Развитие ребенка 11 12 лет. Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика

Двенадцатилетний ребёнок постепенно превращается во взрослого человека. Ему приходится адаптироваться к различным физическим и психологическим изменениям, и, порой, данный процесс проходит достаточно сложно. Что делать родителям? Как воспитывать 12-летнего ребёнка? Об этом мы поговорим далее.

У 12-летнего ребёнка практически сформирован характер. Он начинает ощущать свою значимость, самостоятельность. Но физические изменения не проходят бесследно: из-за них психика ребёнка может быть неуравновешенной, и, как следствие, это проявляется в излишней эмоциональности и агрессии. 12-летний возраст - начало пубертатного периода, которое не всегда проходит гладко. Что делать родителям? Давайте попробуем разобраться.

Как правильно воспитывать 12-летнего ребенка

Воспитание 12-летнего ребёнка - это непросто. Именно то, как вы будете к нему относиться, и определит его будущее, его характер, отношение к себе и к социуму. Дети в этом возрасте впитывают всё, словно губка. Поэтому малейшее упущение, и ребёнок может выйти из-под контроля. Что нужно делать родителям? Понимать своего ребёнка, оказывать ему активную поддержку, уметь слушать и, конечно, иметь крепкие нервы. Будьте готовы к трудностям.
Как воспитывать мальчиков? Не нужно бросать их на произвол судьбы. Лучше предупредите ребёнка о том, что в скором времени его организм начнёт меняться, заранее. Пусть он будет готов ко всему, это поможет ему легче принять то, что он становится взрослым. Раскрыв ребёнку все аспекты половой зрелости, вы сделаете абсолютно правильный выбор. Так он будет испытывать меньше переживаний.

Обычно в 12-летнем возрасте мальчики впервые влюбляются. Случается такое, что к объекту своей симпатии они испытывают не только влечение, но и агрессию. Родителям нужно помочь ребёнку разобраться со своими чувствами и объяснить, что девочки - это существа слабого пола, и они нуждаются в защите и нежности, а не в агрессии.

Что делать с девочками? Идеальный вариант - взять под контроль воспитание дочери только маме. Мамы всегда близки со своими дочками, поэтому им будет проще объяснить ребёнку все особенности полового созревания. Расскажите девочке о менструации, о появлении вторичных половых признаков, пусть она будет готова к внутренним и внешним изменениям. Внушите ей, что это вполне нормально - она взрослеет и становится девушкой, тогда у вашего ребёнка не возникнет комплексов.
Обязательно показывайте своим детям хороший пример. Не забывайте о том, что все черты своего характера и манеру поведения они копируют от вас.

Психология мальчиков и девочек 12 лет

Особенности психологии детей 12 лет, как мальчиков, так и девочек, не имеют ничего общего с психологией взрослых. Дети пока только взрослеют, готовятся вступить во взрослую жизнь, поэтому они часто начинают скучать по детству, тревожиться из-за приближающихся проблем. Бывает и такое, что они отдаляются от родителей или стараются вызвать у них негативную реакцию на своё поведение.

Психология детей 12 лет абсолютно непредсказуема. Иногда они ведут себя, как двухлетние. Не нужно обращать на это внимание. Терпение и поддержка помогут вам преодолеть этот сложный период в жизни подростка.

Насколько должен быть самостоятелен мальчик 12 лет? Какую свободу можно давать девочке? Помните о том, что дети в этом возрасте должны быть под обязательным, но ненавязчивым контролем. На их поведение, мировоззрение может оказать негативное влияние социум. Дети часто берут всё самое плохое от сверстников, поэтому вам ненавязчиво нужно интересоваться их окружением и тем, как они проводят свободное время.

Симптомы кризиса у 12-летних детей

Кризис 12 лет - это и есть переходный возраст. Его симптомы неоднозначны. К ним относятся:

  • снижение продуктивности, интереса к учёбе, к любимому занятию;
  • негативное отношение к обществу, агрессия, нарушения дисциплины;
  • появление различных комплексов, неуверенности в себе;
  • неконтролируемое поведение.
У мальчиков в 12 лет переходный возраст начинается гораздо реже, чем у девочек. Обычно это происходит позже - в 14-15 лет.

Родителям следует подготовиться к переходному возрасту у ребёнка и запастись терпением. Будьте всегда рядом, не отвечайте агрессией на агрессию, разговаривайте со своим чадом, и со временем всё обязательно наладится.

В возрасте 10 - 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится - значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» - «Хорошо», «Ты куда уходишь?» - «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, "отстань, мама", должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с "хорошими" ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый - уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю" (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого - всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство - субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности - системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек - девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 - 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди - гады!»;
жестокий, сильный, циничный (утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди - мусор», «на дураках воду возят»);
слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие - драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Вашему сыну 11-12 лет? Цените это золотое время — именно сейчас закладываются его будущие отношения с вами, родителями, его успешность в выбранной области и даже будущая профессия! Что происходит с мальчиками с 6-7 до 12-13 лет и как правильно прожить с ними этот период, рассказывает психотерапевт Александр Полеев.

В жизни мальчиков есть такой период, когда сексуальность во всех ее аспектах — от мыслей и эмоций до поступков — является латентной, то есть скрытой. Этот период длится в лучшем случае 7 лет — с 6 до 13, в худшем — всего 5 — с 7 до 12. На всем его протяжении инфантильная сексуальность (переполнявшая ребенка между 3 и 6 годами) уходит, эротическое начало дремлет, и внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.

Приобретения латентного периода

В эти годы мальчик активно включается в жизнь социума, и — одновременно — начинается процесс деидеализации родителей, эмоционального и практического отхода от них. В латентный период процесс этот (абсолютно закономерный и необходимый) происходит медленно, бесконфликтно, без резких сцен и обидных слов. К этому моменту ценности, установки, стереотипы поведения родителей стали частью личности мальчика, он воспринимает их как свои собственные.

Обычно мальчики в эти годы успешно учатся и — самое главное — чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях, спортивных клубах. Резко расширяется сфера общения, у мальчика появляются друзья в классе, в кружке, в спортивной секции, и эти друзья ходят к нему домой, а он — к ним. Но дети еще собираются в группы в соответствии с полом: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

В 11-12 лет формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковые годы, эти способности тоже могут на время существенно уменьшиться или исчезнуть. Но если латентный и предподростковый этапы пройдены «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращаются и уважение к родителям, и мотивация к обучению, и способность доводить дела до конца, и многие другие очень полезные качества характера.

Только мальчики

Пиком латентного периода мы, специалисты, считаем ситуацию «половой гомогенизации» : мальчик общается только с друзьями своего пола. С девочками он не только общается лишь по крайней необходимости — он о них практически не говорит ни со сверстниками, ни с родителями, просто не упоминает. И в семье мальчик больше обращается к отцу, внимательнее прислушивается к его замечаниям, хотя раньше больше общался с матерью.

Такую мощную «половую гомогенизацию», такое полное игнорирование психологи объясняют тем, что существует период (не дольше года — полутора!), когда вес мальчиков увеличивается, а количество полового гормона, андростенолона, вырабатываемого в это время надпочечниками и яичками, не увеличивается ни на миллиграмм. Таким образом, на единицу веса ребенка приходится абсолютно минимальное количество полового гормона , к тому же очень слабого. А сильный, тестостерон, в этот период секретируется в мизерных количествах — меньших, чем в первый год жизни ребенка.

Препубертат — задел на будущее

Последние один-два года латентного периода мы, врачи-психотерапевты и сексологи, выделяем в некий отдельный этап, отдельный период: предподростковый. И внутренний мир, и переживания мальчика, и его интересы, и поведение, и биофизиологические процессы, лежащие в основе всего перечисленного выше, существенно отличаются и от латентного периода, и от пубертата.

Первый признак препубертата: интересы, которые появляются у мальчика в эти один-два года (а иногда и раньше, в латентном периоде), очень устойчивы, в большинстве случаев они сохраняются на всю жизнь и часто определяют выбор профессии. Этой своей стойкостью они отличаются от интересов, возникающих в подростковом возрасте, — последние чаще всего в этом же возрасте и заканчиваются.

На первый взгляд кажется странным, что формирование интересов, будь то любовь к чтению, поездкам и путешествиям, стремление мастерить что-то своими руками или что-либо изучать вне школьной программы происходит так рано: в 11-13, а не в 17-18 лет. Но это только на первый взгляд: интересы, наклонности, увлечения «препубертатного» мальчика — они его собственные, они закономерно порождены его характером, его личностными особенностями. Более поздние, подростковые интересы порождены, а часто навязаны подростковой группой, ее ценностями, ее требованиями.

Многочисленные многолетние исследования показывают, что 62-63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 11-13 лет; потом, в подростковом возрасте, они обсуждали и другие профессии, но, миновав пубертат, возвращались к прежним интересам. Так что мы советуем родителям быть особенно внимательными к интересам мальчика в этом возрасте, почаще и поподробнее обсуждать с ним, чем бы он хотел заниматься профессионально, а что существовало бы только как увлечение — пусть в 12 лет столь серьезные разговоры могут показаться смешными.

В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться. Величайший знаток пубертата, американский врач-психотерапевт Дебора Таннен подчеркивает: «Увлечения и интересы 10—12-летнего мальчика идут из глубины его души, они порождены его сокровенными интересами и способностями. Все более поздние интересы навязаны ему микросоциумом, за ними стоит желание понравиться «ближнему кругу».

Еще два признака препубертата

Вторым признаком наступления препубертата нам представляется существенное увеличение двигательной активности: согласно современным видеонаблюдениям, в день 11—12-летние проходят — точнее, пробегают — расстояние в полтора раза большее, чем за 6 месяцев до этого. Другими словами, начиная с 10,5-11 лет расстояние, которое они преодолевают в течение дня, удваивается. И средняя скорость их передвижения также возрастает в два раза!

Третий важный признак — усиление любознательности вкупе с повышенным вниманием к разговорам взрослых: мальчик внимательно слушает беседы взрослых, особенно если их, взрослых, несколько, чего раньше вы не наблюдали. Он понимает далеко не все, но пристально наблюдает за общением, задает много вопросов, не всегда удобных и уместных, подсматривает за родителями и гостями. А вот свое мнение он высказывает крайне редко. Как правило, особое внимание он проявляет к приходам маминых подруг или подруг сестры, словом, к общению женщин между собою: у него уже есть интерес к противоположному полу.

Поразительно, что уже через год-два, а то и просто через несколько месяцев, с наступлением настоящего пубертата и повышением тестостерона до уровня 18 нмоль/л и выше, разговоры взрослых между собою, разговоры взрослых с ним самим перестают быть сколь-нибудь интересными. Интересными становятся только разговоры со сверстниками, участниками его «референтной группы»: они могут продолжаться часами, при этом даже квалифицированным психологам они кажутся «разговорами ни о чем».


Тело и гормоны

За тремя этими явлениями, тремя новыми феноменами в поведении мальчика стоят важные биологические изменения. До сих пор его рост и развитие определяли, конечно же, мужские половые гормоны. Главным среди них был андростенолон , вырабатываемый корой надпочечников и яичками, — гормон слабый, на собственно сексуальную сферу не влияющий. Но постепенно гипофиз начинает секретировать очень малые дозы гонадостимулирующего гормона (ГСГ), в яичках мальчика вырастают клетки Лейдига, а они вырабатывают «настоящий» половой гормон — тестостерон.

При этом яички увеличиваются в объеме, затем кожа мошонки темнеет и становится складчатой, затем в паху, вокруг гениталий и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Истинным началом пубертата специалисты считают увеличение яичек в объеме. Изменения мошонки, рост волос, огрубение голоса происходят только после роста яичек. В яичках, в надпочечниках, в костно-мышечной ткани, в сердечно-сосудистой системе начинаются важные, часто болезненные, перемены.

Рост костей начинает опережать рост мышц, и через год-два, в пубертате, это опережение часто сопровождается неприятными ощущениями напряжения и раздражения, отвлекающими от учебы, а у некоторых подростков порождающими настоящую дисфорию : депрессию с оттенками раздражения и злобы.

Рост сердца опережает рост сосудов, вызывая тахикардию и повышение артериального давления. Все эти процессы в организме начинаются еще в препубертате, но на уровень субъективно переживаемых симптомов выходят только в настоящем пубертатном периоде.

В эти один-два года эндокринная система мальчика вырабатывает эстроген (женский гормон) в количестве чуть большем, чем мужские — андростенолон и тестостерон. Эстрогены же, как известно, воздействуют на мозг как вещества, уменьшающие напряжение, тревогу, раздражительность. Они делают мальчика более мягким, общительным, готовым впитывать информацию и рекомендации. Именно в эти годы совершенно необходимо приучить ребенка к общению с родителями, привить навык информирования их о своих делах и проблемах, навык спокойного обсуждения своих проблем с родителями.

Золотое время для родителей

В этом возрасте интеллектуальное и социальное развитие мальчика уже достаточны для содержательного общения, усвоения им информации, в том числе и сексуального характера. В то же время еще не развились присущие пубертату реакции оппозиции и протеста против всего «взрослого», немотивированного негативизма , девальвации родительского мнения. Установка «все, что говорят предки, — полный отстой» сформируется только через год-два.

В период препубертата родители должны стремиться «ввести» подростка в какую-либо положительную группу сверстников (спортивную секцию, художественную студию), а со своей стороны — познакомиться с друзьями и приятелями сына. В настоящем пубертатном периоде это «окно», созданное эстрогенами, существенно сузится или практически закроется. Так что тем родителям, кто не воспользовался периодом препубертата для формирования доверительных отношений с сыном, в дальнейшем придется трудно.

Купить эту книгу

Обсуждение

Спасибо, познавательно.

Комментировать статью "Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика"

Воспитанием детей мать заниматься должна. Чем вы в это время занимаетесь? Я бы на вашем месте тоже подумала о разводе. Воспитание ребенка - это работа день за днем.

Обсуждение

А Вы считаете, что жизнь состоит только из всего супер полезного? Вот Вы и занимайтесь уроками, чтением с ребенком, манерами,а то О Вашем участии в жизни ребенка ни слова!! Да Вы радоваться должны, что отец играет с ребенком уделяет ему столько времени!!! Если Вы не в курсе, то мужчины до старости остаются детьми. И да, развод это поступок взрослого, мудрого человека. Вам бы сеье мозги вправить, простите,а не мужу. Удачи.

29.05.2018 08:01:14, ))) Кристина

Не вижу ничего в этом плохого, что папа играет в какие то игры с ребёнком, пусть и не самые лучшие. Но чем больше положительных эмоций ребёнок получает, тем лучше.вот я до сих пор помню, как с отцом дурачились, хотя его 25 лет нет в живых. Что касается матерных слов... В моей семье тоже есть матершиники, но ребёнок не матерится, и даже взрослых одергевает. Если у ребёнка есть тесный контакт с родителями, ему не так уж сложно объяснить, что плохо, а что хорошо. Автор, мне вот интересно, вы всерьёз думаете из за всего этого разводится?? Думаете чужой дядя так называемый отчим, будит заниматься вашим ребёнком. Может просто вам самой не хочется заниматься, и воспитывать???

26.05.2018 13:40:50, Мэри2912

Раннее созревание. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные...

Обсуждение

Проблемы нет вообще никакой.....Надо повзрослеть и пройти этот непростой этап в жизни маленького мужчины...А то, что может произойти, так это могло быть с каждым и извините все мужчины прошли в детстве через это и такие конфуз в даже и днем не смертельны

03.09.2017 11:38:44, Маша С.

Раздел: Воспитание (как воспитывать 13 летнего подростка). нужны советы по воспитанию 13-ти летних мальчиков.

Обсуждение

Согласна с мамой Гарика, что у Вас дома - наркоман. Но если я правильно помню, откуда Вы, то в Вашем городке 2 школы, и мальчик уже ходит в лучшую ((Так? Я бы шла разговаривать с директором школы и создавала с другими родителями общественный комитет по контролю за наркотиками в школе. Вплоть до дежурств в туалетах, да. Иначе все правильные меры, описанные у мамы Гарика, останутся полумерами - очевидно, у вас распространение и употребление наркоты идет в школе. Я от своих однокурсников то же самое слышала про Ваш городок ((Блин, такой город загробили...

12.12.2014 10:45:40, неважно

Скажу за кальян. Девушки, это не метровый кальян, это крошка, прекрасно умещающаяся в рюкзаке среди учебников. Под видом смесей- реально спайсы. У нас в школе та же хрень. Курят в школе на переменах. В туалетах. Никто ж проверять не полезет. В кабинку. Деньги нужны и расплатится за сам кальян, и за табак.
Поэтому "Курит 1-2 дня" вполне правда. только что купил. Поэтому вы и запах учуяли- не сигаретку в 2 затяжки.
Что делать? Зависит от вашей степени решительности. У вас в доме-наркоман. Можно зарыть голову в песок, можно доказывать всем "он не такой" и прочее.. А можно признать этот факт и хотя бы идти на форумы родителей наркоманов. Узнавать, как можно контролировать.
Если школа никакая- искать новую и переводить его туда. Через нехочу или скандалы. Или жить с наркоманом, запирать все двери в доме, завести сейфы, он все равно будет воровать что-то ну и так далее.
Не ведитесь ни на что. Ребенок уже проблемный и спихнут вам. Ищите психологов, обследуйте у психиатров. Пусть лучше они ничего не найдут, чем упустите время для возможной медикаментозной коррекции.
Не бойтесь признать проблему. Не бойтесь называть вещи своими именами. Четко ставьте границы- еще один раз учую запах- положу в стационар для наркоманов. Будем колоть лекарства (хоть витамины- ему все равно что-главное колоть будут). Покажите всю серьезность положения и что вы в своем доме терпеть это не будете.
Извините, много написала.

Обсуждение

Мой наотрез отказывается заниматься единоборствами. Каждый год предлагаю. Но считаю, что этим можно заняться и в старших классах, когда придет понимание, что это не только мордобой, но и способность защитить себя и девушку.

А спорт это только драки? Мальчику совсем необязательно владеть каким-то боевым искусством, для некоторых это даже вредно:)
У меня старший сын тоже отказался заниматься каратэ. Я искренне не понимала почему - все мальчишки хотят, а мой нет.
А ему просто тяжело было кого-то ударить ни за что:)
В прошлом году (ему было уже 11) он за компанию с братом стал ходить на акробатический рок-н-ролл, и это оказалось для него "тем самым". Там и серьезная физ.подготовка, и чувство ответственности перед партнером, красиво опять же:) Выступления, соревнования. За год он очень многого добился и начал занимать призовые места.
Просто ищите то, что подойдет именно вашему мальчику.
Плавание, теннис, фехтование - ему еще нигде не поздно.

Как воспитывать мальчика?. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Обсуждение

У нас уже второй мальчик. Первому 6 лет, и я думаю он совсем неплохой получается пока. По-спартански - нет. Но и баловать тоже нет. Обызательно прививать любовь к "мужским" видам спорта - плавание, футбол, бейсболЮ, карате. Муж мой очень много с ним занимается и в кружках он с раннего возраста (плавание с полутора лет). Я всегда сына останавливаю, когда он делает что-то дурное и объясняю почему так делать не надо, с самого раннего возраста. (к примеру Почему нельзя бегать и орать в кафе - потому что другим людям это не приятно, они отдыхать пришли.) Всегда рассуждаем кто как поступил. Анализируем героев сказок. Хвалить и поощрять - обязательно. Целовать - обязательно. Я очень против того что парней целовать нельзя - ведь так они убеждаются в родительской любви. Если наказывать - то ребенок должен понимать почему его наказали (у нас это лишение интересных занятий, отмена ТВ, высылка в его комнату). Нельзя угрожать тем, что все равно не сможете выполнить (если ты не уберешь игрушки, я их выброшу - если сказали то и надо выбросить). Выполнять свои угрозы (поэтому они должны быть реально выпоолнимы). А главное много времени посвящать им.

Удачи вам!

Вчера по REN tv был фильм и об этом. Французский феодал решил для пользы человечества провести эксперимент. Разделил двух близнецов, родившихся у служанки, девочку и мальчика. Девочку поместил в благоприятную среду: обучение, манеры, детские праздники, наряды и пр. Мальчика - в хлев к животным, полное унижение и отстутствие даже общения.
Что получилось? Девочка, уже девушка, убивает своего благодетеля..а мальчик, мужчина уже, как ни странно жалеет, укладывает на свое ложе в хлеву..водичкой умывает.
Вопрос: выводы какие? Разочарование полное испытал экспериментатор...
Но и это ничего не доказывает..

воспитание мальчика. ТВ, видео, аудио. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Обсуждение

наверное есть..я стараюсь не потакать, когда он ударится и плачет..я пожалею, но скажу: "ты же мальчик...быть моряком или летчиком"..и второй момент - не даю обижать девочек...говорю ему, что девочек надо защищать.. и помогать им во всем...в разборки с мальчишками не встреваю...а вот, когда у девочек что-то пытается отнять - подхожу и объясняю, что это девочка, что надо ей что-то дать свое...а если хочет что-то у нее взять - надо попросить...иногда он рвет букетики и девочкам дарит...что еще? да вроде больше ничего такого особенного...например, он увелекся детской кухней и готовит еду..но я считаю, что для мужчины - это большой плюс...и покупаю ему посудку и игрушечную еду:)))) у нас и папа хорошо готовит...

правила поведения в семье, обращение с женщиной в семье и везде, занятие спортом. Я всегда стараюсь акцентировать его внимание на правильное и неправильное поведение мужчин и он запоминает как надо вести себя:)

Большинство родителей сталкиваются с проблемой . Переходный возраст у мальчиков в 12 лет чаще всего вступает в самую активную форму.

Как узнать, что у ребенка проблемы именно по этой причине? Как вести себя с ним в это время?

Каждый ребенок по-своему переживает период взросления. Переходный возраст — индивидуальный процесс. Его наступление зависит от наследственности, национальности, образа жизни. У мальчиков первые признаки проявляются в возрасте с 9 до 11 лет. Заканчивается подростковый возраст до 17 лет.

В организме подростка происходят существенные изменения. Становятся заметны первичные половые признаки. Половые органы увеличиваются в размерах, появляется пушок на лобке. Начинают расти волосы под мышками, а на других участках тела они становятся более заметными.

У некоторых ребят плечи становятся шире, нарастают мускулы.

Им становятся любопытны интимные стороны жизни.

В возрасте 12 лет такие изменения особенно заметны. Мальчик быстро растет. За год он может вырасти на 10-15 см. Ломается голос, обычно это бывает ближе к 13. В течение примерно двух лет он может быть то низким, то высоким. Постепенно голосовые связки утолщаются, и звуки речи становятся низкими. Голос мальчика превращается в мужской. Важно помнить, что громким криком можно надорвать связки. В 12-13 лет у подростка появляется кадык (Адамово яблоко).

Досадным проявлением становится угревая сыпь. Она бывает у многих в этом возрасте. Угри могут быть на лице, груди, спине. Следует объяснить подростку, как правильно ухаживать за кожей, какие косметические средства можно использовать. Нельзя давить угри, иначе воспаление усилится, могут остаться шрамы. В серьезных случаях лучше обратиться к дерматологу.

Идет гормональная перестройка организма. Из-за этого могут появляться головные боли, тошнота, слабость. Скелет растет быстро, а другие системы органов иногда не успевают за ним. Могут возникать сердечные или мышечные боли. Чтобы исключить серьезные нарушения в работе организма, лучше обратиться к врачу.

Психологические изменения в поведении подростка

Поведение ребенка может измениться, часто не в лучшую сторону. Послушный сын вдруг становится неуправляемым, может закатить истерику. Иногда его . Но надо помнить, что обычно это ответная реакция на агрессию.

Кто-то, наоборот, становится замкнутым. Причиной этому является нестабильный гормональный фон.

У мальчика появляются свои взгляды на жизнь. Он учится по-новому строить отношения с родителями, сверстниками, взрослыми.

Часто подросток думает, что его никто не понимает. Он переживает, что с ним что-то не так, он не похож на других, может возникнуть депрессия. Порой такие мысли приводят к трагическим последствиям. Бывает, на фоне таких терзаний ребенок приходит к суициду. К сожалению, покончить жизнь самоубийством среди некоторых групп подростков стало в наше время модной тенденцией.

Многие подростки становятся гиперсексуальными. Их влекут материалы эротического и даже порнографического характера.

Мальчики этого возраста нередко занимаются мастурбацией. Порой родители воспринимают это как катастрофу. Не стоит ругаться, это нормальное явление. У подростка может быть ночное непроизвольное семяизвержение — поллюции. От подобных проявлений он может чувствовать себя извращенцем.

Многие ребята этого возраста не довольны своей внешностью.

Родители — главные помощники в сложный период жизни мальчика

Что делать родителям, ? Кому как не маме и папе помочь своему ребенку преодолеть этот сложный в его жизни период. Важно не упустить время и стараться контролировать ситуацию.

Психологи заметили, что у ребят, которые ведут здоровый и активный образ жизни, переходный возраст не вызывает серьезных проблем.

Мама и папа должны стать друзьями для своего сына. Больше общаться с ним, знать его друзей.

О физиологических особенностях организма с подростком может , вспомнить себя в его возрасте. Родители могут «случайно» оставить на видном месте какую-то литературу, которая поможет ответить на вопросы ребенка.

Важно контролировать, где подросток проводит свое свободное время. В каких социальных сетях он зарегистрирован, с кем и как общается. Конечно, вмешиваться в его личную жизнь демонстративно не следует. Мальчику надо дать понять, что вы ему доверяете.

Подросток уже считает себя более самостоятельным. Однако не следует допускать, чтобы он поздно ложился спать. Режим дня поможет справиться со многими физиологическими и психологическими трудностями. Подростки не любят наставлений и нравоучений. Поэтому делать все надо ненавязчиво.

Пусть ребенок активно участвует в жизни семьи. Определите для него какие-то обязанности. Подчеркните его значимость при их выполнении.

Не обсуждайте ребенка при посторонних людях, поговорите с ним наедине. Иначе он не будет к вам обращаться за советами.

12-летний подросток нуждается в мужском воспитании. Ничто не заменит общение с отцом. Сын берет с него пример. Он должен чувствовать надежную поддержку. Будет правильно, если отец и сын занимаются общими делами: ходят на рыбалку, в походы, что-то ремонтируют и т.д.

Все усложняется, если , или он не занимается воспитанием. Маме или бабушке бывает нелегко установить контакт с подростком. Год за годом трудности могут нарастать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!