Методическая разработка по физкультуре на тему: Диагностика и коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию. Коррекционная направленность физического воспитания

Физическое воспитание детей в специальных школах предусматривает овладение школьниками программным материалом в соответствии с государственным образовательным стандартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по лечебной физической культуре, ритмике.

В процессе физического воспитания осуществляются не только общие задачи - развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

К особенностям коррекционной направленности физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:

1) возраст и пол;

2) результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;

4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

5) исходный уровень физического развития;

6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7) наличие сопутствующих заболеваний;

8) способность ребенка к пространственному ориентированию;

9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

10) состояние и возможности сохранных анализаторов;

11) способы восприятия учебного материала;

12) состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимости).

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7-11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Поэтому в урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз. Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. В связи с этим последствия нарушений могут быть в значительной мере преодолены, и незрячий человек может достичь высокого уровня психического и физического развития при определенных условиях К таким условиям можно отнести:

Условия семейного и школьного воспитания,

Состояние здравоохранения, социального обеспечения реабилитационных центров,

Уровень квалифицированной помощи ребенку с особыми нуждами,

Уровень технического прогресса и многие другие факторы.

Поэтому одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифицированная помощь ребенку. Учителю физкультуры следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Исследования ряда авторов (В А Кручинин, Л А Семенов, Л И Солнцева, В А. Феоктистова и др.) показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей.

Уроки физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1-2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3-4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока. Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.

Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4-5 см. К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир, педальки для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки, конус для развития вестибулярного аппарата и многое другое. Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни. Процесс физического воспитания в специальных школах должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.

Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного), осязательного, слухового, обонятельного).

Вадим Харитонов
Физическое воспитание в коррекционных ОУ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Разработка : Харитонов В. В. инструктор по физической культуре МБДОУ № б «Орлёнок»

г. Тейково

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушение зрения и общее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач , определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой :

достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;

коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональны возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.) ;

активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой .

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей : окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра - и общего психического развития ребенка.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на поли сенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т. е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения) . На общеразвивающие занятия физкультурой дети включаются по предписанию врача педиатра и врача ЛФК.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Цель :

1. Формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности.

2. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

З. Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп, умения и навыки в спортивны играх и упражнениях, совершенствовать технику их выполнения.

4. Совершенствовать ходьбу, бег, лазание, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений.

ЗАДАЧИ :

1. Воспитывать морально-волевые качества : выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность.

2. Развивать потребность самостоятельно организовывать подвижные игры.

3. Учить справедливо и честно оценивать в игре свое поведение и поведение сверстников, проявлять дружескую взаимопомощь.

Для достижения цели решения поставленных задач рекомендуется в режим дня включать виды физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Виды занятий физическими упражнениями Характер Место в режиме

1. Утренняя гимнастика. Обязательно Ежедневно

2. Гимнастика после дневного сна. Обязательно Ежедневно

З. Закаливающие мероприятия. Обязательно Ежедневно

4. Физические занятия . Обязательно Ежедневно

5. Тренировочные занятия. Обязательно 2 раза в неделю

6. Подвижные игры на прогулке.

7. Самостоятельная двигательная активность.

8. Физкультурно- спортивные праздники. 3 раза в год

9. Дни здоровья. 4 раза в год

10. Сдача нормативов. 2 раза в год

11. Гимнастика. дополнительно 3 раза в год

ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная ходьба.

2. Ходьба на носках.

З. Ходьба на пятках.

4. Ходьба на наружных сторонах стоп.

5. Ходьба с высоким подниманием колена.

6. Ходьба перекатом с пятки на носок.

7. Ходьба приставным шагом в правую и левую сторону.

8. Ходьба с выполнением различных заданий воспитателя , ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.

Упражнения для пропедевтики :

1. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.

2. Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.

З. Ходьба на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.

ВИДЫ БЕГА

1. Обычный бег.

2. Бег на носках.

3. Бег с высоким подниманием колена.

4. Бег мелким и широким шагом.

5. Бег в колонне по одному.

6. Бег змейкой между расставленными в одну линию предметами.

7. Бег врассыпную.

8. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 мин.

9. Бег в среднем темпе на 80-100 метров в чередовании с ходьбой.

10. Челночный бег.

Упражнение для пропедевтики :

1. Бег на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.

2. Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.

ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

1. Ползание на четвереньках вперед.

2. Ползание на четвереньках змейкой между предметами.

3. Ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечье и колени, на животе, подтягиваясь руками.

4. Перелезание через несколько предметов подряд.

5. Пролезание в обруч разными способами.

6. Лазание по гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.

7. Перелезание с одного пролета на другой.

Упражнение для пропедевтики :

1. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредотачивая на нем взор.

2. Ползание за движущимся предметом.

3. Лазание по наклонной гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.

1. Прыжки на двух ногах на месте.

2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

З. Прыжки на правой и левой ноге (на месте и с продвижением вперед) .

4. Подскоки на месте.

5. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

6. Прыжки через предметы.

7. Прыжки на мягкое покрытие.

8. Прыжки с высоты 25-30 см в заранее обозначенное место.

9. Прыжки в длину с места.

10. Прыжки в длину с разбега.

11. Прыжки в высоту с разбега.

12. Прыжки через скакалку.

Упражнение для пропедевтики :

1. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке.

2. Прыжки через предметы боком.

БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ

1. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками.

2. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.

З. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.

4. Перебрасывание мяча из одной руки в другую.

5. Перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (стоя, сидя) .

6. Перебрасывание мяча различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли) .

Упражнение для пропедевтики :

1. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.

2. Прокатывание мяча по ограниченному пространству.

ЭЛЕМЕНТЫ ГИМНАСТИКИ

Равновесие на одной ноге «ласточка» : из исходного положения основная стойка, постепенно приподнимая прямую левую ногу назад, верх, наклониться вперед, придавая телу горизонтальное положение, руки развести в стороны. Удержать равновесие на правой ноге.

Стойка на лопатках «березка» : из седа, сгибая ноги и перекатываясь на спину, подняться в стойку на лопатках с согнутыми ногами, локти согнуты рук поставить на пол, кисти ближе к лопаткам, удерживать тело в вертикальном положении, разгибая ноги, сохранить это положение.

Перекат назад согнувшись : из седа перекат назад на лопатки до упора носками ног в пол за головой.

Перекат вперед и назад прогнувшись : из упора лежа на животе прогнувшись, согнуть руки и перекатиться вперед прогнувшись, поднять ноги в положение, близкое к стойке на груди, перекатом назад вернуться в исходное положение.

Равновесие на одной ноге «пистолетик» : из исходного положения основная стойка одну ногу поднять вперед до прямого угла, руки в стороны, на другую присесть, сохраняя равновесие.

Упражнение на гибкость «мостик» : из положения лежа на спине, с согнутыми ногами, опираясь руками на пол у плеч, прогнуться в мостик, разгибая руки и ноги.

Кольцо в упоре лежа : из положения лежа выпрямить руки, приподнять туловище, оставаясь лежать на животе, ноги поднять вверх и, сгибая их в коленях, пытаться носками дотянуться до головы.

Наклоны вперед «складной ножик» : из положения сидя, ноги вместе наклониться вперед, стараясь грудью коснуться бедер без сгибания ног.

Кувырок вперед : из положения упор присев, руки на ширине плеч на расстоянии шага от ног, толчком ног выполнить кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук до полного завершения кувырка.

К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ :

ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального; прыгать в обозначенное место с высоты 25-30 см; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см) ; прыгать в длину с места не менее (70-75см, с разбега (не менее 80-90см, в высоту с разбега (не менее 25-ЗОсм) ; прыгать через короткую и длинную скакалку;

метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м, бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м. ;

сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнения на ограниченной площади опоры;

перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое развитие.

Для этого преследуются следующие задачи:

    Учить детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу;

    Укрепление здоровья детей.

Физическое воспитание детей подготовительной к школе группе требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятный для достижения

хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движения, а также совершенствование

некоторых элементов техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя

значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно.

Большое значение здесь имеют взаимопосещения физкультурных занятий учителями в детском саду и инструкторов в школах, где корректируется программа физического

воспитания по подготовке к школе.

На первом месте стоит тестирование детей, что позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его совершенствования возрастным нормам, а также

определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития.

Исходя из региональных возможностей, нами определены следующие тесты диагностики:

    Исследование гибкости – наклоны вперед из положения сидя.

    Обследование прыжков в длину с места.

    Прыжок в высоту с места.

    Обследование метания набивного мяча (m = 1 kg ) на дальность из положения сидя, руки с мячом за головой.

    Челночный бег.

    Бег на дистанцию 30 м.

Наблюдая за детьми и их результатами в течение 5 лет, нами выведены свои региональные нормативы по трем уровням развития: высокий, средний и низкий.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май), в результате которой выявляются дети с низким уровнем развития или слабым средним, нуждающимися в коррекции

психофизической функции.

В течение года с этими детьми проводится коррекционная работа, т.е. выполняются подводящие упражнения к основному, добиваясь, более высоких результатов по каждому

движению. На конец учебного года проводится повторное тестирование, на детей заполняются диагностические карты и передаются в школу.

Параллельно с коррекционной работой в детском саду ведется работа по укреплению здоровья детей и коррекции опорно-двигательного аппарата.

    Закаливающие процедуры:

    • Утренняя гимнастика в помещении в облегченной форме и на воздухе в теплый период.

      Физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе.

      Дыхательная гимнастика в помещении и на воздухе в теплый период.

      Круглый год работает фитобар.

      Сауна.

      Занятия в бассейне.

      Физиолечение.

      Массаж.

    Коррекционная работа по профилактике опорно-двигательного аппарата.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку и стопу в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов

нарушения осанки и стопы, тем больше вероятности того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

В нашем детском саду профилактика нарушений осанки и плоскостопия осуществляется на:

    физкультурных занятиях

    занятиях в бассейне по обучению плаванию

    коррекционной работе

Для проведения этой работы определены следующие задачи:

    1. Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника и голеностопного сустава.

      Способствовать правильному расположению частей тела.

      Осуществить коррекцию имеющихся нарушений осанки и стопы.

      Закреплять навыки правильной осанки, правильно ставить ногу, выбирать обувь.

Проводя эту работу, дети нашего детского сада добились высоких результатов, становились неоднократными победителями городских и районных соревнований среди

детских образовательных учреждений, а выпустившись продолжают заниматься спортом, защищая честь школы.

При обследовании детей необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать появления у ребенка отрицательных эмоций.

На обследование дети приглашаются небольшими группами, в зависимости от возраста и методики обследования. При обследовании важно соблюдать индивидуальный подход,

обращаться к ребенку только по имени, учитывать возрастные особенности детей.

Младшие, застенчивые дети нуждаются в большей заинтересованности, эмоциональности, побуждении к выполнению задания. В то же время и старших детей важно

активизировать, поощрять на достижение более высоких результатов, однако не следует подсказывать приемы, касающиеся техники исполнения (например, «шире шаги»,

«поставь ногу назад» и т.д.).

При обследовании физических качеств одежда и обувь детей должна быть удобной, облегченной. Обувь не должна соскакивать с ног. Во время проведения тестов условия

окружающей среды должны тщательно фиксироваться, так как они могут менять функции организма человека. Рекомендуется учитывать: атмосферное давление, температуру

по сухому термометру, скорость ветра, должно быть указано место проведения тестов.

Работа с медицинскими картами.

Из медицинской карты берутся данные:

    ФИО ребенка.

    Дата рождения.

    Текущая заболеваемость за полгода (используются данные медицинских справок, которые даются врачом поликлиники при возвращении ребенка в садик после болезни; в справке должны быть указаны сроки заболевания и диагноз).

    Общая заболеваемость (сведения о диспансерном наблюдении, группа здоровья на момент обследования).

    Состав семьи (полная, неполная).

Ежедневно, сталкиваясь со своими маленькими детьми, руководитель физического воспитания несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для него

важным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития ребенка, а также его основных двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы,

выносливости, гибкости.

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста развития. Оно представляет собой

процесс биологического созревания клеток, тканей, органов всего организма. Внешне физическое развитие проявляется увеличением размеров частей тела ребенка и

изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Физическое развитие понятие комплексное, собирательное и признаки, характеризующие его, разнообразны. Исследование физического развития позволяет определить

размеры тела, формы, пропорции его частей, а также некоторые функциональные возможности.

Правила проведения исследования.

Исследования лучше проводить в первой половине дня, в теплом, светлом, хорошо проветриваем специально приспособленном помещении или уголке, или на площадке.

    Температура в помещении должна быть не ниже 18 градусов.

    Измеряемые участки тела должны быть обнажены.

    Исследование не должно быть длительным по времени.

    Необходимо соблюдать точность измерений.

    Все лица, проводящие исследование, должны быть тщательно подготовлены к их проведение.

    К началу работы должны быть разработаны программы измерений и формы протоколов, куда заносятся результаты обследования.

    Необходимо при исследовании быть точным, аккуратным, внимательным.

Измерение длины тела.

Длина тела стоя и сидя измеряется с помощью ростомера с точностью до 0,5 см. Испытуемый становится в позу, корпус выпрямлен, руки свободно опущены, пятки вместе, носки

разведены. Ростомера касаются три точки: пятки, ягодицы, лопатки. Голова расположена так, что угол глаза и козелок уха находятся на одной линии (немецкая горизонталь),

планшетка ростомера должна касаться верхушечной точки (наиболее высокой точки на темени). Аналогично положение и при измерении роста сидя. Отсчет ведется от

поверхности сидения.

Определение веса тела.

Вес тела определяется при максимальном обнажении испытуемого на медицинских весах с точностью до 50 гр., через 2 – 3 часа после еды. К вечеру вес тела увеличивается на 1 кг., а после обеда на 2 кг. и более.

Измерение объема грудной клетки.

Объем грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Испытуемый стоит лицом к исследователю. Лента располагается так, что нулевое деление находится впереди

испытуемого. Лента должна прилегать к телу, но не сдавливать, не смещать кожу. Рекомендуется в начале натянуть ленту, а затем ослабить её. Лента накладывается так, чтобы

сзади она проходила под нижним углом лопаток, с боку – между туловищем и руками, а спереди немного закрывала околососковые кружки. Нужно следить, чтобы лента лежала

горизонтально, а также учитывать, что матерчатая лента вытягивается и после 30 – 40 измерений должна быть заменена новой.

Методика исследования гибкости.

(наклон вперед из положения «сидя»)

На полу проводятся две перпендикулярные линии.

Испытуемый без обуви садится со стороны линии ВГ так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались её. Расстояние между пятками 20 – 30 см. Ступни

вертикальны.

Руки вперед, внутрь, ладони вниз. Воспитатель прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона

(ладони скользят вдоль размеченной линии). Четвертый наклон зачетный выполняется за 3 секунды. Результат засчитывается по кончикам пальцев (может быть отрицательным,

если наклон был до линии АБ) с точностью до 0,5 см.

Методика обследования прыжков в длину с места.

Дает оценку разгибателей ног, также служит показателем прыгучести, отражает состояние общей координированности, уровень развития скоростно-силовых качеств и

двигательных способностей.

Обследование прыжков в длину с места проводится или на участке или в помещении. На участке прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на

взрыхленный грунт (площадью 1 х 2м). Для прыжков в помещении (в зале, групповой комнате) может быть использована ковровая дорожка, повернутая ворсом вниз. Встав на

исходную линию (носки за чертой, ноги на ширине ступни), прыгающий делает взмахи руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги.

Лучший результат из трех попыток фиксируется в сантиметрах, по следам пяток в момент приземления.

Обследование проводят два человека. Один объясняет, следит за исходным положением, другой фиксирует результат. Первыми для обследования лучше брать более активного

ребенка. Для младших детей нужно провести небольшую линию или условно показать место, куда надо прыгать. Важно и подбодрить детей, стимулировать ребенка прыгнуть

Для измерения длины используется деревянная рейка (на 2 метра) или металлическая рулетка.

Прыжок в высоту с места.

Определяет силу разгибателей стопы и спины.

Инвентарь: матерчатый сантиметр, к концу которого привязано кольцо материи (Д = 40 см) и отрезок резинки длиной 6 – 10 см.

Обследование производится в зале или комнате. К полу прикреплен отрезок резинки на кнопки или обойные гвозди, в натянутом виде. Между полом и резинкой пропускается

сантиметр. Обследуемый ребенок становится перед резинкой, ноги на ширине плеч (следить, чтобы стоял прямо, не наклонялся вперед). Проводящий обследование одевает

ленту на шею ребенка (можно вместо ленты крепить сантиметр к поясу, одеваемому на талию ребенка), слегка натягивает сантиметр, замечает, какое деление сантиметра

пересекается с резинкой и затем ослабляет натяжение ленты сантиметра. Ребенок немного сгибает ноги, отводя руки назад и выполняет прыжок вверх с активным махом руками

вверх. Проводящий обследование отмечает, насколько придвинулся сантиметр, подсчитывает высоту прыжка. Для того, чтобы дети выпрыгивали вертикально, желательно

подвесить над головой ребенка мяч или игрушку и нацеливать детей доставать её.

Методика обследования метания на дальность.

Метание способствует созданию мышечного корсета, укрепляет мышцы рук, спины, плечевого пояса, благоприятствует формированию правильной осанки, развивает

подвижность в суставах пальцев, кисти, совершенствует движения рук в целом. Метание является отражением скоростно-силовой подготовленности ребенка.

Бросок набивного мяча (1 кг) обеими руками из-за головы производится из исходного положения сидя, ноги врозь. Пятки не пересекают черту, от которой измеряют дальность

броска. Мяч отводится назад, затем резко выбрасывается вперед. При броске голову не опускать, провожать мяч взглядом. Ребенок выполняет 3 попытки, фиксируется один

результат. При явном срыве ребенку позволяют перебросить неудавшийся бросок.

Методика обследования скоростных качеств

в зависимости от возраста.

Бег на дистанцию 30 м. На участке (или за его пределами) выбирается дорожка длиной не менее 40 м. Небольшое пространство (2 – 3 м), должно быть перед стартом и после

финишной линии (5 – 7м), для того, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной черты. Дорожка должна быть свободна от ветвей, кустов, от играющих детей,

проходящих взрослых.

Линия старта отмечается хорошо видной поперечной полосой. Здесь же можно приготовить скамейку для одежды и игрушек. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой

для определения места обследователя, стоящего на финише, так как перед финишной линией, проведенной поперек дорожки, дети могут останавливаться. За линией финиша на

расстоянии 5 м устанавливается хорошо видимый ориентир (флажок, куб и т.д.). Расположении линии старта должно быть таким, чтобы солнце не светло в глаза бегущему

ребенку.

Наряду с оценкой времени бега следует оценить и технику бега (положение головы и туловища, координацию движений, качество полета, прямометность, ритмичность),

подсчитывается число беговых шагов, сделанных ребенком от старта до финиша.

В забеге участвуют двое, результаты которых фиксируют с помощью секундомера. Дается одна попытка.

Возраст

(лет)

Пол

Рост

(см)

Вес

(кг)

Гибкость

(см)

Метание

(см)

Прыжки в длину

(см)

Прыжки в высоту (см)

Челночный бег

(сек)

Бег 30 м

(сек)

92 – 99

13,7 – 15,3

В + 13

С + 10

Н + 7

В 53

С 45

Н 39

99 – 107

13,1 – 16,7

В + 16

С + 13

Н + 10

В 49

С 41

Н 36

99 – 107

15,3 – 18,9

В + 11

С + 8

Н + 5

В 65

С 60

Н 55

В 77

С 70

Н 63

В 18

С 15

Н 12

В 14,5

С 14,8

Н 15,1

В 8,5

С 8,8

Н 9,1

96 – 106

14,4 – 17,9

В + 14

С + 11

Н + 8

В 55

С 50

Н 45

В 72

С 65

Н 58

В 16

ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП

    Дифференциация носового и ротового дыхания,

    Развитие мышечных движений(жевание, улыбка, радость, грусть).

    Развитие слухового внимания

    Развитие артикулярных движений(цокание, шипение, насос и др.)

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие общей координации.

    Развитие координации между движением и словом.

    Развитие динамической координации движений

(напряжение-отдых- напряжение).

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Развитие координации движения

Специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая гимнастика, артикуляционные движения).

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Укрепление опорно-двигательного аппарата

Специальные упражнения по ЛФК

Развитие физических способностей.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

Оздоровительный

Специальный (по показаниям заболевания)

ЗАКАЛИВАНИЕ

ИГРА КАК ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Наглядный материал в играх и упражнениях

Физкультминутки

Расширение и обогащение лексического запаса в игре

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП

сентябрь - октябрь - первая неделя ноября

У-А-АУ-И-Э-О-Ы; П-Т-К-Л-Й-Х-С

Сентябрь Семья, овощи, фрукты

«Запрещенное движение»

«Вершки-корешки» «Карлики-великаны» «Орех-шишка»

Развитие быстроты реакции, внимания, со­образительности, умения сохранять равно­весие.

«Найди свой домик» «Найди свою пару» «Возьми предмет»

Развитие слухового и зрительного внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

«Летает - не летает»

Обогащение словарного запаса, внимание, сообразительность.

«Наше тело» «Телоупражнения» «Путанка»

Изучение своего тела, закрепление в игре, расширение знаний о своем теле.

ые, «Осень»

«Братья-ленивцы» «Замок»

Развитие мелких мышц кисти, устной связ­ной речи, обучение независимым движени­ям пальцев рук, воображения.

тицы, животн

Совушка»

Умение удерживать равновесие, реакция, воображение.

«Подарки»

Развитие произвольности движений, панто­мимических умений.

«Охотники и утки»

Развитие ловкости, умения ориентироваться пространстве, быстроты реакции, коорди­нации движений, меткости.

«Прыгни-присядь»

Развитие прыгучести, реакции на команду умения сохранять равновесие.

«Рыбы, птицы, звери» (ва­риант «съедобное - не съедобное», «рыба-щука», птицы-ворона»)

Развитие ловкости, быстроты реакции, сообразительности, расширение словарного запаса.

«Три стихии. Земля. Вода Воздух»

Развитие внимания, быстроты реакции, сообразительности, умения ориентироваться в пространстве. Обогащение знаний.

«Гуси-гуси» (слова) «Повар и котята»

Умение слушать команды, развитие сноровки, ловкости, подражание.

«Бычок» (игровые задания слова

Расслабление мышц спины, подражание.

«Отгадай животное» (маска не соответствует движениям)

Развитие мышления, сообразительности, координации движений, словарного запаса.

II период

II -IV недели ноября, декабрь, январь

3-Ц-Ш-Л-Ж-Р

«Хитрая лиса»

«Сторож, зайцы, охотники»

«Космонавты» (слова)

Развитие координации движений, быстроты реакции, внимания, умения ориентировать­ся в пространстве, меткости, сноровки, ов­ладение стихотворной речью

Дикие животные,

«Платочек» (дагестанская народная игра) «Снятие шапки» (народная грузинская игра-эстафета)

Развитие музыкальности, реакции внимания, скоростно-силовых качеств, ловкости, това­рищество в команде.

«Чья монета» «Ловкие обезьянки»

Профилактика плоскостопия, развитие лов кости, силы мышц ног и стопы.

Формирование правильной осанки, быстроты реакции, слухового внимания.

животные

«Спутанные кони»

Взаимодействие в паре согласованных движений, развитие ловкости, товарищества

«Жмурки» (слова) «Мышеловка» (слова)

Ориентировка в пространстве, развитие координации, ловкости, внимания

Уборы, посуда

«Юрта» (башкирская народная игра)

Развитие быстроты, ловкости, словарного запаса.

головные

«Здравствуй, догони» «Отгадай и догони»

Развитие скоростных качеств, быстроты реакции, слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве, координации движений.

«Михасик» (белорусская игра со словами)

Расширение словарного запаса, реакции зрительное и слуховое внимание.

«Дотронься до... « (до... синего, круглого, малень­кого, длинного, мягкого и

Формирование представлений о цвете, фор­ме, размерах и других свойствах предмета развитие быстроты реакции.

Зима, мебель,

Электрические приборы

«Льдинки, ветер и мороз»

«Два мороза» (слова)

«Загони льдинку»

Развитие согласованных движений и слов, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, ловкости, прыгучести

Палочка-стукалочка» (сло­ва) «Похитители огня»

Развитие слухового внимания, речи. Развитие ловкости, реакции, скоростно-силовых качеств.

Воевода» (слова)

Согласованность слов и движений, меткость, скоростные качества, реакция.

Транспорт

«Воробышки и автомо­биль», «Светофор»

Закрепление правил дорожного движения, умения ориентироваться в пространстве, развитие подражательных движений, сохра­нение равновесия.

III период

февраль, март, апрель, май Ч-Щ

«Лови-не лови» «Мяч водящему» (эстафе­та)

«Мой веселый звонкий мяч» (слова)

Развитие ловкости, меткости, координации движений, согласованности слов и движений.

«Караси и щуки», «Моряки и акула»

Развитие находчивости, ловкости, подража­тельные движения (способы плавания).

День Защитника

Отечества

«Волшебные превращения» (волк-заяц, дерево-дрово­сек, охотник-волк и т. д.)

Умение придумывать персонаж сказки, раз­витие сообразительности, реакции.

«Неразлучные друзья» (эс­тафета со связанными но­гами в паре) «Ловкая пара» (с мячом)

Согласованность движений с товарищем, развитие координации движений, ловкости, чувства товарищества, умения сохранять рав­новесие.

«Ручейки - озера» (2 коман­ды)

Развитие умения ориентироваться на других при построении индивидуального действия.

Муз. инструменты

«Мы веселые ребята»

«Лохматый пес» (слова)

Развитие сноровки, умения ориентировать­ся в пространстве. Согласованность слов и движений.

«Защити товарища»

Воспитание дружбы, товарищества; развитие ловкости, меткости.

«Белый шаман» (с бубном) «Затейники»

Развитие ритмичности и музыкальности слу­хового внимания. Развитие воображения, согласованности движений и образов, выра­зительности.

«Перышки»

«Цветочки на поляне» (сло­ва), «Подпрыгни и подуй»

Учить дышать через нос, делать длинный выдох. Согласованность движения слова и дыхания, физические упражнения и дыхание.

Насекомые,

«Мышеловка» (слова) «Уголки» (слова)

Развитие реакции, согласованности движе­ний в команде.

«Облака» (мышечная гимнастика) (слова) «Курочка и цыплята» (слова)

Развитие воображения, выразительности движений, развитие способности к сопере­живанию.

« Азбука- зарядка»

« Выполни фигуру (на ковриках д/координ).

Развитие гибкости тела, запоминание букв, развитие координации, силы мышц тела, закрепление цвета, формы предметов.

« Циркачи и акробаты»,

« Пожарные на учениях»

Развитие гибкости, растяжки, ловкости, координации, выразительности движений.

Школьные

принадлежности

« Вызов номеров»

(2 команды)

« Строим цифры» (собираться от названного числа)

Знание счёта и цифр, развитие реакции, скоростно- силовых качеств. Развитие внимания, реакции, знание счёта.

Профессии

« Собери букет» (буквы)

Умение сложить слово из букв, внимание, развитие речи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!