень ответственно относятся к обручению. Будущий союз двух любящих сердец просто невозможен без согласия на то отца девушки. Жених обязан спросить у него разрешения и преподнести какой-нибудь подарок. Если родители ничего не имеют против брака, то в дом приглашают священника. Он благословляет обручальные кольца, пара надевает их на левую руку и только после этого они считаются помолвленными.


Официальная часть свадьбы в мэрии считается необязательной. Главное — обвенчаться в церкви. В этот день невесте помогают одеваться родственницы и близкие подруги. Жениху ни в коем случае нельзя увидеть свою избранницу накануне свадьбы — это очень плохая примета, которая сулит несчастливую жизнь и постоянные ссоры. Чтобы молодая семья жила в достатке и согласии, их после венчания осыпают рисом.

Каждый приглашенный должен лично поздравить новобрачных. Только после того, как они услышат пожелания счастья, достатка, здоровых детей и долгих лет жизни от всех гостей, вся процессия направляется в ресторан или кафе. Праздновать принято пышно: столы ломятся от всевозможных яств, вино льется рекой, а зажигательная музыка и танцы не прекращаются до первых лучей восходящего солнца.


Крещение

Один из самых древних обычаев в Греции, который до сих пор почитают и уважают — крещение ребенка. Во время обряда младенца раздевают и заворачивают в новую белоснежную пеленку. Сначала священник благословляет воду, добавляет в нее несколько капель оливкового масла, а затем трижды окунает в святую воду малыша, повторяя при этом его имя. Новокрещеного наряжают в белую распашонку, одевают на шею крестик и он получает Первое Причастие. После этого родители и крестные принимают поздравления от гостей. На выходе из церкви всем участникам торжества вручают символические подарки — конфеты или шоколадки.


Что касается подарков крещеному, то их дарят только крестные родители. Они обязательно должны преподнести ребенку золотую цепочку с крестиком и воскресный наряд, включая ботиночки. Считается, что без этих подарков ребенок будет постоянно спотыкаться по жизни и не сможет себе купить необходимую одежду.


Правила поведения

Чтобы комфортно себя чувствовать у кого-то в гостях, пребывая на отдыхе в Греции, лучше сразу запомнить несколько простых правил поведения. Дело в том, что традиции греческого гостеприимства несколько отличаются от привычных нам. Ввиду жаркого климата, с 3 до 6 вечера все в стране отдыхают. В это время не принято назначать встречи или беспокоить по телефону.


Отправляясь в гости, обязательно загляните в ближайшую кондитерскую . Приходить с пустыми руками не принято. Лучшим вариантом считается какой-то десерт в красивой упаковке. Спешим разочаровать — вы его не попробуете . Считается, что хозяйка дома достаточно приготовила для приема и ваш презент отправится в холодильник дожидаться своей очереди.


Пунктуальность — далеко не то качество в человеке, которое ставится на первое место . Греки часто опаздывают даже на деловые встречи, не говоря уже об обычных посиделках в ресторане или кафе. Если вы будете сидеть за столиком один, то можете очень долго ждать официанта. Нет, нет, не подумайте. Обслуживание здесь на высоком уровне, просто все будут ждать, пока к вам присоединятся друзья, а потом уже подойдут принимать заказ. Ну не принято в Греции ходить по ресторанам и кафе в одиночку, а только шумными компаниями.


Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, всё решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения и обряд отлучения девушки от родительского очага. В доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, и таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Целью брака в Греции было рождение детей и обеспечение государства новыми гражданами. Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери. Он сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Отец приглашал их всех в одно и то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя, за их характером, выносливостью, для чего устраивали различные спортивные состязания.

Роль женщины в семье, ее свобода были ограничены. Она не могла принимать участие в управлении государством, ей не разрешалось наследовать собственность, защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, где занимались домашним хозяйством, ткачеством, воспитывали детей.
В Афинах законным считался брак между свободным гражданином и дочерью другого свободнорожденного. Если отец или мать не имели гражданских прав, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.

Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а если девочка – шерстяными нитями. На десятый день жизни младенцу давали имя. Отец имел право признать ребенка своим или отказаться от него. Если он сомневался, что это его ребенок, то младенца выкидывали из дома. Иногда греки стремились избавиться от ребенка, особенно девочки, если не могли ее прокормить. Девочки находились под опекой матери или няньки, а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.

Воспитание детей

Обучение мальчиков начиналось с семи лет и продолжалось до начала военной подготовки в восемнадцать лет.
Дети объединялись в группы под руководством преподавателя. Они учились чтению и письму. Тетрадями были деревянные таблички, покрытые воском, на которых ученики острыми палочками чертили буквы. Мальчики учились играть на лире или кифаре, заучивали отрывки из поэм Гомера, Гесиода. Учитель гимнастики помогал детям состязаться в беге, прыжках, метании копья. Учеников водили на гимнисии – площадки для тренировок – или в палестры – школы борьбы. Целью воспитания была подготовка подростков к спортивным состязаниям, закалка их дня военной службы.

С V века до н.э. большой популярностью пользовались учителя-философы – софисты. Их занятия были платными. Софисты читали лекции перед группой слушателей. Они советовали своим ученикам больше слушать, чем говорить. Софисты стремились подготовить для государства хороших граждан. Основное внимание они уделяли риторике – искусству произнесения речей, и эвристике – искусству спора.

Девочки в школу не ходили. Матери учили их дома прясть, ткать, вести домашнее хозяйство.
В Греции получить образование могли только свободные люди.



Древняя Греция является одной из наиболее ярких и красивых цивилизаций древности, ее существование охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до I века до нашей эры, территория - южная часть Балканского полуострова, прилегающие к нему острова и побережье Малой Азии. Сами греки по сей день называют свою страну Элладой, а себя эллинами.

Семейная жизнь и положение женщины в Древней Греции регулировалось государством. Устоявшейся системой брака была моногамия. Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа единобрачия. Считалось, что иметь много жен - это варварский обычай, недостойный благородного эллина. В системе семейных отношений было закреплено патриархальное право, а счет родства считался по отцовской линии. Отец и муж имел полную власть над женщиной. Известный древнегреческий философ Аристотель так высказывался по этому поводу: "Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя".

Женщины в Древней Греции не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, находясь целиком под опекой мужчин. В частной жизни каждая женщина зависела от мужчины: будучи не замужем, она должна была повиноваться воле своего отца, в случае смерти родителя, она подпадала под власть брата, а при отсутствии такового - под власть опекуна, который назначался ей либо завещанием отца, либо должностными лицами государства. Жениха для дочери искали родители, лучшими претендентами на руку дочери считались молодые люди, знакомые отцу.

Несмотря на подчиненное положение, женщины в Древней Греции , тем не менее, получали образование. Они знакомились не только с чисто женскими науками, такими как, ткачеством, прядением, домоводством, но и обучались читать и писать. Более того, историки утверждают наличие в Древней Греции школ для девочек и мальчиков, которые те посещали совместно. Помимо основных дисциплин, которые изучали девочки, в качестве обязательного предмета за ними были закреплены танцы. На древнегреческих вазах V - IV веков до нашей эры часто встречаются изображения уроков танцам. Девочек обучают учительницы, которым в изображениях придается строгий вид, и в руках учительницы находится обязательный инструмент воздействия на ученика - трость. В конце существования древнегреческой цивилизации ( III - II века до нашей эры) женщины должны были также изучать основы медицины.

В Древней Греции замуж выдавали очень рано, обычно в возрасте от 12 до 15 лет. Перед заключением самого брака должно было состояться формальное обручение. Обещание жениху вместо самой невесты давал ее отец как полноправный представитель. В случае отсутствия отца таким представителей мог выступать ее брат или другой близкий родственник-мужчина, а в случае отсутствия последних, государством назначался опекун. Браки в Древней Греции могли заключатся и между близкими родственниками. Так дети одного отца могли стать мужем и женой, на уровне закона существовал запрет только на браки детей одной матери. Обручение являлось не просто формальной процедурой, это бы очень важный юридический акт, в рамках которого обсуждались и устанавливались имущественные отношения будущих супругов. За невестой обязательно должны были дать приданное, если же девушка происходила из бедной семьи, приданное для нее собирали в складчину сограждане, либо давало государство.

Знакомство молодых до свадьбы являлось необязательным, так как брак заключался по воле родителей. При выборе супруга для дочери в первую очередь учитывалось равенство их имущественного и общественного положения. Крайне важную роль имело гражданство супругов. Только брак между гражданами считался законным, женитьба на иностранке не одобрялась законом, а дети от такого брака считались незаконнорожденными со всеми вытекающими последствиями их будущих гражданских и имущественных прав. Первоначально формальный акт заключения семейного союза имел частный, семейный характер, однако со временем превратился в акт публично-правовой и религиозный. Законодательно закреплялось, что если мужчина и женщина вступали в брак без разрешения правителя, то их "…ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрецы и жрицы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным". Также государство регламентировало возраст вступающих в брак, Аристотель в своей "Политике" называет возраст до 50 лет. Вообще граждане имели право вступать в брак в любом возрасте, но дети, рожденные от родителей, вышедших из указанного возраста, также считались незаконнорожденными. Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" так отзывается об этом: "нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и не достигающих цели брака".

Согласно древним обычаям свадебное пиршество происходило в доме отца невесты, далее невесту торжественно провожали из родительского дома в дом ее мужа. В день свадьбы было принято убирать дом невесты цветами. Ранним утром невеста совершала торжественное омовение, после купания ее одевали и украшали и в торжественном убранстве она ждала начала церемонии. Приглашенные приносили жертвы богам: Зевсу, Гестии, Гере, Артемиде и Мойрам. Сама новобрачная должна была принести в жертву богам свои детские игрушки и прядь волос. После совершения религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила. Торжественно провожаемая в дом мужа, новобрачная ехала в украшенной повозке, сопровождаемой свадебным кортежем. Мать невесты держала в руках факел, зажженный от домашнего очага. Этим факелом впервые разжигали очаг в доме молодоженов. Этот символический ритуал должен был прочно связать взаимными узами обе семьи молодую и старую, а также снискать дому новобрачных покровительство Гестии, богини домашнего очага. В доме новобрачных приносили жертвы предкам и совершали совместную трапезу фруктами и хлебом. Молодые люди начинали семейную жизнь.

Женщина в Древней Греции отнюдь не была любимой женой. Брак, заключенный не по любви и имеющий в основном формальный характер, соответственно, не имел у греков особой ценности. К семейным узам было довольно прохладное отношение, а детей с довольно раннего возраста отдавали на воспитание в общественные учреждения. Любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств, а невнимательное отношение к жене было нормой, правилом. Выйдя замуж, женщина в Древней Греции оставалась такой же несвободной, как и в доме отца, она во всем зависела от мужа, а разнообразие в ее жизнь вносили только религиозные обряды и жертвоприношения. Единственной ее заботой было - рождать мужу сыновей и воспитывать их до семилетнего возраста, когда их по заведенной в обществе традиции должны были забрать на воспитание. Дочерей мать оставляла при себе, приучая к домашней жизни и обучая женским наукам и добродетели. Для грека его жена, как правило, являлась лишь первой среди служанок.

Женщина в Древней Греции должна была находится в женской половине дома (гинекее), на улицу она могла выйти только в сопровождении рабыни. Приличная женщина обязана была вести себя незаметно, не привлекая к себе внимания ни дома, ни в общественных местах. Выходить на улицу без сопровождения могла женщина, достигшая уже преклонного возраста. Перемещение женщины вне дома регулировалось на законодательном уровне. В частности, в законах было оговорено, сколько должна женщина брать с собой вещей и еды, выезжая из дома. По количеству того, что позволено было брать с собой можно сделать вывод, что женщине запрещалось покидать дом более, чем на один день.

Рождение детей было основной целью брака. Древнеспартанский законодатель Ликург так пишет об этом: «Новобрачные должны подумать о том, чтобы дать государству по мере сил прекрасных и наилучших детей. Пусть же молодой супруг обратит внимание на свою жену и на деторождение. То же самое пусть делает супруга, в особенности в тот промежуток времени, когда дети у них еще не родились». Попечение о здоровье ребенка не шло дальше определенной подготовки. Ни перед родами, ни во время родов женщины не находились под наблюдением врача. Греки считали вполне достаточным присутствие бабки или даже просто Эйлетии, покровительницы рожениц, отождествляемой с Артемидой. Смертность при родах в Древней Греции, как и в других древних обществах была очень высокой.

Папирусные документы эпохи эллинизма дают немало примеров семейных конфликтов, приводивших к разрыву супружеских отношений. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака. Впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: "…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных". Все это было лишь в теории, на практике действовали другие "неписаные" законы. В действительности в Древней Греции лишь женщину наказывали за измену. Если жена выражала вдруг желание уйти от мужа к другому мужчине, то разгневанный супруг мог просто убить ее на месте тем, что попадется под руку, и, как правило, он не нес за это никакой ответственности. Жена теряла свое доброе имя, а муж имел право убить ее любовника, схваченного на месте преступления при свидетелях. Обычно соблазнитель жены отделывался или деньгами, или позором, но неопасным для жизни наказанием со стороны оскорбленного мужа. Жену же должно было постичь тяжелое наказание: она подлежала изгнанию из дома мужа и подвергалась разным унижениям. По законам Солона (начало VIвека до нашей эры), женщине, которую застигли с любовником, запрещали украшаться и входить в общественные храмы, "чтобы не соблазнять непорочных и матрон своим обществом". Если такая женщина украсит себя и войдет в храм, то первый встречный по закону мог разорвать на ней платье, снять украшения и бить, но "не до смерти, не до увечья". Однако, несмотря на строгость закона, нарушение супружеской верности было обыденным явлением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Древняя семья

2. Религиозная основа семьи

3. Цель брака в Греции

4. Религиозные церемонии брака

6. Церемонии, совершавшиеся на седьмой и десятый день после рождения

7. Усыновление

8. Власть отца

9. Обязанности детей по отношению к родителям

10. Наследование

Заключение

Казус № 8

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Крупнейшей цивилизацией древнего мира были древнегреческая цивилизация. Цивилизация обладала развитой культурой. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни.

Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи. Древнегреческая семья была прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их складывания. Основа полиса - свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения и для проведения активной политики по отношению к соседям. Поэтому, в русле развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась, в первую очередь, гарантом наличия военного ресурса полиса, и, во вторую - экономического развития. Необходимо отметить значимость семьи и в религиозно-эстетическом развитии полиса, его моральной устойчивости. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам. Значимость семьи признавалась во многих полисах Древней Греции. Важность семейных отношений была очевидна древнегреческим политикам и законодателям. Именно регулирование семейных отношений является одной из наиболее разработанных сфер права Древней Греции .

Невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах. Поэтому я ограничусь рассмотрением семейных обычаев в условиях древнегреческого государства.

1. ДРЕВНЯЯ СЕМЬЯ

В Греции в древние времена семья (род) значительно отличалась от того, чем она стала позднее, в V и IV веках. Первоначально она была очень многочисленна и ее члены жили все вместе под одной крышей. Гомер, не делающий никакого различия между греками и троянцами, так описывает дворец Приама: «Внутри его было пятьдесят помещений, построенных одно возле другого из тесаного камня. Там жили сыновья Приама вместе с женами. С другой стороны, на женском дворе, возвышались одно возле другого двенадцать помещений, где жили с целомудренными супругами зятья царя».

Впоследствии, когда род был заменен семьей, понимаемой в современном смысле слова, его пытались рассматривать как фиктивную ассоциацию, где родство было ни при чем. Однако известно, что к членам одного и того же рода прилагался эпитет вскормленные одним молоком, а это, несомненно, указывает на родство по крови. Впрочем, входили ли туда по праву рождения или по усыновлению, это особого значения иметь не могло, так как усыновленный становился как бы настоящим сыном; его присутствие не было нарушением правила, требовавшего, чтобы все родственники были одной и той же крови; приобщение его к культу новой семьи совершенно порывало его связь с естественным отцом и давало ему нового отца, того, кто усыновлял.

Таким образом, род был союзом людей, происходивших от одного общего предка, но при этом было необходимо одно условие. Эти люди входили в состав рода и были в родстве друг с другом только в том случае, если они были связаны происхождением по мужской линии с этим более или менее отдаленным предком. Дети сестры и брата были друг для друга совершенно чужими.

Глава семьи обладал очень сильной властью. Таковым обычно был отец. Если отец умирал, власть его переходила к его старшему сыну, и в этом случае самый старший из живых братьев становился тем, что называлось pater familias. В принципе у греков отец имел абсолютное право на жизнь и смерть своих детей. Даже без всякой вины с их стороны он имел право их убить. Тем более отец имел право распоряжаться смертью детей, если они были в чем-либо виновны. По Гомеру, брак является договором, заключаемым между двумя главами семей; чаще всего будущих супругов и не спрашивали. Подарки, подносимые женихом своему будущему тестю, являлись настоящей ценой невесты; иногда даже происходил как бы аукцион по продаже девушки. В семье обязанностью женщины было послушанье. Пенелопа спускается из своей комнаты, чтобы попросить певца Фемия прекратить досаждавшее ей пение. Как только она появилась, закутанная в покрывало, на пороге комнаты, ее сын Телемах сразу же обратился к ней с такими словами: «Вернись к себе и займись своим делом -- веретеном и полотном; присмотри за служанками, чтобы они сделали свои дела; разговор же предоставь мужчинам, а в особенности мне, хозяину в этом дворце» .

Все это показывает нам, что семья в начале управлялась деспотически своим главой. Власть отца устанавливала между всеми ее членами тесную связь и мешала распаду этой группы. Без сомнения, время от времени из нее или изгонялся какой-либо недостойный, или кто-нибудь сам выходил по доброй воле, из непокорства или желания поискать свое счастье в другом месте. Но те, кто оставался возле главы, были для него как бы подданными самодержавного владыки. Они все действовали заодно. Если кто-либо из них брал что-либо в долг у постороннего, за долг отвечали все сообща; если один из них становился жертвой или виновником какого-либо преступления, вся семья объединялась, чтобы вознаградить или требовать возмещения за причиненный ущерб. Семья владела имуществом, оно, особенно недвижимое, составляло коллективную собственность всех. Земля же не принадлежала главе; она принадлежала целому роду, а глава семьи являлся, так сказать, только ее стражем и хранителем. Больше того, каждое поколение, наследовавшее это неделимое наследство, было обязано передать его следующему, по меньшей мере в том виде, в каком оно его получило, так что каждое поколение в действительности являлось только одним звеном в существовании семьи; и оно не имело права присвоить себе плоды долгой работы, выполненной теми, кто жил раньше; оно могло пользоваться этими плодами, но было необходимо, чтобы и их преемники также воспользовались ими в свою очередь. Платон точно воспроизводит идеи древних относительно этого, когда говорит: «Я не смотрю ни на вас, ни на ваше имущество как на принадлежащее вам, но как на принадлежащее вашей семье, столько же и вашим потомкам, сколько и предкам».

Многочисленные причины привели мало-помалу к распаду патриархальной семьи. Различные ветви одного и того же рода отошли друг от друга; каждое хозяйство устраивалось теперь отдельно, чтобы жить своей собственной жизнью, не сохраняя с другими родственными семьями отношений более тесных, чем те, которые наблюдаются и среди нас. Самое большее, если в некоторых религиозных церемониях и в некоторых юридических актах иногда можно было увидеть следы былого единства. Как это всегда бывает, старый дух солидарности, хотя и в ослабевших формах, дольше всего сохранялся в знатных семьях, а особенно в семьях жрецов.

2. РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА СЕМЬИ

Греки думали, что мертвый продолжает жить в могиле. Жизнь его не понималась в чисто духовном смысле, он нуждался в пище и питье, как и раньше, когда был на земле. Поэтому на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, но из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде «священными существами. Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом». Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти .

Таким образом, каждая семья имела особых богов в лице своих предков и, следовательно, свою собственную религию. Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом. Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к эллинской семье.

3 . ЦЕЛЬ БРАКА В ГРЕЦИИ

По древним представлениям, цель брака заключалась в обеспечении непрерывности рода и продолжении наследственных жертвоприношений.

Антисфен в книге «О любви» писал, что «жениться следует для воспроизведения рода, сходясь при этом с самыми прекрасными женщинами» .

Ни о взаимной симпатии, ни о сходствах привычек и речи не было; брачующиеся соединялись не за тем, чтобы слить воедино свои мысли и чувства или поддерживать друг друга в жизненных испытаниях: они просто исполняли обязанность, в одно и то же время и патриотическую, и религиозную. Идеи эти, ослабевшие со временем, всегда сохраняли свою власть над душами древних. Отсюда вытекало то, что в браке, как его понимали греки, личность женщины ничего не значила. О ее чувствах не спрашивали. Ее выбирали не ради нее самой, а принимали как необходимое орудие для сохранения семьи и государства. Ее задача считалась выполненной, когда она рождала нескольких сыновей. Это не все: как только брак становится только гражданской обязанностью, от которой нельзя уклониться, не совершая преступления против религии и государства, прелесть домашней жизни пропадает, и вместе с тем уменьшается и влияние женщины. Афинянин относился к женитьбе как к долгу, без увлечения и довольно неохотно. Он вводил законную супругу к себе в дом, потому что того требовал интерес республики, но он строго отмерял ей ту роль, какую она должна была играть в его жизни, и раз такая граница была установлена, он больше не заботился об устройстве счастливого очага.

4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ БРАКА

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку8. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом .

У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому:

1. В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.

2. Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел -- это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.

3. Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.

Все вышеописанное -- лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома. Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы; затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.

Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.

5 . РАЗВОД

Развод, почти неизвестный в древние времена Греции, стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.

Развод был как бы двух видов. «Отсылкой» назывался развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены. Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно. Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно; требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.

Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.

Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья. Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия. Правда, Плутарх, рассказывая, что Перикл уступил свою жену другому, прибавляет, что это произошло с ее согласия, но не все свидетельства сходятся относительно этого последнего пункта . Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, быть может, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.

Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.

6. ЦЕРЕМОНИИ, СОВЕРШАВШИЕСЯ НА СЕДЬМОЙ И ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

Через несколько дней после рождения ребенка, по всей вероятности на седьмой, совершалась церемония, называвшаяся амфидромия. Вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку давалось имя, но часто эта формальность совершалась и на седьмой день. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею .

Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим. «Каждому из вас известно, -- говорит Демосфен, -- что никто никогда не празднует десятого дня после рождения ребенка, если не считает себя его законным отцом, и с другой стороны, отпраздновав десятый день и доказав ребенку свою отцовскую любовь, никто не в праве отречься от него впоследствии».

7. УСЫНОВЛЕНИЕ

Случаи усыновления были очень часты в Древней Греции. Причина этого в том, что все чувствующие близость смерти заботятся о том, чтобы не оставить после себя пустого дома, а напротив, иметь кого-либо, кто приносил бы их манам погребальные жертвы и оказывал им почитание, предписываемое обычаем. Таким образом, если кому приходилось готовиться к смерти бездетному, он старался обзавестись сыном через усыновление. Следовательно, многочисленность усыновлений вызывалась религиозными верованиями. Усыновляли чужого для того, чтобы обеспечить себе впоследствии те почести, которые надлежало оказывать усопшим.

Для усыновления, следовательно, надо было быть бездетным. Однако усыновление не теряло своей силы, если после него у усыновителя рождался законный ребенок; в этом случае наследство делилось между всеми детьми. Само собой, что малолетний не мог быть усыновлен без согласия его родителей, что же касается усыновления совершеннолетнего, то для этого не требовалось никакого разрешения .

Само усыновление совершалось или посредством особого акта при жизни усыновлявшего, или по завещанию.

В первом случае усыновлявший собирал своих близких, членов своей фратрии и по совершении жертвоприношения представлял им усыновляемого. После этого проводили голосование, и если результат получался благоприятный, усыновленный вносился под его новым именем в список фратрии. Эта формальность не была, однако, обязательна, хотя она обычно и практиковалась.

Усыновление по завещанию оказывалось действительным только после смерти усыновлявшего. Таким образом, можно было усыновить не только уже родившегося, но даже еще не появившегося на свет. Так, например, отец, у которого были только одни дочери, усыновлял иногда сына, которому предстояло родиться у одной из них. Случались усыновления даже посмертные; если кто-либо умирал без потомства, самый ближайший его родственник обязан был назначить ему одного из своих сыновей в качестве приемного сына.

Усыновленный становился наследником усыновителя и принимал все его права с одним обязательным условием: воздавать ему погребальные почести и почитать его манов. Но зато он разрывал все связи со своей первоначальной семьей, и если бы ему захотелось вернуться в нее, он мог это сделать, только оставив вместо себя своего сына в семье, его усыновившей.

8 . ВЛАСТЬ ОТЦА

Эта власть значительно ослабла с самого начала древних времен и в общих чертах можно сказать, что в V в. до н. э. она была почти такой, как у нас. Однако были и некоторые заметные отличия.

В течение первых дней после рождения отец имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. В Фивах закон формально запрещал так поступать. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом. В Эфесе отказ от новорожденного допускался только в случае крайней нищеты .

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Надо добавить, что такие случаи происходили очень редко.

Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж. Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.

9 . ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ

Главная обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Перечислять подробно здесь все остальные обязанности нет необходимости, достаточно будет указать только на две.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае. Если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него (Плутарх).

Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор. Во всяком случае, виновный лишался всех своих политических прав.

10 . НАСЛЕДОВ А НИЕ

В первую очередь правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей -- дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская родственников по восходящей линии. Передача наследства по восходящей линии в представлении древних являлась недопустимой.

Наследование по боковой линии шло в зависимости от степени родства. Прежде всего, закон допускал к наследованию потомков одного и того же отца, т. е. братьев умершего и их детей, затем сестер и их детей; затем он допускал потомков деда с отцовской стороны, т. е. двоюродных братьев и их детей, всегда отдавая предпочтение потомкам по мужской линии. Далее детей двоюродных братьев закон не шел. При отсутствии таких родственников со стороны отца или деда право на наследование переходило в том же порядке к родственникам со стороны матери и бабки. Затем право на наследование вновь переходило к более близким родственникам с отцовской стороны.

Родственники по боковой линии могли получить в распоряжение наследство только после ввода во владение. Каждый наследник имел право отказаться от наследства, хотя у греков не встречается никакого упоминания о существовании акта, аналогичного описи имущества.

Порядок раздела наследства в Афинах был не менее сложен, чем у нас. Прежде всего надлежало установить размер наследства, подлежавшего разделу. Это наследство включало в себя все имущество, каким покойный владел на момент смерти. Чтобы исключить всякие сомнения относительно этого, наследники спешили сразу же после кончины наследодателя составить подробную опись его имущества. Затем к наличному имуществу прибавляли имущество, принесенное обратно наследниками: каждый наследник был обязан принести обратно все подарки, полученные им от покойного, и зачесть те суммы, которые он был должен покойному .

Когда общая масса наследства была подобным образом установлена, наследникам разрешалось, прежде чем приступить к дележу, произвести некоторые выплаты. Если, например, отец семьи оставлял по завещанию одному из своих детей особую долю, то этот излишек должен был быть выплачен раньше начала дележа наследства.

Если кто-либо из наследников растратил часть наследственных вещей, другие наследники могли взять каждый по части, равной стоимости растраченного. Наконец, если один из наследников оказывался кредитором умершего, то ему разрешалось или выделить из наличного имущества часть, соответствующую величине долга покойного, или разложить его на сонаследников и требовать уплаты от них.

В случае полюбовного раздела наследства наследники могли определять свои доли по соглашению и получать их или по жребию, или согласно личным желаниям. Часто бывало так, что один из них делил имущество на доли, а остальные выбирали. Если они не приходили к соглашению, то доли определялись особыми лицами и распределялись по жребию. При определении долей в расчет принималась не только ценность имущества, но и его долговечность и солидность. Таким образом, мастерская для изготовления щитов, приносившая не более шестидесяти мин в год, приравнивалась к меняльной лавке с ежегодным доходом до ста мин. Сонаследники видели в этой мастерской прочную собственность, тогда как меняльная лавка в их представлении была предприятием, связанным с некоторым риском.

Положение женщины во всем, что касается наследства, было намного хуже, чем мужчины. Прежде всего, в случае если женщина сталкивалась при соискании наследства с мужчиной в равной степени родства, то предпочтение всегда отдавалось мужчине.

Во-вторых, дочь, по крайней мере в Афинах, не была наследницей, если еще был сын. Приданое, уже полученное или которое она могла бы получить впоследствии, -- вот и все, на что она могла рассчитывать, причем это приданое не равнялось доли ее брата. Так, например, отец Демосфена, имевший двух детей, оставил своей дочери всего два таланта приданого из своего состояния, оцененного в четырнадцать талантов. На Крите дочь имела право только на половину домашней обстановки и доходов с земель.

Если у умершего была только дочь, то она была наследницей, или, вернее, она присоединялась к наследству; такую дочь называли эпиклэрос. Часто отец старался или при жизни, или завещанием выдать ее замуж или сосватать. Если он не успел этого сделать, то обязанность позаботиться об этом возлагалась на представителей общественной власти, у спартанцев - на царя, у афинян -- на архонта. Впрочем, эти представители не могли выдать ее замуж, за кого хотели или за кого она хотела. Существовал особый порядок для женихов, установленный законом. Платон, согласно с законом Гортины, признает, что прежде всего «она должна выйти замуж за одного из своих дядей с отцовской стороны, начиная со старшего», потом за одного из своих двоюродных братьев, потом за кого-нибудь из других родственников, постоянно следуя по степени родства. Все эти браки были обязательны для молодой девушки под угрозой потерять половину наследства. Если в тот момент, когда она становилась эпиклэрос, она была уже замужем, она могла быть вынужденной оставить своего мужа. Родственники, имевшие в последовательном порядке право на ее руку, не были обязаны жениться на ней; каждый из них мог уступить свое право следующему. Такого рода замещения были нередки в Афинах. На Крите суд мог обязать упрямого родственника жениться в двухмесячный срок. Если все родственники, один за другим, отказывались, эпиклэрос имела право по своему желанию выбрать мужа из своей филы. Наконец, если и в трибе не находилось никого желающего, родственники объявляли: «Не хочет ли кто на ней жениться?» Если на этот призыв находился желающий, то свадьба совершалась в течение 30 дней; если не находилось никого, то девушка «выходила замуж, за кого могла», даже и вне своей трибы. Если о праве жениться на ней спорили несколько родственников, то дело решалось судом.

По правде сказать, дочь-наследница не была собственницей отцовского наследства, она была только его хранительницей. Истинным наследником ее отца являлся сын, рожденный ею. Сама она была только посредницей, через которую имущество деда переходило к его внуку.

Эти правила, с первого взгляда такие странные, основывались на религии. Законодатель хотел дать умершему без прямых наследников мужского пола продолжателя его рода после его смерти, наследника, который получил бы его состояние и продолжал бы культ очага. Кроме того, он хотел, чтобы этот наследник был, насколько возможно, близок по крови к умершему и к этому-то он и стремился, стараясь устроить брак дочери с самым близким родственником. Как только от такого брака рождался сын, он считался сыном своего деда. Через него должны восстановиться как дом умершего, так и домашние жертвоприношения, прерванные на это время».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья играла значимую роль в древнегреческом обществе. Цель брака заключалась в обеспечении непрерывности рода и продолжении наследственных жертвоприношений. Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям.

Древнегреческая семья была прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их складывания. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась, в первую очередь, гарантом наличия военного ресурса полиса, и, во вторую - экономического развития. Необходимо отметить значимость семьи и в религиозно-эстетическом развитии полиса, его моральной устойчивости. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам. Значимость семьи признавалась во многих полисах Древней Греции.

Казус 8

Рабыня-наложница родила хозяину двух сыновей, которых отец признал своими и воспитал их вместе с сыновьями от законной жены. После смерти отца сыновья от законной жены предъявили иск об обращении своих единокровных братьев в рабство.

Правомерен ли этот иск, если суд будет исходить из законов Хаммурапи?

(§ 171) А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства. Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей подарил и записал ей в документе, и жить в жилище своего мужа. Пока она жива, она может этим пользоваться, но за серебро не может продать. После ее смерти это принадлежит только ее сыновьям.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, исходя из законов Хаммурапи, этот иск не правомерен.

Список использованной литературы

1. Антисфен. Из книги «О любви»

2. Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Изд. Искусство, 1992 - 269 с.

3. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, 1990. - 285 с.

4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.

5. Гомер. Илиада.

6. Гиро П. Быт и нравы древних греков / Под ред. П. Гиро. - Смоленск: Русич, 2002. - 624 с.

7. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. -- М., Мысль, 1989.

8. Законы Хаммурапи

9. Лурье С.Я. История Греции

10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1957

11. Плутарх. Наставление супругам.

12. Проневская И.В. «Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля», Вестник МГУ, серия «Социология и политология», 1998, №4.

Подобные документы

    Правовое регулирование института семьи и брака в Древнем Риме. Положение римских женщин, особенности системы образования. Заключение брака в древней Греции. Статус и права женщины в греческой семье. Отношение к детям, особенности их обучения и воспитания.

    эссе , добавлен 03.12.2012

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Древнегреческая культура в основе современной европейской цивилизации, исследование особенности ее быта и нравов. Структура семьи Древней Греции, ее состав, традиции, обычаи, умения, ведение хозяйства. Значение физического состояния для древних греков.

    эссе , добавлен 16.12.2016

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Краткая биография и взгляды на устройство мира таких выдающихся философов Древней Греции как Платон Афийский, Аристотель Стагирский, Аристарх Самосский и Архимед, а также анализ их основных открытий. Значение создания механического небесного глобуса.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Отличительные черты и значение периода золотого века Древней Греции. Характеристика Пелопонесской войны: анализ причин, сущность и роль экономического вопроса. Особенности периодов: Архидамовой войны и Никиева мира. Последние битвы и завершение войны.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Общие условия развития техники. Экономическая основа рабовладельческого общества. Основа ремесленного производства в Греции. Развитие горного дела в Древней Греции и Риме. Изменения в военной технике, условия возникновения элементов новой техники.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!