Все о плоскостопии у детей. Плоскостопие у детей: мифы и правда о «взрослой» болезни

Добрый день, сегодня я выгружаю полную статью-подборку с идеями рисунков ладошками . Рисование ладошками может быть увлекательным способом быстрого и простого создания изображений. Детям эта техника очень нравится, потому что не требует от них серьезных художественных навыков. Мы будем рисовать в нетрадиционной технике — при помощи отпечатка детских ладошек на бумаге. Обычные гуашевые краски и ладони ваших малышей помогут создать картины с изображением самых разных персонажей. Даже самые маленькие дети смогут нарисовать ладошками рыбку, зайчика, курочку, Данные идеи подойдут для выбора поделки на занятие в детском саду – по рисованию или аппликации.

Картинки-рисунки ладошками

Для самых маленьких.

Птицы и птички.

Начнет нашу статью пакет рисунков ладошками с птицами, с самыми разными, от куриц, до павлинов с шикарными хвостами. Красивая нетрадиционная техника отпечатка может превратить детскую ладошку в любую птичку. Такая идея подойдет по конспект с занятием по нетрадиционной технике рисования

Чтобы из ладошки получилась курица – надо по краю отпечатка большого пальца нарисовать гребень, бородку и клюв. Добавить очертания крылышка – и картинка из ладошки готова.

А для петуха отельно гуашью и кистью (или цветными маркерами) нарисуем разноцветные дуги-перья, получится яркий петушиный хвост. Рисование хвоста – это увлекательное занятие которое можно сделать пальцами (детям рисовать руками по кайфу).

А можно заранее раскрасить ладошку в один нейтральный цвет, а каждый палец в новый яркий цвет гуаши. И тогда получится что аркие разноцветные пальцы это и есть хвост петуха на рисунке.

Рисование ладошками – дает массу творческих вариантов для детских рисунков. Достаточно только присмотреться в отпечаток, и понять на что похожи ваши яркие ладошки.

Точно так же можно нарисовать уточку. Здесь нужно при отпечатки ладошки сомкнуть пальцы вместе, потому что у утки хвостих окуратный, собранный в кучку. А на конце большого пальца одрисовать овальную форму, это будет голова. Дорисовываем глаз, утиный клюв и лапки.

Точно также из отпечатка ладошки можно сделать рисунок птицы павлина. Каждый палце нужно дополнить элементами уже дорисованными по высохшей краске. Очертания волосков пера и павлиний глаз на конце пальца (как это сделано на рисунке ниже). Черный маркер или фломастер отлично рисует по высохшей краске.

Можно руку покрасить в разные цвета – тело птички зеленым, первая фаланга пальца покрывается голубым, и вторая фаланга синим, третья фиолетовая. И получаем сразу цветную красивую птичку в технике «рисование ладошками».

Можно ладошку прикладывать несколько раз к листу бумаги и получить рисунок с пышным хвостом павлина. Пальчиками можно добавить яркие желтые пятна на перья павлина. Далее, когда краска высохнет, вырезаем силуэт тела птички, и приклеиваем его в центр нашего отпечатка ладошек. Заверашем поделку-рисунок, приклеивая глаза, клюв и лапки.

Взрослая ладонь с сомкнутыми пальцами может стать исходником для рисунка-поделки с павлином ниже. Основание ладошки продолжается очертаниями грудки и шеи птицы. Вокруг отпечатка пальцев добавляем завитки перьев и рисунок «павлиний глаз».

Рисунок красками ГОЛУБЬ тоже можно создать в технике отпечатки ладошек. Здесь надо максимально развести пальцы в стороны и погуще намазать краской. Центр ладошки имеет углубление, которое не отпечатается на бумаги – это незакрашенное место на отпечатке мы просто закрашиваем кисточкой. К большому пальцу руки добавляем клюв, глаз и зеленую веточку мира. Простая темя для конспекта открытого занятия по теме РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО.

А вот еще отличная идея – в рисовании ладошками сочетать вместе ОТПЕЧАТКИ РУК И НОГ. Как мы видим на фото ниже в этом рисовании участвует отпечаток ноги (тело какаду) и отпечатки рук (яркое оперение бразильской птички). Изогнутый клюв можно дорисовать или вырезать из цветной бумаги.

Ярко-красный отпечаток ладошки можно легко дорисовать в фламинго с длинной изгибистой шеей. Изгиб шеи можно нарисовать пальчиками, раз уж мы не пользуемся кисточкой.

Красные птички-снегири тоже отличная поделка для детей. На зимних ветках красные зимние птицы смотрятся как новогодняя открытка своими руками. Фон бумаги заранее тонируем в голубой цвет (с помощью густой кисточки для румян и закрашенной гуашью водой).

Снегири получаются если ладонь (с сомкнутыми пальцами) расположить горизонтально ветке. А если отпечаток ладошки сделать вертикально – поперек ветки то мы получим очертания совы. Ждем когда краска подсохнет, потом наклеиваем два кругляза бумажных глаз. Дорисовываем пальчиками на ветке зеленые листочки, на причке желтый клюв и лапки. Получаем отличный рисунок ладошками в виде СОВЫ.

Рисование двумя ладошками

Птица с раскрытыми крыльями.

Если отпечатать сразу две ладошки (левую и правую), то можно сделать более интересные рисунки. Например вот такая ласточка может украсить весенню поделку. Рисунок ладошками нужно дополнить только кружочком-головой и тремя мазками хвоста. Идея подойдет для конспекта занятия по рисование на ВЕСНУ.

Птица орел тоже получается если руки отпечатать по очереди (правую, потом левую) — располагая их напротив друг другу (нагладывая основание ладони друг на друга). Белую шею орла рисуем пальцами, обмакнув их в белую гуашь.

Как вы видите рисование ладошками может отобразить совершенно любую птицу. Попробуйте сделать сами АИСТА, ЦАПЛЮ (лягушки будут ниже), СИНИЧКУ с желтой грудкой, стайку веселых ВОРОБЬЕВ.

Рисование ладошками.

Для аппликации в детском саду.

Также отпечаток ладошки может быть заранее приготовлен и высушен для участия его внутри поделки-аппликации. На занятиях в детском саду можно заранее подготовить отпечатки ладошек детей (подписав имя на обратной стороне, чтобы не перепутать). При подготовки к аппликации вырезаем очертания ладошки, готовим другие детали будущей поделки и задача детей – это просто собрать все элементы картинки вместе. Сделать птицу ГРАЧ или курочки с крылышком-ладошкой. Такая поделка с рисованием ладошками подходит для младшей группы детского сада. Не забудьте голубой или белой краской сделать точки- снегопада, и желтой краской – точки зернышек в кормушке – для этого вам не нужна кисть, у вас есть ПАЛЬЧИКИ.

А вот милая курочка с крылышком-ладошкой. Такая аппликация в детском саду подходит для детей младшей группы.

Два отпечатка черных ладошек – и у нас есть крылья вороны. Теперь нужны 2 кружочка из черной бумаги (поменьше – голова, побольше – тело), клюв и ноги из красной бумаги. Отличная веселая поделка для детей средней группы детского сада.

А вот поделка для самых маленьких детей. Наклеить на лист бумаги тело совы, потом два глаза и клюв. И остается добавить ей крылышки – опечатки ладошек с яркой гуашью. Отличная идея для малышей.

Тоже самое можно сделать и с поделкой-цыпленком из желтных ладошек. Рисование после выполненной аппликации. Сначала работаем с клеем, потом красим руки гуашью, отпечатываем и моем их под краном с мылом. В детском саду эту работу над поделкой можно поделить на 2 части – в первую половину дня делаем саму аппликацию, а после сна уже в индивидуально порядке, по очереди, дети подходят к васпитателю, который наносит краску на ладошку и помогает ребенку правильно выполнить отпечаток. После прикладывания педагок вытирает основной слой краски тряпочкой и отправляет ребенка мыть руки с мылом… и зовет следующего ребенка для этой же процедуры.

Рисование ладошками

Поделки для девочек.

Отдельно я хочу выложить тематику рисунков ладошками – темы, которые понравятся ДЕВОЧКАМИ… и потом те, которые заинтересуют МАЛЬЧИКОВ.

Хорошая тема для девочек – рисование зайчика. Нежная белая поделка на фоне черного картона.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ!!! .Если вы планируете оставить отпечаток краски на глянцевом картоне, у вас не получится. Гуашь будет сворачиваться в капельки не прилипая к гладкому, скользкому картоны. ЧТОБЫ ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ можно использовать одну хитрость – в гуашь добавить чуточку жидкого мыла – и тогда отпечаток спокойно ляжет на глянцевый картон.

Рисованипе ладошками можно украшать и декорировать самыми разными материалами – перышками, аппликацией из цветной бумаги, бусинами, стразами.

Можно нарисовать нежного розового фламинго. Раскрасить ладошку в ярко-розовый цвет, сделать сочный отпечаток ладони на листе бумаги. И сразу, покак не высохла краска, посыпать влажную поверхность блестками. Поделка подойдет для малышей.

Девочкам также понравится рисование ладошками ВОЛШЕБНОГО ПОНИ-ЕДИНОРОГА. Красивая нежная поделка-единорог может быть украшена блестками и стразами. Для закрепления блесток используйте клей ПВА – рисуем клеем элементы гривы и хвоста и сразу пока не высох клей, посыпаем все блестками. Ждем минут и стряхиваем лишние блестки на газету.

Вот такая интересная лягушка-подружка получится если покрыть ладошку густой зеленой краской. Ждем, когда все высохнет, добавляем очертания ног черным маркером. Дорисовываем муху. Еще до отпечатка на бумажный голубой фон нужно наклеить зеленый овал листа кувшинки – и потом делать отпечаток поверх этого листа. Лягушка – это тема, которая нравится всем.

Девочкам также понравятся рисунки цветов из ладошек, Если яркую ладошку дополнить длинной зеленой ножкой-стебельком и листочкаи – мы получим распустивший лепестки цветок. Остается рядом расположить солнце, бабочек и пчел. Пчелы – это отпечатки пальчиков.

А вот рисование ладошками цветущего кактуса в горшке. Отличная иедя для рисования в детском саду – средняя и старшая группа. Простая посильная ребенку тема на нетрадиционное рисование.

А вот идея для поделки-бабочки. Это может быть простой отпечаток сразу на бумагу. Или можно отдельно приготовить отпечатки ладошек, высушить их и вырезать как на мастер-классе ниже. Поделка подойдет и для малышей.

А еще девочкам нравятся ангелочки. Поделка ангел на рождество может порадовать бабушку или маму. Красивые ангелочки в технике рисование ладошками.

Рисунки ладошками.

Поделки для девочек.

А вот теперь посмотрим, какие поделки ладошками могут сделать мальчишки в детском саду и в школе своими руками.

Вот идея для огнедышащего дракона. Здесь промежутки между пальцами закрашиваем желтой краской. Добавляем длинный хвост и шею дракона.

Для детей младшего возраста подойдет поделка для малышей – в виде большого динозавра. Здесь взрослый делает заранее аппликацию-силуэт и ребенок только оставляет несколько отпечаток ладошек на спине зверя. Простая понятная тема для малышей.

Дети постарше могут сами дорисовать тело и хвост дракона красками.

Пираты и их корабли тоже порадуют мальчиков. Предложите такую интересную поделку на выходных своему домашнему разбойнику – он будет в восторге.

Попробуйте придумать отпечатки тех персонажей, приключениями которых вы зачитываетесь перед сном. Это могут быть добрые короли, дикие индейцы, черепашки ниньзя, роботы инопланетяне и т.д.

Мальчишкам нравится рисовать страшных пауков – вот из двух ладошек получится отличны паук. Глаза приклеиваем из белой бумаги.

Рисование ладошками

Кошки и собаки.

Милых котиков тоже можно изобразить с помощью ладони. Дорисовываем хвост и и голову с ушами. Отлично будет смотреться если голову вырезать из кусочка меха или бархатной бумаги – получится отличная поделка для старшей группы детского сада. И для малышей понравится – гладить нежную меховую шорстку котенка – большое удовольствие маленьким детям.

А вот красивая пятнистая собака. Делаем белый рисунок ладошки и добавялем очертания головы и потом пальцами делаем точки из черной гуаши.

Для ребенка 3-4 года подойдет вот такая поделка в виде собачки. Делаем отпечаток ладони белой гуашью на черную бумагу. Вырезаем. Добавляем овальную белую голову, черные уши, нос и глаза. Хорошая темя для конспекта занатия по рисование в тематической неделе «Домашние животные»

А если сделать отпечаток собаки с оттопыренным мизинцем и большим пальцем, то получится такой милый портерт песика. Собаки – популярная детская тема.

Рисунок ладошками и красками.

Веселый зоопарк.

А вот интересный способ создания рисунков животных в технике рисование ладошками для детей. Если ладошку на бумаге расположить БОКОМ – разведенные пальцы влево или вправо – то мы получаем заготовку для животного которое держится за ствол дерева или за лианы в джунглях. И конечто эти животные будут ОБЕЗЬЯНО или МЕДВЕДЕМ КОАЛА.

А если слегка разведенные пальцы ладошки опустить вниз – то мы получим четыре ноги для животных с четырьмя лапами или копытами. В этой технике сделаны поделки-рисунки МЕДВЕДЬ, ЖИРАФ. Пятнышки жирафу делаем пальчиками. Эти животные часто используются в детском саду как нетрадиционное рисование.

А вот красивые поделки с добавлением цветной бумаги – БЫК и ЕНОТ. Простое рисование ладошками для старшей группы детского сада, для детей 5 – 7 лет.

Из двух ладошек МАМИНОЙ и ДЕТСКОМ можно сделать красивые картины в виде животных и их детенышей. Лошадь с жеребенком. Слониха со слоненком. Красивые семейные поделки своими руками из ладошек.

Для самых маленьких подойдет поделка ЕЖИК, где нужно просто в хаотическом порядке отпечатывать ладошки. Получится хорошо, если каждый палец намазать РАЗНЫМ оттенком коричневого – так мы получим не общую кашу-массу, а игольчатые очертания разных цветов. Отличная поделка для занятия в детском саду – здесь можно дать детям очертания ежа, краски, кисть и пусть оти сами пачкают себе ладошки – прикладываеют их пальцами вверх на ежика, снова пачкают и снова прикладывают. Восторг и пыхтение на час как минимум.

Рисование ладошками

Нетрадиционная техника

С МОРСКОЙ ТЕМОЙ.

Обитатели морей (крабы, рыбы, черепахи и другая водная живность) тоже отлично получаются при рисовании ладошками. Берем лист бумаги голубого цвета – наклеиваем на него полоску из желтой бумаги (это песок), кусок ваты (это облако). И остается только сделать два отпечатка ладошки с красной краской и получаем рисунок КРАБА. Простая поделка на занятие в детском саду по нетрадиционному рисованию.

Морская тема может продолжаться в любых персонажей, китов, акул, раков, улиток, черепах. Сейчас посмотрим…

Отпечаток ладошки синего цвета можно превратить в чудо-юдо рыбу КИТ.

А ВОТ ПРОСТАЯ ПОДЕЛКА на нетрадиционное рисование ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Подходит для ясельной группы, воспитатель раздает детям аквариумы из бумаги и остается в него добавить отпечаток ладошки – это будет рыбка. Приклеиваем глаза, рисуем ротик. Из цветной бумаги доклеиваем пузыри, водоросли, на дно посыпаем песочек (просеянный из песочницы) на лужице клея ПВА.

Если ладошку покрасить полосками – то мы получим вот такой рисунок ПОЛОСАТОЙ рыбки из мультика. Доступная поделка для начинающех в художественном кружке.

Точно так же можно получить рисунки ЧЕРЕПАХ – тут нужно добавить штрихи для очертания нижнего края панцыря, круглую голову и выразительные глаза.

Черный маркер, точечки вдоль отпечатков маркера и у нас очаровательный ОСЬМИНОГ. Помним что маркер пишет только на сухой краске.

Можно взять большой лист бумаги и на нем расположить целую композицию из разных персонажей, нарисованных в технике рисование ладошками для детей в детском саду.

А также отлично смотрится коллективная работа всей группы детского сада – АКВАРИУМ в виде большого панно на стене. Для коллективного занятия в летний сезон.

Рисование ЛАДОШКАМИ

На НОВЫЙ ГОД.

И конечно новогодний праздник тоже может похвастаться идеями для поделок в технике рисование ладошками. Здесь мы можем сделать деда мороза с белой бородой из ладошки. Или яркие свечи на рождественском венке из еловых лапок. Выбирайте свои темы и решайте как их можно отобразить в технике рисунков с ладошками.

Вот такие яркие и красивые идея для детского сада по рисованию ладошками на аанятиях.

Теперь вы сможете своими руками сделать поделки, используя отпечатки детских ладошек.

Удачного вам творчества. Пусть все получится.

Ольга Клишевская, специально для сайта

Плоскостопие у детей считается распространенной патологией и диагностируется все чаще, что частично можно объяснить общемировой тенденцией к малоподвижному, «компьютерно-телевизионному» образу жизни. С какими еще факторами связывают это заболевание, насколько оно опасно и как лечится, рассмотрим далее.

Плоскостопие у детей – причины

Благодаря правильно сформированным сводам стоп выполняются их основные функции по разделению нагрузки, смягчению ударов, установлению равновесия и др. Плоскостопие у ребенка характеризуется уплощением сводов, при котором ступня лишена выемок изнутри и практически полностью прилегает к поверхности пола. Передняя часть постепенно расширяется, а пятка становится отклоненной назад.

Врожденное плоскостопие встречается редко, и связано оно с различными внутриутробными аномалиями развития плода, воздействием ионизирующего излучения, вредными привычками беременной женщины. В таком случае заболевание нередко выявляется сразу после рождения и сочетается с другими пороками. Зачастую это болезнь приобретенная, формирующаяся по мере развития малыша вследствие следующих причин:

  • повышенная масса тела;
  • недостаточная и однообразная двигательная активность;
  • частая ходьба босиком по ровной твердой поверхности;
  • неподходящая обувь (купленная на вырост, доставшаяся «по наследству», имеющая плоскую подошву, слишком мягкая или жесткая);
  • паралич мышечно-связочного аппарата ступни (вследствие детского церебрального паралича, полиомиелита);
  • травмы ног;
  • перенесенный ;
  • наследственность и пр.

Стоит знать, что плоскостопие у детей до 6-8 лет – в большинстве случаев физиологическое явление. Когда ребенок рождается, стопы у него плоские, без явных сводов, что объясняется хрящевой структурой костных тканей, слабостью мышц, преобладанием жировой клетчатки на подошвенной поверхности, выполняющей роль амортизатора. Обилие мягких тканей в стопах присутствует примерно до трехлетнего возраста, а затем постепенно уменьшается. Одновременно происходит развитие связочного аппарата, за счет чего наблюдается подъем высоты свода.

Так, претерпевая естественные физиологические изменения, стопные своды, равно как форма ног и , «созревают» максимум к десятилетнему возрасту. Если развитие ребенка протекает нормально, формируются правильные своды. Далее, в подростковом возрасте, когда происходит усиленный рост и масштабные эндокринные перестройки в организме, скелетно-мышечная система детей вновь становится уязвимой, подверженной деформациям, возрастает риск развития плоскостопия.

Виды плоскостопия у детей

Стопа имеет два основных свода – поперечный (между основаниями фаланг) и продольный (по внутреннему краю). С учетом этого, плоскостопие, виды которого определяются в зависимости от пораженного свода, подразделяется на поперечное и продольное. Реже встречается комбинированная форма недуга. Кроме этого, имеет место диагноз «вальгусное плоскостопие», когда наблюдается отклонение оси конечности.

Поперечное плоскостопие у детей

При данном виде патологии происходит опущение поперечного свода, передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей. Такое плоскостопие развивается при генетической предрасположенности малыша в сочетании с действием внешних неблагоприятных факторов. Постепенно вследствие веерообразного расхождения костей длина подошвы уменьшается, ширина ее увеличивается, происходит отклонение большого пальца наружу, средний палец подвергается деформациям.


Продольное плоскостопие у детей

Если ставится «диагноз плоскостопие продольного типа», у дитя наблюдается уплощение продольного свода стопы. Вследствие этого длина стопы увеличивается, всей поверхностью соприкасаясь с полом, постепенно развивается косолапость. Характерным признаком становится усиленное изнашивание подошвы обуви по внутреннему краю. Голеностопный сустав при этой патологии малоподвижен.


Вальгусное плоскостопие у детей

Нередко продольное плоскостопие, деформация стопы при котором приводит к опущению средней ее части, вызывает . В данном случае наблюдается разворот пальцев и пяточной кости наружу и кривизна оси в голеностопном суставе (смещение внутрь). Причиной иногда выступает ранняя постановка малыша на ножки, травмы, неправильный выбор обуви.

Степени плоскостопия у детей

Для диагностирования болезни применяют данные отпечатка ступни. В зависимости от интенсивности деформации различают несколько стадий болезни:

  • плоскостопие 1 степени – высота свода близка к норме, симптомы выражены слабо, однако наблюдается ослабленность связок и присутствуют легкие боли в вечернее время;
  • плоскостопие 2 степени – наблюдается «распластывание» ступни, заметное визуально, (в том числе в области голеностопа, колена), присутствует отечность стоп, изменяется походка;
  • плоскостопие 3 степени – характерна сильная деформация ступней, пальцев, ребенку трудно и больно ходить, возникает болезненность по всей длине нижних конечностей и в позвоночном столбе, сильная отечность.

Чем опасно плоскостопие?

Ошибочно считать, что рассматриваемая патология не представляет серьезной угрозы детскому организму, являясь, скорее, косметическим дефектом. Даже если это начинающееся плоскостопие, последствия его в будущем могут быть очень неблагоприятными для разных систем организма. Самыми распространенными осложнениями являются:

  • развитие дистрофических поражений суставов;
  • позвоночная грыжа;
  • остеохондроз;
  • пяточная шпора;
  • варикоз;
  • неврома Мортона.

Перечисленные патологии развиваются при плоскостопии у детей вследствие увеличения нагрузки на суставы ног и позвоночник в условиях плохой амортизирующей способности ступней. Такие последствия являются отдаленными, но до этого от постоянных болей в ножках и спине, повышенной утомляемости страдает качество жизни малыша, ухудшается его успеваемость на учебе.

Как определить плоскостопие у ребенка?

Родителям следует знать, как выявить плоскостопие у ребенка, чтобы не упустить драгоценное время и своевременно заняться лечением. Насторожить должны следующие проявления:

  • быстрая изнашиваемость внутренней части подошвы обуви и каблучков, деформированность голенищ сапог внутрь;
  • частые жалобы малыша на утомляемость при ходьбе, боль в ножках;
  • наличие мозолей, потертостей на подошвенной части;
  • разворачивание стоп внутрь при ходьбе;
  • отечность ног.

В качестве домашнего теста можно применить метод с отпечатыванием следов. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги и, смазав подошвенные части стоп ребенка жирным кремом, растительным маслом или акварельными красками, поставить его на этот лист. Причем ноги должны быть сведены, ступни размещаться на одной линии параллельно друг другу, спина ровная. На отпечатках в области между пяткой и плюсной ширина перешейка в норме составляет максимум треть от общей ширины. В ином случае присутствует вероятность патологии. Окончательный диагноз ставится ортопедом или подологом.

Как лечить плоскостопие у детей?

Когда обнаруживается плоскостопие у детей, лечение назначается в любом возрасте, оно комплексное и зависит от степени поражения. Для этого, прежде всего, проводится диагностика посредством плантографии, подометрии, рентгенографии стопы. Методы лечения плоскостопия у детей направлены на упрочнение мышечных структур ног, улучшение кровообращения, коррекцию деформации стопы и голеностопа посредством мягкого физического воздействия на связки и суставы.

Упражнения при плоскостопии у детей


В зависимости от степени имеющихся изменений, ребенку рекомендуется комплекс упражнений для ног, который можно проводить в домашних условиях. Плоскостопие у детей требует регулярности при лечении – только в таком случае можно рассчитывать на положительный результат. Поэтому занятия следует проводить ежедневно, один или два раза в день. В комплекс ЛФК при плоскостопии у детей зачастую включаются упражнения.

В положении сидя на стуле:

  • сгибание-разгибание пальчиков ног;
  • круговые движения стопами по часовой и против часовой стрелки;
  • вытягивание носков от себя и в обратную сторону;
  • поочередное поднимание носочков и пяток от поверхности пола;
  • захватывание и перемещение пальчиками ног мелких предметов (шарики, кубики, карандаши);
  • захватывание и приподнимание между ступней небольшого мячика;
  • перекатывание ступнями вперед-назад гимнастической палки, мячика с шипами;

В положении стоя:

  • поднимание-опускание на носочках;
  • приседание без отрыва пяток от пола;
  • ходьба на носочках, пяточках, ребрах наружной и внутренней части подошвы;
  • ходьба боком влево и вправо по гимнастической палке.

Заниматься нужно босиком, повторяя все по 10-12 раз. Для малышей-дошкольников все физические занятия можно проводить в игровой форме, наглядно демонстрируя правильность выполнения упражнений. Помимо этого, деткам с таким диагнозом полезно ходить боком по бревну, лазать по канату, заниматься на гимнастической лестнице, ездить на велосипеде, плавать.

Массаж при плоскостопии у детей


Если у ребенка плоскостопие, что делать для исправления ситуации, подскажет врач. В большинстве случаев назначаемые лечебные мероприятия включают профессиональный массаж ног, нацеленный на повышение мышечного тонуса, улучшение обменных процессов. Плоскостопие у детей посредством массажа лечится периодическими курсами по 10 – 15 сеансов, выполняемых профессионалом. Применяя разминание, поглаживание и растирание, массируется стопа от пятки до пальчиков, голень по задней стороне.

Ортопедический коврик-пазл для детей от плоскостопия


В домашних условиях отличным лечебно-профилактическим методом при плоскостопии является хождение по специальному коврику, поверхность которого имитирует рельефы гальки разной величины и травы, покрыта небольшими массирующими шипами. Изготавливается такой коврик от плоскостопия для детей из вспененного полимера и представляет собой набор из нескольких квадратных деталей, которые соединяются в виде дорожки, змейки либо в форме прямоугольника. Ортопедический коврик вполне способен заменить ковровое покрытие в детской комнате, что обеспечит регулярный массаж ножек.

Подобные аксессуары можно изготовить и самостоятельно из отреза ковролина, на который прикрепляются:

  • плоская галька;
  • каштаны;
  • старые карандаши;
  • крышечки из пластика;
  • пуговицы и т.п.

Ортопедические стельки для детей при плоскостопии

Незапущенное плоскостопие у детей, лечение в домашних условиях которого проводится с учетом всех рекомендаций врача, эффективно корректируется. Одним из назначений зачастую является ношение специальных , призванных правильно распределять нагрузку на ступни при хождении, исправлять деформации и останавливать их прогрессирование. Эти изделия, подобранные или изготовленные в индивидуальном порядке, рекомендуется носить и на улице, и дома.

Методы профилактики плоскостопия у детей

Родители, внимательно относящиеся к здоровью своего чада, способны предупредить развитие этого недуга на раннем этапе. Профилактика плоскостопия у детей основывается на соблюдении нескольких несложных рекомендаций:

  1. Ребенок должен регулярно ходить и бегать босиком по неровной поверхности (по камушкам, траве, песку, массажному коврику).
  2. должна быть правильно подобранной (новой, соответствующей замерам ступни, хорошо фиксирующей стопу, с гнущейся подошвой и маленьким каблучком).
  3. Физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными (не приветствуется ни слишком малая активность, ни чрезмерное увлечение спортом).

Внимательно осмотрев стопу маленького ребенка, легко заметить, что она почти плоская. Но это не означает, что у малыша плоскостопие. Просто стопа еще до конца не сформирована. В процессе роста, когда ребенок начнет ходить, она будет изменяться, постепенно к 3-4 годам принимая нужную форму. Свод стопы, не видный в раннем возрасте из-за слоя подкожного жира также сформируется позже. Плоскостопие у детей выявляется только врачом-ортопедом.­Каковы причины болезни и как правильно ее лечить?

Причины появления плоскостопия­

Случаев врожденного плоскостопия очень мало, около 3%. Заболевание в основном приобретается в процессе жизнедеятельности при несоблюдении следующих правил:

  • Дети должны чаще ходить босиком, чем в обуви. Формирование свода стопы лучше происходит в естественных условиях.
  • Нельзя допускать возникновения излишнего веса.
  • Если дети мало двигаются в течение дня, из-за недостаточной нагрузки стопа у них развивается неправильно.
  • Обувь ребенку нужно подбирать с небольшим каблучком и мягким супинатором. Задник предпочтительнее твердый.
  • Не разрешайте детям носить чужую недоношенную обувь, в ней неправильно распределяется нагрузка на стопы.
  • Ребенок должен в достатке и кальций.
  • Свод стопы нужно постоянно тренировать пешими босоногими прогулками. Ножки пусть бегают по траве, по рельефной почве. Это – залог здоровья ног!

В детском возрасте кости, мышцы и связки ног еще не окрепшие. Очень важно создать условия для их правильного развития, чтобы сохранить здоровье.

Виды плоскостопия у детей­

Плоскостопие по своему происхождению делится на врожденное и приобретенное. Виды приобретенного плоскостопия:

  • Паралитическое. Образуется вследствие перенесенного полиомиелита на фоне паралича мышц. Чем сильнее паралич, тем более выражено плоскостопие.
  • Рахитическое. Возникает вследствие перенесенного рахита. У ребенка, перенесшего рахит, неправильно формируются кости, в том числе и кости стопы. Они ослабляются и под давлением массы тела деформируются. Способствует искривлению костей слабый мышечно-связочный аппарат.
  • Травматическое. Развивается в результате переломов стоп и лодыжек.
  • Статистическое. Им страдает наибольшее количество людей. Возникает по причине слабых мышц и связок стоп и голеней. Характерно для людей с избыточной массой тела, предпочитающих обувь на слишком высоких каблуках или неудобную обувь, проводящих много времени на ногах, обладающих наследственной предрасположенностью к болезни.

У стопы имеется два свода:

  • Продольный – от пятки до плюсневых костей.
  • Поперечный – под пальцами ног.

В зависимости от повреждения того или иного свода, плоскостопие бывает продольным и поперечным. Не исключен и комбинированный вариант.

Продольное плоскостопие чаще встречается у детей с избыточной массой тела. Кости у ребенка еще мягкие, и под тяжестью тела распластываются.

Для поперечного плоскостопия характерно расширение передней части стопы, пальцы разворачиваются «веером», принимают форму молоточков, большой палец отклоняется наружу. Характерно возникновение косточки.­

Чтобы понять, каковы особенности развития плоскостопия и как правильно выбирать обувь для ребенка, посмотрите передачу «Школа доктора Комаровского».

Симптомы плоскостопия­

Родители сами могут выявить некоторые признаки плоскостопия у своих детей.

  • Иногда мы замечаем, что ребенок косолапит, то есть носки стопы у него развернуты наружу. Так бывает, когда мышцы стопы расслаблены и не поддерживают правильное ее положение. Такое плоскостопие называется вальгусным.
  • Есть повод задуматься о плоскостопии, когда при ходьбе ребенок наступает на внутренний край стопы.

Если вы заметили у своих детей такие симптомы, нужно обязательно посетить врача-ортопеда для определения точного диагноза.

Ребеночка до 1 года обязательно нужно показать врачу в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Следующий визит будет, когда он начнет ходить. В возрасте старше 1 года дети должны раз в году бывать на осмотре у врача-ортопеда.­

Плоскостопие 1 степени­

Это слабовыраженная степень болезни. Зрительно ее определить невозможно, форма стопы не меняется. Пациент очень сильно устает после физических нагрузок, так как не обеспечивается достаточная амортизация опорно-двигательного аппарата. У больного изменяется походка и к вечеру отекают ноги. Если надавить на стопу, ощущается сильная боль.­

Прежде всего, необходимо снять болевые ощущения, затем укрепить мышцы и связки. Для этого применяется ортопедическая обувь или стельки. Ежедневную лечебную гимнастику хорошо сочетать с массажем спины и стоп. Положительный эффект дает плавание и физиопроцедуры (магнитотерапия, электростимуляция, жемчужные и гидровоздушные ванночки для ног).

Тщательно подбирайте детям обувь: обязательно наличие невысокого каблука, гибкой подошвы, обувь не должна сильно сжимать ногу.

2 степени­

Свод стопы уменьшается. Она уплощается, плохо выполняет рессорную функцию, ноги болят постоянно и очень сильно до колена. Больному тяжело передвигаться. Походка становится тяжелой, заметна косолапость.

3 степени­

Стопа настолько деформируется, что это заметно даже не специалисту. Ноги постоянно болят, отекают, ходить в привычной обуви человек уже не может. Из-за нарушения функций стопы начинает болеть позвоночник и голова. Может измениться осанка, возникают такие заболевания как остеохондроз и грыжи позвоночника, сколиоз, артроз суставов.

Поперечное­

Поперечное плоскостопие (также бывает врожденным и приобретенным) имеет три степени развития:­

  • Первая степень – большой палец ноги отклоняется примерно на 20 градусов наружу и болит, сильно устают ноги при нагрузках, краснеет кожа на 2-4 пальцах.
  • Вторая степень – большой палец ноги отклоняется уже на 20-40 градусов, при нагрузках на стопу ощущается сильная боль и жжение охватывает всю стопу. Характерно появление натоптышей.
  • Третья степень – последняя, выражена ярче других. Большой палец ноги отклоняется на 35-40 градусов, передняя часть стопы полностью сплющена, стопа невыносимо болит даже при небольших нагрузках. Большое количество натоптышей доставляет невыносимую боль. Форма ног изменяется, начинается бурсит – воспаление околосуставной сумки.

Причиной поперечного плоскостопия может послужить узкая, сжимающая ногу обувь и высокий каблук.­

Как лечить

Плоскостопие лечат двумя основными методами – хирургическим и консервативным.­

Если ребенок рождается с плоскостопием, коррекцию формы стопы производят специально приспособленными лангетками или гипсовыми повязками.

В случае приобретенного плоскостопия, которое окончательно выявляется в возрасте от 5 лет, врачи советуют пользоваться ортопедическими стельками. Они не только позволяют ножке чувствовать себя комфортно в обуви, но и способствуют правильному формированию стопы.

При заболевании 1 степени эффективен массаж стоп и голеней. ЛФК и физиопроцедуры при плоскостопии у детей помогают сделать крепче мышцы и связки стопы, а также убрать боль.

Только процедурами в больничном учреждении терапия не должна ограничиваться. Для лечения плоскостопия у детей в домашних условиях врач разрабатывает комплекс упражнений, которые надо выполнять дома регулярно, каждый день.

При плоскостопии обязательно нужно ходить босыми ногами по песку, траве, мелким камешкам. После купания рекомендуется стопы хорошо растереть полотенцем, чтобы улучшить кровообращение. Широко применяются такие методы как мануальная терапия, использование ковриков от плоскостопия (как на фото ниже).

Лекарственные препараты в детском возрасте не используются ввиду большого количества побочных действий. Также не применяются хирургические методы лечения.

Лечение важно проводить своевременно и закончить до 13-14 лет. Чем старше ребенок, тем сложнее бороться с недугом.­

Массаж

Только регулярное применение массажа ног даст желаемый результат (не менее 12 сеансов). Длится процедура обычно около 10 минут. Начинается массаж с поясницы, ведь оттуда идет иннервация ног. Дальше массируется икроножная мышца, затем ахиллово сухожилие, внешняя сторона голени, тыльная сторона стопы, подошва, снова икроножная мышца и подошва. Руки массажиста обычно передвигаются от пальцев к пятке и от голеностопного сустава к коленному.

При массаже стопы могут применяться разнообразные приспособления: массажные шарики, ролики и массажные коврики. Эти изделия не лечат лучше, чем человеческие руки, но свое воздействие оказывают.

Массаж противопоказан людям, страдающим кожными заболеваниями и болезнями сосудистой системы. Маленьким детям массажируют всю поверхность ноги.

Упражнения

Избавиться от плоскостопия у детей без специальных физических упражнений практически невозможно. Это неотъемлемая и обязательная часть лечения. Отдельные упражнения применяются на уроках физкультуры в учебных заведениях. В комплексе нет ничего сложного, каждая мама сможет выполнять упражнения дома с ребенком. Главное – делать их каждый день, и, по возможности, по 2 раза на день, повторяя каждое упражнение до 15 раз.

  • Ходите вместе с ребенком на носочках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, по ровному полу и по рельефному массажному коврику.
  • Посадите ребенка на стул, ноги вместе. Попросите его потянуть пальцы ног вверх.
  • Потом пусть согнет и разогнет пальчики на ногах.
  • Попросите малыша согнуть пальцы и одновременно развернуть стопы вовнутрь.
  • Поворачиваем ножки друг к другу так, чтобы пальчики встретились, и затем разворачиваем в другую сторону.
  • Разбросаем справа от стула мелкие игрушки и попросим ребенка захватить их пальцами ног и переложить на левую сторону. Затем наоборот.
  • Под ногами у ребенка простынка, пусть пальцами ног постарается ее смять.
  • Гладим правой ножкой левую, поднимаемся от пальцев вверх до колена. Затем гладим левой ножкой правую.
  • Выполняем упражнение с мячом. Пусть ребенок перекатывает мяч по часовой стрелке каждой ногой поочередно. Потом предложите ему обхватить мяч ногами и максимально приподнять, опустить обратно на пол.
  • Положите перед стульчиком какую-нибудь трубку, попросите ребенка перекатывать ее ножками вперед-назад.

Схематично упражнения показаны на фото ниже.

Гимнастика при плоскостопии у детей значительно укрепляет мышцы и связки ног, они лучше поддерживают свод стопы. Улучшается кровообращение в ногах и ускоряется лимфоотток. Также физкультура способствует лучшей выработке внутрисуставной жидкости, что улучшает подвижность суставов, делает движения свободными, убирает воспаление и боль в суставах.

Гораздо интереснее для ребенка упражнения будут проходить на природе, там он сможет перекатывать разные камешки, палочки. Хвалите его чаще, и обычное занятие превратится в увлекательное времяпрепровождение.­

Стельки от плоскостопия­

Ортопедические стельки используются не для профилактики плоскостопия, а только для лечения болезни. Помимо этого больному рекомендуется подобрать удобную обувь.

Все модели ортопедических стелек делают по одинаковому принципу – там, где находится внутренний свод стопы, моделируется супинатор. Пятка углубляется, зона переката делается выше, в зоне поперечного свода располагается метатарзальная подушка.

При необходимости под стельку подкладываются «клинья», чтобы придать правильное положение стопе при различных отклонениях от нормы.

Ортопедические стельки продаются в аптеке или специализированном магазине, но в них не учтены индивидуальные особенности стопы конкретного человека. Поэтому лучше изготавливать их индивидуально на заказ.

Профилактика

Чтобы в будущем плоскостопие не доставило детям массу хлопот и неприятностей, важно с раннего детства заниматься профилактикой заболевания.­

  • Уделите больше внимания обуви малыша. Она должна плотно облегать и фиксировать голеностопный сустав, иметь жесткий задник и небольшой каблучок около 0,5 см. Не покупайте детям обувь на ровной подошве и без задников.

Ирина Дуденкова
Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье. Гораздо чаще ставится диагноз - плосковальгусная установка стоп , в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением : изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Виды плоскостопия .

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие , возможно сочетание обеих форм.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко , так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы . Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Диагностика.

Стопы ребёнка до трёх лет кажутся плоскими , потому что выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Поставьте босого ребёнка на стол или на пол, и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Если, глядя на ребёнка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени, или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки, заламывая задники и стирая внутреннюю часть подошвы, то это достаточно серьёзный повод для обращения к ортопеду. Ранняя диагностика, своевременно начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребёнка здоровыми и крепкими.

Последствия.

Излишний вес ребёнка ещё больше усугубляет ситуацию. Полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто . К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьёзно и считают, что с ростом ребёнка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребёнка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием , не может овладеть правильными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребёнок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощённой стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах .

Профилактика .

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двигательная активность. Мышцы ребёнка должны правильно развиваться : не стоит детям до года надевать жёсткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте , плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Деформация стоп - процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Лечение плоскостопия должно быть комплексным : массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь. Процесс исправления дефектов стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным, включать в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Комплекс массажных упражнений при плоскостопии .

Массаж при плоскостопии проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребёнка . Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног, области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

1. Ребёнок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

2. Массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

3. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

4. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев, разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление, снова поглаживание.

5. Задняя поверхность ноги- общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами, поглаживание.

6. Массаж голени (задняя поверхность) более дифференцированный, так как состояние мышц при плосковальгусной установке стопы различно.

После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу, по наружной её части (латеральной головке) выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание, широко применяются расслабляющие приёмы : поглаживание, потряхивание, растяжение.

7. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приёмы : энергичное растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное разминание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание пальцами, рубление) .

8. При массаже стопы ей придают положение лёгкой супинации (поворота подошвой кнутри, подошву поглаживают и интенсивно растирают, внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы.

Гимнастика при плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием , может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период рекомендуется использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие , должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз) :

В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;

Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;

Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;

Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;

Ходьба на пятках и носках;

Подъём на пятки и носки;

Импровизированная ходьба по гофрированному коврику;

Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;

Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;

Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт , альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии . Её особенности.

Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие » , то лечение необходимо начинать незамедлительно. Наряду с медицинскими средствами и массажными процедурами хороший эффект при детском плоскостопии даёт лечебная физкультура. Гимнастика при плоскостопии у детей – одно из эффективных направлений коррекционной физкультуры. Регулярное выполнение ребёнком гимнастических упражнений позволит :

Эффективно тренировать все мышцы стопы;

Значительно улучшить кровообращение в ногах;

Тренировать связки стопы;

Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия ;

Активизировать выработку суставной жидкости.

Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей . Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки.

В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений :

Постоять на внешних краях стоп несколько минут;

Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;

Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами. Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия . В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы.

– изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов и приводящее к нарушению механики ходьбы. Плоскостопие у детей проявляется утомляемостью, болями в ногах при движении и статической нагрузке, отечностью и деформацией стопы, изменением походки, затруднением ходьбы. Диагноз плоскостопия у детей устанавливается на основании клинического осмотра, данных плантографии, подометрии и рентгенографии стоп. Для лечения плоскостопия у детей используются консервативные методы (массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, наложение гипсовых повязок и ортезов); оперативное вмешательство проводится в крайних случаях.

Общие сведения

Плоскостопие у детей – самая распространенная ортопедическая патология в педиатрии , проявляющаяся снижением высоты сводов стопы. Плоскостопие может выявляться у ребенка с самого рождения (в 3% случаев); к 2 - 4 годам оно наблюдается у 24-32% детей, к 7 годам – у 40%, к 12 годам – у 50% подростков.

Активное формирование элементов свода стопы у детей происходит постепенно, с появлением и возрастанием нагрузки на ноги. Критическим моментом в развитии плоскостопия является возрастной период с 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает вставать и учиться ходить. В раннем возрасте у всех детей отмечается физиологическая плоская стопа, обусловленная возрастными анатомо-функциональными особенностями: хрящевой структурой костей, более эластичными и растяжимыми связками, слабыми мышцами. При правильном развитии с повышением силы и выносливости мышц это состояние у детей самостоятельно нормализуется к 5-6 годам. При определенных нарушениях у детей развивается плоскостопие, приводящее к резкому снижению амортизационного потенциала стопы, возрастанию нагрузки на другие элементы опорно-двигательного аппарата с повреждением коленных и бедренных суставов, деформацией позвоночника, нарушением работы внутренних органов.

Классификация плоскостопия у детей

Стопа имеет продольный и поперечный своды, поддерживающие мышцы и связки, обеспечивающие равновесие тела, распределение и смягчение ударной нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков, а также повышающие выносливость к осевой нагрузке. По анатомическому признаку в ортопедии различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. У детей чаще встречается продольное плоскостопие с уплощением продольного свода и удлинением стопы, соприкасающейся с полом всей поверхностью подошвы. При поперечном плоскостопии у детей длина стопы уменьшается, ее передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей.

Плоскостопие у детей может быть врожденным и при­обретенным. Врожденная форма встречается достаточно редко и связана с пороками развития костных структур и мышечно-связочного аппарата стопы. Приобретенное плоскостопие у детей в зависимости от происхождения может быть статическим, травматическим, рахитическим, паралитическим. Самое распространенное статическое плоскостопие чаще встречается у детей школьного возраста при несоответствии между статической и динамической нагрузкой на стопу и тонусом мышц.

Причины плоскостопия у детей

Плоскостопие у детей может развиваться по различным причинам. Врожденное плоскостопие у детей наблюдается при внутриутробном недоразвитии костей, мышц, связок и сухожилий голени и стоп. Приобретенное плоскостопие у детей также развивается на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани и может сочетаться с добавочной хордой в сердце, перегибом желчного пузыря, близорукостью и др. В формировании плоскостопия у детей большое значение имеет наследственный фактор - наличие этой патологии у близких родственников.

Плоскостопие у детей может быть вызвано слабостью мышечно-связочного аппара­та стопы, не выдерживающего большие нагрузки; поражением костно-мышечной системы при рахите; неправильно сросшимися переломами лодыжек, плюсневых, пяточной и таранной костей; параличом или парезом мышц голени и стопы (в т.ч. после полиомиелита); неврологической патологией (энцефалопатией).

Возникновению статического плоскостопия у детей способствуют ношение неправильно подобранной обуви (тесной, разношенной, на толстой подошве), избыточный вес и ожирение , длительная непрерывная ходьба или стояние. Часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной деформацией стоп .

Симптомы плоскостопия у детей

В большинстве случаев врожденного плоскостопия у детей поражается одна стопа, которая имеет вид качалки или «пресс-папье» с выпуклой подошвой и уплощенной, даже вог­нутой тыльной стороной. Отмечается пяточная установка стопы, резкая пронация с отведением пальцев кнаружи. С появлением статической нагрузки врожденное плоскостопие усугубляется и закрепляется.

У детей 6-7 летнего возраста плоскостопие проявляется быстрой утом­ляемостью при ходьбе и стоянии, стаптыванием обуви по внутреннему краю подошвы и каблука. Клиническими симптомами приобретенного плоскостопия у детей являются ноющие боли в области стопы, усиливающиеся после длительного пребывания на ногах; отечность стоп к вечеру, утомляемость при ходьбе.

Выделяют три степени продольного плоскостопия у детей, определяющиеся по степени деформации стопы. При I степени высота свода стопы составляет 25-35 мм, видимая деформация стопы отсутствует. При II степени - высота свода от 25 до 17 мм, уплощение стопы видно невооруженным глазом; плоскостопие у детей проявляется нарастанием болей в стопе, голеностопном суставе и икроножных мышцах, затруднением ходьбы. Изменяется форма стопы – увеличивается ее длина, расширяется средняя часть, походка становиться тяжелой и неуклюжей; у детей отмечается быстрая общая утомляемость. Плоскостопие III степени характеризуется резко выраженной деформацией стопы, снижением высоты свода менее 17 мм, постоянными болями в ногах и пояснице, головными болями, невозможностью ходьбы в обычной обуви.

Плоскостопие служит причиной искривления пальцев стопы, появления мозолей , формирования у ребенка нарушений осанки (сколиоза) и болезней позвоночника (остеохондроза , грыжи межпозвонковых дисков), развития деформирующих артрозов , воспаления менисков и т. д.

Диагностика плоскостопия у детей

Установить плоскостопие у детей до 5-6 летнего возраста довольно проблематично. Диагноз выраженных случаев плоскостопия у детей может быть поставлен детским ортопедом при клиническом осмотре, позволяющем выявить изменения длины, ширины и объема движений стопы, нарушение состояния ее сводов, особенности износа обуви.

Объективными методами оценки плоскостопия у детей старшего возраста являются плантография – получение отпечатка следа ноги на бумаге и подометрия – измерение «подометрического индекса» свода стопы. Уточнить диагноз плоскостопия у детей помогаю результаты рентгенографии стоп с нагрузкой, выполненной в 2-х проекциях.

Лечение плоскостопия у детей

Плоскостопие у детей – прогрессирующее заболевание, и чем раньше начато его лечение, тем эффективнее результаты. Лечение врожденного плоскостопия начинают с первых недель жизни ребенка, что позволяет устранить все компоненты деформации стопы. При врожденном плоскостопии у детей проводится специальная лечебная гимнастика, массаж мышц стопы и голени; осуществляется удержание стопы в правильном положении с помощью бинтования, наложения этапных гипсовых повязок , ночных ортезов (с 6 месячного возраста). При усугублении проявлений плоскостопия у детей выполняют операцию подтаранного артроэреза.

Лечение статического плоскостопия у детей, направленное на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, включает массаж , физиотерапию и ЛФК . У детей младшего возраста исключаются мягкая обувь (валенки, резиновые сапоги, чешки); рекомендуется ношение ботинок с твердой подошвой и небольшим каблучком, хорошо фиксирующих голеностопные суставы. При плоскостопии у детей старшего возраста показано ношение ортопедической обуви со стелькой–супинатором, приподнимающим опущенный свод и возвращающим стопу в правильное положение.

деформации стопы , суставов и позвоночника.

Профилак­тикой плоскостопия у детей являются ношение правильно подобранной обуви; занятия физкультурой, игровыми видами спорта (баскетбол, футбол) и плаванием; ходьба босиком по неровной земле, песку, гальке; нормализация кальциево-фосфорного обмена; контроль массы тела.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!