Психологическая поддержка после инсульта. Что полезно знать психологу, при работе с клиентами, которые перенесли инсульт? коррекции настроения пациента антидепрессанты

На что можно надеяться, и можно ли вообще на что-то надеяться?

Распространено мнение, что «лечение» и «после инсульта» - эти понятия несовместимые.

Дескать, поскольку инсульт уничтожил часть мозга, то как ни старайся - эту часть не оживить, врачи сделали всё зависящее, а дальше человек может только приспосабливаться к своему частичному параличу и жить с ним, но большего ждать не следует.

Отчасти это так. Инсульт действительно уничтожил в мозгу часть нервных волокон.

Но восстановление движений и самочувствия всё-таки возможно.

Но как, за счёт чего? За счёт того, что у мозга есть большие резервы.

Всем известно, что человек использует мозг только на 5-7 процентов. Надо заставить мозг перераспределить нагрузку на оставшиеся неповреждённые волокна, в том числе и на "резервные", ранее не использовавшиеся.

А это можно сделать только постоянной тренировкой, занимаясь по много часов в день.

У Вас должна быть расписана каждая минута - занятия для восстановления подвижности рук, ног, мышц лица, упражнения для языка, пальцевая гимнастика, психологическое самовосстановление (медитация или аутотренинг), и так далее.

При этом нужно взрастить в себе несгибаемую веру в то, что однажды Вы станете полностью здоровым и нормальным человеком.

Когда Вам говорят, что это невозможно, то знайте - это всего лишь чьё-то частное мнение. То, во что Вы верите, становится Вашим миром, Вашей реальностью.

Не позволяйте чьему-то мнению разрушить свою Веру. Доверяйте только своему сердцу - оно не обманет!

Что касается перспектив восстановления, то в каждом конкретном случае всё по-разному.

Очень многое зависит от возраста больного, тяжести перенесённого инсульта и приложенных усилий, поэтому можно сказать только следующее: во многих случаях человек может полностью преодолеть последствия инсульта и вернуться к нормальной жинзи, а в других случаях можно рассчитывать только на заметное улучшение.

МЕТОДИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ

С помощью специальных трав можно избавиться от последствий инсульта и вернуться к полноценной жизни.

Все вопросы решаются по почте (приезжать не надо).

Вам надо написать мне письмо по электронной почте.

В письме НЕ НАДО описывать всю биографию. Письмо пишите кратко, но обстоятельно.

Образец письма:

"Я узнал(а) о Вас из сайта. Я (или мой муж, или моя жена) в таком-то году, будучи в таком-то возрасте, перенес(ла) такой-то (ишемический, геморрагический) инсульт. С тех пор удалось восстановиться на столько-то. Сейчас состояние здоровья такое-то. Давление такое-то. Что можете предложить?"

Письмо отправьте на мой электронный адрес [email protected]

Я получу письмо, и по электронной почте отправлю Вам ответ о том, какие именно травы и в какой последовательности я бы порекомендовал принимать в данном конкретном случае.

А Вы сами будете принимать решение о том, будете или не будете Вы заказывать у меня предлагаемые травы и рецепты.

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6



8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8



ИНСУЛЬТ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Карина Бородулина, врач, психолог, координатор программы психологической поддержки и реабилитации людей, перенесших инсульт. Журнал «Психология для нас» 7 (9), август 2004

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ПРОФИЛАКТИКА ИНСУЛЬТА Материал подготовила медицинская сестра палатная (постовая) Новоселова А.Е. Инсульт это патологическое состояние головного мозга, которое развивается в связи с внезапным нарушением

Социально-психологические технологии реабилитации лиц, перенесших инсульт. Кафедра физиотерапии, ЛФК и спортивной медицины Д.м.н. Борзунова Ю.М. Екатеринбург 2016г. Развитие системы эффективной медицинской

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Система психологической реабилитации пациентов с различными соматическими заболеваниями Ю. Е. Куртанова кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической реабилитации факультета клинической

Доврачебная помощь при инсульте для обучающихся 9-11 классов, учреждений среднего и высшего образования Инсульт острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), характеризующееся внезапным (в течение

Г.Н. Пономаренко МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧЕБНИК Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» в качестве учебника

Работа психолога в детской онкологической клинике. Анализ запросов на разных этапах лечения Е.Н.Сухановская НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н.Блохина» Минздрава России Возникновение

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

Каждый год 29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом, установленный Всемирной организацией по борьбе с инсультом в 2006 году. Цель этого дня - повышение информированности населения о проблеме

Совершенствование физических качеств у детей с детским церебральным параличом методами адаптивной физической культуры Ильюшечкина Ольга Викторовна Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) является

УТВЕРЖДАЮ Директор ОБУСО «Приволжский центр социального обслуживания» О.А.Сладкова 2013 г. ПРОГРАММА работы клуба «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» г. Приволжск, 2013 Введение Каждая возрастная группа в зрелом обществе

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Комплексная программа психологической Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 16 р.п. Поречье-Рыбное» Проект «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Автор проекта: Музыкальный руководитель - Братчикова

Преодоление защитных механизмов и развитие копингстратегий как одна из основных задач в психокоррекционной работе в условиях центра медико-социальной реабилитации Лемпинский наркологический реабилитационный

ОВЗ что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

Физкультурно-оздоровительные формы работы В процессе обычной жизнедеятельности каждый человек, даже тот, кто не занимается специальными физическими упражнениями, совершает множество движений: встает, садится,

«Школа Здоровья» для пациентов с цереброваскулярной патологией Занятие 2 «Инсульт. Виды инсульта. Причины и механизмы развития. Клинические признаки инсульта. Последовательность действий при подозрении

Семинар-практикум «Использование арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения» Подготовили: Учитель-логопед Озерова Е.Х. Педагог-психолог Белова А.С. Арт-терапия (от англ. art,искусство) это вид

ГБУЗ МЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» Роль медицинской сестры в профилактике сосудистых заболеваний головного мозга Проблема нарушений психической деятельности при сосудистой патологии

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОГИ НА СТЕПЕНЬ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА Алексеева Н. В. студентка 301 группы Научный руководитель: Лосева В.С. В России сердечно-сосудистая заболеваемость существенно

24.02.2018г. Коррекция заикания у детей Лыскова Гузаль Тагировна, логопед-заиколог Какая это безумная душевная боль, когда слышишь, что твой ребёнок заикается. Сердце разрывается на части. Почему это случилось

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С ПОЧЕЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Белов В.Г., Телепнев Н.А., Жданова И.В., Парфенов С.А. Психология больных пожилого возраста с почечными заболеваниями

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Использование элементов телесноориентированной терапии в групповой индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог МКДОУ Д/С 472 Бублик А.В. Телесно-ориентированная психотерапия направление психотерапии,

Индивидуальная психологическая работы с ВИЧ-инфицированными Гетманов Алексей Сергеевич, психолог ГОАУЗ «МОЦСВМП» Типы психических нарушений: I группа психогенные, связанные с фактом выявления инфицированности

Шашерина Регина Владимировна педагог-психолог МБДОУ Д/С КВ 50 г. Мурманск, Мурманская область СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Аннотация:

Обучение пациентов и семей Хроническая боль Chronic Pain / Russian В сотрудничестве с Вами и Вашим ребенком мы будем делать все необходимое, чтобы предупреждать и облегчать боль полностью, насколько это

Ный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов. Поддубных O.A., Малкова Л.Б., 2001 A.B. Гриценко Педагогический и психологический аспект социальной реабилитации

Послелечебная программа, как профилактика рецидива Президент НФ «Здоровая Страна» Савицкий Александр Москва 2015 Профилактика (др.-греч. prophylaktikos предохранительный) комплекс различного рода мероприятий,

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В.Бадюлина» Проект Разработка комплексов и проведение индивидуальных и групповых занятий психофизической разгрузки для детей с ОВЗ Выполнила: Уварова Светлана

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Как «принять» болезнь ребенка и начать сотрудничать с врачами Что происходит с ребенком в процессе лечения онкозаболевания Возникновение у ребенка онкологического заболевания является тяжелейшим стрессом

Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры Адаптивная Физическая культура в ГБДОУ детском саду 26 Педагог дополнительного образования Соловьева Марина Александровна (инструктор

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА Москва, 2012 Что в поведении подростка должно насторожить родителей? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Высокое кровяное давление4 Жизненно важные клеточные вещества для профилактики и вспомогательной терапии Высокое кровяное давление: прорыв в Клеточной медицине Действие определенных питательных клеточных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Www.paindetect.kz Инструмент онлайн диагностики боли на наличие признаков повреждения нерва (нейропатический компонент). Пройдя данный тест вы получите полезную информацию о характере боли, что облегчит

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

I PTSerif-TLF ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ, ПЕРЕНЕСШЕМУ ИНСУЛЬТ (текст I) После перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) Вам придется несколько изменить распорядок своей жизни и подчиняться

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Психологиеские аспекты паллиативной медицины: Перспективы развиия То, что не живёт по-настоящему, умереть не может. Умирание это особая способность, как и способность по-настоящему жить. Умение умереть

В чем суть метода микрополяризации? Начнем с опровержения широко известной поговорки о том, что нервные клетки не восстанавливаются. С точки зрения науки эта поговорка, мягко говоря, неточна. Нервные клетки

Что нужно знать родителям о дизартрии Учителя-логопеды: М.И. Четыркина, Е. Ю. Егорова. Что такое дизартрия? Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» Вид образования: дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации). Цель: совершенствование

Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз Удмуртской Республики «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Консультация для родителей Как рассматривать детские рисунки Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

Система здоровье сберегающей деятельности в коррекционной работе с детьми логопатами. Подготовила Учитель логопед МБДОУ детский сад 7 Постаногова Н.Р. Особенности физического развития детей - логопатов:

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

Немецкая национальная районная Общественная организации Алтайской краевой Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Цели и задачи организации: Защита прав и интересов инвалидов, Обеспечение

Вам поставили диагноз: сахарный диабет Рекомендации психолога Сахарный диабет это состояние, при котором в крови повышается уровень глюкозы. Длительно повышенный уровень глюкозы крови оказывает разрушающее

Особенности психологопедагогического сопровождения детей, имеющих диагноз «Сахарный диабет 1 типа», в образовательном учреждении. ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Сахарный диабет эндокринное заболевание, обусловленное

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Сержантова Лариса Юрьевна педагог-психолог ГКУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» г. Чита, Забайкальский край МОДЕЛЬ РАБОТЫ

Медико-социальная реабилитация больных наркоманией «Урал без наркотиков» Методические рекомендации Екатеринбург Нормативные ссылки 1. Приказ Минздрава РФ 500 от 22.10.2003 г. «Об утверждении протокола

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной

В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Иванова Н. В. (г. Екатеринбург) На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного

Причины возникновения речевых недостатков у детей Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы,

Содержание психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального

АУТОТРЕНИНГ ПРОТИВ ФАКТОРОВ РИСКА

Поскольку от инфракта в США ежегодно умирает около 600000, а в Германии почти 100000 человек, необходимо еще раз остановиться на факторах риска, на которые можно воздействовать методом аутогенной тренировки. В первую очередь, следует назвать высокое давление крови.

Гипертония – очень распространенная болезнь. В крупных городах, по данным исследований, проводившихся в 1970-1992 годах, от нее страдает около трети всего взрослого населения. Существует мнение, что гипертония – главная причина каждой четвертой смерти. Гипертония ведет к атеросклерозу, инфаркту и инсульту. Если своевременно не заняться ее лечением, ожидаемая продолжительность жизни существенно снижается.

Если высокое давление не имеет явных органических причин, то в этом случае говорят о так называемой эссенциальной гипертонии. Полагают, что она основывается на общем сужении мелких кровеносных сосудов. Однако трудно определить, что заставляет сосуды сокращаться. В этом играют роль многие внешние и психические условия. Результаты различных исследований показывают, что больные гипертонией реагируют на физические раздражители и психические нагрузки дальнейшим ростом давления.

Умерший несколько лет назад психоаналитик Франц Александер характеризовал этих пациентов как чрезмерно уступчивых и вежливых людей. Такая раболепная позиция является признаком защиты от хронически подавляемой ярости, которая зачастую наблюдается у них. Она же имеет следствием чувство неполноценности, которое усиливает агрессивные побуждения. Если такие люди вынуждены постоянно подавлять свои агрессивные наклонности и не используют „каких-либо невротических симптомов для нейтрализации этих импульсов”, может развиться гипертония, констатирует Александер.

С помощью приобретающего все большую значимость метода биологической обратной связи, в котором регистрируются непроизвольные функции организма, удается добиться того, что животные и люди получают возможность произвольно управлять работой того или иного органа, что обычно невозможно. Таким путем в серии экспериментов студенты повышали и понижали у себя давление крови. Однако в настоящее время этот метод еще очень дорог, чтобы в широких масштабах найти применение в лечении, в том числе, и других психосоматических болезней.

Намного легче и естественнее для больных гипертонией побольше двигаться каждый день на свежем воздухе, чтобы понизить давление. Можно порекомендовать и бессолевую диету (проконсультироваться с врачом), но прежде всего достаточное количество свежих фруктов и овощей. Однако многие пациенты ленятся предпринимать что-либо для собственного здоровья.

Аутотренинг может сыграть важную роль в лечении гипертонии. Это показали уже первые опыты, проведенные Шульцем. У многих занимающихся аутогенной тренировкой давление быстро снижается. Достаточно ли этого, чтобы обходиться без медикаментов, будет решать лечащий врач.

«В начале заболевания аутотренинг может использоваться с большой надеждой на успех. По мере того, как болезнь становится хронической (это относится и к другим болезням) шансы на успех уменьшаются. Формулы цели должны основываться на основных упражнениях:

„Я совершенно спокоен и свободен.

Голова свежая и легкая, лоб приятно прохладный".

Несмотря на большое количество инсультов, являющихся следствием гипертонии, в индустриально развитых странах (в одной только Германии ежегодно отмечается около 120000 случаев) вряд ли можно говорить о каких-то специфических мерах профилактики. Чаще всего действовать приходится, когда инсульт уже случился. Высшая цель при этом заключается в том, чтобы не допустить рецидива и компенсировать возникший ущерб здоровью. Тем, кто уже пережил инфаркт или инсульт, можно посоветовать вступить в одну из групп самопомощи. При большой нагрузке необходимо уже в молодые годы изыскивать меры противодействия атеросклерозу и гипертонии.

Избыточный вес в половине случаев ведет к гипертонии. Поэтому он имеет особое значение среди факторов риска. Кроме того, излишний вес, разумеется, создает дополнительную нагрузку на больное сердце.

Важным фактором риска является неумеренное курение. Зачастую оно представляет собой также симптом нестабильной психики, особенно у молодых людей. Лишь очень небольшое количество людей, перенесших инфаркт, никогда в жизни не курили. Стремление к успеху и курение со временем могут убить любого.

При определенных условиях фактором риска может стать и алкоголь. Главный врач курортной клиники в Бад-Верисхофене В.Тайхман указывает, что даже после инфаркта 56,4 процента из 729 опрошенных пациентов выпивали ежедневно свою дневную норму – два литра пива. Правда, за пределами Баварии эти цифры значительно ниже.

Из книги Бросить курить раз и навсегда автора Екатерина Геннадьевна Берсеньева

Аутотренинг Ведите себя так, словно вы уже счастливы, и вы действительно почувствуете себя счастливым (Дейл Карнеги). Аутотренинг, аутогенная тренировка (ауто – само, самовнушение) – набор приемов сознательной психической саморегуляции. Средство выработки чувства меры.

Из книги!Избавиться от гипертонии навсегда! Снижение давления без лекарств автора Николай Месник

Глава 16. Аутотренинг. Слово «аутогенная» греческого происхождения: «аутос» - сам и «генос» - рождающий: сам себя рождающий.Аутогенная тренировка как единая система была предложена психиатром Иоганном Генрихом Шулцем в 1932 году, и вначале применялась для лечения различных

Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

АУТОТРЕНИНГ Элементы аутогенной тренировки в той или иной степени присутствуют во всех комплексах упражнений для глаз. Аутотренингом можно заниматься как во время занятий, направленных на укрепление глазных мышц, так и отдельно, используя самовнушение в качестве

Из книги Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах автора Ульф Бёмиг

Аутотренинг Основные принципы аутогенной тренировки были разработаны берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем еще в начале нынешнего столетия. Он был современником Куэ. Опубликовав несколько статей в специальных журналах, он в 1932 г. представил на суд

Из книги Настольная книга будущей мамы автора Мария Борисовна Кановская

Аутотренинг После 32 недель беременности очень эффективно чередовать комплексы гимнастических упражнений с аутогенной тренировкой. Цель – привести организм в состояние мобилизации и эффективного выполнения «приказа» согласно волевому желанию человека. Аутотренинг

Из книги Все способы бросить курить: от «лесенки» до Карра. Выбирайте свой! автора

Аутотренинг

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

Определите, какие из 12 главных факторов риска у вас присутствуют, и работайте над их снижением Вот список таких факторов от Гарвардской школы здравоохранения. Обведите кружочком те, которые имеют к вам отношение. Курение. Повышенное артериальное давление. ИМТ

Из книги Лечение болезней глаз + курс лечебной гимнастики автора Сергей Павлович Кашин

Аутотренинг Элементы аутогенной тренировки в той или иной степени присутствуют во всех комплексах упражнений для глаз. Аутотренингом можно заниматься как во время занятий, направленных на укрепление глазных мышц, так и отдельно, используя самовнушение в качестве

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей Моховой

Основной аутотренинг Необязательно выполнять сразу все упражнения этого аутотренинга. Выберите одно или два - те, которые вам больше нравятся.Упражнение 1Лягте на спину, закройте глаза, вытяните руки вдоль туловища, выпрямите и слегка разведите ноги. Повторяйте про себя

Из книги Упражнения для глаз автора Елена Анатольевна Бойко

Аутотренинг Если вы сомневаетесь в действенности аутотренинга, проведите простой эксперимент. Подойдите к кровати, встаньте к ней спиной. Стойте прямо, руки по швам, расслабьтесь, насколько возможно. Закройте глаза, немного откиньте голову назад и подумайте, что вы

Из книги Гипертонии – нет! Снижение давления без лекарств автора Николай Григорьевич Месник

Основной аутотренинг Необязательно выполнять сразу все упражнения этого аутотренинга. Выберите одно или два – те, которые вам больше нравятся. Упражнение 1 1. Сядьте в удобное кресло в затемненной комнате, расслабьтесь, закройте глаза.2. Медленно расслабьте

Из книги Гипертония автора Дарья Владимировна Нестерова

Глава 16 Аутотренинг Слово «аутогенный» происходит от греческих слов аутос – «сам» и генос – «рождающий» и имеет значение «сам себя рождающий».Аутогенная тренировка как единая система была предложена психиатром Иоганном Генрихом Шульцем в 1932 году и вначале

Из книги Хроническая усталость и как ее победить. Секреты здорового сна автора Александр Анатолиевич Андреев

Аутотренинг при бессоннице Частым спутником гипертонии является бессонница. Человек не может заснуть из-за тревожных мыслей, головной боли, пережитого днем стресса или волнения. А ведь бессонница усугубляет болезнь, провоцирует ее тяжелое течение, рецидивы. Если не

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Юрий Викторович Щербатых

Аутотренинг Нервные срывы, беспокойство и переживания омрачают нашу жизнь и могут привести к ряду серьезных заболеваний, в том числе и к хронической усталости.Эффективный метод борьбы со стрессами и хронической усталостью – аутотренинг. Мысленное повторение формул

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Владимир Иванович Звягин

Аутотренинг Аутотренинг (АТ) основан на сознательной психофизической саморегуляции. Погружение в состояние аутогенного расслабления или релаксации посредством использования специальных упражнений дает хороший отдых нервной системе и, кроме того, создает почву для

Из книги автора

Аутотренинг Поднять значимость внушаемых себе слов до уровня силы действенного САМОгипноза не так уж и сложно. Прекрасный пример тому дает личный опыт немецкого врача Ханнеса Линдемана. В начале 1950-х годов он решил доказать, что человек с хорошо тренированной психикой

Инсульт, или нарушение кровообращения мозга, - одна из наиболее частых причин смертности и инвалидности среди населения большинства развитых стран. При этом летальный исход возможен не только во время самого удара, но и в течение первых нескольких недель после него. Порядка 35% больных умирает в течение трех-четырех недель после перенесенного инсульта. Около 60% из тех, кто остался жив, становятся инвалидами.

Близкие больного, перенесшего мозговой удар, должны знать, что восстановление после инсульта - длительный, трудный, но очень важный процесс. Основная цель реабилитационных мероприятий - это в первую очередь восстановление мозга, двигательных способностей и речи, социальная адаптация, а также профилактика повторных инсультов и их осложнений. Роль членов семьи трудно переоценить. От их участия, терпения и правильных действий в значительной степени зависит, смогут ли вернуться (и насколько быстро) утраченные функции.

Восстановительный период после инсульта - это тяжелый этап в жизни не только больного, но и его домашних. Нарушения бывают весьма серьезными и зависят от того насколько и какая часть мозга повреждена. У пациентов может быть нарушено движение конечностей, координация, зрение, глотание, речь, слух, способность контролировать дефекацию и мочеиспускание. Они, как правило, с трудом воспринимают информацию, быстро устают, не владеют эмоциями, впадают в депрессию. Восстановление больных может занять не один месяц и даже не один год.

Следует сказать, что полное восстановление возможно не всегда. Нарушение кровообращения мозга нередко приводит к необратимым последствиям. Поэтому нужно быть готовым к тому, что придется приспосабливаться к появившемуся дефекту и учиться выполнять домашнюю работу в новых условиях. Важно помнить, что положительный настрой и настойчивость способны сократить сроки восстановления, со временем вернуть полностью или частично двигательные и другие способности.

При совместных усилиях врачей и родственников больной имеет возможность вернуться к привычной жизни, стать социально активным и трудоспособным. Восстановление функций в большой степени зависит от того, насколько рано начали проводить мероприятия. Кроме этого, важно не лениться и тренировать пораженную сторону. Сегодня к услугам больных и их родственников центры восстановления, где их ждет квалифицированная помощь.

Уровни восстановления

Различают три уровня восстановления после геморрагического или ишемического инсульта.

  1. Первый - самый высокий. Это истинное восстановление, при котором все функции полностью возвращаются к начальному состоянию. Такой вариант возможен, если отсутствует полная гибель нервных клеток мозга.
  2. Второй уровень - это компенсация. Функции компенсируются функциональной перестройкой и вовлечением новых структур. Это ранний период восстановления - обычно первые полгода после перенесенного инсульта.
  3. Третий уровень - это реадаптация, то есть приспособление к появившемуся дефекту. В этом случае подразумевается использование тростей, кресел-каталок, ходунков, ортезов.

Прогноз

Неблагоприятные факторы для восстановления:

  • большой очаг поражения мозга;
  • расположение очага в функционально важных зонах (для речевых и двигательных функций);
  • плохое кровообращение вокруг места поражения;
  • преклонный возраст;
  • эмоциональные нарушения.

К благоприятным прогностическим факторам относят:

  • раннее спонтанное восстановление функций;
  • раннее начало восстановительных мероприятий.

Главные принципы восстановления

  1. Раннее начало восстановления утраченных функций.
  2. Адекватность и комплексный подход.
  3. Хорошая организация мероприятий, регулярность и длительное проведение.
  4. Больной и члены семьи должны активно участвовать в процессе реабилитации.

Сразу после выхода больного из острого состояния необходимо начинать восстановительные мероприятия. Как правило, программы разрабатываются индивидуально, после того как врач определит, насколько утрачены те или иные функции: ходить, глотать, разговаривать, обслуживать себя, совершать обычные бытовые действия.

Как уже говорилось основная нагрузка по восстановлению ложится на плечи близких родственников. Надо быть готовым к тому, что улучшение может не наступать очень долго, и время восстановления затянется. Важно проявлять терпение, сохранять позитивный настрой, хвалить больного за малейшие достижения. В то же время помощь должна быть дозированной, чтобы перенесший инсульт стремился быстрее стать самостоятельным. Роль семьи заключается в следующем:

  • проведение с больным занятий по восстановлению способностей к движениям, речи, чтению, письму, ходьбе, бытовым навыкам;
  • вовлечение пациента в различные занятия, поскольку бездействие приводит к хандре, депрессии и апатии;
  • помощь вновь интегрироваться в общество.

Восстановление движения

Нормализация двигательной активности и восстановление мышечной силы после инсульта является первостепенной задачей. Лечение положением назначают с первого дня болезни. Его длительность устанавливается врачом индивидуально. Доктор показывает родственникам, как нужно укладывать пораженную конечность, как использовать для ее фиксации мешочки с песком или лангеты. Лечение проводят дважды в день по полчаса после лечебной гимнастики. Не следует укладывать пораженные конечности во время еды или сразу после приема пищи. При жалобах на онемение и дискомфорт необходимо изменить положение руки или ноги.

Чтобы помочь больному быстро восстановиться, уже на второй день после инсульта для улучшения подвижности в суставах делают пассивные движения, которые должны быть неторопливыми, плавными и ни в коем случае не вызывать неприятных ощущений и болей. Обычно выполняют их с помощью инструктора по лечебной физкультуре. Сгибают и разгибают пораженные конечности, отводят их в стороны, вращают.


Восстановление двигательной активности после инсульта

Когда больной находится в лежачем положении он может делать такие упражнения, как вращения глазами, моргание, перемещение взгляда в стороны, вверх, вниз.

Сначала больного сажают на кровати на несколько минут, постепенно увеличивая это время. Затем учат его стоять, при этом он держится за спинку кровати или за руку помощника. Обувь лучше купить высокую, чтобы стопа не подвернулась.

Вскоре нужно переходить к обучению ходьбе. Возможно, восстановится эта функция нескоро. Больному нужно помогать при передвижении и не оставлять его одного. Постепенно переходить к ходьбе с опорой. Это может быть стул, манеж, трость. Когда успехи будут ощутимы, рекомендуется выходить на улицу.

Если больной пользуется креслом-каталкой, то необходимо научиться перемещать его с кровати в кресло и обратно.

Восстановление речи

Нарушения речи часто случаются при поражениях мозга. У больного могут возникнуть трудности с изложением своих мыслей, а также с пониманием чужой речи. Функции речи восстанавливаются долго - в течение 3-4 лет. Этот процесс требует участия специалиста в этой области.

Нарушения могут быть разнообразны. Больной не понимает, что ему говорят. Пациент способен понимать, что ему говорят, но не может выразить своих мыслей. Он может применять неправильные слова, иметь затруднения с чтением и письмом.

В этом случае нужно быть терпеливым, говорить медленно, хорошо проговаривать слова, использовать простые фразы, давать больному время, чтобы он понял сказанное. Задавать вопросы таким образом, чтобы он мог ответить утвердительно или отрицательно.

Кроме этого, после инсульта часто случаются нарушения работы мышц языка и лица. При этом речь бывает медленной и неразборчивой, голос - глухим. Логопед обучает пациента упражнениям, тренирующим язык и мышцы лица, а также предоставит список слов для улучшения произношения звуков. Занятия нужно проводить регулярно. Упражнения лучше делать перед зеркалом.

Восстановление глотания

После острого нарушения кровообращения мозга часто возникают трудности с жеванием, глотанием, выработкой слюны. Больные не чувствуют пищу на одной стороне рта.

Для восстановления глотательной функции также используются специальные упражнения, восстанавливающие силу мышц, которые участвуют в глотании и улучшают подвижность языка и губ.

Чтобы облегчить процесс глотания, нужно подбирать пищу, которую легко жевать и глотать. Она должна быть не горячей и не холодной, с аппетитным запахом. Кормить больного нужно только в сидячей позе.

Обустройство в доме

В квартире необходимы изменения, чтобы жизнь больного стала безопасной и более комфортной. В доме не должно быть высоких порогов и ковровых покрытий. Лучше приобрести специальную кровать с высокими бортиками, чтобы избежать падений. Повсюду должны быть оборудованы перила и поручни, чтобы больной мог держаться. В квартире необходимо хорошее освещение, а в комнате больного ночник нужно включать на всю ночь.

Профилактика повторного инсульта

После инсульта важно не только восстановиться, но не допустить повторения удара. Для этого нужно вести здоровый образ жизни:

  • Регулярно принимать медикаменты.
  • Нормализовать вес.
  • Проводить ежедневный контроль давления.
  • Делать лечебную гимнастику.
  • Полностью отказаться от курения и спиртного.
  • Контролировать уровень сахара и холестерина.
  • Периодически обращаться к врачу.

Санаторная реабилитация после инсульта

Перенесшего инсульт могут направить на лечение в санаторий, где используют различные методы восстановления. Применяют бальнеотерапию, грязелечение, физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру, климатотерапию, медикаментозное лечение.

После ишемического инсульта эффективны радоновые, сероводородные, йодобромные, углекислые ванны, грязелечение в виде аппликаций.

Двигательная активность полезна и после ишемического, и после геморрагического инсульта. Лечебная физкультура - это гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба два-три раза в день.

После геморрагического или ишемического инсульта в санатории применяют разные виды массажа. Обычно процедуру проводят с утра после завтрака.

В санатории больных, перенесших инсульт, обучают трудовым навыкам. Для этого оборудованы передвижные и стационарные стенды с набором бытовых и хозяйственных предметов. Из методов восстановления в санатории также используют аутотренинг и психотерапию.

Следствия пережитого инсульта у пациента определяются присутствием спазма в руках и ногах. Поведенческие характеристики поддаются большим изменениям. С таким человеком становится трудно общаться, появляется депрессия.

После болезни пациент может целыми днями отказываться от принятия пищи и физических занятий, проявлять активность ко всему происходящему вокруг него. Настроение меняется: от сильного чувства гнева, до совсем неожиданного веселья и радости.

Нарушение поведенческих характеристик


За психику и поведение отвечает правое полушарие, там расположена зона мыслительных функций. Ее поражение возникает при обширном ударе правостороннего инсульта, что определяется при мгновенных патологических процессах в коре головного мозга при ОНМК.

Депрессия у людей после инсульта возникает по причине собственной недееспособности, невозможности жить нормально и полноценно. Кажется, что они никому не нужны, даже мир становится не таким, как его ощущали до инсульта. Следите за тем, чтобы пациент не впадал в депрессию или не возникали суицидальные мысли.


Чаще меняющееся внутреннее состояние связывается с психическими отклонениями, когда больной путается в событиях недавнего времени. Это возможно, если у пациента начальная реабилитация проходила после сильного мозгового кровоизлияния.

У большинства на фоне инсульта появляются проблемы со сном, пострадавшие просыпаются по несколько раз за ночь. Из-за недостаточного сна происходит резкий скачок эмоционального состояния, они в эти минуты становятся более агрессивными, не поддающимися контролю со стороны.

Cоциальная и психологическая адаптация


Особенно остро период после инсульта переживается у тех, кто до момента болезни занимался активными видами деятельности или был на высоком посту. Этот возраст составляет от 25 до 60 лет:

  • Такой человек оказывается в патологическом состоянии, когда даже элементарные действия и навыки становятся сложностью:
  • Они не в силах отвечать на простые вопросы, из-за слабости мимических, артикуляционных мышц, отвечающих за контроль и правильность речи.
  • Не нужно обижаться и кричать на такого человека, если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять не сложные упражнения. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, уделяйте ему больше внимания, давая небольшие поручения по дому.


  • Важно, чтобы человек, на реабилитации после пережитого инсульта, находился в кругу людей. Это достигается, если пациент поступит на лечение в санаторный центр для восстановления инсулярных пациентов.
  • Чаще общаться и подбадривать больного. Наделить его верой в скорое восстановление. Вместе вспоминайте веселые моменты из совместной жизни. При особо сложных обстоятельствах воспользуйтесь помощью психотерапевта.

В пенсионном возрасте, можно заниматься различными видами домашних увлечений: научиться вязать или шить из цветных лоскутков игрушки для собственных внуков. Такие люди должны чаще выходить на улицу, на различные городские мероприятия или выставки.

Роль психологической помощи


Помощь психолога после инсульта в основном заключается в том, чтобы человек научился контролировать свои действия и поведение в обществе. Снизить депрессию и переживания, повысить волевую сторону поведенческих факторов, преодолевать трудности самостоятельно.

Совместно с психологической консультацией идет улучшение процессов восприятия пациента. Лечащий врач назначает препараты с седативными свойствами, что оказывает влияние на улучшение кровотока головного мозга и повышение умственных способностей перенесшего инсульт.


Благодаря такому подходу при лечении инсульта врач, на основании полученных итогов психологической беседы, определяет конкретный алгоритм дальнейшей реабилитации. Выбирает соответствующие препараты и наиболее подходящие советы при уходе за больным в домашних условиях.


Заключается в коррекции нестабильности поведения, что проявляется по следующим причинам:

  • Поражение участков головного мозга, ответственных за когнитивную сторону мышления после инсульта. Пациент не в состоянии усвоить новую информацию, не может вспомнить сюжеты из своей жизни до болезни. Больной не определяет конкретное положение, ему становится трудно, воспроизводить простые слова, ход его мыслей становится менее адекватным.
  • Решает вопросы, касающиеся волевого характера, который необходим для пациентов в период реабилитации двигательных нарушений после инсульта.


  • Акалькулия, в момент такого признака инсульта, пациент не определяет, где меньше или больше.
  • Помогает выявить имеющиеся расстройства гнозиса. Когда пациент не узнает знакомые лица. В том числе понятия, формы предметов оказываются затруднительными. Имеет дезориентацию в собственных ощущениях, где находится парализованная рука или нога. Люди в таком состоянии не в силах вспомнить, по каким причинам они оказались в больнице. Из-за речевых нарушений больной человек путается в названии предмета.

Психологическое консультирование в домашних условиях


Работа с психологом на дому проводится согласно ходу лечения пациента в стационаре.

Если в стационаре психологический курс проходит по схеме от 1 до 1.5 часа за занятие, проводимое один или пару раз в течение одной недели, то после выписки больной может общаться с психологом дома, не менее 10 раз за 6 месяцев.

Это позволит понаблюдать за тем, как человек после инсульта ведет себя до и после психологического консультирования.

В начале реабилитации


Пациент не представляет реальную картину происходящего с ним. Поэтому даже после частичного возвращения утраченных функций, больной не всегда осознает случившееся в полной мере. Родным во время ухода за таким человеком нужно не только следить за его гигиеной и выполнением физических упражнений, но и уделять внимание изменениям в его поведении:

  • Пациент плачет или находится в подавленном состоянии.
  • Больной ведет себя не слишком активно, отрицает присутствия недомоганий. Отказывается выполнять физические упражнения, часто нервничает.
  • Такие люди, которые вследствие значительных последствий инсульта слишком сильно начинают переживать по поводу самочувствия, чувствуют ненужность.


Полезными могут быть только позитивные эмоции, ни в коем случае не укор и обида.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!