Доклад на семинар по военно-патриотическому воспитанию "актуальность и значимость военно-патриотического воспитания в современной школе". Актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания в условиях современной россии

Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цели патриотического воспитания:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

Людмила Телешенко
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников . А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Проблема воспитания гражданина- патриота древняя , как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Нравственно-патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки. Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Наш детский сад предполагает решение такой проблемы. Мы прививаем детям любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе. Формируем задачи духовно-нравственных ценностей. Наши воспитанники принимают активное участие в различных мероприятиях, фестивалях и конкурсах разного уровня. В связи с этим у нас появилась необходимость в оснащении наглядного оборудования : в костюмах, музыкальных инструментах, реквизитах, дидактического и демонстрационного материала и приобретение современного ИКТ и ТСО. В ходе разучивания музыкально-ритмических движений и постановки танцев появилась острая проблема в необходимости должности хореографа.

Многолетний опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений , воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Приближая детей к познанию русской народной песни, игре на народных инструментах было решено организовать фольклорный кружок «Берёзка» . В ходе диагностирования детей старшего возраста были выявлены самые способные дети. Предложив заниматься дополнительно в кружке, дети с удовольствием откликнулись посещать его. Мы с большим интересом поём народные песни и играем на инструментах. Но для более глубокого обучения необходимо расширить материальные возможности по приобретению музыкальных инструментов и наглядных пособий.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с введением нового Федерального образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в ДОУ. Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Взаимодействие с социумом

Наш детский сад работает в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями социума : составлен договор с Детской школой искусств, православной школой, театральными студиями, краеведческим музеем, где дети познают историю родного города, района, края. Необходимо расширить связь по сотрудничеству с другими развивающими центрами, чтобы наши воспитанники могли глубже изучать актёрское мастерство, знакомились с декоративно – прикладным творчеством. Для этого нам необходимо расширить материальные возможности для реализации планов работы.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно будет говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ . Говоря о воспитании патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Публикации по теме:

Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего поколения Практикум к педагогическому совету на тему: «Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Маленькая Родина все равно, Большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Моя малая.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование» ДОКЛАД Православная культура и воспитание.

Село Большой Карай на реке Хопер основано в 1612 году казаком Григорием Черным. Каждый год в июле месяце мы все вместе отмечаем праздник.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» Консультация для воспитателей на тему "Московский Кремль" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения Здравствуйте уважаемые коллеги. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,.

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения Роль семьи в воспитании ребенка Как часто мы слышим: «У меня совершенно нет времени на ребенка, на семью…» Порой мы сами это и говорим.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Библиотека изображений:

Детство есть великая пора жизни,
когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.

Н.В. Шелгунов.

Значимость патриотического воспитания

Одной из главных основ духовного единства российского государства был и остается патриотизм. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность укрепления и развития эффективной системы патриотического воспитания.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, я пытаюсь формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет даю детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.

Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Пути развития патриотических чувств

Воспитывать патриотизм мне помогает урок, с которого я начинаю учебный год, называется он «Я - гражданин». Цель этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы.

Учащиеся класса - активные участники конкурса чтецов, посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Регулярно проводятся встречи с фронтовиками. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

Дети с большим желанием посещают исторические места города Нальчика, который в этом году получил почётное звание «Город воинской славы».

Они занимаются исследовательской работой по теме «Моя родословная», обрабатывают и систематизируют собранный материал. Родители и дети с огромным интересом готовятся к теме «Моя Родина - это моя большая семья» (рисунки, рассказы, семейные фотографии и героическое прошлое родного края).

Таким образом, патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Поэтому уже в начальной школе я создаю условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Я воспитываю детей не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но, главное, своим личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях - это пример высокого гражданского служения, проявление истинной любви к своему Отечеству».

О себе: Увлечения - национальные танцы. Победитель республиканского фестиваля «Родной язык - душа моя, мой мир» в номинации «Современный урок русского литературного чтения в начальных классах». Фото автора

Управление образования

Муниципального образования городской округ «Охинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

«Воспитание патриотических чувств и любви

К родному краю у детей дошкольного возраста»

Выполнена: воспитателем муниципального

Бюджетного дошкольного образовательного

Учреждения детский сад №5 «Звездочка» г. Охи

Рыжковой Татьяной Игнатьевной

Содержание:


  1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

  2. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе.

  3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Формы патриотического воспитания дошкольников.

  5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.
Список использованной литературы

Приложения


  1. ^ Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину,

стать подлинным ее патриотом»

^ С.В. Михалков.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству… Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие.

^ Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи :


  • Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

  • Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  • Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от того, что будет заложено в детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

  1. ^ Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира.

^ 3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Воспитатель так организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Воспитатель должен с уважением относиться к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувство любви к родному краю. Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем. Важнейшие педагогические принципы воспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов, опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения (М. Ю. Новицкая). Отсюда – цель работы нашего коллектива, нашей группы – поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, используя личностно-ориентированную модель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми.

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

^ 4. Формы патриотического воспитания дошкольников.

Основной формой патриотического воспитания являются занятия. На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Тематическое планирование поможет педагогу устанавливать логическую связь между различными рода сведениями. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.

Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом взрослых, с народами нашей страны. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей действительности. На занятиях по сообщению новых знаний целесообразно для развития любознательности, интереса к предмету разговора предлагать детям задавать вопросы педагогу. Ответить на вопросы на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому ответив на один, два вопроса связанных с темой занятия, воспитатель записывает остальные.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно для создания эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности. Полезно включать в занятия дидактические игры. Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Искренность чувств взрослого непременно передастся и воспитанникам. Очень эффективным средством, способствующим усвоению нового материала и воспитания чувств детей является использование на занятии художественных средств в различных сочетаниях в зависимости от темы.

Так на музыкальных занятиях дети слушают музыку России, поют песни о Родине, о природе. Следует остановиться на особенностях речевой работы во время занятий по ознакомлению детей с родной страной. Особое внимание следует обратить на форму проведения занятия, она должна варьироваться в зависимости от цели и программного содержания. Периодически в течение года проводятся итоговые занятия, на которых воспитатели уточняют, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них активное отношение к событиям.

Игры так же, как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление. Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

^ 5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.

4 этап: Сахалинская область: флора и фауна родного края, главный город и города Сахалинской области.

5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.

6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

Свою работу я начала с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию. Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно:


  • целенаправленное, методически грамотное руководство деятельностью детей;

  • использование разнообразных форм организации воспитательного процесса;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Охе, с флорой и фауной родного города. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Охи, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.

Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Охи. Знакомя детей с профессиями нефтяников, были организованы экскурсии на вышку Зотова (первую охинскую нефтяную вышку) и нефтяной промысел, где ребята познакомились с трудом нефтяников и узнали о значимости их труда.

В старшем дошкольном возрасте содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось: от родного города мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной Сахалина, главным городом – Южно-Сахалинском и другими городами Сахалинской области.

Следующим этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего края – Сахалинской области, нашего города Охи.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц - Сорок сороков», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков-охинцев в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам в городском парке, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». В группу были приглашены в бабушки и дедушки воспитанников – участники Великой Отечественной войны, которые принесли свои награды и рассказали о них детям. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.

Дети с удовольствием участвовали в создании проектов «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад», «Сахалин – чудесный край», «Жить – Родине служить», участвовали в викторинах, КВН, конкурсах, посвященных родному краю, родной стране, где занимали призовые места.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая проводилась в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года. Сравнивая итоги, я увидела, что во всех разделах видна положительная динамика, следовательно, подобранная система мероприятий оказалась эффективной.


Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы планируем:

  1. Проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через создание клуба «Берегиня» и мини-музея семейных реликвий и традиций.

  2. Разработать проекты: «Знаменитые люди родного города»,
«Мой город» - об истории происхождения названий улиц,

«Чтим и помним» - о ветеранах – охинцах в годы Великой Отечественной Войны.

Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

Мы надеемся, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

Список использованной литературы:


  1. Арапова Н.А. Мой родной дом, М, 2005

  2. Демин В.Н. Тайны русского народа. -М, 1999

  3. Жуковская Р.И. Родной край, М, Просвещение, 1990

  4. Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе. М, Творческий центр, 2004

  5. Каргин С.А. Народная художественная культура. -М, 1997

  6. Костина Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

  7. Новицкая М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

  8. Рылеева Е.В. вместе веселее. М. 2000

  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

  10. Сухомлинский В.А. Родина в сердце, М, 1980

  11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

  12. Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994

  13. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, Вако, 2004

Наши партнеры

Патриотизм в наше время

Патриотизм в наше время.

Патриотизм?… Если спросить у нашей молодёжи о том, что это такое, то ответов отличных от стандартной фразы: «Любовь к Родине», практически не будет. Люди часто говорят, что они патриоты. Продолжают говорить: «я люблю Родину!», но совсем не задумываются над значением этих слов. Дело в том, что патриотом, стало быть модно. Идёт сильнейшая пропаганда поднятия восстанического духа, единства народа и на ряду с этим - патриотизма. Но это понятие искажается, становится испорченным, и постепенно перерастает в национализм. Одни кричат: «я - Русский!», и идут унижать другие национальности, в слух говоря о том, что нужно избавлять Россию от иных наций, нежели славян. Избавлять от тех, чьи люди стояли за целостность Российского государства в войнах, плечом к плечу с нашими дедами! Это совсем не проявление любви к России, как к Родине.

У некоторых патриотизм проявляется лишь на словах. Многие, говоря: «я - патриот» продолжают пить, курить - тем самым ломая здоровое будущее страны, ругаться матом - уродуя родной русский язык, и ленятся учиться и работать, что приводит к деградации нации. Так разве так проявляется любовь к Родине?

Так же на ряду с этими «патриотами» есть люди, которые мечтают уехать их страны, и мечтая о заграничной жизни говорят что у нас всё плохо, что всё не так, как надо, что мы гиблая страна и ни чего уже не изменить. А сами они что-нибудь для того, чтобы это изменить предприняли? Так если все будем бежать, то ни чего и не улучшиться. Кому всё менять? Кому улучшать? Люди плюют на судьбу страны, не принимая активного участия в её истории, не ходя на выборы и нарушая закон.

Я считаю, что если уж любить Россию, то любить всем сердцем. Она наша Мать, Родина и Дом. И не в коем случае нельзя отворачиваться от неё. Да, у нас много минусов и проблем, но только любя её, мы можем их исправить.

Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Что даже не то что учителей в школе не слушают, но и на родителей своих плюют.

Любовь к Родине начинается с самого рождения, и сопровождает нас всю жизнь. При рождении любовь к матушке России, выражается в любви к маме. В её глазах мы первый раз видим, что-то родное, нашу Родину. После добавляется уже в школе любовь и уважение к учителю, который обучая, вкладывает в нас душу. Дальше она проявляется в глазах наших дедушек и бабушек, которые жертвовали собой ради нашей светлой и спокойной жизни. Дальше родину мы видим в глазах любимого нами человека. А далее в наших детях. Когда смотришь маленькому ребёнку прямо глаза в глаза, в эти ещё ни чем не осквернённые глазки, то сразу понимаешь ради кого и чего надо жить.

Любовь к Родине тесно переплетается с любовью к природе России. К нашим Русским берёзкам, колосьям, к земле, на которой мы трудимся, и родным окрестностям.

Русский народ из покон веков гордился своей историей. Во многих войнах Россия побеждала благодаря силе духа Русского народа, благодаря сплочённости русских людей и их любви к Родине.

Именно это чувство позволяло не убегать с поля сражения, идти на смерть, выживать в голодные годы, превозмогая сложнейшие жизненные трудности, и с оружием в руках идти на врага.

К сожалению, в последнее время эти чувства стали слабеть. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и продуктивные ориентиры, а наша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела.

У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молодёжь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Для многих стало важнее пойти и расслабиться путём распития алкоголесодержащих напитков, нежели провести вечер с семьёй. Учёба отодвигается на второй план, а все возможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю, уже не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности.

Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, что бы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие либо действия, во их исправление.

«Я - Патриот», «Я люблю Россию!», «Великая Россия!» - говорит наша молодёжь, продолжая при этом выпивать, принимать наркотики, курить и ругаться матом. Таким образом, плюя на всё подвиги предков, на все их достижения и прожитую жизнь.

Вопрос о патриотизме сейчас стоит очень в сложном положении. Картинка красивого, верующего и искренне любящего свою страну народа есть, а в действительности? …..А в действительности сейчас в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы. Но лед тронулся. И это самое главное.

В этом году Россия будет отмечать 200 лет со дня Отечественной войны. Двести лет назад русский народ одержал великую победу над иноземными захватчиками, «великая» армия Наполеона разбилась о стойкость русского народа, храбрость и мужество русских войск.

Победа России - это непросто чудо, это выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.

Для самой России последствия Отечественной войны были огромны. Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победила сопротивление русского народа. Патриотизм русского народа, мужество солдат армии и искусство полководцем, твердая решимость императора Александра 1 - вот основные причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Отрицать роль стихийных факторов нельзя, но они играли второстепенную роль.

Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире.

Я благодарен за Подвиг в Отечественной войне 1812 года, за Победу над врагом всему народу и каждому человеку отдельно. Они были частицей огромной силы. В Победе есть доля каждого! Они завещали нам жизнь! Пусть я не буду «полководцем» в этой жизни, но я постараюсь быть достойным своих предков. Они были одними из миллионов людей, для которых понятие патриотизма складывалось из любви к дому, семье, своему корпусу, двору, улице, городу, стране, родине.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Патриотизм нужно воспитывать с малых лет, воспитывать дух служения, единения, верности, честности, дисциплины. Только такие люди чести и породят сильную, законную, национальную власть. Наше дело — дело Русского государства. Для этого надо жить интересами Родины, самопожертвованным служением ей, интересами целого, бороться за общее благо, а не за личное, все чувства и мысли подчинить патриотическому и государственному служению Родине.

В конце своей статьи хочу процитировать слова великого русского писателя Валентина Пикуля, он говорил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы - как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени - с их нелегкой и сложной судьбой».

Гришаев Роман, вице-сержант 7 роты 2 взвода

Руководитель - Горячкина Людмила Николаевна, зав.библиотекой



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!