Когда в г будет пасха. Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа? Богослужение и Крестный ход

Пасха 2017 года: какого числа православная Пасха

Традиционно этим светлым праздником завершается , который в нынешнем году проходит с 27 февраля по 15 апреля, и во время которого православные придерживаются строгих ограничений в еде, стараются очиститься от грехов, переосмыслить свою духовную жизнь.

Сам же праздник светлой Пасхи неизменно сопровождается ароматами сдобной выпечки, нарядными пасхальными куличами, крашеными яйцами, символичными фигурками кроликов и ягнят, торжественными церковными всенощными службами, традициями ходить друг к другу в гости и христоваться со словами "Христос Воскрес!" - "Воистину Воскрес!"

Пасха 2017 года: как исчисляется дата праздника

© depositphotos.com

Наверняка тебя не раз интересовал вопрос: почему Пасха празднуется в разное время и от чего зависит, какого числа Пасха в 2017 году? Ведь праздник Воскресения Господня ежегодно всегда приходится на разные даты. Например, в прошлом году он отмечался уже в теплом мае, Пасха в 2017 году приходится на число 16 апреля, а в 2018 году этот день очень ранний - 8 апреля.

Оказывается, дата Пасхи зависит от состояния небесных тел, а именно - Луны и Солнца. Днем Пасхи было выбрано первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после . Из этого следует, что Пасха 2017, как и в другие года, является переходящим церковным праздником и не привязана к традиционному календарю, а потому отмечается в разное время. И диапазон празднования Воскресения Христова в разные годы может быть от 4 апреля по 8 мая.

От того, какого числа православная Пасха в 2017 году, зависят все остальные переходящие церковные праздники в году: Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Ведь они рассчитываются в зависимости от даты Пасхи 2017. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в датах, не пропустить важные дни и великие события, желательно иметь под рукой православный церковный календарь на 2017 год.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Дата католической и православной Пасхи 2017

Примечательно, что обычно православная и католическая Пасха отмечается в разные дни. Причина в том, что эти церкви производят летоисчисление по разным календарям. Православные христиане - по юлианскому, а католики - по григорианскому. А вот Пасха 2017 - православная и католическая - совпадает и празднуется в нынешнем году один и тот же день, 16 апреля.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

История Пасхи

В Пасху весь крещеный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа, именно поэтому традиционное приветствие в Пасху «Христос Воскресе!». История праздника по свидетельствам историков уходит корнями в Древний Египет.

Название праздника пошло от еврейского глагола «песах», что в переводе — «переходить». Имеется в виду исход евреев из Египта под предводительством Моисея. Чтобы защитить своих детей от десятой казни, в последнюю ночь во всех домах, где были дети, перекладины дверей были вымазаны кровью ягнят. Самого же ягненка необходимо было съесть, не ломая при этом костей. Эта жертва стала символом Еврейской Пасхи.

Согласно Библии, тайная вечеря проводилась именно в Пасху. Вместо ягненка, который описан в «Исходе» Иисус принес в жертву себя «Пасха нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда». Через три дня после распятия Иисус воскрес и именно это событие отмечается каждый год.

Христианская Пасха в 2017 году

Христианская Пасха 2017 отмечается в воскресенье 16 апреля . Всю ночь перед праздником будут открыты двери церкви для посещения богослужения, освещения яиц и куличей. Традиционным пасхальным угощением также является творожная пасха. Согласно ритуалу, те кто держали строгий пост до Пасхи должны сначала отведать освященное яйцо, затем кулич и после этого приступать к остальным блюдам.

Любимая традиция детей и взрослых - битва яиц. Выигрывает тот, чье яйцо уцелело, проигравший же может спокойно насладится угощением. Красить яйца по традиции нужно в Великий Четверг.

Сегодня для украшения используют:

  • различные термонаклейки
  • ручную роспись
  • разноцветные мелки
  • декоративные элементы

Католическая Пасха в 2017 году

В 2017 году Католическая Пасха выпадает на 16 апреля . Это редкий случай, когда и Католическая и Православная Пасха празднуются в один день. Традиционными символами являются пасхальные яйца и пасхальный кролик, которого нет в традициях православной церкви. Считается, что пасхальный кролик посещает тайно дома и раскладывает угощения по корзинкам.

Церковные богослужения начинаются с четверга и проводятся до Великого Воскресения. Вечер Великой Субботы освещает Литургия Света, священник зажигает пасхальную свечу от разведенного поблизости от храма костра. Затем священник вносит свечу в темный храм и от нее зажигаются остальные свечи.

Еще одна традиция называется Литургией Крещения, взрослые люди проходят обряд крещения в ночь перед праздником.

Еврейская Пасха 2017

Иудейская Пасха празднуется 7 дней, в этом году начинается она 11 апреля и продлится до 18 . Второе ее название - Песах.

Песах празднуется в память исхода Евреев из Египта и в этот день необходимо рассказать детям об этих событиях. Первый и последний день Песаха официально считаются выходными днями в Израиле. Подготовиться к празднованию необходимо заранее, убрать квартиру или дом и избавиться от любых продуктов брожения. В некоторых семьях даже сервируют стол специальной посудой для этого праздника.

Страстная неделя перед Пасхой

Название «страстная» символизирует страдания Иисуса Христа, и все неделя посвящена подготовке к великому празднику.

  • Все приготовления начинаются в понедельник , уже можно начать уборку в доме, чтобы успеть управиться до четверга. Пост на страстной неделе самый жесткий, нельзя употреблять яйца, мясо, молочную продукцию и рыбу.
  • Вторник можно посвятить примирению с родственниками и друзьями, а также подготовить и дошить семь новых одежд к Пасхе.
  • В среду занимаются изготовлением из веток и соломы символа Пасхи — это украшение вешают посередине комнаты.
  • В четверг необходимо закончить всю подготовку дома к празднику, подготовить четверговую соль и покрасить яйца.
  • Пятница посвящается молитве, любые работы по дому под запретом.
  • В субботу необходимо подготовиться к всенощной службе, разложить куличи и яйца по корзинкам.
  • В воскресенье весело и радостно отмечаем праздник Светлой Пасхи. Обязательно нужно встретиться с родителями и родственниками, похристосоваться и побиться яйцами.

Что делают в чистый четверг перед Пасхой?

В чистый четверг начинаются основные приготовления к Пасхе. Обязательно нужно прибрать в доме или в квартире и вымыться самим. В четверг также устраивают большую стирку, меняют постельное белье, шторы, скатерть, готовят дом к светлому и чистому празднику. При мытье окон в тазик с водой кладут монетки, чтобы в доме всегда водились деньги. Важно отметить, что приборка в остальные дни до Пасхи считается плохой приметой.

Одна из примет говорит о том, что деньги, трижды пересчитанные в Чистый четверг, принесут семье достаток. Хозяйки могут начинать готовить куличи, пасхи и красить яйца. Верующие посещают Храмы для молитвы и Причащения.

Обряды в чистый четверг перед Пасхой

Согласно заветам наших предков, соблюдение всех обрядов и обычаев предвещало безбедный год, в семье будет царить мир и гармония, а незамужние девушки встретят суженного.

Самые распространенные обряды:

  1. Обряд Омовения, важно встать до рассвета и умыться до первых лучей.
  2. Обряд умывания с серебра, тогда нечистая сила и близко не подойдет.
  3. Приворот любимого, если в вашей жизни не хватает мужчины, то во время приборки выделите для него место, для его будущей зубной щетки, бритвы, одежды.
  4. На Руси часто проводился ритуал «сеяния денег», в решето складывались монетки и на улице, пока никто не видит, необходимо было их рассеять.
  5. Обряд приготовления четверговой соли, которая излечивает болезни и проносит в дом счастье и удачу.

Народные приметы на Пасху 2017

По тому, как проходит Пасха раньше могли предсказать будущее, к примеру:

  • Того, кто раньше всех придет домой из церкви — ждет большая удача
  • Супружеская пара должна похристосоваться наедине, чтобы не привлекать в дом ссоры
  • Услышать стук дятла — к обретению своего жилья
  • Умыться водой из под красного крашеного яйца — сохранить надолго красоту и молодость
  • Гроза на Пасху к поздней и сухой осени
  • Мороз на Пасху к урожайному лету
  • Увидеть в окошке в Страстную Пятницу первым мужчину — к трем месяцам счастья и везения

Когда в 2017 году Масленица и Пасха?

Масленица празднуется на последней неделе перед Великим постом, в 2017 году она выпадает на период с 20 по 26 февраля. Масленица празднуется за 7 недель до Пасхи, и отсчет идет в обратную сторону от церковного праздника Воскрешения Христа. Масленица, в отличие от Пасхи, имеет языческие корни и славит бога Солнца — Ярилу, а блины, которые обязательно пекут всю неделю символизируют солнечный диск.

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни?

Пасха празднуется в первое весеннее полнолуние и в зависимости от солнечно-лунного календаря эта дата выпадает на период с 4 апреля по 8 мая. Праздник ознаменует окончание 48 дневного Великого Поста.

Когда после Пасхи родительский день?

Радоница или родительский день, отмечается во второй вторник после Пасхи или на девятый день после нее. В 2017 году Радоница выпадает на 25 апреля. В день особого поминовения усопших принято навещать могилы ушедших родственников, приносить им крашенные яйца и куличи, разделяя с ними трапезу и празднование Пасхи.

Что делают в страстную пятницу перед Пасхой?

Согласно Библии в пятницу после Еврейской Пасхи Иисус Христос был распят на Голгофе. Верующие люди в этот день обязательно посещают церковь. В храмах служат утреннюю, вечернюю службы, двери открыты для всех желающих.

В Страстную Пятницу нельзя:

  • убирать в доме
  • готовить
  • стирать
  • веселиться
  • работать с землей
  • слушать громкую музыку
  • переедать

Весь день нужно посвятить духовному совершенствованию и молитве.

Соблюдение всех примет и обрядов, точное исполнение предписаний церкви всегда остается на ваше усмотрение. Пусть этот праздник будет светлым и принесет в вашу семью мир, гармонию и благополучие! Христос Воскрес!

Видео: Что нужно делать на Пасху, приметы

Пасха в 2019 году отмечается 28 апреля. Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника - Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.

Пасха - переходящее событие. Ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

История праздника

По приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисус Христос был приговорен к мучительной смерти - распятии на кресте. Его распяли на горе Голгофе на окраине Иерусалима. Точная дата смерти Спасителя неизвестна. Это произошло в пятницу, в период с 26 года н.э. по 36 год н.э. После смерти Иисуса обвили плащаницей и положили в гроб (каменную пещеру) до наступления субботнего покоя. В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, Жены-мироносицы пришли к гробу. Они обнаружили отпертую пещеру и ангела в ней, который известил их о воскресении Христа.

Название «Пасха» праздник получил от еврейской Пасхи, в ночь на которую произошло Воскресение Христово. Песах у иудеев посвящен Исходу - освобождению израильтян от четырехвекового рабства под гнетом египетских фараонов. Эти события описаны в Ветхом Завете.

Традиции и обряды праздника

Пасха - главный праздник христианства. В этот день в храмах проводится торжественное богослужение. Оно начинается до полуночи. Сначала служится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Духовенство поет в алтаре праздничную стихиру. Затем церковнослужитель совершает крестный ход - обход храма под колокольный звон. В руках он держит фонарь с горящей свечой внутри. За ним следуют представители духовенства с церковными реликвиями. Крестный ход сопровождается пением стихиры. После обхода храма продолжается утреня. Неотъемлемыми частями Пасхальной службы являются Пасхальные часы и Литургия Иоанна Златоуста.

Во многих храмах в этот день прихожанам дозволяется звонить в колокола. Любой желающий в сопровождении духовенства может подняться на колокольницу и попробовать себя в роли звонаря.

В Светлое Христово Воскресение в церквях освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца (крашенки, писанки) и другие угощения, приготовленные к праздничному столу. Люди кладут в плетеную корзину продукты, накрывают их красивым полотенцем и идут в храмы святить. Также на Пасху в церквях освящается артос - квасной хлеб. Его раздают верующим для хранения дома в течение года. Артос принимают натощак при болезнях.

Проведи этот день интересно

Задание на сегодня: Испеките свой домашний кулич
Кулич - хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви - один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней. У каждой хозяйки есть свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передаются из поколения в поколение, от матери к дочери.

Издавна кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Сегодня же существует множество рецептов праздничного кулича: с выпечкой и без выпечки, с мукой и без муки, традиционно украшенный глазурью и с декором из всевозможных элементов. Неизменным остается лишь одно — готовить паски нужно со светлыми мыслями, вкладывая в них всю свою любовь.

Испеките свой домашний и по-особенному ароматный кулич и поделитесь рецептом.

Один из атрибутов праздника - цветы. Люди освещают на службах живые или искусственные букеты. Затем приносят их домой, ставят перед иконами, украшают ими праздничный стол.

На Пасху люди приветствуют друг друга фразой: «Христос воскрес!», на что полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

В семьях существует традиция измерять силу путем разбивания пасхальных яиц. Тот член семьи, который разобьет все яйца и останется с целым, считается самым сильным.

В этот день принято навещать родственников, проводить время в кругу семьи, устраивать гуляния, развлечения. В некоторых регионах этот праздник носит название «Зеленые святки», на которых люди поют обрядовые песни, поздравляют близких, ходят по домам, восхваляют хозяина и желают благополучия.

Многие верят, что на Пасху открываются небеса. Поэтому совершают в этот день магические обряды. Молодые девушки проводят привороты на любимых мужчин и гадают на суженого. Народные целители считают, что период пасхальных праздников - лучший момент для исцеления от болезней.

Пасхальный стол

Пасхе передует Великий сорокадневный пост, во время которого постящиеся воздерживаются от алкоголя и пищи животного происхождения. В Светлое Христово Воскресение начинается разговение. Верующим разрешается употреблять скоромную пищу, красное вино. Хозяйки накануне готовят праздничные угощения. Традиционными блюдами являются: холодец, домашние колбасы, сало, запеченный молодой поросенок, гусь, фаршированный яблоками, пироги с мясной и сырной начинками. На праздничной трапезе центральное место занимают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Яйца окрашивают искусственными или природными красителями, наносят на них рисунки и пасхальные приветствия. Традиционным цветом является красный.

Хозяйки застилают праздничный стол новой белой скатертью, с вышивкой на пасхальную тему. В центре размещают блюдо с самой большой и красивой пасхой и яйцами вокруг. На стол ставят цветы и зажигают свечи. Начинать трапезу необходимо с продуктов, освященных в церкви.

Благодатный огонь

В Великую субботу накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня. Храм был построен на горе Голгофе, где был распят Иисус и на месте гроба Господня - каменной пещере, где он был погребен.

Огонь выносят на богослужении из Кувуклии - часовни внутри храма. Греческий Патриарх передает его другим патриархам, после чего он распространяется по храму. Ежегодно в церемонии участвуют более 15 тысяч прихожан, которые держат в руках связки из 33 свечей - символ лет жизни Христа. Служба в храме Воскресения транслируется во многих странах мира.

Из Иерусалима Благодатный огонь передается в другие государства. В 1992 году, после 80-летнего перерыва, он был доставлен в Москву. С того времени ежегодно самолетом Благодатный огонь передается в столицу России и распространяется по другим городам страны.

Что нельзя делать на Пасху

На Пасху христианам запрещается заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйки стараются накануне завершить все приготовления на кухне, чтобы в день праздника быть свободными от домашних хлопот. В этот день не рекомендуется грустить, ходить хмурым, грубить, ругаться с близкими людьми, жадничать. В Светлое Воскресение Христово нельзя отказывать в милостыне или помощи нуждающимся.

Приметы и поверья

  • Если к Пасхе растает весь снег, то в этом году будет хороший урожай.
  • Если в праздник накормить уличных птиц хлебными крошками, то весь год будет сопутствовать удача и богатство.
  • Если удастся увидеть пасхальный рассвет, то следует ожидать удачу в делах.
  • У хозяйки, которая испечет удачный пасхальный хлеб, в доме будет достаток и благополучие.
  • После службы в храме необходимо на удачу затушить свечу. Потухшая во время службы свеча является плохим предвестником.

Пасха - великий православный праздник. В этот день христиане посещают богослужения, на которых освещают куличи, крашеные яйца. Люди стараются освободиться от домашних работ и провести время со своими близкими.

Поздравления

    С Пасхой вас искренне я поздравляю,
    Света в душе вам сегодня желаю.
    Молитвы очистят пусть душу и дом,
    Поселится радость и счастье пусть в нем.

    Захочется всем чуть добрее пусть стать,
    Придет в каждый дом тогда благодать,
    Здоровье, достаток и даже богатство,
    И станет любовь самым лучшим лекарством.

    Вот и Пасха святая пришла,
    Мы вас искренне с ней поздравляем.
    Мира, счастья, любви и тепла
    В этот радостный день вам желаем.

    Пусть Господь сохранит вас от бед,
    Ангел вам пусть в делах помогает.
    Пусть всегда добрых помыслов свет
    Жизни путь ярко вам освещает.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Наверное, трудно найти более светлый религиозный праздник, чем Пасха. Именно о ней священнослужители всех конфессий говорят: «Торжество торжеств». Воскресение Христово, а именно это событие отмечается в этот день, главный из переходящих церковных праздников. Именно поэтому дата Пасхи в 2017 году будет отличаться от даты в 2016 году.

В какой день будут праздновать Пасху в 2017 году?

Согласно Библии, и Новому Завету в частности, история празднования Пасхи насчитывает более двух тысяч лет. Однако, и дату, и традиции празднования определило именно время: впервые о традициях и одной дате празднования Пасхи для всех конфессий заговорили еще в середине третьего века нашей эры. После долгих обсуждений удалось прийти к общему мнению и вплоть до Средних веков дата была единой. Сумятицу внес Григорианский календарь, введенный папой римским. Именно разницей в календарях сегодня объясняют и разницу в датах католической и православной Пасхи.

Если вы услышите, что дата празднования Пасхи высчитывается по сложной формуле служителями церкви, знайте - это чистая правда. Но вам также интересно будет узнать, что есть и более простой способ узнать число празднования Пасхи в 2017 году. Дата Пасхи определяется по солнечно-лунному календарю и учитывает три составляющие:

  • весеннее равноденствие - «плавающий» день, обычно 20-21 марта (дата может отличаться в зависимости от года и страны);
  • фаза луны – полнолуние, следующее за равноденствием;
  • день недели – воскресенье.

Вот и выходит, что Пасха отмечается в ближайшее воскресенье сразу за «весенним» полнолунием. И если вам интересно, какого числа Пасха в 2017 году, то это будет 16 апреля.

Католическая и православная Пасха в 2017 году

Из-за разницы пасхалий (Григорианской и Александрийской) дата католической и православной Пасхи обычно отличаются. Между ними может быть, как несколько дней, так и недель – вплоть до одного месяца. Но раз в несколько лет даты совпадают, как это случится в 2017 году. У католиков и православных христиан Светлое Воскресенье Христово наступит в один день.

Но католическая и православная Пасхи отличаются не только датой, но и традициями. Так, в западной традиции популярным атрибутом Пасхи является Пасхальный кролик, прячущий яйца (и шоколадные в том числе) по всему дому. Дети должны найти эти яйца и тот будет удачливее в году, кто найдет больше яиц. С кроликом выпускается много рекламной продукции: открытки, игрушки, сладости, - что делает праздник ярче и красочнее.

А вот восточная традиция предполагает «яичные» бои: нужно выбрать себе яйцо и ударить им яйцо противника. Побеждает тот, чье яйцо осталось целым, а побежденный должен отдать свое яйцо в качестве трофея. По этой традиции будет праздноваться Пасха в России в 2017 году.

В обоих традициях Пасхе предшествует - длительное воздержание от употребления некоторых продуктов, с целью очистить свое тело, дух и помыслы. Также, в эти сорок дней верующие молятся и строго следуют канону.

Последние приготовления к Пасхе ведутся в Страстную Седмицу - неделю до праздника. В Чистый Четверг делаю уборку в доме, моют окна, моются. Считается, что так смываются все грехи из жилища и с тела. А вот следующий день – Страстная Пятницы – день самого строгого поста за весь срок, ведь в этот день распяли Христа. В Великую Субботу пекут куличи, красят яйца, а в некоторых странах сразу же и святят, – словом, заканчивают приготовления к великому празднику.

Традиции на Пасху в 2017 году

Существует ряд обязательных атрибутов Пасхи:

  • символ Обновления – Пасхальные ручьи;
  • символ Света – Пасхальный огонь;
  • символ Жизни – Пасхальные куличи и яйца (а также зайцы).

Христиане в ночь с субботы на воскресенье освящают праздничный кулич, яйца и другие яства, чтобы утром в Светлое Воскресенье разговеться. Начинать трапезу принято с яйца и кусочка пасхального кулича. А после можно приступать к остальным блюдам.

Помимо праздничных куличей и яиц также святят воду. Считается, что вода с Воскресения Христово обладает особыми лечебными и очищающими свойствами. А у католиков принято крестить взрослых в этот день - это сулит удачу и счастье в будущем.

Особое на Пасху и приветствие. При виде знакомого, вместо обычного «здравствуйте» принято говорить: «Христос Воскрес!». А в ответ на это: «Воистину воскрес!». Пасхальные праздники длятся сорок дней - до Вознесения Господня - и все это время можно так здороваться.

Во время пасхальных праздников не принято поминать усопших, проводить по ним литургии и службы, посещать кладбища. Для этого также есть специальный день – восьмой день после Воскресения Христа - Антипасха.

Также есть ряд народных верований, связанных с Пасхой. Например, чтобы сберечь себя от сглаза и обеспечить хорошее здоровье на весь год, нужно потереть яйцом щеки прежде, чем съесть его. А если вы хотите счастья в течении ближайшего года, постарайтесь попробовать девять разных куличей, приготовленных разными хозяйками.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!