Беседа по пдд в подготовительной группе "дорожные знаки". Беседа по ПДД с детьми в подготовительной группе «Береги свою жизнь

Подготовила воспитатель Щерба Л.В.

Цель: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на улице и дороге.

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками;
  • Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
  • Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес мне письмо, пришло к нам письмо от Незнайки. Вы хотите узнать о том, что там написано?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда слушайте: «Здравствуйте, ребята. Пишет Вам Незнайка. Я очень хотел прийти к Вам в гости, познакомиться с Вами и вместе поиграть. Но я не знаю, как дойти до вашего детского сада и как правильно вести себя по пути, на дороге. Я прошу Вас, помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да, поможем. Мы можем показать ему дорогу.

Воспитатель: Конечно, мы покажем дорогу, но Незнайка просит показать безопасный путь. Ребята, а вы знаете, что такое безопасный путь?

Ответы детей.

Воспитатель: Безопасный путь - это соблюдение правил дорожного движения.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем и вспомним основные правила дорожного движения.

Игра «Ответь на вопрос».

  • Назовите основные сигналы светофора? (Красный, желтый, зеленый).
  • В каком месте нужно переходить дорогу? (пешеходный переход).
  • Почему нельзя играть на дороге? (Это опасно).
  • Какие виды транспорта вы знаете? (грузовой и легковой).
  • Какие машины могут проезжать на красный свет? Почему? (Скорая помощь, пожарная, полиция. Они спешат на помощь).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. А вы знаете, что я сделала схему, с помощью которой Незнайка быстро, а главное безопасно доберется до детского сада. Давайте посмотрим?

Воспитатель демонстрирует детям схему.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на моей схеме есть знак. Вы знаете, что он обозначает?

Дети: Это знак «автобусная остановка».

Воспитатель: Правильно, а вы знаете какие правила должны соблюдать пассажиры городского транспорта?

Дети: Ждать автобус нужно на специальной посадочной площадке. Выходить из автобуса можно только на остановке. Перед выходом из автобуса следует соблюдать осторожность.

Воспитатель: А еще есть одно важное правило - стоящий на дороге или остановке автобус обходить можно только сзади!

Воспитатель: Вы видите на схеме зеленые стрелочки? Эти стрелочки указывают безопасный путь движения пешеходов. Ребята, а красным цветом я обозначила опасный участок - это место, где движутся автомобили. Как мы должны вести на проезжей части?

Дети: Если автомобиль движется мы стоим, автомобиль остановился - идем.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили правила дорожного движения и изучили схему. Теперь мы можем написать письмо Незнайке и подарить ему эту схему.

Дети помогают воспитателю написать письмо и приглашают Незнайку в гости.

Шартон Анастасия Викторовна.

МБДОУ д/с 13 комбинированного вида

г. Киселевск

Беседа. Подготовительная группа

« Ты - пассажир, ты - пешеход.»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о дороге и дорожных знаках. Ребята, скажите, а зачем нужно знать правила дорожного движения.(ответы детей).

Правильно ребята. Молодцы. Правила дорожного движения нужно знать, чтобы не подвергать свою жизнь опасности. А теперь давайте представим, что сегодня к нам со станции « Светофорчик» пришел инспектор ГАИ. Он хочет посмотреть, какие вы внимательные и вежливые пассажиры и пешеходы. А можем мы быть такими только в том случае, если будем знать ПДД. Вот и давайте покажем,что мы знаем. Прежде всего вы должны знать, что улица делится на 2 части. Проезжая - по которой движутся машины и тротуар по нему ходят люди. Ни в коем случае нельзя играть на проезжей части.

Правил дорожных на свете не мало.

Все бы их выучить нам не мешало

Но основное из правил движения

Знать, как таблицу должны умножения

На мостовой не играть, не кататься

Если здоровым хотим оставаться

Объяснить надо просто, будь ты стар или мал.

Мостовая для транспорта.

Для тебя тротуар.

Ребята, а если нет тротуара? То по обочине или по пешеходной дорожке нужно ходить придерживаясь правой стороны, на встречу движению.

Ребята, а как вы думаете где нужно переходить улицу на другую сторону?(ответы детей).

Молодцы! Правильно, по пешеходному переходу. В таком месте стоит знак « пешеходный переход».(воспитатель показывает знак).

А знаете ли вы, что на некоторых перекрестках и пешеходам и водителям помогают светофоры. (ответы детей).

У них в запасе всего три цвета. Какие? (ответы детей).

Правильно. А что обозначает красный, желтый,зеленый цвета? (ответы детей).

На светофоре красный цвет!

Опасен путь - прохода нет.

А если желтый свет горит

Он приготовиться велит.

Зеленый вспыхнул впереди

Свободен путь - переходи.

Ребята, а какие еще есть переходы (ответы детей).

Правильно ребята, подземный переход считают самым безопасным.

А если на улице нет светофора, пешеходного перехода, дорожных знаков, как в этом случае быть.(ответы детей).

Ребята, сначала посмотреть налево, если приближается транспорт, то пропустить его и только после этого начать переходить улицу.

Дойдя до середины дороги, нужно остановиться, посмотреть направо и если нет машины переходи дорогу.

А сейчас ребята посмотрите на меня: я буду показывать вам дорожные знаки, а вы будете отвечать.(показывает знаки).

Ребята, давайте представим, что подошел автобус. В какую дверь входят, а из какой выходят? (ответы детей).

Ребята, входят во вторую дверь, а выходят из первой. Если автобус с одной дверью то, нужно пропустить выходящих пассажиров, а только потом войти в автобус.

Как нужно обходить стоящий транспорт? (ответы детей). Нужно дождаться, когда автобус отойдет от остановки. Автобус нужно обходить сзади, если обходить его спереди из-за него можно не увидеть идущих машин, да и автобус может тронуться в любой момент.

Движеньем полон город

Бегут машины в ряд

Цветные светофоры

И день и ночь горят

Шагая осторожно,

За улицей следи

И только там, где можно

Дорогу переходи

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон

Ребята, а сейчас я задам вам вопросы. Почему нельзя ходить по проезжей части дороги? (ответы) Опасно ли играть вблизи проезжей части? Обязательно ли для пешеходов сигналы светофора? Почему?

Ну, а теперь давайте отгадаем загадки.

1. Кого называют пешеходом? 2.Сколько цветов имеет светофор?

3.Что за чудо синий дом

Окна светлые кругом Носит обувь из резины

А питается бензином?

Сейчас я вам хочу дать несколько советов, которые нужно соблюдать, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Будьте осторожными и внимательными на перекрестках.

Не выходите на проезжую часть улицы или дороги.

При посадке в автобус, трамвай, соблюдайте порядок.

Никогда не перебегайте дорогу в не положенном месте. -переходя улицу. Следите за сигналом светофора.

Молодцы! Теперь то мы докажем инспектору, что мы вежливые пассажиры и пешеходы. Осторожно на дороге!

Берегите руки, ноги! Соблюдайте ПДД

А иначе быть беде.

Тема : Дорога не место для игр

Я знаю, вам так хочется побегать, погонять мяч или хоккейную шайбу, покататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках.

Ребенок не может долго лежать на диване, читать газеты и смотреть телевизор.

Нет! Ребятишкам для роста и развития нужно много двигаться, бывать на свежем воздухе. Для этого и существуют детские площадки, которые есть возле каждого дома.

Расскажите о своей детской площадке. Огорожена ли она забором? Есть ли на ней песочница для малышей, деревянные горки, качели, карусели, игрушечные домики, автомобили, лошадки? Что еще есть на вашей детской площадке?

Верно! По краям детской площадки стоят скамейки для бабушек и мам. Ведь дети не должны оставаться на улице без присмотра взрослых!

Ребятишки с удовольствием катаются на качелях, воображая, что качели — ковер-самолет.

Послушайте стихотворения.

Ковер-самолет

Представьте, качели — ковер-самолет,

На нем отправляюсь в волшебный полет.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой!

Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе

Я дам полетать на волшебном ковре.

На детской площадке есть и карусели.

Мы катаемся на каруселях

На лошадок мы присели —

Полетели карусели!

Мы кружились на слонах,

На оленях, на ослах,

Даже влезли на верблюда.

Это было, право, чудо!

Очень быстро мы кружились,

А потом остановились.

Представьте, что вы собрались с друзьями покататься на велосипеде, самокате или роликовых коньках. Надеюсь, вы знаете, что кататься можно в парках, дворах, на специально оборудованных площадках или стадионах. Где нельзя кататься? Ни в коем случае нельзя ездить по проезжей части, где движется транспорт. Не следует кататься по тротуару, расталкивая прохожих, и, конечно, переезжать через проезжую часть на другую сторону. Если вы собрались покататься на велосипеде или самокате, то до площадки или стадиона надо идти пешком, держа велосипед или самокат за руль. Переходить через дорогу с велосипедом или самокатом можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, а ваше «транспортное средство» вести, держа за руль.

Послушайте стихотворение.

Мне купили самокат

Мне купили самокат.

Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца —

Будем все кататься!

Дал я самокат Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше.

Пусть порадует ребят

Серебристый самокат!

Он сверкает и блестит,

Быстро он вперед летит

По дорожкам стадиона,

Мимо молодого клена —

Здесь кататься безопасно.

Покатались мы прекрасно!

Попробуйте правильно ответить на вопрос: если вы собрались кататься на роликовых коньках, как вы поступите: наденете роликовые коньки дома и поедете в них в парк или положите коньки в спортивную сумку, а в парке, присев на скамейку, переобуетесь?

Конечно, надеть роликовые коньки следует в парке или на спортивной площадке.

Послушайте стихотворение.

Роликовые коньки

Я на роликах кататься

Научу сегодня братца.

Вместе братом в парк пойдем,

Покатаемся вдвоем.

Осень. Время листопада,

Листья, будто огоньки.

На скамейку сядем рядом

И наденем там коньки.

По дорожкам, по тропинкам

Мы поедем не спеша,

Веткой нам махнет рябинка,

Тихо листьями шурша.

На детских площадках обычно играют маленькие дети, а ребята постарше посещают спортивные секции, где играют в хоккей, футбол на спортивных площадках или стадионах.

Послушайте стихотворения.

Веселый футбол

Нет игры на белом свете

Веселее, чем футбол!

Любят взрослые и дети

Забивать в ворота гол.

На большом спортивном поле,

На площадке во дворе

Скачет звонкий мяч футбольный,

Рад азарту, рад игре!

Силу, ловкость и сноровку

Щедро дарит нам игра,

И с мячом на тренировку

Мы торопимся с утра!

Пойдем играть в хоккей?

Головку от подушки

Поднимай скорей,

Бери коньки и клюшку —

Пойдем играть в хоккей!

Мороз румянит лица,

Уже залит каток.

На солнце серебрится

Искрящийся ледок.

Атаки отражая,

По шайбе будем бить,

А шайба, как живая, —

Крутиться и скользить.

В воротах встанет Саня —

Испытанный вратарь.

В хоккей сыграет с нами

Сам дедушка Январь!

. Отгадайте загадки.

Где ребята мяч гоняют?

Где в футбол они играют? (На спортивной площадке.)

В какие игры ребятки

Играют на детской площадке? (Качаются на качелях, катаются на каруселях, играют в песок.)

Есть педали, руль и спицы,

Он летит вперед, как птица. (Велосипед.)

Его бьют, а он не плачет,

Только прыгает и скачет. (Мяч.)

Высоко волан взлетает,

Легкий и подвижный он.

Мы с подругою играем

На площадке в... (бадминтон).

Стоят игроки друг против друга,

Сетка меж ними натянута туго.

Бьют по мячу красиво и метко

И оживает в руках их ракетка. (Теннис.)

Вопросы

1. Есть ли возле вашего дома детская площадка?

2. Что на ней находится? Какие установлены спортивные лесенки, качели, карусели?

3. Занимаетесь ли вы спортом в спортивной школе или секции?

4. Ходите ли вы на стадион или спортивную площадку?

5. Почему нельзя играть в мяч, салки, догонялки на тротуаре? На проезжей части?

6. Почему нельзя ездить на велосипеде, роликовых коньках, самокате по тротуару?

7. Где вы катаетесь, когда отдыхаете на даче, в деревне?

Задания

1. Нарисуйте и раскрасьте:

хоккейную шайбу;

детей на катке.

2. Попробуйте вылепить зайку, едущего на самокате.

Послушайте сказку.

Волшебная горка

В одной маленькой деревеньке, рядом с проселочной дорогой, слегка возвышался небольшой пригорок. Пригорок как пригорок. Летом никто, кроме коз, не обращал на него внимания. Пригорок зарос зеленой травой, кое-где розовел клевер, белела кашка да ярко желтели высокие одуванчики. Потом они становились похожими на седеньких старичков, сменяя цвет шевелюры с желтого на серебристо-серый.

К осени на пригорке появилась желтая рябинка — трава пижма с соцветьями, похожими на гроздья рябины. Вот и все. Козы любили пригорок, потому что кое-где находили здесь кусты и с аппетитом объедали их.

Зато зимой этот пригорок превращался в знаменитую горку — любимое место ребят всего поселка. Снег наваливал на пригорок большущий тулуп. В нем пригорок делался выше, солиднее. Превращался из пригорка в настоящую гору.

Танин дедушка, чей дом стоял поблизости, приносил из колодца ведра два-три воды и заливал горку. Ночью морозец схватывал воду, превращая ее в лед, и горка становилась очень скользкой.

Утром к горке с санками спешила детвора. У кого не было саней, катались на кусках пластмассы, картонках и других подручных вещах.

Малютка Лиля чаще всего съезжала с горки прямо на попке, потом вскакивала, отряхивала шубейку и бежала наверх, румяная и веселая.

Таня взбиралась на горку с санями, ловко усаживалась в них и летела вниз, сначала с горки, а потом еще долго катила по обледенелой проселочной дороге. Ветер и морозец румянили девочке лицо, а снежная серебряная пыль вилась вслед за санями.

До чего же хорошо!

Взрослые были спокойны за ребятишек, ведь по проселочной дороге машины не ездили: деревня глубоко затерялась в густых таежных лесах.

Танин дедушка изредка выглядывал в окно: убедиться, что все в порядке.

Но вот однажды случилось непредвиденное событие: по дороге к горке с другой стороны приближалась машина.

Конечно, шофер не мог предположить, что с другой стороны горки катаются на санях, лыжах и снегокатах дети. А вот высокая горка разглядела машину издалека.

«Что делать? Как предупредить детей об опасности? — подумала она. -Нужно, чтобы ни сани, ни лыжи, ни снегокаты не могли скользить вниз. Как это сделать? Придумала! — обрадовалась волшебная горка. — Нужно покрыться травой, цветами — словом, зазеленеть, как весной»!

Горка так и сделала. Она прошептала заклинание, и в одно мгновенье из снежной и ледяной горы превратилась в зеленый пригорок. Дети стояли рядом с ним, раскрыв от удивления рты. А шофер на машине, который в этот момент объехал горку, открыл дверцу и вышел из машины.

— Вот так чудо! — удивленно сказал он, почесав затылок. — Снег идет, а горка вся зеленая, в желтых одуванчиках! Никогда такого не видел. Эх, жаль, фотоаппарата у меня нет! Этот снимок весь мир бы облетел!

Он подошел к Тане.

— Слушай, малявка, скажи, почему эта горка зеленая, а кругом снега лежат?

Таня на минутку задумалась, а потом вежливо ответила шоферу:

— Горка все время ледяная была, и ребята с нее катались, а как ваша машина на дороге появилась, так умная горка и зазеленела. Чтобы никто с нее съехать не смог и вам под колеса не попал!

— Вот это да!.. — протянул шофер. — Это техника почище японской! — добавил он.

Ребятишки окружили шофера и объяснили ему, что по проселочной дороге машины давным-давно не ездили. Поэтому так смело все здесь и катались.

— То, что волшебная, это, конечно, хорошо, — недоверчиво сказал шофер. — Но скажу вам по секрету: скоро в ваших местах большие перемены произойдут — стройка начнется. Ведь здесь геологи нефть и газ нашли! Появится много грузовиков и другой техники. Они поедут как раз по этой дороге. Придется вашей детворе на санках и лыжах в другом месте кататься!

Стало смеркаться. Машина укатила в город, а расстроенные ребятишки разбрелись по домам.

— Ничего, не горюй, внученька! Сделаем мы горку в другом месте, подальше от дороги. Кататься около дороги и правда очень опасно! Спасибо волшебнице-горке, что спасла детей!

Наутро дедушка с Таней собрали ребятишек, взяли деревянные лопаты и пошли по тропинке в широкое поле.

Здесь никаких дорог поблизости не было. Все вместе они построили высокую, ровную горку и проложили к ней тропу.

Вечером, когда на небе высыпали хрустальные звездочки, дедушка и мальчишки постарше залили горку водой.

— Вот и славно! — сказал дедушка. — Завтра построим вокруг горки небольшой забор, покрасим его в яркие цвета, чтобы издали было видно — это горка для детей! Будете всю зиму здесь веселиться, румянец на щечках нагуливать!

. Ответьте на вопросы по содержанию сказки.

1. Как выглядел пригорок летом?

2. Во что он превращался зимой?

3. На чем катались ребята с горки?

4. Почему дети не боялись ехать на санях по проселочной дороге?

5. Что случилось однажды?

6. Как горка спасла детей?

7. Почему нельзя кататься с горы в городе?

8. Где можно кататься с гор? (В парке.)

9. Где построили новую горку?

Перспективный план познавательных бесед по ПДД и безопасному поведению на дороге с включением игровых технологий
на 2010-2011 учебный год

Сентябрь
1) «Безопасная улица»
- д/игра «Угадай транспорт»
- д/игра «Мы пассажиры»
- игровое моделирование на напольном макете «Пешеходы и водители»

2) «Правила пешехода»
- д/игра «Играй да смекай!»
- д/игра «Весёлый жезл»
- Настольно-печатная игра «Кто отличник – пешеход?»

Цель к бесед е "Безопасная улица":

Цель к беседе "Правила пешехода":

Октябрь
1) Игровое моделирование на настольном макете «Улица города»
2) Игровое моделирование на напольном макете «Пешеходы и транспорт»

Цель к игровому моделированию "Улица города":

Цель к игровому моделированию "Пешеходы и транспорт":

Ноябрь
1) Игра-путешествие «В Стране дорожных знаков»
2) «Лесной переполох»
- детское экспериментирование «Какая дорога безопасней?»
- ролевая игра «Приключение зайчишки»
- д/игра «Опасная дорога»

Цель к игре-путешествию "В Стране дорожных знаков":
Закрепить умение применять полученные знания в нестандартной обстановке; уточнить знания о дорожных знаках, правилах поведения на дороге.

Цель игры "Лесной переполох":
Подвести к пониманию, что скользкая дорога опасна, познакомить опытным путём с разными вариантами опасной дороги. Решение противоречия в системе «дорога». Подвести к пониманию правил безопасности, необходимости их выполнения.

Декабрь
1) Сюжетно-ролевая игра «Малыш и Карлсон на прогулке»
2) Сюжетно-дидактическая игра «Диспетчер»

Цель игры "Малыш и Карлсон":

Цель игры "Диспетчер":
Закрепить знания детей о различных видах транспорта, расширять игровой опыт.

Январь
1) Игровое моделирование на напольном макете «Пост ГИБДД в моём микрорайоне»

Цель игрового моделирования:
Дать детям представление о назначении поста ГИБДД на дороге: познакомить детей с особенностями работы сотрудников ДПС; закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей на макете микрорайона.

Февраль
1) Д/игры «Собери дорожный знак», «Четвёртый лишний»
2)Конкурс «Лучший пешеход»
(совместно с родителями воспитанников)

Цель игр "Собери дорожный знак", "Четвёртый лишний":
Уточнить знания детей о группах дорожных знаков:
- Запрещающие знаки;
- Предписывающие знаки;
- Предупреждающие знаки;
- Информационные знаки.

Цель конкурса "Лучший пешеход":
Закрепить правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Март
1) «Берегись автомобиля»
- д/игра «Исправь ошибку»
- подвижная игра «Стоп»
- «Безопасный путь» - составление карты безопасного маршрута из дома в детский сад

2) «Путешествие на метро»
- строительная игра из мягких модулей «Станция метро»
- ролевая игра «Путешествие в цирк на метро».

Цель беседы "Берегись автомобиля":
Уточнить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах города и во время прогулки во дворе дома. Закреплять знания о правилах дорожного движения.

Цель игры "Путешествие на метро":

Апрель
1) Викторина «Что? Где? Откуда?»

2) Сюжетно-дидактическая игра на транспортной площадке «Школа юных велосипедистов»

Цель: Закрепить правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного катания на велосипеде.

Май
1) Сюжетно-дидактическая игра на транспортной площадке «Кто самый грамотный?»
Цель: Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.

Приложение:

Познавательная беседа «Безопасная улица»

Цели: Расширять у детей представления об улицах города; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение»; дополнить представления детей о движении машин на улице; познакомить с тем какой бывает транспорт (пассажирский, грузовой, легковые машины, машины специального назначения); расширить представления детей о правилах поведения в общественном транспорте.
Материал: макет микрорайона, дорожные знаки, светофор, машины, напольный макет, картинки с изображением дороги, по которой движутся машины, картинки с изображением разного транспорта.
Ход беседы
Воспитатель загадывает детям загадку.
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
- Давайте подойдём к нашему макету. Ребята, что вы видите на нашем макете?
- Из каких частей состоит улица?
- Что такое тротуар?
- Что такое проезжая часть?
- Посмотрите, недалеко от нашего детского сада находится дорога (проезжая часть). Почему дорога делится сплошной или прерывистой белой линией?
- А какой транспорт передвигается по этой дороге? Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше знает, какой бывает транспорт.

Д/игра «Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о разном виде транспорта, умение по описанию (загадке) узнавать транспорт; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.
Оборудование: карточки (А4) с изображением транспорта; карточки с загадками (для воспитателя)
Ход игры
Воспитатель. Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Что такое - отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)

Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы -
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)

Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут - положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран)

К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор)

Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет - 5 плугов тащит. (Трактор)

Чтобы он тебя повез,
Не попросит он овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (Автомобиль)
- Молодцы! (Объявляется победитель)
- А теперь давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте и поиграем в игру «Мы пассажиры»

Д/игра «Мы пассажиры»
Задачи: уточнить знания детей о том, что все они бывают пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной из картинок и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступить в той или иной ситуации.

Ребята, а какие помощники на дороге есть ещё у пешехода? (Светофор, который регулирует движение на дороге. Он помогает людям и машинам соблюдать правила дорожного движения. Ещё есть специальные дорожные знаки).
- Ребята, а какие дорожные знаки мы уже с вами знаем? Помогите мне среди знаков отыскать такие знаки:
- «Пешеходный переход»
- «Пешеходное движение запрещено»
- «Подземный переход»
- «Надземный переход»
- Молодцы! Эти знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать правила дорожного движения, что делает передвижение по дороге безопасным.
- А сейчас давайте поиграем в игру «Пешеходы и водители» на нашем напольном макете.
Дети с помощью жеребьёвки делятся на водителей (берут деревянные рули и встают на проезжую часть дороги) и пешеходов (остаются на тротуаре). Воспитатель исполняет роль светофора и регулирует дорожное движение с помощью расставленных детьми дорожных знаков. В ходе игры воспитатель следит, как дети выполняют правила дорожного движения. Нарушители правил устраняются из игры.

Познавательная беседа «Правила пешехода»

Цели: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
Материал: дорожные знаки: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; д/игра «Играй да смекай», Настольно-печатная игра «Кто отличник – пешеход?», жезл инспектора ГИБДД.
Ход беседы
- Ребята, недавно мы с вами говорили о том, что выходя на улицу, отправляясь в гости, или какую ни будь поездку, все мы должны соблюдать правила пешехода и водителя. Сегодня я хочу посмотреть хорошо ли вы запомнили эти правила. А поможет мне в этом жезл инспектора ГИБДД!
Д/игра «Весёлый жезл»
Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Оборудование: жезл инспектора ГИБДД
Ход игры
Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает правила игры.
Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. (За каждый правильный ответ команда получает фишку, в конце игры фишки подсчитываются)
Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дети.
- Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора.
- Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта.
- Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых.
- Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Примечание: можно усложнить игру, если ограничить время: игрок должен дать ответ в течении 30 сек. (ориентироваться по песочным часам).
- Молодцы ребята, вы хорошо запомнили правила.
- Ребята, а о чём говорят нам разные дорожные знаки, вы тоже знаете? Тогда скажите, какой знак ставится на дороге, если опасный промежуток дороги и нет пешеходного перехода? («Пешеходное движение запрещено»).
Давайте поиграем в игру и посмотрим хорошо ли вы знаете другие дорожные знаки.
Д/игр «Играй да смекай!»
Задачи : развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
Оборудование: таблицы с изображением дорожных знаков («Дети», «Дорожные работы», «Подземный переход», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи») и пустые карточки.
Ход игры
Перед детьми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»

У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)

Я не мыл в дороге рук,
Поел Фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Молодцы ребята! Вы хорошо запомнили дорожные знаки. Надеюсь, что все ваши знания помогут вам в нашей следующей игре.
В игру дети играют по желанию.
Д/игра «Кто отличник – пешеход?»
Задачи: закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать внимание, терпение.
Материал: игровое поле, 2 фишки и кубик с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6.

План-конспект дидактической игры на настольном макете
«Улица города»

Цель игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Материал: макет улицы; деревья (макет); игрушки: автомобили, куклы (пешеходы); светофор, дорожные знаки.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
1. Какие дома на нашей улице?
2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двухстороннее?
3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
4. Что обозначает пешеходный переход?
5. Как регулируется движение на дороге?
6. Какие сигналы светофора вы знаете?
7. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
8. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают?
9. Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая Правила дорожного движения. Затем кто-то из детей играет роль пешехода.

План-конспект игрового моделирования на напольном макете
«Пешеходы и транспорт»

Цель: Поупражнять детей в выполнении правил дорожного движения.
Игровое действие : пройти или проехать без нарушений.
Правила игры: Двигаться и останавливаться по сигналу. Умело регулировать движение.
Оборудование: игровое поле с дорожной разметкой, макеты домов, деревьев, эмблемы с изображением различных видов городского транспорта: автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус. Светофор. Талоны водителя, визитные карточки пешеходов. Свисток. Дорожные знаки.

Ход игры:
Дети разделяются на пешеходов, водителей транспорта и пассажиров. Кроме того, выбирают детей-светофоров и инспекторов ГИБДД – регулировщиков на перекрёстках улиц.
По сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и пассажиров. Светофоры регулируют движение транспорта, а регулировщики следят за соблюдением правил движения. Если пешеход или водитель нарушил правило, инспектор ГИБДД останавливает движение, спрашивает, почему он остановил движение, дети анализируют ситуацию, инспектор делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром, а то и просто посидеть на скамье, чтобы со стороны изучить правила движения. Кроме того, инспектор ГИБДД делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нарушений.
При повторе игры дети меняются ролями.

Игра-путешествие «В Стране дорожных знаков»

Цель: закрепить умение применять полученные знания в нестандартной обстановке; уточнить знания о дорожных знаках, правилах поведения на дороге.
Оборудование: картонные рули, дорожные знаки, цветные мелки.
Ход игры
Игра-путешествие проводится на прогулке.
Воспитатель: (имитирует разговор по сотовому телефону, говорит очень громко, эмоционально, что бы привлечь внимание детей)
- Я вас слушаю. Кто говорит? Дорожные знаки! Я вас внимательно слушаю! Не волнуйтесь, я сейчас, что ни будь, придумаю!
- Ребята, мне только что позвонили из Страны дорожных знаков. У её жителей – дорожных знаков произошла беда! В стране стали постоянно происходить аварии. Знаки не могут понять, что случилось и просят нашей помощи. Ребята, вы сможете помочь жителям Страны дорожных знаков? Вы знаете правила дорожного движения? Но путь туда длинный и трудный, никакими знаками он не указан. Вы не испугаетесь? Тогда не будем терять времени и отправимся в путь.
Дети идут по дорожной разметке на территории детского сада. На развилке останавливаются.
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Смотрите, что это? Да это же разорванный дорожный знак. Давайте попробуем собрать этот знак.
Несколько ребят собирают знак, остальные им подсказывают. (Из обрывков собирается только один знак, остальные части – лишние)
Воспитатель: Как называется этот знак? (Ответы детей) Правильно, это знак «Пункт питания»
Появляется повар детского сада.
Повар: Здравствуйте ребята! Куда это вы собрались? (Ответы детей) Да, путь вам предстоит не близкий! Вот возьмите сухарики, подкрепитесь на дорожку.
Повар угощает ребят сухариками.
Воспитатель: Куда же идти дальше? Дорога идёт в ту сторону, пойдём и мы туда. Дорога разделилась. По какой дороге идти, как узнать? Смотрите, что-то нарисовано на стене, очень похоже на дорожный знак:
Вот какой-то странный знак,
Где внутри «ползёт червяк» -
Погляди скорей вперёд:
Там опасный……. Поворот
- Ребята, кто из вас может нарисовать дорожный знак «Опасный поворот»?
Дети пробуют нарисовать знак мелом на асфальте.
Воспитатель: Правильно, теперь ясно, в какую сторону нам идти! Впереди у нас проезжая часть, по которой движется транспорт. Какие виды транспорта вы знаете?
Дети перечисляют виды транспорта.
Воспитатель: Раз машины едут по проезжей части, то где мы должны идти? Правильно, по тротуару.
Дети подходят к воротам детского сада и видят катающегося на велосипеде Буратино (мальчик подготовительной группы).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нарушает Буратино сейчас правила дорожного движения или нет? Почему вы решили, что он нарушает правила? (Он катается по проезжей части). Разве можно так делать? Конечно нельзя! Кататься на велосипеде по проезжей части дороги можно только с 14 лет. А до 14 лет можно кататься только во дворе дома.
- Давайте сядем в наши автомобили, подъедем к Буратино и объясним ему, что он нарушает правила.
Дети берут картонные рули, и едут по правой стороне дороги друг за другом. Добравшись до Буратино, объясняют ему правила катания на велосипеде по проезжей части.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Нужно перейти дорогу. Как мы можем это сделать, чтобы не попасть под машину (Перейти по пешеходному переходу). Правильно, а вот и пешеходный переход.
Через дорогу полоски идут,
И за собой пешехода ведут.
Дети идут по переходу и подходят к медицинскому кабинету.
Воспитатель: Что это за знак? («Пункт медицинской помощи»). Для чего нужен этот знак? Но мы с вами здоровы, у нас ничего не болит, и мы можем отправляться дальше. Но куда же нам идти дальше? Вот ещё какой-то знак? («Место стоянки»). Что обозначает этот знак? У нас нет автомобилей, но мы всё равно остановимся и немного отдохнём, а пока мы будем отдыхать, я проверю, хорошо ли вы знаете Правила дорожного движения.
На мои вопросы вы все вместе дружно отвечайте «разрешается» или «запрещается». Итак, думаем, вспоминаем и быстро отвечаем!
- Идти толпой по тротуару….
- Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом….
- Помогать пожилым людям, переходить улицу….
- Выбегать на проезжую часть…..
- Ожидать пассажирский транспорт на специальной остановке….
Воспитатель: Вижу правила поведения на дороге вы знаете хорошо. Молодцы! А теперь отправляемся в путь, прямо по тротуару.
Пройдя немного дети наталкиваются на сломанный светофор.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с светофором!? (он сломан, нет ни одной лампочки) Теперь понятно, почему в Стране дорожных знаков случались аварии. Нужно срочно починить светофор, а для этого нам нужно собрать все разноцветные кружки - лампочки, выбрать нужные цвета и вставить их обратно в светофор.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы, ребята, сегодня сделали хорошее дело – помогли всем жителям Страны дорожных знаков! Объявляю вам благодарность! А теперь нам пора возвращаться обратно в наш детский сад. Обратно мы вернёмся на воздушном транспорте. Какой воздушный транспорт вы знаете? (ответы детей). Вы правильно назвали! Но мы с вами находимся в волшебной стране, и у нас с вами будет необычный волшебный воздушный транспорт – воздушный шарик! Держитесь все за его верёвочку и полетели!

Сюжетно-ролевая игра «Малыш и Карлсон на прогулке»

Цель: Закрепить умение использовать полученные знания в новой ситуации, поупражнять в умении решать противоречия, в выполнении правил дорожного движения.
Дети делятся на две группы: дети –пешеходы (вместе с Карлсоном и Малышом); дети – машины.
В игре могут разыгрываться разные варианты дорожных ситуаций.
Ситуация 1. Малыш и Карлсон гуляли по всей площади, когда появились машины. Они ехали сплошным потоком, занимая всё пространство. Друзья едва не попали в беду. Что делать? Улица одна, на ней должны двигаться и пешеходы, и машины. Как сделать движение пешеходов безопасным?
Игровое коллективное решение: разделить площадь так, чтобы были раздельные места для движения машин и пешеходов.
Выделили проезжую часть и тротуары.
Ситуация 2. Малышу и Карлсону срочно нужно попасть в больницу, так как заболел Хрюша. Больница через дорогу. Как пересечь дорогу? Как остановить машины?
Версии детей: (воспитатель в процессе обсуждения подводит детей к различным вариантам решения проблемы)
- Придумать знак, который бы указывал, что в этом месте надо пропустить пешеходов.
- Нарисовать специальную дорожку.
- Поставить человека, который бы останавливал машины.
Воспитатель: - раз он регулирует движение, то как можно его назвать? (Регулировщик).
Воспитатель: Как узнать этого человека? Чем он будет отличатся от остальных? (Нужна специальная форма. Нужна специальная палочка, которая подаёт сигнал остановиться – жезл).
Воспитатель: - Прошёл сильный дождь и наш регулировщик заболел. Как переходить дорогу? (Нужно поставить светофор).

Познавательная беседа «Путешествие на метро»

Цели: Продолжить знакомить детей с подземным транспортом метро, его особенностями и правилами поведения в нём пассажиров; продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике.
Материал: картинки с изображением станций Казанского метро, дорожные знаки, напольный макет, атрибуты: кепка и сумка контролёра, билеты, деньги, крупный напольный строительный материал, картинки с изображением цирка, фотографии детей в цирке.

Ход беседы:
Воспитатель обращает внимание детей на картину, на которой изображено метро.
- Ребята, вы догадались, о каком виде общественного транспорта сегодня пойдёт речь?
- Почему метро называют подземным видом транспорта?
- Почему метро называют быстрым транспортом?
- А как вы узнаете, что здесь находится метро?
- Кому нравится пользоваться метро и почему?
- Какие названия станций метро вы знаете?
- Давайте с помощью конструктора построим станцию метрополитена.
Дети строят станцию метро. С помощью воспитателя среди детей распределяются роли: пассажиры, водитель трамвая, кондуктор-контролёр.
- Обратите внимание, все ли знаки дорожного движения вы расставили на напольном макете?
- Я предлагаю сейчас совершить путешествие по городу в метро, но для этого нужно повторить правила поведения в нём. (Ответы детей: держись за поручни, не разговаривай громко, внимательно слушай, когда объявляют остановки, путешествуй в транспорте только со взрослыми.)
- Ребята, куда вы хотите отправиться? (ответы детей)
- А давайте отправимся в цирк!
- На какой станции метро нам необходимо будет выйти, чтобы попасть в цирк?
- Чтобы сесть на транспорт, нужно купить билет у кондуктора. (Дети под руководством воспитателя разыгрывают ситуацию покупки билета. Игра продолжается, водящий объявляет нужную станцию)
- Вы приехали на нужную вам станцию, двери вагона открылись, впереди вас ждёт лестница-самоходка. Находясь на лестнице-самоходке, которая называется эскалатор, необходимо соблюдать правила безопасного поведения. Назовите их. (Нужно быть внимательным и держаться за перила и за руку взрослого, нельзя прижиматься к краям эскалатора, можно зацепиться одеждой, нельзя бежать по эскалатору и прыгать на нём)
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением цирка и на фотографию детей в цирке.
- С кем вы ходили в цирк?
- Что вам больше всего нравится в цирке? (Попросить детей рассказать о своём походе в цирк)
- Да, вы ребята, много интересного увидели в цирке, а добирались мы с вами туда сегодня на метро.
- Вам понравилось наше путешествие?
- А теперь давайте отправимся обратно в детский сад.

Игра - викторина «Что? Где? Откуда?»

Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.
Правила: Играют две команды. Ведущий задает вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую циф¬ру укажет стрелка - тот номер вопроса и задает веду¬щий. Круг вращают капитаны команд.
За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Итоги подводит жюри. Победители награждаются.
Ход игры
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать в нашем клубе знатоков Правил дорожного движения! Сегодня мы проведём с вами очередную игру, но сначала разделимся на команды. Подойдите и возьмите с подносов по одному кругу любого цвета (красный, зелёный). Под музыку передвигайтесь по залу, но как только музыка смолкнет вам нужно подбежать к флажку того же цвета, что и ваш круг.
Воспитатель: У нас получилось две команды, теперь посовещайтесь и выберите капитанов команд (если дети затрудняются в выборе, воспитатель им помогает).
Воспитатель: судить сегодняшнюю игру будет жюри – заведующая нашим детским садом, старший воспитатель, и наш гость – инспектор ГИБДД.
В центре нашего зала расположен круг со стрелкой и с цифрами. На какую цифру укажет стрелка – на тот номер вопроса и будет отвечать команда. Прежде, чем ответить нужно, посовещаться всей команде. Крутить стрелку будут капитаны команд. За каждый правильный ответ присуждается одно очко и победит та команда, которая наберёт большее количество очков.
Начинаем нашу игру!

Вопросы I команде.
1. Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?
2. Где должны ходить пешеходы?
3. Где должны ездить автомобили?
4. Где и как нужно перехо¬дить дорогу?
5. Как обозначается пешеходный переход?
6. Как регулируется движение на улице?
7. Какие сигналы светофора вы знаете?
8. Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
9. Для чего нужен пассажирский транспорт?
10. Где его ожидают люди?

Вопросы II команде.
1. Как надо вести себя в автобусе?
2. Для чего нужен грузовой транспорт?
3. Как называется палочка, с помощью которой регу¬лируется движение?
4. Когда надо начинать переход улицы?
5. Как нужно идти по тротуару?
6. Где на проезжей части можно переждать поток ма¬шин?
7. Какой, из двух знаков показывает, что пешеходное движение запрещено?
8. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
9. Как обозначается место остановки автобуса?
10. Какой знак обозначает, что велосипедное движение запрещено?
В конце игры жюри подсчитывает очки команд и награждает победителей.

Тема : Мы идем по тротуару

Дорогие ребята! Вы, конечно, знаете, что городские дороги поделены между пешеходами и машинами.

Что такое дорога? У этого слова немало значений! Это и полоса земли, предназначенная для передвижения, и путь сообщения, и место, по которому можно пройти или проехать, это и путешествие, и направление действия. Например, нередко мы слышим, как про кого-то говорят: «он выбрал нелегкую дорогу военного» или «их дороги разошлись».

Но по правилам дорожного движения, которые мы станем вместе с вами изучать, дорогой называют обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли.

Дорога состоит из нескольких элементов.

Во-первых, это проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств.

Во-вторых, тротуар, элемент дороги, предназначенный для передвижения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее, как правило, бордюром.

В-третьих, обочина — часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части на одном с ней уровне.

Для чего служит обочина?

Верно! На обочине останавливаются автомобили, по ней могут двигаться и пешеходы.

В-четвертых, разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, не предназначенный для движения или остановки транспорта и пешеходов.

Иногда в разговорной речи мы употребляем слово «улица». Если заглянуть в словарь, то мы прочтем, что улица — это «пространство вне жилых помещений, под открытым небом» (словарь С.И. Ожегова).

По дороге мчатся автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, все вместе они называются транспортом.

По краю улицы проложены специальные пешеходные дорожки — тротуары. Они отделяются от проезжей части улицы невысоким бордюром.

По тротуару идут пешеходы: женщины везут коляски, мамы ведут детей, неспешно передвигаются пожилые люди и все остальные граждане.

. Послушайте стихотворение.

Я сегодня пешеход

Я сегодня — пешеход.

У меня неспешный ход.

Нет колес и нет руля,

Под ногой моей земля.

Никого я не толкаю,

Никого не обгоняю,

В детский садик я иду,

Брата за руку веду.

Говорю ему: «Борис!

Правой стороны держись!

Двигайся спокойно, чинно,

Путь у нас совсем не длинный!

Скажут: кроха-пешеход

В садик правильно идет!»

Давайте вместе заглянем в Правила дорожного движения и точно узнаем, кого же называют пешеходом.

«Пешеходом называют человека, находящегося вне транспортного средства на дороге и не производящего на ней работу».

Нахождение человека на дороге — главное обстоятельство для определения его как пешехода независимо от того, на каком элементе дороги (тротуаре, проезжей части, обочине) он находится. В понятие «пешеход» включаются и лица, ведущие велосипед, и лица, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя.

Ходить по тротуарам следует, соблюдая определенные правила.

Правила поведения на тротуаре

1. Идти нужно, держась правой стороны.

2. Нельзя бежать, расталкивая прохожих.

3. Нельзя ездить на роликовых коньках, велосипеде, самокате! Вы можете задеть других прохожих, толкнуть их, нанести травму. Кататься на роликовых коньках, велосипеде, самокате можно в парке, на стадионе, спортивной площадке.

Дорогие ребята! Нужно запомнить правила поведения на тротуаре и строго соблюдать их, чтобы в дальнейшем избежать травм. Ведь несоблюдение правил поведения пешеходом может привести к неприятным ситуациям на дороге.

Как же нужно вести себя пешеходу, идущему по тротуару*?

Правильно! Идти спокойно, не спеша. Никого не обгонять, не толкать, не затевать игр и беготни. Идти по тротуару следует, держась правой стороны.

Кто расскажет мне, чего нельзя делать на тротуаре?

Верно! Ездить на роликовых коньках, на самокате и велосипеде.

Взрослый человек должен вести ребенка за руку. Тротуар — это не спортивная площадка, а специальная часть дороги. Здесь нельзя играть ни в мяч, ни в бадминтон, ни в другие игры.

Послушайте стихотворение.

Азбука пешехода

Ты возьми-ка книги в руки:

Хватит спать, скучать, зевать.

Пешеходные науки

Будем вместе изучать.

Кто зовется пешеходом?

Тот, кто ходит пешим ходом.

А ходить по тротуару

Не советую вам парой.

Чтобы не мешать другим,

Чтоб просторно было им!

Держаться правой стороны

Вы, друзья, всегда должны!

Отвечай-ка мне, Тамара,

У тебя велосипед,

Едешь ты по тротуару.

Можно ехать или нет?

«Нет!» — подскажем мы Тамаре.

Если ты на тротуаре,

По нему нельзя кататься,

Бегать, прыгать и толкаться,

И нельзя мячом стучать,

Петь, плясать или кричать!

Спросим мы теперь у Кати:

«Можно мчать на самокате

По дорожке пешеходной,

Пусть широкой и свободной?»

И ответит Катя: «Нет!

В салки, в прятки,

В догонялки, в мяч

Играют на площадке!»

Это правильный ответ!

. Отгадайте загадки.

У нее элементов не счесть:

Часть проезжая, важная есть.

Разделительная полоса,

Ее видят наши глаза,

Тротуары есть и обочины.

Они ровные, не скособочены.

Попробуйте угадать,

Как пространство это назвать? (Дорога.)

Машины грохочут,

Несутся вперед.

А по тротуару

Идет пешеход. (Городская дорога.)

Не торопится, идет

По дорожке отведенной

Неширокой, но свободной.

Кто же это? (Пешеход.)

Вопросы

1. Что такое дорога?

2. Какие элементы дорог вы знаете?

3. Что такое тротуар?

4. Кто является пешеходом?

5. Какой стороны нужно придерживаться на тротуаре?

6. Можно ли играть в мяч на тротуаре и почему?

7. Можно ли ездить по тротуару на роликовых коньках, велосипеде, самокате?

8. Как надо правильно вести себя на тротуаре?

9. Для чего нужно знать правила дорожного движения?

Задания

1. Нарисуйте и раскрасьте сельскую тропинку.

2. Нарисуйте тротуар.

Послушайте сказку.

Как пешеход получил колеса

Было это давным-давно, когда люди жили в пещерах и грелись около костров.

Однажды охотники убили дикую лошадь, а у той оказался маленький жеребенок. Охотники притащили тушу убитой лошади к своей пещере, а жеребенка один охотник взял для потехи своему маленькому сынишке.

Охота в те времена была делом нелегким: ведь зверя надо догнать и убить, а звери бегают намного быстрее людей.

Охотники кидали в зверей камни, стреляли из луков стрелами, бросали длинные острые копья. Но часто охота оканчивалась неудачей, и племя оставалось голодным.

Между тем малыш по имени Бой подружился с жеребенком Реем. Они вместе играли, спали, Бой часто забирался на спину жеребенка, и тот катал его около пещеры.

Прошло несколько лет, друзья подросли, и теперь Бой весело носился по окрестностям, сидя у Рея на спине. Скоро Бой стал самым удачливым охотником в роду. Ведь верхом на Рее он мог догнать любого зверя!

Он женился на самой красивой девушке, в их пещере стены и пол были украшены шкурами тигров, львов и леопардов.

Через несколько лет с гор пришел старик-волшебник, племя первобытных людей приняло его с великими почестями.

Старик посетил роскошную пещеру Боя, который к тому времени стал вожаком племени, а красавица-жена родила ему много сыновей.

— Я вижу, ты научил своих людей скакать верхом на лошадях, и твои охотничьи угодья сильно расширились. Это большое достижение! Я могу подарить тебе еще одно изобретение — колесо!

— Колесо? А что это такое? — спросил удивленный вождь.

Старик взял прутик и согнул его в виде круга.

— Видишь? Это и есть колесо!

— Но зачем моему племени колесо? Чем оно поможет нам? — засыпал вождь вопросами волшебника.

— Дай мне двух-трех самых смышленых соплеменников, сильных и трудолюбивых, и я научу их делать колеса и повозки.

Бой послушался мудреца и дал ему в помощь несколько работников. Скоро под руководством старика они сделали из бревен четыре колеса и соорудили из досок телегу. Все племя высыпало смотреть на телегу с колесами.

Мудрец чуть подтолкнул телегу, и она поехала под горку. Все племя дружно закричало от восторга.

— Если запряжете в телегу лошадь, то сможете сесть в нее и ехать, куда захотите, а также перевозить грузы, — объяснил людям мудрец.

Бой горячо поблагодарил старика за такой необыкновенный подарок, щедро наградил его, и мудрец снова поднялся в горы.

А люди через некоторое время научились пользоваться телегами: впрягали в них лошадей, ездили сами и перевозили грузы. Вот так люди и получили великое изобретение — колесо. Оно изменило их жизнь, сделало ее легче, а движение быстрее. Через много столетий появились автомобили, поезда, автобусы и другие виды транспорта, где главным было — колесо!

Ответьте на вопросы по содержанию сказки.

1. Как мальчик получил в подарок жеребенка?

2. Как охотились люди в древности?

3. Кто может рассказать о дружбе Боя и Рея?

4. Почему Бой стал самым удачливым охотником?

5. Кто спустился с высокой горы к пещере Боя?

6. Чему мудрец научил людей?

7. Как колесо помогает человеку при движении?

8. Где сейчас в транспорте используют колеса?

9. С какими другими великими изобретениями можно сравнить изобретение колеса?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!