Когда праздник отдание пасхи в году. В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены

Воскресение Христово. Фреска трапезного храма Задонского мужского монастыря

Отдание Пасхи совершается в среду 6-ой недели по Пасхе. В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова Воскресения, и мы последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» и готовимся встречать грядущий праздник Вознесения Господня.

История праздника

«Отданием» праздника называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в Богослужении. Попразднество Пасхи продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и апостолам.

О явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения повествуют все четыре евангелиста.

Особенно подробно описывает третье явление Спасителя на море Тивериадском святой апостол Иоанн Богослов. Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу для большего уверения, что Он воскрес в той же самой плоти, в которой и пострадал на Кресте. Тогда же Господь поручил апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин 21:15-19).

Святой евангелист Матфей описывает явление Господа, когда Он повелел одиннадцати апостолам собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь, обещая неразлучно пребывать со Своими последователями: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20).

О последней беседе с учениками, перед днем Вознесения, повествуют евангелисты Марк и Лука.

Апостол Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк 16:15-20).

Особенности Богослужения

Церковное Богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью. В этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни (от праздника Вознесения Господня до дня Пятидесятницы) имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Непреходящей Пасхе будущей жизни, где получим вечное утешение и покой, если потрудимся ради стяжания Благодати Духа Святого в несении жизненного креста.


Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских.

Сщмч. Моки́я. Сщмч. Ио́сифа, митр. Астраха́нского. Свт. Никоди́ма, архиеп. Се́рбского.

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских, в соединении со службой Триоди .

Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи».

Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Сла́ва Святе́й…», поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем поется 103-й псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...». («Прииди́те, поклони́мся» не поется.) Совершается каждение всего храма.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На литии стихира храма. «Слава» – святых, глас 8-й: «Яко учи́телие нело́жнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Ра́дуйся, дво́ице свяще́нная…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу…», и прочее.

Календарные заметки:

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
При соединении служб отдания Пасхи и равноапостольных Мефодия и Кирилла можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Тро́ице Живонача́льней...», и глас 5-й: «Да ра́дуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, просвети́тели…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен... Предпра́зднства же [Вознесения Господня] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просвети́телей на́ших…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви...»; и святых, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем...».

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и святых, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду...».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и святых: «В па́мять ве́чную...».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый...» (с поминовением святых равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 153–155; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 110–111.


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» – это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня – 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)

праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из церковной истории известно, что отдание самых главных христианских праздников, таких как Пасха, Рожество и Троица начали чествовать еще в 4-ом веке, позднее соответствующий уставной порядок был принят в настоящем виде. Попразднество Пасхи имеет самый долговременный период по сравнению со всеми прочими двунадесятыми праздниками и продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам.

Явления воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Исуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном. Повествования о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения находим у всех четверых евангелистов:

«По Иоанну, сначала явился ученикам Исус в самый день Воскресения, когда двери были заперты; потом -по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь только семерым, ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними» ().

Св. Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21-я глава Евангелия полностью посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло на море Тивериадском. На этот раз Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу, хотя, по Воскресении Своем, и не нуждался уже в подкреплении сил телесных, но делал так для большего уверения, чтобы показать, что воскрес Он в той же самой плоти, в которой и пострадал на кресте. Тогда же случилось одно из самых знаменательных событий в истории зарождающейся Христовой Церкви, при поручении св. апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21, 15-19).

«Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его залажено. Об отречении не вспоминает, ни порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов умереть за Меня. Трижды спрашивает его, частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словом исправляет падение, бывшее на словах.

Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания.

После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь». Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же, последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь», и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне Я люблю Тебя, как мне кажется; но пребудет ли моя любовь на последующее время, это ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замечен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братьях.

Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами» - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь за ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать» - более нежный. Что же мы воздадим Господу, Который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?» ().


Следующее явление Воскресшего Господа, по толкованию бл. Феофилакта Болгарского, описано у св. евангелиста Матфея, когда Он повелел одиннадцати апостолам Своим собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь. Здесь Спаситель дает торжественное обетование о неразлучном Своем пребывании в роде христианском: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф., 28, 20).

Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Смотри и это, как Он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе, или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними, -но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после ().


О последней беседе с учениками, перед самым Вознесением, повествуют евангелисты Марк и Лука, св. Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мр. 16, 15-20).

Заметь заповедь Господа: Проповедуйте всей твари. Не сказал «только послушным», но - всей твари, будут слушать или нет. Кто будет веровать - не достаточно сего, но - и креститься. Ибо кто уверовал, но не крестился, а остается пока оглашенным, тот еще и не будет спасен. Уверовавших, говорит, будут сопровождать знамения: изгнание бесов, говорение новыми языками, истребление змей -и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: Даю вам власть наступать на змей и скорпионов (Лк. 10, 19), - очевидно, что мысленных. Впрочем, выражение брать змей можно разуметь и буквально; так, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (см. Деян. 28, 3–5). И если что смертоносное выпьют, не повредит им. Это случалось много раз, как находим в повествованиях, ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения оставались невредимы. Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями… Видишь? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда последующие дела и знамения утверждали слово. О, если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь ().

Отдание Пасхи. Богослужение

Церковное богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью, в этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Будущей, Непреходящей Пасхе, где получим вечное утешение и покой, если окажемся к тому достойными.

Церковные песнопения, предназначенные на этот период, говорят преимущественно о том же. «Светися, светися новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рожества Твоего» – послепасхальный задостойник, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, который каждый день читаем на церковной и домашней молитве, всегда возводит нас мысленно к новому миру и Иеросалиму Небесному. Прп. Никодим Святогорец в толковательном пояснении на пасхальный канон подробно раскрывает духовный смысл этой общеизвестной возвышенной молитвы:

«Боговдохновенный певец услышал, что пророк Исаия говорит: «Почерпите воду от источник спасения» (Ис. 12:3) (а под источниками спасения подразумеваются Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому и сам он до сих пор заимствовал многие мысли из Божественных Писаний и напоил ими духовные сады своих песненных канонов, черпает же и ныне у того же пророка изречение, говорящее: «Светися, светися, Иеросалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60:1) и претворяет это в настоящий ирмос, слегка изменив изречение, и говорит так: «О новый Иеросалим, кафолическая Христова Церковь, светись, светись». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просвещения, а во-вторых, из-за избытка радости, ибо в обычае как у подтверждающих какое-либо дело, так и у чрезмерно радующихся удваивать одно и то же слово, как сказал и великий Григорий: «Обновление, обновление наш праздник, братья; пусть это неоднократно повторяется от удовольствия!» (Слово в Неделю Новую). Итак, светись, потому что на тебе воссияла слава Господня, а слава Господня, по словам Феодора, – это Крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин. 13:31); а, по словам Григория Богослова, это Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1:17), то есть Божества, или, по словам других, слава Господа – Божественный свет и блистание Его лица, по сказанному: «И слава Господня осия их (то есть пастырей)» (Лк. 2:9), ибо эти три воссияли на тебе, о Церковь из язычников.

Чтобы стало явно то, что иудеи видя не видят, по пророчеству Исаии, а народ, сидящий во тьме (то есть язычники), увидел великий свет богопознания, ибо среди тех самых иудеев скрылось Солнце правды, Христос, из-за неверия их, поскольку, умерщвленный ими, Он скрылся и царствовал в глубине гроба и ада, а среди нас, уверовавших из язычников, воссиял, потому что мы узнали восход Божества Его и были осияны светом благочестия и добродетели. Повелевает певец и новому Сиону плясать духовно и радоваться Воскресению Жениха Христа, потому что Христова радость и ликование являются и нашими. Затем он обращает свое слово и к Богородице, не напрасно и не мимоходом делая это, но с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песни, песнотворицей которой, начальницей и творцом стала Госпожа Богородица, и поэтому он говорит Ей: «И Ты, Богородица, веселись и радуйся Воскресению Твоего Сына, ибо как прежде в Твое сердце вошел меч скорби из-за страдания и смерти Твоего Сына, по Симеонову пророчеству, так и ныне справедливо Тебе радоваться и веселиться первой, более остальных, ради Воскресения Сына Твоего, как Ты и пророчествовала в Своей песни, говоря: «Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:47)32».

1. Блаженный Феофилакт Болгарский, «Толкование на Евангелие».
2. Там же
3. Там же
4. Там же



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!