Физиогномика человеческих эмоций и характеров. Читаем лица

Инструкция

Обращайте внимание на то, насколько близко к вам находится :Расстояние, на котором располагается собеседник, характеризует его желание с вами. Чем он ближе, тем более близкие отношения он желает установить. И наоборот: чем он дальше, тем меньше вы его интересуете.
Не забудьте скидку на то, что жители крупных городов и представители некоторых стран привыкли общаться на достаточно близком , которое может показаться даже интимным.

Обращайте внимание на положение головы:Если человек, разговаривая с вами, слегка склоняет голову в вашу сторону, это является признаком симпатии.
Когда человек опускает голову, это говорит о его неуверенности. Если это происходит во время личного разговора, возможно, он смущен, не уверен в себе, хочет сохранить дистанцию - это закрытая поза. Если голова опускается вниз во время спора, возможно, человек не уверен в том, что его утверждения истинны. Если же собеседник наоборот, задирает подбородок вверх, это сигнализирует о его уверенности в себе, стремлении сократить дистанцию или желании вызвать вас на спор.

Обращайте внимание на отзеркаливание:Отзеркаливание или повторение позы - это верный признак того, что человек заинтересован и проявляет симпатию. Чтобы убедиться, что это не совпадение, попробуйте изменить положение рук или ног, а через некоторое время проверьте, повторил ли человек вашу позу.

Обращайте внимание на руки:Если руки скрещены, это закрытая поза - человек не настроен общаться. Нужно учитывать, что для многих людей это является привычной позой, но и в этом случае такая привычка говорит о том что человек сдержан, скован в общении с людьми. Если при скрещенных руках ноги довольно широко и уверенно расставлены, такая поза говорит о позиции превосходства. Если человек положил руки на бедра, значит, он слегка нервничает. У вашего собеседника руки сжаты в замок или в кулаки? Это означает, что человек, вероятно, сердится.

Обратите внимание на отдельные жесты:Если человек поправляет прическу или теребит прядь волос, это говорит о его симпатии к вам или тому, с кем он общается. Однако если при этом он высоко, как бы удивленно, поднимает брови, это скорее свидетельствует о его несогласии с вами. Если ваш собеседник слегка нахмуривает брови и прищуривает глаза, значит, он пытается вникнуть и обдумать то, что вы говорите.

Обратите внимание на ноги:Если человек переминается с ноги на ногу, значит, он нервничает, не уверен в себе, ожидает чего-то. Многие люди стоя направляют носки ног в сторону того, кому они симпатизируют. Если же человек дотронулся своей ногой до вашей – это прямой флирт!

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

А теперь представьте, что на подсознательном уровне ваш мозг анализирует информацию, за несколько секунд представляет характер человека и посылает сигнал о симпатии или антипатии. Именно поэтому мы либо стремимся завоевать чье-то расположение, либо интуитивно избегаем встречи.

Об этом и о многом другом рассказывается в данной книге. Вы узнаете, что глаза не просто зеркало души, а глубокие морщины на лбу не всегда признак ума, что бывают брови «вразлет» и «домиком», что губы могут рассказать о человеке гораздо больше, чем он себе представляет, и, в отличие от него, не преуменьшат недостатки и не увеличат достоинства.

Сразу хочу предупредить: данное издание носит познавательно-развлекательный характер, поэтому будет малоинтересно тем, кто считает физиогномику серьезной и важной наукой. Конечно, ее постулаты и теория формировались и проверялись веками, но эта книга станет прежде всего увлекательным пособием для начинающих «физиогномистов», которые в умении читать по лицам видят главным образом возможность получить интересную информацию о людях, близких и незнакомых.

Глава 1
Из истории физиогномики

Физиогномика (от греч. phy sis – «природа», «природные задатки» и gnomoniko s – «сведущий», «проницательный») означает искусство познавать по чертам лица характер человека, его судьбу, определенную связь между внешним обликом и характером.

Можно сказать, что истоки физиогномики как науки появились еще в глубокой древности, передаваясь как знахарские тайны от учителя к ученику, от отца к сыну и сохраняясь в преданиях и легендах. Позже физиогномические наблюдения были зафиксированы врачевателями Древнего Востока, а в античной цивилизации приобрели систематизированный вид и классификацию, получив право называться учением. Причем к физиогномическим знаниям относили знания не только о чертах лица, как в современное время, но и о стати человека, его фигуре, жестах и мимике.

В гробнице Гермеса Трисмегиста, открытой, как принято считать, Александром Македонским, была найдена изумрудная скрижаль – доска, на которой было написано учение о всеобщих таинственных и судьбоносных связях между явлениями во Вселенной и человеком.

Знаменитый Аристотель много внимания уделял изучению особенностей человеческого лица (в этой книге в качестве эпиграфов к главам приведены выдержки из его работ). Он считал, что черты лица, его форма, общее выражение присущи определенным типам людей, с конкретными чертами характера, склонностями к различной деятельности, способностями и интеллектом. Пифагор, еще один прославленный древнегреческий ученый, выбирал своих учеников только из людей, по лицу которых видел, что они имеют призвание и способности к занятиям точными науками.

Знаменитый целитель древности Авиценна (Ибн Сина) ставил диагнозы после внимательного изучения лица больного.

Примечание

Кстати, в древние времена мудрецы, владевшие тайнами физиогномики и хиромантии, занимали почетные места при дворах монархов. Однако они не пытались раскрыть механизм связи между лицом человека, его характером и судьбой, действуя чисто интуитивно. Не пытаясь постичь научную суть физиогномики, они порой довольствовались своими скудными познаниями и невежеством знати, которая верила всему, что говорили «предсказатели». Тем не менее, как и положено, подобное «учение» передавалось по цепи ученической преемственности и со временем развивалось и дополнялось, часто обрастая непроверенными, нелепыми подробностями, что способствовало появлению в этой науке множества шарлатанов.

Тем не менее античная традиция оказала влияние на культуру Византии и западноевропейского Средневековья, особенно на арабские науки и еврейскую мистику (каббалу). Труды знаменитых физиогномистов, например таких, как А. Дебарроль, помогли детализировать физиогномику, очистить ее от искажений различных шарлатанов. Дебарроль попытался разработать единую теорию, объясняющую существование эмпирической связи между внешностью человека и его характером. Кроме того, к физиогномике возвращались некоторые западноевропейские ученые XVI–XVIII вв., например Дж. делла Порта, автор знаменитой работы «De humana Physiognomonia» (1586). Однако утверждение новых критериев научности в XVII–XVIII вв. отбросило физиогномику в область житейского опыта, воображения и интуиции. Попытка И. Лафатера, автора четырехтомных «Физиогномических фрагментов» (1775–1778), вернуть физиогномике статус науки оказалась несостоятельной.

Позже Ф. Галль разработал френологию – науку о связи психики человека и строения поверхности его черепа. Поселившись в Париже, он вместе со своим другом И. К. Шпурцгеймом развил это учение в большом сочинении «Anatomie et physiologie du systeme nerveux en ge ne ral et du cerveau еп particulier, etc.» (1810–1820). «И скаредность, и одаренность, и талант – все поддается определению при помощи моего метода», – писал Галль.

Попытки развить френологию были осуществлены в 70-х гг. XIX в. итальянским судебным врачом Ч. Ломбразо. В своем труде «Человек преступный» он утверждал, что по внешнему виду и особенностям конституции преступники имеют отклонения от нормы, по которым их всех можно идентифицировать. Признаки для классификации Ломбразо выявил, анализируя внешние особенности 3839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казненных преступников. Последующие поколения отвергли его учение о «врожденных» преступниках. Международная комиссия юристов и врачей не выявила никаких особенностей в строении их лиц.

Примечание

Существует множество самых причудливых «оккультных», «статистических», «теоретических» толкований физиогномики. Астрологи считают, что внешний облик человека дарит ему господствующая в его гороскопе планета, создающая соответствующий своему влиянию «имидж» и специфические черты характера. Подробные описания типичного внешнего облика, характерного для избранных, «чистокровных» детей каждой планеты, позволяют достаточно легко выделить их из толпы смертных. Этим людям свойственны подтвержденные многовековым опытом черты характера. К сожалению для физиогномики, такие люди встречаются довольно редко. На внешнем облике большинства смертных запечатлены плоды коллективного руководства нескольких планет. Каждая из них не только управляет жизнью и судьбой человека, но и одаривает его специфическими чертами характера и внешности. Хиромантия, астрология и физиогномика по-своему определяют господствующую планету и ее доминирующее влияние на человека.

В 1920-1930-х гг. «физиогномический» подход в философии культуры развивал Р. Касснер. Многие врачи широко использовали физиогномику в своей врачебной практике. Так, знаменитый русский терапевт Г. Захарьин умел почти безошибочно ставить диагноз на основе наблюдения за внешностью больного. В свое время Н. Пирогов даже составил атлас «Лицо больного». Он утверждал, что практически каждое заболевание оставляет свой характерный след на лице человека. Однако особое распространение метод диагностики по лицу получил в странах Востока (особенно в Китае и Корее). Ни один опытный врач, обученный тибетской медицине, не поставит диагноз без тщательнейшего изучения лица пациента.

Существует несколько школ «чтения по лицу», каждая из которых базируется на своей системе. Так, японцы обычно делят лицо на три зоны: верхнюю (лобная часть) – она отражает состояние тела и духа, среднюю (от бровей до кончика носа), по которой видно психическое состояние человека, и нижнюю (от верхней губы до подбородка), отражающую характер. Опытному физиогномисту многое может рассказать состояние кожи лица, ее цвет, влажность, выраженность сосудистого рисунка, расположение морщин и их глубина и др. Кроме того, принимается во внимание состояние пяти «жизненных черт»: бровей, глаз, носа, рта и ушей. Их пропорциональность (формы, цвета, чистоты и т. д.) является благоприятным признаком. На их значимости основано широкое внедрение в традиционную диагностику таких методов исследования, как иридодиагностика, аурикулодиагностика, диагностика по капиллярному рисунку глазного яблока.

Анализ пяти «жизненных черт» и трех зон лица считается основой процедуры чтения. Однако, чтобы составить общее впечатление о характере человека и состоянии его психики, нужно учитывать еще и особенности лицевых костей, форму челюстей и подбородка, общую конфигурацию лица.

Примечание

Оценивая полученные данные, необходимо сопоставлять их с возрастом человека.

Физиогномика определяет не столько действительный характер и возможное поведение, а то, как вы в большинстве случаев подсознательно воспринимаете незнакомого вам человека и непроизвольно сопоставляете его с самим собой. Таким образом, если вам кто-то неприятен, это вовсе не значит, что он будет неприятен и другим, даже если черты лица выдают в данном человеке маньяка. Знание этого правила поможет вам правильнее сориентироваться в сделанных выводах.

Глава 2
С чего начинается лицо

У кого маленькое лицо – малодушны; это соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое – ленивы; это соотносится с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким, и не большим; прилично, когда оно среднее. Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком белолицые тоже робки; это соотносится с женщинами. Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть средним.

Аристотель1
Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли. Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», а также в сочинениях «Этика», «Метафизика», «История животных». Движущей силой поведения Аристотель признавал стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Стимулировал развитие философской мысли последующих эпох.


Первое, что бросается в глаза при беглом взгляде на человека, – это форма лица и его цвет.

Форма лица

Физиогномика различает шесть основных типов лица:

Продолговатое;

Треугольное;

Трапециевидное;

Квадратное;

Круглое;

Овальное.

Сразу оговорюсь: в природе редко встречаются «чистые» типы лица. Присмотритесь внимательнее к лицам окружающих вас людей и выделите наиболее доминантные черты. Например, широкий лоб и узкий подбородок в совокупности с ярко выделенными скулами составляют больше треугольный тип лица, нежели квадратный или трапециевидный. При определении типа вы всегда сможете положиться на собственную интуицию.

Продолговатое лицо

Продолговатое лицо напоминает прямоугольник – в нем ширина лба практически совпадает с шириной нижней части лица (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Продолговатое лицо


Такое лицо еще называют аристократическим, потому что оно характеризует своего обладателя как интеллектуального, уравновешенного и чувствительного человека. Очень часто подобные люди наделены властью, и это не мешает при их расчетливости и дальновидности быть справедливыми и мудрыми правителями. Чаще, чем у других людей, таланты обладателей прямоугольного типа лица находят применение в политической и военной сферах. Они ставят перед собой цели и последовательно их добиваются. При отсутствии ярко выраженных негативных черт лица цели таких людей оправдывают только достойные средства, им чуждо насилие и фальшь в отношениях.


Рис. 2.2. Мария Миронова

Примечание

Мария Миронова (рис. 2.2) – известная российская актриса, дочь актера Андрея Миронова. Продолговатое лицо актрисы говорит об интеллекте, целеустремленности и волевом характере (что подтверждается ее репутацией среди коллег-актеров).

Треугольное лицо

По своей форме оно максимально приближено к треугольнику и характеризуется высоким, широким лбом, выдающимися скулами и суживающимся к основанию подбородком (рис. 2.3).

Такое лицо может говорить как о гениальности, так и о склонности к предательству и фальшивости. Хотя одно не противоречит другому. В любом случае такое лицо, как правило, бывает у людей бесчувственных, не склонных к привязанности и преданности. Они всегда стоят немного особняком от других – либо из-за своей невозможности быть социально активным человеком, либо из-за отрицательных качеств характера.


Рис. 2.3. Треугольное лицо

Трапециевидное лицо

Такую форму лица еще иногда называют полутреугольной – из-за широкого лба и четко очерченных скул и суженного (но не заостренного) подбородка (рис. 2.4).

Но чаще такое лицо сравнивают с другой геометрической фигурой – трапецией. Такое более «сглаженное» лицо «убирает» негативные качества, присущие треугольному лицу. Так, людям с трапециевидной формой лица в большей мере присущи интеллигентность, чувственность, но в то же время и некая пассивность. В отличие от людей с прямоугольной формой лица, они не будут добиваться поставленной цели, да и вряд ли вообще поставят перед собой цель. Если все-таки они пожелают добиться чего-либо в своей жизни, им непременно что-нибудь помешает: лень, отсутствие профессионализма, стремление пустить дела на самотек – и они бросят начатое на половине пути.


Рис. 2.4. Трапециевидное лицо


В то же время трапециевидная форма лица характеризует его обладательниц-женщин только с положительной стороны: они оптимистичны, коммуникабельны и, как правило, довольны и счастливы в жизни.

Квадратное лицо

Квадратная форма лица характеризуется пропорциональным соотношением высоты и ширины лица, что делает его похожим на квадрат (рис. 2.5).

Очень часто такое лицо встречается у мужественных, но суровых и порой бессердечных людей. Они стремятся покорить вершины, добиться поставленных целей и достичь успеха во всем, но по своим качествам скорее хорошие исполнители, нежели прирожденные лидеры. Из-за отсутствия гибкости и логического склада ума такие люди часто в одно мгновение могут разрушить то, что создавали годами. Очень часто «разрушения» в их жизни спровоцированы и стремлением жить «по правилам». Люди с такими лицами – прирожденные юристы.

Женщины с такой формой лица стремятся больше подчинять, нежели подчиняться, доминировать как в личной, так и в общественной жизни.


Рис. 2.5. Квадратное лицо

Круглое лицо

Круг – геометрическая фигура, наиболее ярко характеризующая круглую форму лица (рис. 2.6).

Отсутствие резких, угловатых черт выдает добродушную, мягкую и миролюбивую натуру. Но кажущаяся покорность на самом деле может обернуться поразительным честолюбием, а если еще при этом у круглолицых людей высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза, значит, перед вами целеустремленный, волевой человек. Из таких людей могут выйти завидные лидеры и полководцы.


Рис. 2 .6. Круглое лицо


Круглолицые люди чаще других умеют приспосабливаться к окружающей обстановке. Это они делают легко, как бы играючи, впрочем, точно также они справляются со всеми трудностями как финансового, так и личного характера.

Овальное лицо

Овальная форма лица (рис. 2.7) сочетает в себе продолговатую и круглую формы.

Круг вытягивается, но при этом оставляет характерную для него сглаженность, то есть «убирает» «углы» продолговатого лица. Подобные метаморфозы можно проследить и в характерах людей с овальным лицом. Так, от продолговатого лица они взяли интеллект и чувственность, а от круглого – добродушие и оптимизм. В то же время они утратили логику и последовательность мышления, свойственные людям с продолговатым лицом, поэтому вряд ли в данном случае будет уместным говорить о военной или политической карьере. С другой стороны, овал становится символом женственности, мягкости и мудрости, которых порой так не хватает в современном мире.


Рис. 2 .7. Овальное лицо

Цвет лица

Немаловажную роль в физиогномике играет и цвет лица. Здесь необходимо понять, что речь идет не об основных цветах кожи – знаках расовой принадлежности. В отличие от Аристотеля, современные физиогномисты знают, что у кожи нет постоянного цвета. Он может варьироваться от состояния человека или местности, где он живет. Цвет лица может колебаться от снежно-белого до иссиня-черного, что обусловлено количеством красящего пигмента – меланина. Чем его больше, тем темнее кожа.

Очень часто, давая характеристику человеку, можно услышать, что у него «нездоровый цвет лица», «кожа, как у алкоголика» или, наоборот, «здоровый цвет», «кожа просто сияет». Это тоже дает своеобразную характеристику, но о ней мы поговорим позже. А пока разберемся в восточной трактовке физиогномики по цвету кожи человека.

Следуя восточным традициям в изучении цвета лица и его влияния на характер человека, оттенки кожи можно соотнести с основными стихиями: огнем, водой, деревом, металлом и землей.

Цвет огня

Красноватый оттенок кожи говорит о принадлежности человека стихии огня. Динамичная жизнь, много экспрессии, вспыльчивость, от которой кожа «горит», – основные характеристики людей такого типа. Как правило, они не только умеют кричать и раздражаться по пустякам, но еще и хорошие труженики, которые берут не упорством, а смелостью и напористостью. Кожа у таких людей часто сухая и легко раздражающаяся. Поэтому им важно помнить о терпении и спокойствии, умении держать себя в руках и беречь силы не для бесполезных споров и конфликтов, а для решения важных профессиональных задач.

Цвет воды

Будучи полной противоположностью огню, вода характеризует человека с бледной кожей, которая под определенным ракурсом может отливать синевой (не путать с синюшным оттенком). Как вода принимает форму сосуда, так и люди с оттенком кожи этой стихии непостоянны и чувствительны. Идеальная сфера деятельности для таких людей – интеллектуальная.

Повышенная чувствительность и близкое расположение вен часто бывают причиной синяков от малейшего соприкосновения. Проецируя это на характер человека, можно говорить об излишней ранимости и обидчивости. Такие люди принимают все близко к сердцу, а результат этого может быть разрушителен, как цунами, потому что от внешне спокойных и утонченных людей можно ожидать исключительно неожиданных поступков, совершенно не соотносящихся с их внешностью.

Цвет металла

Цвет кожи у таких людей так же, как и у людей стихии воды, бледен, но не с синеватым отливом, а скорее с серебристым. Часто черты лица заострены, и такие люди характеризуются сильным, волевым характером. Они всегда добиваются поставленных целей, причем любой ценой, порой не задумываясь о последствиях. И причиной тому не безрассудство и взбалмошность, а холодная расчетливость и даже бессердечность.

При таком типе кожи лицо часто напоминает маску: отсутствие всяких эмоций, умение контролировать себя в любой ситуации, но если необходимо, то и сыграть на публику с большой долей успеха. Основная проблема подобных людей заключается в том, что их мания самоконтроля порой достигает определенной крайности, когда человек теряет свою личность, сохраняя лишь ее тень.

Цвет земли

Один из самых распространенных оттенков кожи лица – землистый, или желтовато-коричневый, – несомненно, относится к стихии земли и принадлежит людям надежным и уверенным в себе. Они ценят внимание и помощь других и никогда не остаются неблагодарными. В то же время нельзя позавидовать их недругам или тем, кто когда-либо их предал. Люди с оттенком кожи цвета земли хорошо помнят не только хорошее, но и плохое. Часто их злопамятность перерастает в мстительность. Специально мстить они не станут, но, если подвернется удобный случай, никогда не упустят этой возможности.

Вывести из себя таких людей очень тяжело, но их ярость будет подобна урагану, сметающему все на своем пути. Помня об этой черте характера, следует остерегаться попадания к ним в немилость, а самим людям, чья кожа принадлежит стихии земли, помнить, что ураганы часто уничтожают на своем пути не только плохое, но и хорошее.

Цвет дерева

Оттенок кожи, принадлежащий стихии дерева, сочетает в себе синеватый оттенок воды и желтый – земли, что встречается крайне редко. Точно так же смешивается и темперамент двух стихий – воды и земли. От воды он унаследовал неторопливость и методичное спокойствие, от земли – надежность и уверенность.

Правда, очень часто такое смешение качеств перерастает в некоторую флегматичность, стремление наблюдать и не вмешиваться в жизненный процесс других. С одной стороны, это помогает избежать ненужных конфликтов, но с другой – такие люди не всегда могут вовремя прийти на помощь.

Глава 3
Ото лба до челюсти…

…У кого лоб маленький – глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой – вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба – чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу – велики душой; это соотносится со львами. Имеющие нахмуренный лоб – гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный лоб – льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у собак можно видеть: когда собаки ластятся – у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное – лесть, то подходящим будет среднее состояние.

Аристотель

Лоб

Помните знаменитое: «Жил-был поп – толоконный лоб»2
Толоконный лоб (презрит.) – о глупом, бестолковом человеке, дураке. Выражение пришло из народной речи, «толоконный» – от «толокно» – «мука, чаще всего овсяная». Для получения такой муки хлебные зерна не мололи на мельнице, а толкли, измельчая ударами деревянной толкушки. Толокном называли и кушанье, приготовленное из такой муки. Толоконный лоб – презрительная кличка глупца, дурака (букв. «лоб, набитый толоконной мукой» – ср. «опилки в голове»).

А как обычно называют упрямца? Правильно, «упрямый лоб». «Медным лбом» называют человека, который ничему не удивляется, безрассуден, смел и никогда не смущается. Указывая на бестолкового или непонятливого человека, мы стучим себя по лбу. Это не случайно. Согласно физиогномике, общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и о его характере. По высоте, выпуклости и форме лба можно сделать вывод об основополагающих качествах человека, то есть тех, которые являются непосредственным отражением его характера.

Практическая графология: как узнать характер по почерку

ВВЕДЕНИЕ

Вы открыли первую страницу этого издания. Это означает, что вы находитесь в самом начале пути в мир анализа почерков. Возможно, прочитав нашу книгу, вы по-иному будете смотреть не только на себя, но и на ваших друзей и членов семьи. Это будет новый взгляд, взгляд изнутри, ведь основной целью данной книги является ознакомление вас с базовыми положениями науки графологии. А информация, которой мы обладаем и которая изложена на страницах издания, собиралась многие годы, поэтому является достоверной.

Однако, читая нашу книгу, вы не раз поймаете себя на мысли, что вам не терпится проверить на деле, как работают принципы графологии. Попробуйте начать анализ с собственного почерка, так как себя самого вы знаете лучше, чем кого-либо другого. Возможно, что после прочтения книги у вас возникнет недовольство своим почерком. Поэтому еще перед тем, как вы окунетесь в таинственный мир графологии, напишите какой-нибудь текст привычным почерком: только имея непринужденно написанный образец, вы сможете объективно оценить собственный почерк. Затем, по мере прочтения отдельных глав, пробуйте определить черты своего характера.

Кроме того, вы наверняка пожелаете проанализировать почерки родных и друзей. Но предварительно начните собирать образцы всех доступных почерков. Ведь, применяя графологию в отношении близких, вы можете обнаружить у них такие черты характера, кото-

рые не соответствуют вашим представлениям об их личности. Если подобное произойдет, не спешите с выводами, а лучше дочитайте книгу до последней страницы и только после этого делайте выводы об эффективности графологии. Не стоит также забывать о том, что многие люди имеют привычку скрывать от посторонних некоторые черты своего характера или маскировать их под иные. Возможно и то, что человека, чей почерк вы решили подвергнуть графологическому анализу, вы знаете еще недостаточно хорошо.

Запомните: почерк никогда вам не солжет. Просто иногда его неверно расшифровывают. Поэтому повторимся: желательно прочесть книгу от начала до конца и только после этого вернуться к главам, описывающим те черты характера, в правильности толкований которых на основе почерка вы не совсем уверены. Кроме того, мы приводим описание деталей начертания букв, которые помогут вам разобраться в широко распространенных и потому обобщенных понятиях, и разговор о них также идет в нашей книге.

Те же, кто о графологии имеет лишь смутное представление, не всегда осознают ценность и точность данной науки. Поэтому, столкнувшись на практике с графологическим анализом, такие люди ждут либо предсказания судьбы, либо общей характеристики черт интересующей их личности. Однако графологи не гадалки, и их описание личности, «прочитанное» по почерку может касаться столь интимных подробностей, что человек, далекий от графологии, по меньшей мере бывает сильно удивлен. В результате он начинает осознавать, какие возможности таит в себе данная наука, и впервые задумывается о том, как же она работает.

Чтобы ответить на вопрос, как почерк человека может отражать черты его личности, нужно прежде всего понять, что графология не имеет ничего общего с магией и подобными явлениями. Практическая графология логична и систематизирована и считает, что любые действия человека, а именно письмо, берут свое начало в его мозге. Например, человек взял карандаш или ручку, чтобы что-либо написать. В это время мозг уже посылает сигналы в мышцы пальцев, направляя линии письма на бумаге. В результате буквы, петли, изгибы и точки служат отображением вашего внутреннего«я». Конечно, инструмент письма держит ваша рука, но писать вас побуждает именно мозг. Поэтому в почерке, так же как в жестах или мимике лица, отражаются характеристики вашей личности. Последние легко распознать, наблюдая за телодвижениями участников разговора, даже не слыша слов. Точно так же по особенностям почерка можно судить о характерных качествах определенной личности.

В наши дни графологический анализ перестал быть чем-то секретным или таинственным. Прежде всего это один из логических методов изучения личности, опирающийся на эмпирические и статистические данные. В процессе графологического анализа ученые ищут специфические особенности почерка, указывающие на индивидуальные черты характера, детально сравнивают почерки, после чего уже делают окончательные выводы. Соответственно, графологический анализ не может основываться на одном-единственном признаке, точно так же как одна черта характера не рассматривается ни в качестве положительной, ни в качестве отрицательной. Ведь на каждую обнаруженную особенность письма влияет совокупность личностных черт.

Импульсы мозга настолько тесно связаны с почерком, что последний является своеобразным показателем настроения человека, а также свидетелем эмоционально-психическо- го и даже физического здоровья. Почерк формируется многие годы, развиваясь в процессе роста человека и «взрослея» вместе с ним. С годами почерк претерпевает изменения, причем не только в результате старения организма, но и вследствие болезней, особенно тех, которые связаны с нарушениями эмоциональной и умственной сферы. И хотя наш почерк в разные дни может быть неодинаковым в зависимости от обстановки, самочувствия и настроения, основные черты личности он отражает постоянно, давая графологам пищу для исследований.

Кроме перечисленных выше особенностей, почерк дает возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении,

образе мыслей, способностях и талантах, степени целеустремленности, честности, сексуальных предпочтениях, недостатках характера и навыках общения. Именно поэтому графологический анализ является очень точным инструментом и может применяться в различных сферах человеческой деятельности. Вот несколько примеров его использования для определения психологических характеристик личности.

1. Понимание собственного «я». Графология дает достаточно точный и объективный ответ на вопрос, кем вы являетесь. Кроме того, она может указать на сильные и слабые стороны вашей личности, а также на особые умения.

2. Человеческие взаимоотношения. С помощью графологии возможно вывести семейные, любовные, деловые или общественные отношения на более высокий уровень. Это происходит благодаря глубокому пониманию нужд вовлеченных в них людей. Ведь упро-

чить отношения помогают только исчерпывающие знания о слабых сторон, а х также мыслях и чувствах контактирующего с вами человека. К примеру, понимание проблем, возникших у члена вашей семьи, друга, делового партнера или сослуживца, позволит вам отнестись к ним более объективно и честно.

3. Психологическое консультирование. В качестве внешнего свидетельства мыслительных процессов, эмоционального состояния и развития личности графологический анализ приемлемо использовать для уточнения результатов психологического теста. По почерку можно выявить не только психологическую проблему, например такую, как страх или задержка эмоционально-психического развития, но и социальные черты личности. Причем в этом случае графологический анализ может быть более эффективным методом, чем метод психологического тестирования.

4. Образование. Результаты графологического анализа, которому подвергаются учителя и инструкторы, намного ценнее итогов любых других тестов. Кроме того, анализ почерка всегда доступен, так что проводить его можно регулярно. Этой возможностью не следует пренебрегать, ведь, например, почерк студентов способен рассказать об их образе мыслей, эмоциональных и интеллектуальных проблемах, что чрезвычайно проблематично выявить каким-либо другим путем. Раскрытие подобных данных помогает также выбрать правильную методику обучения.

5. Бизнес. Консультации и продвижение работников, а также выбор персонала для производства, повышение квалификации и т. п. могут быть усовершенствованы только благодаря графологическому анализу. Руководители множества успешных компаний согласны

с тем, что анализ почерка работников - вполне законный и перспективный метод изучения персонала. К примеру, при подборе на определенную должность служащего с необходимыми личными качествами и профессиональными навыками данный метод позволяет экономить не только средства, но и время.

6. Юриспруденция. Потенциальных присяжных удобно отбирать после графологического анализа. В развитых странах Запада юристы регулярно советуются на этот счет с графологами. Ведь анализ помогает быстрее и лучше понять клиента, представителей обвинения и защиты, главных свидетелей, а также судей.

7. Криминология. Графологический анализ - это своеобразный детектор лжи. Кроме того, он может предупредить и о потенциальной опасности. Исследуя материалы дела, его применяют для оценки истинности подписей в документах и контрактах, выявления виновного путем сравнения почерков.

Все перечисленное выше действительно возможно, так как при письме человек использует универсальные движения и символы, которые легко подвергнуть межкультурному анализу. К примеру, направление букв вверх говорит об оптимизме пишущего. И напротив, направление букв вниз - свидетельство о негативном мировоззрении и пессимизме. Данные характеристики приемлемы для человека любой культуры, причем не только в реальности, но и образно. Эти два противоположных друг другу состояния духа ясно обозначаются при письме: в первом случае линия букв под влиянием эмоционального подъема словно устремляется вверх; во втором случае она опускается как бы под давлением груза

депрессии. Кроме того, наши действия можно охарактеризовать как движения вперед или отступления назад. Эта особенность при письме выражается в разного рода росчерках: если росчерк направлен вправо, значит, человек думает о будущем, если влево - о прошлом. В общем, прочтя данную книгу, вы сможете научиться распознавать не только описанные характеристики, но и многое другое, свойственное интересующим вас людям.

И хотя данное издание не предназначено для подготовки профессионалов-графологов, оно позволит вам глубже понять людей из своего окружения и даст самое широкое представление о необъятном мире человеческих почерков. Прежде всего книга научит вас основам графологического анализа и расскажет о том, с помощью какого метода можно выявить определенные, важные для вас психологические особенности личности. В первую очередь это касается настроения, общей организации личности, отношения к жизни, стиля мышления, эмоционального состояния, а также преобладания физической либо духовной стороны жизни.

Кроме того, вы узнаете, как графологи собирают материал для изучения и составляют предварительный психологический портрет согласно информации, полученной на данном этапе исследования. В книге также детально раскрыты особенности личности, которые можно определить, изучая индивидуальные росчерки. Например, слабые стороны характера, скрытые таланты и наклонности, сексуальные предпочтения, а также степень склонности ко лжи.

Эта книга - начальный этап пути к пониманию внутреннего «я» человека на основе его почерка: вы сделали первый шаг по сложной дороге, имеющей множество поворотов и ответвлений. Возможно, после прочтения нашей книги вам захочется ознакомиться с другими источниками. Удачи вам на данном поприще!

ЧТО ЗА НАУКА ГРАФОЛОГИЯ

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить«как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.

Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьерминистр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия

человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и др. Например, известный художник Томас Гейнсборо всегда держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого он работал. Этот метод позволял ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека. Идеи Томаса Гейнсборо нашли отражение в изречении Уильяма Преера, немецкого исследователя, жившего в самом началеXX столетия: «Почерк человека есть почерк его индивидуальности».

Немного истории

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля(384-322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, - отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова - отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37-68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

И на Востоке, в Древнем Китае, уделяли внимание человеческому почерку. Так, китайский художник и философ Йо Хао, живший на рубеже XI-XII столетий, говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В то же время, в 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором неоднократно упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность.

Интерес к психологии личности, в частности к почерку, идет глубокой древности, однако стройной системы графологического анализа не было вплоть до XVII столетия. Лишь в 1622 году итальянский ученый Камиллио Бальди, физик университета города Болоньи, опубликовал труд под названием «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму». Книга эта хотя и вызвала живой отклик среди людей образованных, но не получила широкого распространения из-за неграмотности большей части населения.

Постепенно число людей, заинтересованных графологическим анализом, стало возрастать. Следующая работа на эту тему была опубликована в 1778 году. Ее автором стал ученый из Цюрихского университета, теолог и поэт Иоганн Каспер Лаватер, считавший, что «каждый человек обладает индивидуальным неподражаемым почерком». Кроме того, он вывел закономерность между почерком и физическим и эмоциональным состоянием человека в момент письма, а также взаимосвязь между почерком, походкой и звуками голоса.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

Вплоть до начала XIX столетия графологический анализ считали просто увлекательной игрой. Однако во Франции аббат Луи Ж. Г. Фландрен, занимавший епископскую кафедру

Амьена, а затем ставший архиепископом Камбре, заинтересовался графологией всерьез. Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего графолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена. В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием«Практическая система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графологического анализа.

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности.

Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз переиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий.

В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтересовался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал, анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которого было определение интеллектуальных способностей человека. В этом эксперимента, кроме самого Бине, принимали участие семь специалистов-психоаналитиков, каждый из которых получил от Бине по тридцать семь образцов почерка людей, принадлежащих к высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столько же образцов почерка людей преуспевающих. Ученым было предложено определить, к какой группе относится человек с тем или иным почерком, и во всех случаях специалисты дали верные ответы.

В то же время в Германии, на базе одного из университетов были проведены подобные научные эксперименты. Уильям Преер, профессор университета в Берлине, изучал сходство образцов текста, написанного одним человеком, но по-разному: руками, ртом, ногой, локтевым сгибом и в обратном направлении. В ходе эксперимента выяснилось, что во всех упомянутых случаях присутствовали основные характеристики личности независимо от того, каким способом был написан текстовый фрагмент.

Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг Клягес - автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому виду человеческой деятельности. Такие движения, характерные для любого человека, являются практически бессознательными. Это ходьба, бег, мимика, способность говорить, жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень почерка, Клягес относил каждый образец к«положительному» или «отрицательному» в плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк говорил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень»

- о преобладании отрицательных.

Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анализом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив почерк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умственную ориентацию; буквы, написанные на основной линии(среднюю) зону, характеризующие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологическое поведение и материальные интересы.

В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки

и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замед-

ленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графологии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».

В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор психологии университета в Вайоминге Джун Доуни не заинтересовалась семейным сходством почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка.

Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа привнес Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересовался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать, что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим указаниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раскрыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет ли он вообще - важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные формы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как структуры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим анализом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Международным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа работает, основываясь только на сухих статистических данных.

В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графологического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных движений», ученые писали следующее: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов, через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку».

В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изучением подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательного. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной им «Диаграммы бессознательного».

Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку

в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобрела инструмент, позволявший измерять давление ручки на поверхность бумаги, также много работала с почерками больных, страдающих различными речевыми расстройствами. В 1952 году вышла ее книга «Почерк: ключ к познанию личности», которая по сей день считается классической работой в области графологического анализа.

Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направлении стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге«Психографология». Книга была издана в самом концеXIX столетия. Второе издание увидело свет 1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом столетии был Д. М. Зуев-Инсаров, опубликовавший несколько работ. Это «Строение почерка и характер», «Почерк и личность» и многие другие.

В XX веке интерес к графологии возрос, и многие ученые выпускали на эту тему интересные работы. Среди них такие известные личности, как Даниель Энтони, Ульрих Соннеманн, Надя Олянова, Феликс Клейн, Альфред О. Мендель, Тэя Стейн Левинсон и Ирен Маркус.

Графология и практика

Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.

К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, принадлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствует твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий, которую можно охарактеризовать как общую поступательную.

Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах

и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельствует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и букв, а также неоднозначное направление линий.

Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме

широки и размашисты. Рис. 4. иллюстрирует крайнюю практичность, так как даже текст на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.

Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность

Рис. 4. В характере доминирует практичность Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авто-

ров. В первом случае линейный интервал четкий, во втором - нечеткий.

Рис. 5. Эта личность хорошо организована

Рис. 6. Данному человеку не хватает организации Скорость написания текста (рис. 7, 8) также говорит о многом. В частности, о том, нас-

колько данный человек терпелив.

Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости

Читаем лица. Физиогномика Теодор Шварц

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Читаем лица. Физиогномика

О книге «Читаем лица. Физиогномика» Теодор Шварц

Никто не станет отрицать тесную связь мимики с настроением человека. Однако не каждый согласится с тем, что черты лица и внешний облик характеризуют психологический тип, темперамент. Казалось бы, разве может длинный нос или высокий лоб сказать что-нибудь о характере? Автор данной книги убежден: может, причем многое. Теодор Шварц раскроет вам тайны человеческого лица, научит оценивать собеседника, даже не вступая с ним в разговор, определять характер и темперамент по фотографии.

(CD-диск прилагается только к бумажной книге.)

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Читаем лица. Физиогномика» Теодор Шварц в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Читаем лица. Физиогномика» Теодор Шварц

Красноватый оттенок кожи говорит о принадлежности человека стихии огня. Динамичная жизнь, много экспрессии, вспыльчивость, от которой кожа «горит», – основные характеристики людей такого типа. Как правило, они не только умеют кричать и раздражаться по пустякам, но еще и хорошие труженики, которые берут не упорством, а смелостью и напористостью. Кожа у таких людей часто сухая и легко раздражающаяся. Поэтому им важно помнить о терпении и спокойствии, умении держать себя в руках и беречь силы не для бесполезных споров и конфликтов, а для решения важных профессиональных задач.

Физиогномика (от греч. physis – «природа», «природные задатки» и gnomonikos – «сведущий», «проницательный») означает искусство познавать по чертам лица характер человека, его судьбу, определенную связь между внешним обликом и характером.

По легенде, Гиппократ использовал физиогномику для лечебной диагностики (до сих пор в медицине пользуются понятием «маска Гиппократа», которое означает характерное выражение лица больного при перитоните). Если глаза яркие и чистые, то оснований для беспокойства нет. А вот когда они тусклые, без блеска, движения их медленны, зрачки постоянно сужены или расширены, а веки тяжелые – все это говорит о каких-либо нарушениях в организме.

Такие люди, как правило, привыкли добиваться поставленной цели любыми доступными и недоступными способами, порой не останавливаясь ни перед чем. Для них понятие милосердия и сочувствия ограничивается рамками хорошего настроения.

Если внешний уголок глаза длинный и заостренный, перед вами умный и проницательный человек.

С одной стороны, это обусловлено необидчивостью.

Так, если верхнее веко слегка опущено (рис. 4.5), перед вами мудрый, но уставший от жизни человек.

К. Воннегут: «Смысл человеческой жизни – кто бы человеком ни управлял – только в том, чтобы любить тех, кто рядом с тобой, кто нуждается в твоей любви…».

Брови недаром называют оправой глаз. Красивые, изящные, они могут сгладить недостатки, например маленький размер или чрезмерно близкое расположение глаз, в то же время некрасивые, куцые или, наоборот, жесткие топорщащиеся брови могут испортить даже самый красивый разрез глаз. Итак, о чем можно узнать, взглянув на брови исследуемого человека?
Примечание
Необходимо быть очень внимательными, оценивая форму женских бровей! Вероятнее всего, в процессе придания им желаемой формы натуральный изгиб, толщина и размер не сохранились. Тем не менее вы всегда сможете узнать, какой личностью женщина желает предстать перед другими, то есть как она хочет, чтобы ее воспринимали.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!