Осенины. Презентация занятия в дошкольной группе осенины Презентация осенины в начальной школе

Цель: формирование представлений детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

1)Познакомить детей с культурой русского народа.

2) Познакомить с традициями празднования народных и православных праздников осенью.

3) Учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки «Репка».

4) Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, фольклор.

5) Воспитывать патриотические чувства.

6) Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству обычаям, обрядам, играм родного края.

Материалы: уголок русской избы, хозяйка в русском костюме, предметы быта, костюмы для инсценировки сказки «Репка», каравай, игрушка- Петрушка, ширма.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных праздников «Покров», «Ярмарка»; заучивание пословиц об осени, народных приметах, о хлебе; заучивание стихов об осени; разучивание русских народных игр и хороводов «Мукомол», «Вызрела пшеница»; игра драматизация – «Репка».

Ход занятия

Под народную музыку, дети заходят в зал и садятся на скамейку.

Вос-ль: Мир вам гости дорогие веселья вам и радости!

Скажите, ребята: вам знакома мелодия, которая сейчас звучала. Что вы о ней можете сказать? Какая она?

Дети: Веселая, народная.

Вос – ль: Ребята, а мы можем назвать себя русским народом?

Дети: Да.

Вос – ль: Как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Россия.

Вос – ль: У каждой страны есть свой главный город. Как называется главный город нашей страны?

Дети: Москва.

Вос – ль: У каждого народа свои песни, танцы, игры, обычаи. Каждый русский человек должен с уважением относиться к культуре и традициям своего народа. Сегодня, я, пригласила вас в эту просторную русскую избу к теплой печке.

И обычаи русские вспоминать.

Вот и наступила осень, богатая урожаем и праздниками. Как называется первый осенний месяц?

Дети: В сентябре и лист на дереве не держится, холоден сентябрь да сыт.

Вос – ль: А какие замечательные стихи об осени вы сейчас нам прочитаете?

Дети: Читают стихи.

1 ребёнок. Пролетело лето, как большая птица

Вот уже и осень в двери к нам стучится

И листок осенний тихо и печально

Падает на землю, словно бы нечаянно.

Длинноногий дождик будет слёзы лить,

Тонкая рябинка – у окна грустить.

2 ребёнок . Осень подойдёт неслышно,

Тихо встанет у ворот

Пожелтеет листик вишни,

На дорожку упадёт.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

3 ребёнок . Вот вторая: куст малины-

В нитях белой паутины,

Удлинится в полдень тень,

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака.

Станет пасмурной река.

4 ребёнок . Третья верная примета:

Если осень рядом где- то

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж точно жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит наступила осень.

Вос-ль: Нынче Осенины - Осени именины; нашу осень прославляем, от души всех поздравляем.

Дети исполняют песню – закличку «осеница – царица»

Осень, осень, в гости просим

Погости-ка, Осень, неделек да восемь!

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Вос-ль: Самый главный подарок Осени – хлебушек. С незапамятных времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом – караваем. Но нелегко он доставался людям давайте расскажем, как появлялся хлеб на столе.

Хоровод с пением « Вызрела пшеница»

1)Вот и вызрела пшеница на полях.(2р.)

Златокудрая красавица.(2р.)

2)Скосили ту пшеницу на заре (2р.)

А косили осень бережно,

Ведь зерно дороже золота(2р.)

3)Связали ту пшеницу во снопы(2р.)

Снопы крепкие,высокие.

4)Молотили получилось зерно!(2р.)

Хлеборобы парни ловкие,

Хлеборобы бережливые.

Ролевая игра с движениями «мукомол»

Мукомол, мукомол, ты нам зерна смолол,

Пышки для мышки,

Сайки для зайки,

Для ежей отличные,

Бублики пшеничные.

А для ребят вкусный каравай.

Вос-ль: А чтобы каравай был пышным, да вкусным, поможет нам русская печка!

Дети: Ой, да печка сударыня!

Помоги нам, испеки

В дом богатство принеси.

Пословицы о хлебе.

Без хлеба нет обеда.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Хлеб всему голова.

Ржаной хлебушко- пшеничному дедушка.

Вос-ль: А пока каравай печется, разговор у нас ведется. Второй месяц осени, октябрь - позимник, грязник. 14 октября -Покров, первое зазимье, до обеда- осень, после обеда – матушка зима!

Дети читают пословицы

Батюшка покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!

Батюшка покров, натопи хату без дров!

Вос-ль: Когда заканчивались полевые работы собиралась молодёжь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. А то и песню запоют, плясать пойдут, играть начнут, шуткой перебросятся. А еще на покров ярмарки открывались. Пришла ярмарка с добром, с пряниками,пирогами орехами. С песнями, плясками и потехами, кукольными представлениями.

Из-за ширмы появляется Петрушка

Петрушка: Здравствуйте дети!

Вот и я Петрушка!

Бубенцы мои звенят,

Шапка на макушке,

Нынче снова у ребят

Весельчак Петрушка.(приплясывает)

Я развлечь хочу ребят,

Посмешить немножко

Кто из вас Петрушке рад,

Хлопайте в ладоши!

Все садитесь, кто на пенёк, а кто на лавку, да не делайте давку!

Представление начинается. Ярмарка открывается!

Была репа важная,

Дивилась старуха каждая;

Одним днём

Не обойдёшь кругом.

Всей деревней ели

Целую неделю.

Одну корку наложили,

Так телегу обломили!

Вос-ль: Ребята, о какой репке говорит Петрушка?

Дети: О сказке «Репка».

Вос-ль: А у нас на ярмарке есть такая репка! Давайте покажем и расскажем всем гостям, как она у нас появилась.

Игра – драматизация «Репка».

Ведущая. Репку дед посадил,

Он старался что есть сил.

А чтоб репка росла, что нужно ребята?

Давайте позовем дождик:

Дождик, дождик пуще

Будет травка гуще

Дождик, дождик посильней

Репку нашу ты полей!

Полил дождик репку, а чтобы она выросла ей нужно тепло, надо позвать, ребята, солнышко, позовем?

Все вместе. Солнышко, солнышко,

Красное, покажись

Выйди из-за тучи

Дам орехов кучу!

Выходит солнышко и поет песенку

Я желтенькое солнышко

Спешу, спешу, спешу.

Оранжевые лучики кругом я раздаю,

От этого всем весело

И все поют кругом.

Оранжевые лучики

Заглянут в каждый дом

(обегает вокруг репки, как бы посылая тепло репке, убегает)

Ведущая. Репка выросла на диво!

Так вкусна и так красива!

Ведущая. Вышел дед репку рвать....

(Выходит дед под музыку)

Дед. Надо репку уже рвать,

Ведущая. Тянет потянет вытянуть не может

Дед. Бабку надо бы позвать.

Ну-ка, бабка, не ленись

И за мною становись. (Бабка и дед тянут репку.)

Ведущая. Бабка за дедку. Дедка за репку, тянут потянут вытянуть не могут!

Бабка. Надо внучку бы позвать,

Так нам репку не сорвать!

Очень выросла большая

И тяжелая какая!

Ведущая. Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять.

Внучка. Нет, не справимся опять,

Нашу Жучку надо звать.

Ну-ка! Жучка, не ленись,

За подол скорей берись!

Ведущая. Жучка к внучке подбежала

И за юбку тянуть стала.

Только репка все на месте,

Нет, не вытянуть им вместе!

Жучка. Гав-гав-гав, что за беда? Нужно Мурку звать тогда!

Ведущая. Тут и Мурка подоспела,

И они взялись за дело!

Тянут славно, но беда:

Ни туда и ни сюда!

Мурка. Кликнуть мышку не мешало б,

Только что вот тут бежала!

(кричит) Мышка!

Мышка, мышка, не ленись,

С нами вместе потрудись!

Мышка. Потрудиться я бы рада, а какая ждет награда?

Мурка. Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек.

Ведущая. Станем вместе, скажем «ух».

Вытащили репку вдруг.

И веселый хоровод возле репки тут пойдет.

(Взявшись за руки, все водят хоровод. В качестве музыкального сопровождения можно

использовать русскую народную песню «Как у наших у ворот».)

Ай да репка, красота,

и кругла ты и вкусна!

Припев: Ай-люли, ай-люли,

и вкусна ты и кругла!

Да как дед тебя сажал,

Как тебя он поливал!

Припев: Ай-люли, ай-люли,

как тебя он поливал!

Да как вместе мы взялись.

И немножко напряглись.

Припев: Ай-люли, ай-люли,

Да как вместе напряглись!

Славный вырос урожай,

Удивили мы весь край!

Припев: Ай-люли, ай-люли,

Удивили мы весь край!

(Припев повторяется 2 раза).

Петрушка: Ай, да репка! Вот так диво! Так желта и так красива.

За такое представленье

Вот вам детки угощение.

(раздает ребятам петушка на палочке)

Вос-ль: А не поспел ли наш каравай?

Праздник наш мы завершаем

Вкусным пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежный рушником

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим!

(подношу каравай гостям)

Кушайте, гости, дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!





Осенины

Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Слушание: Г. Дмитриев. Листопад, в исполнении Большого детского хора им. В. С. Попова.


Дубрава и осень

Надела летом дубрава зелёный наряд, стоит, красуется. Увидела речку и говорит:

Никто меня не одолеет, не снимет с меня цветной наряд!

А речка ей отвечает:

Не хвались, дубрава, не хвались, зелёная! Придёт время - сама с себя его скинешь!

Много дней стояла дубрава, людям давала прохладу, питала плодами. Однажды повеяли буйные ветры, пали холодные росы, полили частые дожди. А дубрава всё похваляется:

Никто меня не одолеет! Не боюсь, не страшусь я ни грома гремучего, ни молнии палючей, ни вихря, ни бури! Не сниму свой цветной наряд!

А осень не спросит! Идёт по дубраве да наряд цветной снимает. Только листья по ветру летят и жалобно шепчут: «Где наша дубравушка? Где родная матушка?»

В конце сентября наступает всякому лету конец. В прошлые времена встречали осень у воды. По утрам выходили на берега рек, озёр встречать матушку Осенину. Женщина с овсяным хлебом становилась в центр хоровода, который молодые девушки водили вокруг неё.

Осень, осень, в гости просим! – пели все вместе.

Потом разламывали хлеб и всех им угощали.

Золотой венок

Жила-была крестьянская дочь Машенька. Осенью пришли для неё радостные дни - с любимым Иваном свадьбу играть, пировать-гулять. А чтобы на свадьбе себя украсить, отправилась Машенька в поле - на голову венок совивать.

По полю она ходила, редкие цветы находила, срывала и в рукав покладывала. Из рукава брала и венок голубой плела. Вдруг откуда взялись - буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Схватили у Машеньки свадебный венок с головы, с русой косы и понесли венок по чистому полю, по сырому бору да бросили-пустили в синее море. Пошла Машенька, заплакавши.

Навстречу ей идут три славных молодца. Остановились они и спрашивают:

Здравствуй, красная девица! Куда идёшь?

Я иду, свой венок ищу,- отвечает Машенька.

Отгадай наши загадки, и мы твой венок найдём.

Согласилась Машенька на этот уговор-условие. Вот добрые молодцы и загадывают:

Что без огня горит?
Что чаще лесу?
Что шумит без приметы?
Что бежит без прогону?
Что цветёт без расцвету?
Что растёт без коренья?
Что в воде лежит, да не тонет?

Недолго думала Машенька, отгадала все загадки, рассказывала:

Солнце без огня горит.
Звёзды на небе чаще лесу.
Ветер шумит без приметы.
Вода бежит без прогону.
Ель цветёт без расцвету.
Камень растёт без коренья.
Тень в воде лежит, да не тонет.

Добро-хорошо отгадала ты наши загадки! - говорят молодцы.

А знаешь ли ты, красная девица, кто мы такие, куда идём и что делаем?

Нет,- отвечает Машенька.

Мы - сыновья матушки Осени: буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Мы наперёд матушки идём, дорогу метём. По дубравам ходим-гуляем, деревья раздеваем, цветьё да листьё срываем, в землю зарываем. Это мы у тебя свадебный венок унесли. Да за твою смекалку, догадливость мы венок тебе принесём.

Пошли Ветер, Вихорь и Дождь и скоро принесли венок.

Только Машенька надела его на голову, на русую косу, как вдруг венок голубой стал золотой. Так матушка богатая Осень её наградила - свадебным подарком подарила.

Вместе с Осенинами отмечали праздник урожая (Госпожинки). Люди ходили друг к другу в гости. Благо было чем угостить: ведь собран весь урожай.

Через пять дней, когда осень зиме навстречу вышла, несли с поля последний сноп. Украшали его лентами. Девушке, которая несла сноп, надевали на голову венок из цветов и колосьев.

Слушание: П. Чайковский. Времена года. Осенняя песня.

С этой поры птицы улетали, змеи и ящерицы уползали в норы. Приходила матушка Осенина.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь, mp3;
Дмитриев. Листопад, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Осенины на Руси (сценарий творческого урока)

(для первых классов).

Форма проведения : творческий урок

Воспитательные задачи : - закрепить знания о живой и неживой; - вызвать желание участвовать в творческом уроке; - учиться делать простые поделки и формировать умение выразительно произносить текст;

Доставить удовольствие одноклассникам и продолжить с ними дружеские отношения.

Стадия педагогического замысла . Учитель выбирает форму работы, предварительно договорившись с другими учителями, готовит стартовую беседу и пишет несложный сценарий.

Стартовая беседа . В конце сентября в классе появляется объявление: «Требуются: смелые фантазёры, руки умелые, чтецы. Спешите, спешите, принять участие в празднике!»

Коллективное планирование . На общем сборе учитель рассказывает, почему люди любят это время года, как чествуют его в народе. На сборе выбирается день, время проведения утренника. Ребята получают поручения или происходит распределение (по желанию) ролей.

«Артисты» - играют роли и делают костюмы.

«Оформители» - украшают помещение.

Стадия подготовки . Идёт выполнение поручений.

Стадия проведения. В назначенное время проводится творческий урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами творческий урок под названием Осенины. (Сл.1 ) Осенины – это древний праздник. Праздник прощания с летом и встреча осени.

В старину на Руси наши предки приход осени справляли трижды. (Сл.2)

(Сл.3) Первый раз – 14 сентября – начало Бабьего лета. Само выражение «бабье лето» появилось очень давно. Его связывали с периодом жизни крестьянских женщин. (Сл.4) , когда они заканчивали все свои полевые работы и начинали заниматься домашними делами: заготавливали впрок овощи и фрукты, (Сл.5)

(Сл.6) обрабатывали лён и ткали его.

(Сл.8) Люди весело праздновали этот день,

(Сл.9) ходили к друг другу в гости, ставили на стол угощения. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

(Сл.10) 27 сентября – осень чествовали в третий раз. С этого дня все дворы были завалены грудами кочанов. (Сл.11)

Начиналась другая работа – рубка и засолка капусты.

(Сл12) И длилась эта работа целых две недели. (Сл.13)

Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей богов.

А теперь давайте произнесём закличку - 2раза, позовём Осень к нам в гости (Сл.14)

« Осень, осень милости просим!»

Осень: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало,

Но всему приходит срок-

Я явилась на порог.

Осень: Пришла я не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Ведущий: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ называли хмурень, ревун, заревник.

Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей

(Сл.15)

ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Ведущий: ОКТЯБРЬ называли позимник, листопад, грязник.

(Сл.16)

НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Ведущий:НОЯБРЬ называли полузимник, грудень.

(Сл.17)

Ребята участники «Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

Что в подарок принесла?

(Сл.18)

Осень: Принесла я вам муки!

Ребята: Значит,будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки!

Ребята: Каша будет в печке!

Осень: Принесла вам овощей!

Ребята: И для супа и для щей!

Осень: Рады ли вы грушам?

Ребята: Мы их впрок посушим!

Осень: А уж яблоки,что мёд!

Ребята: На варенье, на компот!

Осень: Принесла я мёду!

Ребята: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и мёду,

Я и хлеба принесла

И хорошую погоду

Вам в подарок припасла.

(Сл.19)

А дождику вы рады?

Ребята: Не хотим не надо!

Осень Тогда ребята, встречайте моих друзей!

(Выходят дети в масках овощей.)

Овощи хором. Здравствуйте, гости, ребята и взрослые!

(Сл.20)

Свёкла: Летом вы к вам приходили

Мы сегодня к вам пришли.

То,что летом вы растили,

Мы вам нынче принесли.

Морковь : . Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох .

Осень:
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков
!

Выходит колорадский жук и читает стих в стиле реп

(Сл.21)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл. (Ребята которые вели диалог с осенью выходят и брызгают на колорадского жука из распылителей ) К. жук (убегая) Караул!

Ребята 1-й Отравы жук не потянул!
2- й Возвратился в Колорадо … .
3-й Или лапки протянул … . (Овощи уходят )

Ведущий: Пора нам ребятки отдохнуть.Поиграем в игру «Рифмофокусы»

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький .

Молодцы! Пришла пора нам заглянуть лес…

(Сл.22)

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

(Сл.22) Белка 1: (оглядывается по сторонам )

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка2 Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1 К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

(Сл.22) Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2 Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

(Сл.22) Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

(Сл.22) Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые
Мне зимовать придется не впервые.

(Уходят)

Осень: Ну, вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Звери поменяли летние одежды на зимние . Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать около жилья человека.

Ребята читают стихи.

(Сл.23) 1-й Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.


(Сл.24) 2-й А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.


(Сл.25) 3-й Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.
Ведущий: Что то мы с вами заскучали, а давайте в игру поиграем «Улетели птицы»

Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Осень: Ребята, сделайте и вы мне подарок. Я знаю, что многие поэты на Руси писали очень красивые стихи про осень, почитайте мне их.

Ведущий: А что, ребята, порадуем Осень?

(Сл.26) Ребята читают стихи

А.С.Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора .

Алексей Толстой

Осень. Обсыпает весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

(Cл.27) Николай Некрасов

Перед дождем

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок

Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья. .

(Сл. 28) Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Действительно,ребята, зимы уже не долго ждать осталось. Уже наступают холода и первые заморозки. Но мы грустить не будем, ведь каждое время прекрасно по своему. Давайте на прощание споём песню «Чудная пора осень».


яна каминская

Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенины » .

Цель : - знакомить детей с обычаями встречи осени на Руси .

Задачи :

1. Воспитательные :

Воспитывать интерес к народным традициям

Воспитывать бережное отношение к природе, всему живому

2. Образовательные :

Учить детей иметь представление о понятии «русский быт»

Углублять знания о традициях и обычаях русского народа

Просто и понятно излагать свои мысли.

3. Развивающие :

Развивать речь, внимание, память, воображение, наблюдательность

Развивать логическое мышление,познавательный интерес.

Ход занятия:

Воспитатель : Загадка об осени .

Пришла без красок и без кистей

И перекрасила все листья

Дни стали короче, длиннее стали ночи

Кто знает, когда это бывает.

Ответы детей.

Воспитатель : - По каким приметам вы узнали осень ? Сейчас какое время года? Какой месяц осени ?

Ответы детей.

Воспитатель : - Недаром говорится : «Осень - перемен восемь » . Как и у каждого времени года, у осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе месяц вначале один, а к концу другой. Самый красивый месяц сентябрь. В первые дни он в зеленом платьице, а к концу в золотом и багряном наряде.

Воспитатель : - Ребята, а сегодня мы с вами будем праздновать Осенины – осени именины .

- Осень пора щедрая , хлебосольная, На огородах созрел урожай, в полях поспели хлеба, в лесах ягоды, грибы.

Поэтому издавна русский народ праздновал Осенины , как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый и богатый урожай.

Чтение стихотворения Т. Шорыгиной

Гроздья алые калина

Наклонила над водой

Нынче праздник – Осенины

День прозрачный, золотой.

Нашей матушке землице

Низкий отдадим поклон

И речной воде – быстрице

Мы поклонимся потом

Солнце, что вставало рано

Хвалим мы за урожай

Из муки печем овсяный,

Сдобный, пышный каравай

Угостим мы караваем

И коровок, и коней

Ведь они нам помогали

И трудились много дней.

Пословицы и поговорки

Воспитатель : - Ребята, а знаете, что у осени , как и у каждого времени года есть свои народные приметы. Например :

«Много паутинок летающих по ветру – значит осень будет ясная , а зима холодная».

«Как в лесу много рябины – осень будет дождливая , а если мало то сухая».

«Много желудей в сентябре на дубе – к лютой зиме» .

Воспитатель : – Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки вы знаете про осень ?

Ответы детей

Цыплят по осени считают .

Как лето со снопами, так осень с пирогами .

Осень идет и за собой дождь ведет.

Осень хвастлива , зато весна справедлива.

Воспитатель : - Все лето люди трудились от зари до зари на огородах, в полях. Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, что же они делали на огородах и в полях?

Ответы детей.

Воспитатель : - А чтобы нам это узнать, давайте с вами немного поиграем.

Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать (Вот и проверим как хорошо вы умеете отгадывать загадки) .

Урожай-то мой неплох-

И капуста, и горох

Что поспело, угадайте

На вопросы отвечайте.

У меня на грядке

Выросли загадки

Сочные да круглые

Вот такие крупные

Летом зеленеют

Осенью краснеют (Помидоры) .

Без окон, без дверей

Полна горница людей (Огурцы) .

Прежде чем его мы съели

Все наплакаться успели (Лук) .

Говорит коза, что козы

Очень любят нюхать розы

Только почему-то с хрустом

Нюхает она …. (Капусту) .

Корешок оранжевый под землей сидит

Кладезь витаминов он в себе таит

Помогает деткам здоровее стать

Что это за овощ, можете сказать. (Морковь) .

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож (Груша) .

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

Любят меня детки (Яблоко)

Воспитатель : Демонстрирует корзину с овощами и фруктами.

Воспитатель : – Вот ребята мы с вами и узнали что выращивали люди все лето на своих огородах и что поспело у них в садах. Посмотрите что у нас в корзине?


Ответы детей.

Физкультминутка.


Овощей мы наберем (идут по кругу, высоко поднимая ноги, остановились, повернулись в круг)

Если в огород пойдем (разводят руки в стороны)

Здесь бананы не растут (отрицательный жест пальцем)

Лук, чеснок и баклажаны (повороты в стороны)

И редиска, и морковка (поднимают левую, затем правую руки вверх)

Им в земле сидеть так ловко (руки на поясе, присесть)

Мы их из земли достанем (наклонится вперед, хватательные движения ладонями у пола)

И салаты делать станем (потирающие движения ладонями друг о друга) .

Рисование


Воспитатель : - И вот наконец- то весь урожай собран, посеяны озимые, настало время для домашних дел. Ребята, а скажите кто у нас занимается домашними делами?

Ответы детей.

Воспитатель : – А кто главные помощники у мам? Ответы детей.

Воспитатель : – И вот женщины начинали готовить весь собранный урожай к зиме : солили огурцы, помидоры, капусту, сушили яблоки, груши и грибы, а также убирали избы, мыли окна, чистили и зашивали зимнюю одежду. И т. к. все домашнюю работу выполняли женщины, эту пору называли «бабьим летом» и продолжалось оно 1 неделю.

Русская народная игра «Мы капусту солим…»

Мы капусту рубим, рубим («рубят» ладонями)

Мы морковку трем, трем (трут двумя руками)

Мы капусту солим, солим (имитация соления)

Мы капусту мнем, мнем (мнут двумя руками)

И в кадушечку кладем (руки через стороны вниз) .

Воспитатель : - И после того как работа была закончена, вся деревня выходила праздновать Осенины : люди пели, плясали, водили хороводы, играли на гармошках, на балалайках, на ложках, пекли овсяный каравай и угощали друг друга, благодарили матушку природу за богатый и щедрый урожай.

Воспитатель :

Урожай мы весь собрали, поиграли, рисовали

А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать

- Осенины , осенины будем долго вспоминать.


Сюрпризный момент – «Каравай» (хоровод) .


Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.

Задачи: расширить знания об осени; познакомиться с традициями, обычаями русского народа; способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности детей.

Домашнее задание для команд – участниц.

  1. Отличительный знак команды – примета осени.
  2. Рассказ об овоще (название команды) – 3-4 минуты. (Можно использовать слайды).
  3. “Пользы для…” – реклама предлагаемого овоща.
  4. “Советуем приготовить” – рецепт (рецепты) блюд с использованием овоща, одно блюдо приготовить.
  5. “Осенний наряд” – презентация осеннего костюма (можно шуточная)

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас на нашей конкурсно-развлекательной программе "ОСЕНИНЫ". Располагайтесь по удобнее, смотрите и слушайте. (Презентация. Слайд 1)

Звучит песня “Осенины на Руси”.

(Слайд 2) А что же означает это слово “Осенины”? Для названия сегодняшнего праздника оно выбрано не случайно, ведь по старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. (Слайд 3) Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир. (Слайд 4) Осенины – первая встреча осени. В этот день полагалось "вытереть" с помощью двух дощечек "новый" огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд "пострига" (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.
К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен – день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

(Слайд 5) 21 сентября – вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: "К нашей хлеб – соли милости просим!" После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь. Осень вступила в свои права. По сути, это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. (Слайд 6) Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей духовной, небесной природе вторые Осенины – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа а по своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми, конкурсами, песнями, весёлыми соревнованиями. Вот и сегодня наша программа соединит в себе и праздник урожая, и шуточные конкурсы, и весёлые игры. В программе принимают участие три команды:…, а впрочем, представлять их вам я не буду, пусть о себе они сами и расскажут.

1. Представление команд.

Перед началом соревнований предлагаю вам небольшую разминку. Это очень простая игра, которая называется “Рифмофокусы”. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём: (Слайд 7)

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Вы, конечно, знаете, что каждое время года имеет свои приметы. Например, весна – это посадка овощей, зима – утепление домов и людей и новогодние праздники, лето, естественно, каникулы. А знаете ли вы приметы осени? Это мы сейчас и проверим. Я зачитываю вам первую половинку народной приметы, а вы должны её правильно продолжить. (Слайды 8 – 16)

2. Народные приметы

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Облака редкие – будет ясно и (холодно);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Кроты и мыши делают большие запасы (к суровой и снежной зиме);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);
  • Если в октябре лист с березы опадет не чисто (жди суровую зиму).

Осень – время сбора урожая. Вот главная примета осени. Чтобы собрать урожай мы трудились всё лето дома на огороде, в школе на пришкольном участке: пололи, поливали, рыхлили, убирали урожай. А каковы же итоги? Фотоколлаж “Урожай – 2010”

“Сбор урожая” (Для проведения конкурса капитану команды потребуется белые листочки и маркер.)

Вот это корзины (обручи), в которые вам необходимо поместить как можно больше людей – это будут овощи и фрукты, причем у каждого должно быть свое название. Чей урожай окажется больше, тот и победил.

А сейчас – следующий конкурс, который называется “Соедини пословицу”. (Слайд 17)

Соедини пословицу

Весна красна цветами А осень снопами
Цыплят по осени Считают
Осень запасиха, Зима – подбериха
Придёт осень За всё спросит
Весна красна, да голодна Осень дождлива, да сытна
В октябре до обеда осень А после обеда – зима
Октябрь землю покроет где листком Где снежком
В ноябре снега надует Хлеба прибудет
В октябре ни на колесах Ни на санях
В осеннее ненастье семь погод на дворе: Сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.

А сейчас вам пословицу нужно изобразить. (Слайды 18 -20)

1-я команда – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2-я команда – У семи нянек дитя без глаза.

3-я команда – Дарёному коню в зубы не смотрят.

А сейчас – конкурс для ваших рук. В течение пяти минут из предложенных материалов вы должны изготовить поделку, придумать ей название.

5. Поделка из природного материала.

А сейчас вновь обратимся к нашим командам. Ваши названия выбраны не случайно, в каждом овоще – богатый запас витаминов, минералов, огромная исцеляющая сила. А вот какая именно сила – мы узнаем из рекламы, которую приготовили для нас представители каждой команды.

6. “Пользы для…”

7. Игра “Угадать предметы на ощупь”.

А следующий конкурс – конкурс осенних загадок. Ваша задача – разгадать предложенные загадки.

8. “Угадай загадку” (Слайды 21–32)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картошка)

Над землёй трава,
Под землёй алая голова.
(Свекла)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют.
(Помидоры)

Величава и кругла,
На бахче она жила.
Сверху серая, смотри,
Но оранжево внутри.
К похвалам она привыкла
Королева каши…
(Тыква)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка)

А следующий конкурс – литературный. Я зачитываю строчки из известных стихотворений, а вы должны угадать их автора. (Слайды 33–38)

9. Литературный конкурс

  1. Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит,
    Лёд неокрепший на речке студёной,
    Словно как тающий сахар лежит.
    Около леса как в мягкой постели,
    Выспаться можно – покой и простор!
    Листья поблекнуть ещё не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
    (Н.Некрасов)
  2. Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный
    И лучезарны вечера.
    (Ф.Тютчев)
  3. Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блестело,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась.
    (А.Пушкин)
  4. Осень. Осыпает весь наш бедный сад,
    Листья пожелтевшие по ветру летят,
    Лишь вдали красуются там, на дне долин
    Кисти ярко-красных вянущих рябин.
    (Л.Толстой)
  5. Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    (И. Бунин)
  6. Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса -
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    (А.С. Пушкин)

Какие красивые слова! Издавна все поэты воспевали осень, Говорили ей “Спасибо” (Слайд 39)

Осень дивная!
Осень славная!
Спасибо тебе за дни твои погожие!
Спасибо за листопад веселый!
За красоту лесов и полей – спасибо!

Осень величавая!
Осень сытная!
Спасибо за хлебушек душистый,
За яблоки ароматные,
За богатый урожай спасибо!

И следующий наш конкурс называется “Хвала осени”. Вы должны подобрать хвалебные слова осени, то есть рассказать, какая она? Составьте текст хвалебной речи.

10. “Хвала осени”.

11. “Кто быстрее?” – съесть яблочко на ниточке.

12. “Собери картинку” (собрать разрезную картинку).

А следующий конкурс – музыкальный. (Слайд 41)

13. Музыкальный конкурс.

а) Вставьте пропущенные слова:

Листья ….. над городом …..,
С ……. шорохом нам под …… ложатся,
И от ……. не спрятаться, не …..,
……… желтые, ……., что …… снится. (Слайд 42)

б) Соберите строчку из песни, назовите песню и исполните один куплет.

Птицы, давно, в, разлетаются, не, лужах, облаками, осень, был, с, я, тобою.

в) Кольцовка осенних песен (кто больше знает песен об осени).

14. Игра “Собери картошку”. (Одному игроку из каждой команды завязывают глаза, и по команде они начинают собирать рассыпанные по полу картофелины. Кто больше соберёт – та команда и победила.)

Вернёмся к нашему домашнему заданию. Команды должны были подобрать рецепты блюд из овоща, которым называется команда, а ещё угостить присутствующих вкусным блюдом.

16. Конкурс художников. (С закрытыми глазами приклеить листики на ветки нарисованного дерева.)

17. Игра “Капуста”. (На одного из членов команды за 1 минуту одеть как можно больше вещей.)

Как красива осень! Её изображают на своих картинах великие художники, воспевают в песнях знаменитые композиторы и поэты. А ещё – стараются запечатлеть фотографы. Подчас фотографии получаются весёлыми и даже курьёзными. Следующий конкурс – придумать интересные подписи к предлагаемым фотографиям.

18. “Подбери название” (Слайд 43 – 45)

Осень не только красива сама по себе, но и украшает всё вокруг: устилает пёстрым ковром поляны и дорожки, развешивают яркие бусы на калине и рябине. А ещё помогает украшать наших девчонок. Сейчас вы должны изготовить осеннее украшение из предлагаемых материалов – калины, рябины, боярышника и т.д.

19. “Осеннее украшение”.

Украшение готово, но таким красивым украшениям должен соответствовать и прекрасный осенний наряд. Две недели школьные модельеры трудились над изготовлением осеннего костюма, и сейчас пока ещё не очень знаменитые кутюрье представят нашему вниманию свои шедевры.

20. “Осенний наряд”.

21. Игра “Умелый водитель”. (В коробку из-под конфет накладывают картошку. Задача “водителя” – провезти коробку на верёвочке между кеглями так, чтобы картошка не рассыпалась а кегли не упали.)

Пока жюри подводит итоги – игра “Эрудит” Подведение итогов вечера. Награждение победителей. (Слайд 63)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!