Формируем правильное отношение ребенка к школьным оценкам. Правильное отношение к оценкам

Когда ребенок идет в первый класс , родители беспокоятся: какими будут его успехи в школе? Постепенно первоклассник привыкает к учебному процессу, родители успокаиваются, поскольку оценка результатов осуществляется только словесно: «молодец», «хорошо», «будь внимательней». Ругать ребенка за оценки нет нужды.

Следующий всплеск переживаний родителей начинается, когда ребенок переходит во второй класс и в дневнике появляются отметки.
— Я не поняла! — гневно кричит мама на сына — второклассника. — Почему сегодня «два»?
— Я ошибся, деля слова на слоги, — виновато отвечает мальчик.
— Ну ничего: отлуплю вечером — сразу разделишь слоги! — Гневно говорит мать и почти бежит к выходу, а сын, едва переставляя ноги, уныло плетется вслед за ней, ожидая наказания.

Но можно было поступить совсем иначе. Следовало спросить, за что ребенок получил такую оценку, что ему было непонятно на уроке, и успокоить: «Дома мы с тобой потренируемся в разделении слов на слоги, а завтра тебе на уроке будет интереснее, и чувствовать себя будешь увереннее». Родители часто забывают, что оценка — это показатель знаний и умений ребенка. Если ученик получил низкую оценку, то наказание ума ему не добавит, наоборот, наказывая, родители все дальше продвигаться в направлении тупиковых отношений с ребенком.

Существует еще один тип родителей — как эта мама:

— Я ничего не хочу слышать, — говорит она дочери, которая учится в четвертом классе, — мне нужны только отметки «4» и «5»!
У девочки от слов матери горько на сердце, страшно. Вот учительница объявляет, что диктант по русскому языку четвероклассница написала на тройку. Ребенок, боясь наказания, бросается к учительскому столу и становится колени:
— Пожалуйста! Не ставьте мне «3», меня мама дома убьет, если получу ниже «4».
Учительница, не зная, как поступить, застыла от этих слов. Имея доброе сердце, она сказала ученице, что позволит ей завтра переписать диктант. Девочка облегченно вздохнула. На следующий день она написала диктант снова на «3», но учительница, пожалев девочку, исправила ошибку синей пастой и поставила «4».
Ребенок не дотягивал до высоких результатов, и скоро начал «выплакивать» оценки по всем предметам. И здесь сложилась решающая для психики ситуация: изучать предмет или учиться вымаливать?
Маму вызвал школьный психолог. Он объяснил вредность ее поведения для формирования у ребенка интереса к обучению и посоветовал поработать с девочкой над теми темами, которые она не понимает. А если родители не могут сами компетентно объяснить, то психолог рекомендовал нанять репетитора, чтобы тот раскрыл «темные» стороны науки. Таким образом, проблема была решена: девочка устранила пробелы по всем предметам, и теперь, если она получает «2» или «3», мама спрашивает, где именно и что ей не понятно. Родители этой девочки теперь смотрят на оценки не как на конец света, а как на результат совместной работы ребенка, учителя и своей.

Каждый родитель понимает важность оценки и знаний ребенка по-своему. Вот одна мама говорит другой: «Почему ты не требуешь от своей дочери высоких баллов, ведь она знает больше моего сына, а оценки имеет ниже? Ее скромность никто не оценит в наше время». И слышит в ответ: «Я не собираюсь делать из дочери истеричку, для меня важнее, что останется в ее голове. В ситуации, когда учитель постоянно подгоняет, ей психологически трудно выложить все, что она знает. Если ее очень подгонять, а еще и кричать, она вообще может растеряться, закрыться в себе и ничего не рассказать. К сожалению, похвалой и поддержкой
со стороны учителей пока трудно заручиться. Твой сын может сказать: «Подождите, я еще не все рассказал» или «Не ставьте, пожалуйста, «3», я принесу реферат об озерах», а моя дочь из-за своего темперамента сделать этого не может».

Задумайтесь! Неужели вы, взрослые, учась в школе, всегда получали «пятерки»?
И неужели всегда, когда вы приносили «2», «3», «4», вас жестоко наказывали? Или причина скрывается именно в этом: вы учились не очень хорошо, у вас с детства остался комплекс «слабого ученика», и вы все несбыточные мечты хотите перевести на ребенка?

Любите своих детей! Может, хватит уже относиться к ним как к подопытным кроликам? Может, уже пора вспомнить, что они — маленькие личности со своим богатым внутренним миром? Дайте детям больше свободы, не давите авторитаризмом, больше общайтесь с ними, тогда они смогут в чем-то пойти вам навстречу. И не забывайте, что много хороших, талантливых люди не были отличниками. Главное — обучать и воспитывать так, чтобы у ребенка был «стержень» человечности и стремление к хорошему.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.

Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?

А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.


Как оценки мотивируют школьника?

Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.

Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?


Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».

В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.

Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

Во-первых, подождите упрекать ребенка.

Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.


Могут ли оценки быть только хорошими?

Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.

Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?


Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.

Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.


Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.

Собственная система оценок? Почему бы и нет?

Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.


Как это сделать?

Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.


Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!

Правильно ли мы делаем, требуя от своих детей хорошие оценки?

Добрый день, дорогие посетители сайта! Сегодня я бы хотела поговорить с вами на очень волнующую каждого родителя тему: «Нужно ли ребенку получать хорошие отметки в школе». Я думаю, каждый родитель согласился бы с тем утверждением, что в школу дети ходят для того, чтобы получать знания. И эти знания, соответственно, оценивают оценками.

Из этого следует следующее - чем выше оценка у ребенка, тем больше его знания. Но так ли это? И правильно ли мы делаем, требуя от своих деток хорошие оценки? Давайте разберемся. Наверное, у каждого родителя вызывает гордость ребенок, который хорошо учится, а «двоечник» - только головную боль. А не задумывались ли вы, уважаемые родители о том, что школьная оценка влияет на самооценку ребенка. И то, как вы относитесь к ребенку, к своему ребенку, даже если он принес не очень хорошую оценку из школы.

Уважаемые родители, не кажется ли вам, что очень многие из нас, за счет своих детей и их хороших оценок, хотят реализовать сами себя? А фраза «если хорошо учится - значит, хороший человек…» - это у взрослых, а как у детей? А у детей, между прочим, все как раз наоборот. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно прилагать немало усилий, и это совсем не говорит о том, что тебя спросят, заметят, а главное, по достоинству оценят. Могут не обратить внимание. А теперь подумайте, если ребенок будет учиться плохо, то «двоечника» знает все школа. И этот человек находит свое, так нужное ему, внимание. И ребенок, получающий плохие оценки, между прочим, чувствует себя намного лучше отличника.

Подумайте, что для ребенка важнее - внимание или оценка его уровня знаний. Из этого можно сделать вывод, что каждый ребенок очень нуждается во внимании, несмотря на то, как он учиться, но ребенку-отличнику получить свою долю внимания намного сложнее. Вообще оценка, любая оценка, вызывает стресс у ребенка. Кто-то совсем чужой приходит и решает за меня - «хорошо» или «плохо», какой «Я». И потом, во взрослой жизни, мы также следуем этому принципу и ждем того, что бы нас оценили (на работе, противоположный пол).

В жизни ребенка есть только три категории, которые оценивают: это родители, сверстники и учителя. И в разном возрасте дети выбирают для себя важность оценки той или иной категории. Для начала очень важно, что скажут родители, потом учителя, ну и главное, как ко всему отнесутся сверстники. Помните такую историю, возможно, она вам покажется знакомой - это когда в начальных классах учительница чаше всего представляется «как мама» и если ей понравиться, то тогда ты (ребенок) будешь учиться хорошо, ты будешь всегда заметен и, конечно же, получишь свою долю внимания.

Но когда у ребенка начинается средняя школа, и приходят по каждому предмету разные учителя, вот тут то и начинается хаос. Всем учителям понравиться просто невозможно, тогда и появляются хорошие и нехорошие учителя, любимые и не любимые предметы (соответственно). Именно здесь очень часто родители не понимают причину неуспеваемости своих детей и начинают жаловаться и говорить о том, что вот мой сын или дочь, когда был у Аллы Ивановны - учился хорошо, а теперь перестал учиться. Ваш ребенок не учиться перестал, он просто не может выбрать, кому понравиться. Когда вы забираете ребенка из школы, какой вопрос звучит первым? Уверена, этим вопросом будет: что ты сегодня получил?

Для учителей и родителей очень часто имеет большее значение оценка, чем сами знания ребенка. Почему так? Родители не интересуются, что знает их сын или дочь, их зачастую волнует, какая оценка (потому что, как говорилось раньше, это повод для гордости), а учителей зачастую не волнует, что из себя представляет сам ребенок как человек, они оценивают ученика.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!