Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по художественному творчеству в первой младшей группе: оттиск ладошкой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» ВОСПИТАТЕЛЬ: Неумывака И.А. Биробиджан, 2015 год.

Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.

Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» . Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»

Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» . Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого

начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Перед началом реализации опыта, я провела исследования за отношением детей к творческой деятельности. На данном этапе я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: экспериментирование, творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности на начало проекта, %

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:

  1. место – игровой уголок (62 %)
  2. место – ИЗО деятельность (23%)
  3. место - экспериментирование (15%)

В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.

Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Цель: Всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели, были определены следующие задачи:

  1. Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  2. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
  3. Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  4. Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
  5. Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация) , в том числе используя нетрадиционные способы;
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами, использовала настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки) , Лото «Радуга» , «Мозаика» . В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук.

В процессе продуктивных видов деятельности четырехлетнему ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.

Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер» , «Геометрическое лото» , «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.

После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук я использую цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.

Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки - все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики. Для этого я разработала картотеку игр с цветными крышками.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого я использую самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер.

Это задание я начала с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, я его усложняла, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.

В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов» .

«Рисование, - отмечает Л.С. Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование» .

Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Дети четырех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.

Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.

Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Осенний лес» , «Елка новогодняя» , «Солнышко лучистое» .

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?» , «Чьи это следы?» , «Какая ягодка тебе нравится?» , «Для кого эти ягодки?» .

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды» , «Яблоки» , «Моя любимая чашка» , «Солнышко лучистое» , «Маленькой елочке холодно зимой» , «Звездное небо» , «Цветочек радуется солнышку» .

С 4 лет ввожу технику «тампонирование» . Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики» , «Воздушные шары» , «Облака» , «Елочки» . Забавные «Снеговики» , «Цыплята» .

При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу проекта я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.

Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом.

На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом они должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой) , о величине (большой - маленький, высокий – низкий) . С первых занятий приучала детей соблюдать правила аккуратности:

  • не набирать на кисть слишком много клея
  • после намазывания ставить кисть на подставку
  • намазывать формы только на клеёнке
  • при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой

Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие, я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.) .

Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.

В совместной деятельности в вечерний отрезок времени с детьми по аппликации мною были использованы следующая нетрадиционная техникa работы: аппликация из ватных дисков «Вербочки» .

В ходе реализации данного проекта, для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала новую технику творчества – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. Для развития творческого интереса к изучению окружающего мира, я предложила выполнить аппликацию при помощи пластилина. Для этого необходимо было отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них маленькие шарики и выкладывать по контуру рисунка. Дети старались выполнять работу аккуратно, подбирали необходимые цвета.

Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.

Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве нетрадиционного рисования. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование» , «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей» , родительские собрания «Мы юные художники» , , , «Творческие пальчики» .

Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например такой: .

Один раз в квартал провожу открытое занятие для родителей, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей.

В работе с родителями стараюсь найти в каждом ребенке что-то хорошее и хвалю его от всей души. Со своей стороны я учитываю пожелания и рекомендации родителей, привлекаю их к творческо - образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий) .

Особое внимание уделяю созданию познавательно-развивающей среды в группе при помощи родителей. Вместе с родителями изготовлен альбом «Нетрадиционные техники рисования» , дидактические игры «Говорящие цвета» , «Цветные парочки» , «Вкусная палитра» , «Художник по имени природа» , «Одинаковые и разные» , «Подбери палитру к картине» , «Составь портрет» , «Кто есть кто» .

По окончанию проекта родители самостоятельно стали приносить фотографии с изображением того, как они дома занимаются творчеством, а так же поделки которые у них получились. И у нас получилась замечательная фотовыставка «Наше творчество дома.

Работа над опытом проходила в 3 этапа:

1 – й подготовительный: мной были поставлены цели и задачи, определены направления, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; была проведена начальная диагностика детей по развитию творческих способностей;

2-й - основной: реализация поставленных задач в соответствии с перспективным планом;

3-й - обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями других групп, родителями детей.

Работа воспитателя включала следующие пункты:

  1. Разработка опыта «Творческие пальчики» .
  2. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.
  3. Разработка картотеки пальчиковой гимнастики, игр по развитию речи.
  4. Подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования.
  5. Создание атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования.

Деятельность детей:

  1. Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.
  2. Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры) .

Деятельность родителей:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Родительские собрания: знакомство с опытом «Творческие пальчики» ;
  3. Консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники» , «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности» , «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста» , «Маленькими шагами в прекрасный мир»
  4. Рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию» .
  5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы) .

Ожидаемый результат:

  • для педагога:
  1. повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  2. удовлетворенность работой;
  3. систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.
  • для детей:
  1. Развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;
  2. Приобщение к миру искусства;
  3. Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
  4. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
  5. Развитие «чувства инициативы» ;
  6. Умение работать в группе активно, сообща.
  • для родителей:
  1. Осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
  2. Бережное отношение к продуктам детского творчества;
  3. Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  4. Научились организовывать детское творчество;
  5. Оборудовали мини - уголки для детского творчества;
  6. Повысили уровень педагогических знаний.

Вывод:

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым «зажатым» детям.

  • дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции
  • дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальные и интересные по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения

Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

На заключительном этапе опыта, я провела очередное наблюдение за отношением детей к художественному творчеству.

Предпочтения детей распределились следующим образом:

  1. место – изодеятельность (40%)
  2. место – игровой уголок (23%)
  3. место – экспериментирование (16%)

Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изо деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
  2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
  3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
  4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
«Кто потерял корзинку?»

Данный методический материал поможет разнообразить занятия по художественному творчеству, увлечь малышей, настроить их на продуктивную деятельность через игру и путешествие в лес. Думаю, этот конспект может пригодиться педагогам, работающим на младшей группе, а также над темой "Нетрадиционное рисование".
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печатками из пластилина.
Задачи: закреплять знания детей о лесных жителях, о местах их обитания, о способах приспособляемости к сезонным изменениям в природе; продолжать учить применять в рисовании необычные материалы, дополнять рисунок недостающими деталями; продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию связной диалогической речи; расширять кругозор детей, развивать умение аккуратно работать с гуашью и прищепками; воспитывать гуманное отношение к природе, желание заботиться о животных.
Словарная работа: впал в спячку, куст, дерево.
Предварительная работа: индивидуальная работа - лепка печаток из цельного куска пластилина, беседа «Как дикие животные готовятся к зиме», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Оборудование:
раздаточный материал (силуэты ёжиков без иголок, прищепки, печатки из пластилина, гуашь в блюдце, влажные салфетки);
демонстрационный материал (корзинка, платочек, морковка, шишка, яблоко, игрушки: белка, ёж, заяц, иллюстрации с изображением белки, ежа, зайца, ёжики из солёного теста, длинная лента, диск с музыкальными записями, образец выполнения работы).
Логика непосредственно - образовательной деятельности.
Организационный момент.

Тихо, детки, проходите,
Нашу сказку не спугните.
Вставайте рядком-
Поиграем ладком,
Приготовьте ушки, глазки.
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в садик шла
И корзиночку нашла.

А корзинка, ребятки, не пустая. Давайте посмотрим, что в ней лежит? (Шишка, морковь, яблоко).
Дидактическая игра «Отгадай, что в корзинке».
(Корзинка сверху закрыта платочком. Дети опускают руку в корзинку и называют предмет).
Цель: формировать умение узнавать предметы на ощупь.
Убираю платочек.

Вступительная беседа.
Что это такое? (Шишка). Как вы думаете, кто любит есть семена из шишек? (Белка). Правильно, это белка. На улице стало холодно, и все животные готовятся к зиме.
А это что? (Морковка). Кто любит есть морковку? (Заяц).
Это что такое? (Яблоко). Кому мы можем подарить яблоко? (Ежу).
Наверно, кто-то приготовил подарки для животных. Как вы думаете,кто это? (Осень, Дед Мороз и т.д.) Нужно их обязательно вернуть. Где мы можем найти белку, зайца и ежа? (В лесу).
У нас есть волшебный паровозик, на нём мы отправимся в лес. Садитесь тихонечко в него. Все готовы?
Вот мы и в лесу. Где сидит белочка? (На дереве). Что мы ей подарим? (Шишку). Настя, возьми шишку и подари белке.
«Спасибо вам, ребятки!» - говорит белочка. «Теперь мне не страшна холодная зима». Идём дальше.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Шагали, шагали, нисколько не устали.
Где сидит зайка? (Под кустом). Что мы подарим ему? (Морковку). Дима, возьми морковку и подари зайчику. Зайчик очень обрадовался: «Как хорошо, что вы накормили меня, теперь я буду бегать ещё быстрее и не замёрзну!»
Погреемся вместе с зайчиком?
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
(Включаю музыкальную запись).
Вот мы и погрелись, и зайку порадовали. Ускакал довольный зайчик. А что ещё осталось у нас в корзинке? (Яблоко). Кому мы хотели его подарить? (Ёжику). А где же Ёжик? Что-то его нигде не видно... (Он заснул на целую зиму - впал в спячку).
Как же нам быть? Может, мы нарисуем ёжика и подарим яблочко ему?
Дидактическая игра «Прищепки».
Посмотрите, на столе лежат ёжики. Только они какие - то не настоящие. Чего им не хватает? (Иголок). Вот иголочки. Давайте прицепим их каждому ёжику. Какие красивые получились у нас ёжики!
Пальчиковая гимнастика.
Моя ладошка, как тетрадь, в тетради можно рисовать.
Моя ладошка, как окно, его помыть пора давно.
Моя ладошка, как корзина, в неё кладу я апельсины.
Моя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходит кошка.
Показ и объяснение последовательности выполнения работы.
А теперь давайте нарисуем иголочки ёжикам. Садитесь за этот стол. Спинки у всех прямые, глазки смотрят на меня. Вчера мы слепили с вами вот такие печатки. Я беру печатку в руку, обмакиваю в краску и аккуратно прижимаю к ёжику. Шлёп - иголочка! Шлёп - вторая! Какие иголки? (Длинные, чёрные). Много - много иголочек сделаю ёжику. А теперь вы.
Художественное творчество. Индивидуальная помощь.
Ёжику бы понравилось, если бы ты сделал так...
Думаю, что ёжик будет рад, если ты добавишь иголочек тут...
Анализ и выставка детских работ.


Посмотрите, какие красивые ёжики у вас получились! Они с радостью примут от вас в подарок это большое яблоко.
Кого мы встретили сегодня в лесу? Вы такие молодцы, ребятки, и зверюшек лесных отыскали, и запасы на зиму помогли им сделать, и ёжику иголочки нарисовали. Мне очень понравилось с вами играть, я приготовила для вас маленький сюрприз. (Ёжики из солёного теста).
А сейчас держитесь за эту ленту, поедем в садик мыть руки. (Включаю музыкальную запись).

МБДОУ №24 «СОЛНЫШКО»

Интегрированная

непосредственно-образовательная деятельность

по художественному творчеству

в первой младшей группе : оттиск ладошкой .

Тема:

«Петушок – Петушок.

Золотой гребешок»

Подготовила и провела

воспитатель Моисеенко Н. М.

2015 г.

Направление «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Задачи по образовательным областям:
«Социализация» - развитие игровой деятельности детей; формировать интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии, воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; создать положительную эмоциональную атмосферу

«Коммуникация » - проговаривать звукоподражательные слова, активизировать словарь , п омогать детям отвечать на простейшие вопросы воспитателя; побуждать детей к активному общению, развивать речь;

«
Чтение художественной литературы» - продолжать приучать детей слушать народные песенки и потешки, сопровождать чтение небольших произведений устного народного творчества игровыми действиями;
«Художественное творчество» - вызывать у детей интерес к рисованию ладошкой, учить аккуратно пользоваться материалами, развивать творческое воображение, формировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха, развивать чувство цвета, учить аккуратности .

«Физическая культура » - Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом физминутки.

« Музыка» - Приобщать детей к творчеству через музыку. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к сказкам о петушке

Заучивание потешек, стихов, загадок, песен.

Чтение сказки « Кот, петух и лиса»

Материалы и оборудование : игрушка петушок, макет солнышка, картинка по теме (плакат для раскрашивания – «петушок без хвоста»), мольберт, декорации, магнитофон, поролон, гуашь четырех основных цветов, влажные салфетки, одноразовые тарелочки для краски (чтобы легко помещалась ладошка ребёнка)

Программные задачи: продолжать развивать умение рисовать нетрадиционным способом (рисование ладошкой). Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать технические навыки. Воспитывать любовь к природе. Закреплять знания основных цветов, воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание прийти на помощь, учить детей передавать музыкальный образ петушка, выполнять характерные движения, вызвать у детей интерес к фольклору; развивать положительные эмоции у детей; воспитывать дружеские взаимоотношения .

Цели: Закреплять и формировать изобразительные навыки и умения, обучать технике рисования ладошкой, развивать творческое воображение, память, внимание, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие природы, обогащать и уточнять представление об окружающем мире, воспитывать потребность в творчестве, бережное отношение к творчеству других детей. Закреплять основные движения. Развивать музыкальный слух. Формировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха, на основе изобразительно-выразительных средств, поэтического слова, музыки и художественного творчества. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети, вместе с воспитателем, «едут на паровозе», держась друг за друга.

Чух- чух- чух! Чух- чух- чух!

Паровоз идёт вперёд.

ту- ту- ту! Чу-чу-чу!

Едет к солнышку народ!

Едет,едет паровоз

Мимо елок и берез,

Дым, пуская на лету,

Паровоз гудит: ту - ту!

Организационный момент.

Воспитатель : По дороге паровоз чух-чух-чух, всех детишек в лес привез. Как красиво здесь в лесу. Сколько здесь цветов, деревьев, кустарников. Как здесь приятно пахнет. Давайте глубоко вдохнем этот свежий воздух. (Дети через нос вдыхают воздух, через рот выдыхают, повтор 2-3 раза ). Какая хорошая погода. Дети, какое сейчас время года? Что бывает весной? Да, ребята: снег растаял, стало теплее,птички песни распевают, цветочки расцветают - это к нам пришла весна. Солнышко весело сияет… Ой, ребята, а где же наше солнышко? Давайте его поищем (ищем под кустиками и деревьями и т.д., находим за окошком тучку). Что это за тучка поселилась у нас за окном? Кто-то прячется за тучкой, как вы думаете кто там? Да, это солнышко.Что же случилось, почему солнышко спряталось, почему к нам не выходит?

Воспитатель: ( выглядывает из окна) Да оно крепко спит! Ребята, может быть уже вечер, поэтому солнышко уснуло? Дети: нет,сейчас утро.

Воспитатель: а почему вы думаете, что сейчас утро?

Ответы детей: потому, что на улице светло, птички поют, все проснулись и пошли на работу, в детский сад (и т.д.), мы умылись, сделали зарядку и позавтракали…

Воспитатель: правильно ребята, всё это мы делаем утром. Так что же получается – наше солнышко проспало? Его нужно скорее разбудить. Давайте все вместе его позовём.

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка.

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

(солнышко не показывается из-за тучки) Давайте ещё раз попробуем:

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Воспитатель: нет, не просыпается наше солнышко – так крепко спит. А кто нам может помочь, ребятки? Я вам сейчас загадаю загадку:

Разноцветный яркий хвост Золотые перышки,
Ярко красный гребешок
На шальной головушке.

Громко, звонко голосит,
Крылья раскрывая,
На рассвете будит всех,
Новый день встречая.

Дети: Петушок .

Воспитатель: да, детки, это петушок. Как петушок кричит? (ответы детей ).Ранним рано по утру он поёт ку-ка-ре-ку!

Ну что же, пойдёмте звать петушка на помощь.

Дети с воспитателем подходят к раздвижному панно. Воспитатель приговаривая слова стихотворения отодвигает части панно соответственно тексту:

За лесами, ( отодвигается панно с лесом)

за морями,( отодвигается панно с морем)

За высокими горами ( отодвигается панно с горой, за ним панно с теремком)

Стоит в поле теремок,

А живёт в нём петушок,

Выходи к нам, петушок!

Покажи свой гребешок!

(В окошке теремка появляется игрушечный петушок.)

Петушок: Гребешок я покажу,

Выходить я погожу!

Воспитатель : Не упрямься, петушок,

Золотой гребешок,

Через тёмный лесок,

Через лес, за реку,

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Петушок: (молчит)

Воспитатель. Что случилось, нам ответь-ка?

Петушок:

Всё она, лиса-злодейка!

Посыпала зёрнышки,

Выщипала пёрышки.

Без хвоста, все курицы

Засмеют на улице…

Воспитатель. Успокойся, петушок! Мы с ребятками тебе обязательно поможем! Детки, а как мы можем помочь нашему петушку? (ответы детей) Да, правильно, мы можем нарисовать петушку красивый хвостик. (отодвигается панно за которым стоит стол с принадлежностями для рисования. На столике стоят ванночки с поролоном, пропитанным красками жёлтого, зелёного, красного, синего цветов и чистые влажные салфетки для вытирания рук, под столом – ведёрки для грязных салфеток. За ним стоит мольберт с нарисованным петухом (без хвоста) на ватмане.)

Воспитатель: ребятки, посмотрите, кисточек то у нас нет, а петушку нужно обязательно помочь. Как же мы будем с вами рисовать?

Дети: карандашами, фломастерами, пальчиками…

Воспитатель : ( обобщая ответы детей, напоминает ещё знакомые им способы рисования (ватными палочками, поролоном, мелками.)) Детки, я предлагаю нарисовать ему хвост нашими ладошками.

Посмотрите, как я буду рисовать хвост разными красками. (Рисует на приклеенном к доске листе с силуэтом петушка. Перед тем как дети приступят к работе, педагог напоминает правила использования поролона с красками и салфеток. По ходу воспитатель уточняет у детей какого цвета краски они используют для рисования).

Когда все дети закончат рисовать, воспитатель произносит стихотворение:

Петушок, петушок,

Покажи свой хвост, дружок!

Ох и хвост! Горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять -

Воспитатель предлагает еще раз послушать стихи, и дети повторяют за воспитателем.

Петушок выходит из домика-теремка (воспитатель берёт в руки игрушку и говорит за петушка) , рассматривает рисунок детей, хвалит их, благодарит.

Петушок: Ой, спасибо вам ребятки, выручили вы меня. Такой хвост мне красивый нарисовали, лучше чем у меня был.

Стал весёлым я опять,

И хочу я танцевать-

Свои крылышки размять.

Воспитатель: тогда вставай с нами в кружок, мы научим тебя делать зарядку для петушка. (Дети становятся в круг, петушок ставится в середину.)

Пальчиковая гимнастика «Петя-петушок»

Петя, Петя-петушок ( соединяем большой и указательный палец в «клюв» )

Золотой гребешок ( скрещиваем пальцы двух рук )

Масляна головушка ( гладим по голове )

Шелкова бородушка ( гладим по подбородку )

Что ты рано встаешь ( вытягиваемся на носочках, руки вверх )

Ку-ка-ре-ку! ( хлопаем ладонями (крылышками) по бёдрам).

Воспитатель: Петя-петушок, мы тебе помогли, выручили тебя? Теперь и ты нам помоги - солнышко разбуди!

Петушок : Ох! Простите вы меня!

Виноват здесь только я!

В теремке я просидел-

Песенку свою не спел…

Было стыдно без хвоста,

А с хвостом я хоть куда!

Сейчас к солнышку пойду,

Песенку ему спою.

Будет солнышко опять в небе ласково сиять!

Петушок вместе с детьми идут к солнышку.

Воспитатель приговаривает : Вот идёт петушок,

Гордо поднят гребешок.

Красная бородка, важная походка.

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

- С ясным днём!

Ку-ка-ре-ку!

Эй, засоня! Хватит спать!

Солнышко! Пора вставать!

Солнышко показывается из-за тучки.

Воспитатель : Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы его б расцеловали.

Ребята, посмотрите на солнышко, какое оно? (доброе, весёлое…) А как оно вам улыбается - хочет с вами поиграть. Поиграем с солнышком? Солнышко даст вам свои лучики и вы станете солнечными зайчиками.

Музыкальная пауза

Детям раздаются «солнечные лучики» . Звучит песня гр.Непоседы - "Солнечные зайчики"

Дети вместе с петушком танцуют.

Петушок: Тра-та-та, тра-та-та,

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод.

И на улицу гулять с ним

Всех ребяток позовет.

Воспитатель: Ребятки давайте пойдём на улицу и погуляем с солнышком и петушка с собой на прогулку пригласим. (дети, с подсказки воспитателя, приглашают петушка на прогулку)

Воспитатель вместе с детьми покидают группу.

Описание процесса:

Дорогие коллеги, для оформления группы я использовала старые занавески (не шторы!), на которые наклеила картинки (распечатала раскраски на принтере (функция ПЛАКАТ), грибы, пенёчки, деревья – получился лес. Таких больших панно нужно 2 – за первым сидели гости (дети их не видели и были очень спокойны и естественны, за вторым стоял стол. Ещё нужно сделать 4 небольших панно, таким же способом (лес, море, гора, теремок). Панно я развесила на бельевых верёвках, протянутые через всю группу.

Солнышко было повешено на длинную верёвку на улице, за окном. Оно было спрятано за тучку, предварительно наклеенную на окно. Там же, за окном, на подоконнике стояла коробка с подарками от солнышка (на резиночки для волос были наклеены картонные зайчики жёлтого цвета – всё те же распечатанные раскраски).

После слов петушка, Солнышко показалось из-за тучки – другой воспитатель,(находящийся в это время на улице) потянул за верёвку и солнышко поднялось.


Данные рисунки можно увеличить и распечатать.

Музыку и песенки каждый может подобрать по своему вкусу. Когда дети «попадают в лес», в начале занятия, обязательно используйте фоновые звуки леса (пение птиц) .

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа должна быть систематической и целенаправленной, и организовываться в каждой возрастной группе детского сада.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16» г. Кировска Мурманской области работает по программе воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой. Согласно программе, в рамках ознакомления детей с народным и декоративно-прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей 2 младшей группы:

готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Изобразительная деятельность:развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Рисование:приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем, и разных предметов.

К концу учебного года дети уже могут: проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, знать названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).

Также в детском саду используется парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова) , основными задачами которой являются:

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности и др.

В соответствии с данной программой в конце учебного года во 2 младшей группе проводятся следующие занятия:

1. Рельефная лепка «Филимоновские игрушки» (Знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, медведь, лиса, барыня и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.)

2. Рисование «Филимоновские игрушки» (Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса).

В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

В работе с детьми широко использую такие формы , как:

– экскурсии в изостудию и на выставки: хохлома (экспонаты: хохломская посуда, репродукции), музей кукол (коллекция кукол от оберега до барби), матрешка, дымково и др.;

– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;

– рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;

– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях;

– продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла).

В свободной деятельности использовались серии альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т.д. Поэтому в группе создан мини-музей народной игрушки, целями деятельности которого являются: приобщение детей к миру искусства, знакомство с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрешка), развитие художественного вкуса, предоставление условий для самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр. Музей находится в групповой комнате, в зоне художественного творчества. Экспонаты обитают на полочках, выполненных в виде облачка, воздушного шара. Стена оформлена в виде летнего пейзажа: ясное небо, стрекозки, солнышко с кисточкой, бабочка с палитрой. Стол в виде ромашки. На полочке-самолете – материалы для самостоятельной художественной деятельности. В музее также размещены: иллюстративный материал, дидактические игры. Все выставленные объекты доступны детям. На базе мини-музея организовываются кратковременные выставки. Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие.

Воспитателем изготовлены дидактические игры по ознакомлению с дымковской игрушкой: «Сложи узор» (цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу); «Найди дымковскую игрушку» (цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).

В МДОУ «Детский сад №16» есть изостудия , называется «Волшебная кисточка». Помещение изостудии визуально разделено на несколько зон. В 1 части представлены предметы русского обихода (прялки, чугунки, коромысла, кухонная утварь и др.), русский народный костюм. Здесь дети могут ознакомиться с бытом, традициями, песнями, художественной литературой (сказки, потешки, былины и т.д.), участвовать в занятиях по развитию речи, слушать музыку. Следующая часть посвящена декоративно-прикладному искусству (гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись и др.). Художественные предметы народного творчества интересны и понятны ребенку. Есть сменная композиция, где проходят тематические выставки. Создавая интерьер изостудии, администрация и воспитатели исходили из того, что она должна способствовать развитию детей, их эстетического восприятия, образных представлений, воображения, творчества.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не созданного произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений и др.) не может. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Они систематически организуются в изостудии детского сада, групповых помещениях, холле. При этом выставляются произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности. Такие выставки радуют и детей, и родителей.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства и подбор иллюстративного материала. Во 2 младшей группе МДОУ №16 вниманию родителей в течение учебного года были представлены консультации: «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие; специальная литература, фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с дымковской игрушкой, совместная выставка «Красота дымки» в мини-музее группы; совместное посещение выставок в изостудии. Воспитатели группы расширяют свои знания, читая специальную искусствоведческую литературу, справочники. В группе подобран наглядный и иллюстративный материал: репродукции, фотографии, изделия и т. д.

В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой мною был составлен мини-проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2 младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой», позволяющий приблизить детей к народному искусству.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи:

  1. Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
  2. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой и т.д.); формировать навыки аккуратной работы.
  3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Участники проекта: дети 2 мл. группы, воспитатель.

Сроки реализации: январь (1 неделя).

Конспекты занятий (см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада).

Занятие 1. Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров». (Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет).

Занятие 2. Рисование «Украсим дымковскую уточку». (Продолжать знакомить детей сдымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи).

Занятие 3. Аппликация «Узор на круге». (Учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность).

Дидактические игры:

  1. «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию).
  2. Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).

Рассматривание: игрушек дымковских, иллюстраций с их изображением. Экскурсия в изо-студию. Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

Работа с родителями: Поместить в родительский уголок консультацию на тему «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке», специальную литературу, провести беседу (индивидуально) на тему «Программные требования по рисованию» (с целью наблюдения за ребенком дома, развития умений и навыков в соответствии с программой детского сада, творческих способностей), организовать совместную выставку «Красота дымки» в мини-музее группы.

В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в первой младшей группе

Тема: «Картошка для зайчонка»

Задачи:
1. Закрепить понятие – овощи.
2. Продолжать знакомить детей с предметами круглой формы.
3. Формировать умения детей рисовать предметы круглой формы (картофель)
4. Вызвать интерес к рисованию красками.
5. Продолжать учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промыть кисть в воде.
6. Развивать интерес к результатам своего труда.
Материал: гуашь коричневого цвета, кисть, баночка с водой, альбомный лист, простой карандаш, ножницы.

Ход деятельности:
Стук в дверь, заходит зайчонок и просит помочь ему заготовить картофель на зиму.
Зайчонок: Здравствуйте ребята! Скоро зима, а я не успел заготовить себе овощей на зиму. Что же мне теперь делать?
Воспитатель: А что из овощей ты любишь?

Зайчонок : Я люблю картошку!
Воспитатель: Ребята, поможем зайчонку заготовить картофель и сложить его в мишки?
Дети: Поможем!
Воспитатель показывает несколько картофелин круглой формы.
Воспитатель: Это что?
Дети: Картошка.
Воспитатель: Какой она формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель предлагает нарисовать ее указательным пальцем в воздухе.
Воспитатель: А где же мы возьмем картошку для зайчика?
Высказывания детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать картофель для зайчонка.
Воспитатель: Давайте, пройдём за столы.
Воспитатель показывает детям «мешки» (шаблоны), которые принес зайчонок.


Предварительно воспитатель вырезал шаблоны мешков для картошки на всех детей.



Воспитатель: Возьмите кисточки и нарисуйте сухой кисточкой на мешках круглую картошку.
Воспитатель убеждается, что все дети рисуют круглую форму и предлагает детям нарисовать красками.
Воспитатель: Ребята, давайте «наполним» мешки картофелем, то есть нарисуем картошку в мешках.
Дети рисуют на шаблонах коричневой гуашью картофель.



Зайчонок: Спасибо вам ребята, помогли мне заготовить картофель на зиму. Прощается с детьми и уходит.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли зайчонку!
Вывешивают работы на стенде, воспитатель дает положительную оценку каждой работе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!