Как человек использует свойства воды презентация. Как используют силу воды? Что такое гидроэлектростанция? Какую форму имеет вода

Тема урока: «Как человек использует свойства воды».Урок по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Цели урока. 1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества.

2.Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения,облегчающие жизнь человека.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 Организационный момент.

2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации .

Ребята, мы сейчас с вами повторим знания о воде.

Для чего живым организмам нужна вода?

В каких состояниях бывает вода? Сравни эти состояния воды.

Какие природные явления связаны с переходом из одного состояния в другое?

Какие предметы тонут в воде, а какие нет? (Предположения записываются в таблице.)

Предметы которые тонут в воде

Предметы которые не тонут в воде

Прочитай те диалог на с. 83 . О чем рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

3. Поиск решения проблемы .

1) Работа в паре. Ученики проводят опыт №1 по заданию на с. 83.

Почему гиря вытеснила воду из стакана?

Работа с левым рисунком на с. 84.

Почему не тонет корабль? (Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.)

Как человек использует выталкивающую силу воды?

Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

2) Опыт №2. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

3) Опыт №3. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

4) Опыт №4. - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

ФИЗМИНУТКА.

Насос

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

5) Опыт №5 .Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

6) Опыт№ 6. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд (Реки разной ширины, водопад).

7)) Опыт№ 7. В стакан с водой посыпать соль, сахар. Что произошло? (вода и сахар растворились.

Кто сделает вывод?

Где мы применяем это свойство?

8) Опыт №8. (с сообщающимися сосудами)

Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. (Чтение текста на с.83

3. Закрепление . Кроссворд.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте кроссворд.

1. Эту жидкость каждый знает

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода) слово 1.

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть?

(выталкивающая сила) слово 2.

3. В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит.

(текучесть) слово 3.

4. Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.

(растворитель) слово 4.

5. У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

(вкуса) слово 4.

6. Что ещё не имеет вода?

(цвета) слово 6 и (запаха) слово 7.

4.. Итог урока и рефлексия.

С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

Пожалуйста закончите данные предложения.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно..

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею..

5.Домашнее задание. П. 19 Прочитать. С. 88 Ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Какими свойствами обладает вода? Как человек использует свойства воды?

Дети высказывают разные гипотезы.

Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.

Для судоходства, подъёма грузов со дна водоёма, сплава дерева по реке.

Вывод: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода прозрачна.

Вывод: Вода не имеет вкуса

Вывод: вода без запаха.

Вывод: вода текучая, принимает различную форму

Ответы детей.

Вывод: вода – хороший растворитель.

При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).

При постройке водопровода, фонтанов.

Отгадывают кроссворд.

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тема урока: «Как человек использует свойства воды».
Цели урока:
Образовательные: .

1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества

2. Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения,облегчающие жизнь человека

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тип урока: урок освоения нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Конспект урока

окружающий мир («Человек и природа») 4 класс

Тема: « Как человек использует свойства воды».

Цель: Изучить свойства воды и узнать, как человек использует их в жизни.

Задачи: 1.Узнать, какими свойствами обладает вода?

2.Ответить на вопрос где и как различные свойства воды помогают человеку?

3. Понять, почему люди должны беречь и охранять воду от загрязнения?

4. Формировать ПУУД – поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного и официально – делового стилей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Оборудование: у учителя на рабочем столе: установка для проведения опыта (штатив, стакан с водой, пружина, гиря), у детей на парте: стакан с водой, кусок сахара, железный ключ, кусок дощечки, шприц с водой. Ноутбук, медиопроектор, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудов.

Организационный момент

Начинаем урок окружающего мира

« Человек и природа». На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться. Настраиваемся на работу и с рабочим настроением начинаем урок. Я вам желаю успеха.

Опрос домашнего задания

Напомните мне тему прошлого урока.

Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц - опроса»

1) Что такое воздух?

2) Какие газы входят в состав воздуха?

3) Имеет воздух определённую форму?

4)Как называется воздушная оболочка земли?

5)Её функция.

6) Как люди научились использовать силу ветра?

Ответ: как человек использует свойства воздуха.

Ответы:

Воздух – это смесь газов.

В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы.

Нет. Он заполняет весь доступный ему объём.

Атмосфера.

Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Люди ещё в древности научились использовать силу ветра.

Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции.

7)Что делает воздух при нагревании?

8) Где человек использует данное свойство?

9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде?

10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство?

11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах?

Делаем вывод.

Воздух при нагревании расширяется.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах

Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло.

Упругость.

Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

Изучение нового материала

Сообщение темы урока: « Как человек использует свойства воды».

Сообщение задач урока:

что должны знать

что должны узнать

Задачи урока:

В течение урока мы должны ответить на три вопроса:

1)Какие свойства имеет вода?

2) Где и как они помогают человеку?

3) Почему люди должны беречь и охранять воду?

Сл.№2

Сл.№3

Сл.№4

Перед началом заслушаем

выступление по теме: « Вода в природе»

- Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.

Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства.

Для этого вспомним: три состояния воды.

У каждого состояния воды свои свойства.

Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса.

Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей.

Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут)

Какую форму они принимают?

(сосуда, в который их поместили)

Проведём опыт.

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос: Что это за сила?

Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение)

Проведём опыты (на партах):

Опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)

Опустим в стакан с водой камень (он тонет)

Опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ )

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник )

Найдите, где человек использует это свойство?

(учебник)

Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции.

(учебник )

Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше.

Выступление

(см. приложение)

жидкое, твёрдое и газообразное

прозрачная

без цвета

без запаха

Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.

Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.

Делают вывод:

дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.

Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.

Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Делают вывод:

под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.

Сл.№5

Сл.№6

Сл.№7

(на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой)

Сл.№8

Сл.№9

на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень

Сл.№10

Сл.№11

Сл.№12

Физкультминутка

(комплекс упражнений на снятие напряжения мышц)

Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды.

Проведём опыт:

опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется)

Почему это происходит? (учебник )

Где мы это свойство используем в жизни?

(беседа по картинкам)

Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду?

Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине.

Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой?

Верно, её нужно профильтровать.

Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду.

Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды.

Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды?

(учебник )

Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры.

Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании?

При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься.

Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет,

если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы,

если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит.

Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться.

Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник.

Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей.

Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки.

- А сейчас мы проверим , как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке.

(проводят опыт)

Делают вывод: вода – хороший растворитель.

Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться.

(примеры детей)

(рассуждения детей)

Для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде.

Такую воду можно очистить с помощью фильтра.

Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы.

Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат.

Делают вывод:

жидкость – расширяется.

Делают вывод:

при охлаждении вода - расширяется, а лёд – сжимается.

Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения.

Выступления:

«Использование воды человеком»

«Охрана вод»

(см. приложение)

ответы детей

(см. презентацию)

на парте:

стакан с водой, кусок сахара

Сл.№13

Сл.№14

на партах: шприц с водой

Сл.№15

Сл.№16

Сл.№17-18

Итог.

Что узнали на уроке?

Какие же свойства воды человек использует в своей жизни?

А теперь оцените свою работу на уроке (рефлексия ). У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой - 100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0.

Молодцы!

Д/З учебник стр.82-86 подготовить ответы на вопросы

Урок окончен!

Зачитывают вывод со слайда:

люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

Выталкивающая сила воды, текучесть, несжимаемость, способность растворять.

Дети отмечают и показывают

Сл.№19

бумажные термометры

Приложение.

Легенда. Во времена жизни Архимеда страной правил царь Герон. Однажды он заказал ювелирному мастеру корону из золота, серебра и драгоценных камней. Мастер справился с работой, принёс царю корону, но Герон заподозрил, что мастер заменил материал, золото украл, а доказать не мог. И тогда он обратился к Архимеду, чтобы тот уличил мастера в воровстве. Архимед начал думать и однажды во время купания, наполнив полную ванну воды, залез в неё и увидел, что уровень воды поднялся и прокричал «Эврика», что значит «нашёл», «победил».Так был открыт закон выталкивания. Он установил, что вода выталкивает вверх погружённые в неё предметы, с какой – то силой, а равна эта сила весу воды, которая вытесняется телом. Архимед открыл закон, а мастер был уличён в воровстве.

Вода в природе.

На глобусе или на карте наша планета голубая с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков и туч.

Вода есть и под землёй.

Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд и на суше, и в океане. Вода повсюду. Без воды не может быть жизни. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ.

Такое же значение имеет вода и для животных. Для некоторых животных, например для рыб, вода, кроме того, и единственное место обитания.

Без воды не могут жить растения. Вода составляет примерно 4/5 растения. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества. С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды.

Использование воды человеком.

Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.

По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.

Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.

Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди. Нагретая вода отдаёт тепло растениям, выращиваемым в теплицах. Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта.

Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла выпечки хлеба.

Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют поливные машины, дождевальные установки.

Вода, отведённая от многоводных рек в оросительные каналы, позволяет выращивать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными.

Охрана воды.

Человек должен следить за чистотой всех водоёмов.

Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом, - насекомые, моллюски и другие. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.

три состояния воды газообразное твёрдое жидкое прозрачная без цвета без запаха

все жидкости текут принимают форму сосуда, в который их поместили

выталкивающая сила воды она направлена вверх и равна весу вытесненной воды

этот закон открыл древнегреческий учёный архимед

закон сообщающихся сосудов

на нём основана работа фонтанов и водопроводов

течение воды - большая сила

вода - хороший растворитель Как нам помогает это свойство воды?

жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры при нагревании - расширяются (столбик термометра) при замерзании - сжимается (бутылка с водой, положенная в морозильник, непременно лопнет)

вода - " делает погоду"

Где окажется каждый предмет: на поверхности или на дне? это закон выталкивающей силы

1. что заставляет воду подниматься на тот этаж дома, на котором ты живёшь? (закон сообщающихся сосудов) 2. что произойдёт с банкой консервов, если её, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту? (она взорвётся,так как жидкости при нагревании расширяются) 3. какое свойство воды используется при стирке? (вода - хороший растворитель) 4. какие приспособления позволяют людям использовать силу текущей воды? (водяное колесо, турбина гидроэлектростанции)

люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства: выталкивающая сила текучесть несжимаемость способность растворять ИТОГ


Ребята, откройте учебник на странице 82. Тема «Как человек использует свойства воды» была нами определена в начале урока. Мы также выяснили, для чего вода нужна всем живым организмам.

А теперь давайте определим свойства воды, которые отличают её от других жидкостей: выясним какой у воды цвет, запах, вкус?

Хорошо, в ходе эксперимента выяснили, что вода бесцветна, безвкусна, не имеет запаха. Продолжим изучать свойства. Найдем в учебнике первый тезис, зачитайте его

Все жидкости текут и принимают форму сосуда, в котором находятся

Проверим?

-…………………..

Варианты ответа

Прочтите последний абзац на стр.82, объясните опыт. Что вы узнали о выталкивающей силе?

Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды

Верно, этот закон открыл известный вам древнегреческий ученый Архимед. Проверим?

-…………….

Хорошо, ребята, мы только что видели, что железо утонуло в воде, тогда скажите, почему на воде держаться огромные, тяжелые, железные корабли?

- из-за воздуха, которым заполнен трюм корабля, он выталкивает воду, поэтому железный корабль на воде мало весит

Верно, ребята, Архимед в свое время вывел еще одно свойство воды, он назвал его законом сообщающихся сосудов. Как вы понимаете это выражение?

- Это сосуды, которые соединены

Правильно, так вот уровень жидкости в таких сосудах всегда одинаков.

А вы можете привести мне пример таких «сосудов» из жизни?

- Например, если из одной лужи сделать небольшой канал к другому углублению, то вода быстро заполнит его, тогда уровень воды будет одинаковым

Отлично, прочитайте последний абзац на странице 83, о каком еще свойстве воды мы не сказали?

О течении воды. Течение воды - это большая сила, которую люди используют в жизни

Приведите примеры

Водяное колесо, гидроэлектростанции и др.

Хорошо, мы уже много свойств воды назвали, что-то я сомневаюсь, что вы все запомнили. Давайте так, я называю свойство воды, если он действительно верно, то вы два раза хлопаете, если нет - два раза топаете. Договорились? Встаем!

Вода сладкая

Вода не может быть твердой

Вода принимает форму сосуда, в котором она находится

Течение воды не обладает силой

Выталкивающая сила воды направлена вверх

Вода голубого оттенка

В сообщающемся сосуде уровень воды всегда одинаковый

Хорошо, присаживайтесь. Откройте учебник на странице 84, прочтите первый абзац, какое еще свойство воды вы обнаружили?

Вода - хороший растворитель

Проверим?

-………………………

Итак, вода растворяет все вещества, которые в нее попадают?

Нет, н./п., земля не растворилась, а порошок сделал воду мутной

Верно, а такая вода уже не годна для применения?

- В некоторых случаях такую воду используют в быту, её так же можно очистить в дом.усл. с помощью фильтра или в лаборатории (рис.84)

Молодцы, какое следующее свойство воды обнаружили?

- Жидкости несжимаемы (рис.85)

Давайте сами проверим?

Хорошо, ребята, а что вы можете сказать о нагревании и замерзании воды?

- В этих случаях жидкости меняют свой объем, н./п., лед или пар

Хорошо, а где мы можем найти воду в природе, помимо открытых водоемов?

- Это лед, пар, туман, роса, снег, град и т.д.

Урок 20 - 21

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Прежде всего, надо выяснить с учениками, что они уже знают .

– Для чего живым организмам нужна вода?

– В каких состояниях бывает вода?

– Сравни эти состояния воды.

– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

– Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Почему? (Гипотезы записываются на доске .)

Отвечают на вопросы .

– Прочитайте диалог на с. 82.

О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

– Где и как свойства воды помогают человеку?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

– «Как человек использует свойства воды?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

Проводит опыт по заданию на с. 82. Наблюдают результаты опыта и обсуждают их.

– Куда направлена выталкивающая сила?

– Можно ли её измерить? Как?

Проводит опыт : опускает в стакан с водой кусок дерева и железа.

– Что вы наблюдали?

– Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила» (при необходимости с помощью текста учебника ).

– Аналогично объясните гипотезы к последнему вопросу актуализации (на доске).

Работа с левым рисунком на с. 83 .

Наблюдают и делают вывод по результатам опыта .

– Почему не тонет корабль? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника .) (Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.)

– Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъёма грузов со дна водоёма, для судоходства.)

– В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно объяснить? (Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода обладает свойством текучести.)

– Рассмотрим правый рисунок на с. 83.

– Что мы наблюдаем? (Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.)

– В каком направлении движется вода? (Вверх.)

– Как человек использует это свойство воды? Для ответа используйте рисунок на с. 83. (При постройке водопровода, фонтанов.)

– С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать силу течения рек? (Ответ с опорой на два верхних рисунка на с. 84 .) (Скорость течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.)

Опыт с растворением в воде соли, сахара, почвы, песка и глины (показывает учитель или делают ученики).

– Что вы наблюдали?

Наблюдают и объясняют результаты опыта.

– Объясните результаты: какие вещества растворились, а какие – нет? (Растворились сахар и соль, а остальные – нет.)

– Где используется это свойство воды? (Работа с рисунками нижнего ряда на с. 84. ) (При приготовлении пищи, при стирке, в медицине).

– Можно ли очистить воду после проведённого нами опыта? Как? (При необходимости найти ответ в тексте учебника .) (Да, её надо профильтровать).

Опыты по фильтрованию (показывает учитель или делают ученики) и выпариванию воды (с. 85 учебника).

– Как мы ответим на вопрос урока?

Наблюдают и обсуждают результаты опытов .

– Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни, изобрели различные механизмы.

Максимум.

Опыт с паром, совершающим работу (с. 87).

– Что вы наблюдали?

– В каких состояниях вы наблюдали воду?

– Почему была вытолкнута пробка?

– Какой объём стала занимать вода при переходе из жидкого состояния в пар?

– Где применяется это свойство воды? (Работа с учебником и рисунком парового двигателя на с. 87. ) (Человек изобрёл паровой двигатель, паровоз.)

Опыт со сжатием воды в шприце (с. 85).

– Что вы наблюдали?

Наблюдают и обсуждают результаты опыта.

– Где используется данное свойство воды? (Работа с учебником и рисунком на с. 87. ) (Человек изобрёл гидравлический пресс и домкрат.)

– Как данные свойства воды связаны с явлениями природы: образованием туч, дождя, снега, града, лавин, ледохода, наводнения? (Вода может переходить из одного состояния в другое – образуются осадки; вода текуча и не имеет формы, занимает любой объём – возможны наводнения.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 86.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради

(одно-два на выбор).

3. Проверочная работа № 10.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V . Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадки. О каких свойствах воды в них говорится?

Возможные ответы на задания проверочной работы № 11.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень . Уровни воды выровняются.

Повышенный уровень . Вода из левого сосуда опустится до перемычки, но в правом сосуде вода при этом не дойдёт до перемычки (можно признать верным ответ, что вода в обоих сосудах уравновесится).

2. Необходимый уровень . Бетон, цемент, стекло, кварц, асфальт, древесные опилки, рыбий жир. Сложности у детей могут возникнуть при анализе цемента (он смачивается водой и образует густую массу), крахмала (он растворяется в воде при нагревании, образуя кисель), рыбьего жира (он вроде бы растворяется, как всякий жир в супе, но на самом

деле скапливается на поверхности). За эти сложные случаи снижать оценку не следует. Повышенный уровень . Правильность выполнения задания оценивает учитель. 3. Правильность ответа оценивает учитель (миска может оказаться и на поверхности, и на дне).

Вариант 2. 1. Необходимый уровень . Крышка начнёт приподниматься за счёт пара. Повышенный уровень . Пар при нагревании расширяется.

2. Необходимый уровень . Сода, стиральный порошок, соль, сахар, мёд, каменная соль. Сложности у детей могут возникнуть при анализе бензина (он скапливается на поверхности, не растворяясь). Повышенный уровень . Правильность ответа оценивает учитель. 3. Необходимый уровень . Поршень второго шприца выйдет. Повышенный уровень. Причина – несжимаемость воды.

Класс: 4

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Расширить знания о свойствах воды.
  • Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
  • Формировать представление учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Задачи урока:

  • Организовать наблюдение и на основе исследовательской деятельности и практической работы коллективно “открыть” свойства воды.

Оборудование урока:

  • Презентация в программе PowerPoint.
  • Карточки для каждой группы детей.
  • Лабораторное оборудование для проведения опытов.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы будем разбирать очень интересные вопросы и делать открытия, но сначала вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Разделитесь на группы по цвету карточек и выполните задание в группах по этой теме.

На карточках листы для самооценки. В течение урока вы их будете заполнять.

(Делятся на группы и выполняют задание, затем проверяем) (Слайд 2)

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, подойдите ко мне и посмотрите, я сегодня на наш урок принесла вазу с водой и цветные шарики.

(Учитель берет стеклянную прозрачную банку и цветные шарики)

Учитель: - Павел, помоги мне, пожалуйста. Опусти эти цветные шарики на дно банки.

Ученик: - Что-то не получается! Посмотрите, вода как будто с силой выталкивает шарики, и они плавают на поверхности!

Как вы думаете, случайно ли это? (Вы правы, действительно, это одно из свойств воды.)

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (на доске)

Но прежде чем мы начнем работать по данной теме, давайте вспомним:

1. Для чего нужна вода живым организмам? (Слайд 3)

2. В каких состояниях вода встречается в природе? (Слайд 4)

3. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? Отгадайте загадки. (Слайд 5)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,-
Скользко, весело, светло! (Лед)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем- не найдем. (Роса)

А еще это туман, иней, облака. (Слайд 6)

4. А какие уже свойства воды вы знаете? (Слайд 7)

III. Поиск решения.

А для того, чтобы еще больше узнать о свойствах воды, вам предстоит стать настоящими исследователями и провести наблюдения и опыты.

В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу (на доске, только шапка и пустые ячейки).

Лабораторный опыт № 1. (О выталкивающей силе воды показывает учитель)

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытиснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите ответ на вопрос: Что это за сила? (Работа со статьёй учебника с.83)

Вывод: Вода обладает выталкивающей силой . Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. (Слайд 8)

Как человек может в жизни использовать это свойство воды? (Выслушиваем ответы детей.) Прекрасно! Давайте запишем это в таблицу.

Это свойство открыл известный Древнегреческий ученый Архимед. (Слайд 9)

У Даши к этому уроку было свое задание. Она расскажет нам легенду про Архимеда. (Фрагмент мультфильма “Коля, Оля и Архимед”)

Давайте проверим это опытным путем. Кристина, помоги мне. (Кристина выходит и демонстрирует опыт под руководством учителя).

Проведём опыты:

Перед вами стакан с водой, кусок дерева, камень.

Опусти в стакан с водой кусок дерева. Что произошло? (он не тонет)

Опусти в стакан с водой камень. Что произошло? (он тонет)

Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, камень тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила.

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (Слайд 10)

Давайте проверим ваши предположения и прочитаем второй абзац на с.84.

- Архимедом было замечено ещё одно свойство воды, о котором нам расскажет ученица 10 класса. (Выступление ученицы 10 класса. Представление фонтана.)

(Слайд 11,12)

Кто понял, где человек использует это свойство? (Работа со статьёй учебника)

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Ребята, а хотите ли вы стать настоящими учеными и провести исследования?

Для этого вам необходимо разделиться на группы.

Перед вами инструкция по проведению опытов. Вам необходимо подробно ее изучить и провести исследование пошагово в соответствии с ней. Затем вы должны обсудить и представить полученный результат.

Группа №1. Текучесть воды.

1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло несколько раз.

2.Что вы наблюдаете?

План ответа.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.84 последний абзац).

3.Где человек использует свойство текучести воды?

(Слайд 13, 14)

Группа №2. Несжимаемость воды.

1.Возьмите шприц и наберите в него воду.

2.Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем, попробуйте сжать воду в шприце.

3.Что вы наблюдаете?

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85-86).

3.Где человек использует свойство несжимаемости воды?

(Слайд 15, 16)

Группа №3. Вода – растворитель.

Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.

Первый осел, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?

Выдвигаем гипотезы.

1.Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой.

2.Во второй стакан положите речной песок, размешайте ложкой.

2.Что вы наблюдаете?

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85).

3.Где человек использует свойство растворимости воды.

(Слайд 17, 18)

Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? (для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде) - Верно, такая вода, совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. (Слайд 19)

А мы попробуем профильтровать воду, в которой пытались растворить песок. (Все группы).

Возьмите колбы с воронкой, вставьте бумагу для фильтрации. Давайте попробуем профильтровать воду с песком. Что наблюдаем?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Садитесь на свои места.

(Фрагмент фильма “Загадочные свойства воды)

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.

А сейчас проверим, насколько вы усвоили свойства воды, исследованные нами сегодня на уроке.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Тест. (Слайд 20)

Прочитайте утверждения. Поставьте (+) если вы согласны с утверждением и (-) если не согласны.

1.Воду можно сжать.

2.Вода – хороший растворитель.

3.Железо и камень тонут в воде т. к. их вес больше чем выталкивающая сила.

4.Вода – прозрачна.

5.Держаться на воде и плавать человеку помогает сила тяжести.

6.Выталкивающая сила направлена вниз.

7.Закон сообщающихся сосудов открыл Архимед.

8.На планете Земля большую часть занимает вода, а не суша.

Проверим правильность ответов. (Слайд 21)

Работа в тетрадях. С.33 №2, №6 (в парах)

Обсуждение.

Закончите предложения, поработав в парах (Слайд 22)

  • Самое интересное задание для меня...
  • Самое трудное задание для меня...
  • Ты преодолел трудность?
  • У меня возникло желание...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!